После того, как началось обучение во вторую смену, я не узнаю маленькую Машу. Спит до обеда, вечером нет сил на уроки. Успеваемость снизилась. А нельзя ли совсем отказаться от второй смены, например, «раздуть классы – чтобы сидеть в тесноте, да не в обиде?»
Многие школы так и делают. Но САНПИН и тут на страже – класс должен состоять из 25 человек.
Без вариантов
Вся литература, написанная учеными за годы дефицита школьных мест, подсказывает родителям и учителям – важнее всего режим дня. Действительно, если ваш ребёнок, должен как большинство его сверстников пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать.
При соблюдении режима вырабатываются условные рефлексы, конкретное время: дети быстро засыпают, легко встают по утрам и не теряют работоспособности весь день. Вначале, конечно, родителям придется запастись терпением, чтобы приучить сына или дочку жить по часам: вовремя уложить — разбудить, вместе позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки…
Наверняка среди ваших знакомых есть такие, кто успевает, и работать, и спортом заниматься, и дому уделить достаточно внимания, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: ведь в сутках для всех 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются. Поговорите об этом с ребенком. А еще лучше, предложите ему такую игру: пусть он, как сфотографирует свой день, распишет его с точностью до минуты, например, гулял 40 минут, делал математику 25 минут и так далее. Потом помогите ему определить, где потеряно время, и спланировать завтрашний день.
Составляем идеальный режим дня для второй смены (возраст 7-8 лет)
Конечно, родители могут самостоятельно путем проб и ошибок разработать оптимальный распорядок дня для своего ребенка, но лучше довериться компетентному мнению ученых, и сверить ваш режим с нашим, научно-обоснованным:
***
Подъем — 7:00
Гимнастика, душ, уборка постели — 7:00-7:30
Завтрак — 7:30-7:50
Прогулка — 7:50-8:20
Приготовление домашнего задания — 8:20-10:00
Второй завтрак — около 11 часов
Свободные занятия, чтение, музыка, иностранный язык, помощь по дому — 10:00-11:30
Обед — 13:00-13:30
Дорога в школу — 13:30-14:00
Занятия — 14:00-18:00
Прогулка, спортивные игры на воздухе — 18:30-19:00
Ужин и свободные занятия — 19:00-20:00
Приготовление ко сну, умывание — 20:00-20:30
Сон — 20:30-7:00
***
Благодарим специалистов центра развития и образования «Элитора» за помощь в подготовке материала
Ссылки по теме:
1 класс: выбираем школу или учителя?
Как наладить режим дня школьника
Одним из важных условий успешной учебы в школе является правильно построенный режим дня школьника. Длительное пребывание детей в условиях большого коллектива может явиться причиной повышенной утомляемости. Дети могут уставать от шума, постоянного общения со взрослыми и сверстниками. При этом они должны научиться подчинять свои желания интересам коллектива, требованиям дисциплины, им недопустимо бегать, прыгать, играть и разговаривать на уроках со сверстниками. Выполнение этих требований связано с напряжением нервной системы ребенка и является для многих детей трудной задачей, особенно для первоклассников, что может вызвать у детей негативное отношение к учебе, перевозбуждение, нарушение сна.
Организация разумного, соразмерного ритма смены труда и отдыха, питания и сна благотворно влияет на развитие организма ребенка, в том числе, и его нервной системы. Поэтому четкий режим дня ученика является лучшей мерой воспитания в нем самостоятельности, собранности и целеустремленности, а также предупреждения чувства постоянной усталости, апатичности, нервозного, раздражительного состояния.
Для правильного роста и развития помимо посещения уроков в ежедневном режиме должно быть отведено достаточно времени на сон, в том числе дневной (для младших школьников или в период восстановления ребенка после болезни), прогулку, самоподготовку, общественно полезный труд, посещение творческих кружков и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
После длительных летних каникул важно приучить детей ложиться и вставать всегда в одно и то же время. За 2-3 часа до сна необходимо ограничивать различного рода эмоциональные нагрузки – просмотры фильмов, телепередач, шумные игры, игры за компьютером и телефоном. Рекомендуются вечерние прогулки на свежем воздухе перед сном, чтение художественной литературы. Важно так же перед сном проветривать комнату (помещение). Отход ко сну детям младшего школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21-00 ч, детям среднего и старшего школьного возраста в 22.00 — 22.30 ч.
При организации сна учитываются возрастные нормы суточной потребности детей во сне: для детей 6 — 7 лет — 11 часов, 8 — 9 лет — 11 — 10 ч 30 мин., 10 — 12 лет — 10 — 9 ч, 13 — 14 лет — 9 ч 30 мин. — 9 ч, 15 лет и старше — 9 ч — 8 ч 30 мин. Подъем детей после ночного сна рекомендуется проводить не ранее 7 часов утра.
Для детей младшего школьного возраста рекомендуется организовать дневной сон продолжительностью 1,5 — 2 часа.
Хороший полноценный сон помогает справиться с нагрузкой и восстановить силы.
Учебные занятия в школе и приготовление домашних заданий по значимости и длительности занимают центральное место в режиме дня. Работоспособность учащегося во время этих занятий во многом определяется функциональным состоянием его организма в начале деятельности. Своевременный подъем, физкультурная зарядка с водными процедурами, горячий завтрак, кратковременная активная прогулка до школы – все это должно входить в режим дня учащегося.
Пребывание на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обусловлена повышенным насыщением крови кислородом, улучшением тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на кору головного мозга. Пребывание на воздухе – действенное средство закаливания организма, профилактики ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.
После окончания учебных занятий в школе для обучающихся с первой смены для восстановления работоспособности перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основную часть этого времени рекомендуется проводить на свежем воздухе. Для тех же, кто посещает школу во вторую смену можно погулять после школы или даже до обеда, если правильно спланировать свой день. Длительность прогулок для школьников младших классов рекомендуется 3 — 4 ч., для средних и старших классов – 2,5 — 3 ч. в сутки.
Подготовку домашних заданий рекомендуют начинать для обучающихся в первую смену – с 16 ч, во вторую – с 9 ч. Затраты времени на выполнение домашних заданий не должны превышать (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч, в 6 — 8 классах — 2,5 ч, в 9 — 11 классах — до 3,5 ч, первоклашки от выполнения домашних заданий освобождены.
Для просмотра телепередач детям дошкольного возраста рекомендуется не более 40 минут в день, младшего школьного возраста — 1 час, среднего и старшего школьного возраста — 1,5 часа.
В режиме дня школьника предусматривается полноценное и сбалансированное 5-6-ти разовое питание. При этом во время учебных занятий в школе должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 — 4-х часов.
В ежедневный рацион питания детей обязательно включаются такие продукты как: мясо или рыба, молоко и кисломолочные продукты, масло сливочное и растительное, картофель, хлеб, крупы, овощи, фрукты. Остальные продукты: творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки, кондитерские изделия и др. включаются 2-3 раза в неделю.
В последнее время дети предпочитают свободное время проводить с телефонами, планшетами, за компьютером. Поэтому очень важно ограничивать время, которое ребенок уделяет современным техническим средствам. Педиатры и детские психологи советуют не приучать детей к гаджетам и жёстко контролировать время, которое дети и подростки проводят с телефонами, планшетами и за компьютером. Так, продолжительность непрерывного использования компьютера для учащихся 1 — 4-х классов — не более 15-20 минут, 5 — 6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7 — 11 классов — 35 минут.
Бесконтрольное использование современных технических средств вызывает негативное психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они становятся капризны, раздражительны, агрессивны, оказываются абсолютно неспособны планировать свое время, забывая о своих обязанностях. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом, а также может возникнуть серьезная зависимость от гаджетов.
Длительность занятий в кружках, секциях, в музыкальных и художественных школах зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие должны составлять не более 50 мин в день для учащихся 1-2 классов и не более 1,5 часов в день – для остальных классов. Все должно быть в меру.
Рационально построенный и организованный режим дня создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной нарушения нормального развития детского организма.
Для хорошего самочувствия вашего ребенка, для того, чтобы он хорошо учился и все успевал, необходимо спланировать режим дня и научить правильно распоряжаться своим временем.
Режим дня учащегося 2 смены
Правильно организованный режим дня — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний.
Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.
Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть.
Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.
Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:
здоровое питание;
полноценный отдых и сон;
учебу в школе и дома;
физические нагрузки;
нахождение на свежем воздухе.
В 8:30 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания. Пожалуй, большие затруднения в составлении и выполнении режима дня испытывают учащиеся второй смены. Обычно это связано с тем, что они поздно засиживаются вечером, так как утром не нужно идти в школу, и, чтобы выспаться, встают, естественно, тоже поздно. Родители в это время на работе, а для ребенка начинается ленивый, неорганизованный день. А время летит быстро и, едва выучив уроки, приходится бежать в школу, чтобы не опаздывать на занятия. Сходить погулять, сделать что-то по дому не остается времени.
Некоторые школьники, чтобы освободить себе полдня для отдыха, стараются учить уроки вечером. Они поступают совершенно неправильно. Их учебная нагрузка распределена неверно: занятия в школе во вторую смену и подготовка уроков вечером – слишком большое напряжение для организма. А кроме того этот период самый низкой умственной работоспособности. Поэтому садиться за выполнение домашнего задания школьникам второй смены, конечно, надо с утра.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов.
С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время, которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.
Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время. Пообедав, ребенок отправляется в школу.
С 13:30 — до 18.15 часов — занятия в школе, по их окончании ребенок отправляется домой.
В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше.
В 19:00 ребенок должен поужинать.
Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры.
В 21:00-22.00 ребенок отправляется спать.
Рано засыпать и рано просыпаться в одно и то же время – эта лучшая привычка, которую родители могут привить ребенку. Она дает возможность полноценно высыпаться, всегда легко просыпаться и быть активным и бодрым в течение дня. Детям младшего школьного возраста недостаточно 8 часов на сон, они должны спать 10 часов.
Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой, она требует наличия волевых усилий самого человека, а в раннем периоде его развития — волевых усилий родителей и других близких людей.
Довольно скоро новые полезные привычки Вашего ребенка заменят старые, и он почувствует, что ему стало легче учиться.
Памятка для родителей
Режим дня школьника учащегося со 2 смены
- 8.00 — 8.30. — подъём, гигиенические процедуры, завтрак.
- 8.30 — 10.30. — выполнение домашней работы. Эффективное время для интеллектуальной и аналитической деятельности.
- 10.30 — 12.00. — свободное время. В этот промежуток времени мозгу необходима передышка. Занятия по интересам, творческие или спортивные кружки, прогулка.
- 12.00 — 12.30. — обед.
- 13.00 — 18.00. — занятия в школе. Идеальное время для активной мозговой деятельности.
- 18.00 — 19.00. — прогулка.
- 19.00 — 19.30. — ужин.
- 19.30 — 20.30. — свободное время, возможно, выполнение части домашней работы. Мозговая активность идет на спад. В это время эффективнее выполнять домашнее задание творческого характера, чтение литературных произведений.
- 20-30. — 21.30.- свободное время.
- 21.30 – 22.00. — подготовка ко сну, гигиенические процедуры.
- 22.00- 8.00. — сон.
Соблюдение режима дня поможет Вашему ребенку легко адаптироваться к занятиям со второй смены.
Четкое чередования различных видов деятельности способствует развитию самостоятельности и умению рационально распределять своё время.
Важно ! В первую очередь, строгий контроль соблюдения каждого пункта распорядка дня, пока это не войдет у ребенка в привычку.
Режим дня школьника начальных классов
Переходя из садика в школу, у ребенка резко меняется распорядок дня и появляется дополнительная умственная нагрузка. Чтобы этот переход произошёл легко для ребенка, нужно четко распланировать часы учебы и отдыха. Весь день младшего школьника должен быть расписан буквально по часам и минутам, с обязательными перерывами на прогулку и свободную деятельность в виде игр. Так малышу будет легче втянуться в учебный процесс и адаптироваться к новым условиям.
Чтобы успеваемость ребенка в школе была максимальной, ему нужно обеспечить полноценный отдых и сон. У ребенка младших классов он должен составлять не менее 11 часов в сутки. Это полезно для поддержания иммунитета ребенка, поэтому ему рекомендуется дневной сон после школьных занятий.
Утренние сборы
Ребенку легче было привыкнуть к новому распорядку дня, если все действия будут четко запланированы по времени, и родители изо дня в день будут придерживаться примерно одинакового распорядка дня. Нагрузки в школе очень сильно влияют на нервную систему младшего школьника. Чтобы не перегружать ее еще больше и не затевать лишние споры дома, старайтесь создать сборы в школу максимально удобными и комфортными для сына или дочки.
- Готовьте школьную форму с вечера и вешайте ее всегда на одно и то же место.
- Сбор необходимых книжек и тетрадок для занятий тоже должен осуществляться с вечера.
- Обязательно проводите утреннюю зарядку с ребенком, это поможет ему быстрей проснуться и зарядиться силами и энергией на весь день.
- Завтракайте правильно. Потому что это самый важный прием пищи для младшего школьника, и он должен быть очень питательным и что немало важно, полезным. Например, каша с фруктами, сырники с творогом или бутерброд с твердым сыром станут залогом успешного дня в школе.
Отдых и свободное время
Каждый учебный день школьника обязательно должен содержать в себе время для отдыха, от 1 до 1,5 часов. Этот период лучше провести в спокойной обстановке. Если ребенок соглашается на дневной сон, то это идеальный вариант. Потому что отдыхать должен весь организм. В случае если дочка или сын считают себя уже достаточно взрослыми и не желают спать днем, то все равно лучше обеспечить спокойное времяпрепровождение без гаджетов, книжек и телевизора. Чтобы успели отдохнуть глаза и нервная система юного школьника.
Так же для младших школьников очень важно проводить свободное время на свежем воздухе. Причем полезны как активные спортивные игры, так и спокойные прогулки по парку. В этот момент головной мозг насыщается кислородом и юный ученик вновь готов к решению сложных задач и умственным нагрузкам.
Выполнение уроков
Переходя на новый режим дня, ребенку первое время тяжело перестроиться и привыкнуть к четкому выполнению домашних заданий каждый день. Отличной идеей станет расписание, нарисованное своими руками или специальная готовая таблица, заполненная от руки. Повесить ее нужно на видное место, чтобы ваш ребенок легко сам смог по ней сориентироваться. Так же немало важную роль играет домашнее рабочее место юного ученика. Ведь стола и стул должны быть удобными для школьника и соответствовать его росту. Только в таком случае, ему будет комфортно выполнять уроки, и он не будет уставать.
Подготовка домашних заданий, как правило, занимает у школьников начальных классов от 1 до 3 часов в день. За этот промежуток времени они должны успеть выполнить математические задачи, письменные задания по русскому языку и выучить устные предметы. Но только прежде чем приступать к ним, детям нужно как следует отдохнуть от занятий в школе. На это отводиться как минимум 2,5 часа.
Для наглядности обычного распорядка дня школьника младших классов, представим таблицу:
Для учеников 1 смены
Подъем | 7.00 |
Умываемся и делаем зарядку | 7-7.30 |
Завтрак | 7.30-7.50 |
Дорога в школу | 7.50-8.20 |
Уроки в школе | 8.30-12.30 |
Дорога домой | 12.30-13.00 |
Обед | 13-13.30 |
Дневной сон или отдых | 13.30-15.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 15.00-16.00 |
Полдник | 16.00-16.15 |
Выполнение домашних заданий | 16.15-18.30 |
Ужин | 18.30-19.00 |
Свободное время (игры, чтение, секции) | 19.00- 20.30 |
Подготовка к завтрашнему учебному дню и ко сну | 20.30-21.00 |
Сон | с 21.00 |
Для учеников 2 смены
Подъем | 7.00 |
Зарядка, гигиенические процедуры | 7.00-7.20 |
Завтрак | 7.20-7.35 |
Выполнение домашних заданий | 8.00-10.00 |
Свободное время (игры или прогулка) | 10.00-11.00 |
Второй завтрак | 11.00-11.30 |
Подготовка к школе | 11.30-12.00 |
Обед | 12.00-12.30 |
Дорога в школу | 12.30 -13.00 |
Занятия в школе | 13.00-18.00 |
Дорога домой | 18.00-18.30 |
Ужин | 18.30-19.00 |
Занятия по интересам (секция, чтение или подготовка домашних заданий на завтра) | 19.30-20.00 |
Прогулка или спокойные игры | 20.00-21.00 |
Подготовка ко сну | 21.00-21.15 |
Сон | с 21.15 |
Вторая смена: привыкаем к новому распорядку
Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра. Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков.
В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя со школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно решают родители. Потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.
Научив школьника управлять своим временем, и грамотно относиться к своему распорядку дня, вы прививаете своему ребенку чувство ответственности и пунктуальности, что очень пригодиться ему в будущем.
как правильно составить режим дня?
Учеба во вторую смену сопряжена с рядом сложностей, которые порой негативно влияют на успеваемость ребенка и нервную систему родителей. Как благополучно пережить это нелегкое для всех время? Надо просто правильно составить распорядок дня и тогда ребенок будет успевать все!
Обучение во вторую смену в школе: составляем режим дня
Главная сложность состоит в том, что необходимо равномерно распределить имеющееся время, предоставив школьнику возможность полноценно отдыхать и продуктивно трудиться. Если вы будете придерживаться нашего распорядка дня, то смена расписания в пользу вечернего обучения останется незамеченной для вашего ребенка. Вы сможете привить любовь и подготовить ребенка к школе. Итак, режим школьника должен включать в себя такие этапы:
- ранний подъем. Начало учебного процесса в обеденное время вовсе не означает, что ребенку можно спать до 12. Пользы от этого ему не будет никакой. Необходимо следить, чтобы школьник вставал вместе со всеми членами семьи, которые собираются на работу в 7 часов. Так и родителям проще проконтролировать процесс утреннего подъема ребенка, ведь вы успеет проследить, чтобы ребенок не просто физически оторвался от теплой постельки, но и успел ее заправить, привел себя в порядок и с вами же позавтракал;
- время для уроков. Не зря ведь традиционное школьное обучение ориентируется на начало дня. Когда ребенок недавно проснулся, его мозг не загружен и готов воспринимать новую информацию. Поэтому за выполнение письменных заданий следует браться сразу после завтрака;
- время отдыха. Нельзя допустить, чтобы ребенок целый день только то и делал, что занимался. Договоритесь, до какого времени он должен справиться со всеми занятиями, после чего он может пойти прогуляться, уделить внимание хобби;
- обед. Школа во вторую смену – не повод держать ребенка на сухом пайке. Перед выходом из дома он непременно должен покушать горячее первое блюдо;
- школьные часы. Вторая смена в школе может продолжаться до 18 – 19 часов. За это время ребенок обязательно должен еще раз перекусить;
- прогулка. После школы ребенок может погулять с друзьями, поиграть в активные игры, если позволяет погода и еще не слишком темно, либо же провести время любым другим приятным для себя способом;
- ужин и отбой. И с первым, и со вторым затягивать нельзя, ведь ужинать надо за полчаса-час до отбоя, а ложиться спать рекомендуется в 21 и не позже!
Несколько нюансов
- Если вы заинтересованы в кружках и дополнительных занятиях, то помните, что отталкиваться всегда надо от самого ребенка. Если ему тяжело дается школьная программа, то о музыкальном образовании и научных кружках пока лучше забыть. Если ребенок нормально переносит 2 смену в школе, то всегда можно выбрать вечерние кружки и секции, которые будут раскрывать творческие таланты ребенка, не будут загружать его мозг дополнительной информацией.
- Вы замечали, что большинство точной информации лучше всего запоминается с вечера? Если ваш ребенок хочет порадовать учителя изумительным знанием заданного стиха, то учить его надо именно перед сном, тогда на утро он сможет рассказать его без единой запинки.
Вторая смена не так уж плоха, если научить ребенка правильно распределять свое время. Берите на вооружения наши советы и делитесь своим опытом в комментариях. А также читайте, как перевести ребенка на домашнее обучение — это актуально!
Автор: Маша Рамазанова
Понравилась статья?
Поделись ею с друзьями в социальных сетях в один клик!
Содержание:
«Ее не должно быть», — в один голос утверждают врачи, педагоги, родители. Но, несмотря на демографический спад, мест в школах по-прежнему не хватает, вот и приходится «выкручиваться».
В тесноте или в обиде?
— Внимание детей и так довольно сложно удержать, а вечером и подавно! – жалуется учитель математики Татьяна Сергеевна. — Только отвернешься к доске, записать условия задачи, как они уже отвлеклись: один в окно смотрит, другой зевает…
Мама восьмилетнего Алеши в слезах:
— Я с утра на работе, постоянно беспокоюсь: как он без меня поел, сделал ли уроки, не забыл ли дверь запереть.
Ученикам начальных классов особенно трудно. Не успели они адаптироваться к новым условиям, а тут, как в кино, «Бац — вторая смена!» У ребят постарше свои проблемы: рано ложиться спать не хочется, а встать надо не позже семи, иначе не успеешь сделать домашние задания. Хорошо еще, что СанПиН (санитарные правила и нормы) запрещают обучение во вторую смену первоклассников, учеников пятых и выпускных классов…
А нельзя ли совсем отказаться от второй смены, например, «раздуть» классы – чтобы сидеть в тесноте, да не в обиде? Многие школы так и делают. Но СанПиН и тут на страже: класс должен состоять не более чем из 25 человек.
В последние годы учебная нагрузка сильно возросла: стало больше предметов, усложнились программы. Поэтому в школах внедряются инновационные педагогические технологии. Но для учащихся во вторую смену никаких инноваций не предусмотрено — хотя доказано, что умственная деятельность в послеобеденные часы значительно ниже, чем в утренние. Может быть, помогут ученые-физиологи, педагоги, психологи?
Поиграем?
Вся литература, написанная учеными за годы дефицита школьных мест, подсказывает родителям и учителям — важнее всего режим дня. Действительно, если ваш ребенок должен, как большинство его сверстников, пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать.
При соблюдении режима вырабатываются условные рефлексы ан конкретное время: дети быстро засыпают, легко встают по утрам и не теряют работоспособности весь день. Вначале, конечно, родителям придется запастись терпением, чтобы приучить сына или дочку жить по часам: вовремя уложить-разбудить, вместе позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки…
Наверняка среди ваших знакомых есть такие, кто успевает и работать, и спортом заниматься, и дому уделять достаточно внимания, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: ведь в сутках для всех ровно 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются. Поговорите об этом с ребенком. А еще лучше, предложите ему такую игру: пусть он как бы сфотографирует свой день, распишет его с точностью до минуты. Например, гулял 40 минут, делал математику 25 минут и так далее. Потом помогите ему определить, где потеряно время, и спланировать завтрашний день.
От сложного к простому
Никаких послаблений для учащихся во вторую смену не предусмотрено. У учителей есть инструкция, как оптимизировать школьное расписание с учетом «физиологических функций и работоспособности учащихся». Она исключает превышение допустимой нагрузки. На начало и конец недели не планируются предметы, требующие интенсивной умственной работы. Зато во вторник и четверг школьнику нужно быть особенно собранным, чтобы решать непростые задачки по физике и математике. Расписание на каждый день строится по принципу «от сложного к менее сложному и совсем простому». Например, первыми уроками идут математика и физика, а завершается день биологией и музыкой. Этот же принцип надо использовать и при выполнении домашних заданий: начинать с письменных предметов и заканчивать устными.
Если же ребенок из тех, кто медленно раскачивается, лучше поступить наоборот. Темп занятий должен быть довольно высоким. Учащимся начальных классов достаточно тратить на уроки полтора-два часа в день. В пятом-шестом классе это время увеличивается до двух с половиной часов, в седьмом — до трех. Ученики восьмого-одиннадцатого классов могут заниматься дома до четырех часов в день. Превышение этих показателей вредно отражается на здоровье и успеваемости. Дети начинают жаловаться на слабость, головные боли, становятся нервозными. Сказываются недосыпание, недостаток свежего воздуха и движения. Нередко уставший ребенок «для отдыха» садится к телеэкрану и смотрит все подряд. Но на самом деле телевизор или компьютер после уроков лишь способствует дальнейшему нарастанию утомления. Врачи рекомендуют телепросмотры не чаще двух-трех раз в неделю: младшим школьникам — около часа; в среднем и старшем школьном возрасте — около полутора-двух часов.
Обед на столе!
Вторая смена – не повод переходить на питание чипсами и хот-догами. Если организм не компенсирует энергетических затрат, рост и развитие ребенка оказываются под угрозой. Надо позаботиться о том, чтобы перед школой он поел горячей пищи. Полноценный режим требует садиться за стол четыре-пять раз в день с интервалами в 3,5 — 4 часа. Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьника составляет 1:1:4 или 1:1:5. Лучше, если две трети объема углеводов будут представлены в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб), а одна треть в виде сахара (в том числе в составе напитков, фруктов и ягод). Не давайте ребенку больше 70-75 граммов сладостей в день. Пусть основным принципом питания семьи станет разнообразие, но не излишество пищи!
Совет
Если родители не хотят, чтобы их ребенок занимался во вторую смену, они могут обратиться к директору школы. Он обязан помочь найти место в другой школе, где обучение ведется в одну смену.
Оптимальный распорядок жизни школьника
Конечно, родители могут путем проб и ошибок разработать оптимальный распорядок дня для своего ребенка. Но лучше довериться компетентному мнению ученых и сверять режим с научно обоснованной таблицей.
Вид занятий/отдыха | Возраст | |||
8-9 лет | 10 лет | 11-12-13 лет | 14-15-16-17 лет | |
Подъем | 07.00 | 07.00 | 07.00 | 07.00 |
Гимнастика, душ, уборка постели | 07.00 — 07.30 | 07.00 — 07.30 | 07.00 — 07.30 | 07.00 — 07.30 |
Завтрак | 07.30 — 07.50 | 07.30 — 07.50 | 07.30 — 07.50 | 07.30 — 07.50 |
Прогулка | 07.50 — 08.20 | 07.50 — 08.20 | 07.50 — 08.20 | 07.50 — 08.20 |
Приготовление дом. задания | 08.20 — 10.00 | 08.20 — 10.30 | 08.20 — 11.00 | 08.20 — 11.30 |
Второй завтрак | около 11 часов | |||
Свободные занятия, чтение, музыка, иностранный язык, помощь по дому | 10.00 — 11.30 | 10.30 — 11.30 | 11.00 — 11.30 | 11.30 — 12.00 |
Прогулка | 11.30 — 13.00 | 11.30 — 13.00 | 11.30 — 13.00 | 11.30 — 13.00 |
Обед | 13.00 — 13.30 | 13.00 — 13.30 | 13.00 — 13.30 | 13.00 — 13.30 |
Дорога в школу | 13.30 — 14.00 | 13.30 — 14.00 | 13.30 — 14.00 | 13.30 — 14.00 |
Занятия | 14.00 — 18.00 | 14.00 — 19.00 | 14.00 — 19.30 | 14.00 — 20.00 |
Прогулка, спортивные игры на воздухе | 18.30 — 19.00 | — | — | Для детей 13-15 лет 20.30 — 22.00 |
Ужин и свободные занятия | 19.00 — 20.00 | 19.30 — 20.30 | 20.00 — 21.00 | Для детей 16-17 лет 20.30 — 22.00 |
Приготовления ко сну, умывание | 20.00 — 20.30 | 20.30 — 21.00 | 21.00 — 21.30 | Для детей 13-15 лет 21.00 — 21.30 Для детей 15-17 лет 22.00 — 22.30 |
Сон | 20.30 — 07.00 | 21.00 — 07.00 | 21.30 — 07.00 | Для детей 13-15 лет 21.30 — 07.00 Для детей 15-17 лет 22.30 — 07.00 |
Раиса Генкина
Требования к расписанию уроков
Предмет | Кол-во баллов |
Математика | 11 |
Иностранный язык, информатика | 10 |
Физика, химия | 9 |
История | 8 |
Родной язык, литература | 7 |
Естествознание, география | 6 |
Физкультура | 5 |
Труд | 4 |
Черчение | 3 |
Рисование | 2 |
Пение | 1 |
При правильно составленном расписании уроков для старшеклассников наибольшее количество баллов должно приходиться на вторник и (или) среду, а для учащихся младшего и среднего возраста — на вторник и четверг.
Предметы, которым присвоено наибольшее количество баллов, в расписании младших школьников должны приходиться на второй-третий урок, а для учащихся среднего и старшего возраста – на второй, третий и четвертый.
Расписание составлено неправильно, если самая большая сумма баллов выпадает на первый и последний дни недели, или если их количество одинаково для всех учебных дней.
Записная книжка родителя
На вопрос отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.
-В школе, где учится мой сын, не очень хорошо организована работа охраны. В здание может беспрепятственно пройти кто угодно, хотя мы регулярно сдаем деньги на оплату услуг ЧОПа. Несмотря на жалобы родителей, ситуация не меняется. Более того, директор школы отказывается представить документы, подтверждающие, что данное частное охранное предприятие имеет право охранять школу. Является ли это нарушением? Куда мы можем обратиться за помощью?
Что нужно знать родителям? Во-первых, в школе на видном месте обязательно должна висеть копия договора об оказании услуг ЧОПа. Во-вторых, этот ЧОП должен входить в список рекомендованных Департаментом образования Москвы. В-третьих, оплата должна осуществляться только через банк. Если родители не удовлетворены работой охраны и не находят понимания у директора, они могут обращаться в окружное управление образования или городскую инспекцию при Департаменте образования.
Нужные телефоны
Департамент образования г. Москвы | 369-7332 |
Окружные управления образования | |
Восточный учебный округ | 963-5535 |
Западный учебный округ | 249-0886 |
Зеленоградский учебный округ | 535-7521 |
Северный учебный округ | 456-0732 |
Северо-Восточный учебный округ | 210-0706 |
Северо-Западный учебный округ | 947-8886 |
Центральный учебный округ | 951-4167 |
Юго-Восточный учебный округ | 350-0722 |
Юго-Западный учебный округ | 120-3156 |
Южный учебный округ | 118-1535 |
Интересно, а где-нибудь выполняются указания «требований по расписанию уроков2? В школе жалуются, что и просто трудно осставить расписание, т.е. не хватает аудиторий, учителей, вынуждены начинать уроки не с 1-го, а иногда со 2-го или 3-го (учились в 1 смене). Тут не до баллов.
А как насчет гуляний на свежем воздухе до 22 часов? В темноте.Это как по безопасности? А 10-13летним гулять не нужно.
И прогулка с 7.50 до 8.20 меня тоже удивила.
И дополнительные занятия и кружки не предусмотрены. Кстати, они обычно рассчитаны по времени для детей из 1 смены.
Всё так замечательно написана. Но на деле… подготовка 4 уроков занимает у моего сына (8 лет- 2й класс) не менее 3-х часов. Нас ещё строго заставляют читать по полчаса в день и мы ведём читательский дневник. Плюс шахматы и каратэ через день. В итоге миниум прогулок, миниум свободного времени и выполнение уроков допоздна. Как результат- частые головные боли, частые скачки температуры. И что делать? Отказаться от выполнения домашнего задания или перестать посещать всё кроме школы?
2006-02-16, Оксана ЧерезоваМинимум уроков — максимум прогулок. У моей первоклассницы тоже усталость и головные боли и животик без конца. Правда, никуда кроме школы она пока не ходит — хочу волевым решением куда-нить приложить. В танцы или музыку или изо. А уроки можно и по пять часов тянуть — моя может. А может и за полчаса сделать. Надо как-то научить концентрироваться на определенном занятии — делать его быстро и точно. Тогда толк будет. Но как научить — вот в чем вопрос.
2006-05-24, nuttiИнтересно, где прописано время начала второй смены? я бы тоже предпочла уроки с 14.00. Но у дочки уроки начинаются в 13.00, полчаса занимает дорога со всеми переодеваниями, то есть из дома она должна выйти не позже 12.25 (а то и раньше, с запасом на стояние на остановке). Плюс время на одеться. Итого обед смещается на до 12. И о каком режиме может идти речь в таких условиях?
2006-02-16, ДыбраПрогулка в восемь утра, удивительно…дети в это время еще толком не проснулись. Мы учимся с 13.00 до 18.00, а иногда учительница и на полчаса может задержать, полчаса на дорогу, времени на отдых 1-1,5 а потом опять уроки….и так почти до 11 часов. А кружках и речи быть не может, а с утра и в девять проблема втать.
А мне больше нравилось во ворую смену учиться. В школе учителя все обьяснят, а вот дома уроки с утра на свежую голову. и выспаться можно, а не вставать в 7 часов. А если уроков немного, то и с вечера можно все сделать, тогда вообще полдня свободные.
2006-02-16, маугленокА что во втором классе можно делать 3 часа? Там же предметов мало совсем — математика, русский да английский. Куда у вас время-то уходит? Моя второклашка полчаса -и отстрелялась. Максимум — час, это когда с английским.
2006-03-09, Матушка МидоусВсего 9 отзывов Прочитать все отзывы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Режим дня школьника для второй смены
2 слайд Описание слайда:7.30 — Подъем Утром зазвонил будильник Мне будильник ни к чему, Потому, что без звоночка Встать так рано я могу!
3 слайд Описание слайда:7 .30 – 8.00 утренняя гимнастика гигиенические процедуры
4 слайд Описание слайда:8.00 – 8.20 ЗАВТРАК
5 слайд Описание слайда:8.20 – 10.00 выполнение домашнего задания
6 слайд Описание слайда:10.00 – 11.00 помощь по дому В магазин мы сходим сами, Пол в квартире подметём. Чтобы легче было маме, Мы поможем ей во всём.
7 слайд Описание слайда:11.00 – 12.00 спортивные секции, кружки, музыкальная школа
8 слайд Описание слайда:12 .00 – 12.30 Обед
9 слайд Описание слайда:13.00 – 13.15 дорога в школу По дороге в школу, Свежим воздухом дышу, Жду подружку я у дома, Вместе с ней теперь иду. Мы немного поболтаем, Посмеёмся ведь тогда Нам дорога в школу длинной Не наскучит никогда.
10 слайд Описание слайда:Чтобы грамотнее стать… Надо книжки почитать И задачи все решить, Чтоб пятёрку получить! Уроки 13.30 -17.20 За звонком звенит звонок, Точно в срок идёт урок, Нужно очень много знать, Чтоб полезным в жизни стать.
11 слайд Описание слайда:17.30 – 18.30 дорога из школы, прогулка До свиданья, школьный дом! Завтра снова мы придём!
12 слайд Описание слайда:19.00 – 19.20 УЖИН
13 слайд Описание слайда:19.20-20.30 СВОБОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ Ужин вкусный мы съедим Телевизор поглядим, Или в игры поиграем, Или книжку почитаем.
14 слайд Описание слайда:20.30 приготовление ко сну Ждёт зубной порошок и журчит водица: «Не забудь, мой дружок, перед сном умыться!» Пусть приходит крепкий сон. Всем на свете нужен он.
15 слайд Описание слайда:21.30 – 7.30 СОН Чай попить и спать — в кровать, Завтра рано мне вставать!
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-067655
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы: