Синтаксический разбор слова
Часто пользователи ищут в сети синтаксический разбор какого-либо слова. По этому запросу обычно получают результаты по разбору предложений и словосочетаний. Но почему так происходит? Давайте в этом разберемся далее и приведем примеры такого разбора.
Все дело в том, что разобрать слово синтаксически нельзя. Можно сделать разбор только словосочетания или всего предложения. В школьной программе этой теме выделено довольно много времени для усвоения материала, а также большое количество практических уроков, чтобы ученики сами научились делать такой разбор. Но мы с вами сегодня опишем в общих чертах, как делать синтаксический анализ.
Содержание статьи:
Как делать синтаксический разбор предложения
Если нужно выполнить синтаксический анализ словосочетания, сделайте следующее:
- Определите словосочетание. Выделите в нем главное и второстепенное слово. Уточните к каким частям речи относятся слова.
- Определите синтаксическое общее между словами.
- Выделите грамматическое значение для каждого.
Порядок разбора предложения по словам
Порядок действий будет следующим:
- Установите, каким выступает предложение по типу высказывания (вопросительное, побудительное, повествовательное).
- Далее нужно указать, из каких частей состоит предложение, его состав. Нужно сказать, что оно простое, односоставное/двусоставное, определить тип – безличное/личное. Предложение является нераспространенным или наоборот. Полное/неполное, если нет, то указать, каких именно частей в нем не достает.
- Если простое предложение осложнено обособленными, однородными членами предложения, отметьте это в синтаксическом разборе.
- Сделайте разбор простого предложения по членам, по ходу отмечая, к каким частям речи их отнести. Для этого соблюдайте порядок: первыми в предложении определите сказуемое и подлежащее, после них найдите второстепенные члены предложения.
- Предоставьте доводы о знаках препинания, если они имеются в предложении.
Синтаксический разбор. Порядок.
Для сказуемого нужно определить, каким оно является – составным или глагольным. Определите чем оно выступает. Если простое – укажите для него форму глагола, для составного глагольного – определить его состав, составное именное – чем выступает именная часть, какая связка применяется.
Если предложение имеет однородные члены предложения, укажите, чем выражены эти члены, и какими средствами они соединяются (союзы, интонация и союзы). В предложениях, которые имеют обособления, необходимо определить, чем выступает весь оборот. После этого нужно определить, чем выступает каждое слово в обороте, каким членом предложения является. Укажите, что предложение в своем составе имеет прямую речь. Определите слова говорящего, а также прямую речь.
Анализ сложносочиненной конструкции
Порядок действий:
- Аналогично, как и с простым предложением, назовите и определить тип высказывания.
- Определите грамматический фундамент каждого отдельного простого предложения. Прочитайте их по отдельности.
- Обозначите вид союзов, которыми связываются простые предложения в составе сложного (разделительные, соединительные, противительные). Определите, каким выступает сложное предложение (противопоставление, чередование событий, перечисление).
- Определите роль знаков препинания, объясните их расстановку.
- Затем нужно разобрать каждое предложение по отдельности как простое.
Далее рассмотрим пошаговый синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (в составе одно придаточное):
- Отметить, каким сложноподчиненное предложение является (вопросительным, повествовательным).
- Разбить на простые предложения, найти грамматическую основу для каждого.
- Выделить, какое предложение из простых является главным.
- Определить по особенностям строения, чем присоединяется, к чему относится, чем выступает это сложноподчиненное предложение.
- Пояснить расстановку знаков препинания.
- Придаточное и главное разобрать подобно простым.
План синтаксического разбора предложения
Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений с придаточными
Анализ состоит из следующих этапов:
- Определите цель высказывания сложноподчиненного предложения, отметьте это.
- Установите грамматическую роль каждого простого предложения.
- Определить среди простых придаточное и главное.
- Укажите признаки подчиненного предложения – параллельное, однородное, последовательное (возможно комбинированное).
- Объясните надобность каждого знака препинания.
Анализ сложной конструкции с различными связными элементами
Порядок действий:
- Установите цели высказывания.
- Укажите основу грамматики отдельного простого предложения.
- Указать, что предложение имеет разные виды связи.
- Выделите по смысловому признаку, каким образом соединены простые предложения.
- Объясните каждый знак препинания, его значение.
В статье мы рассмотрели, почему нельзя выполнить синтаксический разбор какого-либо слова, и как правильно выполнять анализ предложений.
it-doc.info
Алгоритм синтаксического разбора предложения.
Синтаксический разбор предложения. Цифра 4.
По цели высказывания это предложение
— повествовательное
— вопросительное, т.к. содержит вопрос;
— побудительное, т.к. содержит побуждение к действию, приказ или просьбу.
2. По эмоциональной окраске, интонации это предложение
— восклицательное, т.к. произносится с особым чувством, с повышенной интонацией;
— невосклицательное, т.к. произносится без особого чувства.
3. Нахожу грамматическую основу, главные члены предложения.
— Кто? Что? — …это подлежащее, подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным, местоимением.
— Что делает? — …это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами, выражено глаголом (именем существительным).
4. По количеству грамматических основ это предложение
— простое, т.к. одна грамматическая основа;
— сложное, т.к. две и более грамматических основ.
5. По составу грамматической основы это предложение
— двусоставное, т.к. есть подлежащее и сказуемое;
— односоставное, т.к. есть только подлежащее или только сказуемое.
— распространённое, т.к. есть второстепенные члены предложения;
— нераспространённое, т.к. нет второстепенных членов предложения.
7. Это предложение
— осложнено, т.к. есть однородные члены предложения, обращения и т.д.
— не осложнено, т.к. нет однородных членов предложения, обращений.
8. Выписываю словосочетания.
— задаю вопрос от подлежащего;
— задаю вопрос от сказуемого;
— задаю вопрос от второстепенного члена предложения.
Определение отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? (подчёркиваю волнистой линией).
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: (КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? (подчёркиваю пунктирной линией).
Обстоятельство отвечает на вопросы КАК? ГДЕ? КОГДА? ОТКУДА? КУДА? КАКИМ ОБРАЗОМ? (подчёркиваю короткая линия, точка, короткая линия, точка…).
9. Черчу схему предложения.
infourok.ru
Синтаксис и синтаксический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложения и их строение.
Предложение может нам рассказать, какой предмет, какое действие с ним совершалось и как оно совершалось. Это возможно потому, что слова в предложениях связаны смысловыми и грамматическими связями.
Изучая этот раздел – синтаксис – мы узнаем, по каким правилам соединяются слова в словосочетания и как строятся предложения.
Синтаксис тесно связан с
Синтаксический разбор предложения:
1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Вид по эмоциональной окраске (интонации): восклицательное или невосклицательное.
3. Вид по наличию второстепенных членов предложения: распространенное или нераспространенное.
4. Простое или сложное.
5. Однородные члены (какие).
6. Подчёркиваем все члены предложения (главные и второстепенные).
Например:
Мама испекла пирог. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)
Мама испекла пирог с черникой и яблоками. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными дополнениями)
Мама испекла пирог, и мы съели его на ужин. (повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзом «и»)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Словосочетание
Предложение
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 44, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 61, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 91, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 170, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 173, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 207, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 220, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 233, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 234, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
4 класс
Упражнение 29, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 35, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 182, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 266, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 298, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 325, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 222, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 245, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 248, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 362, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 370, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Внеклассный урок — Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения
Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения:
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:
Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся, распростр., осложн.однород.подл.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:
Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что, СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали, распр., не осложн.
raal100.narod.ru