Разноспрягаемые глаголы полный список 4 класс – Разноспрягаемые глаголы в русском языке, примеры и полный список

Перечисляем разноспрягаемые глаголы и отвечаем, почему они так называются?

В этой статье мы перечислим разноспрягаемые глаголы, а также объясним, почему они так называются.
Разноспрягаемые глаголы — это глаголы, которые спрягаясь по лицам, имеют окончания, как первого, так и второго спряжения. Поэтому они и называются разноспрягаемые.
Напомним, что к первому спряжению относят глаголы, неопределенная форма которых, как правило, заканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть . Ко второму спряжению глаголы, оканчивающиеся на –ить. Конечно, есть много глаголов исключений.
Отдельная группа — разноспрягаемые глаголы. Перечислим их.
К разноспрягаемым глаголам относятся основных 2 глагола: БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. Также сюда относятся их производные: прибежать, захотеть, убежать, перехотеть и т.д.. Чтобы показать наглядно их свойства, проспрягаем их по лицам.
Глагол – хотеть:
я хочу
ты хочешь
он хочет
Как мы видим, они имеют окончания первого спряжения. НО спрягаем дальше
мы хотим


вы хотите
они хотят
В этом формах глагол идет с окончаниями второго спряжениями.

Проспрягаем глагол бежать.
я бегу
ты бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите
Казалось бы, все формы имеют окончания второго спряжения.
Но, в 3-м лице множественного числа:
они бегут — окончание I спряжения.

Есть также глаголы, которые часто путают с разноспрягаемыми. Это глаголы с особой нехарактерной формой образования окончаний: дать, есть, создать и производные от них: съесть, отдать и т.п.
Для примера проспрягаем глагол дать.
Я дам
Ты дашь
Он да

ст
Мы дадим
Вы дадите
Они дадут
Этот и другие глаголы не разноспрягаемые, хотя и имеют отличные от других окончания при спряжении.

Также путают глаголы, имеющие формы на выбор.
Например: чтить > они чтут / чтят, сыпать > они сыплют/сыплят, трепать > они трепят/треплют и другие….Это тоже не разноспрягаемые глаголы.

Особых проблем с написанием разноспрягаемых глаголов не возникает. Все формы создаются правильно на уровне интуиции. Иногда вместо хотим, поспешно употребляют – хочем, что, конечно же, неверно.
Запомнить разноспрягаемые глаголы можно достаточно просто, поскольку их всего два.
В зависимости от того, как работает ваша память, можно:
1. Составить ассоциацию. Хотеть бежать – полезно для здоровья.

2. Запомнить в стихах.
Бежать, хотеть, мы будем по-особому спрягать
Разноспрягаемы они, и это надо знать!
3. Нарисовать образ. Например бегуна, который хочет бежать.

После такого подробного разъяснения вопросов по разноспрягаемым глаголам остаться не должно. Желаем вам запомнить это надолго. Если у вас остались какие то вопросы, обязательно пишите их в комментариях.

tradingbanks отзывы (http://www.moidagestan.ru/news/politics/51984) — вы можете почитать на сайте moidagestan.ru .


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

1 и 2 спряжение глаголов. Разноспрягаемые и безличные глаголы

Число и лицо глагола

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам:

ЧислоЛицоНастоящее времяБудущее простое время
Ед.1-е (я) врусмотрю наврудосмотрю
2-е (ты) врёшьсмотришь наврёшьдосмотришь
3-е (он, она, оно) врётсмотрит
наврёт
досмотрит
Множ.1-е (мы) врёмсмотрим наврёмдосмотрим
2-е (вы) врётесмотрите наврётедосмотрите
3-е (они) врутсмотрят наврутдосмотрят

Форма 1-го лица единственного числа показывает, что действие совершает сам говорящий, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая говорящего.

Форма 2-го лица единственного числа показывает, что действие совершает собеседник говорящего, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая собеседника. В некоторых случаях, при вежливом обращении, форма множественного числа обращена только на одного собеседника.

Глаголы во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания -ешь (-ёшь) или -ишь. На конце этих окончаний обязательно пишется мягкий знак (ь), например:

играешь — играешься, готовишь — готовишься

Форма 3-го лица единственного числа показывает, что действие относится к лицу или предмету, о котором говорят, множественное число показывает, что действие относится ко множеству лиц или предметов.

Первое и второе спряжение

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. Спрягаться могут только глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени. В русском языке есть два спряжения: первое

и второе. Спряжения между собой различаются по окончаниям.

ЧислоЛицоОкончания
1 спряжение2 спряжение
Единственное1-е – я-у (-ю)-у (-ю)
2-е – ты-ешь (-ёшь)-ишь
3-е – он, она, оно-ет (-ёт)-ит
Множественное1-е – мы-ем (-ём)-им
2-е – вы-ете (-ёте)-ите
3-е – они-ут (-ют)-ат (-ят)

Окончания, указывающие на число и лицо глаголов, называются личными.

У глаголов в форме будущего сложного времени по числам и лицам изменяется глагол буду, а неопределённая форма при нём остаётся без изменений.

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-ея буд-у идти, стоятьмы буд-ем идти, стоять
2-еты буд-ешь идти, стоятьвы буд-ете идти, стоять
3-еон (она, оно) буд-ет идти, стоятьони буд-ут идти, стоять

В некоторых глаголах при изменении по лицам происходит чередование звуков, например:

ходит — хожу

пустит — пущу

жгу — ж

жёт

У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (или -сь), например:

учил — учился

играю — играюсь

Обратите внимание, что в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением слышится звук о, а пишется буква е (ё), например:

жжёт, бережёт, печётся

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые имеют окончания разных спряжений. В русском языке всего 4 разноспрягаемых глагола: есть, дать, хотеть, бежать.

Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по первому, частью по второму спряжению:

Лицо
Единственное число
Множественное число
1-ея хочуя бегумы хотиммы бежим
2-еты хочешьты бежишьвы хотитевы бежите
3-еон хочетон бежитони хотятони бегут

По особому типу будут спрягаться глаголы есть и дать и образованные от них приставочные глаголы: поесть, съесть, подать, создать и так далее.

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-ея емя даммы едиммы дадим
2-еты ешьты дашьвы
едите
вы дадите
3-еон естон дастони едятони дадут

Безличные глаголы

Безличные глаголы – это глаголы, которые не изменяются по лицам и числам, и не имеют формы повелительного наклонения.

Безличные глаголы обозначают действия, которые совершаются сами по себе, без участия действующего лица или независимо от него, они называют различные состояния природы, окружающего мира и человека, например:

Меня сейчас знобит. На улице смеркается.

Безличные глаголы имеют форму условного наклонении:

вечерело бы, стемнело бы

В изъявительном наклонении безличные глаголы изменяются по временам и могут иметь две формы:

  1. Форма 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени:

    вечереет, стемнеет

  2. Форма среднего рода единственного числа прошедшего времени:

    вечерело, стемнело

В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, но при них нет и не может быть подлежащего, например:

Меня знобит. Уже смеркается.

Если в предложении отсутствует подлежащее, то личный глагол может быть употреблён в безличном значении, например:

На улице сильно шумело. По дороге несло поток машин.

Также, безличный глагол может быть образован от личного с помощью суффикса -ся (-сь):

Она много придумывает — Ничего не придумывается.

Ребёнок играл — В дороге ему не игралось.

naobumium.info

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть

Тема урока: Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть.

Цели урока:

1. закрепить правописание безударных личных окончаний глаголов;
2.уметь правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов;
3. правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения, повысить интерес к изучению русского языка, его фонетики и орфографии.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования умений

Х о д   у р о к а

1. Орг.момент

         1. Деловой настрой (1 минута)

     — Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

            — Зачем нам нужны знания?

       (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

     — Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

         2.Эмоциональный настрой (2 минуты)

Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.

Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.

Давайте с вами настроимся на здоровый и  спокойный деловой лад.

-Ребята, сегодня  у нас  присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой.  Мы стоим с вами на пороге новых открытий , поэтому пожелаю вам успеха  на уроке, плодотворной и эффективной работы.

Настроимся на деловой лад

Посмотрите на слайд, давайте хором прочитаем с вами наш девиз на сегодняшний урок:

Мы – умные!

Мы — дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания

Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Обратите внимание на запись на доске

у ю ём ёшь ёте ёт ут ют

у ю им ишь ите ит ат ят

Обратите внимание на соединения букв. назовите слоги где встречается нижнее соединение (ём, им), верхнее (ёш, иш, ят и т.д.) Запишите себе эти строчки.

  3. Актуализация знаний. (СЛАЙД)

 Обратите ещё раз внимание на эту запись. Какую особенность вы заметили, что это за сочетания?

Д: …………. окончания глаголов.

У. Что такое глагол?

Д:…..

У: Как изменяются глаголы?

Д: по временам, лицам и числам

У: что мы можем определить у глагола

Д: спряжение (изменение по лицам и числам)

У: Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Д: …все на -ить (кроме брить, стелить) + 7 глаголов -исключений на -еть + 4 глагола -исключения на -ать.

У: а к 1 спряжению.

Д: все остальные глаголы на -ать, -оть, -уть, -еть, -ть

У: хорошо. Давайте с вами выполним такое упражнение

(обратите внимание на слайд)

Вам даны слова, вам нужно найти среди них глаголы, выписать их, определить спряжение

 

Контроль,  кружил,панцирь,стол,старые,  охраняет,  ждут,  скворец, разноцветная,зимний, дышать,      сходил, воцарилась,  рыжее, дочка,            появился,    стрекочет,  памятник, костюм,  медовый, зеркало, летний, царапает,  ближний, зависеть, иду.

Д: … выполняют

У: проверяем (Слайд) 

Контроль,  кружил(2),панцирь,стол,старые, охраняет(1), ждут,скворец, разноцветная,  зимний, дышать(2),      сходил(2), воцарилась(воцариться 2),  рыжее, дочка,            появился(2),    стрекочет(1),  памятник, костюм,  медовый, зеркало, летний, царапает(1),  ближний, зависеть(2), иду.

4. Сообщение темы и целей урока

У: Справились. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с глаголом, с его спряжением, а для этого я предлагаю вам открыть учебники на странице 130. Посмотрите тему нашего сегодняшнего урока (Слайд)

5. Изучение нового материала

Посмотрите упражнение 99.

— Проспрягаем у доски глаголы: хотеть и бежать, выделяя окончания.

БЕЖАТЬ

Я              бегу

МЫ          бежим

ТЫ           бежишь

ВЫ           бежите

ОН

ОНА        бежит

ОНО

ОНИ         бегут

ХОТЕТЬ

Я              хочу

МЫ          хотим

ТЫ           хочешь

ВЫ           хотите

ОН

ОНА        хочет

ОНО

ОНИ         хотят

ВЫВОД: Глагол хотеть в форме единственного числа спрягается по типу 1 спряжения, в форме множественного числа — по типу 2 спряжения. Глагол бежать спрягается по типу 2спряжения, однако в форме множественного числа третьего лица имеет окончание глагола 1 спряжения.


-У: К какому типу спряжения относятся эти глаголы? Докажите…….

Можем ли мы однозначно сказать к какому спряжению они относятся? Что же такое разноспрягаемые глаголы?
Д: …….. ».( Разноспрягаемые глаголы- три глагола русского языка, а также образованные от них с помощью приставок формы, которые при спряжении имеют личные окончания как форм 1, так и форм 2 спряжения

Физкультминутка.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.(Ходьба на месте)

6. Закрепление нового материала.

У: Откройте упражнение 100.

Д: …выполняют. (1 у доски, остальные в тетрадях)

У: упр 101(1 часть), ТПО упр

7. Итог урока.

Вопросы учителя:

-Что такое спряжение глагола?

— Что нового узнали на уроке?

Что такое разноспрягаемые глаголы?

В чём заключается разница в спряжении разноспрягаемых глаголов по сравнению с
глаголами 1 и 2 типа?

— Много ли трудностей мы встретили на уроке?

— Смогли ли мы с ними справиться?

8. Рефлексия

— Что понравилось?

— А какое настроение у вас сейчас? (карточки: красная — отличное, зеленая- хорошее, желтая — плохое)

 Оценки за урок  (Спасибо, ребята за урок)

9. Домашнее задание.

( заранее записано на доске) правило стр. 133, таблица стр. 131, упр 101 (2 часть), сам.работа на карточках

________________________________________________________(Ф.И.)
1. Выпиши слова обозначающие глагол.

Идёт, клюв, след, зовут, улица, перелёт, сельский, вьют.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Образуй из данных слов слова, отвечающие на вопрос что делает?

 

Работа — ________________________________________________________________,

крик — __________________________________________________________________,

зелень — _________________________________________________________________,

пила — __________________________________________________________________,

звон — __________________________________________________________________,

свист — __________________________________________________________________,

смех — ___________________________________________________________________

дрожь — _________________________________________________________________  

3. Напиши что делают птицы.

Ворона — __________________________

воробей — _________________________

соловей — _________________________

кукушка — _________________________

4. Допиши подходящие по смыслу слова.

Дождь – идет, ___________________________________________________________.

Ученик – пишет, _________________________________________________________.

 

5. Вставь глаголы в стихотворение.

Уж_________________________ снег, ___________________ ручьи,

В окно____________________________________________весною…

_____________________________________________скоро соловьи

И лес ____________________________________________листвою.

 

6. Измени слова по вопросам.

                  Что делать?                                                 Что делают?

Песня — ________________,                                      ________________________;

рисунок — ______________,                                       ________________________;

сон — __________________,                                       ________________________.

 

7. Составь предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Ещё, весну, хлопочет, зима, и, на, ворчит.

_______________________________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.

В т_ тради  леж_ т  л_сток рыхлой бумаги. Он быстро впитывает, промокает ч_рнила. Это промокашка. Она помогает содержать т_традь в ч_стоте.

 

 

nsportal.ru

Разноспрягаемые глаголы

Изучив тему спряжения, мы узнаем о том, что все глаголы в настоящем времени по своим окончаниям могут относиться к двум категориям — первому либо второму спряжению. Установив спряжение, можно безошибочно определить, как правильно написать слово — зачастую ошибки в окончаниях в буквах «и» и «е» вызваны именно незнанием спряжений.

Однако существует небольшая группа глаголов, которые не подчиняются правилам спряжения.

Глаголы с разным спряжением — «хотеть» и «бежать»

Два слова «хотеть» и «бежать», а также всевозможные производные от них с разными приставками относятся к категории так называемых разноспрягаемых глаголов. Полный список будет довольно широким — например, в него войдут слова «прибежать», «убежать», «отбежать», «сбежать», «перехотеть», «захотеть», «расхотеть» и так далее.

Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что изменения двух этих глаголов и всех их производных по числам и родам позволяют отнести слово как к первому, так и ко второму спряжению. Рассмотрим для примера глагол «хотеть».

  • В единственном числе 1-го лица — «хочу» — данный глагол будет относиться к первому спряжению. А вот во множественном числе того же лица — « мы хотим» — слово обзаведется окончанием «им» и будет относиться уже ко второму спряжению.
  • То же самое относится к глаголу во 2-м лице. В единственном числе это будет слово «хочешь» — и по окончанию «ешь» оно попадет в категорию первого спряжения. Но во множественном числе слово «хотите» обзаведется окончанием «ите» — и снова попадет во второе спряжение.
  • Ту же самую картину видим в отношении 3-го лица. Единственное число представлено словом «хочет» — окончание «ет» говорит о первом спряжении. Тогда как множественное число выражается словом «хотят» — и здесь окончание «ят» отнесет глагол во второе спряжение.

Немного иначе выглядит спряжение глагола «бежать».

  • При спряжении в 1-м и во 2-м лице в единственном и множественном числах глагол безусловно попадает во второе спряжение. Например — «бегу» и «бежим», «бежишь» и «бежите». Правила окончаний для второго спряжения не нарушаются.
  • Ко второму спряжению относится и глагол «бежит» — единственное число 3-го лица. Но вот множественное число 3-го лица — слово «бегут» — оканчивается на «ут». И это переносит нас к первому спряжению.

Таким образом, для правильно написания глаголов «бежать», «хотеть» и всех их производных нужно запомнить, что они относятся к категории разноспрягаемых — и изменяются на окончаниях по особым правилам.

Похожие статьи

infoogle.ru

Тема урока: «Разноспрягаемые глаголы. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


УМК «Перспективная начальная школа». Русский язык, 4 класс.

Цели урока:

  • закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов  и уметь определять их спряжение;
  • познакомить с различными формами разноспрягаемых глаголов;
  • расширять словарный запас; 
  • развивать  интерес к сохранению истории своего народа.

Оборудование: презентация к уроку, дифференцированные карточки, листы самооценки, словарь Синонимов, Обратный словарь (в конце учебника), таблица «Разноспрягаемые глаголы»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока, мотивированность обучающихся на учебную деятельность.

1) Психологический настрой

У:  Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь. Подарите тепло своих сердец  гостям.  Урок русского языка проведем под девизом (читаем вместе).

Девиз: «Ясность – главное достоинство речи»

У: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

У: Помните, долго думайте – быстро говорите и не забывайте о том, что мы учимся этому каждый день.

У: Оценивать будете сегодня себя сами. Познакомьтесь с  листом самооценки. (Приложение 1) Есть ли вопросы?

Запись  числа. Классная работа.

2. Чистописание

Цель: закрепить верхнее соединение в буквосочетании “пр”, расширить лексический запас обучающихся, при подборе синонимичных слов.

У: Урок начнем с чистописания. Прочитайте слова, чем они являются друг для друга?
предок, праотец

Д: Синонимы.

У: Кто сможет  продолжить синонимический ряд? (Ответы детей)

У: Проверим по словарю Синонимов. (Дополняем по словарю)

У: Какое написание буквосочетаний объединяет слова?  (ПР)

предок праотец, прадед, пращур

У: Отработайте верхнее соединение в написании «пр». На следующей строке пропишите группу синонимов и оцените себя.

3. Актуализация знаний

Цель: закрепить знания в определении спряжения глагола по его неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания глаголов обоих спряжений; мотивировать на изучение темы.

У: Как вы думаете, почему начала урок с упоминания о предках?

Д: Видимо наш урок будет как-то  связан с предками.

У: Да, это наши корни, родители, история. И мы должны уметь хранить прошлое своего народа. Запишем все действия, которые под силу нам-потомкам, для сохранения  культуры своего народа.

Д: Мы должны знать, изучать, хранить, передавать историю нашего народа.

У: Определите спряжение глаголов. У кого вызвало трудность это задание? Какими знаниями пользовались? (Ответы детей)

У: Назовите глаголы 1 спр, 2 спр.  (Ответы детей)

У: Проспрягайте глаголы 1вариант – ЗНАТЬ; 2 вариант – ХРАНИТЬ.

Проверка.

У: 1 вариант читает  только личные окончания  своего глагола, а 2 вариант – своего глагола.  Оцените себя

У: Как вы думаете, почему мы вновь заговорили  о спряжении  глаголов? (Ответы детей)

У: Верно! Мы действительно продолжим изучать  глаголы.

4. Тема урока. Разноспрягаемые глаголы (Слайд 1)

Цель. Познакомить вас с разноспрягаемыми глаголами.

У: Растолкуйте значение слова «разноспрягаемые». Сложное слово, два корня (разн, спряг) (Ответы детей)

У: Откройте Обратный словарь на -ать, а потом на -еть. Найдите   глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Сколько   глаголов? Их два. Запишите в тетрадь. (Бежать, хотеть) (Слайд 2)
Это особенные глаголы которые и  называются разноспрягаемыми. Давайте вместе посмотрим, как они спрягаются.  Стр 131 учебника, таблица.

Я бегу, хочу
Ты бежишь, хочешь
Он бежит, хочет
Мы бежим, хотим
Вы бежите, хотите
Они бегут, хотят

У: Посмотрите на личные окончания глагола «БЕЖАТЬ».

Внешняя  интрига

Миша утверждает, что все личные окончания глагола «БЕЖАТЬ» ударные, значит запоминать  ничего не придется.
Маша предлагает присмотреться внимательнее и запомнить формы глагола, ведь глагол называется разноспрягаемым, 1 форма у глагола чужая. Поясните Мише, о какой форме глагола думала Маша? (Ответы детей)

У: А когда Миша увидел формы глагола «ХОТЕТЬ», он сказал: «А вот у глагола «хотеть» все напополам! Следует запомнить, что в единственном числе…  Кто сможет продолжить ход Мишиного рассуждения?  (Ответы детей)

– В ед. ч.  он спрягается, как  глаголы 1 спр., а вот во мн. ч., как глаголы  2 спр.)

У: Причем, какие формы не вызовут затруднения при письме?

Д: Формы Мн. Ч., так как под ударением.

5. Определение целей детьми

У: Какую цель каждый должен поставить перед собой, чтобы усвоить  разноспрягаемые глаголы?

Д: Запомнить безударные личные окончания разноспрягаемых глаголов в единственном числе, формы разноспрягаемых  глаголов и уметь употреблять их в речи.

У: Еще раз сделаем вывод –  воспользуемся подсказкой Мыши  на стр. 133. Прочитаем правило.

Глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ – РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ. Глагол ХОТЕТЬ в ед. ч.  изменяется по первому спряжению.

6. Проблемный вопрос (Слайд 3)

У: Как ты думаешь, глаголы, образованные от глагола ХОТЕТЬ  приставочным способом, тоже разноспрягаемые? (Ответы детей)

7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа

Цель: отработать навык правописания разноспрягаемых глаголов. На уровне закрепления нового материала использовать практические методы.

У: Точный ответ получите, когда выполните упр. 100  на стр. 134
Прочитайте задание. Расскажите алгоритм выполнения упражнения.
Какой ответ получили о родственных разноспрягаемых глаголах?

Д: Глаголы, образованные приставочным способом всегда сохраняют спряжение глаголов-родителей. (Подчеркни букву е в окончаниях)

(Упражнение выполняем самостоятельно в тетрадях и  на доске.)

8. Динамическая пауза (Слайд 4)

Цель: дать возможность учащимся отдохнуть и переключиться на следующий вид деятельности.

9. Закрепление нового материала

Работа по карточкам. Дифференцированная самостоятельная работа.

Цель: позволить ученику, выбрав задание по желанию, рассчитывать на успех; закрепить изученные орфограммы.

У:  Договоритесь  в паре и выберите задание по желанию.

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст в тетрадь.

Понёва – домотканая  ш(и/е)рстяная   ю(б/п)ка. Она  над(е/и)валась  п(о/а)верх руба(ж/ш)ки.  За р(о/а)ботой   крестьянки  п(о/а)дворачив(а/ы)ли её за по(и/я)с.

Карточка №2

Составьте текст и запишите его в тетрадь.

За работой крестьянки подворачивали её за пояс.
Она надевалась поверх рубашки.
Понёва – домотканая шерстяная юбка.

Взаимопроверка по слайду 5 и самооценивание.

Понёва – домотканая шерстяная юбка. Она надевалась поверх рубашки. За работой крестьянки подворачивали её за пояс.

У: Какие орфограммы закрепили?

У: Как вы думаете, понёва – это элемент современной одежды или старинной?

Дети доказывают, что понева – элемент старинной одежды: домотканая, крестьянки.

У: С какой синонимичной парой вы познакомились?

Д: Юбка – понёва. (Слайд 6)

10. Работа с памяткой  (Приложение 2)  (Слайд 7)

Цель: закрепить правописание разноспрягаемых глаголов; развивать интерес к сохранению истории своего народа.

У: Я приготовила каждому памятку следующего содержания. Поставьте глагол  н. ф. в форму 2л., ед. ч..  Гласную  в окончании просигнальте веером.

ПАМЯТКА

Если  (захотеть – 2л, ед.ч)________  расширить знания о костюме предков, то  посети сайт: http://afield.org.ua/mod3/mod65_1.html

У: Памяткой можете воспользоваться сами и можете предложить другу.

11. Рефлексия урока. (Слайд 8)

Цель: метод контроля и усвоения знаний позволит каждому ученику оценить себя.

У: Поставьте отметку. (Ученики подсчитывают количество баллов и выставляют отметку в лист самооценки).
У: Чему учились на уроке?
У: Что нового узнали?
У: Что интересного запомнили?
У: Кто достиг цели?
У: Кто оценил свою работу на «5»? «4»?
У: Над чем еще стоит поработать, чтобы повысить свои знания?

12. Домашнее задание (Слайд 9)

Стр.133 прав, упр.101.

14.02.2014

urok.1sept.ru

Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть

Тема урока: Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть.

Цели урока:

1. закрепить правописание безударных личных окончаний глаголов;
2.уметь правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов;
3. правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения, повысить интерес к изучению русского языка, его фонетики и орфографии.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования умений

Х о д   у р о к а

1. Орг.момент

         1. Деловой настрой (1 минута)

     — Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

            — Зачем нам нужны знания?

       (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

     — Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

         2.Эмоциональный настрой (2 минуты)

Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.

Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.

Давайте с вами настроимся на здоровый и спокойный деловой лад.

-Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой.  Мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха на уроке, плодотворной и эффективной работы.

Настроимся на деловой лад

Посмотрите на слайд, давайте хором прочитаем с вами наш девиз на сегодняшний урок:

Мы – умные!

Мы — дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания

Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Обратите внимание на запись на доске

у ю ём ёшь ёте ёт ут ют

у ю им ишь ите ит ат ят

Обратите внимание на соединения букв. назовите слоги где встречается нижнее соединение (ём, им), верхнее (ёш, иш, ят и т.д.) Запишите себе эти строчки.

  3. Актуализация знаний.

 Обратите ещё раз внимание на эту запись. Какую особенность вы заметили, что это за сочетания?

Д: …………. окончания глаголов.

У. Что такое глагол?

Д:…..

У: Как изменяются глаголы?

Д: по временам, лицам и числам

У: что мы можем определить у глагола

Д: спряжение (изменение по лицам и числам)

У: Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Д: …все на -ить (кроме брить, стелить) + 7 глаголов -исключений на -еть + 4 глагола -исключения на -ать.

У: а к 1 спряжению.

Д: все остальные глаголы на -ать, -оть, -уть, -еть, -ть

У: хорошо. Давайте с вами выполним такое упражнение

Вам даны слова, вам нужно найти среди них глаголы, выписать их, определить спряжение

 

Контроль, кружит, панцирь, стол, старые, охраняет, ждут, скворец, разноцветная, зимний, дышать, сходить, рыжее, дочка, стрекочет, памятник, костюм, медовый, зеркало, летний, царапает, ближний, зависеть, иду.

Д: … выполняют

У: проверяем

Контроль, кружит(2), панцирь, стол, старые, охраняет(1), ждут(1), скворец, разноцветная, зимний, дышать(2), сходить(2),  рыжее, дочка,            стрекочет(1),  памятник, костюм,  медовый, зеркало, летний, царапает(1),  ближний, зависеть(2), иду(1).

4. Сообщение темы и целей урока (Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть)

У: Справились. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с глаголом, с его спряжением, а для этого я предлагаю вам открыть учебники на странице 130. Посмотрите тему нашего сегодняшнего урока.

5. Изучение нового материала

Посмотрите упражнение 99.

— Проспрягаем у доски глаголы: хотеть и бежать, выделяя окончания.

БЕЖАТЬ

Я              бегу

МЫ          бежим

ТЫ           бежишь

ВЫ           бежите

ОН

ОНА        бежит

ОНО

ОНИ         бегут

ХОТЕТЬ

Я              хочу

МЫ          хотим

ТЫ           хочешь

ВЫ           хотите

ОН

ОНА        хочет

ОНО

ОНИ         хотят

6. Постановка проблемы.

— Где возникло затруднение? Почему?

— Что мы видим? (ударные окончания)

— Какое же это спряжение?

— Можем ли мы однозначно сказать к какому спряжению они относятся?

— Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД: Глаголы бежать и хотеть – разноспрягаемые. 

Глагол бежать спрягается по типу 2 спряжения, однако в форме множественного числа третьего лица имеет окончание глагола 1 спряжения. Глагол хотеть в форме единственного числа спрягается по типу 1 спряжения, в форме множественного числа — по типу 2 спряжения.


-У: Что же такое разноспрягаемые глаголы?

Д: …….. ». (Разноспрягаемые глаголы- это глаголы русского языка, а также образованные от них с помощью приставок формы, которые при спряжении имеют личные окончания как форм 1, так и форм 2 спряжения

Физкультминутка «Встать – сесть».

У: Если вы согласны с высказыванием — ВСТАЁТЕ, не согласны – СИДИТЕ!

— Глагол – это часть речи

— Глагол отвечает на вопросы кто? или что?

— Глаголы изменяются по лицам и числам

— Глаголы не изменяются по временам

— Глаголы бывают I и II спряжения

— Спряжение — это изменение глаголов по падежам

— Все глаголы на –ить (кроме брить и стелить) относятся ко II спр.

— В предложении глагол является подлежащим

— Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам

6. Закрепление нового материала.

У: Откройте упражнение 100.

Д: …выполняют. (1 у доски, остальные в тетрадях)

У: упр 101(1 часть), ТПО упр

7. Итог урока.

Вопросы учителя:

-Что такое спряжение глагола?

— Что нового узнали на уроке?

Что такое разноспрягаемые глаголы?

В чём заключается разница в спряжении разноспрягаемых глаголов по сравнению с
глаголами 1 и 2 типа?

— Много ли трудностей мы встретили на уроке?

— Смогли ли мы с ними справиться?

8. Рефлексия

— Что понравилось?

— А какое настроение у вас сейчас?

 Оценки за урок  (Спасибо, ребята за урок)

9. Домашнее задание.

(заранее записано на доске) правило стр. 133, таблица стр. 131, упр 101


________________________________________________________(Ф.И.)
1. Выпиши слова обозначающие глагол.

Идёт, клюв, след, зовут, улица, перелёт, сельский, вьют.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Образуй из данных слов слова, отвечающие на вопрос что делает?

 

Работа — ________________________________________________________________,

крик — __________________________________________________________________,

зелень — _________________________________________________________________,

пила — __________________________________________________________________,

звон — __________________________________________________________________,

свист — __________________________________________________________________,

смех — ___________________________________________________________________

дрожь — _________________________________________________________________  

3. Напиши что делают птицы.

Ворона — __________________________

воробей — _________________________

соловей — _________________________

кукушка — _________________________

4. Допиши подходящие по смыслу слова.

Дождь – идет, ___________________________________________________________.

Ученик – пишет, _________________________________________________________.

 

5. Вставь глаголы в стихотворение.

Уж_________________________ снег, ___________________ ручьи,

В окно____________________________________________весною…

_____________________________________________скоро соловьи

И лес ____________________________________________листвою.

 

6. Измени слова по вопросам.

                  Что делать?                                                 Что делают?

Песня — ________________,                                      ________________________;

рисунок — ______________,                                       ________________________;

сон — __________________,                                       ________________________.

 

7. Составь предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Ещё, весну, хлопочет, зима, и, на, ворчит.

_______________________________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.

В т_ тради  леж_ т  л_сток рыхлой бумаги. Он быстро впитывает, промокает ч_рнила. Это промокашка. Она помогает содержать т_традь в ч_стоте.

nsportal.ru

Разноспрягаемые глаголы – полный список: что это такое, спряжение бежать, как найти и как образуются

В русском языке нередко встречаются исключения из правил. Эти слова сохраняют историческое написание. Разноспрягаемые глаголы как раз такие исключения. Уметь находить тип спряжения нужно, чтобы понять, что за буква пишется в безударных окончаниях (И либо Е)….

Ищем глагол в тексте

Такая часть речи называет действие или состояние предмета. Чтобы найти глагол в тексте, следует запомнить, на какие вопросы он отвечает. Вопрос зависит от формы, в которой стоит слово:

  • инфинитив: что делать? что сделать? (читать, прочитать),
  • настоящее время: что делаю (-ем)? (смотрю, смотрим), что делаешь (-ете)? (берешь, берете), что делает (-ют)? (гуляет, гуляют),
  • прошедшее время: что делал (-а, -о)? (берег, берегла, берегло),
  • будущее время: что сделаю/сделаем? (заберу, заберем, буду/будем забирать), что сделаешь/сделаете? (позвоню, позвоните, будешь/будете звонить), что сделает/сделают? (уберет, уберут, будет/будут убирать),
  • сослагательное наклонение: что делал (-а, -о) бы? (думал бы, думала бы, думало бы),
  • повелительное наклонение: что делай? (плыви, крути).

Обратите внимание! Часть речи, обозначающая действие, в предложении является не только сказуемым. Она может выполнять разные функции.

Чем еще бывает в предложении:

  1. Подлежащем: читать – значит быть образованным человеком.
  2. Дополнением: друг попросил (о чем?) закрыть дверь.
  3. Определением: его попыткам (каким?) помочь я не доверял.
  4. Обстоятельством: начальник пришел (зачем?) проверить работу.

Как образуются

разноспрягаемые глаголы

Чтобы получить новое слово, нужно к основе присоединить словообразовательные морфемы (части слов). Это приставки, суффиксы и постфиксы. Они добавляют новое лексическое значение, а приставки еще и меняют вид с несовершенного на совершенный. Морфемы могут присоединяться по одной, а могут по две или по три.

Образуются глаголы несколькими способами:

  • приставочным: бросать – набросать, лететь – прилететь, держать – задержать,
  • суффиксальным: хитрый – хитрить, закрыть – закрывать, красный – краснеть,
  • постфиксальным: подпереть – подпереться, кусать – кусаться, волновать – волноваться,
  • приставочно-суффиксальным: толстый – растолстеть, соль – посолить, ветер – проветрить,
  • приставочно-постфиксальным: пить – напиться, гулять – выгуляться,
  • приставочно-суффиксально-постфиксальный: земля – приземлиться, смелый – осмелиться.

Что такое спряжение

Спряжением глагола называют его изменение по числам и лицам (я ворчу – мы ворчим, ты ворчишь – вы ворчите, он ворчит – они ворчат). Такое возможно только в двух временах: будущем и настоящем. Только в них есть категория лица. В прошедшем же времени выделяют только род и число – заканчиваться слова будут одинаково.

Когда меняются категории числа и лица, то в словах меняются окончания, по которым и выделяется способ спряжения.

I спр. II спр.
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо

я/мы

-у/-ю

пишу, знаю

-ем

пишем, знаем

-у/-ю

дышу, люблю

-им

дышим, любим

2 лицо

ты/вы

-ешь

пишешь, знаешь

-ете

пишете, знаете

-ишь

дышишь, любишь

-ите

дышите, любите

3 лицо

он (она, оно)/они

-ет

пишет, знает

-ут/-ют

пишут, знают

-ит

дышит, любит

-ат/-ят

дышат, любят

Чтобы узнать, какая гласная пишется, смотрим, куда падает ударение. Когда в слове окончание ударное, то тип изменения определить легко – смотрим в таблице или запоминаем. Если безударное, тогда следует посмотреть, какой инфинитив. Поставим слово в начальную форму (растаем – растаять) и смотрим, какая буква стоит перед суффиксом -ть:

Обратите внимание!Если образовать слово с помощью приставки или постфикса, вид спряжения не изменится: писать – записать – записаться – все I спр., верить – проверить – довериться – все II спр.

Что такое разноспрягаемые глаголы

Глагольные формы строго следуют своей модели изменения. Однако из этого правила есть некоторые исключения. Полный список этих исключений – 2 слова: «бежать» и «хотеть». Их считают разноспрягаемыми. Это значит, что в личных формах они имеют окончания обоих типов.

Глагол бежать

Рассмотрим на примере, почему он разноспрягаемый. Изменим по лицам и числам:

Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо бегу бежим
2 лицо бежишь бежите
3 лицо бежит бегут

В форме 3 лица множественного числа окончание I-го спряжения -ут, в остальных случаях – II-го.

Хотеть

примеры разноспрягаемых глаголов

Теперь изменим разноспрягаемое слово «хотеть» и увидим, почему оно так называется:

В единственном числе мы видим окончания I-го спр. (с буквой Е), а во множественном – II-го (с буквой И).

Важно! Слова, производные от них, тоже разноспрягаемые. Образуются с помощью приставок и постфикса -ся. Примеры: убежать, прибежать, разбежаться, захотеть, хотеться, расхотеться, погулять, нагуляться.

Особо спрягаемые формы

Есть два слова, которые не относятся ни к какому типу спряжения. Это слова «есть» и «дать». Любое из них по ошибке можно назвать разноспрягаемым. Однако у этих форм особая модель личных окончаний. Попробуем проспрягать глагол «есть»:

  • 1 лицо: ем/едим,
  • 2 лицо: ешь/едите,
  • 3 лицо: ест/едят.

В форме единственного числа у него такие окончания, которые не встречаются ни в одном из двух спряжений. То же самое происходит при изменении слова «дать»:

  • 1 лицо: дам/дадим,
  • 2 лицо: дашь/дадите,
  • 3 лицо: даст/дадут.

Примеры разноспрягаемых глаголов

Что такое разноспрягаемые глаголы, список

Вывод

От моделей изменения зависит правописание слов. Чтобы уметь определять типы спряжения, необходимо разобраться, по какому принципу они выделяются. Когда мы понимаем, как найти верное окончание, перестаем допускать ошибки в образовании личных форм

tvercult.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о