Семья и нравственность: Семья как основа нравственного воспитания

Семья как основа нравственного воспитания

В условиях современного общества, когда оказались безвозвратно утеряны те идеалы, к которым стремилось не одно поколение, воспитание детей становится особенно важной и ответственной задачей для развития полноценного молодого поколения.

Значение семьи совместно с обновленной системой образования в процессе воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Только этот тандем способен вывести общество из сложившегося духовного кризиса.

Как считает известный ученый и мыслитель И. А. Ильин, становление и развитие личности определяется еще в раннем детстве. Детский возраст это счастливейшая пора жизни, время органической непосредственности и уже начавшегося, но еще предвкушаемого «большого счастья», время повышенной наивности и обостренной впечатлительности, время душевной чистоты и искренности, время ласковой улыбки и бескорыстности.

От доброты и искренности семейных взаимоотношений зависит и то, насколько добрым и искренним человек войдет в свою взрослую жизнь. По настоящему счастливы те, у кого воспоминания детства вызывают только положительные эмоции.

Как известно родителей не выбирают. Для ребенка семья является тем главным социальным институтом, который дается ему при рождении. В идеале семья должна быть полной и оставаться таковой на всем протяжении становления и развития личности, по крайней мере, до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.

К сожалению, идеальная семья является достаточно редким явлением, причем, такое положение вещей совершенно не зависит от политической и экономической обстановки в стране. Неполные и неблагополучные семьи существовали всегда, в некоторые исторические периоды их было больше, а в некоторые меньше, чем полных и благополучных.

Такие семьи всегда находились под пристальным вниманием педагогов, поскольку дети из этих семей нуждались в постоянной заботе и особой коррекции воспитания. Семейное воспитание и взаимоотношение ребенка со своими родителями во многом определяет личностные характеристики человека, его нравственный, социальный и культурный потенциал.

В семье, которая сформировалась не на основе искренней любви, а по другим причинам, ребенок не может быть по-настоящему счастлив. Он чувствует натянутость и неискренность семейных взаимоотношений, лицемерие и холодность, которые сказываются на его психическом и душевном состоянии.

В семьях, в которых ребенок не был желанным и любимым, вырастают холодные и циничные личности, лишенные чувств любви и сострадания. Даже в неполных семьях при наличии искренней любви родителя к ребенку дети вырастают более человечными и полноценными личностями, чем в полных семьях, в которых брак является лишь формальностью.

Семейное воспитание, основанное на искренних чувствах и взаимопонимании, не требует от родителей приложения особых усилий, дети фактически сами воспитываются на примере своих родителей. Из поколения в поколение посредством семейного воспитания передаются нравственные принципы и культурные традиции предков подрастающему поколению.

По сути дела семья, основанная на искренних чувствах, является для ребенка главной школой душевного здоровья, уравновешенного характера и творческой предприимчивости. В семьях, лишенных этих основополагающих качеств ячейки общества, дети, как правило, страдают различными неврозами, из них часто вырастают неудачники, совершенно неприспособленные к жизни.

Нормальная семья требует от своих членов совместной творческой деятельности, непрерывного взаимодействия для постоянного стремления к идеалу. Теплые и уважительные взаимоотношения матери и отца, близость их духовного и культурного развития являются гарантом стабильности семьи и главной основой для воспитания гармонично развитой личности.

Под гармонично развитой личностью понимается, прежде всего, личность воспитанная духовно, поскольку именно духовное воспитание является основой для полноценного и гармоничного развития личности.

В научных трудах И. А. Ильина процесс воспитания трактуется как главное средство для закладывания в личности основ духовного характера и доведения его до способности к самовоспитанию, ведь именно самовоспитание впоследствии способствует поддержанию и развитию личности.

И. А. Ильин утверждает, что именно семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. Для ребенка семья является школой взаимного доверия и совместного, организованного действия. Кроме того, именно в семье ребенок учится адекватному восприятию авторитета. В лице собственных родителей он видит естественный авторитет и учится воспринимать взрослого с уважением, но без подобострастия. В то же время, освобождая себя духовно от возможного гнета посредством любви и уважения.

Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях

Библиографическое описание:

Петрова, М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях / М. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 675-677. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14536/ (дата обращения: 01.11.2022).

На современном этапе развитие российского общества можно кратко охарактеризовать двумя словами: «время перемен». И эти перемены кардинальны практически в каждой сфере: социальной, политической, экономической, духовно-нравственной. Сложившаяся в нашем отечестве социокультурная ситуация отличается множеством противоречий, прагматизмом, агрессивностью, но самое главное — это духовно-нравственный кризис, коренная ломка системы ценностей. Одно из ярчайших ее отражений — кризис семьи и семейных отношений.

Факторы развития российского общества, которым мы обязаны столь кардинальными переменами, породили негативные тенденции, обусловившие поистине критические масштабы падения нравственности и духовного нездоровья. И едва ли не в первую очередь эти деформации претерпела первичная ячейка общества — семья.

В создавшихся специфических условиях наиболее уязвимыми оказались подростки. Из-за особенностей возраста, мировоззрения и психологии они не могут справляться с чувством социальной заброшенности, депрессивными состояниями, лицемерием и конформизмом взрослых — а следовательно, не могут адекватно адаптироваться к окружающей действительности.

Семья является своеобразным средоточием всей совокупности отношений в социуме, именно она представляет собой важнейшее средство воспитания и сферу формирования духовных и нравственных основ личности. В семье не только формируются базисные основы человеческой личности, но и происходит становление личности во всех аспектах: духовном и физическом, нравственном, эстетическом, трудовом.

Иные воспитательные институты воздействуют на отдельные грани личности, семья воздействует на все без исключений. В социально-философском смысле семью можно назвать микросистемой социальных отношений, микромоделью общества, реализующей одновременно потребности личности и потребности общества. По мнению одного из крупнейших педагогов XX века, А. С. Макаренко, корни и причины трудновоспитуемости ребенка берут свое начало в семье, безусловно являющейся сферой духовно-нравственного становления индивида.

Семья многогранна: помимо диады «родитель — ребенок» в ней присутствует взаимопроникновение взрослого и детского мира. Благодаря этому у подростка может сформироваться как позитивный, так и негативный образ семьи. Заметим также, что все психологические и социальные аспекты поведения подростков зависят от условий, создавшихся в его семье, и, соответственно, не рассматривая семью человека (а равно ее отсутствие), невозможно исследовать становление личности.

Подростковый возраст — весьма сложный и болезненный период становления личности. Именно на этом этапе взросления происходит формирование нравственного идеала и стереотипа поведения. Ученые выделяют специфическую активность этого возраста, ключевая характеристика которой — восприимчивость к усвоению ценностей, норм и способов личностного поведения. И в основном подросток воспринимает именно те ценности и стереотипы, которые формируются в его ближайшем окружении: в семье.

Главной психологической особенностью подросткового возраста считается личностная нестабильность, то есть сосуществование противоположностей — черт, тенденций, стремлений, вступающих в борьбу друг с другом и тем самым определяющих противоречивость как поведения, так и характера взрослеющего человека.

Именно поэтому необходимое условие воспитания — возникновение позитивных нравственных идеалов.

Среди подростков намного чаще, чем в иных возрастных категориях, наблюдается падение социально-психологических и нравственных норм поведения. Результат этого — негативные тенденции общественного развития, а причины — социальная незрелость и особенности физиологии растущего организма (стремление к независимости, тяга к новым ощущениям, любопытство, необходимость утвердить собственную значимость и неумение прогнозировать последствия собственных поступков).

В настоящее время нравственная ориентация подростков направлена далеко не на познание и творчество, которые были ранее основными духовными ценностями. Вернуть их приоритеты способна только семья — определяющая детерминанта, которая влияет на ценностные ориентации подрастающего поколения. Внутрисемейные отношения являются сильнейшим, доминантным воспитательным фактором, но одновременно могут выступать и фактором деструктивным. При отрицательном характере эмоциональных контактов семьи, она утрачивает воспитательные возможности и становится микросредой, искажающей и задерживающей положительное воздействие на духовно-нравственное формирование личности.

Следует также помнить, что по данным социальных опросов всего лишь 7 % современных подростков видят своими кумирами родителей.

Нравственность и духовность взаимодействуют, но эти понятия не являются тождественными. Нравственность — это составляющая духовности, но духовность без нее невозможна.

Нравственный мир человека (его моральное сознание) включает три уровня:

1.         Уровень мотивационно-побудительный, содержащий мотивы поступков личности, ее нравственные убеждения и потребности. Именно этот уровень определяет истоки личностного поведения, которые другие люди и общество в целом одобряют или осуждают, которые приносят пользу и добро или вред и зло. Правильное нравственное воспитание возможно лишь тогда, когда оно базируется на побуждении подростка к нравственному развитию, когда он сам активно участвует в нем.

2.         Уровень чувственно-эмоциональный, в составе которого — нравственные чувства и эмоции, важнейшие компоненты доброты. Они не являются врожденными, а приобретаются посредством воспитания, и в этом отношении заменить семью невозможно ничем.

3.         Уровень рациональный (умственный), содержащий моральные знания, то есть идеалы и принципы, моральные оценки и нормы поведения, собственно понятия о «хорошем» и «плохом», о смысле жизни, достоинстве, долге. По мнению В. А. Сухомлинского, средоточие нравственности — это долг: сыновний и родительский, перед другими людьми, перед родиной и обществом, перед высокими нравственными принципами и идеалами. Верность такому долгу не связывает человека, а возвышает его.

Воспитанию подлежат все компоненты нравственного мира подростка — только так можно обеспечить гармонию, но нравственные потребности — направляющие. Семейное влияние на формирование этих потребностей результативно в том момент, когда они зарождаются, когда возникает интерес к соответственной стороне действительности. Подросток накапливает опыт, его устремления меняются в силу общения с близкими, и интерес или погаснет, или превратится в устойчивую потребность. Субъектная позиция, система эмоционально-оценочных отношений как источник нравственности формируется в семье и в дальнейшем воздействует на правильность выбора человека на уровне мотивации.

Семейное воспитание представляет собой наиболее адекватную форму духовно-нравственного становления индивида в силу своих характеристик: согласованности личностных качеств родителей; представлений о ролевых установках и ключевых ценностях; межличностного общения в семье, на основе которого у подростка складывается отношение к миру и обществу. Специфические особенности семьи — это положительная эмоциональная направленность взаимоотношений; сплоченность семейной общности, ее задач и целей; разнообразие семьи по возрасту, полу, профессиям, интересам, социальному статусу; постоянное непосредственное общение.

Но основной характеристикой семьи, благодаря которой она становится доминантным фактором нравственного воспитания, является общение, основанное на брачных и родственных отношениях, то есть спектре интимно-эмоциональных связей. Главные духовные ценности семьи — любовь и привязанность, возникающие как результат органического синтеза социально-психологического и биологического начал человеческой жизни. Они превалируют над прочими, и при этом рамки семьи их не ограничивают — по мере взросления подросток переносит эти ценности на других людей.

В современных условиях традиционная модель семьи меняется, но, тем не менее, ее роль в нравственном воспитании подростков возрастает. Поэтому необходимо повышать уровень духовной, нравственной, правовой и эстетической культуры семьи, чтобы стали возможными преобразование культуры как системы нравственных ценностей в индивидуальную личностную и поведенческую культуру подрастающего поколения, формирование высокой нравственной позиции и постоянного стремления к духовному самосовершенствованию.

 

Литература:

 

1.                  Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — 3-е изд. — М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.

2.                  Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. — С. 95–97.

3.                  Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. — 2007. — № 8. — С. 232.

4.                  Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. — 2001. — № 6. — С. 11.

5.                  Чепурных Е. От культуры полезности к культуре достоинства / Е. Чепурных // Воспитание школьника. — 2009. — № 5. — С. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, подросток, духовно-нравственное становление индивида, личностное поведение, отношение, подрастающее поколение, подростковый возраст, российское общество, становление личности, Уровень.

Роль семьи в нравственном развитии

Вторник, 1 ноября 2022 г.

Электронная бумага

  • Дело об убийстве Бисваджит: Осужденный арестован через 10 лет  
  • Премьер-министр вручает медаль «Друзья Бангладеш» Теду Кеннеди-младшему  
  • Toggi Services выпускает первый в мире 16-дюймовый игровой ноутбук  
  • сборных Индии для туров по Новой Зеландии и Бангладеш после чемпионата мира T20
  • 2 дополнительных DIG отправлены на принудительный вывод из эксплуатации  

Популярные новости

  • Имя Бангладеш громко звучит в Маскате; Бангладешские архитекторы получили Премию Ага Хана в области архитектуры 2022 года

  • Украина попала под воду, отключилось электричество после российских ракетных ударов

  • Организация ООН по надзору за ядерной безопасностью начинает проверку заявлений о «грязной бомбе» в Украине

Нравственность означает изучение разницы между правильным и неправильным или хорошим и плохим поведением по отношению к другим. Обычно слово мораль несет в себе три понятия — моральные нормы, моральная ответственность и моральная идентичность. Общие синонимы морали включают этику, принципы, добродетель и добродетель. Мораль часто ассоциируется с такими понятиями, как ценности, совесть и законность. Но мораль стала сложной проблемой в мультикультурном мире, в котором мы живем сегодня. Мораль необходима для личного благополучия и наших отношений с другими людьми. Следование преобладающим моральным кодексам помогает нам стать честными людьми. Моральные кодексы обеспечивают социальную организацию внутри культуры или цивилизации. Эти кодексы составляют основу многих наших законов. Мораль важна, потому что она помогает вам не только быть законопослушным, но и относиться к другим в обществе с достоинством и уважением.

Однако здесь необходимо отметить, что родители и другие близкие члены семьи имеют важное значение в нравственном развитии, поскольку они являются основными социальными контактами человека в детстве и юности. Без сомнения, семья является основой, на которой строятся ценности. Из семейного воспитания в сознание детей прививаются нравственные ценности, такие как правдивость, счастье, мир, справедливость. Соответственно, человек устанавливает свои идеалы и управляет своей жизнью. Система ценностей, практикуемая в семье, автоматически складывается у молодых членов семьи, если они должным образом воспитываются в нравственных ценностях. В семье формируется отношение ребенка к людям и обществу. Семья также помогает в умственном развитии ребенка и поддерживает его амбиции и ценности. Вполне естественно, что приятная и веселая атмосфера в семье развивает любовь, дружелюбие, широту взглядов и доброту.

Как правило, ребенок учится своему поведению из того, что он видит вокруг себя. В этом отношении семья играет значительную роль, помогая в процессе социализации ребенка, что оказывает значительное влияние и оказывает влияние на развитие ребенка. В настоящее время осознается, что присутствие старших в семье играет полезную роль в социальном и нравственном развитии детей. Это также помогает молодому поколению семьи усвоить человеческие ценности и искоренить свои негативные умственные наклонности.

Нет более значительного влияния извне, чем влияние семьи на формирование нравственности детей. Семьи прививают детям мораль посредством наказания, подкрепления, а также прямого и косвенного обучения, что помогает им развивать убеждения. Существуют определенные средства, с помощью которых наиболее эффективно передается и усваивается мораль, хотя вклад семьи в нравственное развитие детей широк. Это честность, справедливость, социальные роли, личное равновесие и т. д.    

Справедливость — один из важнейших моральных уроков, которые дети усваивают в семье. Например, семьи установили границы распределения ресурсов, таких как еда и жилая площадь, и предоставили членам различные льготы в зависимости от возраста, пола и занятости. То, как семья выясняет, что является разумным, влияет на улучшение представлений детей о правах и правах, а также на их представления об обмене, переписке и уважении.

Посредством положительного подкрепления и наказания семьи устанавливают правила правильного и неправильного поведения. Положительное подкрепление является стимулом для хорошей практики. Эта передовая практика позволяет детям узнать, что поощряются определенные виды деятельности. С другой стороны, наказание помогает удержать детей от вредного поведения. Процесс дисциплинирования с раннего возраста позволяет детям осознать, что опасные действия имеют последствия. Кроме того, практика наказания помогает детям принимать решения о том, как действовать, потому что они начинают учитывать результаты своих действий.

Дети начинают рассматривать свою деятельность не только с точки зрения справедливости в семейном окружении, но и с точки зрения потребности в эмоциях. Дети приобретают ценность социальной поддержки со стороны своих семей. Они также развивают свои мотивы, основанные на сострадании, доброте и сочувствии, а не только на личных желаниях. У детей развивается забота об обществе в целом, когда они учатся заботиться об интересах и благополучии своей семьи.

Дети учатся находить баланс между своими потребностями и интересами более исключительного социального окружения через понимание принципов честности, справедливости и социальной ответственности. Ребенок выиграл от большего чувства любви, безопасности, высшей и общей идентичности, наложив ограничения на свои желания. Эта связанность побуждает детей совершенствовать свои этические рамки, предоставляя им ориентир для видения добра и зла.

Эффективные компоненты взаимодействия семьи и ребенка обеспечивают родительскую теплоту, участие и поддержку, которые позволяют детям развивать нравственное мышление. Поэтому родителям следует быть осторожными в отношениях с окружающими. Кроме того, существует также когнитивный аспект ролей родителей. Нравственное развитие детей зависит от участия родителей в его построении. Отныне родители должны быть осторожны в выборе сверстников для своих детей, иметь представление о возможном социальном опыте детей и придавать значение аффективным и когнитивным компонентам взаимодействия родителей и детей.

(Автор с благодарностью отмечает различные источники информации.) 

Автор — доктор философии правительства Китая. Сотрудник и доцент кафедры государственного управления Университета Джаганнатха, Дакка

Схема реабилитации климатических беженцев: шаг вперед в борьбе с изменением климата

Пандемия COVID-19: уроки, которые мы должны усвоить

Роль семьи в нравственном развитии

Да здравствуют бангладешско-китайские галстуки

Тенденция коррупции: потребность или жадность?

Религиозная гармония — сокровище Бангладеш

Анатомия неправильной политики BNP

Шейх Хасина: выжившая

Гиг-экономика и Бангладеш: текущее состояние и будущее направление

Бангладеш глазами путешественника

Откровенный разговор: забытые массовые казни в Бангладеш

Разум, стоящий за чудом

Допустимость цифровых доказательств: открытие новой правовой эры

Резолюция США о геноциде Пакистана в Бангладеш

Права человека и последовательная победа Бангладеш на выборах в СПЧ ООН

Бангладешско-индийские отношения и роль Daily Sun

Последние новости

  • Дело об убийстве Бисваджит: Осужденный арестован через 10 лет

  • Путин призвал Украину обеспечить безопасность морского судоходства

  • Мужчина обвиняется в попытке похитить Нэнси Пелоси

  • Организация ООН по надзору за ядерной безопасностью начинает проверку заявлений о наличии «грязной бомбы» в Украине

  • Украина попала под воду, отключилось электричество после российских ракетных ударов

Каковы 5 главных моральных ценностей вашей семьи?

Кэти Слаттенгрен, магистр, редактор бесценного воспитания (подпишитесь на ежемесячный информационный бюллетень для родителей и получите более 20 печатных таблиц для детей и родителей)


Аудио HTML5 не поддерживается (послушайте статью, прочитанную автором)

Каковы ваши самые глубокие моральные ценности? Как вы обучаете этим ценностям своих детей? Вы делаете это в одиночку или обращаетесь за помощью к религиозным организациям или другим ресурсам?

Научить детей нравственным ценностям — одна из самых важных родительских обязанностей. Чтобы ваши дети поступали нравственно, им нужно знать добро, заботиться о добре и практиковаться в совершении добра.

То, как ваши дети относятся к другим, имеет решающее значение. Слишком много новостей о детях, совершающих самоубийства отчасти из-за жестокого поведения других детей. Слишком много детей оставляют злые комментарии в социальных сетях. Слишком много детей избегают занятий из-за травли. Как вы направляете своих детей в отношении к другим?

Какие есть примеры морали?

Что значит быть хорошим человеком? Какие качества ваша семья больше всего ценит? Рене Трюдо, автор книги «Воспитание души вашей семьи», поделилась, что, когда ее сын пошел в среднюю школу, они создали «Декларацию о целях семьи». По ее словам, они «выделили пять самых важных для нас качеств. На вершине нашего списка: сострадание — к себе и к другим».

Какие добродетели входят в пятерку лучших в вашей семье? Некоторые моральные ценности, которые следует учитывать, включают:

Принятие

Приветствие других, чьи идеи и практика отличаются от ваших собственных

Сострадание

Понимание страданий других или себя и принятие мер по этому поводу

Сотрудничество

Помощь семье и друзьям, ответная услуга

Смелость

Готовность делать трудные вещи

Равенство

Вера в то, что каждый заслуживает равных прав и уважения

Справедливость

Действовать справедливо, делиться надлежащим образом

Щедрость

Готовность предоставить ресурсы, помощь или время другим

Благодарность

Выражение признательности другим, дайте близким понять, что вы цените в них

Честность

Быть правдивым и искренним

Целостность

Приверженность своим моральным и этическим принципам и ценностям

Доброта

Быть внимательным и хорошо относиться к другим

Настойчивость

Настойчивость в действиях, убеждениях или целях

Вежливость

Использование хороших манер, поведение социально приемлемым образом

Уважение

Уважение к достоинству кого-то или чего-то

Ответственность

Быть надежным в своих обязательствах

Самоконтроль

Контролировать свои слова и поведение

Толерантность

Справедливое и объективное отношение к различным мнениям, убеждениям или обычаям

Заслуживающий доверия

Надежно делать то, что правильно, даже когда это трудно, быть верным своему слову

Один из способов помочь вашим детям усвоить эти характеристики — это замечать их. Когда вы видите, что ваш ребенок ведет себя ответственно, честно или проявляет сострадание, прокомментируйте это. Например, если ваш ребенок пытается утешить обиженного ребенка, вы можете сказать: « Очень мило с твоей стороны помочь ему.

Приверженность своим моральным ценностям

Существует большая разница между знанием моральных ценностей и попыткой перенять эти черты. Часто отстаивание своей морали требует мужества и силы.

После того, как ваша семья выберет пять ваших главных ценностей, найдите примеры того, как вы демонстрировали их в прошлом. Ваши дети могут захотеть создать плакат для каждого значения с картинками и примерами этого значения. Оставьте место, чтобы добавить больше примеров.

Затем предложите каждому человеку выделить одну ценность, на которой он хочет сосредоточиться в течение недели. Ежедневно проверяйте друг друга, чтобы узнать, есть ли возможность действовать в соответствии с этой ценностью. Что случилось? Каково это было? Что ты узнал?

Задавая эти вопросы своим детям, вы показываете, что вам небезразличны эти ценности. Как и взрослые, ваши дети будут совершать ошибки и вести себя так, что это не соответствует их высшим ценностям. Когда это произойдет, помогите им найти способ загладить свою вину. Задавайте вопросы, чтобы помочь своим детям понять, что они хотели бы сделать, чтобы улучшить ситуацию.

Действия в соответствии со своими моральными ценностями

У ваших детей будет ежедневная возможность действовать в соответствии со своими ценностями. Этичное поведение требует твердого морального убеждения.

Гордость, когда ваши дети проявляют сострадание и берут на себя ответственность за то, что говорят. Во время баскетбольного матча средней школы в Кеноше, штат Висконсин, дети продемонстрировали свои моральные убеждения. CBS сообщила: «Студенты-спортсмены заступились за одну из чирлидеров команды, когда услышали уничижительные слова в ее адрес во время баскетбольного матча в средней школе Линкольна. Чейз Васкес, Скутер Терриен и Майлз Родригес ушли с корта в середине игры, чтобы ответить на подлые комментарии в адрес чирлидерши Дезире Эндрюс, у которой синдром Дауна». Ух ты!

Студенты Neurodiverse, такие как Дезире, предлагают возможности продемонстрировать свои ценности. Вы можете помочь своим детям построить сочувствие и сострадание к нейроразнообразным детям, посмотрев некоторые видео Криса Алмера, учитель специального образования и основатель Special Books by Special Kids.

Не всегда легко контролировать свои слова и действия. Тренер моего сына по кроссу научил детей использовать аббревиатуру ДУМАТЬ, прежде чем говорить или действовать, обдумывая:

  • Т- Это правда?
  • H- Это полезно?
  • I- Это вдохновляет?
  • Н- Это необходимо?
  • К- Это любезно?

Эта простая аббревиатура помогает детям сделать паузу, чтобы заранее обдумать влияние своих слов и действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *