Пальчиковые игры для малышей от 1 года – Пальчиковые игры для малышей от 1 года

Содержание

Лучшие пальчиковые игры для детей 1-3 лет

Рейтинг: Нет рейтинга

Педиатры уже прожужжали уши всем мамам о том, как необходимо развивать мелкую моторику у детей. Самый лучший способ – это пальчиковые игры. Их великое множество, есть пальчиковые игры для детей 1, 2, 3 лет, отдельные комплексы пальчиковой гимнастики для малышей до года, целый ряд таких потешек для ребят 1 года.

Для чего все это нужно и как правильно играть в такие игры, мы сейчас и разберемся.

Польза пальчиковых игр для детей

У пальчиковых игр для деток до года особенные функции:

  • развить мелкую моторику рук;
  • занять хнычущего малыша;
  • успокоить ребенка;
  • порадовать кроху.

Маленькие детки получают массу удовольствия от того, что взрослый занимается с ними, уделяет внимание, трогает их ручки и рассказывает веселые стишки. Педиатры рекомендуют такую гимнастику с 6 месяца жизни малыша, начиная с простого массажа каждого пальчика, ладошки и обеих ручонок в течение 2-3 минут каждый день.

Пальчиковые игры для малышей от 1 года призваны для следующих целей:

  • развить память;
  • развить мелкую моторику рук;
  • развить крупную моторику;
  • занять малыша;
  • подарить ребенку улыбку.

Детки, с которыми регулярно занимаются такими упражнениями, быстрее успокаиваются после истерик и слёзок, учатся координировать свои движения, управлять ими, запоминают, под какой стишок что нужно сделать ручками, чтобы мама или папа их похвалили.
Ребенок растет, вот ему уже 2 или 3 годика, но пальчиковая гимнастика не сдает своих позиций, она по-прежнему важна.

В таком возрасте малыш уже способен совершать пальцами и ручками более сложные движения, что снова-таки:

  • улучшает координацию;
  • развивает мелкую и крупную моторику рук;
  • стимулирует память;
  • приносит много радости.

Актуальность пальчиковых игр сохраняется даже —для детей 3-4 лет—, ее элементы вносят в обычную гимнастику и физические упражнения.
Что это мы все о мелкой моторике? Дело в том, что центр мелкой моторики напрямую связан с центром речи в коре головного мозга.

Развивая первое, вы развиваете второе. Малыши, которым мамы и папы уделяют много внимания, играя в пальчиковые игры, быстрее учатся говорить, лучше произносят отдельные слова, у них быстрее получается составлять из них предложения. А умение говорить – это одно из немногих качеств, отличающих нас от животных.

Обзор пальчиковых игр для детей

Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.

Игры для деток до года

Человечек

Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.

Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку:
Глазки, бровки, ушки, щечки,
Носик, ротик, оборотик.
Пальцы, ножки, огуречик.
Вот и вышел человечек.

Стенка

Все действия выполняйте ручками ребенка.
Стенка, стенка (похлопайте по щекам).
Потолок (погладьте лобик).
Две ступеньки (потрогайте губки).
Дзынь – звонок (нажмите на носик).

Пальцы

Все время в такт словам хлопайте в ладоши.
Полетела птичка-мать
Малышам жуков искать.
А птенцы сидят в гнезде,
Мамочку зовут весь день.

Игры для годовалых малышей

Сорока-белобока

Как в нее играть, знают все. А вот стишок:
Сорока-белобока печку топила.
Сорока белобока кашку варила.
Сорока-белобока деток кормила:
— Этому дам, и этому дам,
И этому дам, и тому дам.
А вот этому не дам.
Он дрова не рубил,
И печь не топил,
И воды не принес,
И получит гулькин нос.

Кузница

Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами.
Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони).
Подай, мама, молоток (поменяйте руки).
А не дашь мне молотка (снова меняем).
Не подкую сапожка (опять меняем ручки).

Замок

Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами.
На дверях у нас замок (покачать замком из рук).
Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.)
Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев).
Покрутили (покрутите руками).
Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).

Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:

Игры для ребят 2-3 лет

Такие игры задействуют не только пальчики. Участвует запястные, локтевые и плечевые суставы. Делайте упражнения вместе с малышом – и ему приятно, и вы разомнетесь. Мы подобрали пальчиковые игры для детей в картинках.

Совушка-сова, колпак

При выполнении упражнения «Совушка» задействованы руки, плечи и шея. «Колпак» дополнительно развивает координацию, можно попросить малыша проделать это простое упражнение с закрытыми глазами для большей пользы.

Царев двор

Объясните каждое движение малышу, как указано на картинке. Так он будет понимать, что и зачем он делает, и упражнение станет увлекательнее. Тренируются плечевые, локтевые, запястные суставы.

Кулачок

Попробуйте выполнить упражнение с ребенком сначала при помощи одной руки. Потом сделайте его обеими, синхронно. Стимулирует координацию, развивает внимательность.

Советы по проведению пальчиковых игр

Таких пальчиковых игр много. Но для полноценного развития моторики рук у деток 2-4 лет этого мало. Предложите малышу помогать вам по кухне. Когда готовите печенье, —лепка из теста— чрезвычайно полезна для малыша, и ему нужно привыкать помогать маме. Позже можно будет перейти к лепке из пластилина, что дополнительно разовьет усидчивость, внимательность и фантазию. Нелишним будет —научить ребенка рисовать—, это способствует творческому мышлению и все той же мелкой моторике рук.

Огромное значение имеет не то, что вы проводите с малышом пальчиковые игры, а то, как вы это делаете. А делать это нужно следующим образом:

  • воодушевленно;
  • с интересом;
  • с улыбкой на лице.

Почему ребенку должно нравиться то, что не нравится вам? Не тот возраст, уважаемые мамочки. Получайте от процесса игры удовольствие, ваша радость передастся малышу.

Вот еще несколько советов:

  • Если ребенок не хочет играть, не принуждайте его. Со временем малыш и сам захочет похлопать в ладони, позагибать пальчики, показать замочек из рук. Поймайте подходящий момент и начните занятие.
  • Не поленитесь и выучите эти потешки! Без них игра ребенку неинтересна. Не читайте их, детки любят, когда им рассказывают по памяти.
  • Произносите текст потешки с выражением, очень четко выговаривая каждое слово – ребенок ведь начнет за вами повторять. Формируйте у малыша правильную речь с самого начала.
  • Занимайтесь с ребенком не больше 3-5 минут за раз. Иначе он будет воспринимать их не как игру, а как нудное обязательное занятие, и начнет их избегать. Проводите такие «веселые минутки» пару раз в день – этого достаточно.
  • Всегда хвалите малыша. Получилось хлопнуть в ладошки – молодец! Сам сложил замочек или улитку из пальцев – умница! Поощряйте ребенка, тогда он сам будет хотеть играть в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей – видео

На этом видеоматериале наглядно демонстрируются разные упражнения по пальчиковой гимнастике для деток 1-3 лет. Показано, как малышка повторяет за мамой, как правильно играть моменты из стишков, чтоб ребенку было интересно.

Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, – увлекательное занятие для мамы и малыша. Развивается мелкая моторика рук, стимулируется речевой аппарат, малыш смотрит, как мама выговаривает слова, и учится их повторять. Если заниматься с ребенком еще и лепкой, рисованием и другими играми, в которых участвуют маленькие ручонки, походы к логопеду вам не страшны!

Для родителей, которые интересуются методиками раннего развития, не лишним будет прочитать о методиках:  Домана,  Монтессори или Никитиных.

А в какие пальчиковые игры вы играете со своим малышом? Ребенок радуется, когда вы начинаете рассказывать и показывать потешку? Если вы знаете интересные упражнения для пальчиковой гимнастики, поделитесь ими с нами в комментариях!

www.beremennost-po-nedeliam.com

Пальчиковые игры для детей от 1-2 лет + Стихи для запоминания названий пальчиков

Пальчиковые игры – занятие очень полезное и интересное, их благотворный эффект трудно переоценить. Они способствуют развитию речи, памяти, воображения, да и просто делают общение с ребенком ярче и разнообразнее. Если вы только начинаете знакомство с жестовыми и пальчиковыми играми или уже давно с удовольствием в них играете, но хотите добавить что-нибудь новенькое в свой репертуар, то вам точно сюда.

В этой статье собраны пальчиковые игры, которые, по нашему опыту, хорошо подходят для занятий примерно с 1 года 9 месяцев (что-то даже раньше). Читая малышу стишок, выполняйте действия, указанные в скобках, и малыш обязательно будет повторять за вами. Пусть не с первого раза, но после нескольких занятий он точно не устоит . Главное не слишком настаивать.

Многие игры из предыдущих статей, наверняка также понравятся вам и вашему малышу. Особенно обратите на них внимание, если вы только начинаете знакомство с пальчиковыми играми. Посмотреть их можно здесь:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ

Ну и, сегодняшняя подборка:

Давай, дружок, смелей, дружок, (имитируем  лепку снежного комка)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком, (руки перед собой смыкаем в большой  круг)
И станет ком снеговиком. (постепенно поднимаем сомкнутые руки вверх)
Его улыбка так светла! (ладошки прижимаем к щекам, улыбаемся)
Два глаза… шляпа… (показываем на глаза, на макушку)
Нос… метла. (показываем на нос, затем поднимаем одну руку с растопыренными пальцами вверх)
Но солнце припечет слегка – (руки поднимаем вверх)
Увы! – и нет снеговика. (пожимаем плечами)

***

Побежали вдоль реки (ладошками хлопаем по коленям или по столу)
Гномы наперегонки.
Видит гном – какой-то дом. (руки складываем домиком над головой)
Тук-тук-тук – живет кто в нем? (стучим кулачком по столу или полу)
В нем живет такой же гном! (показываем большой палец)
Стали гномы вместе жить, (показываем оба больших пальца)
В горы лазать, в лес ходить, (кулачками с выпрямленными большими пальцами «ходим»  по коленям)
Дрова рубить, (ребром одной ладони ударяем по другой)
Кашу варить, деток кормить. (указательным пальцем водим по ладони другой руки)

***

Котик выпил молока, (высовываем язык и изображаем, как котик лакает молоко)
Откусил он пирога, (подносим руки ко рту, как будто держим что-то, и «кушаем»)
Лапки вытер, (обтираем руки)
Нос помыл, (моем нос)
«Мяу! Мяу!» — говорил. (говорим «мяу, мяу»)

***

Кулачок-чок-чок – (стучим по полу кулачком)
Не расколется ледок! (пожимаем плечами)
И носок-цок-цок – (стучим по полу носочком)
Не расколется ледок! (пожимаем плечами)
Каблучок-чок-чок – (стучим по полу пяточкой)
Раскололся ледок! (руки в стороны)
Там вода сверкает, (делаем «фонарики»)
Лед на солнце тает.

***

На маленькой опушке (хлопаем ладошками по коленям)
Зеленая лягушка (соединяем-разъединяем большой палец с остальными четырьмя, прижатыми друг к другу – «лягушка квакает»)
Сидит весь день на кочке (кладем руки перед собой ладошками на пол или на стол)
И смотрит на цветочки. (прикладываем раскрытую ладонь ребром ко лбу и смотрим по сторонам)

***

Вот идет колючий еж, (ходим по кругу)
Он на елочку похож, (руки вверх, растопыриваем пальчики)
Все грибочки еж собрал, (наклоняемся, «собираем грибочки»)
И домой он зашуршал. (идем, шурша ногами по полу)

***

— Кисонька-мурысонька, где была? (одна кисть сжата в кулачок – это «кисонька», гладим ее второй рукой)
— На мельнице. (указательными пальчиками стучим друг о друга, перекрещивая их)
— Кисонька-мурысонька, что там делала? (гладим «кисоньку»)
— Муку молола (трем ладошкой о ладошку)
— Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? (гладим «кисоньку»)
— Пряничек. (округлыми руками «лепим» комок)
— Кисонька-мурысонька, с кем пряничек ела? (гладим «кисоньку»)
— Одна. (показываем указательный палец руки)
— Не ешь одна! Не ешь одна! (грозим указательным пальцем)
Угости детишек. (разводим руками)

***

Ладушки-хлопушки, (хлопаем руками)
Где вы бывали? (показываем ладошки)
Много работали? – Да! (ударяем по коленкам)
Рылись в песочке. (гребем пальцами рук по полу)
Пекли пирожки. (имитируем лепку пирожков)
 Что еще делали? (показываем ладошки)
 Кубики сложили, (ставим два кулачка рядом друг с другом)
Домик смастерили. (соединяем две ладошки в форме крыши)
Тук-тук, тук-тук (стучим кулачком о кулачок)
Вот какой большой, (поднимаем руки вверх)
С крышей и трубой (опускаем руки вниз)

***

Птички, птички, невелички, (соединяем и разводим выпрямленные пальцы рук в щепоть и обратно – машем крыльями)
Все летали и летали, крыльями махали.
Высоко летали, крыльями махали, (машем поднятыми руками)
Низко летали, крыльями махали, (машем опущенными руками)
Далеко летали, крыльями махали, (вытягиваем руки вперед)
Близко летали, крыльями махали, (приближаем руки к груди)
Полетали, устали, на головушку сели, (кладем руки на голову)
Опять полетели. (снова машем «крыльями»)
На ладошку сели, песенку запели: (одна ладошка выпрямлена, на другой руке складываем пальцы «клювиком»)
«Клю-клю-клю, клю-клю-клю, (стучим «клювиком» по ладошке)
Как я зернышки клюю!»
Вот птенцы, а вот гнездо. (пальцами правой руки делаем щепоть  – это «птенцы», левой рукой обхватываем  пальцы – «гнездо»)
Всем птенцам в гнезде тепло.

***

Мы построим дом, дом. (поочередно кладем то правую ладонь на левую, то левую на правую)
Будем жить мы в нем, в нем.
Крышу не забудем, (пальцы рук соединены над головой)
Окошечко прорубим. (ладони обнимают локти над головой)
Утром папочка придет, (машем правой рукой)
Утром мамочка придет, (машем левой рукой)
Утром солнышко взойдет. (поднимаем обе руки вверх, пальцы растопырены)

***

Стол я взад-вперед пилю, («пилим» ребром ладони стол)
На две части разделю.
Я пилить уже привык,
Вжик-вжик-вжик.
Постругаем мы сейчас, (выполняем движения ладонью как рубанком: от себя ладонь скользит по столу, а по направлению к себе ладонь не касается стола)
Будет гладким столик наш,
Стружки сыплются вокруг:
Раз-два, струг-струг.
Молоточек, поскорей (стучим кулаком по столу)
Помоги нам, гвоздь забей!
Молоток ответил: «Так,
В этом я, друзья, мастак!»
Слышен всюду громкий звук:
Тук-тук, тук-тук.
Чтоб шуруп вкрутить, (складываем ладонь в кулак, выпрямляем указательный палец, прикладываем палец к столу и выполняем им вращательные движения как отверткой)
Надо сильным быть.
Отвертку в руки я беру
И кручу, кручу, кручу.

***

Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья.

***

Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой  пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)

***

Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре, пять,
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

***

Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил,  (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.

***

Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (хватаем мизинчик)
«Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!» (похлопываем по мизинчику)
Можно так продолжить:
Знай наперед:
Здесь водичка – холодненька, (поглаживаем запястье)
Здесь – тепленька, (поглаживаем на сгибе локтя)
Здесь – горяченька, (поглаживаем плечо)
А здесь – кипяток-щекоток! (щекотим под мышкой)

 

Стишки для запоминания названий пальчиков

В этом возрасте ребенок уже может запомнить все названия пальчиков и с удовольствием показывать, где мизинчик, где указательный пальчик и т.д. Помощниками в этом деле станут простые веселые стишки.

Во время прочтения стишков вы можете либо загибать/разгибать соответствующие пальчики, либо показывать на них указательным пальчиком другой руки. Старайтесь в разных стихах использовать разные движения.

Этот пальчик самый большой,
Самый веселый, самый смешной!
Этот пальчик указательный,
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний,
Не первый, не последний.
Этот пальчик – безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький – мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!

***

Палец толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний – самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный – поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

***

 — Где твой пальчик большой?
 — У меня за спиной!
 — А где твой указательный?
 — Посмотри внимательней!
 — А где твой средний палец?
 — Вот какой он красавец!
 — А где твой безымянный?
 — Вот, с кольцом оловянным!
 — А мизинчик-малышка?
 — Вот он, младший братишка!

***

Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (показываем на большой палец)
Указательный – поймал, (показываем на указательный палец)
Средний – гуся ощипал, показываем на средний палец)
Безымянный – печь топил, (показываем на безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (показываем на мизинец)

Ну и напоследок рекомендую посмотреть музыкальные песенки-игры Е. Железновой,  которые как раз понравятся малыша от 1 года 9 месяцев. СКАЧАТЬ ИХ МОЖНО ЗДЕСЬ. Это тоже жестовые и пальчиковые игры, только под музыку.

Благодарю за внимание! До встречи!

Искренне ваша, Яна Разначенко


РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ



УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА



МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?


 

jili-blog.ru

Пальчиковые игры для малышей от 1 года 3 месяцев

Пальчиковые игры – одно из наших любимых занятий с дочкой. Практикуем их уже давно, начали еще до года, и всегда они проходят на ура. Веселые стишки всегда можно вспомнить, когда вдруг становится скучно в дороге, в очереди или в ожидании обеда. Чтобы интерес к пальчиковым играм у дочки не угасал, я периодически обновляю стишки и песенки, естественно, постепенно увеличивая их уровень сложности.

Всю свою копилку пальчиковых игр я условно разбила на несколько частей в порядке возрастающей трудности, чтобы было удобнее ориентироваться. И сегодня хочу поделиться с вами очередной подборкой пальчиковых игр для малышей 1 года. Эти игры чуть сложнее предыдущего уровня, основанного в основном на хлопках, поднятии и опускании рук, притопывании и подобных простых действиях.

Считаю, что эти игры хорошо подходят для малышей от 1 года 3 месяцев, но всегда нужно ориентироваться на ребенка, вполне возможно, эти игры ваш малыш сможет освоить и раньше. Или наоборот, даже если ребенку уже исполнился 1 год и 3 месяца, но вы только начинаете знакомство с пальчиковыми играми, начните с более простых стишков.

Итак, собственно сами пальчиковые игры:

Кап-кап, кап-кап! (стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой руки)
Капает водичка.
Мы намылим ручки, (трем руки, как будто намыливаем их мылом)
Мы умоем личико. («умываем» ручками лицо)
Ну-ка в зеркальце смотри! (показываем на настоящее зеркало или смотрим в раскрытую перед собой ладошку, как в зеркало)
Кто у нас чистюля? Ты! (указываем на малыша)

***

Совушка-сова, (садимся на пол или на стул)
Большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит, (поворачиваем голову то вправо, то влево)
Во все стороны глядит
Да как полетит: (вскакиваем на ноги, раскидываем руки и машем ими как крыльями)
Ш-ш-ш!

***

Мы капусту рубим, рубим, (рубим ребрами ладоней  вверх-вниз)
Мы морковку трем, трем, (трем кулаком одной руки  по ладошке другой)
Мы капусту солим, солим, (сжимаем пальцы щепотью, «солим»)
Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем пальцы)
Сок капустный пьем, пьем. (подносим руки ко рту, изображаем звук, как будто пьем)

***

Умываться мы умеем,
Мы мочалкой моем шею. Вот так! Вот так! (трем шею руками)
Чтобы чисто вымыть ножки,
Мы помылим их немножко. Вот так! Вот так! (трем ноги руками)
А потом над тазом ловко
Мы помоем и головку. Вот так! Вот так! (трем голову руками)
Мы помылись, как большие, (руки в боки)
Вот мы чистые какие!

***

Хома, Хома-хомячок, (двумя руками трем обе щечки)
Хома – рыженький бочок, (поглаживаем свои бока)
Хома ра-а-а-а-но встает, (поднимаем руки вверх и потягиваемся)
Щечки моет, шейку трет, (трем щеки и шею)
Подметает Хома хатку (руками как будто метем по полу)
И выходит на зарядку – (топаем ногами)
Раз, два, три, четыре, пять, (разводим руки в стороны и на каждый счет то сгибаем, то разгибаем руки в локтях),
Хома сильным хочет стать (изображаем силача, согнув руки в локтях, и поворачиваемся из стороны в сторону).

***

Ветер дует мне в лицо, (кистями рук делаем движения по направлению к лицу)
Закачалось деревцо. (руки вверх, качаемся, переминаясь с ноги на ногу)
Ветер тише, тише, тише, (приседаем, руки вниз)
Деревцо все выше, выше! (подпрыгиваем, руки вверх)

***

Лягушка, лягушка,
Хвать меня за ушко. (хватаем себя за уши)
Олени, олени,
Хвать меня за колени. (хватаем себя за колени)
Паучок, паучок,
Хвать меня за бочок. (хватаем себя за бока)
Песик, песик,
Хвать меня за носик. (хватаем себя за носик)
Бегемот, бегемот,
Хвать меня за живот. (хватаем себя за живот)
Оса, оса,
Хвать меня за волоса. (хватаем себя за волосы)
Кузнечики, кузнечики,
Хвать меня за плечики. (хватаем себя за плечики)

***

Светит солнышко в окошко, (руки подняты с растопыренными пальцами)
Смотрит в нашу комнату. (руки «козырьком» над глазами)
Мы захлопали в ладошки, (хлопаем)
Очень рады солнышку!
Бабочка летела, летела, (бегаем по кругу, машем руками как крыльями)
На цветочек села, (садимся на корточки)
Крылышки сложила, (кладем руки на колени)
Деток покормила. (ладошки вместе, подносим ко рту, говорим «ням-ням»)

***

(прячем две погремушки за спиной)
Погремушка, погремушка, музыкальная игрушка, (достаем из-за спины одну погремушку и гремим)
Хочешь, сразу две возьми и греми, греми, греми! (достаем вторую погремушку, гремим обеими)
Спрячь за спинку погремушки, отдохнут от шума ушки. (прячем погремушки за спину)
На соседей погляди и тихонько посиди. (прикладываем палец к губам «тс-с»)

***

Где же, где же наши ручки, наши ручки, наши ручки? (держим руки за спиной)
Где же, где же наши ручки, наши ручки, наши ручки?
Вот ручки, наши ручки, пляшут, пляшут наши ручки. (поворачиваем кисти рук то вправо, то влево)
Пляшут, пляшут наши ручки, поплясали, стоп.
Где же, где же наши ножки, наши ножки, наши ножки? (наклонившись вперед, закрываем ноги руками)
Где же, где же наши ножки, наши ножки, наши ножки?
Вот ножки, наши ножки, пляшут, пляшут наши ножки. (выставляем ножки вперед)
Пляшут, пляшут наши ножки, поплясали, стоп.
Где же, где же наши детки, наши детки, наши детки? (закрываем лицо руками)
Где же, где же наши детки, наши детки, наши детки?
Вот детки, наши детки, пляшут, пляшут наши детки. (открываем лицо, танцуем)
Пляшут, пляшут наши детки, поплясали, стоп.

 

Не менее интересно проводить жестовые и пальчиковы игры под музыку, для этого здорово подходят песенки-игры Екатерины Железновой. Вот ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ музыкальные игры, которые как раз понравятся малышам от 1 года 3 месяцев. Надеюсь, стишки вам пригодятся и помогут скрасить ваш досуг с малышом.

До встречи на страницах блога!

Искренне ваша, Яна Разначенко


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ



РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ



УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА


jili-blog.ru

Пальчиковые игры для малышей от 1,5 лет

Я продолжаю публиковать нашу подборку пальчиковых игр. И сегодня на очереди пальчиковые игры для малышей от 1,5 лет. Все эти игры нами опробованы и одобрены:), так что можете смело использовать их в своих занятиях.

Для удобства пальчиковые игры на сайте разбиты в порядке возрастающей трудности. Напомню, что указанные возрастные рамки несколько условны и вовсе не означают, что вам нужно дожидаться определенного возраста, прежде чем приступить к игре. Всегда ориентируйтесь на ребенка.

Многие игры из предыдущих статей, наверняка также понравятся вам и вашему малышу. Особенно обратите на них внимание, если вы только начинаете знакомство с пальчиковыми играми. Посмотреть их можно здесь:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

Ну и собственно обещанная подборка:

Мы матрешки, Мы матрешки,
Поплясать хотим немножко. (стоя на месте, поворачиваем головой то вправо, то влево)
Мы матрешки, мы матрешки,
У нас новые сапожки. (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Мы матрешки, мы матрешки,
Побежать хотим немножко. (бегаем по комнате)
Мы матрешки, мы матрешки,
Погуляем по дорожке. (степенно ходим по комнате)
Мы матрешки, мы матрешки,
Ох, устали наши ножки. (садимся на корточки и обнимаем колени руками)
Мы матрешки, мы матрешки,
Снова пляшут наши ножки. (стоя на месте, притопываем ножками)
Мы матрешки, мы матрешки,
Всем поклонятся матрешки. (кланяемся)

***

Для чего нужны нам ножки? (хлопаем обеими руками по ногам)
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? («рисуем» пальчиками кружочки перед собой)
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать, (показываем на ушки)
Ротик – чтоб конфетки кушать, (показываем на ротик, причмокиваем губами)
Глазки, чтоб на все смотреть, (прикладываем раскрытую ладонь ребром ко лбу и смотрим по сторонам)
Голос, чтобы песни петь. (пропеваем какой-нибудь звук)

***

Утро начинается, начинается. (руки снизу полукругом постепенно поднимаем вверх)
Дети просыпаются, просыпаются. (трем глаза, потягиваемся)
Вот открылись все окошки, (глаза закрыли ладошками, затем открыли)
Мы похлопаем в ладошки. (хлопаем в ладоши)
И попрыгаем немножко. (прыгаем на месте)
Утро начинается, начинается. (руки снизу полукругом постепенно поднимаем вверх)
Солнце просыпается, просыпается. (трем глаза, потягиваемся)
На носочки поднимайся, (встаем на носочки)
Приседай и выпрямляйся. (приседаем и встаем)
И пониже наклоняйся. (делаем наклон)

***

Бабочка летела, летела, (бегаем по кругу, машем руками как крыльями)
На цветочек села, (садимся на корточки)
Крылышки сложила, (кладем руки на колени)
Деток покормила. (ладошки вместе, подносим ко рту, говорим «ням-ням»)

***

Спит медведь в своей берлоге, (кладем прижатые друг к другу ладошки под голову – «спим»)
Не найти ему дороги. (прикладываем ладошки к щекам и мотаем  головой)
Снег засыпал все вокруг (пальцами постукиваем перед собой по столу или полу)
Спи скорей и ты, мой друг («спим»)

***

Рыжий конь копытом бьет, (бьем ладонями по коленям)
Машет гривою и ржет. (машем головой и говорим: «И-го-го»)
Я воды ему налью,
Свежей травкой накормлю. (протягиваем попеременно правую и левую руки вперед)
Хвостик рыженький поглажу (гладим друг друга с ребенком)
И седло коню прилажу. (продолжаем гладить)
Ловко сяду на коня! (подпрыгиваем)
Конь-огонь, вези меня! (подпрыгивая, двигаться по всей комнате)

***

По большой дороге шел великан, (шагаем широкими шагами, топаем)
Стучали его ноги – парам-пам-пам.
По маленькой дорожке гномик бежал, (идем на носочках маленькими шагами)
Стучали его ножки – парам-пам-пам

***

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, (беремся за руки, ходим по кругу)
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! (постепенно ускоряясь, бегаем)
Тише, тише, не спешите, карусель остановите. (замедляем бег)
Раз, два. Раз, два. Вот и кончилась игра! (переходим на шаг, приседаем)

***

Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки. (трем ушки, затем ножки)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (протягиваем руки вперед ладошками вверх, затем вниз)
Наварили каши, помешали ложкой. (одна рука полукругом перед собой, второй «мешаем»)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (снова показываем ладошки с обеих сторон)
Курочке пеструшке накрошили крошки. (трем пальчиками друг об друга – «крошим»)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Строили ладошки домик для матрешки. (накрываем одну кисть другой, повторяем несколько раз)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Хлопали ладошки, танцевали ножки. (хлопаем, выставляем ножки)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Прилегли ладошки отдохнуть немножко (ладошки складываем под щеку)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!

***

Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать, (ходим по кругу, руки полусогнуты в локтях)
А за ней – цыплятки, желтые ребятки.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко! (грозим указательным пальцем)
Лапками гребите, зернышки ищите. (присели, пальчиками скребем по полу)
Съели толстого жука – ам! (на «ам» хлопаем в ладошки)
Дождевого червяка – ам!
Выпили водицы полное корытце. (изображаем, как пьем водичку)

***

Эй, лошадка, не ленись, (взрослый встает за ребенком, изображающим лошадку, и, держась за него, идет по комнате)
Выше ножки поднимай,
В гости, в гости торопись,
Поскорее ты шагай.
Ну, поехали быстрее, (взрослый с малышом ускоряют шаг)
Быстро-быстро побежим.
Ну, скорее, ну, скорее,
В гости мы с тобой спешим.
А теперь шагай потише, (взрослый с малышом замедляют шаг)
Мы с тобой домой идем.
Мы с тобой домой придем, (садимся на корточки)
Там с тобою отдохнем.

Попробуйте также поиграть в жестовые и пальчиковые игры под музыку, для этого замечательно подходят песенки-игры Екатерины Железновой. Вот ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ музыкальные игры, которые понравятся малышам от 1,5 лет.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Читайте также:


РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ



ПОДВИЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ



ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ


 

jili-blog.ru

Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица

Ни для кого не секрет, что развивать мелкую моторику малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем развитию речи. Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

 

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

 

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.

***

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!

***

Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!

***

Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

 

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.


СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ



ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА


Буду рада, если вы поделитесь своим мнением о пальчиковых играх и расскажите о том, как проходят ваши занятия с малышом. И обязательно поделитесь своими любимыми пальчиковыми играми! Будем расширять коллекцию! Читайте также:


КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ПОДБОРКА


 

Искренне ваша, Яна Разначенко.

jili-blog.ru

Пальчиковые игры для детей 1-2 лет

Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроется в скуке, они просто требуют внимания. Развлечь малыша помогут пальчиковые игры, которые несут в себе колоссальный развивающий эффект. О существовании пальчиковых игр для детей известно абсолютно всем мамам.

Известная детская игра про сороку – ворону – вот прекрасный пример первой пальчиковой игры, с которой знакомится каждый малыш. Однако, не каждая из них сможет ответить, какое значение они имеют в жизни и развитии их малыша.

На самом деле, пальчиковые игры способствует лучшему развитию речи у ребенка. Да-да, именно вождение пальчиком по крохотной ладошке и проговаривание незамысловатого стишка несет для ребенка огромную пользу. Догадывались ли мамы и бабушки об этом, что это непросто веселое развлечение для их чада, когда они вместе считали и загибали пальчики?

Значение пальчиковых игр для детей

Педиатры, психологи, логопеды и неврологи утверждают, что пальчиковые игры способствуют развитию психики ребенка, улучшают деятельность головного мозга, расширяют способность малыша работать руками, улучшают речь.

Учеными доказано, что уровень речевого развития крохи напрямую связан с уровнем сформированности пальцев рук и мелкой моторики. Замечено, что дети, с которыми не играли в пальчиковые игры в младенчестве, позже начинают говорить, они более замкнуты, и даже хуже адаптируются в коллективе.

Пальчиковые игры позволяют маленькому человечку познать свое тело. Его ожидает увлекательное знакомство с плечиками и локтями, ладошками и пальчиками. У малыша формируется уверенность в своих силах, предотвращая возможность неврозов в будущем.

 

Ученые существование связи между детской психикой (мозгом) и стимуляцией рук. К примеру, более развита речь у тех деток, у которых хорошо сформирована тонкая координация движения пальцев – стимуляция детской речи при помощи пальчиковых тренировок. С шести месяцев уже можно начинать массажировать по две – три минуты каждый пальчик (фаланги) и кисти ручек. С возрастом, сложность упражнений постепенно возрастает.

Итак, благодаря пальчиковым играм ребенок может:

  • научиться управлять ручками и каждым отдельным пальчиком – увеличивается точность движений;
  • развить мелкую моторику и речь;
  • сформировать уверенность в своих силах;
  • обогатить словарный запас;
  • синхронизировать работу правого полушария мозга, отвечающего за образы различных явлений, и левого – логического, позволяющего выражать их словами;
  • подготовить руки к письму – формируются сильные и гибкие пальцы и кисти рук, имеющие хорошую подвижность;
  • развивать способности и научится концентрации внимания.

Способы проведения пальчиковых игр

Здесь не существует правил – они рождаются стихийно и подходят детям разного возраста. Это веселое времяпровождение позволяет еще, и развить речь ребенка, его мелкую моторику. Гармоничное и всестороннее развитие личности нуждается в чередовании таких движений, как расслабление и растяжение, сжатие. Сначала дети учатся складывать различные фигуры при помощи правой руки, а позже — левой. Лишь закрепив полученные навыки, переходят к следующему шагу — использование обеих рук.

Малыш еще не может проговаривать считалочку (стишок). Главное, чтобы он сумел повторить движения, показанные взрослым. Подобные игры учат ребенка справляться со своими пальцами, быстро менять их положение. Результат зависит исключительно от частоты занятий. Чем они чаще, тем виднее окажется полученный результат.

Важно и тесное (теплое) общение с родными людьми. Ведь мама берет кроху на ручки и сажает к себе на колени. Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает. Положительные эмоции обеспечены.

Придумайте что-то яркое и необычное – разукрасьте пальцы или наденьте цветные колпаки. Так, стимулируются творческие способности. Малыш придумал новое движение, подходящее к тексту? Его необходимо похвалить за находчивость.

Привлечь внимание ребенка можно веселой детской музыкой. Песенки не только вызовут у него интерес, но и позволят более эффективно провести игровое время, используя новые упражнения.

Стоит предложить годовалому крохе:

  • поиграть маленькими металлическими шариками, перекатывая их между пальчиками;
  • собрать предметы в тарелочку;
  • сложить пирамидку или рамку-вкладыш.

Такие игры способствуют развитию силы и ловкости.

Ребенок способен произносить уже несколько фраз или слов? Пора вводить игры, увеличивающие его словарный запас и способные улучшить память, развить внимательность.

 

После полутора лет можно дать малышу фломастеры, мел или карандаши. Пора знакомиться с усложненными заданиями, цель которых – развить тонкие движения детских пальчиков:

  • разложить предметы по размеру или форме, цвету;
  • перебрать фасоль или крупы;
  • поиграть с водой или песком;
  • снимать или надевать рукавички;
  • нанизать на проволоку макароны-бусины;
  • завязать или развязать шнурок, пояс;
  • застегнуть пуговицы.

Отличительна черта пальчиковых игр – сопровождение всех действий стихами, которые завораживают малыша и легки для запоминания. Ритмичность и постоянный порядок слов – вот что очаровывает его.

Пальчиковые игры, как способ развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику помогут такие занятия, в которых участвуют все пальчики, в том числе мизинчик и безымянный, которые редко используются в обычной жизни.
Мелкая моторика тесно связана с речевым участком мозга. Пальчиковые игры:

  • стимулируют пространственное мышление и речь, воображение и внимание;
  • позволяют развить эмоциональность и быструю реакцию;
  • делают детскую речь гораздо выразительнее.

Чтобы пальчиковая гимнастика приносила пользу, родители должны научить малыша расслаблять ладошку, сжимать, работать пальчиками. Сначала ребенок осваивает работу одной рукой, а затем и двумя. При регулярных занятиях ребенок скорее сможет изменять положение рук, научиться быстро реагировать на различные действия.

Помимо развития моторики, пальчиковые игры сближают кроху и родителей. Малыш чувствует тепло, заботу, любовь мамы, папы и прочих членов семьи, что способствует и его духовному, эмоциональному развитию. Плюс ко всему, заданный стишком ритм, развивает в нем соответствующие чувства, ребенок начинает понимать и чувствовать ритм, такт.

На руках находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за важнейшие функции человеческого мозга. Массаж ладошки и пальчиков малыша стимулирует мозговую активность, благотворно влияет на его умственное развитие. Доказано положительное влияние мелкой моторики на развитие внимания и речи, мышления. Кроме того, наблюдается установление более теплых отношений с родителями.

Рекомендации к проведению игр

Понравится ли игра крохе? Многое зависит от того, как взрослый ее преподнесет. Приступая к игровым занятиям, нужно настроиться на спокойный лад. Важна бережность и осторожность прикосновений.

Когда ребенок начинает непринужденно выполнять движения правой рукой, значит можно переходить к тем же движениям левой рукой. Только после этого рекомендуется разучивать движения обеими руками.

Существует определенный порядок при разучивании игр:

  • Мама проговаривает стишок и показывает движения на себе.
  • Игра показывается взрослым, который манипулирует детской ручкой (пальчиками).
  • Движения выполняются мамой и ребенком синхронно, но проговаривать стих продолжает мама.
  • Малыш выполняет игровые движения самостоятельно, а взрослый произносит стишки.
  • Стихотворение и движения выполняются ребенком. При этом мама может подсказать ему или помочь в чем-то.

Чтобы пальчиковые упражнения-игры приносили положительные эмоции малышу, необходимо выполнять их, будучи самому в хорошем расположении духа. Поэтому, если вы хотите, чтобы у ребенка остались лишь положительные ассоциации от пальчиковых игр, соблюдайте во время занятий следующие правила.

  • Перед игрой нужно убедиться, что ручки теплые – растереть ладони или вымыть их в теплой воде. Холодные руки могут оттолкнуть. Нужно отказаться о резких движениях, способных причинить крохе дискомфорт.
  • Стоит убедиться, что крошка знаком с новыми понятиями и персонажами, прежде чем приступить к незнакомой игре.
  • Если возраст ребенка меньше полутора лет, игра должна строиться на принципе пассивной гимнастики пальчиков и ладошек.
  • Деткам постарше (от 1,5 лет) можно предложить совместное выполнение упражнений.
  • Приветствуется щекотание и поглаживание, «бег» пальчиком по спинке или детской ручке, если позволяет сюжет, выразительная мимика.
  • Нужно делать паузы, говорить громче или тише, медленнее или быстрее. Движение должны выполняться без звукового сопровождения, если это возможно. Для начала, будет достаточно двух-трех игр, которые заменяются новыми.
  • Благотворно влияет веселая атмосфера, поощрение малыша, даже если у него не все получается – со временем все получится правильно. Похвала – великая сила! Для ребенка важна поддержка самых близких людей.
  • Игры проводятся везде – в машине, в очереди, на прогулке.

Пальчиковые упражнения

Самыми полезными для маленьких деток считаются игры, основанные на фольклоре – увлекательном сюжете, содержащем глубокий смысл. Самобытные потешки и песенки пронизаны красотой, они достаточно сложны. За ними скрыт призыв к познанию мира, к пониманию его сути. В их основе лежат действия – развитие сюжета, действие персонажей, решение конфликтных ситуаций. Просматривается удивительное течение жизни.

Многие родители придумывают игры сами, разбавив нехитрую детскую песенку парой-тройкой повторяющихся движений ладошкой или пальчиком. Детям нравится копировать взрослых. Вот почему, они с легкостью ухватывают суть игры, стараются повторить слова и движения.

Развивать мелкую моторику малышей до двух лет способен каждый. Здесь не требуются какие-то специфические навыки и знания, сложные приготовления.

Все пальчиковых игр можно разделить на три категории:

  • Те, которые ориентированы на реакцию или движение – основаны на касаниях, похлопываниях и других движениях рук. Яркий пример – «поймай пальчик» или «ладушки».
  • Сказки – игра, для которой нужен интересный сюжет. Главными героями являются ладони и пальчики. Примером послужат «детки в школе» или «сорока-ворона».
  • Отличный вариант – новая сказка, а ребенок поможет развить ее сюжет. Сделать игру забавнее помогут бумажные колпачки с нарисованными глазками и улыбкой. Четкое проговаривание текста поможет малышу понять, что происходит.
  • Гимнастика для пальчиков – актуальна после занятий. Широко известная «мы писали, мы писали… » хорошо снимает усталость. Необходимо продемонстрировать ребенку каждое движение и дождаться, чтобы он понял их.

Игра делает кроху счастливым, дарит ему положительные эмоции. Он радостно присоединяются к игре, для которой нужно всего четыре руки. Играя, важно помнить о чувстве меры. Стоит остановиться, обнаружив первые признаки усталости. И тогда в доме всегда будет звенеть детский смех.

Вместо заключения

Подводя итог всему вышесказанному, следует заметить, что пальчиковые игры для детей 1-2 лет — это не простое развлечение, которым можно пренебречь, ссылаясь на то, что такой вид занятости не нравится малышу. Привить любовь к подобным развлечениями – задача каждой любящей мамы, которая должна стремиться к тому, чтобы ребенок рос и развивался гармонично, согласно своего возраста. Пальчиковые игры стимулируют развитие речевого аппарата, правильную артикуляцию, деятельность головного мозга. Уделив время в младенчестве пальчиковым упражнениям, вы обеспечиваете успешное будущее своему ребенку.

childage.ru

Пальчиковые игры для детей до года (по месяцам) + видео

Пальчиковые игры — прекрасное развлечение для маленьких детей. Они увлекательны и эмоциональны. А главное – очень полезны в плане развития мелкой моторики, интеллекта и речи. К тому же, никаких финансовых затрат здесь не нужно. Всё, что вам потребуется, чтобы занять своего малыша – это руки да несколько выученных наизусть стишков-потешек. Педагогами и психологами всего мира пальчиковые игры для детей до года признаны одним из самых эффективных инструментов раннего развития, а сам тип развлечения постепенно совершенствуется и видоизменяется.

Пальчиковые игры: суть и предназначение

Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление

Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).

В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.

Самая распространённая пальчиковая игра — «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?

Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.

Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.

Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая — за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.

Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.

Наиболее эффективны пальчиковые игры именно в грудничковом возрасте. И начинать занятия нужно сразу же, когда вы заметите, что кроха перестал сжимать свои ручки в кулачок. А это происходит, примерно, в два месяца.

Возрастные рамки

Ребёнок, начиная с самого своего рождения и лет до восьми, развивается очень быстро. Что касается пальчиковых игр, то условно этот период можно разделить на несколько возрастных интервалов, каждому из которых присущи свои особенности.

  • От двух до шести месяцев. Необходимо поглаживать ручки ребёнка. Очень важно, чтобы мама общалась с малышом прикосновением рук.
  • От семи месяцев до девяти. Движения рук становятся более интенсивными. Такие прикосновения являются отличным массажем.
  • От девяти месяцев до полутора лет. Игры можно разнообразить применением пальчиковых игрушек, шариков, бусин, пирамид, пластилина и теста для лепки.
  • От полутора до трёх лет. Отличное время для использования в пальчиковых играх развивающих игрушек и пособий. Уже можно с их помощью начинать учить с малышом названия цветов, геометрических фигур, частей тела, цифр и т.п. А сделать занятия более интересными помогут различные вспомогательные предметы. Не бойтесь экспериментировать и фантазировать. Это могут быть всевозможные шнуровки, пуговицы, застёжки, молнии и замочки, природный материал, конструкторы и др.
  • От трёх до шести лет. Детям стоит заниматься пальчиковыми играми с усложнением. Лишь к трем годам пальчики становятся хорошо развитыми. В таком возрасте малыш должен хорошо уметь завязывать узелки, неплохо раскрашивать рисунки и многое другое.
  • От шести до восьми лет. Можно использовать занятия рисованием и прикладными искусствами, которые прекрасно помогут вашему ребёнку развиваться всесторонне.

Правила проведения

В первую очередь пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил для их проведения.

  1. Обоюдная заинтересованность – обязательное условие для начала игры.
  2. Самое благоприятное игровое время – 5-10 минут. Дольше нет смысла продолжать занятие. В лучшем случае малышу надоест такое времяпровождение. В худшем — он больше не захочет возвращаться к игре, ни под каким предлогом.
  3. Для проведения пальчиковых игр мама должна быть готовой: хорошо знать детские стишки, иметь игровой реквизит.
  4. Не стоит отвлекаться. Всё внимание сосредоточьте на ребёнке.
  5. Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша. Нет никакого смысла спешить и опережать.
  6. Цель занятий – развитие мелкой моторики. Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
  7. Разнообразие – ваш главный козырь. Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы. Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.

Пальчиковые игрушки можно купить в магазине, а можно смастерить из подручных средств своими руками

Виды

Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.

  • Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
  • Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
  • Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.

Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.

Примеры

Настройтесь на игру. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет помогать своему малышу некоторое время. Затем карапуз самостоятельно сможет руководить процессом.

Не стоит спешить. Игра должна быть, прежде всего, комфортной для ребёнка.

Игра «Дятел»

(Правая рука изображает дятла, а левая — дерево).

Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.

(Поменяйте руки. Теперь правая рука — дерево, а левая – дятел).

Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.

Игра “Указочка”

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Покажите, как моргать глазками).

Могут глазоньки моргать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

Ручки всё хватать, хватать.

Слова для игры «Мышонок»

Игра «Муха»

(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).

Вот летела муха.

(Муха приземляется на другую ручку).

На варенье села.

(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).

Вымазала брюхо.

(Муха улетает).

Дальше полетела.

Игра «Улитка»

(Согните правую ручку. Придерживайте большим другие пальчики так, чтобы безымянный со средним были согнуты, а указательный и мизинец оставались в обычном положении).

Тычет рожками улитка.

(«Улитка» упирается в левую руку).

Заперта в саду калитка.

(Левая ручка пропускает улитку).

Пропусти домой улитку.

Слова для игры «Ути-ути»

Игра «Засыпалочка»

(Положите головку ребёнка на подушку).

На подушку головой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глажу, глажу лобик свой.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

Глазки закрываю.

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

Быстро засыпаю.

Игра «Котёнок»

(Покажите 1 пальчик малыша).

Я один шёл по дорожке.

(Покажите 2 пальчика).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите 3 пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

Ой, мы видели котёнка!

(Покажите 4 пальчика малыша).

У него четыре лапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

На лапках — острые царапки.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Один, два, три, четыре, пять.

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Нужно быстро убегать!

Слова для игры «Ладушки»

Игра «Гости»

(Делайте вид, что ваши пальчики бегут).

Гости к Кате прибежали.

Все друг другу руки жали.

(Соедините указательный и большой палец).

Здравствуй, Жора!

(Соедините средний и большой палец).

Здравствуй, Жанна!

Рад Серёжа.

(Соедините безымянный и большой палец).

Рад Снежана.

(Соедините мизинец и большой палец).

Не хотите ль пирожок?

(Сложите вместе ладошки).

Может коржик?

(Покажите две ладошки).

Иль рожок?

(Упритесь кулачками).

Вот драже вам на дорожку.

(Укажите на ладошке пальчиком).

Вы берите понемножку

(Сжимайте ручки в кулачок).

Все стряхнули быстро крошки.

(Стряхиваете с ручек крошки).

И захлопали в ладошки!

(Хлопаете ручками).

Игра «Комар»

(Водите вокруг ушка пальчиком).

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж.

(Водите вокруг носика пальчиком).

Летят осы вокруг носа, с-с-с.

(Дотроньтесь пальчиком до лобика).

Летит комар, на лоб — оп!

(Дотроньтесь ручкой до лобика).

А мы его хлоп!

(Зажмите кулачок и поднесите к ушку).

И к уху, з-з-з.

(Разожмите кулачок и подуйте на него).

Отпустим комара? Отпустим!

Видео «Пальчиковые игры для годовалых малышей»

Занимайтесь с ребёнком систематически. Постепенно задания усложняйте. Получайте удовольствие от общения со своим крохой. А за результатами дело не станет. На практике это доказано не только специалистами, но и многими поколениями малышей, выросших, одновременно играя и развиваясь. Проводите время весело и с пользой. Именно в этом и заключается, наверное, вся ценность пальчиковых игр для совсем ещё маленьких карапузов.

babyzzz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *