Первое и второе спряжение глаголов: Страница не найдена

Содержание

Первое и второе спряжение глаголов. | План-конспект урока по русскому языку на тему:

                  Первое и второе спряжение глаголов.

Цель: провести первоначальное ознакомление с 1спр. и 2 спр. глаголов.

Задачи:

  • обучающие: дать представление о 1 и 2 спр. глаголов, познакомить с окончанием глаголов 1 и 2 спр. глаголов, сформулировать алгоритм для определения спряжения глаголов.
  • развивающие: развивать умение спрягать глаголы, развивать связную речь при устных ответах, развивать мышление и память.
  • воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональную культуру учащихся.

                                               Ход урока.

1. Орг. момент.

 — Ровно встали, подтянулись

   И друг другу улыбнулись.

2. Работа над каллиграфией.

— Открываем тетради и записываем число. Проговариваем орфографически.

 

 На доске: сидиш_ , читаеш_ , висиш_ , замечаеш_ , кричиш_ .

— Прочитайте данные слова. По какому признаку они объединились? (глаголы ед.ч.,2л., с ь знаком на конце)

— На какие 2 группы можно разделить эти глаголы? (1группа – ешь, 2 группа – ишь)

— Напишите чередуя: — ешь , — ишь.

3. Новая тема.

1) Подготовительный этап.

— Послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Весенний дождь».

                 Две капли брызнули в окно,

                 От лип душистым мёдом пахнет.

                 И что-то к саду подошло,

                 По свежим листьям барабанит.

                  (Открыть отрывок на доске)

— Выпишите из этого четверостишия в столбик глаголы настоящего времени.

— Определите у них все грамматические признаки. (3 л., ед.ч., наст.вр.)

— Посмотрите на глаголы внимательно. Что заметили? (лицо, число, время одинаковые, а окончания разные)

— Как видите глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. Почему?

— Как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, так и глаголы делятся на группы в зависимости от спряжения.

— А какие это группы мы постараемся сегодня разобраться.

— Давайте сначала вспомним, что такое спряжение глаголов?

2) Спряжение глаголов на доске.

— Давайте проспрягаем глаголы в настоящем времени.

                   петь                           говорить

(По желанию ученики спрягают на доске.)

— Что вы заметили в написании личных окончаний глаголов?

(1ст.- е           3л.- ют)

 2ст.- и           3л.- ят

-Легко было писать окончания? Почему? (ударные окончания)

— Когда в окончании работает гласная -е (-ё)- 1спр. (на доске)

                                                                 — и – 2спр.

(Написать 1 и 2спр. над словами в столбиках.)

3) Игра «Узнай спряжение».

— А теперь поиграем. Я называю слова, а вы определяете спряжение. Если 1 спряжение, хлопаете 1 раз, 2 спряжение- 2 раза.

Несёшь, идёшь, говоришь, стоишь, плывёт, везём, растёт.

                       (Физминутка.)

4) Безударные окончания глаголов.

— Помогите мне просклонять глагол колоть. (помогают с места)

я колю

ты кол (е/и)шь  — ?

-Почему трудно выбрать окончание? (безударное, мы этого ещё не знаем)

— Мы ещё не умеем писать безударные окончания глаголов. Как же быть?

 (Нужно узнать. Будем учиться.)

 — А поможет нам сказка. Все мы превращаемся в жителей сказочной страны. А как вас зовут вы прочитаете на карточке, которая лежит у вас на столе. (у каждого карточка с глаголом)

5) Сценка «В стране Глаголии».

Автор.

— Начинаем рассказывать сказку.

— Давным-давно в сказочной стране Глаголии жил царь Глагол (выходит царь и садится на трон) со своим глагольным людом. (показать на класс) Было у него 2 сына. Звали их 1 спряжение и 2 спряжение. (выходят и встают с одной стороны от царя) Вот и говорит однажды царь своим сыновьям.

Царь.

— Стар я стал, дети мои. Трудно управлять государством. Даю я вам задание, чтобы вы решили, как царствовать будете. ( 1 и 2 спр. шепчутся)

Автор.

— Думали они, думали и решили.

Второй сын (2спр.)

— Я царь- батюшка буду управлять теми глаголами, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить.

Первый сын (1спр.)  

— А я всеми остальными глаголами неопределённой формы.

Царь.

— Рад я, дети мои, что вы такими мудрыми оказались. Познакомьтесь с жителями своего царства.

Второй сын.

-Где жители моего царства? Назовите себя. (Ученики с места читают вслух глагол с карточки на -ить-)

Первый сын.

— А где мои жители? И вы себя назовите. ( называют своё имя с карточки)

(Учитель открывает запись на доске.)

1спр.                     2спр.

— оть                        

— еть

— уть                      — ить

— ать

— ять

— ыть

Учитель.

— Посмотрите ещё раз каждый на своего царевича.

        глаголы на  — ить – 2 спр.

        глаголы на оть …. – 1 спр

Царь.

— Это не все жители нашей страны, их ещё очень много. С ними вы ещё успеете познакомиться. А теперь идите управлять своим царством.

( Все уходят со сцены.)

                               (Физминутка)

6) Вывод.

— Ребята, можно по неопределённой форме глагола определить спряжение? Как?

— А по спряжению можно выбрать гласную в безударном личном окончании  глагола? Как?

— Сможем мы теперь просклонять глагол колоть?

— Кто попробует это сделать? (один на доске, все в тетради)

4. Закрепление новой темы.

Самостоятельная работа.

  1. Для сильных.

Дидактическая тетрадь Полниковой с.32 упр.5 (2 строки)

  1. Для слабых. (карточки)

Определи спряжение глаголов и напиши сверху 1спр. или 2спр..

Делаешь, встанем, чувствуешь, ходишь, делят, оживает, светим, варишь, поможет, едете, сберегаем, бледнеешь.

  5. Итог.

— Вот и заканчивается урок. И последнее моё задание. Отгадайте загадку.

                         Мы его не замечаем.

                         Мы о нём не говорим.

                         Просто мы его вдыхаем.

                         Он ведь нам необходим.    (воздух)

— А теперь на минутку закройте глазки, спокойно подышите и подумайте про то, что делали на уроке. Как всегда выслушаем желающих. (Я узнал…  .  Я  понял…  . Мне было легко  трудно…  и т. д.)

6. Домашнее задание.

Проспрягать глагол со своей карточки.

Дидактическая тетрадь с.32 упр. 5 (с 3 строки)

Как запомнить спряжение глаголов

Спряжение глаголов – достаточно трудная тема даже для некоторых взрослых. У детей она в большинстве случаев вызывает сложности. Чтобы научиться изменять глаголы по лицам и числам, нужно хорошо понимать, что представляет собой каждое из этих понятий. Кроме того, существуют глаголы-исключения, которые не подчиняются общему правилу. Как же запомнить спряжение глаголов быстро и без проблем?

Шаг 1. Определение важности первого и второго спряжения

Объясните ребенку, что изучить эту тему необходимо не для того, чтобы получить оценку, похвалу учителя или родителей. Этот материал пригодится ему в будущем, чтобы писать окончания глаголов правильно. Если не разобрать тему до конца, ошибки в письме будут возникать даже во взрослом возрасте.

Ещё один вопрос, часто возникающий у детей – откуда взялись два спряжения? Нужно объяснить, что глаголы имеют два типа окончаний. Если мы поймем, к какому спряжению относится этот глагол, то сможем легко узнать нужное окончание.

Шаг 2. Изучение глаголов с ударными окончаниями

Теперь приступаем к спряжению. Сначала нужно выяснить, какие окончания имеет нужный глагол. Они могут быть ударные или безударные. Если его окончания ударные, то спряжение сразу можно определить.

Все глаголы, имеющие ударные окончания «ит», «ат», «ят» сразу относим ко второму спряжению. Например, глагол «грустить»: ты грустишь, он грустит, они грустят, мы грустим, вы грустите.

Таким же образом все глаголы с ударными окончаниями «ет», «ут», «ют» мы относим к первому спряжению. Например, глагол «приобретать»: ты приобретёшь, они приобретут, мы приобретём.

Представим эту информацию в виде таблицы:

Глаголы в 3-ем лице единственного и множественного числа с ударными окончаниями

I спряжение

II спряжение

-ет, -ут, -ют

-ит, -ат, ят

Шаг 3. Изучение глаголов с безударными окончаниями

Если окончания глагола являются безударными, задача немного усложняется. Ко второму спряжению мы относим все глаголы, заканчивающиеся на «ить», когда он стоит в инфинитиве (помимо исключений, о которых мы поговорим позже). Например, глагол «гладить»: ты гладишь, он гладит, они гладят.

К первому спряжению мы относим все глаголы, не попавшие во второе спряжение. Например, «рисовать»: ты рисуешь, он рисует, они рисуют.

Общая схема определения глаголов с безударными окончаниями выглядти следующим образом:

Глаголы в неопределенной форме с безударными окончаниями

I спряжение

II спряжение

-ать, -еть, -оть, -уть

-ить

Шаг 4. Изучение глаголов-исключений

Тема была бы простой для изучения, если бы не 13 глаголов-исключений. Они присутствуют в обоих спряжениях и, несмотря на то, что их немного, вносят большую путаницу. Именно с глаголами-исключениями связаны основные трудности с пониманием темы у детей.

Итак, во второе спряжение попадают 11 глаголов, окончание которых отличается от «ить»: гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, видеть, ненавидеть.

Например, глагол «держать» склоняется по правилам второго спряжения: ты держишь, они держат (а не держут), мы держим и т.д.

При этом к первому спряжению относятся два глагола на «ить»: брить и стелить.

Соответственно, они подчиняются всем правилам первого спряжения. Например, глагол «стелить»: ты стелешь (хотя хочется написать «стелишь»), они стелют (хотя рука тянется написать «стелят»), вы стелете, мы стелем.

Заключение

Как можно заметить, если структурировать этот материал, «разложить все по полочкам», он не кажется слишком запутанным. Но при изучении темы в классе ребенок часто не успевает разобраться. Поэтому желательно сесть вместе с ним дома и еще раз пройти эту тему по всем перечисленным пунктам.

Постарайтесь сначала объяснить общее правило, и отдельно рассмотреть тему глаголов-исключений. Если объяснять всё вперемешку, ребёнок отвлекается на глаголы-исключения, которые представляют основную сложность, и теряет понимание самого действия при спряжении.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, существуют специальные методики. В основном это стишки и фразы, которые содержат в себе все 13 глаголов. Ребенку необходимо один раз разобраться в теме, после чего он будет правильно спрягать глаголы без всяких проблем.

Глаголы 1 и 2 спряжения таблица примеры

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни «наклоняться», «склоняться».

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на -ать, т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» 1 спряжение,
  • «стоять» окончание «-ять» 1 спряжение,
  • «дремать» на конце «-ать» 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение,
  • «тает» глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению,
  • «борешься» «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

  1. я поднимаю, мы поднимаем,
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете,
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим,
  • ты клеишь, вы клеите,
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. В боль­шин­стве окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Глагол явля­ет­ся изме­ня­е­мой частью речи. Он изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам, лицам и чис­лам.

Спряжение глаголов

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окон­ча­ни­я­ми.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния
Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узна­е­те
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния
Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим
2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научи­те
3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, напри­мер:

  • 1 лицоя по ю́ — мы по ём
  • 2 лицоты по ёшь -вы по ёте
  • 3 лицодевоч­ка по ёт — дети по ю́т .

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спря­же­ния.

  • 1 лицоя леч у́ — мы лет и́м
  • 2 лицоты лет и́шь — вы лет и́те
  • 3 лицосамо­лёт лети́т — пушин­ки лет я́т .

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спря­же­нию.


Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицоя ви́ж у — мы ви́д им
  • 2 лицоты ви́д и шь — вы ви́д и те
  • 3 лицоон ви́д и т — они ви́д я т

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся сюда же (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр. ). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицоя рас­смотр ю́ — мы рассмо́тр и м
  • 2 лицоты рассмо́тр и шь — вы рассмо́тр и те
  • 3 лицоон рассмо́тр и т — они рассмо́тр я т .

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спря­же­ния:

  • 1 лицоя купа́ ю — мы купа́ е м
  • 2 лицоты купа́ е шь — вы купа́ е те
  • 3 лицоон купа́ е т — они купа́ ю т

Видеоурок для учащихся 5 класса

Глаголы, оканчивающиеся на -er

Вот спряжение глагола com er (есть) в настоящем времени:

Год com o
com es
Vos com és
Usted / Él / Ellaot com ros ellaot em e Ustedes / Ellos / Ellas com en
Vosotros com éis

Как и в случае с глаголами «-ar», вам нужно только взглянуть на окончания в приведенных выше примерах, чтобы понять, как спрягать все правильные глаголы, оканчивающиеся на «-er» в настоящем времени.

Теперь вы знаете, как правильно спрягать глагол вроде corr er (бегать) с местоимениями типа yo или ellos. Это, конечно, yo corr o и ellos corr en .

Вот еще несколько глаголов, оканчивающихся на «-er», которые вы можете использовать на практике: tem er (бояться), le er (читать), cre er (верить), ответить er (ответить) и barr er (подмести).

Глаголы, оканчивающиеся на -ir

И последнее, но не менее важное: давайте посмотрим на спряжение viv ir (жить) в настоящем:

Год viv o
viv es
Vos viv ís
Usted / Él / Ella vivos Ella vivos Ustedes / Ellos / Ellas viv en
Vosotros viv ís

Следуя той же логике, что и в двух других примерах, вы можете понять, что для того, чтобы сказать «они пишут» на испанском языке, вам нужно будет объединить основу глагола escrib ir (то есть «escrib-») с окончанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *