Методы обучения глухих детей — Путешествие дефектолога
Эта статья поможет лучше понимать то, о чем пойдет речь в рассказах про школы 🙂
На данный момент существует три основных системы обучения детей с нарушением слуха.
1. Устный метод.
Этот метод применяется в России. Как можно понять из названия, суть системы заключается в развитии устной речи, как средства общения. Т.е. основной упор на уроках происходит на то, чтобы сформировать у детей устную речь, потребность говорить. Присутствуют различные организационные моменты и фразы: можно войти в класс, я сел(а), у меня работают аппараты, можно мне ответить, я знаю ответ и т.д. Новые слова предъявляются детям устно, письменно, дактилируются. Письменная речь также занимает значительное место в этом методе.
В подавляющем большинстве российских школ для детей с нарушением слуха применяется эта система. У некоторых детей она дает хорошие результаты и позволяет сформировать возможность общаться с другими людьми посредством устной речи. Но для большинства детей, устная речь — недостижимая высота. Они способны достигнуть некоторого звукоподражания, произнесения отдельных фраз и слов, но полностью грамматический строй речи им не поддается. К сожалению, для таких детей устный метод становится автоматическим заучиванием привычных фраз и выражений.
2. Жестовый метод.
Этот метод почти нигде не применяется в чистом виде. Когда системы обучения детей с нарушением слуха только начинали развивать, существовали школы, работавшие по жестовому методу. Суть — обучение происходит при помощи только жестовой речи. Устная речь почти не используется. Наравне с жестовой речью используется дактильная речь. Письменная речь является вспомогательным средством. Данный метод более естественный для детей с нарушением слуха, он ими легко принимается.
Минус состоит в том, что, какая бы ни была, устная речь должна развиваться хотя бы немного. Это помогает детям научиться чувствовать вибрацию, наличие и отсутствие звука, ощущать свой голос и развивать ум.
3. Билингвистический метод.
В данном подходе к обучению можно увидеть соединение устного и жестового методов. В школах, где дети обучаются по такому методу, есть сурдопереводчики и учителя, владеющие жестовым языком. Обучение происходит с помощью устной и письменной речи, с использованием жестов. Когда ребенок читает слово или предложение, он должен показать его жестом (жестами). Это позволяет педагогам точно знать — понял ребенок прочитанное или услышанное, или нет. Также это позволяет соединять слово и жест, что способствует формированию четкого образа, осознанного понятия. При этой системе детей также обучают устной речи — в детском саду и начальной школе. Но после 4 класса индивидуальные занятия по развитию устной речи прекращаются.
В таких школах у детей есть уроки жестового языка, которые позволяют им освоить структуру их естественного языка, расширить словарный запас.
Чаще всего, уроки делятся на три вида:
— уроки со слышащим учителем, знающим жестовую речь;
— уроки с глухим учителем;
— уроки со слышащим учителем и сурдопереводчиком.
Данная система большей частью применяется в странах Европы и в России почти не используется. Большинство детей показывают действительно хорошие результаты обучения, успешно справляются с экзаменами, поступают в институт.
Но стоит понимать, что все дети абсолютно разные. И каждому необходимо подобрать адекватные его возможностям методы и программы обучения.
Помимо перечисленных существуют более редкие методы, такие как верботональный метод, метод семейного воспитания Р.М. Боскис. О них я постараюсь рассказать позднее 🙂
Особенности обучения слабослышащих детей
Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений. И.М.Сеченов считал, что у большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.
Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л.В.Неймана(1951), Р.М.Боскис (1963), Л.П.Назаровой (1976), Е.П.Кузьмичевой (1981)), отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом — это усвоение слов на слух и понимание речи в целом.
Слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является коррекция их речи.
Недоразвитие качественно и количественно может быть различно: это касается и фонематического строя речи, и ограниченности словарного запаса, и нарушение грамматического строя. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят от характера и степени выраженности дефекта, от их индивидуальных особенностей.
Уровень речевого развития слабослышащих детей должен выравниваться к моменту их перехода из начальной школы на следующую ступень обучения.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — методика обучения математике и русскому языку слабослышащих детей.
Цель исследования — разработать методические рекомендации по обучению математике и русскому языку слабослышащих детей.
Гипотезы исследования — использование специальных форм работы (речевые игры, использование словариков) и специальной системы упражнений, способствует развитию речи слабослышащих детей младшего школьного возраста и повышению качества знаний по русскому языку и математике.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
1.1 Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей.
Глубокое и всестороннее изучение слабослышащих детей, начатое в 40-е годы под руководством Р.М.Боскис, велось на основе психической концепции, выдвинутой Л.С.Выгодским и учеными его школы.
Для раскрытия сущности аномального развития слабослышащих детей и определения адекватных путей и средств его преодоления в специально организованном педагогическом процессе актуальными оказались следующие положения этой психологической концепции.
Психика является сложным по своей структуре образованием. Различные формы отражательной деятельности в виде психических процессов обеспечиваются благодаря согласованной работе системы анализаторов.
Механизмы высшей нервной деятельности как материальные основы психических процессов и функций формируются под воздействием биологически, природных задатков и факторов, а также социальных условий. Существенно, что в понятие социальных условий включается не только общественная среда, ее формирующее влияние, но и встречная активность самой личности, выражающая в разнообразных видах деятельности. Взаимодействие ребенка со средой, в процессе которого он, активно осваивая социальный опыт окружающих, развивается как личность, является решающим фактором формирования психики.
Роль и взаимоотношение разных анализаторов, значение и взаимодействие разных сторон, функций, процессов психики неодинаковы на этапе ее становления и на этапе сформированности.
Законы психического развития в целом и закономерности владения языком в норме и в отклонении от нее общее.
Язык (речь) и связанная с ним словесно-понятийное мышление является важнейшим средством всестороннего развития ребенка. В связи с этим обучению аномального ребенка языку должна быть отведена первостепенная роль в ряду педагогических условий, обеспечивающих преодоление последствий первичного дефекта.
Творчески применив учение Л.С.Выгодского о структуре развития аномальных детей, в которой взаимодействуют факторы первичного порядка (связанные непосредственно с дефектом, в данном случае со слуховой недостаточностью) и факторы вторичные (производные от первичны, возникшие как результат своеобразного развития ребенка), Р.М.Боскис по-новому представила сущность аномалии детей с недостатками слуха и разработала научные основания для их классификации.
Ею было установлено, что в аномальном развитии психики слабослышащего ребенка важно не столько то, что ребенок плохо слышит, т.е. имеет физический недостаток, а то, что недостаток в силу неблагоприятных условий привел к нарушению многих функций и сторон психики, чрезвычайно существенным для ее состояния, определяющим ход развития личности ребенка (сформировались только начатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному). Другие стороны психики этого ребенка не испытывали того решающего воздействия, которому они подвергаются в норме, со стороны речи и отвлеченного мышления. Это относится, прежде всего, к сфере восприятий, в том числе дефектному слуху: он не стал в полной мере речевым слухом, т.е. качественно недоразвился. В таком состоянии его взаимодействие с речью (с речедвигательным анализатором) оказалось нарушенным, что вторично помешало формированию речевых механизмов и продолжает препятствовать дальнейшему развитию речи.
Как известно, в норме речь и мышление развиваются во взаимодействии. Результативность этой связи зависит от уровня развития и степени совершенства каждой из названных психических функций. Поскольку дефект слуха у ребенка возник в раннем возрасте, то уровень развития речи и возможности к абстрагированию у него были изначально невысокими. Естественно, что протекающие в таких условиях взаимодействие речи и мышления (на низших ступенях их развития) малопродуктивно, т.е. они мало способствуют развитию друг друга, не оказывают того благотворного влияния на остальные психические процессы (восприятие, представление, память, внимание), которая наблюдается у нормально развивающегося ребенка. Иными словами аномалия слабослышащего ребенка носит не узко частный, а целостно -системный характер.
Для выявления специфики развития слабослышащего ребенка весьма существенным оказался вывод о том, что у него имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов — слуха. Этим слабослышащий принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах. В отличие от глухого он по-другому приспосабливается к своему дефекту, ищет иных путей его компенсации (главным образом не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха). Часто ему может казаться, что он правильно услышал и понял сказанное. А если сравнивать слабослышащего ребенка со слышащим, то можно увидеть, что у них имеется качественное отличие использования дефектного слуха как фактора развития речи.
Для характеристики аномального развития слабослышащего весьма существенным было указание на то, что речь его, оказывается не только недоразвитой, но еще и искаженной. Так, наряду с бедностью словаря наблюдается употребление слов в неправильном значении, наряду с недоразвитием грамматического строя.
Профессиональные учебные ресурсы | Глухие дети в начальной школе
Узнайте больше о наших бесплатных ресурсах для учителей и других специалистов в области образования по обучению с учетом требований глухих и поддержке глухих детей младшего возраста.
Распознавание признаков потери слуха
Если вы работаете в дошкольном возрасте или в начальной школе, высока вероятность того, что у ребенка, находящегося под вашим присмотром, будет невыявленная потеря слуха.
Узнайте больше о распознавании признаков потери слуха.
Обучение с учетом потребностей глухих: для начальных школ
Этот ресурс предназначен для учителей, лиц, ответственных за координацию обеспечения детей с особыми потребностями, и любых других специалистов в области образования, работающих с глухими детьми в начальных школах. В нем излагаются простые советы по дружественному обучению глухих и включению их в класс.
Скачать Обучение для глухих: Для сотрудников начальной школы
Обучение для глухих: Специальные школы
Этот ресурс предназначен для сотрудников специальных школ, которые посещают глухие дети со сложными потребностями.
Загрузите обучение для глухих: для сотрудников специальных школ и посмотрите наше видео ниже с основными советами для сотрудников, работающих в специальных школах:
com/embed/-_0CoqcXIZo?rel=0&showinfo=0&enablejsapi=1&origin=https://www.ndcs.org.uk»>https://youtube.com/watch?v=-_0CoqcXIZo%3Frel%3D0%26showinfo%3D0%26enablejsapi%3D1%26origin%3Dhttps%3A
Поддержка достижений глухих детей в специальных школах
Это видео дает сотрудникам, работающим в специальных школах, пять основных советов по поддержке глухого ребенка в их классе.
Оценки глухих детей и подростков
На наших веб-страницах с оценками представлена информация о ряде различных специализированных оценок, доступных специалистам, работающим с глухими детьми, в каждой из следующих областей:
- Ранние коммуникативные навыки
- язык
- прослушивание
- грамотность
- математика
- когнитивное развитие
- социальное и эмоциональное развитие.
Вы также можете узнать больше о ключевых принципах эффективного использования оценок.
Запугивание и глухие дети
Наш ресурс содержит рекомендации о шагах, которые школы могут предпринять для защиты глухих детей от запугивания, и о том, как справляться со случаями издевательств, когда они возникают.
Загрузить Защита глухих детей от издевательств
См. нашу информацию о издевательствах на ресурсах для родителей и молодежи.
Создание хороших условий для прослушивания
Мы подготовили ряд ресурсов, в которых изложены простые шаги, которые можно предпринять для улучшения среды для прослушивания в детских садах, школах и других образовательных учреждениях.
- Создание хороших условий для прослушивания: для образовательных учреждений
- Советы о том, как школы могут улучшить условия прослушивания
- Контрольный список управления условиями прослушивания
- Предварительное исследование шума
- Опрос учеников
- Презентация для учителей глухих
- Информация для родителей
- Видеоклипы «Наш урок», в том числе ролики о снижении фонового шума и хорошей акустике.
Планы образования, здравоохранения и ухода (Англия)
Мы сотрудничали с Национальным партнерством по сенсорным нарушениям (NatSIP) над созданием ряда ресурсов, которые помогут врачам-практикам проводить оценку потребностей ПЭУЗ для глухих детей и молодых людей и составлять планы КПБУ. .
- Better Plans, Better Assessments, Better Plans: междисциплинарная система оценки детей с нарушением слуха
- Шаблон для оценки и сбора информации
- Пошаговое руководство по составлению более эффективных планов EHC для детей и молодых людей с сенсорными нарушениями
- Сводный контрольный список NatSIP для написания более эффективных планов EHC
- Образец плана образования, здравоохранения и ухода — Руби (3 года)
- Образец плана образования, здравоохранения и ухода — Роберт (11 лет)
- Образец плана образования, здравоохранения и ухода — Даниэль (18 лет)
Видеоклипы «Здесь учиться»
Видеоклипы «Здесь учиться» содержат базовую информацию о практических шагах, которые школьный персонал может предпринять, чтобы повысить осведомленность о глухих и вовлечь глухих детей и молодых людей во все аспекты школьной жизни.
Легкая потеря слуха
Наша брошюра о легкой потере слуха предназначена для учителей и персонала детских садов. В нем объясняется, какое серьезное влияние легкая потеря слуха может оказать на ребенка, а также то, что вы можете сделать, чтобы поддержать ребенка с легкой потерей слуха в своем классе.
Посмотрите видео «Легкая потеря слуха, серьезное воздействие», которое прилагается к этой брошюре ниже:
https://youtube.com/watch?v=jylb7TDn2Tk%3Frel%3D0%26showinfo%3D0%26enablejsapi%3D1%26origin%3Dhttps%3A
Советы по обучению глухих детей с легкой потерей слуха
В этом видеоролике рассказывается о серьезном влиянии легкой потери слуха на ребенка в школе, а также о том, что могут сделать специалисты, чтобы поддержать ребенка с легкой потерей слуха в своем классе.
Радиоаппараты
Наши ресурсы для профессионалов и семей
- Стандарты качества для использования персональных радиоаппаратов
- Как радиопомощь может помочь — информация для родителей
- Видео о наших радиопомощниках
Тематические исследования
Примеры политик и форм кредитных договоров, которыми пользуются службы поддержки специалистов, а также примеры из служб поддержки специалистов можно найти ниже:
- Пример политики в отношении радиопомощи от Berkshire Sensory Consortium Service
- Принципы и рекомендации для поддержки предоставления систем Radio Aid и других усилительных устройств Службой поддержки лиц с особыми образовательными потребностями Оксфордшира
- Практический пример — Корпоративное страхование Radio Aids Советом графства Норфолк
- Практический пример – Политика и практика использования радиопомощи, отдельные отзывы
Одолжить радиоаппарат
Узнайте, как родители могут одолжить радиоаппарат, воспользовавшись нашей программой «Тест-драйв технологий» или «Одолжите для покупки».
Дети, использующие английский как дополнительный язык
Этот ресурс предоставляет советы по поддержке глухих детей всех возрастов, которые говорят на английском как на дополнительном языке (EAL), включая детей, которые еще не пошли в школу, и их семьи. Ресурс предназначен для учителей глухих и других специалистов, работающих с глухими детьми, использующими английский язык, включая координаторов с особыми или дополнительными потребностями и координаторов английского языка.
Скачать Поддержка достижений глухих детей, использующих английский как дополнительный язык (EAL)
Также доступно короткое видео с советами по поддержке детей, использующих EAL.
Мы хотели бы поблагодарить Bell Foundation за их финансирование, опыт и поддержку в развитии этих ресурсов.
Обучение фонетике глухих детей
Этот ресурс предназначен для всех, кто преподает фонетику учащимся начальных классов, например, для классных руководителей и помощников учителей.
Скачать Обучение фонетике глухих детей: Руководство для учителей
Что ты чувствуешь? Руководство, которое поможет глухим детям понять и идентифицировать свои эмоции
Глухим детям может не хватать словарного запаса, чтобы обозначить свои чувства. Эта рабочая тетрадь предназначена для учителей, которые должны работать с детьми, чтобы помочь им расширить свой эмоциональный словарный запас, чтобы они могли понять и определить, что они чувствуют.
Скачать Что ты чувствуешь? workbook
У нас есть список других образовательных ресурсов, разработанных правительством или другими организациями для специалистов в области образования, которые могут быть полезны для вашей работы с глухими детьми.
Оценить, спланировать, сделать, просмотреть (Англия)
В нашей презентации объясняется, как цикл «оценить, спланировать, сделать, просмотреть» можно применить к глухим детям для улучшения результатов. Он предназначен для использования учителями глухих или другими специалистами совместно с обычными учителями или другими работниками сферы образования.
Загрузить презентацию «Оценить, спланировать, сделать, просмотреть»
Национальное партнерство по сенсорным нарушениям (NatSIP) также подготовило руководство о том, как «оценивать, планировать, делать, анализировать» можно применять к глухим детям.
Загрузить руководство NatSIP
Присоединяйтесь! Создание схемы поддержки сверстников для глухих учеников в вашей школе
Наш набор инструментов для учителей объясняет, как они могут создать схему поддержки сверстников для глухих учеников.
Загрузить руководство сейчас
Существует также отдельное руководство для учителей средних школ.
Улучшение навыков грамотности глухих детей
Этот ресурс состоит из программы из 10 уроков, упражнений, игр и специально разработанных книг для улучшения навыков грамотности глухих детей за счет улучшения их понимания английской морфологии и синтаксиса. Он направлен на помощь глухим детям в возрасте 7–11 лет и больше всего подходит для глухих детей, которые не достигают ожидаемого уровня для своего возраста.
Посмотрите наше видео с Дианой, учительницей глухих, которая дает пошаговые инструкции по использованию ресурса.
Программа по обучению счету
В нашем справочном документе кратко излагается программа по улучшению навыков счета у глухих детей. Он предназначен для использования в основном с глухими детьми в возрасте от 5 до 11 лет, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.
Загрузить информационный документ «Математика»
Инклюзивное обучение: глухие и слабослышащие
Слушать
По данным Форума глухоты Австралии, примерно каждый шестой австралийец имеет значительную потерю слуха. В этой популяции большинство людей имеют ту или иную степень нарушения слуха, и лишь небольшая часть группы глухая. Типы потери слуха включают нейросенсорную (связанную с нервами), кондуктивную (поражающую наружное или среднее ухо) или смешанную потерю слуха (смесь обоих типов). Люди, использующие австралийский язык жестов (ауслан), часто предпочитают, чтобы их называли глухими. а не слабослышащий. Они видят в этом положительную идентичность, а не отрицательный ярлык.
Люди с потерей слуха либо оглохли до или после речи. Люди с доязыковой глухотой теряют слух раньше, чем приобретают язык. Люди с постречевой глухотой приобрели потерю слуха после того, как научились говорить. Для каждой группы влияние потери слуха и степень глухоты будут различаться.
Некоторые люди, оглохшие до речи, используют Ауслан. Многие получили кохлеарные имплантаты в раннем возрасте. Некоторые полагаются на разговорный язык. Многие общаются с помощью комбинации разговорного языка и языка жестов. У некоторых нормальный язык и грамотность развиты. У некоторых могут быть проблемы с грамотностью. Он сильно различается, поэтому важно понимать потребности каждого человека. Все эти факторы необходимо учитывать при оценке видов разумных корректировок.
Люди с постлингвальной потерей слуха обычно приобретают эту потерю слуха в более позднем возрасте. Они могут или не могут извлечь выгоду из подслушивающих устройств. Некоторые могут изучать язык жестов как средство разнообразить доступ к общению. Как и в случае с людьми, которые оглохли до речи, важно оценить потребности каждого человека, прежде чем вносить какие-либо разумные коррективы. Это потому, что требования каждого человека могут быть разнообразными.
Учащимся с потерей слуха могут потребоваться приспособления и вспомогательные устройства, чтобы иметь наилучший доступ к образованию. Приспособления могут быть такими простыми, как предпочтительное размещение, или такими сложными, как беспроводные вспомогательные устройства для прослушивания в классе. Некоторым потребуются переводчики Auslan и живые удаленные субтитры. Каждый учащийся с потерей слуха должен оцениваться индивидуально, а приспособления должны быть реализованы с учетом уникальных потребностей каждого учащегося.
Влияние потери слуха
На процесс обучения учащихся с потерей слуха могут повлиять следующие факторы:
- Учащиеся, оглохшие в раннем детстве, могут сильно отличаться от учащихся, потерявших слух в более позднем возрасте, с точки зрения неблагополучного образования. Например, их словарный запас может быть ограничен, что, в свою очередь, может повлиять на уровень их грамотности в английском языке.
- Глухие и слабослышащие учащиеся иногда могут предпочесть стратегии визуального обучения. Это может быть проблемой в условиях, когда большая часть важной информации передается исключительно из уст в уста.
- Учащимся с потерей слуха могут потребоваться вспомогательные технологии для участия в занятиях. Эта вспомогательная технология может быть ноутбуком, на котором можно использовать программное обеспечение, такое как Skype, для предоставления переводчиков Auslan или субтитров. Для некоторых это будет в виде подслушивающих устройств. Для других это будет комбинация технологий, включающая как прослушивающие устройства, так и компьютерное программное обеспечение.
- Влияние потери слуха может вызвать задержки в получении учебного материала. Учащимся, которым нужна информация, записанная с ленты, иногда приходится ждать в течение значительного периода времени, чтобы это произошло. Это необходимо учитывать с точки зрения разработки подходящих сроков выполнения работы для каждого учащегося.
- Студенты с потерей слуха могут казаться изолированными в учебной среде. Возможность социальных контактов и взаимодействия с другими учащимися часто ограничена, и эта изоляция или обособленность могут влиять на обучение.
- Участие и взаимодействие в обучающих программах могут быть ограничены. Студенты, которые не могут слышать ход и нюансы быстрого словесного обмена, окажутся в невыгодном положении.
- Некоторые учащиеся с потерей слуха, поступившие прямо из школьной системы, были знакомы со структурированной учебной средой, и им может потребоваться период адаптации при поступлении в послесреднюю учебную среду. Трудности в общении и приспособления могут привести к определенному уровню беспокойства по поводу выступления перед другими. Это может повлиять на участие в обучающих программах, особенно для учащихся, на речевое развитие которых повлияла потеря слуха.
Стратегии обучения
Существует целый ряд инклюзивных стратегий обучения, которые могут помочь всем учащимся учиться, но есть некоторые конкретные стратегии, которые полезны при обучении группы, в которую входят учащиеся с нарушениями слуха:
- Предложите учащимся с нарушением слуха сесть ближе к передней части лекционного зала, где у них будет беспрепятственный обзор. Это особенно важно, если учащийся использует переводчика, читает по губам, полагаясь на визуальные подсказки или использует слуховой аппарат с ограниченным радиусом действия. Имейте в виду, что некоторым учащимся может не понравиться это предложение или у них могут быть альтернативные стратегии. Уважайте их выбор.
- Используйте вспомогательные слуховые устройства, такие как индукционные петли, если они имеются в лекционном зале. Слуховые аппараты могут включать системы передатчика/приемника с пристегивающимся микрофоном для лектора. При использовании такого микрофона нет необходимости менять свой стиль речи или преподавания.
- Убедитесь, что любой фоновый шум сведен к минимуму.
- Четко повторяйте любые вопросы, заданные студентами на лекции или в классе, прежде чем давать ответ.
- Не говорить, стоя лицом к доске. Имейте в виду, что усы, борода, руки, книги или микрофоны перед вашим лицом могут усложнить чтение по губам. Студенты, которые читают по губам, не могут работать в затемненных комнатах. Возможно, вам потребуется отрегулировать освещение в учебной среде. Если используется сурдопереводчик, следуйте советам по работе с сурдопереводчиком.
- Учащемуся, наблюдающему за переводчиком, трудно также делать записи с экрана или с доски. Переводчик не может перевести одновременно ваши слова и любую информацию, указанную на накладных. Поэтому важно, чтобы вся информация также была доступна в виде раздаточных материалов.
- Предоставлять письменные материалы в дополнение ко всем лекциям, учебным пособиям и лабораторным занятиям. Объявления о расписании занятий, мероприятиях, полевых работах, посещениях предприятий и т. д. должны быть сделаны как в письменной, так и в устной форме.
- Разрешить студентам записывать лекции или, что предпочтительнее, сделать доступными копии ваших конспектов лекций. Гибкая доставка учебных материалов через электронные носители также особенно полезна для студентов, которым трудно получить информацию обычными способами. Для учащихся с потерей слуха новые технологии — и, в частности, Интернет — могут быть использованы для преодоления многих пробелов.
- Убедитесь, что списки предметного жаргона и технических терминов, которые учащиеся должны будут усвоить, были доступны в начале курса. Если для корректировки используются переводчики или субтитры, сделайте этот список доступным для профессионалов, предоставляющих услуги, как можно раньше.
- Любые используемые видеоролики или фильмы должны, по возможности, сопровождаться субтитрами. Если это невозможно, вам нужно будет рассмотреть альтернативные способы доступа к информации для учащихся с нарушениями слуха.
- Во время уроков помогите учащимся, которые читают по губам, посадив их прямо напротив вас и по возможности убедитесь, что они видят всех остальных участников. Контролируйте обсуждение, чтобы только один человек говорил одновременно.
- Учащиеся с потерей слуха, особенно с сопутствующими проблемами речи, могут предпочесть, чтобы их учебные работы представил другой учащийся.
- Потеря слуха часто влияет на речевые способности, в зависимости от возраста начала заболевания. У учащихся, потерявших слух в раннем возрасте, могут быть проблемы с грамотностью. В некоторых случаях предоставление списков для чтения задолго до начала курса для студентов с потерей слуха может быть полезным. Рассмотрите возможность адаптации этих списков для чтения, когда это необходимо, и дайте рекомендации по ключевым текстам.
- Разрешить выполнять задания или обзоры по углубленному изучению нескольких текстов, а не по широкому изучению многих.
- Использование переводчиков Auslan и дистанционных субтитров в реальном времени может потребовать некоторых корректировок в стилях преподавания, особенно в темпе обучения. Заранее проконсультируйтесь с поставщиками услуг, чтобы выявить возможные изменения.
- При наличии удаленных субтитров в реальном времени стенограмма сеанса обычно может быть оценена в течение 24 часов. Рекомендуется, чтобы они были отправлены по электронной почте непосредственно студенту в качестве точной записи ссылки.
Стратегии оценки
При необходимости всегда рассматривайте альтернативные формы оценки. Ожидается, что стандарты не будут снижены для приспособления учащихся с инвалидностью, а скорее должны дать им разумную возможность продемонстрировать то, чему они научились. Когда у вас будет четкое представление о том, как инвалидность влияет на обучение, вы можете рассмотреть альтернативные стратегии оценивания:
- Когда их уровень грамотности является проблемой, учащиеся могут потребовать использования тезауруса или словаря во время экзаменов. Может потребоваться персональный компьютер с функциями проверки орфографии и грамматики.