Паронимы синонимы омонимы: Лексика (синонимы, антонимы,омонимы,паронимы) | MindMeister ментальными картами

Содержание

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

Главная → Публикации → Русский язык → Уроки → 5 класс → Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

Повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы».

Содержимое публикации

Свиридова Елена Кузьминична

МБОУ Трубчевская гимназия им. М.Т. Калашникова,
г. Трубчевск, Брянская область

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка 5 класс

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

Цель: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме

«Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы».

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

И. Бунин

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

Постижение законов русского языка есть тяжкая

обязанность, но и наслаждение.

Н.В. Гоголь

Ход урока

1.  «Мозговой штурм». Чтение отрывка из сатирического романа Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев» ( диалог Эллочки Людоедки с мужем).

2. Беседа с учащимися

— Как вы думаете, почему у нас сегодня на уроке присутствуют гости из прошлого?

— Узнали вы героев? Какие они? Как вы понимаете слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»?

— Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж ?

— А сколько слов нужно вам для общения?

( В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.

А.С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

— А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И. Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,» созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов.

Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

(Лексикология)

3. Запись темы урока. Целевая установка

Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

4. Выступление 1 группы учащихся, презентация темы «Синонимы». Вопросы к выступающим.

5. Тренировочные упражнения.

1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.

А) Огонь, дым, пламя

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3) Работа по учебнику, упражнение 19

6. Выступление 2 группы учащихся, презентация темы «Антонимы». Вопросы к выступающим.

7. Тренировочные упражнения.

1) Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный — …(ум короткий).

2) Минутки занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контексту-

1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)

2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта)

3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)

4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)

5. Курица — кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)

8. Проблемный вопрос: почему синонимы образуют ряды, а антонимы – пары?

9. Выступление 3 группы учащихся, презентация темы «Омонимы». Вопросы к выступающим.

10.Тренировочное упражнение. «Узнай омоним»

1. Первые все мы в игре набираем.

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам всем улучшают,

Летом от солнца глаза защищают. (Очки)

2. Первое шумно из пушки стреляют,

Ну, а второе спортсмены метают.

Третье в скорлупке ореха найдете,

Если зубами его разгрызете. (Ядро)

3. Первую находим, вычисляем,

Много формул для нее мы знаем.

На второй же митинги, парады.

Погулять по ней всегда мы рады. (Площадь)

1. Первая в норке иль в щелке живет.

Кот ее выхода радостно ждет.

Дружит вторая с компьютером нашим,

Держат в руке ее Саши и Маши.

Ну, а под третью, коль что-то болит,

Градусник ставит всегда Айболит. (Мышка)

2. Первая ярко на небе сверкает,

Дождь и грозу нам она предвещает.

А вот вторую в одежде найдете,

Быстро со скрипом ее застегнете. (Молния)

— Как отличить омоним от многозначного слова? Приведите примеры.

(Хвост, крыло, стол, кнопка, ручка)

11. Орфографическая пятиминутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

12. Выступление 4 группы учащихся, презентация темы «Паронимы». Вопросы выступающим.

13. Тренировочное упражнение.

1) Исправить ошибки.

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5.Книга – источник познания.

6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

14. Слово учителя.

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

  Вам также может понравиться:

Викторины 1 работа

К ЮБИЛЕЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ! Литературная викторина по произведению Ш.

Перро «СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО »

01 Сентября – 30 Декабря

Конкурсы 65 работ

Межрегиональный конкурс методических разработок «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР »

01 Сентября – 30 Ноября

-192

Всероссийская интеллектуальная викторина «ПУСТЬ НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД! »

30 Ноября – 30 Ноября

Свидетельство участника экспертной комиссии Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО! Подробнее

  • Предыдущая работа
  • Следующая работа
Также вас может заинтересовать
  • Разное по русскому языку для 6 класса «Материал для подготовки к ВПР по русскому языку в 6 классе. Задание 6: исправление нарушений грамматических норм.» Русский язык
  • Конспект занятия по русскому языку для 3 класса «Коррекционное занятие по развитию речи на тему: «Синонимы».» Русский язык
  • Конспект занятия по русскому языку для 1 класса «Озорная АЗБУКА» Русский язык
  • Уроки по русскому языку для 6 класса «Контрольный диктант» Русский язык
  • Разное по русскому языку для 3 класса «Дидактический материал по русскому языку для начальной школы по теме «Правописание суффиксов»» Русский язык

Основные типы лексических единиц: синонимы, паронимы и омонимы

Даная статья опубликована на правах рекламы.

Язык – также в какой-то мере является историческим наследием, ведь он пришел к нам из глубины веков, и на своем пути прошел через немалое количество трансформаций. Даже сто лет назад люди говорили, не так как говорят в наши дни (чтобы убедится в этом, попробуйте почитать любую газету столетней давности). И возможно еще изменится в будущем. Сегодня вашему вниманию статья не совсем по истории, а больше о некоторых особенностях языка: лексических единицах, синонимах, паронимах и омонимах.

Богатство языка заключено в большом запасе слов, которые помогают выражать мысли, эмоции и чувства наиболее точно и ярко. Красоту речи придают такие лексические средства, как антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.

Антонимы – это слова, образующие пары, которые не похожи по звучанию и имеют противоположные значения. Например, тепло – холод. Очень часто антонимы употребляются для придания контраста какому-то событию, явлению или предмету. Использование антонимов одновременно в одном предложении часто наблюдается в пословицах и поговорках.

Синонимы – слова с одинаковым смыслом. Как правило, синонимы являются одной частью речи, но отличаются по звучанию. Близкие по лексическому значению синонимы служат для придания стилистического оттенка событию. Также синонимы позволяют избегать частых повторов, что делает речь более гармоничной. Однако, следует помнить, что бездумное использование близких по смыслу слов может изменить и суть изложенного.

Паронимы – это слова похожие по написанию, но с различным лексическим значением. Точное значение паронимов становится наиболее заметным при подборе паронимической пары. Для этого используются специальные словари. Слова паронимы подразделяют на группы в зависимости от способов словообразования или происхождения.

Виды паронимов по словообразованию:

  • различающиеся приставками: отпечатки – опечатки;
  • различающиеся суффиксами: обидный – обидчивый;
  • различающиеся основой: рост – возраст.

Виды паронимов по происхождению:

1. Корневые. Такие паронимы имеют различные корни, между ними нет семантической связи: эскалатор – экскаватор.
2. Аффиксантные. Являются однокоренными и имеют общую семантическую связь: желанный – желательный.
3. Этимологические. Такие паронимы заимствованы из разных языков и имеют разное значение: желе – гель.

Омонимы – слова схожие по звучанию, но с различным лексическим значением. Например: конь – шахматная фигура, животное.

От омонимов следует отличать многозначные слова. В отличие от многозначных слов у омонимов лексическое значение разное. У многозначных слов лексическое значение общее. Одно из них является прямым, остальные – переносными. Например, кисть: кисть для акварели и кисть рябины.

Часто при использовании однозначных и многозначных слов приходится выбирать, какое именно слово употребить. Так как использование слов должно быть не только уместным, но и правильным. Именно это является основным критерием культуры речи.

Чтобы речь была грамотной, красивой, понятной для собеседника, необходимо соблюдать правила употребления лексических норм. И, конечно, если вы хотите, чтобы ваша речь была интересной и разнообразной, обязательно стоит использовать в ней синонимы, антонимы и прочие элементы со своеобразной стилистической окраской.

Без рубрики

План категорий | Теория субстанции Аристотеля: Категории и метафизика Zeta

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТеория субстанции Аристотеля: категории и дзеты метафизикиДревняя философияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТеория субстанции Аристотеля: категории и дзеты метафизикиДревняя философияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Wedin, Michael V. ,

‘План категорий

,

Теория вещества Аристотеля: Категории и метафизика Zeta

(

Оксфорд,

2002;

онлайн -онлайн -эдн. ,

Oxford Academic

, 1 ноября 2003 г.

), https://doi.org/10.1093/0199253080.003.0002,

по состоянию на 25 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТеория субстанции Аристотеля: категории и дзеты метафизикиДревняя философияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТеория субстанции Аристотеля: категории и дзеты метафизикиДревняя философияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

. 0073 Категории начинается, следует понимать как неотъемлемую часть трактата. Три «онимии», как их называет Ведин, представляют собой группирующие принципы или принципы «один над многими», каждый из которых собирает ряд элементов под одним термином. Ведин уделяет особое внимание синонимии, потому что она позволяет Аристотелю построить теорию фундаментальных видов вещей и, как таковая, обеспечивает основу для системы категорий. Для Ведина Категории связаны не только с классификацией, но также с онтологией и семантикой: они предлагают теорию об основных онтологических следствиях стандартных категориальных утверждений с целью определения того, что должно существовать и в каких отношениях эти вещи должны существовать. стоять, чтобы утверждения были верными.

Ключевые слова: категориальные высказывания, Категории, классификация, омонимия, принцип один над многими, онтология, паронимия, семантика, синонимия

Предмет

МетафизикаДревняя философия

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Разница между паронимами и омонимами/омофонами

Вишал Гупта

Студенты довольно часто путаются при использовании паронимов и омонимов. Но когда вы прочитаете определения этих двух терминов, вам все станет предельно ясно. Поэтому, прежде всего, проверьте определения Паронимов и омонимов , прежде чем мы предоставим вам связанные слова.

Паронимы — Слова, которые различаются по значению или использованию, но сходны по форме или производным, называются паронимами.

Расширьте свой словарный запас отсюда.

Омонимы — Слова, сходные по звучанию/произношению, но разные по значению. Их еще называют омофонами.

Вот некоторые примеры паронимов и омофонов: —

Доступ (Досягаемость) — У меня есть доступ к СМ.

Вступление (Получить трон) — Его восшествие на трон было встречено народом с одобрением.

Превышение — ( Более чем достаточно ) — Превышение всего считается неправильным.

Accept — (получать) — Он получил взятку от фермера и был арестован.

За исключением — ( Кроме ) — Все, кроме Рама, пошли на вечеринку.

Ожидание — (Надежда) — Я ожидал, что он будет здесь.

Аллюзия — (Косвенная отсылка или намек) — Старик и море полны библейских аллюзий.

Иллюзия — (Галлюцинация, Мираж) — Маг создал волшебную иллюзию, которая загипнотизировала всех.

Столкновение — (Crash/Smash) — Смертельное столкновение между автомобилями унесло 8 жизней.

Сговор — (Заговор, Попустительство) — Существует очевидный сговор между политиками и бюрократией для разграбления страны.

Принять — ( Получить ) — Вы должны принять хорошие ценности в жизни.

Адаптировать — (Соответствовать) — Я приспособился к новым изменениям.

Адепт — ( Квалифицированный ) — Он знаток классического пения.

Alter — (Изменить) — Он настойчив. Вы не можете изменить его решение.

Алтарь — (Место поклонения) — Люди приносили цветы к алтарю.

Ail — (больной) — Он уехал в Америку, чтобы вылечиться от своего недуга.

Эль — (опьяняющий напиток) — Он любит время от времени потреблять аиль.

Affect — (влиять) — используется как глагол — Тяжелая работа повлияет на ваше здоровье.

Эффект — Результат/Влияние — используется как существительное — Теперь ясно видно влияние загрязнения на людей.

Антиквариат — (принадлежащий древним временам) — музей полон старинных предметов.

Antic — ( Трюки ) — Детям понравились выходки фокусника.

Альтернативный — (По очереди, оставляя один промежуточный) — Он учится через день, а не ежедневно.

Альтернатива — (Выбор) — Нет другого выхода, кроме как пойти туда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *