старший подростковый возраст 14–16 лет
Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.
Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». Психологи называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.
Физическое развитие ребенка
В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.
В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.
Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.
Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.
Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.
Интеллектуальное развитие
Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.
Психологическое развитие
Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.
В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.
8 правил поведения с подростком 14–16 лет
1. Не навязывайте свою точку зрения
В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.
Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.
2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий
Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.
Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.
Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека
3. Дайте подростку личное пространство
Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.
Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение личных границ взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.
4. Подавайте хороший пример
Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.
Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.
5. Помогите сформировать собственное мировоззрение
Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».
В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.
6. Не критикуйте его друзей и подруг
Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.
7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки
Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.
8. Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения
Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт
Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.
Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью техники «Я – сообщений». И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.
Елена Кононова
Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Пройти тестwww.ya-roditel.ru
старший подростковый возраст 14–16 лет
Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.
Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». Психологи называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.
Физическое развитие ребенка
В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.
В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.
Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.
Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.
Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.
Интеллектуальное развитие
Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.
Психологическое развитие
Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.
В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.
8 правил поведения с подростком 14–16 лет
1. Не навязывайте свою точку зрения
В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.
Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.
2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий
Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.
Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.
Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека
3. Дайте подростку личное пространство
Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.
Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение личных границ взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.
4. Подавайте хороший пример
Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.
Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.
5. Помогите сформировать собственное мировоззрение
Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».
В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.
6. Не критикуйте его друзей и подруг
Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.
7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки
Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.
8. Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения
Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт
Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.
Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью техники «Я – сообщений». И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.
Елена Кононова
Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Пройти тестwww.ya-roditel.ru
ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ. Стадия третья (от 14 лет и старше).
ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ. Стадия третья (от 14 лет и старше).
Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов!
Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся
-более упрямыми,
-беспокойными,
-у них часто меняется настроение.
И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее – а между тем внутренние часы торопят их жить.
Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъявляем к подросткам стандартный набор требований:
-побольше усердия в школе,
-побольше работы по дому.
Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве еще лет на пять-шесть! Неудивительно, что возникают проблемы.
А на самом деле нужно поднять мальчишке дух – направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией. Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не просматривается.
КАК ПОСТУПАЛИ ДРЕВНИЕ
В любой цивилизации – от эскимосов до африканских племен, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали – а мы только еще начинаем этому учиться, – что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.
Одна из причин такого подхода заключается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усугубляет проблему. Если же кто-то посторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокойнее. (На эту тему даже снято несколько фильмов – например, «В поисках Бобби Фишера» и «Поездка за город» с Албертом Финни в главной роли.)
Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь.
Во-первых, подростков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу.
Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные испытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.
ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЛЕМЕНАХЛАКОТОВ
Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по фильму «Танцы с волками». Это было племя энергичных и успешных людей, с богатой культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчинами и женщинами.
Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на прочность, так называемому тесту на видение. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожидании видений или галлюцинаций, вызванных чувством голода. Предполагалось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.
Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но, начиная с этого дня и в течение целых двух лет, ему не разрешалось разговаривать со своей матерью.
Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников-собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда посвящения в мужчину, соблазн вернуться в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и никогда не вырастет.
По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это предание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и грустным, и радостным. Матери племени лакотов сознательно отпускали своих детей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.
Резким контрастом с обычаями племени лакотов выступают современные отношения между матерями и сыновьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге «Матери и сыновья») зачастую остаются
-стеснительными,
-инфантильными
-и безразличными.
Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже становясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки. Они переносят свое зависимое положение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщинами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контролировать. Так и появляются «никакие» мужчины.
Только покинув женский мир, молодые люди могут разорвать материнскую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супружеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с женщинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.
Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сыновей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В качестве наставников выступали мужчины, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и приветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходимость. Выпуская из семьи проблемного мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного молодого мужчину, которым наверняка потом гордились.
Посвящение во взрослую жизнь нельзя было назвать одноразовым мероприятием. Иногда требовались месяцы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответственность, чтобы он набрался сил, стал настоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали жестокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но проводились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впечатляющими.
Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и ответственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою программу воспитания молодых людей, предполагающую объединение усилий всего взрослого населения.
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизодическом виде. Сами наставники – спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники – редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно проводилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования мастерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном супермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.
ПРИЗЫВАЯ НА ПОМОЩЬ ДРУГИХ
В возрасте от четырнадцати до двадцати с небольшим лет мальчик переходит во взрослый мир, постепенно отдаляясь от родителей. Родители сознательно отступают на второй план, не выпуская ребенка из поля зрения. Именно в эти годы мальчик строит свою жизнь, отдельную от семьи. У него появляются
-учителя, которых вы едва знаете,
-интересы, вам неведомые,
-и цели, в достижении которых вы вряд ли сможете ему помочь.
Картина довольно пугающая.
Подросток четырнадцати-шестнадцати лет совсем не готов к тому, чтобы оказаться один на один со взрослым миром. Ему нужны проводники в этот мир, и именно эту роль выполняют наставники. Мы не имеем права оставлять юношей без присмотра. Но наставник – это больше, чем учитель или спортивный тренер: между ним и ребенком складываются особые доверительные отношения. Шестнадцатилетний подросток не всегда слушается родителей – хотя бы из чистого упрямства. Но с наставником совсем другое дело. Подростковый возраст – пора «восхитительных ошибок», и задача наставника отчасти состоит в том, чтобы не допустить фатальных ошибок.
Родители должны позаботиться о подборе наставника, руководствуясь строгими критериями. В этом плане очень помогает принадлежность к сильной общественной группировке – скажем, к
-активной церкви,
-семейному спортивному клубу,
-общинной школе,
-коллективу друзей, которые по-настоящему заботятся друг о друге.
Вам действительно нужны друзья, которые будут выполнять роль заботливых дядюшек и тетушек, опекающих детей и участвующих в их воспитании. Друзья могут
-вести беседы с вашими детьми,
-расспрашивать об их интересах,
-обмениваться с ними мнениями.
Идеально, если ваши дети станут желанными гостями в их домах, – если ваши друзья смогут иногда прочистить им мозги, а дети, в свою очередь, смогут поплакаться им в жилетку, когда в отношениях с родителями возникает некоторое напряжение. (Многим знакомы ситуации, когда после перепалки с матерью дочь-подросток бежит жаловаться к маминой лучшей подруге. Вот для чего нужны друзья!)
Кстати, вы тоже можете оказать такую помощь детям ваших друзей. Тинейджеры прелестны, если только это не ваши собственные дети!
ЗАТВОРНИЧЕСТВО ОПАСНО
Тинейджеры очень страдают, когда их родители живут обособленной жизнью. Я это знаю не понаслышке. Когда мои родители эмигрировали в Австралию, они, и без того люди стеснительные, стали еще более замкнутыми. Им так и не удалось найти друзей и свою компанию, в которую смогли бы влиться и мы, дети. В результате, когда мы с сестрой достигли подросткового возраста, у нас возникли большие проблемы с вхождением в большой мир, были и драматические, и рискованные моменты.
У некоторых подростков на этой почве развиваются душевные болезни, суицидальные наклонности, анорексия. А у кого-то возникает сильнейший протест против изоляции, и тогда подростки втягиваются в плохие компании, приобщаясь к наркотикам, криминалу, сексуальным извращениям. Если у вас есть дети-подростки, вы непременно должны
-заставлять себя выходить в свет,
-общаться с людьми,
-создавать социальный круг, в котором могли бы вращаться и ваши дети.
Затворничество не способствует правильному воспитанию ребенка.
ЕСЛИ НЕТ НАСТАВНИКА
Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполезную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Детям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы – о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю.
Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интересами, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность поговорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выявлено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является криминальным элементом.)
Молодые люди стараются сами выбрать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музыкой или спортом, серфингом или роком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и никаких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компании основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.
Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортивные тренеры, лидеры скаутских организаций, молодые рабочие – в общем, взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении. Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.
Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ…
1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они научились любить. Беседуя с ними, обучая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.
2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужскому, и отец становится главным родителем. Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь потому, что он стал старше.
3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники – взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепенно продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.
4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу выбора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собственном здоровье (поскольку они выполняют работу за двоих).
Начало: от 0 до 6 лет https://m.vk.com/wall-5608057_491002
от 6 до 13 лет https://m.vk.com/wall-5608057_491979
(Стив Биддалф «Воспитание мальчишек»)
www.baby.ru
Психология подростка девочки 14 лет
🏠 » » Психология подростка девочки 14 лет: советы родителямУровень гормонов, эмоциональные проблемы, социальное давление-в этом возрасте ваша дочь переживает множество изменений, некоторые из них легко увидеть, а некоторые нет.
Какова психология и как воспитывать подростка девочку 14 лет?
Ее тело в 14 лет
Половое созревание у девочек начинается в возрасте от 8 до 13 лет и заканчивается в возрасте 14 или 15 лет. Сначала начинают развиваться молочные железы с последующим ростом волос под мышками и в области лобка.
Вероятно, у нее был первый менструальный период примерно через 2 года после того, как ее грудь начала расти, но каждая девушка отличается.
Происходит много других физических изменений. У нее, вероятно, уже был скачок роста, становясь выше и развивая более широкие бедра, и у нее могут быть прыщи .
Ее чувства и друзья
Девочки этого возраста изо всех сил пытаются выяснить, кто они и как они вписываются в общество. Ваша дочь может ставить под сомнение правила дома и в школе и оспаривать их. Когда она достигает большей свободы, она начинает отдаляться от вас. Это нормально, когда она учится быть более независимой.
Девушки могут чувствовать себя как взволнованными этим новым этапом в своей жизни, так и застенчивыми по поводу изменения своего тела. Обычно молодые девушки беспокоятся о том, как они выглядят, и больше заботятся об образе тела и одежде.
Из-за этой проблемы- часто усиливаемой средствами массовой информации-девочки этого возраста могут попробовать диеты . Это не лучшее время, чтобы сократить потребление пищи, хотя, так как они все еще растут. Расстройства пищевого поведения иногда проявляются в раннем подростковом возрасте.
В 14 лет ваша дочь больше вовлечена в свою группу сверстников. Принятие от друзей очень важно, и она сравнивает себя с ними. Она может чувствовать давление, чтобы попробовать наркотики, алкоголь, сигареты или заняться сексом . Большинство подростков почитают своих друзей и активны на социальных платформах, таких как Facebook и Tumblr. Они могут тратить больше времени на социальные сети, чем вы можете себе представить, и, возможно, поздно ночью, когда вы не знаете об этом.
Вы, наверное, слышали, что подростки могут быть капризными, и ваш 14-летний ребенок ничем не отличается. Она сосредоточена на себе, двигаясь между уверенностью и неуверенностью в себе. Она может быть застенчивой, потому что чувствует себя центром внимания. Гормональные изменения, борьба с самооценкой, принятие друзьями и большее расстояние от вас могут сыграть свою роль.
Школа находится в центре жизни вашего 14-летнего ребенка, и в ее возрасте она берет на себя больше ответственности и больше стресса.
Мозг девочки 14 лет
Дети прогрессируют с разной скоростью, но она будет развивать способность мыслить абстрактно и может иметь более сильное чувство правильного и неправильного. Она способна мыслить дольше и ставить перед собой цели.
Иногда проблемы внимания или проблемы с обучением появляются сейчас из-за более сложных требований школьных занятий в старших классах.
Ее мозг все еще растет, и изменения мозга в подростковом возрасте могут объяснить, почему могут появиться психические расстройства. Проводите время с вашей дочерью часто, чтобы увидеть, как она себя чувствует. Убедитесь, что то, что кажется подростковым капризом, не является чем-то более серьезным, таким как депрессия . Если у вас есть проблемы с психическим здоровьем, немедленно поговорите с ее врачом.
Ее безопасность и здоровье
Насколько ваша дочь хочет быть независимой, она все еще нуждается в вашей поддержке и руководстве, особенно когда дело доходит до безопасности и здоровья.
- Поговорите с ней о вреде наркотиков, алкоголя, курения и сексуальной активности. Будьте образцом для подражания для здорового поведения.
- Всегда знать, где ваш подросток, когда она приходит домой, и с кем она. Убедите ее, что ранний пикап-это всегда вариант; если ей неудобно или не нравится групповая деятельность, она может позвонить вам или написать сообщение.
- Давайте здоровую пищу и ешьте вместе как можно больше всей семьей.
- Убедитесь, что ваш 14-летний подросток посещает своего врача каждый год и стоматолога два раза в год.
- Помогите ей выяснить здоровые способы борьбы со стрессом. Поделитесь с ней, как вы это делаете.
- Ограничьте время работы экрана до 2 часов в день (не включая домашнее задание), и будьте в курсе того, что ваша дочь смотрит и читает.
- Поощряйте ее быть активной в течение часа каждый день.
- Убедите ее выспаться – большинство подростков этого не делают. Недостаток сна делает трудной концентрацию внимания в школе и может увеличить капризность.
Советы родителям по воспитанию подростка девочки 14 лет
Конфликт с вашим молодым подростком является естественным. Выберите вам сражения. Выберите важные вопросы, такие как безопасность и школа, чтобы сосредоточиться. Не беспокойтесь так много об одежде и прическе.
Вот список советов, на которые вы должны обратить внимание:
- Познакомьтесь с друзьями вашей дочери и родителями ее друзей.
- Примите участие в ее школе. Идите на родительские конференции и присоединяйтесь к родительскому комитету. Вы познакомитесь с ее учителями и узнаете больше о ее учебе и поведении.
- Если вы думаете, что у нее могут быть проблемы со вниманием или обучением, как можно скорее ее похвалите.
- Помогите построить ее самооценку, признавая ее усилия, даже когда все не так, как она надеялась. Хвалите ее действия, а не только ее внешность.
- Когда возникает конфликт, выслушайте ее и ответьте на любые вопросы, которые у нее могут возникнуть.
- Она может чувствовать себя перегруженной школой и общественной деятельностью. Убедите ее, что это нормально, чтобы установить пределы.
- Спросите ее мнение о семейных решениях, и дайте ей шанс сделать больше своих собственных решений.
- Она достаточно взрослая, чтобы заниматься хозяйством по дому-пылесосить, убирать, делать работу во дворе, готовить свой собственный обед-и подача еды к столу поможет ей чувствовать себя ценной и компетентной.
- Поощряйте ее брать на себя новые задачи, например, пробовать себя в спорте независимо от того, что делают ее друзья, и даже если она не думает, что у нее не получится.
- Предложите добровольно пойти на дело, в которое она верит. Она будет чувствовать себя ценной, и ее самооценка будет расти.
- Проводите время вместе. Сделайте то, что вам обоим нравится. Хороший разговор может произойти естественным образом.
prodeteey.ru
Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления…(для родителей и педагогов)
В массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный». Почему же подросток «труден»? Он труден, неудобен для других – для родителей, педагогов, вообще взрослых. Общество критично, можно даже сказать с предубеждением встречает подрастающих детей. Оно не очень-то спешит раскрыть им объятия. Нередко детям предъявляют жесткие требования, накладывают на них ограничения при пересечении ими черты мира взрослых.
При такой установке взаимоотношения между подростками и взрослыми нельзя назвать мирными, и это, конечно, значительно усложняет взросление подростков, добавляет негативные переживания в мироощущение молодых. Многие забывают, что молодым быть трудно, гораздо сложнее, чем взрослым. Ведь взгляды взрослых в большей степени уже сформировались, им есть на что опираться в своих поступках, им уже не свойственно бросаться в крайности в поисках себя и своих идеалов. Подросток же труден для других потому, что ему трудно с самим собой. Он неуверенно и с опасениями ищет свои цели и ориентиры в жизни. Взрослые, конечно, тут как тут, но они предпочитают толкать «несмышленыша» по накатанной дороге, к так называемому светлому (в понимании родителей) будущему, зачастую не интересуясь возможностями, интересами, потребностями, способностями своего ребенка. Это еще больше разводит родителей и детей, создает напряженную эмоциональную обстановку в семье и усиливает желание детей непременно отстоять собственные ценности в схватке со взрослыми.
Тысячи проблем наваливаются на подростка – это психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, это новые потребности, которые его раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют поиному представить окружающую жизнь, себя, других людей, дают основания для более глубокого осознания своего предыдущего детского опыта. Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо учиться. Всего этого требуют и требуют от подростка. То есть взрослые как бы заманивают молодых: будьте хорошими, послушными мальчиками и девочкам; мы вас без особых проблем впустим в свой мир, но вы должны следовать нашим правилам.
Но если не научиться доверять собственным глазам, то невозможно быть уверенным, что идешь по правильной дороге. А взрослые стараются сразу вывести детей на свою дорогу, проложенную в иное время и с учетом иных ценностей и возможностей. Двигаться вперед – да, но как, куда и зачем? Когда же можно во всем этом разобраться? И что-то освоить, кроме учебы. Конечно, подростковые трудности, столкновения, непонимания – необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития. Но они не должны перекрыть кислород для самостоятельного поиска, широкого общения, проб и ошибок, откатов назад и познания себя. Этот главный кризис жизни, к сожалению, не все успешно преодолевают. Иногда черный след сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Некоторые заболевают, погибают или теряют веру в свои силы и жизнь. И нередко именно окружающие подростка люди усложняют и запутывают реальные задачи молодого человека. Задавая им исключительно академические цели. Не давая возможности молодым приобрести практический опыт, осуществить их проекты и мечты.
Подростку горько осознавать, что ему становится страшно перед требованиями взрослого мира, что это совсем не тот мир, куда они так рвутся. Что, оказывается, они почти ничего не умеют и не очень-то хотят научиться, потому что не знают, как, а столкновение с одиночеством, непониманием словно окатывает их тяжелой холодной волной. Взрослые скорее оппоненты и не стремятся к разумному сотрудничеству с ними.
Подростку вдруг все становится трудно, энергия переполняет его, но это неуправляемая энергия, которая ищет выхода и применения. И если подросток не использует ее разумно (а это ему совсем не просто), то она обратится против него самого и приведет к драматичным блужданиям.
Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам необходимо иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично – на появляющихся уже в период взросления.
В результате интеллектуального созревания у подростков возникает особая форма самосознания – рефлексия. У некоторых потребность самоанализа так велика, что они заводят дневники, где подробно описывают свои эмоциональные состояния, размышления, события, личные промахи и достижения, подробно анализируют свои поступки, мысли, переживания.
Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие развития личности. Детей волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность.
Подростки вдруг начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность помогает им лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других людей и в результате получить более полное представление о человеческой природе. Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания и определяет вектор личностного становления.
В этом же возрасте по-новому звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде сверстников (что чаще проявляется с внешней стороны, например через одежду, манеры поведения, принадлежность к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток хочет быть таким, чтобы с ним считались взрослые, иметь свои собственные идеалы и образцы, право на выбор. Он теперь по-новому смотрит на окружающих его взрослых.
И довольно часто подростков постигает разочарование. Большинство взрослых по их понятиям, – слабаки, неинтересные люди. Беда, если их потребность в реальных уважаемых взрослых остается неудовлетворенной. Это место может надолго остаться не занятым.
Громко заявляет о себе и потребность в самовоспитании. У ребенка есть силы и энергия, чтобы воспитывать себя, опираясь на свои собственные потребности, желания, на свой идеал. Воспитывать должен сам себя каждый, и подростки начинают это понимать. Именно в подростковом возрасте человек начинает работу по самоизменению, потому что он во всем не удовлетворен собой, он себе не нравится, переживает внутреннюю дисгармонию, связанную с взрослением и необходимостью приспосабливаться к обществу.
Стать лучше, сильнее, умнее, красивее хотят все. Но способы, которые выбирают подростки, довольно часто непродуманны, хаотичны. Большинство не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. Ощущение беспомощности создает напряженное, «взрывоопасное» внутреннее состояние.
Трудности словно кольцом окружают подростка, и это связано с необходимостью для него решать сразу множество задач: учебных (хотя учиться не хочется, но приходится тянуть эту лямку), семейных (не доводить отношения с родителями до «военных»), общения со сверстниками (обрести и не потерять друзей), саморазвития (побороть свой негативизм, раздражение, депрессию, преодолеть лень и множество других недостатков и в то же время найти в себе положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других, строить планы, мечтать, иметь надежду).
Чтобы справиться с какой-либо трудностью, человеку необходимо выработать стратегию ее преодоления. Когда подросток переживает трудности своего положения, это является сигналом, что ранее усвоенные и привычные формы поведения уже не срабатывают.
Решение проблем требует формирования новых подходов. Очень помогает использование творческих способностей, например конструктивных догадок, импровизаций; человеку требуется дальнейшее совершенствование и развитие имеющихся способностей или открытие в себе не известных ранее возможностей личности.
На основании тщательного анализа биографий, наблюдений и научных исследований немецкий психолог Томе выделил особые формы стратегий преодоления трудностей и назвал их техниками существования. Сюда относятся средства и методы, которые используются личностью для достижения желаемого состояния. Речь идет не только о осознанных процессах, но и о бессознательных механизмах, то есть обо всем, что оказалось пригодным и может быть использовано. Большинство людей решают свои повседневные проблемы или задачи развития, используя всего одну или несколько преобладающих техник существования. Томе различает следующие техники.
Техники достижения, применяемые для решения конкретных материальных проблем и доступные наблюдению.
Техники приспособления, изменяющие собственные переживания или поведение. Поскольку при этом в основном меняется собственное поведение, тратится меньше усилий, чем в предыдущем случае.
Защитные техники, представляющие собой отрицание проблем, с которыми в данный момент невозможно справиться.
Избегающие техники, означающие уход на долгое время от конфликта или напряженной обстановки без их разрешения.
Агрессивные техники, направленные на нанесение вреда окружающим, причем такое поведение может принимать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение.
В любом случае преодоление трудностей предполагает наличие намерения, выбора и гибкого реагирования, оно подчинено внешней реальности и логике; аффекты допустимы, но требуется уравновешенное их выражение.
Часто наиболее подходящей стратегией преодоления трудностей становится ведение дневника. Причем многие подростки стихийно понимают, что личный дневник – это та форма фиксации процесса самоанализа и самовоспитания, которая помогает включиться в работу над собой. Благодаря дневнику процесс самоанализа и анализа окружающего мира как бы выносится вовне, но для окружающих остается невидимым. А сам подросток получает возможность увидеть себя, других и ситуацию, которую он переживает. Это помогает снять психическое напряжение и нередко способствует нахождению реального решения, созвучного возможностям подростка.
Для некоторых дневники служат необходимым средством работы, когда разрабатываются конкретные планы действий на день, неделю или прорабатываются поэтапные шаги для осуществления какого-то своего проекта или для решения личной проблемы.
Юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления и проявляют меньший интерес к возникающей при этом возможности поразмышлять о себе. Они начинают вести дневник в среднем на два года раньше, чем девочки, и по более внешним причинам (фиксация воспоминаний), для них важнее заключенная в дневнике фактическая информация. В нем в основном протоколируются и расписываются события прошедшего дня. Девушки начинают вести дневник позже, но не расстаются с ним дольше; они находят в нем верного товарища в решении своих повседневных проблем.
Содержание дневника у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперничеством. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и сильнее стремятся сохранить дневник в тайне.
Дневник выполняет различные функции.
Фиксация воспоминаний. Эта сторона присутствует во всех дневниках. Возможно, так проявляется стремление ощутить непрерывность жизни и жизненного опыта в фазе его быстрых изменений.
Катарсис. После письменного изложения пережитого, проблем и чувств у многих молодых людей, испытывающих гнет обстоятельств, наступает облегчение.
Замена партнера. Во многих дневниках есть указания на то, что они заменяют подругу или друга, одновременно идеализируя их.
Самопознание. Каждый дневник выражает стремление автора прийти к ясности в отношении себя самого и своих проблем. Ведя записи, подросток вынужден четко сформулировать свои взгляды. В результате к ним можно возвращаться неоднократно и продолжать их обдумывать.
Самовоспитание. Во многих дневниках, особенно у юношей, находит выход стремление к самосовершенствованию, часто содержатся планы организации дня или недели, четко сформулированные правила собственного поведения.
Творчество. Для меньшего числа молодых людей дневник – это возможность выразить свои творческие способности: к стилю часто предъявляются литературные требования; чувства, события и проблемы излагаются художественно, иногда со словесными новообразованиями и необычными выражениями. Часто в таких дневниковых записях встречаются стихотворения или правила поведения в виде афоризмов.
Как легко можно убедиться, дневниковые записи имеют целебные свойства. Они служат важной и действенной формой осознания самого по себе на фоне неизбежных подростковых проблем. Родителям стоит ненавязчиво поощрять ведение детьми дневника.
А для начала подарите им красивую толстую книгу для записей и оригинальную ручку!
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
psylist.net
воспитание девочки и мальчика 13 лет
Автор: Слава Маяковский
В 13 лет подростковый возраст в самом разгаре. Тело и отношение к нему изменяется, начинается активное отделение от родителей, говоря языком психологии «сепарация». Многие прошлые убеждения разрушены, теперь пришло время находить и устанавливать новые. 13-летнму подростку открывается огромное количество осознаний, конфликтов и способов с ними справляться.
Странно, но часто именно в тринадцать происходят самые серьезные и невероятные вещи.
Что происходит с ребенком в 13 лет: особенности возраста
Тринадцать лет для подростка — это взрыв. Как будто в 11 лет он подходил к обрыву, в 12 с него сорвался, а в 13 уже на бешеной скорости летит вниз. Родители в этот момент, с помощью психолога или без, как и старшие друзья, могут стать парашютом. Или хотя бы подушкой, на которую будет не так страшно упасть.
- В 13-летнем возрасте отмечается повышенная эмоциональность и вспыльчивость, мир чувств ребенка становится черно-белым. Это объясняется гормональным всплеском, которым во многом определяется психология подростка 13 лет. Но есть и другие факторы. Оценка сверстников крайне важна для подростка, важнее оценки родителей. Часто от неё зависит большая часть поведения мальчиков и девочек.
Некоторые боятся выделиться, когда другие, напротив, опасаются стать “серой массой”.
- Стать изгоем для подростка очень болезненно, роль в сообществе крайне важна, но место чаще всего в этом уже найдено. Если ребенок переживает отделенность от общества сверстников, важна поддержка со стороны семьи.
Если ребенок чувствует себя некомфортно среди ровесников, стоит помочь ему расширить контингент общения и подобрать «новую компанию». Часто безопасной средой, где можно найти новых друзей, становиться подростковый тренинг.
- Подросток в 13 частично отделился от родителей, он учится быть самостоятельным и независимым. Контакт с родителями может быть потерян, а их авторитет расшатан. Взрослеющий человек по возможности сам принимает решения о своей жизни, закрывается и «забивает» на то, что думают «предки». У него формируется собственная система ценностей и взгляд на то, как следует справляться с той или иной ситуацией.
Это не значит, что ребенок перестал любить родителей, подобное поведение – лишь способ самоутверждения, попытка научиться принимать решения. Стоит спокойно и уважительно отнестись к этой потребности, чтобы избежать лишних конфликтов в семье.
- Появляются мечты о финансовой независимости. Поэтому подростки в 13-14 лет начинают подрабатывать. Родителям стоит не запрещать это делать, а по возможности помогать подросткам в этом увлечении. Все-таки взрослым людям легче ориентироваться на рынке труда, и им известно больше возможностей.
Хороший способ помочь – посоветовать подростку пройти курсы по финансовой грамотности. Сейчас самое время – вся информация интересна и полезна, школьник сможет сразу применить знания и заработать свои первые деньги.
- Большую роль в жизни подростка занимает его самооценка. В большинстве случаев она становится необоснованно низкой. С этим приходит неуверенность и тревожность. Над тем, чтобы ребенок адекватно оценивал себя, стоит работать – нужно помогать ему увидеть свои сильные стороны, научить его хвалить себя за собственные успехи и делать выводы из неудач.
Воспитание ребенка в 13 лет — на что обратить внимание
- Стремление стать взрослым
Подростком 13 ть лет движет желание повзрослеть, чтобы мир воспринимал его иначе. Поэтому родителям стоит уважать его мнение и его слова. Фразы типа «ты еще маленький, чтобы в этом разбираться» или «ты еще ничего не понимаешь» — очень обидны для школьника.
Воспринимайте его как реального, понимающего человека с собственным видением мира и сильными эмоциями.
Если пренебрежительно относиться к тому, что высказывает подросток, детско-родительские отношения ухудшатся, как и эмоциональное состояние обеих сторон.
- Психологическое здоровье
Подростку 13 ти лет, может понадобиться помощь психолога. Как было сказано ранее, обесценивать чувства подростка нельзя. Но проблема в том, что порой буря эмоций слишком сильная, всё «спутывается в клубок» и сложно разобраться в мире и своем собственном состоянии. Конечно, это «особый возраст» и «всё пройдёт». Но всё же опасно оставлять ребенка разбираться в психологических проблемах самому. Это важно, каким бы незначительным вам это не казалось. Фразы «не грусти» не хватит. Совсем.
- Ваши действия имеют последствия
Нужно помнить, что психология подростка очень чувствительна. Все, что вы скажете и сделаете, отразится на его поведении и сейчас, и во взрослой жизни.
Родительская гиперопека, ограничение самостоятельности может привести к тому, что подросток вырастет неспособным справиться даже с мелкими проблемами взрослой жизни. Или напротив, отделится от семьи слишком быстро и будет всё делать «вопреки».
Повышенная концентрация на учебе и оценках подростка может привести к развитию тревожности. Его будут преследовать мысли о том, что он делает «недостаточно».
Одним из факторов подросткового кризиса является сниженная успеваемость – ведь отношения со сверстниками и утверждение собственной позиции в обществе сейчас на первом плане.
Избегайте психологического, и тем более физического насилия! Думайте о том, что говорите своему ребенку, даже если вам эти слова кажутся правильными и необходимыми. Давить на него и использовать разные методы манипуляций – неприемлемо. Все решения, разговоры, должны быть честными, важно воспитывать в ребенке умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения и уважать собеседника. Без родительского примера и здорового общения в семье – никак.
Как родителям — помочь ребенку
Слушайте своего ребенка
Подросток нуждается в том, чтобы его слушали. Это дает ему понять, что он важен и его слова настолько же ценны, как слова взрослых. Существует техника «активного слушания», которая помогает родителям и ребенку разобраться в его чувствах, больше доверять и ценить эмоции друг друга. Более подробно эта техника описана в книге Юлии Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания».
Дайте подростку время
Никто не сможет повзрослеть и разобраться в себе в один момент. Берите во внимание то, что он растет постепенно, что крайне эмоциональный и отвергающий подросток —не постоянное состояние человека. На практике осознание этого момента часто помогает разрешению ссор и скандалов.
Крики и осуждение ребенка за «плохое поведение» — не эффективны.
Для того, чтобы решить конфликтный вопрос и родителю, и подростку нужно «остыть», помолчать и разобраться в том, что происходит. После этого возможен комфортный диалог на равных, без агрессии.
Принимайте его новые увлечения и качества
Многие 13-летние чувствуют досаду и некоторое разочарование, потому что родители отвергают то новое и важное, что находят школьники. Это может быть новое сообщество, новое «странное» хобби, стиль в одежде, музыка — всё что угодно.
Обесценивание интересов – просто ужасно. Оно подрывает доверие, желание делиться важными и ценными моментами.
Человек в любом возрасте имеет право на свои интересы и проявления личности. Вам тоже когда-то было 13, вы в те годы скорее всего слушали новую музыку и увлекались чем-то неприемлемым для своих родителей. И это нормально. Попробуйте понять и принять то, чем начинают заниматься ваши дети, это может быть интересно и приятно даже для вас.
Будьте рядом
Не обязательно навязывать свою помощь, не обязательно бежать с объятиями каждый раз, когда подросток в плохом настроении. Обязательно иногда выражать свою готовность помочь без осуждения, что бы ни произошло.
Дайте понять, что вы здесь, что к вам можно прийти, что вы готовы быть подушкой безопасности.
При этом нужна атмосфера доверия, в которой можно рассказать совершенно любую историю, и помощь не превратится в разочарованные слова и ссору. Также можно говорить и о чувствах родителей, но не в целях манипуляции вроде «я рассказал что-то запретное, теперь ты должен сделать то же самое». Быть рядом всегда намного проще и полезнее, чем навязываться с помощью.
Девочки и мальчики 13 лет
Сильно действует «гендерная социализация». Только теперь она исходит не от семьи, а от сверстников. Появляются новые правила и установки. Многие из них основываются на крутости и принятии в сообществе, и при этом рационально – абсолютно не обоснованы.
От девушек общество «ждет» пристрастия к макияжу и похудению, желания влюбиться и вступить в отношения. От мальчиков — серьезности и того, что называют «токсичной маскулинностью» — «будь агрессивным мужиком, че ты как девчонка!»
Когда эти «правила» заходят слишком далеко, может понадобиться помощь значимых взрослых.
Мальчики часто отказывают себе в выражении эмоций из-за давления со стороны отца или друзей-мальчиков, которые говорят, что «мужчины не плачут». Они могут смеяться и осуждать парня, который показывает нормальную волну эмоций.
Частый итог – уход в себя, переживание чувств внутри, а это не имеет ничего общего с психическим и даже физическим здоровьем.
Мальчики стремятся утвердить «социальный статус». И те, которые не попадают в группу «крутых», могут испытывать огромный стресс, и это тоже требует помощи от родителей — принятия и разъяснения того, что он имеет право на своё мнение, не обязательно быть лидером или частью именно этой компании. Возможно, придется помочь найти ему другое общество, которое будет больше подходить интересам вашего сына.
Взрослеющие девушки стремятся соответствовать «стандартам красоты». Общество говорит, как она должна выглядеть, чтобы быть красивой, как вести себя и чем заниматься.
Существует опасность развития расстройств пищевого поведения, что важно заметить вовремя и помочь. Стоит объяснить, что они имеют право не соответствовать стандартам красоты, могут заниматься чем хотят, и выглядеть так, как хотят, а не как «модно».
Некоторым мальчикам и девочкам кажутся пугающими изменения в их теле. Расскажите подростку, как именно это происходит. Девушки в большинстве случаев растут быстрее, чем мальчики. Но это не так важно, важно то, что все разные, у всех свой темп развития. Но когда ребята растут быстрее или медленнее, чем их знакомые, развитие может приносить дискомфорт. Об этом тоже нужно говорить и рассказывать о том, как это происходило с родителями.
Важным является и пример значимого взрослого того же пола, что и подросток. В основном это мать и отец.
Если нет контакте с родителями, это место может занять другой человек, который окажет огромное влияние на развитие и становление интересов ребенка.
Как было сказано ранее, думайте о том, что видят и слышат ваши дети. Чаще всего юноши учатся у отцов, а девушки у матерей тому, как нужно себя вести.
Помощь психолога и курсы для подростков в центре К.О.Т.
В центре К.О.Т. разработаны курсы, где под руководством опытных психологов ребята работают над развитием необходимых в этом возрасте навыков.
Эффективность таких занятий очень высокая, потому что сейчас мальчики и девочки, испытывают потребность в том, чтобы стать увереннее, научиться справляться с эмоциями и лучше общаться.
Стать самостоятельнее, почувствовать собственную значимость, ребята могут, обучаясь финансовой грамотности. Ведь это не только поучение знаний, это вариант заработать самим. А значит, получить признание со стороны родителей, сверстников и самому поверить в свои силы.
Если у вас есть вопросы, в центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к психологу-специалисту по работе с подростками.
Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!
www.tren-kot.ru
Подросток в 14 лет: что может и что должен?
14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека. Это один из ключевых этапов становления человека, как личности, так и гражданина. Согласно Российскому законодательству, подросток в 14 лет получает паспорт и делает важный шаг во взрослую жизнь. Вместе с новыми правами появляются и новые обязанности, а также возрастает степень ответственности. Что именно меняется в жизни подростка, отметившего свое 14-летие? Сегодня в нашей постоянной рубрике «Знать, чтобы жить» в этом вопросе постарается разобраться педагог-психолог ГУ ЯО «ЯОМИЦ» Людмила Акулова.
Права подростка
Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Гражданские и политические права, права в семье и в области социального обеспечения закреплены в таких документах как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.
Конвенцией ООН гарантируются следующие права: право на жизнь и доступные медицинские услуги, право на развитие (образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни), право на защиту себя и своих интересов, на активное участие в жизни общества.
Права подростка в школе не ограничиваются правом получения бесплатного образования. Подросток также имеет право на выбор образовательного учреждения и программы образования; перевод в другое образовательное учреждение; педагогическую и психологическую помощь; обучение в условиях, которые гарантируют его безопасность, а также соответствуют современным требованиям и стандартам обучения и т.д.
Имущественные права
После достижения 14 лет расширяются имущественные права подростка. В возрасте от 14 до 18 лет подросток получает право распоряжения своим имуществом: может совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
Подросток 14 лет может осуществлять ряд прав самостоятельно: свободно распоряжаться своими заработками, стипендией, осуществлять права автора произведений искусства, науки, литературы и т.д., вносить вклады в кредитные организации, самостоятельно нести ответственность за свои действия.
Однако, при наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, ст. 26).
Трудовое право
Подросток 14 лет может устраиваться на временную работу и зарабатывать.
Подросткам нередко хочется иметь деньги на карманные расходы и на покупку желаемого. Если до сих пор деньги давали родители, то с 14 лет подросток может сам начать подрабатывать.
Согласно Трудовому кодексу РФ, с 14 лет допускается трудовая деятельность подростков на временных работах в свободное от учебы время. Занятость подростков 14-16 лет не должна превышать 2,5 часа в день и препятствовать обучению. Продолжительность рабочего времени в каникулярный период не может превышать 4 часов в день для 14-летних, 5 часов в день для 15-летних и 7 часов в день для 16-17-летних подростков. Вид работ должен быть легким и не оказывать негативного влияния на здоровье. Окончание рабочего дня должно быть не позднее 21:00. При оформлении на работу необходимо обязательно пройти медицинский осмотр. При приеме на работу подростков 14-15-ти лет необходимо согласие родителей на их трудовую деятельность. Испытательный срок для несовершеннолетних работников не устанавливается (часть 4 ст. 70 ТК РФ).
Чтобы трудоустроиться и выбрать рабочее место в Ярославле — необходимо обратиться в Ярославский городской молодежный центр. Здесь предложат выбрать вакансию и помогут грамотно подобрать рабочее место, сформируют и объяснят, как правильно заполнить документы для трудоустройства, а также расскажут, где можно получить необходимые справки. С каждым подростком заключается трудовой договор, оформляется трудовая книжка, выдается банковская карта, на которую в дальнейшем будет перечислена заработная плата.
Подросткам предлагается работа в различных организациях города Ярославля. В основном работа заключается в благоустройстве территории, уборке помещений, работе с документами, курьерской деятельности. Трудоустройство носит срочный характер, договор заключается на 1 месяц.
Если появится желание устроиться на работу в период летних каникул, то за полтора месяца до предполагаемой даты устройства на работу необходимо обратиться за консультацией в Ярославский городской молодежный центр и зарегистрироваться в электронной очереди на сайте Управления по молодежной политике мэрии города Ярославля.
МУ СОПиМ «Ярославский городской молодежный центр» находится по адресу г. Ярославль, ул. Чкалова, д.13а. Телефон/факс: 8(4852) 73-87-21
Защита прав подростков
Мы часто слышим о несоблюдении прав подростков, но почему-то об их защите начинают вспоминать только после очередного громкого дела, когда эти права нарушаются.
Кто защищает права детей и подростков?
Во-первых, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Во-вторых, родители и лица их заменяющие (опекуны). В-третьих, общественные организации.
Кроме того, помощь подростку могут оказать педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание.
Применительно к городу Ярославлю и Ярославской области необходимую информацию и контакты Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов и районов в городских округах Ярославской области можно найти на интернет-портале для несовершеннолетних «Подросток и закон» (прямая ссылка http://podrostok.edu.yar.ru/map/list.html?id=2)
Анонимную бесплатную срочную психологическую помощь подросток может получить, позвонив по единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-2000-122
Правовая ответственность и обязанности
Нельзя забывать о том, что кроме прав к подросткам 14 лет общество и государство предъявляет также и требования.
В 14 лет подросток уже несет уголовную ответственность за свои действия. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений, в том числе за грабежи, разбои, хулиганство, угон автотранспортных средств, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вымогательство, вандализм и др. Соблюдение закона становится необходимым условием полноценной жизни в обществе. Незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает.
И конечно, 14 летний подросток должен помнить, что основным содержанием его деятельности остается учеба. Согласно Федеральному закону №194 от 21.07.2007 каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняется за ним до достижения 18 лет.
Есть еще много аспектов, которые касаются изменений в жизни подростка 14 лет: они затрагивают сферу нравственного и личностного развития.
Материал подготовила педагог-психолог ГУ ЯО «ЯОМИЦ» Людмила Акулова
Были использованы материалы:
http://www.nirsi.ru/107
http://womanadvice.ru/prava-podrostka#ixzz3xn5Syj4n
molportal.ru