Признаки гласных звуков и их характеристика
— На доске написаны слова.Прочитайте их и соедините с карточками, чтобы слово соответствовало картинке:
диван стул кресло стол
— Какому слову нет картинки? (стул)
— Каким одним словом можно объединить эти слова? (мебель)
4. Знакомство с новым материалом. Признаки гласных звуков.
— Что вы знаете про гласные звуки?
(Произносятся голосом. При произношении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
Характеристика гласных.
— Назовите гласные первого ряда.
А О У Ы Э
— Что они обозначают? ( Обозначают твердость согласных звуков.)
— Доказываем. Читаем слоги — слияния.
со ма ло ды ну пы нэ
— Каким кружком обозначается согласный, а каким гласный в этом случае?
Возьмите из корзиночки кружки. Покажите.
(согласный – синим кружком, гласный – гласным кружком)
— Назови гласные второго ряда.
Я Е Ю И Е
— Что они обозначают?( Обозначают мягкость согласных звуков.)
— Какими кружками будем обозначать в этом случае согласный и гласный?
( согласный – зеленый, гласный – красный )
— Покажите кружки.
— Читаем слоги – слияния.
СЯ ВЕ ЛЮ НЕ ДИ МИ РЮ ТЯ
— Звуки Я Е Ю Е не только обозначают мягкость, но и дают два звука, когда стоят после гласных, в начале слова и после Ь, Ъ.
— Читаем слова на доске.
юла елка вьюга якорь
ем боец семья юбка
— Какие два звука мы слышим при произношении: Я, Ю, Е, Е?( я — йа, е — йэ, ю — йу, е — йо)
Физкультминутка.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче!
Станешь крепче и сильней!
( Вместе с педагогом дети, стоя у своих парт, поднимают руки вверх, в стороны, маршируют. Текст педагог проговаривает 2-3 раза)
6. Закрепление изученного материала.
а) – На доске карточки с картинками, к словам которых я составила схемы. Ваша зачада проверить, правильны ли они. Если нет – поправьте и объясните почему.
Нож ОО
Стул ООО
Диван ООООО
— Назовите слог – слияние с твердым согласным, с мягким.
( При разборе схем к словам, учитель обозначает слоги – слияния дугой, чтобы детям легче было выполнить задание)
б) — Возьмите корзиночки с сигнальными кружками.
Составьте схемы к словам:
м а к м е л
Назовите слог-слияние в первом слове.
— Какой звук согласный, каким кружком его обозначили?
— Почему?
— Назовите слог слияние во втором слове.
— А здесь согласный какой?
— Каким кружком его надо обозначить?
— Почему?
— Нарисуйте цветными карандашами эти схемы в тетради.
8. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Для чего нам нужны знания о гласных?
Рефлексия. Учитель благодарит детей за работу на уроке.
Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Вопросы к общественному смотру знаний по русскому языку в 4 классе
Русский язык.
1. Что такое предложение?
Предложение – это слово или группа слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль (сообщение, вопрос или побуждение).
2. Виды предложений по интонации и цели высказывания.
Предложения бывают различны по интонации и по цели высказывания.
По интонации – восклицательное, невосклицательное.
По цели высказывания – повествовательное ( о чём-то рассказывает), вопросительное (спрашивает), побудительное ( побуждает к действию).
Пример:
Мама пришла. ( повествовательное, невосклицательное)
Мама пришла! ( повествовательное, восклицательное)
Кто разбил чашку? (вопросительное, невосклицательное)
Кто разбил чашку?! (вопросительное, восклицательное)
Подойди сюда. (побудительное, невосклицательное)
Подойди сюда! (побудительное, восклицательное)
3. Знаки препинания в конце предложений.
Точка (.) ставится в конце предложения, в котором о чём-либо сообщается, повествуется.
Из леса выскочил заяц.
Вопросительный знак (?) ставится в конце предложения, в котором содержится вопрос.
Кто выскочил из леса?
Восклицательный знак (!) ставится в конце предложения, в котором выражены какие- либо чувства: радость, восторг, удивление, приказ, побуждение к действию и другие.
Из леса выскочил заяц!
4. Что такое текст?
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой.
5. Какие бывают тексты?
Виды текстов | ||
повествование | описание | рассуждение |
6. Что такое алфавит?
Алфавит – это совокупность букв, расположенных в строго определённом порядке. (рассказать алфавит)
В русском языке 33 буквы.
Из них 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые звуков не обозначают, — Ъ и Ь.
7. Сколько в русском языке гласных букв, звуков? Перечисли их.
В русском языке 10 гласных букв.
5 гласных первого ряда, которые показывают твёрдость предшествующего согласного: А, О, У, Э, Ы (лук),
и 5 гласных второго ряда, которые показывают мягкость предшествующего согласного: Я, Ё, Ю, Е, И (люк).
В русском языке 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы].
8. Признаки гласных звуков. Какие гласные могут обозначать два звука и в каких случаях?
Признаки гласных звуков:
1. Произносятся с голосом.
2. При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.
3. Гласные образуют слог.
Сколько в слове гласных, столько в слове и слогов.
Йотированные буквы Я, Е, Ё, Ю в начале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ обозначают по 2 звука: Я-[й а], Ю-[й у], Ё-[й о], Е-[й э].
9. Характеристика согласных звуков. В каком случае согласная буква обозначает мягкий звук, а в каких- твёрдый?
Признаки согласных звуков:
1. Произносятся с шумом.
2. При произнесении согласных звуков воздух , выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ.
3. Согласные звуки не образуют слог.
Согласный звук может быть твёрдым или мягким.
В русском языке 21 согласная буква и 43 согласных звука.
Звуков больше, так как большинство согласных могут обозначать по 2 звука – твёрдый и мягкий. Существуют согласные исключения.
Всегда мягкие звуки дают согласные буквы Ч, Щ, Й, а всегда твёрдые – Ж, Ш, Ц.
Согласные делятся на 3 подгруппы:
Всегда звонкие (сонорные): Л, М, Н, Р, Й;
Парные по глухости – звонкости: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С;
Всегда глухие: Х, Ц, Ч, Щ.
Согласная буква С
| |
твёрдый звук | мягкий звук |
1. после согласной стоит: А, О, У, Ы, Э | 1. после согласной стоит: Я, Ё, Ю, И, Е |
2. конец слова, другая согласная | 2. после согласной стоит: Ь |
3. Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц | 3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ |
10. Значимые части слова. Их характеристика.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. |
Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными или однокоренными. |
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки пишутся слитно со словами. Приставки, которые пишутся с буквой О: со-, про-, во-, до-, о-, об-, обо-, по-, под-, подо-, от-, ото-. Приставки, которые пишутся с буквой А: за-, на-, над-. Приставка па- пишется в словах: пасынок, падчерица, паводок. Приставка пра- пишется в словах: правнук, правнучка, прадедушка, прабабушка. |
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
11. Окончание и основа слова. Их характеристика.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. |
Основа – это всё слово без окончания. |
12. Порядок разбора слова по составу.
Разобрать слово по составу – значит найти и выделить основу и все значимые части этого слова: окончание, корень, приставку и суффикс.
1. Окончание
Измени форму слова. Найди изменяемую часть. Это окончание.
Подводный – подводная, подводное, подводные
2.Основа
Выдели основу, то есть часть слова без окончания.
Подводный
3. Корень.
Подбери 2-3 однокоренных слова, сравни их и выдели общую часть.
Подводный, вода, водный.
4. Приставка
Выдели часть слова, которая находится перед корнем (если она есть). Это приставка.
Подводный
5. Суффикс
Выдели часть слова, которая находится за корнем(если она есть).
Это суффикс.
Подводный
13. Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова?
Проверяемые безударные гласные.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: вода – вОдный, вОды.
Вот некоторые способы изменения слов.
● Поставить слово в единственное число.
Например: моря – мОре.
● Поставить слово во множественное число.
Например: стена – стЕны.
● Назвать слово ласково ( с помощью суффиксов –ушк-, -к-).
Например: трава – трАвушка, трАвка.
● Задать вопросы что делает? что делать?
Например: плескать – (что делает?) – плЕщет, выбрал – (что делать?) – брАть.
● Задать вопрос что?
Например: трещать – (что?) трЕск.
● Бывает, что проверочное слово состоит из одного корня.
Например: домишко – дОм, котёнок – кОт.
14. Орфограмма «Проверяемые согласные в середине слова и на конце?
Существуют парные согласные по глухости – звонкости:
Б | В | Г | Д | Ж | З |
П | Ф | К | Т | Ш | С |
Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная Н. Например: гриб – грибок, грибной сказка – сказочка Вот некоторые способы проверки парных согласных . ♦ К любому слову можно подставить предлог ( без, о, к ) или слово НЕТ. Например: плов – без плова, нет плова, сказка – нет сказок, булавка – нет булавок. ♦ Поставить слово во множественное число. Например: гриб – грибы. ♦ Назвать слово ласково ( с помощью суффиксов –очек-, -ок-, -ик-, -ушк- и т.д.) Например: краб – крабик, дед – дедушка. книжка – книжечка, дорожка – дороженька, указка – указочка. ♦ Задать вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Например: залез – (что делать?) залезать, указка (что делать?) указывать ♦ Задать вопрос КАКОЙ? Например: луг – (какой?) луговой, кровь – кровный. ♦ Изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла сонорная согласная Н. Например: гриб – грибной, гараж – гаражный |
15. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».
В некоторых словах согласные Т,Д,Л,В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.
Честный – честь
Звёздный – звезда
Солнце – солнышко
Здравствуй – здоровье
Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно
В словах «вкусный», «интересный»
В словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.
16. Орфограмма «Буквосочетания ЧК,ЧН,НЧ,ЩН».
Сочетания чк, чн, рч, рщ, нщ, нч, ст, зд, сн, зн, нт пишутся без мягкого знака.
Ночка, печник, ларчик, сварщик, каменщик, бубенчик, вести, гвозди, песня, разница, бантик.
17. Орфограммы «Разделительный Ь» и «Разделительный Ъ».
Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне слова после согласной перед гласными: Е,Ё,Ю,Я,И.
Ущелье, вороньё, соловьи, болью, обезьяна
Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е,Ё,Ю,Я, а также в некоторых словах иностранного происхождения.
Объект, объём, объятия, подъезд, подъём, адъютант.
18. Орфограмма «Буквы А,У, И после шипящих».
Ча — Ща пиши с буквой А. (чайка, дача, роща, чаща)
Чу – Щу пиши с буквой У. (чудо, кричу, щука, тащу)
Жи – Ши пиши с буквой И. (жить, ужи, ширма, камыши)
19. Что такое приставка, предлог? Как отличить приставку от предлога?
Приставка – это часть слова. Приставки пишутся со словами слитно.
Например:
сошёл, прошёл, вошёл, дошёл, обошёл, подошёл, отошёл.
Предлог – это отдельное слово. Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у, около, перед …) пишутся с другими словами раздельно. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
Например:
по траве – по зелёной траве
в магазин – в хлебный магазин
Перед глаголом предлогов не бывает.
Например: добежал, уехал.
20. Перечислить части речи.
Слова в русском языке делятся на большие группы – части речи.
Всего в русском языке 10 частей речи: 6 самостоятельных(имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие), 3 служебные (предлог, союз, частица) и междометие.
21. Какие члены предложения называются однородными?
Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.
Пример: Журавли, утки, гуси и лебеди осенью улетают.
Однородными могут быть и главные члены предложения и второстепенные.
Пример: Маша пела и плясала.
Ира и Юля пели.
Девочки собирали цветы и ягоды.
Однородные члены связаны
союзами И, ИЛИ, ДА в значении И (запятая не ставится) Мы поедем на электричке или на автобусе. | союзами А,НО, ДА в значении НО (запятая ставится) Солнце светит, но не греет. | интонацией перечисления (запятая ставится) На лугу цвели ромашки, васильки. |
22. Постановка запятой в предложениях с однородными членами.
Запятая ставится
· если между однородными членами нет союзов.
Журавли, скворцы, ласточки – перелётные птицы.
· если однородные члены соединены союзом А или НО.
И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.
· если однородные члены соединены повторяющимися союзами И.
Воздух наполнился ароматом и берёзы, и тополя, и черники.
Запятая не ставится
если однородные члены соединены неповторяющимися союзами И.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
23. Что такое имя существительное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?
Имя существительное – это часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?
Обозначает:
1. конкретные предметы (дверь, окно)
2. живые существа (человек, птица, зверь)
3. явления природы (слякоть, снег, ветер)
4. события(война, революция)
5. процесс, действия(стрельба, рост)
6. абстрактные понятия(доброта, дружба)
24. Имена существительные собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые.
Существительные бывают собственные и нарицательные. Собственные – фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, названия книг, журналов, газет. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Нарицательные – названия предметов, явлений и др.
Существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Одушевлённые отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа.
Неодушевлённые отвечают на вопрос что?
25. Род и число имён существительных.
Род – постоянный признак имени существительного. По родам существительные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ!
Существительные бывают трёх родов:
Мужской род (он, мой) – автомобиль, месяц, юноша, картофель
Женский род (она, моя) – морковь, фамилия, весна, луна
Средний род (оно, моё) – имя, варенье, задание, пальто
Имена существительные изменяются по числам:
Единственное число | Множественное число |
Обозначает один предмет | Обозначает несколько предметов |
письмо, ребёнок | письма, дети |
Некоторые существительные употребляются только в единственном числе: молоко, доброта, Казань, пение, молодёжь, Франция. | Некоторые существительные употребляются только во множественном числе: очки, сани, именины, ворота, Альпы. |
26. Как изменяются имена существительные?
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
(см. вопрос 25 и 27).
27. Падежи. Склонение имён существительных.
Изменение существительных по падежам называется склонением. Падеж определяют по вопросам.
Падежи | Падежные вопросы | |
одушевлённые существительные | неодушевлённые существительные | |
Именительный (есть) | кто? | что? |
Родительный (нет) | кого? | чего? |
Дательный (дать) | кому? | чему? |
Винительный (вижу) | кого? | что? |
Творительный (доволен) | кем? | чем? |
Предложный (думаю) | о ком? | о чём? |
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам – склонениям.
К I склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в именительном падеже единственного числа.
линейка, земля, мама, дядя
К II склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о,-е в именительном падеже единственного числа.
урок, день, зеркало, поле
К III склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
метель, морковь, вещь, дочь
28. Каким членом предложения может быть имя существительное? Привести примеры.
В предложении существительное может быть:
подлежащим
дополнением
обстоятельством
29. Написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими на конце.
После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода не пишется.
Ночь (ж.р.), тишь (ж.р.), камыш (м.р.), луч( м.р.)
30. Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении.
Слова-помощники для проверки:
I скл. луна земля | II скл. конь окно | III скл. печь степь |
По травке (по луне), на взлёте (на коне), у проруби (у степи).
Или
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительного в нужном падеже:
I скл. | II скл. | III скл. | |
Р.п. | -и | -и | |
Д.п. | -е | -е | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
31. Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
синий, папин (шарф)
тёплая, мамина (кофта)
медвежье (логово)
32. Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
33. Род и число имени прилагательного.
Род прилагательного определяют по роду существительного, с которым оно связано.
мужской род | женский род | средний род |
какой? –ой, -ый,-ий дорогой, тёплый, синий шарф. | какая? -ая, -яя стильная, синяя юбка | какое? -ое, -ее низкое, синее небо |
Прилагательные изменяются по числам. Прилагательные в
единственном числе изменяются по родам.
Прилагательные во множественном числе рода не имеют.
единственное число | множественное число |
деревянный стол (м.р.) весенняя гроза (ж.р.) зелёное дерево (ср.р.) | деревянные столы весенние грозы зелёные деревья |
34. Начальная форма имени прилагательного.
Начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа мужского рода единственного числа.(И.п., м.р., вопрос КАКОЙ?)
35. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные, с которыми они связаны.
36. Каким членом предложения может быть имя прилагательное? Привести примеры.
В предложении прилагательное чаще всего бывает определением.
37. Как проверить безударные окончания в именах прилагательных?
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание прилагательного, нужно:
1. определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится это имя прилагательное.
2. вспомнить, какое окончание пишется у имён прилагательных в этом роде и падеже, и написать его.
3. подобрать имя прилагательное в том же роде и падеже , но с ударным окончанием.
4. проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает это имя прилагательное.
В небе (каком?) безоблачном ( голубом)
38. Что такое местоимение? Что оно обозначает?
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения.
39. Начальная форма личного местоимения.
Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа единственного числа. (И.п., ед. ч.)
40. Лицо и число личных местоимений.
Личные местоимения имеют 3 лица и 2 числа:
I лицо – я, мы
II лицо – ты, вы
III лицо – он, она, оно, они
41. Как изменяются местоимения?
Изменяются местоимения по падежам – склоняются.
И.п. | я | ты | он | она | оно | мы | вы | они |
Р.п. | меня | тебя | его | её | его | нас | вас | их |
Д.п. | мне | тебе | ему | ей | ему | нам | вам | им |
В.п. | меня | тебя | его | её | его | нас | вас | их |
Т.п. | мной | тобой | им | ей, ею | им | нами | вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нём | о нас | о вас | о них |
42. Правописание местоимений с предлогами.
Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.
К нам, о вас, от меня, обо мне, перед тобой, с ней.
43. Каким членом предложения может быть местоимение? Привести примеры.
Личные местоимения в форме именительного падежа в предложении являются подлежащим.
Я в задумчивости шёл по парку.
Личные местоимения в косвенных падежах выступают второстепенными членами предложения.
У меня была интересная книга.
К нам пришли друзья.
44. Что такое глагол? Что он обозначает? На какие вопросы отвечает?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал?
45. Неопределённая форма глаголов.
Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме.
Это начальная форма глагола. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Что делать? учить
Что сделать? Выучить
46. Времена глаголов.
Глаголы изменяются по временам:
Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи (что делаю? говорю, смотрю)
Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи ( что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить)
Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи (что делал? что сделал? говорил, сказал)
47. Спряжение глаголов.
Изменение глаголов настоящего и будущего времени пол лицам и числам называется спряжением.
По личным окончаниям глаголы делятся на два группы: глаголы
I спряжения и глаголы II спряжения.
Ко II спряжению относятся:
— все глаголы, оканчивающиеся на – ить, кроме брить, стелить;
— 7 глаголов, оканчивающихся на – еть:
терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, видеть.
— 4 глагола, оканчивающиеся на -ать:
слышать, дышать, держать, гнать.
Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к I спряжению.
48. Как изменяются глаголы?
Глаголы изменяются по временам:
Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи (что делаю? говорю, смотрю)
Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи ( что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить)
Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи (что делал? что сделал? говорил, сказал)
Глаголы изменяются по лицам:
I лицо – я, мы (говорю, говорим)
II лицо – ты, вы (говоришь, говорите)
III лицо – он, она, оно, они (говорит, говорят)
Глаголы изменяются по числам:
Единственное число – смотрит
Множественное число – смотрят
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам:
Мужской род – он (смотрел)
Женский род – она (смотрела)
Средний род -оно (смотрело)
Изменение глаголов настоящего и будущего времени пол лицам и числам называется спряжением.
49. Каким членом предложения может быть глагол? Привести примеры.
В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми.
Гроза прошла.
50. Как проверить безударные личные окончания глаголов? Орфограмма «Буквы Е –И в окончаниях глаголов».
Чтобы определить, какую гласную букву писать в личном окончании глагола, нужно:
1. поставить глагол в неопределённую форму;
2. выделить глагольный суффикс, который стоит перед суффиксом –ТЬ:
Решать, любить
3. по глагольному суффиксу определить спряжение глагола:
Решать(I спр.), любить(II спр.)
4. вспомнить личные окончания глаголов этого спряжения и написать нужную гласную в окончании:
Решаешь, любишь
51. Глаголы – исключения.
К I спряжению относятся 2 глагола – исключения: брить, стелить. | Ко II спряжению относятся 4 глагола – исключения на – ать и 7 глаголов – исключений на – еть: гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть. |
52. Написание — тся, -ться в глаголах.
Ь пишется | Ь не пишется |
у глаголов в неопределённой форме кататься, смеяться | У глаголов 3-го лица (он) катается, (они) смеются |
Чтобы не ошибаться в написании –тся и –ться, нужно ставит к глаголам вопросы:
Что делать? смеяться
Что делает? смеётся.
Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он пишется и в глаголе.
Если в вопросе мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он не пишется.
53. Орфограмма « Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа».
Ь пишется | |
В неопределённой форме глаголов после шипящих | беречь, стеречь, сжечь |
В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих | пишешь, читаешь, играешь, смотришь, говоришь. |
54. Орфограмма «Написание частицы не с глаголом».
Не с глаголом пишется раздельно.
Не был, не говорил.
55. Возвратные глаголы.
Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными.
хвалить – хвалиться
спасти – спастись
Суффикс –ся пишется после согласных и после мягкого знака (Ь):
гордился, старается, смеяться, удивляться
Суффикс –сь пишется после гласных:
горжусь, стараюсь, смеюсь, удивляюсь
Признаки гласных звуков и их характеристика
— На доске написаны слова.Прочитайте их и соедините с карточками, чтобы слово соответствовало картинке:
диван стул кресло стол
— Какому слову нет картинки? (стул)
— Каким одним словом можно объединить эти слова? (мебель)
4. Знакомство с новым материалом. Признаки гласных звуков.
— Что вы знаете про гласные звуки?
(Произносятся голосом. При произношении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
Характеристика гласных.
— Назовите гласные первого ряда.
А О У Ы Э
— Что они обозначают? ( Обозначают твердость согласных звуков.)
— Доказываем. Читаем слоги — слияния.
со ма ло ды ну пы нэ
— Каким кружком обозначается согласный, а каким гласный в этом случае?
Возьмите из корзиночки кружки. Покажите.
(согласный – синим кружком, гласный – гласным кружком)
— Назови гласные второго ряда.
Я Е Ю И Е
— Что они обозначают?( Обозначают мягкость согласных звуков.)
— Какими кружками будем обозначать в этом случае согласный и гласный?
( согласный – зеленый, гласный – красный )
— Покажите кружки.
— Читаем слоги – слияния.
СЯ ВЕ ЛЮ НЕ ДИ МИ РЮ ТЯ
— Звуки Я Е Ю Е не только обозначают мягкость, но и дают два звука, когда стоят после гласных, в начале слова и после Ь, Ъ.
— Читаем слова на доске.
юла елка вьюга якорь
ем боец семья юбка
— Какие два звука мы слышим при произношении: Я, Ю, Е, Е?( я — йа, е — йэ, ю — йу, е — йо)
Физкультминутка.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче!
Станешь крепче и сильней!
( Вместе с педагогом дети, стоя у своих парт, поднимают руки вверх, в стороны, маршируют. Текст педагог проговаривает 2-3 раза)
6. Закрепление изученного материала.
а) – На доске карточки с картинками, к словам которых я составила схемы. Ваша зачада проверить, правильны ли они. Если нет – поправьте и объясните почему.
Нож ОО
Стул ООО
Диван ООООО
— Назовите слог – слияние с твердым согласным, с мягким.
( При разборе схем к словам, учитель обозначает слоги – слияния дугой, чтобы детям легче было выполнить задание)
б) — Возьмите корзиночки с сигнальными кружками.
Составьте схемы к словам:
м а к м е л
Назовите слог-слияние в первом слове.
— Какой звук согласный, каким кружком его обозначили?
— Почему?
— Назовите слог слияние во втором слове.
— А здесь согласный какой?
— Каким кружком его надо обозначить?
— Почему?
— Нарисуйте цветными карандашами эти схемы в тетради.
8. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Для чего нам нужны знания о гласных?
Рефлексия. Учитель благодарит детей за работу на уроке.
Гласные звуки в русском языке
Автор Клинова М.Ю. На чтение 10 мин. Просмотров 392 Опубликовано Обновлено
Связная, членораздельная и понятная речь невообразима без использования гласных звуков. Несмотря на то, что в русском языке их всего 6, они отличаются большим разнообразием характеристик и дают представление об универсальных законах звукообразования, изучаемых фонетикой.
Гласность звуков
Гласные представляют собой тип звуков, во время произнесения которых поток воздуха, проходя через гортань или носовую полость, не встречает препятствий. Голосовые связки колеблются воздушной струей. В этот момент они напряжены и сдвинуты.
СПРАВКА! Иногда гласные называют “ртораскрывателями”, так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных – “ртосмыкателей”, ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.
Дифференциация гласных достигается благодаря изменению формы резонатора. Это может быть смена положения тела или корня языка, губ. В языках народов мира также возможна носовая артикуляция и фонация.
Системы гласных
Система гласных называется вокализмом (vokalis в переводе с латинского означает “голосовой”).
В русском языке используются 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [и], [ы], [у]).
Гласные являются слогообразующими, то есть количество слогов в слове равно количеству гласных звуков в нем.
Образование гласных звуков
Любой звук начинается с выхода воздуха из легких, затем он направляется в гортань и выдыхается через рот или нос.
Когда мы произносим гласные звуки, колеблются наши голосовые связки в гортани – две мягкие складки мышц. В режиме обычного дыхания этот орган находится в расслабленном состоянии. Если же связки натягиваются и сближаются, образуя между собой узкую щель, поток воздуха вызывает колебания.
Затем образованная голосом воздушная струя свободно и беспрепятственно проходит через ротовую полость. Таким образом, гласный звук имеет тон, но в нем нет шума.
Специфика звучания отдельно взятого гласного меняется в зависимости от положения языка и губ, то есть от артикуляции.
СПРАВКА! Артикуляция – это движения произносительных органов при образовании звуков.
Ударные и безударные гласные звуки
Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.
Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.
СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове “улица”, [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].
Редукция не одинакова для разных звуков. Она также прямо пропорциональна темпу речи: чем быстрее речь, тем значительней редукция.
Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.
Йотированные гласные звуки
Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] – я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.
Фонетический разбор гласного звука
Фонетический разбор предполагает составление транскрипции слов и фонетическую характеристику звука. Для записи транскрипции и фонемы используют квадратные скобки, долгие гласные обозначают при помощи двоеточия, на мягкость согласного указывает апостроф после него.
Различительные признаки гласных
Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.
Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.
Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).
СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.
Подъём
Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:
- верхним – спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
- Средне-верхним – язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
- Средне-нижним – звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
- Нижним – язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]
ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.
Ряд
Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:
- передним – язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
- средним – язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
- задним – тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют “темными”.
ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.
Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.
Огубленность (лабиализация)
Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].
СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.
Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.
Назализация
В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.
Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.
Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.
СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.
Фонация
Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.
Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:
- В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
- Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.
Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).
Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:
- скрипучего голоса (вьетнамский),
- глухих гласных (японский).
Положение корня языка
На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:
- выдвинутое вперёд,
- отодвинутое назад.
СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)
Дополнительные артикуляции
Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.
К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.
Эризация
Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию
При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.
«Напряжённость»
В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:
- «напряжённые» или кардинальные гласные,
- «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.
СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.
Долгота
Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]
В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).
ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.
Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]
Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).
Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:
- live — leave,
- dock — dork,
- bins — beans,
- ship — sheep.
Шва
Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].
Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].
СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].
Акустика
Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:
- частоту, которая определяет высоту звука;
- амплитуду, отвечающую за его силу;
- сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.
Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:
- все – вокальные, так как образованы тоном;
- все – неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
- все – непрерывные;
- гласные переднего ряда ([э], [и]) – высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) – низкие;
- гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) – компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) – диффузные;
- огубленные гласные [о], [у] – бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] – небемольные.
Фонология
Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.
Если принять гласный звук за фонему – единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, – то очевидны его функции:
- выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
- нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
- определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.
Дифтонги и трифтонги
В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:
- монофтонги,
- дифтонги,
- трифтонги.
Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).
СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога – последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.
Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.
Например: “пою” [пой’у] или “юла” [й’ула], где [й’y] – восходящий дифтонг; но в слове “любовь” [л’убоф’] дифтонга нет.
Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие – выражены только как артикуляционные дефекты.
Признаки гласных звуков
В русском языке имеются гласные и согласные звуки. При этом они не всегда соответствуют буквам. Ведь буквы имеют отношение к письменной речи, а звуки являются результатом произношения букв. Особенностями устной речи и объясняется несоответствие букв и звуков.
Вместе с тем, гласные звуки соотносятся с гласными буквами. Они не могут быть образованы согласными буквами. Действует и обратное правило, по которому согласные звуки образовывается от согласных букв.
Назвать признаки гласных звуков
Признаки гласных звуков представляют собой отличия, по которым гласные звуки отделяются от согласных звуков. Чтобы не ошибиться, следует перечислить такие признаки более подробно:
- все заключается в особенностях произношения. Именно произношение является главным и единственным критерием отнесения звуков к той или иной группе. Так, при произнесении гласных звуков отсутствует шум. То есть, человек использует только голос. Поэтому, звук получается более звонкий и мягкий;
- гласные звуки можно пропеть, меняя интонацию. Указанные звуки могут долго звучать. Все зависит от дыхательных возможностей человека. Этого нельзя сказать о согласных звуков. Их можно только долго произносить. Но менять интонацию никак не получится;
- при произнесении гласных звуков, голос свободно выходит изо рта. Ему ничего препятствует. Между тем, при произнесении согласных звуков они воспроизводятся при помощи языка, неба. Поэтому, свободному выходу согласных звуков всегда что-то препятствует. Поэтому, их невозможно пропеть с изменением интонации.
Таким образом, гласные звуки отличаются свободным звучанием. Более того, их можно пропеть, они слышатся очень звонко и четко.
Какие гласные звуки имеются
В русском языке имеется шесть гласных звуков. Это звуки «а, о, у, э, и, ы». При этом гласных букв всего 10. Дело в том, что при произношении некоторые гласные буквы звучат иначе, чем пишутся. То есть, они представляют собой один звук. Следовательно, несколько букв могут создавать всего один звук. Например, буквы «е, ё, э» создают звук «э» или «о».
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил.
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет. Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет. Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце –пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал». Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные. Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре. Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
1. |
Обманчивые буквы и звуки
Сложность: среднее | 3 |
2. |
Сколько слогов в словах?
Сложность: среднее | 6 |
3. |
Про ленивый звук [й’]
Сложность: среднее |
4 |
4. |
Буквы е, ё, ю, я
Сложность: среднее |
8 |
5. |
О том, как одна буква меняет слово
Сложность: среднее |
3 |
6. |
Загадки о буквах
Сложность: среднее |
6 |
7. |
Сколько в слове букв? Звуков?
Сложность: сложное |
7 |
Удобное руководство по долгим гласным звукам (+ 5 бесплатных загрузок)
При обучении чтению и правописанию рекомендуется иметь общий обзор долгих гласных звуков. Давайте нырнем!
Долгая гласная — это гласная, которая произносится так же, как ее имя. Например, слово emu начинается с длинного звука E.
Выглядит довольно просто, правда? Но знаете ли вы, что долгие гласные звуки можно произносить четырьмя разными способами и что каждый из них следует определенной схеме написания?
Приведенный ниже обзор поможет вам увидеть общую картину долгих гласных звуков в процессе обучения чтению и правописанию.Читайте дальше, чтобы узнать об этих полезных шаблонах!
Четыре способа образования долгих гласных
Гласная в конце слога может быть долгой.
В слове мы , как и в We love emus , гласная E стоит в конце слога и означает длинную E. В этих словах гласная в конце слога является длинной: hero, hi, музыка .
Silent E может удлинить предыдущую гласную.
В слове cute , как и в Emus are cute , длинный звук U образуется путем добавления Silent E в конце слова.Вот еще слова, в которых Silent E удлиняет предыдущую гласную: tape, shine, code .
Команды гласных могут произносить долгие гласные.
Команды гласных — это две гласные, которые вместе образуют один звук. Например, в слове есть , как в Эму есть семена , команда гласных EA произносит долгое E. В этих словах есть группы гласных, которые издают длинный гласный звук: почта, овца, мыло .
I или O могут быть длинными, если они стоят перед двумя согласными.
В слове прогулка , как и в Эму отправился на прогулку , буква O стоит перед двумя согласными и произносит свой длинный гласный звук. В этих словах I или O задолго до двух согласных: добрый, золотой, дочерний .
Итак, вот и четыре основных шаблона для написания долгих гласных звуков!
Давайте погрузимся немного глубже
В приведенной ниже таблице показаны наиболее распространенные способы написания долгих гласных звуков.
Нажмите, чтобы загрузить диаграмму для печати!
Видеть все эти варианты написания, собранные в одном месте, поучительно для тех из нас, кто уже хорошо умеет читать и писать.Но я бы рекомендовал использовать таблицу только для справки или со старшим учеником, который уже освоил большинство этих фонограмм. Я бы не рекомендовал перегружать начинающего ученика, обучая этому написанию сразу. Вместо этого обучайте студентов этим базовым шаблонам постепенно, по одному.
Упражнения по обучению долгим гласным звукам
Вам интересно узнать, как мы обучаем четырем образцам долгих гласных в All About Reading и All About Spelling ? Вот образец, который вы можете скачать и наслаждаться!
Практический результат обучения долгим гласным звукам
Когда дело доходит до обучения долгим гласным звукам, следует помнить следующее:
- Длинные гласные звуки можно записать четырьмя различными способами, каждый из которых следует определенной схеме.
- Обучайте учащихся этим базовым схемам постепенно, по одному.
- Держите это весело! Используйте множество интересных заданий, чтобы помочь учащемуся выучить четыре модели образования долгих гласных звуков.
Все о чтении и Все о правописании проведет вас и вашего ученика через все шаги, необходимые, чтобы помочь вашему ученику научиться читать и писать. Программы мультисенсорные, мотивирующие и укомплектованы всем необходимым.И если вам когда-нибудь понадобится рука помощи, мы здесь для вас.
Что вы думаете об обучении долгим гласным звукам? У вас есть чем еще поделиться? Позвольте мне знать в комментариях ниже!
.Прозвучание коротких гласных слов {CVC Unfold and Blend}
Часто детям сложно произносить короткие гласные слова. Даже если в словах всего три буквы (также известные как слова CVC), это может быть очень трудоемко. Иногда это происходит потому, что они еще не готовы к разработке. В других случаях им просто нужно немного практики. В других случаях необходимы дополнительные приемы, о которых вы можете прочитать в нашей публикации Helping Kids Sound Out Words .
МБуг {age 4} знает все свои буквы и звуки, но угадывает многие слова CVC вместо использования буквенных звуков.Я сделал эти складные полоски со словами, чтобы помочь ей понять, как она может начать произносить короткие гласные слова.
БЕСПЛАТНАЯ загрузка в конце этого поста. Просто нажмите на бирюзовую овальную кнопку.
* Этот пост содержит партнерские ссылки.
Произносить короткие гласные слова
Чтобы подготовить складные полоски CVC, распечатайте нужные короткие гласные. {Для каждой гласной есть 10 полосок.} Если ваш ребенок изо всех сил пытается понять концепцию произнесения и смешивания звуков в словах, я бы сосредоточился только на одной гласной, что мы и сделали.
Распечатайте полоски на картоне. Я не рекомендую использовать копировальную бумагу, потому что вы можете видеть сквозь нее, а не складывать полоски. Вырежьте полоски; затем складывайте полоску на каждой пунктирной линии, пока не будет видна только первая буква, как вы можете видеть на изображении ниже с коротким примером o .
Смоделируйте, как сказать ребенку звук первой буквы. Разверните один раз, а затем произнесите звук второй буквы. Разверните в другой раз и произнесите последнюю букву звука.Смешайте эти звуки вместе. Сначала это может звучать как d-o-g, с разделением между звуками каждой буквы, но затем произнесите их немного быстрее d-o-g, пока не дойдете до dog .
Как только вы соедините слова, разверните еще раз, чтобы открыть изображение и проверить свой ответ. Это MBug, который делает bat с нашими короткими складными полосами и .
Чего я ожидал от этого действия с MBug? Успех и немедленное применение того, как произносить короткие гласные слова в ее чтениях? Точно нет! Честно говоря, как только я снимаю с нее часть ответственности, она немного боролась, особенно со смешением трех звуков.Что я сделал? Я вернулся и смоделировал еще немного. Я сохранил это беззаботно и весело. ВАЖНО важно постоянно «измерять температуру» уровня разочарования вашего ребенка. Всегда будьте готовы оказать дополнительную поддержку.
Моей главной целью здесь было разоблачение. Я хотел, чтобы она увидела, что она может использовать буквенные звуки, чтобы помочь ей произнести эти короткие гласные слова. И я хотел, чтобы он был игривым и сосредоточенным, а не стыдливым вопросом: «Почему ты не можешь просто смешать эти звуки вместе?» Мы будем делать это снова, возможно, много раз, даже используя те же самые короткие гласные звуковые полосы вместе с ползунками слов «Измеренная мама» и уроками семейства слов из Чтение алфавита .
Вам также может понравиться
$ 5.00 В корзину
.