Особенности развития личности ребенка с ДЦП | Учебно-методический материал:
Особенности развития личности ребенка с ДЦП
Проблема изучения личностных особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич является одной из наиболее актуальных в психологии.
В сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики.
Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у таких детей сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – ребенок замыкается в себе.
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:
биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
социальными условиями — воздействием на ребенка ближайшего окружения.
Исходя из этого можно сделать вывод, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.
Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.
В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.
Повышенная утомляемость — еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы.
Еще одна область, в которой педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами – это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных (в смысле психологического климата) семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого, стараются сформировать адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
Дети с ДЦП-особенности развития личности.
Наталья Р. | 09.02.2020 | Разное, но важное | Комментариев нет
Дети с разными особенными заболеваниями считаются необычными детьми. Некоторые их стесняются,некоторые их стараются «обходить стороной»… Разное отношение. Я прочла статью Наталии Гуцу-Дьякону-мамы девочки с ДЦП и считаю, что она многим может принести пользу и ,главное, уверенность. Статья основана на своем личном жизненном опыте и фактах, опираясь на поведение своей дочери, утверждая, что она ничем не хуже других детей, посещает обычную школу. Эксклюзивная программа обучения, но девочка пытается быть как и остальные дети: участвует в конкурсе чтецов, посещает кружок танцев, ей тяжело, но она очень старается. Ходит сама в школу, открывает дверь ключом, звонит по телефону сообщая что в школе или дома, играет и очень любит своего младшего брата.
Итак,вашему вниманию статья «Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом».
Автор: Наталия Гуцу-Дьякону, воспитатель детского сада №88-мама 14 летней девочки с ДЦП.
«Семья, повстречавшаяся с диагнозом ДЦП, старается приобрести максимум информации, касаемо данного заболевания. Начинается изучение последних новинок из сферы медицины, фармакологии, поиски новых специалистов. Но в изучении вопроса, теряется один из значимых аспектов, решающий для последующего лечения. Если глянуть на болезнь глазами своего карапуза, то можно лучше понять её, естественно оказать лучшую помощь в лечение и реабилитации. Формирование личности больного ДЦП, подчиняется нескольким факторам:
- биологическим особенностям связанным с характером заболевания;
- социальным условиям — влияние на ребёнка семьи и педагогов в образовательных учреждениях.
Хочется подчеркнуть, что на развитие и формирование личности ребенка оказывает его непосредственное положение связанное с ограничением движений и речи, а так же отношение семьи к данному заболеванию, окружающая обстановка, атмосфера. Нужно помнить, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП это показатель тесного взаимодействия этих двух факторов. И именно родители, при большом стремлении, могут уменьшить фактор общественного влияния. Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана с условиями ее формирования, которые существенно разнятся от условий развития полноценного ребёнка.
Не стоит упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения.
Если у вас появились вопросы,относительно статьи или личного опыта автора,вы можете связаться с автором по профилю на фэйсбуке https://www.facebook.com/natalia.gutu.12 или напишите по адресу: Natalia Gutu <[email protected]>
Все в рубрике
- Дети с ДЦП-особенности развития личности.
- Семинар для родителей: «Как устанавливать границы с ребенком»
- 1 июня-нерабочий день?
- Как попасть на сайт?
- УСЫНОВЛЕНИЕ
Четыре типа церебрального паралича и что они означают
Церебральный паралич (ДЦП) — это группа неврологических расстройств, которые обычно влияют на двигательные и когнитивные функции и препятствуют способности организма целенаправленно и скоординировано двигаться.
Важно понимать, что детский церебральный паралич может проявляться по-разному, и нарушения двигательных или других функций будут зависеть от того, какая область мозга была поражена. Различают четыре основные формы церебрального паралича:
- Спастический
- Дискинетический
- Атактический
- Смешанный
Ниже мы обсудим различные формы церебрального паралича, как они возникают, и симптомы, которые могут проявляться для каждой из них.
Спастический
Спастический церебральный паралич является наиболее распространенным типом ДЦП и часто возникает в результате повреждения коры головного мозга. У детей со спастической формой ДЦП повышен мышечный тонус и наблюдается спастичность. Это означает, что их мышцы ненормально жесткие, напряженные или даже болезненные из-за длительного сокращения мышц.
Спастический церебральный паралич можно разделить на три подтипа:
- Спастическая диплегия. Это обычно вызывает ригидность мышц двух конечностей, обычно ног, и может привести к затруднениям при ходьбе; однако также могут быть затронуты руки или верхняя часть тела.
- Спастическая гемиплегия. В первую очередь поражается только одна сторона тела, что часто приводит к двигательным нарушениям в руке.
- Спастическая квадриплегия . Это характеризуется двигательной дисфункцией во всем теле.
Дискинетический
У некоторых детей с церебральным параличом наблюдается форма состояния, называемая дискинетический ДЦП, также называемая не спастическим или атетоидным церебральным параличом. Это может быть результатом повреждения базальных ганглиев, которые отвечают за двигательный контроль, двигательное обучение и эмоции.
Дети с дискинетическим ДЦП могут испытывать непроизвольные подергивания и трудности с контролем движений рук и ног. Они могут чередовать движения, сначала медленные, а затем быстрые и отрывистые. Иногда поражается и лицо, что приводит к нарушению речи.
Атаксический
Атактический ДЦП возникает в результате повреждения мозжечка, который является областью, отвечающей за равновесие и контроль осанки, координацию, двигательное обучение и когнитивные функции. У детей с этой формой церебрального паралича могут быть проблемы с равновесием и координацией, а также ряд других симптомов, в том числе:
- Мышцы слишком расслаблены
- Общая неправильная осанка
- Тремор тела
- Трудности с мелкими точными движениями
- Проблемы с восприятием глубины
Смешанные
При некоторых случаях детского церебрального паралича поражение головного мозга не ограничивается одной областью. Когда у ребенка проявляются симптомы нескольких типов церебрального паралича, у него может быть диагностирован смешанный ДЦП.
Родителям и опекунам рекомендуется обращаться за помощью к врачу или специалисту по церебральному параличу, если они подозревают, что их ребенок страдает ДЦП.
Дайте голос своей семье
Если у вашего ребенка отсутствуют важные вехи и вы подозреваете, что у него может быть церебральный паралич, важно обратиться к врачу для постановки правильного диагноза. Чем раньше будут вылечены симптомы вашего ребенка, тем больше у него шансов на улучшение двигательных и когнитивных результатов.
С учетом сказанного, если у вашего ребенка развился церебральный паралич до или во время рождения из-за небрежного медицинского работника, вы должны знать, что вы и ваша семья имеете законное право подать иск о родовой травме.
Обладая более чем 30-летним юридическим опытом, наша команда искренне понимает проблемы, с которыми вы и ваш ребенок можете столкнуться в будущем после постановки диагноза церебральный паралич. Когда вы выбираете юридическую фирму Michael H. Bereston, Inc. для ведения дела о родовой травме вашего ребенка, вы получаете команду заботливых адвокатов, которые всегда будут действовать в ваших интересах.
Дополнительные ответы о CP:
- Можно ли предотвратить церебральный паралич?
- Какие известны факторы риска?
- Какую компенсацию можно получить после диагностики ДЦП?
- Ранние симптомы ДЦП
Свяжитесь с нашей фирмой по телефону (410) 220-6581 до , запишитесь на бесплатную консультацию с адвокатом Майклом Х. Берестоном сегодня. Хотя наши офисы расположены в Аннаполисе, штат Мэриленд, и в округе Колумбия, мы обслуживаем клиентов по всей стране в индивидуальном порядке.
Категории:
- Детский церебральный паралич
Главная страница блога — Предыдущий пост | Следующий пост
Признаки ДЦП — церебральный паралич
Поскольку церебральный паралич — это диагноз движения и осанки, у людей с церебральным параличом будет одно или несколько из следующих двигательных расстройств.
Двигательные расстройства, наблюдаемые при церебральном параличе:
Аномальный мышечный тонус – При церебральном параличе мышечный тонус может быть выше нормы. Это называется гипертонией. Наиболее распространенной формой гипертонии является спастичность. При более низком, чем обычно, мышечном тонусе или гипотонии мышцы кажутся слабыми, а иногда даже дряблыми.
Спастичность – может меняться в зависимости от позы, положения или усилия. Он может быть легким и проявляться только во время напряженной деятельности или может присутствовать все время. Умеренная или тяжелая спастичность может препятствовать движению и функционированию, а также вызывать напряжение в мышцах и суставах, что приводит к контрактурам.
Ригидность – не наблюдается при церебральном параличе, вызванном недоношенностью; однако это обычная черта при церебральном параличе, вызванном аноксией, например, при утоплении. Мышцы, которые имеют ригидность, кажутся тяжелыми и похожими на «свинцовую трубу», когда они пассивно двигаются.
Гипотония – тонус ниже нормального, что приводит к «гибкости» мышц. Гипотония может наблюдаться у детей раннего возраста с некоторыми формами церебрального паралича, при этом спастичность или гипертония проявляются по мере развития ребенка.
Непроизвольные движения – могут принимать различные формы. Общий термин для ненормальных непроизвольных движений — дискинезия. Примерами дискинезии являются дистония, атетоз и хорея.
Дистония – это непроизвольные, длительные или прерывистые сокращения мышц, которые вызывают скручивание и повторяющиеся движения, ненормальные позы или и то, и другое. Дистония может возникать в глазах, шее, шее, туловище, руках или ногах.
Атетоз – медленные, непроизвольные корчащиеся движения лица и конечностей. Часто возникает при хорее и называется хореоатетозом.
Хорея – короткие, нерегулярные подергивания, которые чаще всего начинаются с плеч, шеи, туловища и лица.
Слабость
Слабость часто встречается при церебральном параличе, но ее не всегда легко обнаружить. Спастичность может маскировать слабость, что затрудняет ее полную оценку. Слабость может присутствовать в сочетании со спастичностью и может проявляться в отклонениях походки или затруднениях при выполнении повседневных действий.
Нарушение моторного контроля
Это неспособность задействовать мышцы с нормальной точностью, скоростью или временем. Когда эта способность нарушена, движение происходит синергетически. Синергическое движение — это когда движение в одном суставе, например в голеностопном, не может происходить без движения в другом суставе, например в коленном. Нарушение моторного контроля может мешать таким функциям, как ходьба или удерживание карандаша.
Плохой баланс
Равновесие — это координация сенсорного ввода и контролируемой целенаправленной двигательной активности. Падение может быть результатом плохого контроля осанки, неспособности двигаться в ответ на окружающую среду или может быть вызвано спотыканием о ногу, которая мешает.
Контрактура
Когда сустав, такой как локтевой или коленный, не может двигаться в своем обычном диапазоне движений, говорят о контрактуре. Спастичность может привести к напряжению мышц и развитию контрактур. Контрактуры могут ограничивать способность человека сидеть на стуле, стоять прямо или разжимать ладонь.