Русский язык 4 класс тема Спряжение глаголов
Урок по русскому языку
в 4 «В» классе
Тема: «Спряжение глагола»
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ «Яктылык».
Глушкова Г.Р.
2013 – 2014 уч. год
Тема урока: «Спряжение глагола»
Формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием, закрепить знания о глаголе, о виде глагола как его постоянном признаке.Развивать речь через обогащение словарного запаса, смысловое построение лексических единиц, развивать образное мышление.
Воспитывать интерес к пред мету русского языка, продолжать работу по формированию речевой деятельности. Способствовать развитию умения сотрудничать с учителем и сверстниками.
Ход урока
Мотивационно-ориентировочный этап.Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно –
А к уроку всё готово?
Д. – (хором) Да.
Настраиваю на работу, использую словесно-наглядный метод; создание атмосферы для активного включения в работу всех учащихся.
а) Актуализация опорных знаний.
— О какой части речи идёт речь?
Слайд 3.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит.
Всё расскажет нам…
Д. — Глагол.
— Что вы знаете о глаголе?
Д. – Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.
— Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу.
Слайд 4.
Прошу
Терплю
Соберу
Пойму
Бегу
Тру
Подниму
Ловлю
Берегу
— В какой форме даны глаголы?
Д. – Это глаголы1-ого лица, ед. ч.
— Назовите глаголы совершенного вида.
Д. – Соберу, пойму, подниму.
— Назовите глаголы несовершенного вида.
Д. – Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю.
— Вид глагола – Это постоянный или непостоянный признак?
Д. — Вид глагола – это постоянный признак.
— Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы?
Д. – Нет, не изменится.
— При выполнении данного задания это нужно учесть.
Дети называют получившиеся слова. На экране по щелчку появляются эти слова.
— В выделенном столбике прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам.
Д. — Спряжение.
Слайд 5.
— Какая же тема нашего урока?
Д. — Спряжение глагола.
Слайд 6.
— Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.
б) Открытие правила.
— Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов».
Слайд 7.
ед. ч.
1 лицо я пеку лежу
2 лицо ты печёшь лежишь
3 лицо
1 лицо мы печём лежим
2 лицо вы печёте лежите
3 лицо они пекут лежат
— Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?
Д. – У глаголов одного лица окончания разные.
— Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?
Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.
2 группа — глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат.
— Замечательное открытие вы сделали.
Слайд 8.
—ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),
то это глаголы 1 спряжения.
—ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),
то это глаголы 2 спряжения.
г) Работа с использованием нового правила.
— А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.
Слайд 9.
Запишите глаголы в два столбика:
глаголы 1-го спряжения
глаголы 2-го спряжения
Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим.
— Работать будем с комментированием.
Дети комментируют: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.
— Теперь я предлагаю поработать в парах с упр. 2 на стр.106.
Слайд 10.
— А кто хочет попробовать свои силы у доски?
2 ученика по очереди работают за доской.
— Проверим, как справились с этим заданием. Сравните вашу работу с работой учеников, которые работали у доски.
Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.
Развитие познавательной мотивации через методический приём – загадка.
Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи.
Закрепление умения образовывать неопределённую форму глагола с учётом его видовой принадлежности.
Развитие мотивационного компонента с помощью создания проблемной ситуации. Использую частично-поисковый метод:
а) постановка проблемы;
б) выдвижение гипотезы;
в) вывод.
Создание ситуации успеха через самостоятельно сделанное открытие.
Развитие мыслительных операций – анализа и синтеза, как компонентов учебных действий.
Развитие умения работать в парах.
Физкультминутка.
Слайд 11 – 16.
— А сейчас прервёмся ненадолго и отдохнём.
Использую здоровьесберегающие технологии. Сохраняю здоровье учащихся.
Первичное закрепление.
— Вспомним, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс». Кто может рассказать его?
Ученик читает стихотворение наизусть.
Слайд 17.
М. Ю. Лермонтов. «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса – великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
— Какой приём использовал М. Ю. Лермонтов в этом произведении, говоря о тучке? Д. — М. Ю. Лермонтов, говоря о тучке, использовал приём олицетворение.
— Что такое олицетворение?
Д. – Олицетворение – это перенос качеств живых существ на неживые предметы.
— Мы не случайно вспомнили об этом приёме, так как мы его будем использовать при выполнении следующего задания.
Слайд 18.
К глаголам подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении.
(Девочка, зима
(Звери, реки) спят.
(Щёки, костры) горят.
(Вьюга, собака) злится.
Задание выполняется устно. Дети читают предложения, которые у них получились.
— Какие предложения у вас получились — распространённые или нераспространённые? Почему?
Д. – Предложения получились нераспространённые, так как в них отсутствуют второстепенные члены предложения.
— Дополните предложения второстепенными членами и прочитайте их.
Дети проговаривают свои варианты.
— Запишите понравившееся предложение. У глагола выделите окончание и определите спряжение.
— Какие предложения записали? Назовите глагол, его окончание и к какому спряжению относится.
— Молодцы! У вас получились замечательные предложения.
Развитие познавательной мотивации через установление межпредметных связей с литературным чтением.
Развитие речи, образного мышления, расширение словарного запаса.
Самостоятельная работа.
— А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.
Слайд 19.
— На компьютерах откройте файл «Самостоятельная работа»
1 вариант
Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.
Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти —
молчать —
нести —
кричать –
лечь –
2 вариант
Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч. Определи спряжение.
Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
(Детям заранее был отправлен файл с «Самостоятельной работой» по вариантам: 1в. – сильным учащимся, 2в. – слабым учащимся.)
Дети работают на компьютерах.
— Проверьте себя.
Слайд 20.
1вариант 2 вариант
— ползёшь, ползут(1спр.) — ползёт, ползут(1спр.)
— молчишь, молчат (2спр.) — молчит, молчат (2спр.)
— несёшь, несут (1спр.) — несёт, несут (1спр.)
— кричишь, кричат (2спр.) — кричит, кричат (2спр.)
— ляжешь, лягут (1спр.)
— Встаньте те ребята, у кого нет ошибок.
— Молодцы! Эти ученики получают оценку «5».
Первичная проверка усвоенных знаний
Дифференциация по степени сложности и по объёму
Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи.
Итог.
Слайд 21.
— Итак, подведём итог нашей работы.
— Над какой темой мы работали?
— Что нового узнали?
— Чему научились? Какое у вас настроение?
Развитие самооценки, чувства удовлетворённости от урока.
Домашнее задание.
Слайд 22.
-Для закрепления полученных знаний, выполните
упр.3, стр. 107, при его выполнении
обратите внимание на информацию на стр. 106 .
Урок окончен. Слайд 23.
Самостоятельная работа
1вариант
Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.
Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
лечь –
Самостоятельная работа
2 вариант
Образуй от данных глаголов
глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч.
Определи спряжение.
Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
infourok.ru
Спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Лицо и число
На уроке мы разберем спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями, а также лицо и число глаголов. Повторим полученные ранее знания о глаголе, рассмотрим окончания. Ознакомимся со схемой определения спряжения глагола и закрепим знания, полученные на уроке, выполнив задание.
На уроке мы рассмотрим спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями, а также лицо и число глаголов. Для изучения новой темы прочитайте стихотворение и обратите внимание на выделенные слова (рис. 1).
Рис. 1. Стихотворение
Выделенные слова в стихотворении – это глаголы (рис. 2).
Рис. 2. Глаголы
Для лучшего усвоения нового материала повторим все, что знаем о глаголе.
Часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, что делал?, что буду делать?, называется глаголом.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать?. Имеют окончания -ть, -ти, нулевое окончание в глаголах на -чь.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Окончания глаголов по спряжениям (рис. 4):
Рис. 4. Окончания глаголов по спряжениям
Задание 1
Определите ё или и в окончаниях глаголов (рис. 5).
Рис. 5. Задание 1
Ответ (рис. 6)
Рис. 6. Ответ
Окончания определять легко, потому что него падает ударение.
Задание 2
Образуйте от глаголов форму настоящего времени 3-го лица единственного числа (рис. 7).
Рис. 7. Задание 2
Выделим окончание и определим спряжение (рис. 8).
Рис. 8. Ответ
Задание 3
Выпишите словосочетания в два столбика: глаголы 1 спряжения и глаголы 2 спряжения (рис. 9).
Рис. 9. Задание 3
Ответ (рис. 10)
Рис. 10. Ответ
Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяется по окончанию (рис. 11).
Рис. 11. Окончания глаголов по спряжениям
Для определения спряжения глагола используйте схему (рис. 12).
Рис. 12 Схема определения спряжения глагола
Составьте пословицы. Вставьте пропущенные буквы-орфограммы, раскройте скобки (рис. 13).
Рис. 13. Задание 1
Ответ (рис. 14)
Рис. 14. Ответ
Чтобы правильно написать окончание глагола, необходимо определить, ударное оно или безударное, и воспользоваться алгоритмом, приведенным на схеме.
Список литературы
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: 2013. – Ч. 1 – 160 с., Ч. 2 – 144 с.
4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч.. – 2013. – 192 с., 192 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт bacenko.ru (Источник)
2. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)
3. Интернет-сайт russkiy-na-5.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Что такое спряжение глагола?
2. Как определяется спряжение глагола с ударным окончанием?
3. Перечислите окончания глаголов 1 спряжения, глаголов 2 спряжения.
interneturok.ru
Урок по русскому языку «Спряжение глаголов» (4 класс)
Тема урока: Спряжение глагола.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели урока: Обеспечение глубокого, осознанного усвоения программного содержания темы урока, через формирование УУД:
Задачи:
– познакомить с понятием спряжение, формировать умение определять спряжение глаголов, совершенствовать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, отработать алгоритм определения спряжения глаголов; умения определять число глагола и знания правописания мягкого знака после шипящих в глаголах;
– развивать орфографическую зоркость, мышление и речь учащихся, умение делать выводы; обогащать словарный запас, развивать умение видеть изученные орфограммы.
– воспитывать аккуратность, гигиенические навыки письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества.
Личностные УУД:
Формирование интереса к изучению родного языка.
Формирование креативного мышления учащихся.
Нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей
Познавательные УУД:
Определить наличие у глаголов двух спряжений на основе различий , проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов.
Наблюдать за личными окончаниями глаголов.
Разработать алгоритм определения спряжения глаголов с ударными личными окончаниями.
Устанавливать связи на основе аналогии свойств.
Определять спряжение глагола по его ударному окончанию.
Определять грамматические признаки глаголов.
Строить рассуждения, делать и формулировать выводы.
Поиск и выделение необходимой учебной информации, использование имеющихся знаний.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге, общей беседе.
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, учителем, присутствующими гостями, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Развитие культуры коллективного общения.
Планирование учебного сотрудничества.
Ориентирование в своей системе знаний, обоснование своего ответа.
Регулятивные УУД:
Обучение умению:
планировать и контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Выделение и осознание того, что усвоено.
Определение целей учебных заданий.
-познакомить с наличием двух спряжений глаголов;
-упражнять в определении спряжения;
-вести работу по запоминанию личных окончаний глаголов;
— развитие способностей обучающихся к рефлексии;
Планируемые результаты:
1. Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала, способность к самооценке.
2. Предметные: научиться определять спряжение глагола по его ударному окончанию.
3. Метапредметные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога.
Методы: словесные, наглядно-иллюстративные, наблюдения, работа с книгой, метод упражнений, метод активизации познавательной деятельности, самостоятельная работа, работа в паре, проблемная ситуация.
Используемые технологии:
Информационно-компьютерная;
Здоровье-сберегающая;
Личностно-ориентированная;
Обучение в сотрудничестве.
Вид урока — открытие нового знания
Средства: мультимедийная презентация, листки заданий, учебники.
Оборудование:
1. компьютер, мультимедийный проектор,
2. презентация
3. Карточки для индивидуальной работы, карточки со словами,
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
По предмету
Формируемые УУД и приемы их формирования
1.
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
Улыбнемся друг другу.
Ведь мир с улыбкой становится добрее и теплее. Пройдите пальчиками по руке соседа до его плеча и скажите ему: «Если будет трудно – я помогу». Давайте с хорошим настроением начнем урок, и пронесем это настроение до конца дня.
Показать наше настроение нам помогут наши смайлы подставки.
Перед тем, как приступить к работе отметьте на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА свое отношение к предстоящей деятельности на уроке.
Дети приветствуют учителя, друг друга.
Дети выполняют
Личностные
-Самоопределение.
-Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.
П2.
Актуализация знаний и фиксация проблемы.
— Девизом нашего урока будет очень известное выражение
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
— Как вы понимаете смысл этого выражения?
А) проверка д/з
— Давайте проверим, смогли ли вы справиться с домашней работой.
— Что нужно было сделать дома? МОЛОДЦЫ!
Б) оформление работ
— А сейчас приступим к оформлению работ, но для этого вспомним правило:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою —
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
Девятнадцатое марта.
Классная работа.
В)Минутка чистописания
Дд Дд
До ду До ду
Дорогу осилит идущий. (найти орфограммы)
Г) Словарная работа
Р *ботать ж * лаю
Т *традь а ** лея
П *нал вч* ра
(Ребятам желаю: работать старательно
Все будет в тетрадях тогда замечательно.
Слова без ошибок пишите всегда:
Аллея, пенал и конечно вчера)
— Проверим. «Принцип 3 К»
МОЛОДЦЫ
Дети объясняют.
Проверка дом. работы
письмо минутки чистописания
Словарная работа, объяснение написания
Грамматические признаки глагола, изменение глагола по лицам и числам.
Коммуникативные УУД
-Договариваться с другими детьми, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.
Регулятивные УУД
-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
3.
Постановка учебной задачи.
— Я задумала слово, которое имеет непосредственное отношение к нашей теме урока, угадайте его, задавая мне вопросы.
А сейчас мы с вами проведем игру «Мои друзья», использую карточки с глаголами, которые находятся на ваших столах. МОЛОДЦЫ
— Давайте составим паспорт глагола в виде многоэтажного дома.
Ребята, какое понятие из данных слов нужно нам для составления паспорта глагола? (спряжение или склонение)
— Почему склонение мы не можем внести в таблицу?
— А знаете ли вы, что такое Спряжение?
-Сформулируйте тему нашего урока. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
-Какую цель поставим на урок?
1.узнать о спряжении глагола;
-определить способ написания безударных личных окончаний глаголов.
2. Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; уметь доказывать, аргументировать своё мнение;
3. Способствовать умению работать самостоятельно, в паре, в группе, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Регулятивные УУД
-Самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения.
4.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения
Физминутка
А) Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам
— Как изменялись глаголы? (по лицам и числам)
— В каком времени употреблены глаголы?
— Какая часть слова изменялась? (окончание)
— Какую особенность окончаний заметили?
— Обратите внимание на правописание окончаний глаголов во 2 лице ед. ч.:
— ешЬ, — ёшЬ, — ишЬ, во 2 лице мн. ч.: — етЕ, — ётЕ, — итЕ.
Б) Работа с учебником с. 80 у. 163 (УСТНО)
ПУНКТ – ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Работа с таблицей с. 81 у. 164 (УСТНО)
— На какие две группы можно разделить глаголы?
Вывод: Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Как жуешь? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
А учится, будешь как?
Проанализируйте таблицу
Работа по вариантам и у доски:
— Измени по лицам и числам глаголы, выдели окончания:
1в. – читать – наст. время.
2 в. – пробегу – буд. время
Дописывают:
Какие глаголы изменяются по лицам и числам?
По какому признаку различают глаголы I и II спряжения?
Как личные окончания глаголов зависят от спряжения?
Делают вывод .
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения.
Делают вывод: спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагают, что нужно для выхода из этой проблемы.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в совместном решении учебной задачи.
Коммуникативные
-умение делать вывод на основе обобщения знаний.
5.
Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи
Работа с комментированием у доски и в тетрадях. Упр. 165 с. 81
Проговаривают , пользуясь презентацией.
Проговаривают типы спряжения
Регулятивные
-Принятие учебной задачи.
6.
Работа в парах с проверкой по эталону.
— Определите спряжение глаголов, разместив их в нужные столбики. «Принцип 3К»
Работа в паре.
Проверка с помощью презентации
Записывают глаголы.
Регулятивные
-Установка на воспитание волевой саморегуляции (не бояться преодолевать трудности).
-Контроль (проверка выполненной работы по образцу и по алгоритму).
-Оценка
7.
Включение в систему знаний и повторение
Составим алгоритм действий, как определить спряжение глагола.
Алгоритм:
1. Поставь глагол в Н.Ф.
2. Определи спряжение.
3. Если гл. I спр. –
пиши — ет, — ете,- ем, ешь — ут, ют.
4. Если гл.II спр.-
пиши -ит, — ите, — им, — ишь, — ат,- ят.
Игра «Я возьму в свою команду»
работа с карточками – глаголами.
Дополнительно:
«Верное/неверное утверждение»
— Я считаю, глаголы изменяются по временам…
-Я считаю, что глаголы с частицей не пишутся слитно…
— Я считаю, что глаголы склоняются…
Я считаю, что глаголы обозначают действие предмета…
Я считаю, что глаголы изменяются по лицам и числам…
Я считаю, что все глаголы изменяются по родам…
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Коллективное обсуждение.
Выполняют задание. Отвечают на вопросы.
Алгоритм:
1. Поставь глагол в Н.Ф.
2. Определи спряжение.
3. Если гл. I спр. –
пиши — ет, — ете,- ем, ешь — ут, ют.
4. Если гл.II спр.-
пиши -ит, — ите, — им, — ишь, — ат,- ят.
Познавательные УУД
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую, представить информацию в виде схемы.
8.
Рефлексия
Оценивание
— Подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали на уроке?
— Что такое спряжение? На какие две группы делятся глаголы? Нужно ли продолжить работу над этой темой?
— Этому будут посвящены наши следующие уроки. Мы будем изучать правописание безударных личных окончаний глаголов. Скажите, девиз нашего урока помог нам в работе.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
– Выберите для себя нужное утверждение.
А теперь на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА отметьте вашу деятельность на уроке.(СЛАЙД22)
Кого из ребят вы хотели бы поблагодарить на уроке?
Кому пожелали бы быть более активным?
Регулятивные
-Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.
-Определяют степень успешности выполнения своей работы
-Учатся планировать свою деятельность.
Домашняя работа
Проспрягать глаголы бежать, думать. Составить предложение с одним из глаголов
infourok.ru
Самостоятельная работа по теме «Спряжение глаголов» 4 класс
Самостоятельная работа по теме
«Спряжение глаголов» (4 класс)
Инструкция:
Вам предложено 8 упражнений по теме. Каждое упражнение оценено определенных количеством баллов. Ваша зада выбрать упражнение на ту оценку которую вы хотите.
Оценка «3» — 4 балла
Оценка «4» — 6 баллов
Оценка «5» — 10 баллов
Желаю удачи!
Упражнение 1 (1 балл)
В каких случаях верно определено спряжение? Выпишете глаголы в тетрадь.
Глядят – I, решать – I , бросать — II, видеть – I , ненавидеть – II , вертеть – I , замечать – I , крушить – II , любят – I , стелить – II , чуять – II , шагать – I.
Упражнение 2 (1 балла)
Укажи, в каких случаях верно определено время глагола. Выпишете глаголы в тетрадь.
Зеленел – пр вр; работает – б вр; нарисует – б вр; встречает – н вр; дремать – б вр.
Упражнение 3 (2 балла)
Спишите. Вставь окончания, укажи спряжения.
Мы уч…м, вы груз…те, они ход…т, ты слома…шь, они чист…т, ты жале…шь, мы се…м, вы слыш…те, они вид…т, ты бре…шь, он гон…т, он завис…т, мы зева…м, они кол…т, мы замороз…м, он сине…т, они готов…т.
Упражнение 4 (2 балла)
Спишите вставив окончания, укажи спряжения. Подчеркни глаголы будущего времени.
Зимой солнце свет…т, но не гре…т. Мама свяж…т тебе теплый свитер. Легкий ветерок круж…т и верт…т в воздухе последние снежинки. Весной солнышко пригре…т жарче, растоп…т снега, согре…т землю, разбуд…т все живое. Мы часто ход…м в наш парк, гуля…м по липовым аллеям, брод…м по извилистым дорожкам.
Упражнение 5 (3 балла)
Укажи, в каких словах пишется гласная “Е” в окончании. Запиши.
Уч…шь, чист…шь, шага…шь, счита…шь, бре…шь, держ…шь, стел…шь, зашива…шь, черт…шь, игра…шь, мо…шь, реж…шь, вар…шь, име…шь, бел…шь, ро…шь, дыш…шь, раду…шься, удивля…шься, ход…шь.
Упражнение 6 (4 балла)
Образуй глаголы из других частей речи, поставь их во 2 лицо множественного числа, определи спряжение, выдели окончание.Запиши.
Красный – 3) Восход –
Молодой – 4) Бег –
Упражнение 7 (4 балла)
Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.
Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.
Упражнение 8 (5 балла)
Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.
Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.
kopilkaurokov.ru
конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ»
Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».
Задачи:
— систематизировать представление о I и II спряжении глаголов;
— познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;
— сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
— формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
— развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
— развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими — оборотами, пословицами; логическое мышление, память;
— воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные — — качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.
2.Словарная работа.
— Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Записываем сегодняшнее число, классная работа.
— Наш урок начнём со словарной работы.
— Откройте словарь на стр. 172-173. Выпишите из него все глаголы. Поставьте ударение, отметьте безударные гласные и другие орфограммы.
Здравствовать, интересоваться, квартировать, командовать, переписывать, сверкать, тревожиться.
— В какой форме записаны глаголы? НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ
— На какие 2 группы можно разделить эти глаголы? С СУФФИКСОМ — СЯ И БЕЗ НЕГО
3. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, на какие ещё 2группы можно разделить эти глаголы, научимся их делить.
4. Введение в тему урока
Для этого откройте учебник, упражнение 54 стр. 78
— Проспрягайте глаголы Спасти, бежать в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку). Выделите личные окончания.
Ед ч
Я спасу, бегу,
Ты спасёшь, бежишь
Он спасёт, бежит,
Мн ч
Мы спасём, бежим,
Вы спасёте, бежите,
Они спасут, бегут.
5. Изучение нового материала
Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!
Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).
— На какие 2 группы делятся глаголы? 1 и 2 спряжение
Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.
— Пользуясь упр 54, назовите окончания глаголов 1 спряжения, II спряжения.
I спряжение II спряжение
Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч ПОВЕСИТЬ ТАБЛИЦУ
1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им
2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите
3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят
— Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).
-У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
ФИЗМИНУТКА
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? — Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? — Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? — Вот так!
-Как летишь? — Вот так!
-Как плывёшь? — Вот так!
-Как сидишь? — Вот так!
— В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? — 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ
— Сравните свой вывод с таблицей в упр. 55 на стр. 78.
— Понаблюдайте, чем различаются личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
— Какие личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения одинаковы? А чем различаются?
— Если на окончания глаголов падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях гласная – е (ё), а 3-м л мн ч -ут (-ют) — 1 спряжение, в окончаниях гласная –и, а в 3-м л мн ч –ат (ят) — 2 спряжение.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение
Игра
— Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопают мальчики. Если произнесу глагол II спряжения, хлопают девочки. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.
— Вернёмся к началу урока. На какие ещё 2 группы можно было разделить глаголы из словаря?
— Определите у них спряжение.
6. Закрепление изученного
Упражнение 58 стр. 79
— Прочитайте отрывок из сказки В. Осеевой.
— Подумайте, почему так ответил старик?
— Объясните пропущенные орфограммы.
— В 1 столбик выпишите глаголы 1 спр, а во 2 – 2 спр. (дети по цепочке выходят к доске и распределяют глаголы в 2 столбика)
-Что для этого нужно сделать? АЛГОРИТМ на доске
-Определите.
7. Домашнее задание.
Стр. 80 упр 59
8. Итог урока.
— Давайте подведем итоги нашего урока.
– Над какой темой работали?
– На какие группы делятся глаголы?
– Каковы характерные признаки этих групп?
– Как определить спряжение глагола?
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?
– Интересно было на уроке?
-Простым карандашом на полях нарисуйте смайлик, который бы отобразил ваше настроение от урока.
– Какое задание вызвало затруднение?
– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?
infourok.ru
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Организационный момент | Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового. Присаживайтесь на места. | ||
2. | Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме | С какой частью речи мы работаем последние уроки? Что такое глагол? Какие формы глагола знаете? Глаголы в форме | Отвечают: Глагол Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние, чувства. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? каков? Отвечают: Начальная форма (образуется при помощи суффиксов ть, чь, ти) Личные формы глагола указывают на того, кем совершается действие Глаголы в форме 1-го лица указывают на то, что действие совершается говорящим. Глаголы в форме 2-го лица указывают на то, что действие совершает тот, к кому обращаются. Глаголы в форме 3-го лица обозначают действие, которое совершает тот (то), о ком (о чём) говорят. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
Работа в тетради | Давайте вспомним правила посадки при письме. Открываем тетради. Записываем число. Классная работа. Пишем и проговариваем. | Читает наизусть один ученик: Я тетрадь свою открою | Слайд 5 | |
3. | Минутка чистописания | Сегодня на минутке чистописания будем писать цепочку, состоящую из буквосочетаний -ем и –им. Что напоминают вам эти сочетания? (мы слушаем, мы летим) Напишите эту цепочку до конца строки ем // им | Отвечают: Окончания глаголов в форме 1 лица, множественного числа. | Слайд 6 На доске написаны слова |
4. | Постановка цели занятия перед учащимися. | Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? Мы начинаем изучать большую тему на правописание безударных личных окончаний глаголов. Тема нашего урока: «Спряжение глагола». Сегодня на уроке вы узнаете, что такое спряжение глагола; познакомитесь с глаголами I и II спряжения; научитесь различать их по различным окончаниям. | Отвечают: Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и? | Слайд 7 Тема написана на доске |
5. | Организация восприятия и осмысления новой информации | Послушайте сказку: Давным-давно, когда нас с вами ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им: – Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на – ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной). Давайте посмотрим внимательно на иллюстрацию, которая получилась, можете сделать вывод по ней? Что нам надо сделать, чтобы узнать склонение глагола? Посмотрите на таблицу. Давайте сравним окончания личных форм глагола. Чем похожи и чем отличаются окончания I и II спряжения? Сделаем вывод: Если у глагола личные окончания… | Слушают сказку. Отвечают: Чтобы узнать склонение глагола необходимо поставить его в начальную форму. Отвечают: I и II спряжения похожи окончаниями в 1-ом лице единственного числа. Отличаются тем, что в I спряжении пишем в окончаниях гласные е, у, ю , а во II спряжении и, а, я Отвечают: Если у глагола личные окончания ю, у, ем, ешь, ете, ет, ут, ют, то это глаголы I спряжения Если у глагола личные окончания у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят, то это глаголы II спряжения | Слайд 8 Слайд 9 |
6. | Первичная проверка понимания. Работа с учебником | Давайте проверим, как вы разобрались в новой теме. Откройте учебник страница 92 упражнение 1. Читаем задание. Выполняем упражнение в группах, опираясь на таблицу. Проверка: одна группа читает слова, записанные в I или II спряжение, и объясняет свое решение, остальные группы проверяют и высказывают свое мнение в разделении слов на группы Записываем: Упражнение 1. Делим тетрадный лист на две части. В одной стороне пишем I спр., во второй II спр. Оставшиеся слова записываем в тетрадь. Выполняем задание самостоятельно. Меняемся тетрадями, проверяем работу одноклассника. Ставим оценку. | Читает вслух задание: Запиши в две группы: 1) глаголы I -го спряжения, 2) глаголы II -го спряжения. Рассуждают: Ведём – окончание ём, это глагол I спр., жгут – I спр., говорят – II спр., льют – I спр., смотрят – II спр., рассказываете – I спр., читаешь – I спр., несёте – I спр., крикнут – I спр., дарим – II спр., кормят – II спр. | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
7. | Физминутка | Давайте отдохнем, подвигаемся. | Выполняют действия: Поскачите, попляшите, | Слайд 13 |
8. | Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу | Немного отдохнули, пора дальше работать. Откройте учебник страница 93 упражнение 3. Читаем задание. Записываем в тетради: Упражнение 3. Делим тетрадный лист на две части, в одной части пишем глаголы – I спр., в другой – II спр. Работаем в паре. Необходимо выписать по два глагола каждого спряжения Проверяем работу | Читает вслух задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы, отметь окончания. Определи спряжение глаголов. Молчит – II спр., веет – I спр., слышит – II спр., глядит– II спр, светит– II спр, греет– I спр, холодит– II спр, открывает– I спр, убывают– I спр. | Слайд 14 Слайд 15 |
9. | Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний | С чем познакомились сегодня на уроке? Давайте попробуем дать определение спряжению глагола. Я вам немного помогу: спряжение – это изменения глагола по… (показ учителя на таблицу «Спряжение глагола») Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний Как определить спряжение глагола? Какое окончание имеет глагол I спряжения? Какое окончание имеет глагол II спряжения? Попробуйте оценить свои знания по лесенке успеха: мне все понятно, я не все понял, я не понял | Отвечают: лицам и числам и их окончания Читают. Отвечают: По окончанию Отвечают: ю, у, ем, ешь, ете, ет, ут, ют у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят | Слайд 15 Слайд 16 |
10. | Контроль над результатами учебной деятельности, оценка знаний | Выставление оценок за работу на уроке, комментирование полученных отметок | ||
11. | Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание: страница 93 упражнение 4. Читаем задание. Например, слово «звать» в 1 лице единственного числа множественного числа Запишите эти глаголы вместе с местоимениями | Читают задание: Измени глаголы звать, спать по лицам и числам и отметь окончания. Определи спряжение по личным окончаниям спряжение. Отвечают: Я зову Мы зовем | Слайд 17 |
12. | Подведение итога урока | Подведем итог урока. Что нового узнали сегодня на уроке? Какое задание вызвало затруднение? Что осталось непонятным? | Отвечают: Познакомились с I и II спряжением глагола |
multiurok.ru
Урок русского языка в 4 классе «Спряжение глаголов»
Спряжение глаголов. Урок русского языка в 4 классе.
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Повторение.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1.Словарная работа / работа в парах
— Возьмите карточки для словарной работы. Прочитайте задание, выполните его. (Выполняют задание)
Задание
В каком ряду все слова с непроверяемой гласной о?
а) …втобус, в…сток, б…гаж;
б) в…кзал, яг…да, к…стёр;
в) м…роз, …ллея, ур…жай.
— Обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения задания у соседа.
— Проверка выполнения задания.
2. Минутка чистописания
ΙΙΙ.Введение в тему
— Подумайте и выберите правильное утверждение . Утверждения записаны на доске.
Спряжение глаголов – это
1) изменение глаголов по падежам
2) изменение глаголов по числам
3) изменение глаголов по родам и числам
4) изменение глаголов по числам и падежам
5) изменение глаголов по числам и лицам
6) изменение глаголов по родам и лицам
Вывод:
— Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
— Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Ответы детей)
— Вы продолжите изучать особенности спряжений глаголов.
ΙV. Новая тема (работа в группах)
— Проспрягайте глаголы спасти и лететь. Выделите окончания. (Дети спрягают глаголы.)
Проверка выполненного задания
— Кто думает иначе?
Проверка по слайду
— Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (У них получились разные окончания)
— Да, действительно, окончания разные. Как вы думаете, с чем это связано?
— Сверьте ваши предположения с правилом учебника на с.121
Вывод:
— Итак, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
— Может быть, кто-то из вас предложит наиболее легкий способ запоминания окончаний глаголов 1 и 2 спряжения? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Ответы детей)
— В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» — две палочки, римская цифра II. Так легко запомнить!
V. Физминутка (выполняется стоя)
Проводит ученик.
VI. Первичное закрепление (самостоятельная работа в тетрадях)
— А теперь задание для закрепления.
Упр.3 с. 122 вашего учебника. Вам нужно распределить глаголы в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны! Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.)
— Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами. (Дети выполняют задание.)
— Проверьте, правильно ли вы справились с работой.
— Оцените себя сами.
VΙΙ. Повторение пройденного материала
— Возьмите карточки «ТЕСТ на оценку». Выполните задания теста. Оценки по итогам проверки я сообщу вам на следующем уроке.
1. Сколько временных форм имеют глаголы?
а) 2 б) 3 в) 4
2. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме…
а) прошедшего времени;
б) настоящего времени;
в) будущего времени.
3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
а) что делает? что делают?
б) что сделает? что будет делать?
в) что делал? что делали?
4. Выбери глаголы будущего времени
а) пробежала в) прилетит д) запищат
б) воркует г) напишу е) сфотографирует
VΙΙΙ. Итог урока .Рефлексия.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
ΙX. Домашнее задание
infourok.ru