Синдром аутизма признаки: «Дети дождя». Что нужно знать об аутизме

«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме

11 Апрель 2019 12:01

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.

Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.

Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации.

Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.

Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.

Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.


Признаки аутизма | Первые, ранние симптомы у детей — детский аутизм до года у новорожденных и грудничков

Основные признаки аутизма по которым можно определить наличие синдрома на ранних стадиях. Чем дольше ребенок живет с аутизмом, тем сложнее ему помочь.

Если вы взволнованы отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и играм, проверьте ребёнка на наличие симптомов, приведенных ниже.

Основные признаки аутизма:

  1. Отказ от тактильного контакта с родителями.
  2. Отсутствие речи к трём годам.
  3. Ребёнок предпочитает быть один, чем с кем-либо.
  4. Ребёнок отказывается контактировать с окружающим миром или не проявляет интереса к этому. У него отсутствуют или слабо развиты навыки невербального общения.
  5. Малыш не хочет смотреть вам в глаза.
  6. Жесты малыша странные и скорее нервные, чем выражающие что-то.
  7. Ребёнок говорит, но монотонно, как будто повторяет заученный текст (Многие дети с аутизмом повторяют слова других людей на манер эхо).
  8. Необычные сенсорные реакции (на голос, запах, вкус, прикосновение).

Пристально следите за психофизическим развитием малышей. Не повредит диагностика психического развития. Не нужно недооценивать значение детских невропатологов и плановых осмотров ребенка у врача.

Первые проявления раннего аутизма заметны с 3-месячного возраста!

Поэтому проверяем развитие детей:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд на матери или другом взрослом, не выделяет мать среди близких. Но фиксирует взгляд на ярких предметах, картине на стене. Он вообще не смотрит в глаза, если смотрит – случайно и недолго. Это выявляется в 6 месяцев или даже раньше.
  2. Ребенок на руках матери не принимает комфортной позы, он или напряжен, или «растекается», как жидкость. Часто отказывается от материнского молока.
  3. Ребенок реагирует не на само действие – игру с ним, разговор, а на внешние его признаки – громкость, яркость. Например, если мама громко смеется, он не радуется, а пугается.
  4. Двигательное поведение не нормально – или постоянно заторможен, безразличен, или слишком возбужден, вертится, дергается.
  5. Позже – не стремится подражать взрослому, не машет ручкой в ответ.
  6. Нарушена привязанность к матери – или гиперпривязанность, не может без нее ни минуты, или полное безразличие к ее присутствию.
  7. При умении сидеть и ходить – появление монотонных движений  (раскачивание, вращение ручек и т.п) является признаком аутизма.
  8. Игра в одиночку и не с игрушками, а предметами – ботинком, тарелкой.

Есть и другие признаки, присутствие которых должно насторожить родителей на предмет аутизма у детей. Кстати, наличие каких-то из них может присутствовать и у нормального ребенка или имеющего совсем другие, например, неврологические заболевания детей. Но это еще раз говорит, что в раннем возрасте отклонения не достигают еще того уровня, чтобы принять характер фатальных.

Симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у маленького ребенка могут быть заметными уже в возрасте до года. Наблюдательные родители обращают внимание, что их чадо почти не проявляет интереса к игрушкам, мало двигается и имеет скудную мимику. Для новорожденных детей и грудничков возрастом 5-6 месяцев с признаками аутизма характерна потеря всякого интереса к предметам окружающей среды. Они не следят за своими опекунами, теряют контакт глаза-в-глаза, не реагируют на громкие звуки или не смеются.

Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенную жестикуляцию, чтобы что-то получить, но при этом не стремятся обратить на себя внимание и включить кого-то еще в свою игру. Ребенку аутисту трудно воспринять целостным образ человека, понять эмоции в той или иной ситуации.

Детский аутизм, выявленный на ранней стадии, можно побороть или свести проявления к минимуму. Поэтому:

С зародившимся аутизмом у детей можно и нужно бороться, обращаться к грамотным специалистам, заниматься коррекционной терапией и правильно вести себя с ребенком в кругу семьи. Чем раньше будет начато лечение аутизма у ребенка, тем эффективней будет результат

Признаки и симптомы расстройств аутистического спектра

Español (испанский)

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, вызванное различиями в мозге. Люди с РАС часто имеют проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У людей с РАС также могут быть разные способы обучения, движения или концентрации внимания. Важно отметить, что у некоторых людей без РАС также могут быть некоторые из этих симптомов. Но для людей с РАС эти характеристики могут сильно усложнить жизнь.

Узнайте больше о РАС

Навыки социального общения и взаимодействия

Навыки социального общения и взаимодействия могут быть сложными для людей с РАС.

Примеры характеристик социального общения и социального взаимодействия, связанных с РАС, могут включать

  • Избегает или не поддерживает зрительный контакт
  • Не реагирует на имя к 9-месячному возрасту
  • Не показывает выражения лица, такие как счастливое, грустное, злое и удивленное на 9месяцев
  • Не играет в простые интерактивные игры, такие как лепешки, к 12 месяцам
  • К 12-месячному возрасту мало или совсем не использует жесты (например, не машет рукой на прощание)
  • Не разделяет интересов с другими к 15-месячному возрасту (например, показывает вам объект, который им нравится)
  • Не хочет показывать вам что-то интересное к 18-месячному возрасту
  • Не замечает, когда другие обижены или расстроены, к 24 месяцам жизни
  • Не замечает других детей и не присоединяется к ним в игре к 36 месяцам
  • Не притворяется кем-то другим, например учителем или супергероем, во время игры до 48-месячного возраста
  • Не поет, не танцует и не играет для вас к 60 месяцам

Ограниченное или повторяющееся поведение или интересы

Люди с РАС имеют поведение или интересы, которые могут показаться необычными. Такое поведение или интересы отличают РАС от состояний, определяемых только проблемами с социальным общением и взаимодействием.

Примеры ограниченного или повторяющегося поведения и интересов, связанных с РАС, могут включать

  • Выстраивает игрушки или другие предметы в ряд и расстраивается, когда меняется порядок
  • Повторяет слова или фразы снова и снова (эхолалия)
  • Каждый раз играет с игрушками одинаково
  • Ориентируется на части предметов (например, колеса)
  • Расстраивается из-за незначительных изменений
  • Имеет навязчивые интересы
  • Должен следовать определенным процедурам
  • Размахивает руками, раскачивает тело или вращается по кругу
  • Имеет необычные реакции на звук, запах, вкус, внешний вид или ощущения

Другие характеристики

Большинство людей с РАС имеют другие сопутствующие характеристики. Сюда могут входить

  • Отсроченные языковые навыки
  • Навыки движения с задержкой
  • Задержка когнитивных или учебных навыков
  • Гиперактивное, импульсивное и/или невнимательное поведение
  • Эпилепсия или судорожное расстройство
  • Необычные привычки в еде и сне
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом (например, запор)
  • Необычное настроение или эмоциональные реакции
  • Беспокойство, стресс или чрезмерное беспокойство
  • Отсутствие страха или больше страха, чем ожидалось

Важно отметить, что у детей с РАС могут отсутствовать все или некоторые виды поведения, перечисленные здесь в качестве примеров.

Узнайте больше о скрининге и диагностике РАС

Узнайте больше о лечении симптомов РАС

Последняя проверка страницы: 28 марта 2022 г.

Источник контента: Национальный центр врожденных дефектов и нарушений развития, Центры по контролю и профилактике заболеваний

Что такое расстройство аутистического спектра?

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, вызванное различиями в мозге. Некоторые люди с РАС имеют известное отличие, например генетическое заболевание. Другие причины пока не известны. Ученые считают, что существует несколько причин РАС, которые действуют вместе, чтобы изменить наиболее распространенные пути развития людей. Нам еще многое предстоит узнать об этих причинах и о том, как они влияют на людей с РАС.

Люди с РАС могут вести себя, общаться, взаимодействовать и учиться иначе, чем большинство других людей. Часто в их внешности нет ничего, что отличало бы их от других людей. Способности людей с РАС могут значительно различаться. Например, некоторые люди с РАС могут иметь продвинутые навыки разговора, тогда как другие могут быть невербальными. Некоторым людям с РАС требуется много помощи в повседневной жизни; другие могут работать и жить практически без поддержки.

РАС начинается в возрасте до 3 лет и может продолжаться на протяжении всей жизни человека, хотя со временем симптомы могут улучшаться. У некоторых детей симптомы РАС проявляются в течение первых 12 месяцев жизни. В других симптомы могут не проявляться до 24 месяцев или позже. Некоторые дети с РАС приобретают новые навыки и достигают вех развития примерно до 18-24 месяцев, а затем перестают приобретать новые навыки или теряют навыки, которыми они когда-то обладали.

Когда дети с РАС становятся подростками и молодыми взрослыми, у них могут возникать трудности в развитии и поддержании дружеских отношений, общении со сверстниками и взрослыми или в понимании того, какое поведение ожидается в школе или на работе. Они могут привлечь внимание медицинских работников, потому что у них также есть такие состояния, как тревога, депрессия или синдром дефицита внимания/гиперактивности, которые чаще встречаются у людей с РАС, чем у людей без РАС.

Признаки и симптомы

Люди с РАС часто имеют проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У людей с РАС также могут быть разные способы обучения, движения или концентрации внимания. Важно отметить, что у некоторых людей без РАС также могут быть некоторые из этих симптомов. Для людей с РАС эти характеристики могут сильно усложнить жизнь.

Узнайте больше о признаках и симптомах РАС »

Диагностика

Диагностика РАС может быть затруднена, поскольку не существует медицинских тестов, таких как анализ крови, для диагностики расстройства. Врачи смотрят на поведение и развитие ребенка, чтобы поставить диагноз. Иногда РАС можно обнаружить в возрасте 18 месяцев или младше. К 2 годам диагноз, поставленный опытным специалистом, можно считать достоверным. 1  Однако многим детям не ставят окончательный диагноз, пока они не станут намного старше. Некоторым людям не ставят диагноз, пока они не станут подростками или взрослыми. Эта задержка означает, что люди с РАС могут не получить необходимую помощь на раннем этапе.

Узнайте больше о скрининге и диагностике РАС »

Лечение

Современные методы лечения РАС направлены на уменьшение симптомов, которые мешают повседневному функционированию и качеству жизни. РАС влияет на каждого человека по-разному, а это означает, что люди с РАС имеют уникальные сильные стороны и проблемы и разные потребности в лечении. В планах лечения обычно участвуют несколько специалистов, и они разрабатываются индивидуально.

Узнайте о лечении симптомов РАС »

Факторы риска

Существует не одна причина РАС. Было выявлено множество различных факторов, которые могут повысить вероятность РАС у ребенка, включая экологические, биологические и генетические факторы.

Хотя мы мало знаем о конкретных причинах, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что следующие факторы могут подвергать детей большему риску развития РАС:

  • Наличие брата или сестры с РАС
  • Наличие определенных генетических или хромосомных заболеваний, таких как синдром ломкой Х-хромосомы или туберозный склероз
  • Осложнения при рождении
  • Рождение у пожилых родителей

CDC в настоящее время работает над одним из крупнейших на сегодняшний день исследований в США по РАС. Это исследование под названием «Изучение раннего развития» (SEED) было разработано для изучения факторов риска и поведения, связанных с РАС. CDC в настоящее время проводит последующее исследование детей старшего возраста, которые были зачислены в SEED, чтобы определить здоровье, функционирование и потребности людей с РАС и другими нарушениями развития по мере их взросления.

Как часто встречается РАС

Сеть Центров по контролю и профилактике заболеваний США по мониторингу аутизма и нарушений развития (ADDM) оценивает количество 8-летних детей с РАС в Соединенных Штатах с 2000 года.

РАС встречается во всех расовых, этнических и социально-экономические группы. У мальчиков встречается более чем в 4 раза чаще, чем у девочек.

Узнайте больше о том, как CDC оценивает количество детей с РАС »

Если вы обеспокоены

Как родитель, у вас уже есть все необходимое, чтобы помочь вашему маленькому ребенку учиться и расти. CDC разработал материалы, которые помогут вам отслеживать основные этапы развития вашего ребенка и делиться этим прогрессом или любыми проблемами с врачом вашего ребенка при каждом осмотре.

Узнайте больше о контрольных списках CDC и других материалах для родителей »

Свяжитесь с врачом вашего ребенка, если вы считаете, что у вашего ребенка может быть РАС, или если у вас есть какие-либо другие опасения по поводу того, как ваш ребенок играет, учится, говорит или действует.

Если вы все еще обеспокоены,  попросите у врача направление к специалисту  , который может провести более тщательное обследование вашего ребенка. К специалистам, которые могут провести более углубленную оценку и поставить диагноз, относятся:

  • Педиатры по развитию (врачи, имеющие специальную подготовку в области развития детей и детей с особыми потребностями)
  • Детские неврологи (врачи, работающие с головным мозгом, позвоночником и нервами)
  • Детские психологи или психиатры (врачи, знающие о человеческом разуме)

В то же время позвоните в государственную систему раннего детства вашего штата, чтобы запросить бесплатную оценку, , иногда называемую оценкой поиска ребенка, , чтобы узнать, имеет ли ваш ребенок право на услуги вмешательства.  Для этого звонка не нужно ждать направления от врача или медицинского диагноза.

В зависимости от возраста вашего ребенка куда можно позвонить для бесплатной оценки от штата:

  • Если вашему ребенку еще нет 3 лет, обратитесь в местную систему раннего вмешательства.
    • Вы можете найти нужную контактную информацию для вашего штата, позвонив в Центр технической помощи для детей младшего возраста (ECTA) по телефону 919-962-2001.
    • Или посетите веб-сайт ECTA. внешний значок
  • Если вашему ребенку 3 года или больше, обратитесь в местную систему государственных школ.
    • Даже если ваш ребенок еще не дорос до детского сада или не зачислен в государственную школу, позвоните в местную начальную школу или в отдел образования и попросите поговорить с кем-нибудь, кто может помочь вам провести оценку вашего ребенка.
    • Если вы не знаете, к кому обратиться, позвоните в ECTA по телефону 919-962-2001.
    • Или посетите веб-сайт ECTA. внешний значок

Исследования показывают, что услуги раннего вмешательства могут значительно улучшить развитие ребенка. 3,4  Чтобы ваш ребенок полностью раскрыл свой потенциал, очень важно получить услуги как можно скорее.

Ссылки

  1. Lord C, Risi S, DiLavore PS, Shulman C, Thurm A, Pickles A. Аутизм от 2 до 9 лет. Арх генерал психиатрия. 2006 июнь; 63 (6): 694-701.
  2. Хайман, С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *