Рабочая программа (средняя группа) по теме: Рабочая программа воспитателя ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования (средняя группа 4-5 лет). 2016-2017 уч.год
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи основной образовательной программы.
- Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет.
- Педагогические ориентиры.
- Режим дня в средней группе.
- Описание развивающей предметно-пространственной среды.
- Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 4-5 лет.
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.
- Проектирование образовательного процесса.
- Объем нагрузок.
- Расписание непрерывно-образовательной деятельности группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
- Система воспитательно-образовательного процесса.
- Примерное комплексно-тематическое планирование.
- План взаимодействия с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный год.
- Перспективный план по национально-региональному компоненту в средней группе.
- Программы, педагогические технологии, методическое обеспечение, пособия, используемые педагогами в средней группе.
- Приложение:
Инструкции по проведению режимных моментов.
Комплексы общеразвивающих упражнений.
Комплексы упражнений на развитие дыхания.
Комплексы оздоровительных мероприятий после сна.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 4-5 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи основной образовательной программы.
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
- Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка.
- Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками;
- Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
- Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям;
- Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов.
- Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
- • Физическое развитие;
- • Социально – коммуникативное развитие;
- • Познавательное развитие;
- • Речевое развитие;
- • Художественно – эстетическое развитие.
- Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
- Направление «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.
- Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
- Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
- Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
- Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).
- Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
- Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет.
Способ познания
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Внимание
К пяти годам внимание становится все более устойчивым. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к деятельности сохраняется. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.
Восприятие
В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Ребенок может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Воображение
Продолжает активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких и цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будут способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Речь
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4 лет становиться вопрос «почему?».
Память
В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.
Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Мышление
В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.. Например. дети понимают, что такое план комнаты, могут рассказать что изображено на плане- части комнаты. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку.
Отношения со сверстниками
Ребёнок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становиться более значим и интересен. Ребёнок стремиться к партнёрству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Наличие конфликтов
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Игровая деятельность
В среднем возрасте дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений.
- Педагогические ориентиры.
nsportal.ru
Рабочая программа (средняя группа) на тему: Рабочая программа воспитателя средней группы 4-5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы (4 — 5 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования.Рабочая программа воспитателя средней группы (4 — 5 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования….
Рабочая программа для средней группы (4-5 лет) в соответствии с ФГОС ДОУРабочая программа для средней группы составлена в соответствии с требования ФГОС ДОУ. С использованием программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы и другие авторы. Программа состоит из трех…
Рабочая программа воспитателя для детей 4-5 лет средней группыНастоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы детского сада и с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга&raq…
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до…
Рабочая программа воспитателя для детей 4-5 летРабочая программа по развитию детей средней группы общеразвивающей направленности разработана, как составляющая часть основной общеобразовательной программы МБДОУ…
Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 лет)Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е., Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Вас…
Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 лет)Рабочая программа воспитателя средней группы детского сада составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ( под редакцией Н.Е. Ве…
nsportal.ru
Рабочая программа (средняя группа) на тему: Программа по дополнительному образованию «Логические игры для детей 4-5 лет»
ГБОУ «Школа № 281» Дошкольное отделение № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Школа № 281»
_________________ Е.С.Вологина
«___» _________ 2016
Программа
по дополнительному образованию
«Логические игры для детей 4-5 лет»
Срок реализации: 5 месяцев
Воспитатель ДО № 2
Шкилькова Н.В.
Москва
2017
Пояснительная записка
В системе образования уделяется внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, но развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Кроме того, последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительных действий взрослых. Начинать развитие логического мышления следует значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.
Задачи
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.
Способ проверки результатов работы: диагностика усвоения операций логического мышления.
Критерии диагностики:
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.
Критерии оценки усвоения программы
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Сроки реализации программы – 7 месяцев.
Режим занятий – 2 занятия в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут с перерывом на физкультурную паузу.
Количество детей – от 5 человек.
Календарно-тематический план занятий прилагается.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Структура занятий
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физкультурные минутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра, рисование в конце занятия являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Содержание программы
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Логические игры | ||||
План занятий с детьми 4-5 лет | ||||
№ | Темы | Количество занятий | Итого | |
Теория | Практика | |||
| Декабрь |
|
|
|
1 | Собери картинку | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Лабиринты | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Пирамидки | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Матрешки | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Что изменилось? | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Кубики (от 4 шт.) | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Найди отличия |
|
|
|
8 | Дорисуй то, чего не хватает | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Январь |
|
|
|
9 | Соедини точки по образцу | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Найди пару | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Найди лишнее | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | Группы предметов | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | Что было сначала, что было потом | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Найди заплатку | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Расположи предметы в соответствии с заданием | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Февраль |
|
|
|
16-17 | Пазлы (от 9 шт.) | 0,5 | 1,5 | 2 |
18-19 | Домино | 0,5 | 1,5 | 2 |
20 | Собери пазл | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Расставь значки по заданию | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Рассмотри картинку | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Март |
|
|
|
23 | Продолжи ряд | 0,5 | 0,5 | 1 |
24 | Верю-не верю | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Запомни и повтори | 0,5 | 0,5 | 1 |
26 | Сложи узоры | 0,5 | 0,5 | 1 |
27-28 | Игра крестики-нолики | 0,5 | 1,5 | 2 |
29 | Рисунок по точкам | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | Знакомство с клеткой | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | Повтори рисунок | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Апрель |
|
|
|
32 | История шашек. Правила игры | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | Как начинать игру | 0,5 | 0,5 | 1 |
34 | Делаем наилучшие ходы | 0,5 | 0,5 | 1 |
35-36 | Простые комбинации | 1 | 1 | 2 |
37 | Дамки | 0,5 | 0,5 | 1 |
38-39 | Реши самостоятельно |
| 2 | 2 |
Итого: | 39 |
nsportal.ru
н/п | Дата | Темы занятий | Задачи | Игры, упражнения | Кол-во часов |
1 | Знакомство «Мое имя» | 1. Познакомить детей друг с другом 2.Создать благоприятную атмосферу на занятии | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный П/и «Паровозик дружбы» Появление персонажа ушастика 3 этап. Практический Игра-имитация «Имена» Д/п «Дует ветер, дует ветер» Игра «Собери цветочек» Игра «Скажи как я» Коллективная работа «Цветочная поляна» Рисование на тему: «Раскрась свое имя» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
2 | Давайте дружить | 1. Продолжать знакомство детей друг с другом 2. Сплотить группу 3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный П/и «Паровозик дружбы» Появление персонажа Ушастика 3 этап. Практический Игра «Незнайка» Д/п «Покажи отгадку» Пальчиковая гимнастика « Дружба» Задание «Прятки», «Лабиринт» (задание в бланках) Игра «Замри» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
3 | Волшебные слова | 1. Продолжить знакомство детей с друг другом 2. Развитие навыков культурного общения 3. Создавать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Послание Беседа «Зачем нужно быть вежливым?» 3 этап. Практический Игра «Пожалуйста» Игра –занятие «Волшебные слова» Задание «Помоги белочке», «Найди лишнее» (задание в бланках) Игра «Вежливый мячик» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
4 | Правила поведения на занятиях | 1. Продолжать знакомство детей друг с другом 2. Развивать навыки культурного общения 3. Развивать произвольность (умение слушать, инструкцию взрослого, соблюдать правила игры) | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Игра «Размышляй-ка» Д/п «Танец в кругу» Игра «Кто позвал» П/и «Пожалуйста» Пальчиковая гимнастика Задание в бланках «Что хорошо, что плохо», «Дорисуй» Игра «Мячик правил» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | ||
5 | Радость, грусть | 1. Создание благоприятной атмосферы на занятия 2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе 3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека 4. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию | 1 этап. Организационный Приветствие «Облако» 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Я радуюсь, когда…» Задание «Притворщик» Д/п «Смешинка попала вам в рот» Игра «Как доставить радость?» Задание «Радость и грусть» Задание «Притворщик», «Пиктограммы» (задание в бланках) Игра «Найди» П/гимнастика «Облака» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | ||
6 | Гнев | 1. Развитие коммуникативных навыков 2. Знакомство с эмоцией «гнев» 3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Эпизод из сказки «Три медведя» (вспомнить как сердятся медведи в сказке) Задание «Притворщик» Психогимнастика «Король Боровик» Задание «Раздели на группы» П/и «Вулкан» Задание «Пиктограммы» (задание в бланках) П/г «Облака» Задание «Злой волк» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания «Облака» | 1 | |
7 | Удивление | 1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека 3. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. | 1 этап. Организационный Приветствие «Облако» 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Я удивляюсь когда…» Задание «Притворщик» П/и «Удивительная газета» Задание «Пиктограммы» П/г «Облака» Задания «Удивительные картинки» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 1 | |
8 | Испуг (ознакомление) | 1. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности 2. Обучение распознаванию и выражению эмоций: испуга, страха, радости, грусти, удивления 3. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Я боюсь (мне страшно), когда…» Задание «Притворщик» П/и «Совушка-сова» Задание «Пиктограммы» Задание «Испуганное дерево» Конкурс «Боюсек» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания «Облака» | 1 | |
9 | Спокойствие | 1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Притворщик» Спокойная игра Задание «Логический квадрат» Задание «Пиктограммы» Задание «Поле эмоций» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания «Облака» | 1 | |
10 | Словарик эмоций | 1. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека 2. Обеспечение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Найди друга» Задание «Собери облачко» Задание «Угадай настроение сказочного героя» П/г «Облака» Задание «Оживи облачка» (задание в бланках) П/и «замри» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания «Облака» | 1 | |
11 | Восприятие сенсорных эталонов предметов (форма, цвет, величина) | 1. Развития восприятия сенсорных признаков предметов 2. Развитие мыслительных процессов | 1 этап. Организационный Приветствие «Незнайка» 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Будь внимателен» Задание «Знаки», «Загадки-схемы» Д/п «Дотронься до…» Задание «Найди лишний», «Поле чудес» (бланк) Игра «Карлики-великаны» Задание «Дорисуйка» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
12 | Восприятие свойств предметов (тяжелый-легкий, прозрачный-непрозрачный, сухой-мокрый, горячий-холодный | 1. Развитие восприятия свойств предметов 2. Развитие мышления (сравнение, исключение, анализ) | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Опиши игрушку» Игра «Назови», Д/п Задание «Легкий-тяжелый», «Раскрась лишний предмет» (задание в бланках) Игра «Скажи наоборот» Задание «Найди лишний» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
13 | Диагностика -1 | 1. Диагностика зрительной памяти 2. Диагностика мышления 3. Диагностика внимания 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Запоминайка-1», «Коврики», «Назови одним словом» П/и «Сосульки, сугробы, снежинки» Задание «Новогодняя гирлянда», «Найди лишнее» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
14 | Диагностика -2 | 1. Диагностика слуховой памятипамяти 2. Диагностика и развитие коммуникативных навыков 3. Диагностика внимания (концентрация, зрительное переключение) 4. Диагностика воображения | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Запоминайка-2», «Рукавички», «Путаница» П/и «Сосульки, сугробы, снежинки» Задание «Оживи кружочек» (задание в бланках) П/и «На елку» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
15 | Мои помощники глазки | 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств 3. Тренировка зрительных ощущений 4. Развитие зрительного внимания 5. Развитие зрительной памяти 6. Активизация творческой активности | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Гимнастика для глаз Упражнение «Запомни своих друзей» Упражнение «Прогулка» Задание «Путаница», «Коврики» (бланк) Игра «запрещенное движение» Задание «Найди тень» (Бланк) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
16 | Мой помощник носик | 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств 3. Тренировка обоняния 4. Активизация творческой активности | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Гимнастика для носика Упражнение «Запахи» Игра «Приятный-неприятный» Упражнение «Замок» Задание «Внимательный носик», «Лабиринт» (задание в бланках) Упражнение на расслабление 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
17 | Мой помощник ротик | 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих чувств 3. Тренировка вкусовых ощущений 4. Активизация творческой активности | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Гимнастика для языка Упражнение «Вкусы» Игра «Угощения» Упражнение «Пальчики» Задание «Лабиринт», «Угощения» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
18 | Мои помощники ушки | 1.Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств 3. Тренировка слуховых ощущений 4. Развитие слухового внимания 5. Развитие слуховой памяти 6. Активизация творческой активности | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Игра «Лесные звуки» Появление персонажа гномика Игра «Тишина и шум» Игра «Чей голосок?» П/г «Пальчики в лесу» Задание «Деревенька», «Внимательные ушки» (задание в бланках) Игра «Музыкальная корзина» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
19 | Мои помощники ручки | 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания 3. Тренировка тактильных ощущений 4. Формирование позитивной мотивации общения | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Игра «Волшебные дощечки», «Ищем клад», «Волшебный мешочек» Упр. «Дружные пальчики» Задание «Найди пару рукавичке», «Внимательные ручки» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
20 | Мои помощники ножки | 1. Совершенствование восприятия 2. Развитие двигательной активности 3. Формирование позитивной мотивации общения | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Игра «Где мы были» П/г «Пальчики в лесу» Задание «Найди пару сапожку», «Наведем порядок» Игра «Веселый хоровод» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
21 | Из чего же сделаны наши мальчишки? | 1. Развитие коммуникативных навыков 2. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков 3. Работа по развитию самоконтроля | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Вводная беседа 3 этап. Практический Задание «Спортсмены» Физкультминутка Задание «Транспорт» (задание в бланках) П/г «Кораблик» Задание «Найди лишнее» (задание в бланках) Игра «Изобрази (что любят мальчики)» Задание « Настоящий мастер» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
22 | Из чего же сделаны наши девчонки? | 1. Развитие коммуникативных навыков 2. Закрепление знаний об особенностях поведения девочек 3. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Появление персонажа игрушки Цветка 3 этап. Практический Игра «Клумба» Релаксация «Цветок дружбы» П/г «»Цветок» Задание «Куклы», «Бусы» (задание в бланках) Д\п «Изобрази» (что умеют девочки» Загадки 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
23 | Страна Вообразилия | 1. Развивать воображение 2. Продолжать формировать вербальное общение, умение слушать 3. Развивать восприятие, внимание, память, мышление 4. Развивать мелкую и общую моторику Развитие самосознания | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Появление персонажа гномика 3 этап. Практический Ритуал входа в сказку Двигательное упражнение Задание «Загадочные животные» (бланк) Сказка «Путаница» Анализ сказки Задание «Лабиринт», «Волны» (бланк) П/и «Море волнуется» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
24 | «Я в детском саду» | 1.Создать положительный эмоциональный климат 2.развивать навыки общения 3. вырабатывать навыка социального поведения и совместных действий 4. способствовать профилактике социальной дезадаптации | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Рассказывание произведения Р.Зерновой «Как Антон полюбил ходить в д/с». 3 этап. Практический Игра-упражнение «Утреннее приветствие» Игра-имитация «Лесная зарядка» Упражнение «Качели» П/и «Веселый танец» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания Игра «Пожелание» | 1 | |
25 | Здравствуй, весна! | 1.Развивать воображение на основе знаний детей о весенних явлениях в природе 2. Развивать познавательные психические процессы 3. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов | 1 этап. Организационный привествие 2 этап. Мотивационный Вводная беседа Игра «Уходи, Зима!» 3 этап. Практический Упражнение «Капель» Игра «Ручеек», «Подснежники» П/г «Кораблик» Задание «Нарисуй подснежник» (задание выполняется в файле красками) Игра «Весенняя береза», «Прятки с птицами» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
26 | День смеха | 1. Развивать воображение 2. Развивать творческое мышление | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Вводная беседа Игра «Трамвайчик» 3 этап. Практический Упражнение «Билеты» Игра «Аплодисменты» Задание «Дорисуй веселого клоуна» (бланк) Д/п «Пушинка» Игра «Жонглеры» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
27 | В гостях у сказки | 1. Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность 2. Закрепить знание содержания сказок Развивать творческое мышление | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный (появление мышонка) Вводная беседа Игра «Волшебный сундучок» 3 этап. Практический Задание «Лабиринт» Игра «Дружные предметы» П/и «Буратино» Игра «Собери картинку» П/г «»Пробуждение»» Задание «Сказочные герои», «Прятки» (бланк) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
28 | «Дружная семья» | 1.Учить детей проявлять чуткое ласковое отношение к самым близким людям-маме, папе, бабушке, дедушке 2. Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями 3. развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный (появление мышонка) Вводная беседа Игра «Веселая семейка» 3 этап. Практический Пальчиковый театр «Семья» П/и «Карусели» Игра-упражнение «Ласковый мелок» Д/и «Портрет семьи» Задание «Нарисуй семью» (бланк) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
29 | Итоговая диагностика-1 | 1. Диагностика зрительной памяти 2. Диагностика мышления ( мыслительные операции, анализ, исключение, обобщение) 3. Диагностика внимания (концентрация, распределение) 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Появление персонажа Мишутки 3 этап. Практический Задание «Запоминайка-1», «Узор» (задание в бланках) П/и «Мы играем» Задание «Оживи фигурки», «Назови одним словом», «Цветок» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
30 | Итоговая диагностика | 1. Диагностика слуховой памяти 2. Диагностика мышления (исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей) 3. Диагностика внимания (слуховая инструкция, концентрация, переключение) 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Появление персонажа Мишутки 3 этап. Практический Задание «Запоминайка-2», «Бусы», «Путаница» (задание в бланках) П/и «Не зевай» Задание «Найди лишнее», «Заплатка для коврика» П/и «Мы играем» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | 1 | |
Итого- 30 |
nsportal.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Краски детства» | Автор: Римшан Дарья Александровна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №8», город Череповец |
Рабочая программа на ребенка с РАС с ЗПР | Автор: Приходченко Светлана Викторовна, воспитатель, ГБОУ Школа №1391 г. Москвы дошкольная образовательная площадка 1 |
Рабочая программа «Мукосолька» | Автор: Данилова Антонина Леонидовна, воспитатель, МАДОУ №2 п.Парфино |
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики» | Автор: Агарева Кристина Александровна, воспитатель, «Новоперуновский детский сад» структурное подразделение МКОУ «Новоперуновская СОШ» |
Программа по художественно – эстетическому образованию и воспитанию детей 3 – 5 лет «Песочная анимация» | Автор: Ибрагимова Софья Николаевна, педагог-психолог, МБДОУ № 19 г. Томск |
Рабочая программа «Одарённый ребёнок» | Автор: Басько Валентина Николаевна, воспитатель, МКДОУ детский сад № 7 «Колосок» с. Благодатное |
Рабочая программа по краткосрочной образовательной практике: Превращение «волшебного комочка» в машину, цыпленка, букет» (аппликация из салфетных комочков) | Автор: Зорина Ирина Олеговна, воспитатель, МАДОУ детский сад№42 г. Краснокамск |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования | Автор: Полякова Юлия Владимировна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 33» г. Нижний Новгород |
Рабочая программа. Средняя группа | Автор: Данильцева Галина Александровна, физ. инструктор, МАДОУ «Детский сад №57» г.Энгельс |
Парциальная образовательная программа развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности «Теремок» | |
Рабочая программа по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» для детей 3-4 лет | Автор: Коданева Елена Фёдоровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 83» г.Сыктывкар, Республика Коми |
Комплексная программа «ЗОЖ» | |
Рабочая учебная программа по развитию эмоционально-волевой сферы «Открываю себя» для детей младшего и среднего дошкольного возраста 3-5 лет | Автор: Сонцова Альбина Ивановна, воспитатель, педагог-психолог, МБОУ Начальная школа — детский сад №1 |
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» (старшей группы, второй год обучения) на 2017-2018 учебный год | Автор: Куланина Наталья Федоровна, воспитатель, МБДОУ детский сад №32 г. Таганрог |
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Киселевского городского округа детского сада № 59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей | |
Основная образовательная программа ДОУ | Автор: Галиуллина Татьяна Николаевна, старший воспитатель, МКДОУ №1 с. Некрасовка |
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет 2-й младшей группы «Солнышко» | Автор: Ткачёва Галина Юрьевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Малыш» |
Программа по экологическому воспитанию «Молодые защитники природы» для детей дошкольного возраста 5-6 лет | Автор: Зайчикова Елена Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 8 «Родничок» г. Грязи |
Автор: Бирюкова Г.Н.; Дрозд Н.А., воспитатели МБДОУ д/с №81, Белгород | |
Коррекционно-развивающая программа для детей с интеллектуальной недостаточностью «Мир жестов» | Автор: Шипачева Е.Ю.; Кармазова А.М.; Волоткович И.А., МАДОУ №53 г. Томска |
Программа по дополнительному образованию «Умничка» для детей 3-5 лет (2 года обучения)
Пояснительная записка
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
Б.П.Никитин
Одаренные дети — ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или в рамках отдельных способностей.
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.
Поэтому приоритетным направлением в педагогической деятельности является работа по раннему выявлению и совершенствованию детской одаренности, т.к. подготовка современного ребенка к жизни предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Необходимость организации занятий с детьми младшего возраста, имеющими опережающее развитие, обусловлено спросом со стороны родителей, стремящимся к разностороннему развитию своих детей.
Программа «Умничка» рассчитана на двухлетний курс для детей (3-5лет) с опережающим интеллектуальным развитием.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Основная цель программы – способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. создать условия для раннего выявления одаренных детей;
2. развивать творческие способности;
3. формирование навыков социализации одаренных детей;
4. содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья одаренных детей;
5. привлечение родителей к совместной деятельности в данном направлении.
Для успешной реализации программы «Умничка» необходимо создание следующих условий:
1. отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития.
2. малая наполняемость группы (12 человек).
Режим реализации программы:
- С детьми 3-4 лет НОД проводят не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут (5лет н чаще 2 раза в неделю продолж.не более 25 минут)
- НОД проводится во вторую половину дня
- Всего 36 часа в год
- Форма работы- групповая, подгрупповая, индивидуальная.
- Педагогический анализ и диагностика: 2 раза в год (вводный- в октябре, итоговый- в мае).
В работе использованы нестандартные методики исследования интеллектуальной сферы дошкольников «Дорисование фигур» (3-5лет) — О.Ю. Дьяченко, методика развития памяти «10 слов (карточек)- А.Р.Лурия, методика «мисочки», «разрезанные картинки (4-6частей). «Конструирование по образцу» Т.В. Лаврентьева для диагностики результатов обучения.
Основное внимание в своей работе я уделяю развитию графо-моторных навыков и развитию творческих способностей.
Развитие графо-моторных навыков и речи.
Представленный материал был взят из книги М. Зейц «Пишем и рисуем на песке». Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает песок на развитие ребенка.
Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Насыпьте песок в стеклянную, металлическую или керамическую миску непосредственно перед началом физиотерапевтического сеанса. Поместите ее на короткое время в морозилку, в холодильник, в духовку или на батарею отопления – в зависимости от того, какой результат вам нужен. Температура песка изменится очень быстро. Играя в холодном или в теплом песке, дети ощутят изменение температуры руками. При этом, кроме стимуляции осязания, проявляется и лечебный физиотерапевтический эффект. Игра в песке доставляет удовольствие.
Когда дети знают основные геометрические фигуры, то начинают рисовать их на песке (если, конечно, внешние факторы не слишком их отвлекают). Это также можно увидеть на примере составления сложной формы – мандалы. Рисование на песке связывает знакомые фигуры с ощущением получаемого удовольствия. При этом создаются благоприятные условия для максимальной релаксации. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок руками или дощечкой, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.
К концу года дети должны уметь:
— ориентироваться на листе бумаги (на лотке с песком),
— рисовать, раскрашивать в заданном направлении,
— рисовать круги и овалы, горизонтальные и вертикальные линии необходимой длины, изменять направления линии, ломаные, дугообразные и волнистые линии в ограниченном пространстве, спирали и цикличные линии по опорам.
Развитие творческих способностей
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе- способности и склонности. Психологической основой творческой деятельности является воображение- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности.
К концу года дети должны уметь:
— создавать целостный образ на основе геометрических фигур,
— создавать в воображении образ на заданную тему,
— видоизменять и преобразовывать,
— составление рассказов по сюжетным картинкам,
— придумывать разные варианты окончания сказок,
— придумывать новые применения знакомым вещам,
— находить решения проблемных ситуаций,
— находить сходства и отличия при сравнение предметов.
Развитие основных познавательных процессов и формирование основных социальных навыков
К концу года дети должны уметь:
— удерживать внимание в течение 7-10 минут при выполнении одного вида задания,
— складывать разрезанную картинку из 4 частей,
— соотносить предметы по размеру, форме и цвету,
— сравнивать разные предметы и выявлять различия в них,
— устанавливать смысловую связь между предметами,
— выделять существенный признак предмета,
— соотносить часть и целое,
— классифицировать и обобщать предметы по одинаковым существенным признакам,
— выполнять 5-6 действий подряд,
— повторить предложение из 8 слов,
— повторять набор из 4-5 цифр,
— конструировать по образцу фигуру из 6-8 частей.
Учебно-тематический план для детей 3-4 лет
1 год обучения
Месяц | Название деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Зрительное восприятия (цвет, форма, величина) дидактические игры («Найди такой же», «Подбери по образцу») | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Дождик тише дождик громче» (игры с неотточенным карандашом, отстукивание ритмического рисунка)Рисуем рисунок на лотке с песком «Тучка и дождик» | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов», «Рассказ по картинкам» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении.2. Беседа «Мои друзья»3. Игра «Кто у нас хороший» | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Слуховое восприятие (осознанное слушание звуков природы) упражнение «Громче, тише») | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Чудесное дерево»(игры с массажными мячами, рисование контура дерева пальчиками на влажном песке) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Составление изображений объектов», «Сложи рыбку» с использованием геометрических фигур | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Моя ладонь»Цель: стимуляция самопознания, формирование представлений о своей индивидуальности, неповторимостиИгра «Магазин подарков»Цель: развитие эмпатии | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Восприятие вкуса и запаха (упражнение на осознание ощущений, экспериментирование) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «магазин одежды»(игры с неотточеным карандашом, массажными мячами, рисование деталей одежды на песке, игры с пуговицами) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Как вытянуть репку» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Игра «Кукла Маша» | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Игрушки для зверят»Цель: учим детей находить одинаковые предметы. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Морозные узоры»(рисование узоров на песке) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Волшебные очки», «Раздели на группы» Цель: нахождение общего между заданными предметами и явлениями | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны»Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвиженияИгра «Кто Я?» | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнения: «Подбери правильно», «Посмотри и запомни» | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Снежинка» (выкладывание снежинки с помощью шерстяных ниток по готовому силуэту) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Цель: развитие фантазииУпражнение «Дети на прогулке» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны»Игра «Два ослика» | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнение: «Найди нужную фигуру» | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Три краски»Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Игра «Синьоры»Цель: развития умения различать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Дорисуй так, как ты хочешь» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Упражнение «Два друга»Цель: развитие способности к сопереживанию | 1 | |
май | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Превращения»Цель: научить создавать образы через опредмечивание условных символов | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игра «Урок мудрости»Цель: развить способность понимать разных людей | 1 | |
итого | 36часов |
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет
2 год обучения
Месяц | Название деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Кто спрятался». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.2. «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. |
1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Здравствуй песок»(Приветствие, пропускание песка через сито) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке и учить детей создавать целостный образ на основе геометрических формУпражнение «Двойное изображение», «Забавы с геометрическими фигурами» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Хвастун»Цель: обогащение представлений о правилах культурного поведенияИгра «Клубочек», «Печем пирог» | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. |
1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Следы на снегу» (выдавлмвание следов домашних животных на снегу, игры с массажными мячами) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Кляксы»Цель: учить создавать образ | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Лгун»Рисование «Мой друг»Цель: развитие эмпатии | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.2. «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Новый год» (рисование на песке с помощью массажных мячиков елочных игрушек) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Измени сказку», «Про девочку Машу»Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием реконструкции | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Забияка»Упражнение «Уговори отдать тебе игрушку» | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.2. «На кухне». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. |
1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Игра «Художник в зоопарке»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Драчун»Этическая беседа «как себя вести на улице» | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Парные картинки». Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет.2. «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. |
1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Игра «Портрет из пуговиц»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игровое упражнение «Мимическая гимнастика»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия. |
1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Бусы для мамы» (изготовление бус из макарон, пуговиц и бусин) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Гигантский цветок»Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игра «Магазин зеркал»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие.2. «Деревенский дворик». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. |
1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5, С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Помоги героям»Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй! Я рад тебя видеть»Этическая беседа «Что такое дружба» | 1 | |
май | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать концентрацию внимания.2. «Построй по росту». Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте. |
1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Что в мешке у гнома»Цель: научить соотносить абстрактные предметы по форме. | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Решение проблемных ситуаций «Я среди друзей» | 1 | |
итого | 36часов |
Список литературы:
1. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. -М: Махаон,2007.
2. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. -М.: Махаон,2007.
3. Котова Е.В. 244 упражнений для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. -Ростов н/Д: Феникс,2010.
4. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. -М: ТЦ Сфера,2010.
5. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
6. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. -М: Линка-Пресс, 2009.
7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
10. Щедрова Е.А. Развитие одаренных детей.-Волгоград:Учитель, 2010.
11. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. -М: Линка-Пресс,2006.
dohcolonoc.ru