Способы воспитывающего воздействия на детей и подростков – проблемы, сложности и способы их решения. Советы психологов и рекомендации педагогов

Содержание

проблемы, сложности и способы их решения. Советы психологов и рекомендации педагогов

Каждой семье знакома ситуация, когда наступает период времени непослушного подростка. Это переходный возраст ребенка. Его важно не упустить, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами в более серьезных форматах. Ведь хочется, чтобы ребенок понимал происходящие события в жизни, воспринимал все правильно и мог пользоваться советами старших людей.

Как воспитать подростка? Это самый насущный и важный вопрос, возникающий в каждой семье, где есть дети. Чаще всего родители начинают свое воспитание с того, что объясняют, почему неправильно поведение ребенка и чем это будет грозить ему в дальнейшем. Но в большинстве случаях обычные воспитательные беседы и разговоры не дадут никакого результата. И на этом воспитание трудного подросткового возраста останавливается, поскольку родители думают, что не в силах бороться с этим поведением. Но кто, как ни папа с мамой, должны помочь ребенку и направить его в нужное русло?

Формирование привычек и навыков

О том, как правильно воспитывать подростков, можно услышать от любого психолога. Большинство ученых вывели гипотезу о том, что мозг ребенка очень пластичен. И с самого детства он будет меняться от внешних событий, факторов. Ребенок станет подстраиваться под ту или иную ситуацию. И на основе этого станут формироваться привычки и навыки, которые в дальнейшем сложно переломить.

С возрастом мозг уже не настолько пластичен, но он может развиваться. И это является ключевым моментом, который необходимо использовать. Поэтому важно не упустить момент исправления поведения в подростковом возрасте. Ведь иногда случается так, что данный период является последним шансом создать и укрепить нервную систему подростка, правильные манеры его поведения. Все это будет оказывать влияние на дальнейшую жизнь вашего взрослеющего ребенка.

Чувствительность и эмоциональность детей-подростков

Вопросом о том, как воспитывать детей-подростков, задается каждый обычный родитель. Важно знать то, что в таком возрасте дети становятся очень чувствительны, подвержены частым эмоциональным срывам. Все это происходит у них в голове. В этом-то и состоит опасность, поскольку, как активно работает мозг и что там происходит, понять сразу невозможно. У подростков активизируется та часть мозга, которая отвечает за эмоции. Дело усугубляется тем, что часть мозга, способствующая принятию здравомыслящих решений, только развивается. Отсюда и импульсивное поведение, и перепады настроения, и многое-многое другое.

Нужно заранее выяснять, как правильно воспитывать подростков, чтобы потом не возникало проблем. К каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход, который подойдет конкретно его характеру, манерам поведения.

Способы, воспитывающего воздействия

Ребенок часто хочет испытывать какую-то радость, какие-то эмоции. Но ведь дети не всегда понимают, что эмоции могут быть не только положительными, но и отрицательными. Поэтому в случае отрицательных ощущений или негативной ситуации подросток не сможет правильно поступить. Родителям важно знать, какие есть способы воспитывающего воздействия на детей и подростков. Можно выделить как минимум пять различных методов:

  • убеждение;
  • упражнения и приучения;
  • процесс обучения;
  • метод стимулирования;
  • обязательно контроль и оценка поведения.

Каждый из этих способов должен проявляться от воспитывающего человека, поскольку он различными методами будет влиять на ребенка. В педагогике существует несколько важных позиций. Первоначально с помощью правильной речи преподносятся объяснения той или иной ситуации. После чего происходит контроль того, как подросток понял слова и какой вывод он делает. И в конце обязательно нужно дать оценку его поведения.

Первый способ – это убеждение наших подростков

Воспитывать, понимать, любить – это три составляющие, которые обязательно должен применять любой родитель. В момент проведения воспитательной беседы нужно приводить такие аргументы, которые станут основными моментами и будут держать внимание подростка конкретно на возникшей ситуации. Метод убеждения – это возможность с разных сторон действовать на разум, ум юного человека. Здесь следует использовать различные доказательства, способы объяснения и внушения своей точки зрения. Важно знать, как воспитать самостоятельность у подростка. Ведь данному навыку можно научить только на этапе воспитания. А именно через упражнение, например, планомерно организовывать выполнение разных действий. Такие упражнения помогут сформировать и развить личность.

Метод обучения и стимулирования

Тому, кто интересуется вопросом, как воспитать подростка, будет интересно узнать еще о двух методах, которые пригодятся в общении с ребенком. Поговорим об обучении. Метод является практически доминирующим средством. Можно обучать словами, наглядным примером и действиями. Эту классификацию необходимо дополнять способами проверки и закрепления.

Следующий метод – это стимулирование. Данный процесс помогает ребенку осознавать проделанные поступки. Стимулирование поможет пробудить, дать импульс, сделать толчок мыслям, чувствам, и тогда ребенок станет действовать в нужном направлении.

Демонстрация любви между членами семьи

По сути, подростки девочки и мальчики сильно не отличаются. Но есть небольшие склонности и различия между ними в воспитании. Существует три метода воспитания. Первое правило – это демонстрация любви. Ребенок должен чувствовать комфорт и уют в доме. Для этого важно окружать его не только заботой, но и любовью. Часто в непонятных ситуациях ребенку важно выражать поддержку. Каждый член семьи должен проявлять нежность и внимание, а также активно участвовать в жизненных планах юного человека. При любом положительном или отрицательном событии важно отметить поведение ребенка и в мягкой форме дать оценку его действиям.

Строгость в воспитании. Должна ли она быть?

Второе правило воспитания – это строгость. Если вы интересуетесь тем, как воспитать подростка правильно, то про строгость забывать не стоит. Ребенок не сможет правильно воспринимать поучительные слова, если родители не будут держать внешний контроль. Причем он должен быть строго озвучен. Только тогда есть возможность проявления самостоятельности у ребенка, чтобы он мог самостоятельно контролировать свои действия.

Соблюдать последовательность необходимо также в своих действиях и поступках. В случае возникновения повторной ситуации не нужно прибегать к крику и создавать атмосферу страха для ребенка. Такая агрессия только замкнет чувства подростка. Контроль необходимо постепенно ослаблять. Ребенок должен делать самостоятельные шаги к правильной цели. Иначе все подконтрольные действия не дадут ему понять свое поведение. Подросток должен ощущать контроль над своим поведением, разбираться в том, что он делает правильно, а что — нет.

При соблюдении этих трех правил воспитания получится отличный результат. У ребенка должно проявляться чувство саморегуляриции своего поведения. Укрепить самоконтроль возможно, выполняя физические упражнения. Самым эффективным видом спорта считается командный — футбол, баскетбол, хоккей.

Период полового созревания

Самый сложный этап развития личности человека – это подростковый период. Каждый родитель должен знать, как воспитывать подростка в 14 лет. Это период, когда происходит процесс полового созревания, формируются физиологические признаки, вырабатывается характер, проявляются определенные эмоции. Переходный возраст у девочки начинается гораздо раньше, чем у мальчиков. Поэтому задумываясь о том, как воспитывать подростка мальчика или девочку, следует помнить, что методики их обучения немного отличаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

Особенности и отличия в воспитании мальчиков и девочек

Основными отличительными чертами считаются такие нюансы, что мальчику нужно доверять, а вот о девочке следует заботиться. Если к мальчику часто проявлять любовь, дарить ему нежную заботу, то в глазах ребенка это будет выглядеть так, будто родители не доверяют ему. От отсутствия веры у него не будет самостоятельности. А вот если девочке дать полную свободу в выборе своих действий, то она может подумать, что она никому не нужна и ее никто не любит. Свою заботу сыну нужно выражать только через доверие.

Чувства девочки и мальчика в раннем возрасте также будут отличаться. Это следует всегда учитывать. Если мальчик-подросток сделал правильный поступок, то его самостоятельное действие необходимо поддержать. Также обязательно следует мотивировать его поступок, чтобы в дальнейшем каждое действие обдумывалось.

Особенности воспитания девочек. Что следует учитывать?

Каждой маме следует знать, как воспитать подростка-девочку. Ведь девочка – это нежное создание, которому необходимо забота и особое внимание. Она при любом случае будет проявлять свои чувства, эмоции и порой даже слезы.

Девочек нужно любить и постоянно проявлять к ним эту любовь на деле, чтобы они чувствовали ее и понимали, что ими дорожат. Девочкам нужно одобрение, забота и понимание. Особенно важно также помогать в сложную минуту и поддерживать. Как только девочка почувствует заботу, направленную на нее, сразу появится уверенность в себе, своих поступках и действиях. И в дальнейшем ей будет легко справляться с теми или иными трудностями и проблемами.

Советы для родителей

О том, как воспитать подростка, много уже сказано. Из всего большого количества рекомендаций можно выделить самые главные критерии, на которые стоит обращать внимание каждому родителю, имеющему у себя в доме подростка:

  1. Родители должны интересоваться делами своего ребенка и обязательно участвовать в них. А точнее помогать и поддерживать. Это поможет проконтролировать его поступки и совместно пройти трудности. Если внимательности и помощи родителей будет недостаточно, то у ребенка может появится низкая самооценка.
  2. Мамы и папы должны не только воспитывать, но и слушать и сопереживать чаду. Родители, которые не обладают такими чувствами, будут вызывать у ребенка равнодушие.
  3. У пап и мам должна присутствовать любовь и положительные эмоции. Они должны проявляться не только к подростку, но и друг к другу. Если ребенок будет видеть в семье любовь и нежность, то и у него в душе всегда будут положительные и легкие эмоции.
  4. Признание и одобрение поступков детей со стороны родителей.
  5. К ребенку должно проявляться доверие. Недоверие к подростку приведет к тому, что станет проявляться страх.
  6. Родители должны подавать ребенку личный пример, который будет основываться на правильном поведении, совершении только обдуманных поступков и действий.
  7. Обязательно нужно проявлять внимание к школьной жизни подростка. Это необходимо, чтобы он чувствовал контроль родителей и выполнял свои обязанности по учебе в полной мере. Ведь понятно же, что ему это пригодится.

Мы разобрали общие советы воспитания повзрослевших детей. Прилагайте силы, чтобы найти общий язык даже с самым трудным подростком, и ваши старания обязательно будут вознаграждены.

fb.ru

«Способы воздействия на подростка»

Евграфова Анна Борисовна, МБОУ «Детский дом №2», Кемерово

ДВАДЦАТЬ СПОСОБОВ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА ПОДРОСТКА

Воспитание «должного» подразумевает целенаправленное формирование у подростка способности и привычки выполнять социальные нормы, ценность которых неоспорима для общества.

Воспитание «свободного» имеет противоположный смысл. Подросток как стратег собственной жизни обретает свободу выбора в процессе организуемого педагогами воспитательного процесса. Он самостоятельно решает жизненные проблемы, ориентируясь на свое персональное понимание ситуации, свое личностное отношение.

Вектор «должного» направлен в сторону социальных норм. Вектор «свободного» имеет прямо противоположное направление – на индивидуальный выбор.

Рассмотрим двадцать способов влияния на подростка. Условно обозначим десять «социально ориентированными».

Затем вычленим аналогичные способы, но имеющие четко выраженную индивидуальную направленность, тоже обозначим их – пусть они будут называться «индивидуально ориентированными». А затем сопоставим их влияние и результативность при постоянном их использовании педагогом.

Способы влияния на подростка представим в виде таблицы, взяв за основу принцип дихотомического деления.

Покажем возможные результаты развития тех или иных черт личности при доминирующем использовании того или иного способа влияния, так как «все основные, эволюционно отобранные и генетически закрепленные физические и психические качества человека полярны…»

Способы социально-ориентированного влияния

Приказ (распоряжение, команда) – в случае, если постоянно при воспитательном влиянии используется приказ, то не воспитывается у подростка самостоятельность, активность, а развивается у него неуверенность, ему трудно ориентироваться в жизни, он быстрее может попасть под влияние другого человека.

Для подростка становятся характерными такие черты, как приспособляемость, тревожность, социальная пассивность.

Решение – как и приказ, не допускает проявления подростком самостоятельности. Это постановление, которое не допускает иной точки зрения. («Завтра обязательно скажи, что…»). Оно нередко преподносится в категоричной и ультимативной форме. В результате родитель пытается сформировать у подростка привычку послушания, бездумного доверия.

При высокой частоте использования этого способа воспитания у подростка развиваются несамостоятельность, зависимость, покорность, а иногда и протест.

Допрос – это действия, состоящие в получении от подростка соответствующей информации об известных ему обстоятельствах события. Часто взрослые, пытаясь узнать что-либо, результате усиленных расспросов, выяснении, поисков действуют в чуждой подростку логике, задают такие вопросы, которые он не мог предположить.

Приведем пример: подросток пришел домой позже обычного времени, вошел в дом испуганным. Родитель, посмотрев вопросительно, устраивает допрос: «Где ты был? Почему так поздно? Разве ты не знаешь …?» Подросток начинает придумывать, сочинять различные истории.

Постепенно развивается скрытность, лживость, замкнутость, угодничество, трусость, а часто неприятие и протест против мелочного надзора.

Критика – предполагает отрицательное суждение, указание недостатков с целью дать оценку, порождает у подростка тревожность.

Объективная критика важна, но следует учитывать, что человек как явление жизни изменяется каждое мгновение. У любого из нас есть свои положительные и отрицательные черты, достоинства и недостатки. Если родитель говорит своему ребенку, не выполнившему его поручение: «Ты лентяй!» — то оценивает, пользуясь только картиной поведения.

Когда мы не учитываем, что «человек» и «поведение» — не идентичные понятия, и оцениваем личность только по ее внешним проявлениям, то невозможно создать условий для ее преобразования.

Угроза – подавление личности, намерение взрослого наказать подростка в случае непослушания. («Если ты, то я тебя…»). Постоянное использование угрозы в воспитательном воздействии развивает страх и беспокойство в ожидании какой-либо неприятности или беды. В результате сильные натуры ожесточаются или замыкаются, приспосабливаются, а слабые – «ломаются».

Ярлык – шаблонная, стандартная, обычно отрицательная, очень краткая характеристика. Использование ярлыков вызывает сопротивление, отторжение, отчуждение, неадекватную самооценку, а впоследствии примирение, безразличие или агрессивность, которую подросток обязательно переносит на другого человека.

Вот что пишет по этому поводу русский педагог Е.Н.Водовозов: «Дурное мнение старших о детях сначала оскорбляет их , заставляет глубоко страдать, возмущает их против родителей и волнует, е затем, в большинстве случаев, они начинают относиться к этому равнодушно, перестают стыдиться прозвищ, полученных ими».

Дети стремятся соответствовать тем ожиданиям, которые с ними связывают. Если за подростком закрепляется репутация «лентяя», «труса», «выскочки», то с уверенностью можно утверждать, что он таким действительно станет.

Нравоучение – система воззрений о принятых обычаях, имеющих нравственное значение, которая бытует в данном обществе и может быть подвергнута оценке.

Во все времена мудрое наставление старшего было неотъемлемой частью всего процесса воспитания. Однако нравоучениями и нотациями вызывается сопротивление, раздражение и безразличие, воспитываются «протестанты», скептики, циники и демагоги.

Уход от решения проблем – отвлекая внимание подростка от разрешения возникших вопросов, мы успокаиваем его и уводим от детских трудностей. В результате подросток остается со своими проблемами один на один. Развивается неуверенность в себе, инфантильность, беспомощность, возникает чувство безысходности, а впоследствии – отчуждение.

Взрослые не дают подростку примера решения сложной, на его взгляд, задачи, а самостоятельно он не может ее разрешить, отсюда развивается привычка уходить от решения сложных жизненных проблем, принимать чужое готовое решение, не отвечая за его последствия. Подросток начинает искать ответа за пределами семьи и образовательного учреждения.

Гиперопека — чрезвычайное, постоянное и методичное наблюдение, помощь, а иногда и руководство ребенком. Взрослые зачастую используют такие методы воспитательного влияния, как уговоры, подкуп, заискивание («Я за тебя…», «Ты уже устал!»). Впоследствии ребенку трудно проявить самостоятельность, инициативность, активность, так как всегда все решали за него, и все было только для него.

Излишне заботясь, взрослые стараются воспитывать любовь к себе и чувство благодарности за оказанную заботу и внимание и бывают очень удивлены, когда вырастает лицемер, тихоня, приспособленец или эгоист, когда развиваются такие качества, как инфантильность и беспомощность.

Акцент на личном успехе – используется взрослым, не чувствующим меры ответственности за будущее. Когда внушают подростку представление о нем как о самодовлеющей сверхценности: «Ты лучше всех!». При этом внимание акцентируется не на результате деятельности («Как хорошо ты выполнил эту работу!»), а на личности подростка.

Его прихоти удовлетворяются, желания предугадываются немедленно, нет ограничений, режима, дисциплины, понятия «нельзя», используются такие методы, как захваливание, заискивание, попустительство, противопоставление другим.

Подросток не приучается понимать интересы других, не переносит малейших лишений, агрессивнее воспринимает любые преграды. Он расторможен, неустойчив, для него характерно вседозволенность, эгоцентризм, зазнайство. Ему трудно находится среди сверстников, так как жизнь и сверстники немедленно все ставят на свои места. Эгоцентрический ребенок терпит неудачу. Никто не признает его принцем, кумиром, он закономерно обречен на крах и одиночество и попадает…в разряд отверженных.

Индивидуально-ориентированное воздействие

Просьба – форма, закрепившаяся в общечеловеческой культуре как универсальная. Ее используют родители и администраторы, друзья и незнакомые. Начальники и подчиненные. Данная форма рассчитана на некоторую меру активности того, к кому обращаются.

Когда говорят: «прошу тебя…», «Пожалуйста…», «Могли бы Вы…» — то предполагается, что человек самостоятельно решает, хочет ли он, выполнит ли просьбу или откажет, ибо в самой форме заложен шанс на отказ. Приказ такого шанса не дает.

Совет – форма, позволяющая родителю указать на способ поведения, который кажется ему приемлемым в данной ситуации, но, тем не менее, не обязующая подростка исполнять его досконально.

Совет предоставляет подростку возможность быть самостоятельным и сопоставить индивидуальный выбор с социальным предписанием.

Доверительная беседа – обмен мнениями, построенный на доверии друг к другу, располагает подростка к откровенности и позволяет родителю понять состояние его души и оказать ему действенную помощь.

Впрочем, помощь уже оказана тем, что подросток смог выразить себя, высказать себя для себя. «Не мог бы ты раскрыть причину твоего поступка, если это не является тайной…» — такого рода обращение помогает подростку выйти на осознание происшедшего, а значит, еще раз выступить в роли субъекта собственного поведения.

Акцент на достоинствах – в ходе общения с подростком подчеркивание положительных сторон его поведения, характера вселяет в него уверенность, придает смелость в начинании дела, в высказывании собственных суждений, в проявлении отношений.

«Ты работоспособный …», «При твоей аккуратности…» — подобного рода оценки родителей возводят ребенка на пьедестал, теперь ему «есть, что терять», и он прилагает максимум усилий, чтобы сохранить такое реноме.

Проекция результата – описанная картина предвиденных событий, которые непременно последуют вслед за свершением того, что собирается сделать подросток, возлагает на него ответственность за поведение, развивает способность к предотвращению последствий поступка.

«Если ты…, то тебе…», «Если так, то тогда ….», «Если ты…, то тебе придется…» — предположения родителя ставят ребенка перед выбором, и он вынужден этот выбор произвести, чтобы потом осознавать себя субъектами всего того, что случится, не перекладывая ответственность на взрослых.

Симпатия – инициирует доброжелательность подростка, окрашивает взаимодействие с ним в теплые психологические тона, а значит, раскрепощает его и тем самым раскрывает все ресурсы его личности.

«Я рад тебя видеть…», «Мне доставляет удовольствие беседы с тобой…» — эти слова укрепляют узы родителя и подростка, успокаивают их, снимают тревожность (заметим: их боится произносить лишь родитель, ожидающий недисциплинированности как реакции на проявленную симпатию).

Стать на позицию подростка – значит понять движущие причины его поведения, почувствовать его состояние, осознать логику оправдания его поведенческого выбора.

«Мне тоже приходилось..», «Я раньше тоже думал, что …» — такая форма воздействия подчеркивает единство людей, общее в их судьбах, похожесть их переживаний, и это порождает содружество между подростками и родителями, дистанция сужается, уровни взаимоотношений выравниваются.

Обсуждение на равных – совместное осмысление ситуации, обмен мнениями о ее исходе помогают ребенку почувствовать себя защищенным, уверовать в то, что родитель всегда рядом и готов помочь в сложных обстоятельствах.

Возложение полномочий – предоставление подростку прав и вытекающих из них обязанностей, выделение индивидуальных особенностей подростка, позволяющих предоставить ему эти права, развивают инициативу и творческие потенции личности подростка и повышают меру его активного взаимодействия с миром, а позже – меру его ответственности за ход текущих событий в образовательном учреждении и дома.

«Ты обладаешь правом…», «Теперь ты получаешь право…», «Воспользуйся своим правом..» или «Я не могу лишить тебя твоих прав…» — такое суждение вызывает у подростка ощущение своей значимости, роли своего «Я» в способе организации жизни.

Акцент на результате деятельности — характеристика объективного результата проделанной работы развивает деловую направленность, воспитывает высокие требования к собственной деятельности, а в итоге формирует способность к саморегуляции, самоконтролю и самоограничению, что немаловажно для личности в современном обществе.

Литература

1. Методика воспитательной работы: учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

2. Психолого-педагогические основы работы с семьей: теория и практика/ Под ред. О.Г. Красношлыковой, Н.А. Черновой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

infourok.ru

Методы воспитания детей — Психологос

Изучать тактики влияния и арсенал методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему. Однако мыслить иногда и по-мужски — вещь полезная. Начнем с определения понятий.

Методы воспитания — способы воздействия, системно (а не только разово и ситуативно) меняющие поведение ребенка. Например, обучение и приучение — методы воспитания. Приемы воспитания — более дробная, более мелкая единица технологий воспитания, это конкретный способ или форма реализации того или иного метода. Часть приемов жестко привязаны к определенным методам, другие приемы могут применяться внутри разных методов. Методы и приемы воспитания ребенка зависят прежде всего от личных особенностей родителей, их намерений и компетентности. В свободном воспитании чаще используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном — инструкции и систему подкреплений.

Прямые воспитательные воздействия

Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, глаза в глаза: словами, интонациями или рукой, и иногда эти прямые воздействия — самый простой и вполне эффективный метод.

Ребенок что-то не знает — вы ему рассказали, не доходит — внушили, не понимает — объяснили, не умеет — научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение — направили его в нужную сторону. Не знает, насколько что-то увлекательно — вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное — остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному — отучили. Делает как следует — его поддержали и постепенно к этому приучили. Все это — прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.

Итак, мы уже перечислили основные методы прямого влияния: рассказ и внушение, разрешение или запрет, показ и объяснение, обучение и приучение. Кроме прямого влияния, есть влияние косвенное, куда входит управление вниманием ребенка, личный пример, вовлечение или отвлечение, поддержка или лишение поддержки, по сути — положительное и отрицательное подкрепление…

Самое распространенное и достаточно эффективное средство — это внушение. Внушение живет не аргументацией, а четкостью формулировки и силой интонаций. Внушение и впечатление дает запечатление, показ и разъяснение дает понимание, личный пример дает образец перед глазами, вовлечение дает увлечение, приучение формирует привычку, положительное подкрепление повторений закрепляет результат. Нужное объяснить, чему-то обучить (к чему-то приучить) через игру, желание и интерес, полезному научить, к хорошему приучить, от плохого отучить — из этого и складывается наше непосредственное воспитательное воздействие на ребенка.

Нужное от ребенка получить и недопустимое прекратить — важные задачи, но это не технологии воспитания, а технологии управления ребенком, способ решения ситуативных задач.

Методов много. Когда какой использовать? Это зависит: от возраста, от особенностей ребенка (к чему его приучили, а к чему нет) и от особенностей родителей (их философии, привычек и способностей). С нормальными людьми и воспитанными детьми естественнее всего договариваться. Если договориться не удается, практически единственным средством эффективного влияния остается приучение, дрессировка.

В штатных ситуациях кто-то из родителей предпочитает подход Силовика (договор, требования и дисциплина), кто-то подход Душки (мягко попросить и вызвать желание). Мужчины более склонны к подходу Силовика, женщинам ближе подход Душки. Оптимально — использовать то и другое.

Много или мало влияют родители, родители заинтересованы, чтобы их влияние на детей было значимым, родители заинтересованы усиливать свое личное влияние. Чтобы слово родителя для ребенка звучало значимо, серьезно, чтобы ребенок к вам прислушивался, нужно заботиться о двух вещах: Первое — обращаться к ребенку грамотно. Второе — в принципе укреплять свой родительский авторитет.

Хорошие родители на детей, как правило, не кричат. Обо всем можно договориться спокойно. Скажите ему, что вы хотите. Если вам что-то не нравится, не молчите, накапливая злость и раздражение — спокойно и твердо скажите ребенку, то вы от него ждете, что ему нужно сделать. Не слушается — не кричите, а повторите. Не слушается — разберитесь, в чем дело. Однако если дело в том, что ребенок проверяет вас на прочность, вы должны эту прочность продемонстрировать, и тут без подхода Силовика обойтись невозможно. К сожалению, мамы и бабушки обычно избегают действовать жестко и нередко оказываются беспомощными.

Воспитание через организацию окружения

На ребенка можно влиять прямо, а можно — опосредованно, через создание формирующей среды и нужного окружения. Нужно учесть, что в большинстве случаев окружение ребенка на него влияет больше, чем мы, родители. Одна из первейших забот родителя, думающего о воспитании — управлять окружением ребенка.

Кто воспитывает ребенка — папа или бабушка, бабушка папы или бабушка мамы, кто у ребенка друзья, что он смотрит по телевизору и сколько времени он сидит за компьютером, будучи там занятым чем?

То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток. Важно, чтобы среда была развивающей и воспитывающей, приучающей ребенка к определенным способам жизни.

Воспитание через воспитывающую среду — основной принцип в педагогической технологии А.С. Макаренко. Макаренко достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание — легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что всё должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком…


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

www.psychologos.ru

Как оказать влияние на подростка

Дочке 14 лет, до подросткового возраста все было неплохо, хотя и конфликты случались, разное бывало… Но, в последнее время она как будто резко от меня отделилась, почти не общается по своему желанию. Когда я пытаюсь поговорить, тоже контакта не выходит. Я боюсь, что совсем потеряю влияние на нее. А главная проблема  — учеба, дочка учиться не хочет, говорит, что в школе скучно, и все это ей не нужно. Как повлиять на нее, чтобы замотивировать хотя бы учиться?

Главная трудность в том, что своему ребенку — подростку вы лично уже давно не интересны. Поэтому, какие — то попытки мотивации проваливаются с треском. Подростки не хотят слушать своих родителей потому, что родители не являются для них ни предметом интереса, ни авторитетом. (О подростках также можно прочитать ЗДЕСЬ)

А не почитать ли тебе Джека Лондона, это ОЧЕНЬ УВЛЕКАТЕЛЬНО! — говорит отец, уверенный, что мотивирует своим запалом 13 летнего мальчика.

Нет, увы. Мальчику это не интересно (во всяком случае, пока), а мнение отца ему не важно, так как их интересы ни в чем не пересекаются. 

Замотивировать подростка делать то, что хотите вы, но не хочет он сам, сложно. Для этого нужно понимать и главное принимать без острой хотя бы критики его внутренний мир и систему ценностей.

Понимать подростков нелегко, для этого есть несколько причин:

1. Подростки хотят отгородиться от взрослых, которые давят на них в плане активности и критикуют их выборы.  Повзрослевшие дети дают обтекаемые ответы на вопросы взрослых. И часто взрослые слышат односложные ответы, кроме «нормально» от подростка трудно чего-то добиться. Он НАМЕРЕННО закрывает свой мир от взрослых, которые кажутся ему враждебными.

2. Подростки имеют слабую рефлексию и противоречивый не устоявшийся внутренний мир. Они и сами себя слабо понимают, не говоря уже о возможности поделиться нюансами своих переживаний со взрослыми.

3. Подростки скрывают многое от взрослых, так как не хотят, чтобы их ругали.

Все это делает настоящее понимание подростка затруднительным. А чтобы мотивировать подростка делать нечто, учиться, например, без понимания не обойтись.

С принятием также трудности, если уж взростые и понимают, что творится в душе и в жизни подростка, то уж принять они этого никак не могут. Напротив, они тут же пытаются этот внутренний мир (понятия и убеждения подростка) и внешний мир (реальную ситуацию жизни) как-то исправить. Конечно, получая при этом не восторженное внимание, а сопротивление со стороны подростка.

Пытаясь мотивировать подростка, взрослые действуют исходя из того, что интересно и важно ИМ, не понимая или не принимая того, что интересно или важно их детям.

Я всю жизнь прожил в неведении, и только недавно понял довольно странную вещь: по каким- то неведомым обстоятельствам, но наверняка не совсем правильным, люди, оказывается, любят не то, что люблю я, и чаще всего они предпочитают иметь то, что нравится им, а не то, что нравится мне!

Л. Аверьянов

Конечно, это не значит, что родители не должны и пробовать вдохновить ребенка на учебу. Просто они должны понимать, насколько непростой этот процесс. Нужно с подростком много общаться, разговаривать, узнавать, чем действительно он живет, для того, чтобы правильно выстроить систему аргументов, подходящую именно вашему ребенку, универсального рецепта здесь нет.

Два якоря в мотивации подростков

1. Привязанность и близость против контроля

Главная ошибка родителей подростков, которые не хотят учиться и делать полезные вещи – гипертрофия контроля. Да, контроль удается с трудом, но родители видят выход в том, чтобы наращивать контроль и таким образом вернуть былую власть над ребенком. Но эту власть вернуть нельзя, ребенок теперь никогда не вернется в более удобное и управляемое состояние, как бы вы ни старались закрутить гайки. А отношения от закручивания гаек стремительно портятся.

Подростки тоже люди и с ними нужно общаться, даже если они учатся плохо и играют в сетевые игры, не хотят мыться, ведут себя истерично, грубят и прочее. И не сводить это общение к поучениям, критике и попытке навязать определенную жизнь («учиться, учиться и учиться»).

На самом деле это главная стратегия, только она может по настоящему привести вас к успеху.  Нормальные отношения с человеком, понимание — это единственное основание того, что он будет вас если уж не слушаться, то хотя бы слышать, как — то воспринимать ваши слова. Родители же, напротив, часто зациклены на вопросе контроля, им кажется, что это главная их задача, которая важнее отношений с ребенком.

Родители Юли, девушки 16 лет  превыше всего ставили академические успехи дочери, считая, что это путевка в счастливое будущее. Однако, Юля, как и множество ее ровесников, учиться не хотела и, несмотря на приближение выпускных экзаменов, почти не занималась. Стараясь заставить ее, родители ввели сложную многоступенчатую систему материальных поощрений, которая, правда, практически не работала. Родители  ожидали, что материальные интересы перевесят лень и апатию девочки. Вместо того, чтобы искать точки соприкосновения с дочкой, родители много времени проводили за оптимизацией системы материальных штрафов и поощрений, в надежде, что вот, наконец, все сложится и она заработает. Конечно, материальное поощрение не работало (оно никогда не работает), отношения портились все больше, родители с каждым днем теряли контакт с Юлей, лишаясь таким образом единственной возможности на нее повлиять.

Эта история типична. Не все родители увлекаются материальным решением проблемы, но суть дела всегда одна – родители зациклены на контроле, им кажется, что пока контроль над учебой (или другими аспектами жизни) не установлен, говорить с ребенком не о чем, так как не решена важнейшая задача. И в самом деле становится не о чем — стена отчуждения между взрослым и подрастающим ребенком становится все выше. 

Подросток и без того обесценивает родителей, их авторитет резко падает в подростковом возрасте, юноши и девушки стремятся оторваться от родителей, ставят под вопрос систему ценностей, в которой они росли. А если еще помочь этому процессу, преследуя ребенка контролем, не уделяя внимания привязанности и не делая вкладов в теплые отношения , то очень скоро между вами окажутся баррикады, которые выстроит подросток. А через баррикады передавать свои ценности затруднительно.

2. Авторитет для подростка 

Иногда кажется, что у подростка «нет ничего святого», и он никого не хочет слушать, но это далеко не так. Это он родителей и учителей не хочет слушать, а других очень даже! Подростки, наоборот, очень зависимы от авторитетов, легко привязываются к лидерам и яростно их защищают. Кто станет этим лидером?

Для подростка важна так называемая референтная группа (это обычно группа ровесников, с которой подросток себя отождествляет и разделяет ее ценности).

Мнение референтной группу очень  важно, и ради этого мнения подросток многим может пожертвовать.  Бессмысленно пытаться развенчать идеалы референтной группы и противопоставить этим идеалам свои «правильные».  Это только настроит подростка против вас.

Авторитетом  подростка становится кто-то похожий на него. Это может быть известный блогер, музыкант или ведущий, но этот кто-то будет в чем — то похож на самого подростка, только будет круче (в представлении, разумеется, подростка). Как правило, это ровесник или человек чуть старше. Мнение авторитетного человека становится ориентиром, которому подросток готов следовать без критики. Так, например, подросток может равнодушно пропускать мимо ушей  ваши призывы правильно питаться, но когда — то же самое скажет тренер, или известный блогер, он живо изменит свое поведение. Родителей обычно это факт возмущает, так как они всегда «говорили тоже самое». Но лучше тут не возмущаться, а просто принять факт – родители для подростка менее авторитетны, чем уважаемые им люди со стороны, которых он выбрал самостоятельно.

Авторитарным родителям патриархальной направленности невыносимо трудно принять этот факт. Должен растущий ребенок слушать родителей и все тут – так они рассуждают, и всем своим существом поднимаются на борьбу с неповиновением (не только реальным, но и духовным).  Это обычно приводит к эскалации конфликтов с ребенком, часто к различного рода бунтам, уходам из дома и прочим формам борьбы или изоляции. Насильно авторитетом не будешь. 

Учитывая тот факт, что авторитет родителей не высок, максимум, что они могут постараться сделать, это обеспечить подростку развивающую среду, где авторитеты будут правильными, соответствующими ценностям, которые хотят передать родители. Можно постараться организовать вашему подростку среду, где он с наибольшей вероятностью встретится с правильными лидерами. Это могут быть:

-спортивные занятия

— походы

— творческие и бизнес школы

— музыкальные проекты

— разные симпатичные общественные движения, которые охватывают своей активностью и подростков (экология, благотворительность и прочее)

Подростки любят идеологию, они настолько остро ощущают потребность в построении внутренней идентичности, картины себя и поиска своего способа жить в этом мире, что стремятся к тем, кто идеологию предоставляет, активно в нее вовлекает. Не зря все революции и общественные перевороты опирались на молодежь. Молодые люди недовольны существующим порядком, неустойчивы и жаждут авторитетов. Если вы родитель подростка, который перестал вас слушать, попробуйте направить его с ту среду, в которой он будет иметь хороших лидеров.

Подростковый возраст – главный период для формирования личности человека, ее рождение. Проблема семейного воспитания состоит в том, что в этот период родители уже мало оказывают влияния на процесс формирования личности. И личность человека в этот важный период формируется уже вне семьи, в контакте ребенка с более широким миром.

Не стоит пытаться повернуть время вспять, уберечь ребенка от опасного мира. Это, как правило, вне власти родителей, а если им все-таки удается удержать ребенка подле себя, то это имеет другие, не менее печальные последствия.  В круге влияния родителей – сохранить теплые отношения с ребенком и (отчасти!) повлиять на ту среду, в которую попадет ребенок в подростковом возрасте.

© Елизавета Филоненко

mama-papa-help.ru

Методы воспитательного воздействия — Летний лагерь

Под методами работы с детьми мы понимаем методы воспитательного воздействия на детей. В педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия:

  • метод убеждения,
  • метод упражнения,
  • метод оценки.


Метод убеждения выступает в виде следующего:

  • суждение воспитателя (вожатого) (например: «Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвидеть последствия»),
  • аргументация воспитателя (вожатого) (например: «В неизвестном месте лучше не купаться, ведь не знаешь, где обрывается пологий берег – можно захлебнуться»),
  • мнение, высказанное воспитателем (вожатым), сообщение о личном отношении и самочувствии (например: «Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы»),
  • сообщение об общепринятом в культуре (например: «Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки»),
  • раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например: «Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою»),
  • диалог воспитателя (вожатого) с детьми (например: «Я так считаю, а что думаете Вы?»),
  • дискуссия, спонтанно либо специально организуемая воспитателем (вожатым), (например: «Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из нас…»),
  • обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например: «На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явно мордашка..»),
  • совет, рекомендация воспитателя (вожатого) по поводу жизненной коллизии (например: «Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки»).


Метод упражнения. Род такого воздействия обеспечивает реальное практическое действие ребенка. Оно воплощает его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

Метод упражнения реализуется следующим образом:

  • примером вожатого-юноши, когда он встает при входе в комнату воспитателя-женщины, вожатой-девушки,
  • просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например: «Пожалуйста, отнеси диапроектор в младший корпус»),
  • просьбой что-либо перепроверить, переделать (например: «Я вас прошу вернуться в отряд и проверить, остался ли кто-нибудь там, позабыв про обед»),
  • приказом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (подготовкой танца, номера художественной самодея-ти (например: « Протяните, юноши руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться»),
  • специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, занятее по этикету),
  • традиционным использованием некоторых правил поведения (например, КТД считается завершенным только при обмене вожатого и детей благодарностью за общение и работу : «Спасибо» — «Спасибо»),
  • приказ к действию в особых случаях (экстремальные ситуации, оскорбление) (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к опасному предмету).


Метод оценки. Имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка, скрытая педагогическая оценка.

К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, т.к. рассчитана на субъективную самостоятельность.

Виды открытой оценки по мере усиления воздействия: назовем положительную оценку – поощрение, отрицательную оценку – наказание.

Поощрение:

  • одобрение вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово «хорошо»),
  • похвала, раскрывающая основание оценки (например: «Замечательно! Теперь всем будет комфортно..»),
  • материальным предметом, который создаст протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка символ, лакомство),
  • благодарность – персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком, когда ребята благодарят за помощь, оказание которой привело к победе в игре,
  • присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда, когда ребенок проявил смелость, самопожертвование, бескорыстие, осмотрительность,


Наказание: неодобрение, замечание, выговор, исключение из системы общения либо из группы. Выражения скрытой педагогической оценки:

  • оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных с жизненным явлением (например: «Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой девочки»),
  • оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: «Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же, стыдно?..»),
  • естественное последствие как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил себя ребенок (например: «Разлил? – Неси тряпку!» или «Не сделал? Значит, надо сделать!»),
  • возложение оценочных полномочий на ребенка (например, «Что ты скажешь? Как ты расцениваешь свои действия?»),
  • оттянутая во времени оценка (например: «Я потрясен, поговорим, когда приду в себя…») и др.

Реализация методов воспитательного воздействия осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности ребенка.

Тренинг педагогических задач.

  • У вас в отряде присутствует педагогически запущенный ребенок, воспитанием которого никто не занимался. Он сумел сплотить вокруг себя несколько «ведомых» детей. Как вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной ситуации?
  • В отряде принято собираться на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов отрядной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отраженных в этом традиционном акте?
  • Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а то не исполняет просьбы. Отцы обращаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения методов воздействия.

summercamp.ru

Сложности воспитания подростков | Азбука воспитания

Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.

Проблема родителей в том, что они позабыли, что тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы и что они не пытаются понять своего выросшего ребёнка.

Переходный возраст

Подростковый период подразделяется на три этапа:
• Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни
• Средний: от 14 до 16-17 лет
• Поздний: от 16-17 лет до взрослого возраста

Переходный возраст – это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию.

Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается.

Сложная задача воспитания подростков: любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, — заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.

Трудности воспитания подростка

С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.

Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
В его жизни появляются новые кумиры.
У подростка часто меняется настроение.
Повышаются финансовые требования.
Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.

В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

При воспитании всех ли подростков возникают проблемы?

Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

Как решать проблемы подросткового возраста?

Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания — это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству подростка. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают своиметоды воспитания подростка правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.

Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.

Особенности развития подростков

В процессе воспитания подростка родителей могут насторожить многие моменты — родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим):

Физиологическое развитие подростка

Половое созревание: у девочек — начало менструаций, у мальчиков — поллюции.
Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек — женские формы тела, у мальчиков — рост бороды, мутация голоса.

Психическое развитие подростка

Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
Поиск примеров для подражания.
Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрезмерная чувствительность.
Мечтательность.
Желание завязать отношения с противоположным полом.
Излишняя самостоятельность в принятии решений.

Как воспитывать подростка

В течении подросткового возраста, дети очень сильно прогрессируют. Безусловно, предстоит пережить множество кризисов, однако, в конечном счете, ваш ребенок станет независимым, ответственными, общительными молодым взрослым.

Так что, рекомендуем вам запомнить девиз многих родителей подростков: Мы проходим это вместе, и мы выйдем из этого — вместе! Этот принцип можно расшифровать. Собственно, эта статья – как бы карта, по которой можно ориентироваться, воспитывая подростка.

Самоподготовка

Не пускайте на самотек. Родители, которые знают то, чего ожидать, справляются с этим намного лучше. И чем больше вы знаете, тем легче вам будет.

Вот что может действительно помочь:

Изучайте интернет ресурсы и книги о подростках.

Вспомните свой собственный подростковый период. Вспомните, как вы боролись с прыщами, общались со сверстниками, воспринимали свое половое созревание.

Ожидайте изменений в настроении своего ребенка. Будьте готовы к возможным конфликтам, ведь ребенок пытается стать взрослым.

Подготовка вашего ребенка

Лучше начинать говорить о предстоящих изменениях заранее. Скажем, разговор о менструации после того, как она уже началась, не очень актуален. Детей беспокоят вопросы о различиях между мальчиками и девочками, откуда они берутся, и так далее. Не перегружайте их лишней информацией — только отвечают на вопросы.

Ну, что говорить – вы ведь знаете своего ребенка. Когда вы заметите, что Ваш ребенок начинает шутить по поводу пола или когда внимание к вторичным половым признакам увеличивается. Это — хорошее время, чтобы влезть со своими собственными вопросами, такими как:
Ты замечаешь какие-нибудь изменения в своем теле?
У тебя есть какие-нибудь странные чувства?
Накатывает ли иногда вроде как беспричинная грусть?

Ежегодный визит к врачу также хорошее время, чтобы поднять эти вопросы. Доктор может сказать Вашему ребенку в пред подростковом возрасте — и Вам — чего ожидать за следующие несколько лет. Визит к доктору может послужить отправным пунктом для хорошего обсуждения созревания.

Учтите, чем дольше вы ждете, чтобы иметь это обсуждение, тем более вероятно Ваш ребенок сформирует неправильные представления или смутится или испугается физических и эмоциональных изменений.

Кроме того, чем ранее Вы открываете линии коммуникации, тем лучший шанс Вы имеете сохранения их открытыми в течение всего подросткового возраста. Дайте ребенку свои детские книги по половой зрелости, написанной для детей, проходящих это. Поделитесь воспоминаниями о Вашей собственной юности. Нет ничего лучшего, чем знание, что мама или папа прошли это.

Постарайтесь помогать ребенку, но делайте это непринужденно.

Как разговаривать с подростками?

Конечно, общаться с подростками непросто. Но отступиться и просто стараться общаться поменьше, опасаясь грубости и недоверия, гораздо хуже. Разговоры — это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.

В первую очередь, запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.

Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: «Нам надо серьезно поговорить». Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: «А что если…?» Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.

Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.

Что еще надо помнить родителям?

Имеет значение количество сил и времени, которые родители тратят на воспитание. Крайности, как и в любом деле, здесь излишни. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности.

Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.

Они должны видеть и понимать особенности подросткового возраста у своего ребенка, чувствовать происходящие в его душе изменения.

При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление, адаптироваться к изменениям в семье и ее окружении. Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.

И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: «хулиган», «бандит», «лентяй», — не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.

На первый взгляд может показаться, что все особенности подросткового возраста способствуют отдалению ребенка от семьи, но это только на первый взгляд. У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.

Воспитание подростков

Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.

Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.

Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, — гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.

Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.

Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки. Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.

В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.

Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.

Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.

Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка.

Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

Удачи вам, дорогие папы и мамы!

Автор: Яковлева Светлана Владимировна,
преподаватель Шемалаковской общеобразовательной школы,
Чувашская республика.

azbyka.ru

Доклад «Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ИСТРИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ I,II ВИДОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

«Способы общения
и методы педагогического воздействия на ребенка в семье»

Составитель:

Малкина Жанна Геннадьевна Учитель трудового обучения

Дер. Сокольники Истринского района Московской области

2015

Способы общения
и методы педагогического воздействия на ребенка в семье


Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому — к детям. Поэтому можно с уверенностью сказать, что методы воспитания — самая волнующая для родителей проблема. Мы поговорим сегодня о способах общения и методах педагогического воздействия на ребенка в семье.
Преодолеть… заставить… добиться…приучить… воспитать… Как?
Вопрос, как именно можно и как должно быть все это сделано, и есть вопрос метода воспитания.
В распоряжении родителей множество средств воспитания, среди них такие, как:.

Каковы пути, правила применения каждого из них?

Слово — тончайший инструмент человеческого общения. Как заставить его служить искусству воспитания? Воспитание — это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово, то осуждающее — суровое и холодное, то поощрительное — ласковое и подбадривающее,то ироническое — насмешливое, саркастическое, — оно обладает огромной силой,которую мы часто недооцениваем.

Слово.
Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша легкая ирония по поводу трудно завоеванной четверки неожиданно для нас убивает и радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато какой затаенной радостью и гордостью светятся его глаза после нашего спокойно одобрительного замечания. «О, это еще только начало! Вот увидите, что я могу!»- подумает ребенок после вашей похвалы.
Слова живут не только в тот момент, когда они звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определенного стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме и передается иногда из поколения в поколение.Но не всегда, к сожалению, мы умеем использовать богатейшие возможности слова как орудия воспитания.
Дело здесь не только в известном сопротивлении подростка всяким явным попыткам воспитывать его, но в умении родителей сделать незаметной воспитательную цель беседы.Не всегда мы умеем беседовать с детьми так, чтобы заставить задуматься, посмотреть новыми глазами на себя, на товарищей, на живущих рядом людей.

Нужно продуманно и требовательно относиться к каждому специальному разговору с детьми. Прежде чем начинать разговор, подумайте,что конкретно вы скажете сыну или дочери. Значение имеет не только каждый довод, аргумент, но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии;будете вы требовать или советовать; когда вы хотите говорить — сразу после поступка или намеренно отложите несколько беседу; как собираетесь вы беседовать— наедине или в присутствии товарищей, членов семьи; специально организуете беседу («Сегодня мне нужно серьезно поговорить с тобой») или воспользуетесь подходящим случаем, как бы, между прочим. А возможно, подумав, вы вообще решите пока воздержаться от какого бы то ни было разговора — посмотрите, как будет дальше вести себя ребенок.

Пример. …Ученик скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается расстроенный его отец. Раздосадованный неожиданными неприятностями, он, невзирая на поздний час — сын уже ложится спать, — зовет его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй,не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить свой гнев на виновника переживаний. На подростка обрушиваются упреки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанных,долгожданных музыкальных колонок. К разговору прислушивается младший сын, которому тоже пора спать.

«Завтра же извинись перед учителями, обещай,что больше не будешь», — категорически заканчивает отец. «Не буду я извиняться перед ними, и не надо мне ваших музыкальных колонок!» — со слезами в голосе кричит сын. «Не будешь — значит, будешь стоять у меня в углу», —повышает тон отец. «Ну и постою, мне все равно!»

Если эту сцену положить, по выражению Макаренко,«под микроскоп», сколько педагогических ошибок обнаружится! Уставшего за день подростка подняли с постели, ни о чем не спросили, пригрозили лишением подарка.А подумал отец, какое впечатление этот разговор произвел на младшего сына и нужно ли было малышу слушать его?

И, наконец, традиционное требование просить извинения и обещать исправиться … Не делайте из ребят клятвопреступников, не принуждайте к обещаниям исправиться, — это совсем непросто — исправиться, и, обещая это, ребята уже сейчас не уверены, что сдержат слово. И мы тем самым невольно воспитываем лжецов. Такая беседа не ликвидирует конфликт, а создает почву для нового.

Возможно, отцу удалось заставить изменить поведение, но только под страхом наказания. Цель же воспитательного воздействия другая — добиться осознания аморальности своего поступка, такого отношения к нему, которое исключало бы подобные действия.

«Моральность мотивов поведения не должна заслоняться ощущением страха», — говорил замечательный русский физиолог И. М. Сеченов. Конкретизацию этого требования мы видим на следующем примере. Запрещая что-либо детям, надо не угрозами наказания подкреплять это, а социально-нравственными доводами. «Если ребенок хочет сорвать цветы в общественном месте, не следует ему говорить: «Не делай этого…тебя оштрафуют». А лучше сказать: «Подумай… если все гуляющие здесь люди захотят сорвать цветок… вскоре не останется ни одного цветочка, который мог бы радовать наш глаз».

Конечный результат воспитания проявляется,прежде всего, в поведении, поступках, деятельности человека. Этим же измеряется и уровень его воспитанности.

И чтобы то, чему мы, беседуя, учим детей, к чему призываем, реализовалось в их повседневной жизни, учении, отношении к людям,нужна «соответствующая гимнастика поведения».

Организация жизни и деятельности детей.
Вы хотите, чтобы сын рос добрым,отзывчивым, внимательным к людям, хорошим товарищем?

Пусть еще совсем маленьким он уже знает, что лакомством надо поделиться со всеми, папой, сестрой, товарищем; что игрушка должна перестать гудеть, не потому, что его, Вову, накажут за это, а потому,что мама прилегла после работы, а сестра делает уроки. А придет папа, и они вместе сочинят письмо бабушке — скоро 8 Марта — и пойдут отправить его. Папа высоко поднимает Вову, чтобы он достал до почтового ящика и сам опустил в него письмо. Получит бабушка письмо, прочитает и обрадуется, не забыли ее сын и внучек.

И не протестуйте, а одобряйте, если захочет он,уже школьник, отдать товарищу, заболевшему или сильно огорченному чем-то любимую вещь, книжку, диски. И удивитесь, если услышите от него: «Мишка? А он уже давно не ходит в школу, заболел, может, или еще что». — «Как же так? Ведь это товарищ твой, а ты не знаешь, что с ним. Кто о нем вспомнит, навестит, если не ты? А если дома что случилось? Какой у него телефон? Давай позвоним ему».

Организация жизни и деятельности детей.

Вам не нравится, что дочь может пообещать что-то и не сделать или сделать поздно и небрежно, хотя и не отказывается от работы. Обсудите с ней самой круг ее обязанностей, для начала небольшой, но с условием, что они будут выполняться в точно установленные дни и часы — ни на минуту позже. Пусть ваши требования будут, таким образом,максималистскими — объясните ей, что иначе вам легче сделать это самой.

Отметим: когда речь идет о приучении неорганизованных ребят к точности, им проще, как это ни парадоксально, выполнять неизменно строгие, категорические условия.

Дело в том, что вначале у таких детей возникает обычно стремление оттянуть начало работы «ну хоть на пять минут». Ну а там, где пять — там и десять, и полчаса. Твердые, точные сроки сразу дисциплинируют ребят. Кстати, режим дня, этот необходимый организационный момент жизни и деятельности детей, всегда должен устанавливаться совместно с ними.

И затем с первого же дня — спокойный и серьезный контроль и оценка точности сроков и качества работы с обязательным вниманием к каждому успеху, отмечая каждый «шаг вперед». Естественно, контроль должен быть ослаблен, когда ребенок научится вовремя и как следует выполнять порученные задания.
Создание воспитывающей ситуации.
Хорошо известно большое значение игры в приучении малышей к труду, которые так любят помогать — постирать, подмести,помыть посуду. Но напомним: ребятам нередко отказывают в этом («самим проще сделать»), отказывают потому, что пока от детей еще никакой помощи не ждут.

Целенаправленное влияние воспитателя лучше осуществлять не через прямое, открытое воздействие на воспитанника, а косвенно — посредством специально организованной воспитывающей ситуации.

Простой пример. …Девочка недостаточно аккуратна- руки всегда вымазаны, портфель расстегнут. Когда Люся советовалась с отцом,что бы подарить маме ко дню рождения, он принес ей кусок белого атласа и яркие нитки. «Вышей маме наволочку на диванную подушечку, она любит такие сюрпризы.Только знаешь, нитки линяют, стирать не рекомендуется, постарайся, чтоб не выпачкался материал в работе». Пришлось дочери каждый раз старательно мыть руки перед тем, как начать вышивать. А наволочка была большая, и Люся долго трудилась, привыкая к опрятности и тщательности в работе.

Своеобразие метода воспитывающей ситуации в том, что личность воспитателя, его роль в организации воспитывающих обстоятельств здесь как бы замаскированы. Это снимает у ребенка ощущение, что его«воспитывают», что часто бывает совершенно необходимо. Известно, что подростки болезненно, а то и нетерпимо относятся к попыткам взрослого человека навязать им свое мнение, склонить к каким-то поступкам, поведению. Существует даже такое понятие в педагогике — сопротивление личности воспитанию.

Поощрение и наказание.

Теперь поговорим о поощрении и наказании. Их часто называют дополнительными, второстепенными воспитательными средствами.

С такой трактовкой можно согласиться лишь по отношению к наказанию, и то, когда речь идет о наказаниях в самом узком смысле слова (запрещение пойти с товарищем куда-либо, смотреть телевизионную передачу,предложение выполнить какую-то дополнительную работу и т. п.).

Проявление же холодности, некоторое недоверие к ребенку, временное отдаление от него или замечание, сопровождаемое кратким объяснением отрицательной сути поступка, выраженное доброжелательно, без раздражения и других ненужных эмоций, часто бывает необходимо (если только оно не становится главным в стиле общения родителей с детьми).

Если же говорить о наказании в буквальном смысле слова, это действительно нежелательный элемент воспитательного процесса. Мера эта связана все-таки с переживаниями ребенка, с дополнительной нагрузкой на нервную систему.

Наказание может иметь место при условии уверенности родителя, что другое воздействие здесь эффекта не даст. Родители должны быть убеждены, что ребенок совершил проступок намеренно, осознанно,понимая, что делать этого нельзя. В наказании недопустимы какие бы то ни было элементы грубости, тем более оскорбления. Распоряжение о наказании должно отдаваться без крика и раздражения, наказание не должно быть частым,становиться повседневностью; без крайней необходимости не стоит напоминать о проступке, тем более делиться огорчениями, которые он доставил родителям, с посторонними людьми, пусть даже близкими; ребенок должен чувствовать себя в семье защищенным.

Очень важно, чтобы родители отдавали себе отчет в целенаправленности каждого своего замечания, запрещения, наказания. Цель наказания — не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его, а сознание вины ребенком. Но для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания.
Если мы хотим видеть нравственный, интеллектуальный, духовный рост человека — как же не поощрять ребенка за покорение каждой, пусть не самой большой, вершины? Как не отметить добрым вниманием, разделенной с ним радостью новую завоеванную ступеньку! «Уже маленькая победа над собой делает человека много сильней» (М.Горький).

Одобрение, поощрение — мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить,учиться, работать еще лучше. Поэтому это всегда — профилактика против проступков.

Одобрение, похвала вызывают чувство удовлетворения выполненным долгом, воспитывают чувство собственного достоинства, ответственность, дарят радость и ребенку, и родителям,содействуют созданию хорошей, приятной атмосферы в семье.

Однако было бы ошибкой считать, что мажорность поощрения обеспечивает легкость его применения в воспитательном процессе.Естественно, в определенной степени оно проще иных воспитательных средств уже потому, что не воспринимается как нечто навязанное, ненужное, неприятное, не вызывает сопротивления тех, кому адресовано. Но здесь тоже есть свои тонкости и трудности, правила и условия эффективности.

Эти условия основаны на том, чтобы обеспечить,
во-первых, заслуженное поощрение и,во-вторых, добиться, чтобы одобрение одного ребенка воспитывало другого — его брата, товарища, а в школе — весь коллектив класса.


Отсюда правило: поощрять надо за то, во что вложены труд, старание, когда мы видим ответственное отношение к делу, пусть это даже не дает пока заметных результатов, например даже хороших, не только отличных, отметок.

И напротив, больше сдержанности должно быть в похвалах, когда успехи связаны просто с хорошо развитыми способностями, с отличной памятью, с физической силой. Нет, очевидно, смысла хвалить за то, что является простым выполнением каких-то обязательных правил, требований в жизни семьи и детей.
Поощрение и наказание.

Поощрения могут быть моральными и материальными. Естественно,следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные; сам факт эффективности их — это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.

Желательно, чтобы поощрения в семье были разнообразными. Одобрительный взгляд, ласковое прикосновение, похвала,одобрение поступка, подарок, совместная поездка и так далее. Их может быть очень много — и хороших слов, и приобщения к мечтам детей, — простых знаков вашего внимания, вашего удовлетворения и радости за них.

Сколько добрых чувств рождает в сердце ребенка такое нравственное отношение к нему. И жаль, что в сутолоке буден мы нередко упускаем эти прекрасные возможности истинно гуманного воспитания.

Заключение.

Все званные методы в практике воспитания редко применяются изолированно друг от друга.

Методы воспитания реализуются в практике жизни через самые разнообразные приемы. И чем шире вариативность этих приемов, тем сильнее их воспитательное воздействие.

На выбор и характер воспитательных средств влияют уровень воспитанности ребенка и окружающая его среда.

В каждом воспитательном процессе обязательно проявляется индивидуальность воспитателя — ваш характер,культура, воля, жизненный опыт.

И, наконец, идеалом всех методов воспитания должны быть слова Макаренко: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания».

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о