Сложное предложение. 9-й класс
Разделы: Русский язык
Класс: 9
Тема высказываний: «Весна».
Цели урока: Систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.
Ход урока.
I. Словарный диктант.
- Учащиеся записывают слова, объясняя правописание слов.
Преамбула, прерогатива, префектура, менеджер, конфронтация, коллега, дивиденды, дирижёр, абонемент, баррикада, канонада, инцидент, интеллигенция, мажор, баллотироваться, приоритет, валидол, панорама, дефицит, ветеран, вентиляция, наваждение, винегрет, вентиляция, оккупация.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Сложное предложение».
Повторение теоретических сведений.
III. Закрепление практических навыков.
1) Пунктуационный анализ предложений.
- Учащиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске или спроецированных на экран.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, который так прекрасен, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.
Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Главное предложение стоит в начале предложения, первое придаточное изъяснительное, второе- определительное, третье- обстоятельственное степени.
И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.
Сложное предложение с разными видами связи. Первое предложение является главным по отношению ко второму предложению. Второе предложение придаточное обстоятельственное времени, третье и четвёртое предложения бессоюзные.
Солнце припекало уже по-весеннему, и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
Сложносочинённое предложение. Второе предложение осложнено причастными оборотами, которые стоят после главных слов (петухи, сосну) и выделяются запятыми.
2) Комментированное письмо.
- Списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Составить схемы предложений, определить вид сложного предложения. (У каждого учащегося есть распечатанные задания).
1. Вечер тёплый, и такая тишина, что ждёшь чего-то напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. 2.Кто хочет, чтобы в саду у него поселился скворец, пусть скорее готовит ему квартиру. 3. Звуки весны слышны совсем ясно на утренних зорях, пока город ещё не проснулся и грохота на улицах нет. 4. У кого глаза хорошие, приглядевшись, замечают под самыми облаками стаи больших белых птиц с длинными прямыми шеями. 5. Зелёные жители поля почувствовали, что талая вода пробирается к их корешкам, — и очень этому рада. 6. У нас великий праздник: после долгой-долгой-долгой зимы в первый раз показалось солнце! 7. Светлой, приветной весной даже пустыню не назовёшь мёртвой: столько в ней всякой жизни!
3) Цифровой диктант.
- Обозначить цифрами предложения:
Сложноподчинённое с придаточным определительным цифрой 1
Сложноподчинённое с придаточным цели – 2
Бессоюзное сложное предложение – 3
Простое предложение – 4
1. Великое переселение птиц на Родину идёт в строгом порядке. 2. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. 3. Внезапные холода сковывают воды, — птицы умирают от голода и стужи. 4. Множество хищников собирается в это время на Великий морской путь, чтобы поживиться богатой и лёгкой добычей. 5. Ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнёздам.
Ответ: 4 1 3 2 3
4) Творческие задания.
- Из двух простых предложений составить одно сложное, определить его вид.
1. Солнце обогнуло крышу и заглянуло на сосульку. Поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз.
Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени.
2.Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Мне хотелось всё больше быть на улице.
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, так что мне хотелось всё больше быть на улице. Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным следствия.
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, и мне хотелось всё больше быть на улице. Сложносочинённое предложение.
- Выделенные второстепенные члены предложения замените придаточным предложением.
1. Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. (Н.В.Гоголь)
Весна, которую долго задерживал холод, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду.
2. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. (А.И.Куприн)
В густой буйной траве там и сям дрожат бриллианты крупной росы, которые переливаются и вспыхивают разноцветными огнями.
3. Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. Как только лес почует приближение весны, он начинает тихо дышать и пробуждаться ото сна.
- Прибавьте придаточное ко второй части ССП.
1. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. (А.И.Куприн)
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт, который так долго ждали все.
- Составьте предложения, соответствующие характеристикам.
1. Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. (С.Т.Аксаков)
2. Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А.И.Куприн)
3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связью.
Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. (А.И.Куприн)
5) Тренировочные упражнения.
- Каждому учащемуся дан текст с заданиями.
Весна.
(1) На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины.(2) По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. (3) Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.
(4) Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры.(5) В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. (6) С каждым днём прибывало птиц в саду.(7) Забегали между стволами чёрные дрозды — ловкачи ходить пешком…
(8) Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно.
(9) И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила она всех, кто жил в саду, начиная от червяков…
(10) Весь сад слушал молча кукушку. (11) Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньке балкона, — все загадали судьбу.(12) Кукушка куковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями…
(13) Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга.(14) Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенён мокрой листвой.(15) Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… (16) До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья…
(По А.Н.Толстому)
- Найдите бессоюзные сложные предложения и укажите их номера.
Ответ: 1, 4, 5, 14 - Среди предложений № 4-№9 найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 9 - Среди предложений последнего абзаца найдите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 14
- Обобщающее слово стоит при однородных членах предложения
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
- Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий
- Среди предложений № 6-№ 9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным видом связи. Первое придаточное времени, второе — определительное.
Ответ: 8
IV. Итог урока.
V. Разноуровневое домашнее задание.
- уровень. Подберите как можно больше эпитетов к слову весна. Составьте 5 СП, определите вид СП.
- уровень. Выпишите из художественной литературы пять сложных предложений с разными видами связи, составьте их схемы, произведите синтаксический разбор одного предложения (на выбор)
- уровень. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием сложных синтаксических конструкций.
Живительный дождик.
Солнце на восходе показалось и мягко закрылось, пошёл дождь, такой тёплый и живительный для растения, как нам любовь…
Приложение 1
13.06.2011
urok.1sept.ru
Сложное предложение 9 класс — русский язык, уроки
Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа у доски.
Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.
Приветливо шепчутся сосны,
Березы шумят у дороги.
И мы на земле плодоносной
Живем без нужды и тревоги.
Я. Купала
III. Сообщение темы урока. Слово учителя.
Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.
Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:
1. Небо снова все покрылось тучами, посыпался дождь.
(М. Горький.)
2. Покраснела рябина, посинела вода. (С. Есенин.)
3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)
5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)
Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:
– Какие предложения называются сложными?
– На какие группы делятся сложные предложения?
– На какие группы делятся сложные союзные предложения?
– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?
– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?
IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.
Задание. Прочитать материал § 7, 8, 9, 10 и ответить на вопросы:
– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?
– Что показалось трудным?
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 7–10, упр. 46, 47.
kopilkaurokov.ru
Сложное предложение (Упражнения и тест)
Упражнение 1.
Подготовьтесь к чтению вслух (расставьте логические ударения; определите место пауз; вспомните, что является сигналом конца предложения).
Как доказать, что перед нами одно сложное предложение? Запишите его.
В каких случаях вы можете лишь указать место, где нужен знак, но ещё не знаете, как обосновать его выбор?
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Упражнение 2.
Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И. Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации.
О чём мы узнаём из первого сложного предложения дополнительно к содержанию простых, вошедших в его состав? А из второго? Опираясь на проведённые наблюдения, докажите, что содержание сложного предложения богаче содержания составляющих его простых.
I.1) Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули.
II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться.
Упражнение 3.
Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.
1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
Упражнение 4.
Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов.
Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.
1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Упражнение 5.
Придумайте бессоюзные сложные предложения, в которых смысловые отношения между их частями опирались бы на лексические значения таких слов и словосочетаний: плохая погода — несостоявшаяся прогулка; словарь — правописание слов; весна — цветы; жаркая погода — пляж; билет на поезд — командировка
Упражнение 6.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.
Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.
Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.
1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
(К. Паустовский)
Упражнение 7.
Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в нем простые. Начертите схемы 1-го и 3-го предложений.
1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
(По Ю. П. Казакову.)
Упражнение 8.
Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.
Упражнение 9.
Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Составьте схемы сложных предложений. Выполните синтаксический разбор простых предложений.
1) Эпитет «простоватый» ознчал (не)столько умстве(н, нн)ую бедность сколько отсу_ствие … накло(н, нн)остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё(тся, ться) чирок над ним (не)отст_вая падая и примеряясь пр_ворный … сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё(н, нн)ых лучшие места своею … выработкой золотонос(?)-ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну(тся, ться) от … рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)
Упражнение 10.
Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложных предложений. Определите их вид.
Все м_лились о снеге и вот наконец пошли косич(?)ки по небу мороз н_чал сдавать. Ветер опять утих и бл_годатный снег начал медле(н, нн)о опуска(тся, ться) на землю. Радос(?)но смотрели крест(?)яне на п_рхающие в воздухе пушистые снежинки которые опускались на землю. Что(бы) насл_ди(тся, ться) этой к_ртиной я вышел в поле. Чудное зрел_ще открылось глазам моим: всё безгр_ничное пр_странство (во)круг меня предст_вляло вид снежного потока. Мне к_залось буд(то) небеса разверзлись ра(с, сс)ьшались снежным пухом н_полняя весь воздух дв_жением и пор_зительной тиш_ной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сум_рки и пад_ющий снег нач_нал закрывать все предметы и белым мраком од_вал землю. (По С. Аксакову)
Упражнение 11.
Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений.
Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, — она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверх¬ностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел — и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание — так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)
Упражнение 12.
Расставьте знаки препинания. Определите, двусоставной или односоставной является каждая часть сложного предложения, определите тип односоставной предикативной конструкции (безличная, неопределенно-личная и т.п.)
1) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица. (М. Лермонтов.) 2) Сделалось так темно что в каюте и салонах зажгли электричество. (В. Катаев.) 3) Когда я читаю или слышу об ухе с дымком меня непременно посещает одно и то же но очень радостное воспоминание как одноглазый мой дед Павел лупил меня палкой за уху пахнущую дымом потому что она может пахнуть только по причине разгильдяйства. (В. Астафьев.)
Упражнение 13.
Расставьте знаки препинания в сложных предложениях. Найдите предикативные конструкции в сложных предложениях. Найдите слова, которые не позволяют употребить предикативные конструкции как простые предложения.
1) Он вскочил со скамейки и проворно удалился прежде чем Литвинов успел промолвить слово. (И. Тургенев.) 2) …Как только черт спрятал в кармане свой месяц вдруг по всему миру сделалось так темно что не всякий бы нашел дорогу в шинок. (Н. Гоголь.) 3) Я раскаиваться начал что поехал в Сушково но дрогнуло затрепыхалось сердце когда возле одиноко и плоско стоявшего на берегу барака увидел я косматенького уже седого человека. (В. Астафьев.) 4) Когда ночная роса и горный ветер освеж.ли мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассуАно. (М. Лермонтов.)
Тест по теме «Сложное предложение»
1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)
1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное
2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении?
Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)
3. В каком случае дано сложное предложение?
1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
3) Есть терпение, будет и умение.
4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.
4. Какое сложное предложение состоит из трех простых?
1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.
4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.
5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?
1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться.
2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.
3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.
6. Какое предложение является сложносочиненным?
1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.
7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)
2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков)
3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)
4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён. (А.С. Пушкин)
8. Какое предложение является сложноподчиненным?
1) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
2) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
3) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
4) То раздавались удары, то пели колеса.
9. Укажите номера трёх сложноподчиненных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Я уже заметил что на свете помимо лета есть ещё осень зима весна когда из дому можно выходить только изредка. (И.А.Бунин)
2) Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В.Хлебников)
3) Так стоял он загораживая дверь огромный и чёрный и говорил Иисус и громко вторило его словам прерывистое и сильное дыхание Петра. (Л. Андреев)
4) В третьем классе я сказал директору дерзость за которую меня едва не исключили из гимназии. (И. Бунин)
10. Какое предложение является сложным бессоюзным?
1) Я не знаю, будет ли свидание.
2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.
11. Укажите номера трёх сложных бессоюзных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Снова тучи надо мною собралися в тишине рок завистливой бедою угрожает снова мне. (А.С. Пушкин)
2) Обед продолжался довольно долго Берсенев разговаривал с Еленой об университетской жизни о своих намерениях и надеждах. (И.С. Тургенев)
3) Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в городе и думал что вьюга воет только в романах. (М. Булгаков)
4) Цели нет передо мною сердце пусто празден ум. (А.С. Пушкин)
12. Какое предложение является сложным с разными видами связи?
1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.
3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных пушек, что было совершенной неожиданностью.
4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем — на этот крик лиса прибежит.
13. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…
Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.
14. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.
15. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения.
Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.
Ответы:
videotutor-rusyaz.ru
Определительные | Местоимённо-определительные (местоимённо-соотносительные) | Изъяснительные (дополнительные) | Обстоятельственные | Присоединительные | Вопрос какой? Крепятся к главной части союзными словами Относятся к существительному в главной части Указательное слово тот Фиксированная постпозиция по отношению к определяемому слову Тропинка, что шла позади огородов, вела к лесу. какая?
[Тропинка, (с.сл. что ), ] На том месте, где раньше росла кудрявая берёза, сейчас остался лишь обгоревший пень. каком?
[том месте, (с.сл. где ), ] | Вопрос кто именно? что именно? Указательное и союзное слово – местоимения – образуют соотносительную пару Нефиксированная позиция придаточной части по отношению к указательному слову. Кто ищет, тот всегда найдёт. кто именно? (с.сл. Кто), [ тот ]. Упрёками и слезами не вернёшь того, что безвозвратно потеряно. чего именно?
[ того], (с.сл. что). Каждый, кто усердно трудится, добьётся результата. кто именно?
[ Каждый, (с.сл. кто), ]. | Вопросы косвенных падежей Крепятся к главной части союзными словами, союзами что, чтобы, как, союзом-частицей ли Относятся к глаголу, отглагольному существитель-ному или слову категории состояния в главной части, имеющим значение
Указательное слово то Нефиксированная позиция по отношению к изъясняемому слову
Известно, что людям свойственно ошибаться. что? [Известно], (с. что). Я горжусь тем, что родился в России. чем? [горжусь тем], (с. что). Буду ли я счастлив с ней, не знаю. чего?
(с.-ч. ли), [не знаю]. | Обстоятельственные вопросы | Содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения. Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т.е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная имеет формальный показатель подчинения — союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что (в разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как, часто в сочетании с и Во время бури вывернуло с корнем сосну, отчего и образовалась яма. [ ], (с.сл отчего и.). Я окончил учебный год на «отлично», чем и горжусь. [ ], (с.сл. чем и). Мне подарили собаку, чему я страшно рад. [ ], (с.сл. чему ). | образа действия | Вопросы как? каким образом? Крепятся союзами как, будто, что Относятся к глаголу в главной части Указательное слово так Нефиксированная позиция по отношению к глаголу с указательным словом Он всё делал так, как его учили. как?каким образом? [делал так], (с.как). | меры и степени | Вопросы насколько? в какой мере? в какой степени? Крепятся союзами как, будто, что, союзным словом насколько Относятся к прилагательному, наречию степени или скс в главной части Указательные слова так, настолько Фиксированная постпозиция придаточного по отношению к вышеназванным словам в главной части Он пел так задушевно, что все прослезились. В какой степени? [так задушевно], (с. что). – есть добавочное значение следствия | времени | Вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Крепятся союзами когда, когда…, то…, с тех пор как, в то время как, до тех пор пока Относятся ко всей главной части Указательное слово тогда Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом когда…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части) В то время как все уже сидели за столом, пожаловал незваный гость. когда?
(с В то время как), [ ]. | места | Вопросы где? куда? откуда? Крепятся союзными словами где, куда, откуда Относятся ко всей главной части Указательные слова там, туда, оттуда Нефиксированная позиция по отношению к главной части Где стол был яств, там гроб стоит. где?
(с.сл. Где), [ там ]. Иди, куда влечёт тебя свободный ум. куда? [иди], (с.сл. куда). | сравнения | Вопросы как? подобно чему? наподобие чего? в сравнении с чем? Крепятся союзами как, как будто, будто, точно, словно, подобно тому как, чем, чем…, тем… и т.п. Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом чем…, тем.. – фиксированная препозиция придаточной части) Стало мне вдруг на душе хорошо, будто детство моё вернулось. подобно чему? [ ], (с.будто). | условия | Вопросы в каком случае? при каком условии? Крепятся союзами если, если…, то…, в случае если, когда, кабы, раз и т.п. Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа если…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части) Если хочешь чего-либо сильно, то добьёшься. В каком случае?
(с..Если), [то ]. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. В каком случае?
(с..Когда), [ ]. | уступки | Вопросы несмотря на что? вопреки чему? Крепятся союзами хотя, хоть, хотя…, но…, пусть, пускай, несмотря на то что, вопреки тому что, союзными словами с частицей ни: как ни, куда ни, что ни и т.п. Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа хотя…, но.. – фиксированная препозиция придаточной части) Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. Несмотря на что?
(с..Хоть), но [ ]. Куда он ни обращался, нигде ему не дали ответа. Несмотря на что?
(с.сл.Куда ни), [ ]. | причины | Вопросы почему? отчего? по какой причине? Крепятся союзами потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что и т.п. Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части По берегам озера трава густая, потому что здесь достаточно влаги. почему? [ ], (с.потому что). | цели | Вопросы зачем? для чего? с какой целью? Крепятся союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части Чтобы много знать, нужно много читать. зачем?
(с.Чтобы), [ ]. | следствия | Вопрос что из этого следует? Крепятся союзом так что Относятся ко всей главной части Фиксированная постпозиция по отношению к главной части Река разлилась, так что переправиться на другой берег было невозможно. Что из этого следует [ ], (с.так что). |
nsportal.ru
Значение | Какой знак препинания ставится | Правило | Примеры |
Одновременности, последовательности, перечисления | запятая, точка с запятой | Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и. Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены. | Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось. Андрей вернулся поздно; Маша уже спала. |
Противопоставления (сопоставления) | тире | В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но. | Ученью время – игре час. Победитель впереди – трус позади |
Времени и условия | тире | Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда. | Тише едешь – дальше будешь. Любишь кататься — люби и саночки возить |
Сравнения | тире | Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно. | Рассердится – гроза разразится. Улыбнется – тучи разгонит. |
Присоединения | тире | Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так; или употребляется слово это. | Хлеб всему голова – так учила бабушка. Она снова опоздала – это случалось часто. |
Следствия | тире | Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего. | Зазвонил телефон – я отвлекся от работы. Пришли гости – мы быстро накрыли на стол. |
Причины | двоеточие | Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что. | Я проснулся рано: меня разбудила сестра. Саша очень спешила: она хотела прийти первой. |
Пояснения | двоеточие | Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть. | Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться. У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой. |
Дополнения | двоеточие | Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д. | Он отметил: у девушки красивое платье. Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно. |
obrazovaka.ru
Схемы строений сложных предложений, 9 класс
Сложное предложение
СоюзноеСредства связи: союзы, союзные слова, интонация
Бессоюзное
Средства связи: интонация
сложносочинённое
сложноподчинённое
Средства связи:
интонация, сочинительные союзы
союзы: и, или, а, но и т.п.
Части предложения равноправны:
[ ], и [ ]
Средства связи:
интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)
союзы: что, чтобы, если, когда и т.п.
союзные слова: который, кто, что, где, куда, откуда, когда, как и т.п.
Части предложения неравноправны:
есть главная часть и зависимая (придаточная), связанные друг с другом по смыслу вопросом второстепенного члена предложения
[ ], (союз )
[ ], (союзное слово )
Средства связи:
интонация
Части предложения равноправны
(часто – формально равноправны)
[ ] , [ ] или [ ] ; [ ]
[ ] : [ ]
[ ] — [ ]
Знаки препинания между частями
Запятая
между равноправными частями предложения,
за исключением
предложений с детерминантом (распространителем всего предложения):
где?
[За окном светало] и [кричали петухи]
Запятая
между главной и придаточной частями предложения
Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире
(в зависимости от интонации и смысловых оттенков)
между частями предложения
Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных частей.
Местоимённо-определительные(местоимённо-соотносительные)
Изъяснительные
(дополнительные)
Обстоятельственные
Присоединительные
Вопрос какой?
Крепятся к главной части союзными словами
Относятся к существительному в главной части
Указательное слово тот
Фиксированная постпозиция по отношению к определяемому слову
Тропинка, что шла позади огородов, вела к лесу.
какая?
[Тропинка, (с.сл. что ), ]
На том месте, где раньше росла кудрявая берёза, сейчас остался лишь обгоревший пень.
каком?
[том месте, (с.сл. где ), ]
Вопрос кто именно? что именно?
Указательное и союзное слово – местоимения – образуют соотносительную пару
Нефиксированная позиция придаточной части по отношению к указательному слову.
Кто ищет, тот всегда найдёт.
кто именно?
(с.сл. Кто), [ тот ].
Упрёками и слезами не вернёшь того, что безвозвратно потеряно.
чего именно?
[ того], (с.сл. что).
Каждый, кто усердно трудится, добьётся результата.
кто именно?
[ Каждый, (с.сл. кто), ].
Вопросы косвенных падежей
Крепятся к главной части союзными словами, союзами что, чтобы, как, союзом-частицей ли
Относятся к глаголу, отглагольному существитель-ному или слову категории состояния в главной части, имеющим значение
речи,
мысли,
чувства,
восприятия
Указательное слово то
Нефиксированная позиция по отношению к изъясняемому слову
Известно, что людям свойственно ошибаться.
что?
[Известно], (с. что).
Я горжусь тем, что родился в России.
чем?
[горжусь тем], (с. что).
Буду ли я счастлив с ней, не знаю.
чего?
(с.-ч. ли), [не знаю].
Обстоятельственные вопросы
Содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.
Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т.е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная имеет формальный показатель подчинения — союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично).
Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что (в разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как, часто в сочетании с и
Во время бури вывернуло с корнем сосну, отчего и образовалась яма.
[ ], (с.сл отчего и.).
Я окончил учебный год на «отлично», чем и горжусь.
[ ], (с.сл. чем и).
Мне подарили собаку, чему я страшно рад.
[ ], (с.сл. чему ).
образа
действия
Вопросы как? каким образом?
Крепятся союзами как, будто, что
Относятся к глаголу в главной части
Указательное слово так
Нефиксированная позиция по отношению к глаголу с указательным словом
Он всё делал так, как его учили.
как?каким образом?
[делал так], (с.как).
меры и степени
Вопросы насколько? в какой мере? в какой степени?
Крепятся союзами как, будто, что, союзным словом насколько
Относятся к прилагательному, наречию степени или скс в главной части
Указательные слова так, настолько
Фиксированная постпозиция придаточного по отношению к вышеназванным словам в главной части
Он пел так задушевно, что все прослезились.
В какой степени?
[так задушевно], (с. что). – есть добавочное значение следствия
времени
Вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
Крепятся союзами когда, когда…, то…, с тех пор как, в то время как, до тех пор пока
Относятся ко всей главной части
Указательное слово тогда
Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом когда…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части)
В то время как все уже сидели за столом, пожаловал незваный гость.
когда?
(с В то время как), [ ].
места
Вопросы где? куда? откуда?
Крепятся союзными словами где, куда, откуда
Относятся ко всей главной части
Указательные слова там, туда, оттуда
Нефиксированная позиция по отношению к главной части
Где стол был яств, там гроб стоит.
где?
(с.сл. Где), [ там ].
Иди, куда влечёт тебя свободный ум.
куда?
[иди], (с.сл. куда).
сравнения
Вопросы как? подобно чему? наподобие чего? в сравнении с чем?
Крепятся союзами как, как будто, будто, точно, словно, подобно тому как, чем, чем…, тем… и т.п.
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом чем…, тем.. – фиксированная препозиция придаточной части)
Стало мне вдруг на душе хорошо, будто детство моё вернулось.
подобно чему?
[ ], (с.будто).
условия
Вопросы в каком случае? при каком условии?
Крепятся союзами если, если…, то…, в случае если, когда, кабы, раз и т.п.
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа если…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части)
Если хочешь чего-либо сильно, то добьёшься.
В каком случае?
(с..Если), [то ].
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
В каком случае?
(с..Когда), [ ].
уступки
Вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Крепятся союзами хотя, хоть, хотя…, но…, пусть, пускай, несмотря на то что, вопреки тому что, союзными словами с частицей ни: как ни, куда ни, что ни и т.п.
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа хотя…, но.. – фиксированная препозиция придаточной части)
Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.
Несмотря на что?
(с..Хоть), но [ ].
Куда он ни обращался, нигде ему не дали ответа.
Несмотря на что?
(с.сл.Куда ни), [ ].
причины
Вопросы почему? отчего? по какой причине?
Крепятся союзами потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что и т.п.
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части
По берегам озера трава густая, потому что здесь достаточно влаги.
почему?
[ ], (с.потому что).
цели
Вопросы зачем? для чего? с какой целью?
Крепятся союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части
Чтобы много знать, нужно много читать.
зачем?
(с.Чтобы), [ ].
следствия
Вопрос что из этого следует?
Крепятся союзом так что
Относятся ко всей главной части
Фиксированная постпозиция по отношению к главной части
Река разлилась, так что переправиться на другой берег было невозможно.
Что из этого следует
[ ], (с.так что).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)
Части тесно связаны по смыслу, интонация перечисления1) слабая смысловая связь между частями при перечислительной интонации,
2) хотя бы одна из смежных частей осложнена
1) вторая часть содержит причину факта, сообщаемого в первой части,
2) вторая часть содержит пояснение факта, сообщаемого в первой части,
3) вторая часть содержит дополнение факта, сообщаемого в первой части.
1) первая часть содержит указание на условие или время того, о чём говорится во второй части,
2) вторая часть содержит следствие из того, о чём говорится в первой части,
3) содержание частей противопоставляется друг другу,
4) части содержат факты или действия, быстро сменяющие друг друга
ПРИМЕРЫ
Ярко светит солнце, распускаются цветы, поют птицы.
[ ] , [ ] , [ ]
1) Ветви грабов стоят в золотом убранстве; у ног моих много листьев.
[ ] ; [ ]
2) Появились подснежники, разбуженные весенним солнышком ; вернулись перелётные птицы.
[ осложнена ] ; [ ]
1) Переправиться на другой берег не представлялось возможным: река разлилась.
[ факт ] : [ причина ]
потому что
2) Степь пестрела цветами: белели ромашки, синели колокольчики…
[ факт ] : [ пояснение ]
а именно
3) Он явственно услышал: где-то слева от него хрустнула ветка.
[ факт ] : [дополнение ]
что
1а) Будешь много читать – будешь много знать.
[условие] : [факт ]
Если
1б) Придёт июнь – будем сдавать экзамены.
[время] : [факт ]
Когда
2) Река разлилась – переправиться на другой берег не представлялось возможным.
[ факт ] — [следствие ]
так что
3) Чин следовал ему – он службу вдруг оставил…
[ факт ] — [противопоставление ]
а
4) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
[ событие ] — [событие ]
Быстрая смена событий
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Виды сложных предложений.9 класс.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Тема урока: ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Тип урока: Повторение
Вид урока: Урок-тренинг
Цели урока:
- Повторить и закрепить знания по всем разделам русского языка;
- Обобщить знания по теме «Синтаксис сложного предложения»;
- Сформировать умения правописания слов и постановки знаков
препинания в предложении;
- Стимулировать интерес учащихся к изучению русского языка;
- Развивать творческое мышление;
- Воспитывать у учащихся познавательный интерес, творческую
активность посредством знакомства их с современными
компьютерными технологиями;
- Формировать умение правильно оценить свои силы при выборе
дифференцированных и разноуровневых заданий.
Оборудование: таблица «Виды сложных предложений», разноуровневые
задания, тесты, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень».
I. Ход урока
- Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Повторение материала по теме “Орфография”.
ЗАДАНИЕ: Задание В2 (ГИА). Распределите данные слова в 3 столбика по принципу: а) слова с проверяемой безударной гласной;
б) слова с чередующимися гласными в корне;
в) слова с непроверяемой гласной в корне слова.
Простое предл..жение; горная р..стительность; ув..дать без воды; прив..кзальная площадь; сотр..сать воздух; возл..гать надежды; распол..житься у костра; м..ршрут; ум..лять о помощи; в..лейбол; сп..ши упражнение; прил..тают скворцы; интересная бр..шюра; пор..сло травой; синий ф..нарь; сп..лить дерево; к..снуться руки; тяжёлый р..кзак.
0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки — «3», 5 ошибок -«2» (Слайд 3)
УСТНЫЙ ОПРОС
- Что изучает орфография?
- Самый сложный раздел орфографии – правописание гласных в корне слова.
- На какие 3 группы можно разделить гласные по их правописанию?
Разбор ошибок (коллективная работа)
2) Выполнение разноуровневых заданий «О, Е, Ё после шипящих»
а) основной уровень – «3»
б) продвинутый уровень – «4»
в) уровень повышенной сложности – «5»
- Для уровня «3» дано упражнение с предварительным просмотром таблицы-схемы правила;
Волч_нок, вооруж_нный, с врач_м, горош_к, деш_вый, душ_нка, ж_ваный, ж_рдочка, ж_сткий, зажж_нный, замш_вый, зач_т, истощ_нная земля, кумач_вые флаги, ландыш_вый, лучш_го ученика, моч_ный, солнечным луч_м, обж_ра, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н, печ_нка, пунц_вый, прыж_к, распаш_нка, расч_ска, ситц_вый, с большим стаж_м, трущ_ба, туш_нка, тяж_лый ож_г, хорош_, ч_лн, ч_рточка, чуж_й вещи, ш_пот, ш_рох.
- Для уровня «4» – тест на правописание;
Выбрать правильный ответ А) О Б) Ё В) Е
1. Капюш…н 2. Ч..рный 3. Ш..в. 4. Зайч..нок 5. Крыж…вник 6. Ож…г ( руки).
7.Ш..рох. 8. Ландыш..вый 9. Монтаж…м. 10. Ч…порный. 11. Ож..г ( руку). 12. Еж..вый. 13.Клоч..к 14. Ситц..вый. 15. Вооруж..нный 16. Ш…пот. 17. Больш..й 18. С товарищ..м 19. Сгущ..нка 20. Плюш..вый.
- Для уровня «5» дано упражнение, выполняя которое, ученик должен знать несколько правил правописания.
Алыч_вое варенье, глянц_вый, грош_вый, груш_вый, камыш_вый, морж_вый, парч_вый, плюш_вый, свинц_вый, холщ_вый.
Огурц_, пальц_,сестриц..н, ц..фра, ц..ган, скворц_, три девиц_, нора лисиц.., ц..пленок, ц..ркуль, акац..я .
Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_.
III. Закрепление знаний.
- Презентация темы “Виды сложных предложений”:
- а) просмотр слайдов через мультимедийный проектор (Слайд 4)
б) опрос учащихся по теме “Виды сложных предложений”.
— На какие типы делятся предложения?
— Чем отличаются сложные предложения от простых?
— Назовите виды сложных предложений.
— Какие предложения мы называем сложносочиненными?
сложноподчиненными? бессоюзными?
- ЗАДАНИЕ: данные 6 предложений соотнесите с 6 схемами. (Слайд 5)
1. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
2. Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу.
3. Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал и волок по небу стаи низких осенних облаков.
4. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил.
5. Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.
6. Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды.
А) [ ], но [ ]. Г. [ ], и [ ].
Б. [ ] : [ ]. Д. [ ], (что…).
В. [ ], [ ]. Е. (когда…), [ ] .
Самопроверка (Слайд 6) 1 – В; 2 – Е; 3 – А; 4 – Б; 5 – Г; 6 – Д
0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки — «3», 3 и более ошибок -«2»
- Выполнение теста “Виды сложных предложений”.
Тест (представлен каждому ученику).
№ 1. Укажите сложносочиненное предложение, в котором не должна стоять запятая (знаки не расставлены)
1) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
2) По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины
3) Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.
4) Остап уже занимался своим делом и давно отошел к куреням.
№ 2. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Он был такой грузный и большой,(1) что кочки не держали его. А путь наш лежал через болота,(2) и мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. Измученные,(3) мы потом лежали на кочках.
№ 3. Найдите сложносочиненное предложение (знаки не расставлены)
1) Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.
2) Посмотри, как тихо позолоту август рассыпает на полях.
3) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма
4) Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.
№ 4. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Лежать долго было нельзя, (1) кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. Надо было подниматься и снова брести, (2) опираясь на винтовки. Хорошо, (3) что ночи стояли светлые.
№ 5. Среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
1) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать.
2) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.
3) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
4) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.
№6. Выпишите грамматическую основу предложения Мимо меня прошел один из моих друзей.
Ключи. (Слайд 7)
№ задания | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
ответ | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | Один из друзей прошёл |
- Творческое задание. (Слайд 8) Запишите 5-6 сложных предложений разного типа по картине Исаака Левитана «Золотая осень» на тему: «Люблю я пышное природы увяданье».
И. И. Левитан «Золотая осень»
Домашнее задание (дифференцированное):
1) Составить тест по теме “Сложное предложение” из 12 вопросов
с 3 вариантами ответов. (оценка “5”).
2) Составить кроссворд по темам урока (оценка “4”).
3) Выполнить упр. 357 (оценка “3”).
Лист самооценки.
Тема: «Виды сложных предложений».
1. Повторение материала по теме “Орфография”.
2. Выполнение разноуровневых заданий по теме «Орфография»
3. Соотнести предложение со схемой.
4. Выполнение теста.
5. Творческое задание.
№ задания | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5. | итоговая |
оценка |
nsportal.ru