Особенности личности детей с дцп проявляется: Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП | Санаторная школа №28

Особенности развития личности ребенка с ДЦП | Учебно-методический материал:

Особенности развития личности ребенка с ДЦП

Проблема изучения личностных особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич является одной из наиболее актуальных в психологии.

В сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики.

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у таких детей сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – ребенок замыкается в себе. 

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

социальными условиями — воздействием на ребенка ближайшего окружения.

Исходя из этого можно сделать вывод, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

 В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость — еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. 

Еще одна область, в которой педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами – это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения.  Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных (в смысле психологического климата) семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого, стараются сформировать адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

Дети с ДЦП-особенности развития личности.

Наталья Р. | 09.02.2020 | Разное, но важное | Комментариев нет

Дети с разными особенными заболеваниями считаются  необычными детьми. Некоторые их стесняются,некоторые их стараются «обходить стороной»… Разное отношение. Я прочла статью Наталии Гуцу-Дьякону-мамы девочки с ДЦП и считаю, что она многим может принести пользу и ,главное, уверенность. Статья основана на своем личном жизненном опыте и фактах, опираясь на поведение своей дочери, утверждая, что она ничем не хуже других детей, посещает обычную школу. Эксклюзивная программа обучения, но девочка пытается быть как и остальные дети: участвует в конкурсе чтецов, посещает кружок танцев, ей тяжело, но она очень старается. Ходит сама в школу, открывает дверь ключом, звонит по телефону сообщая что в школе или дома, играет и очень любит своего младшего брата.

Итак,вашему вниманию статья «Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом».

Автор: Наталия Гуцу-Дьякону, воспитатель детского сада №88-мама 14 летней девочки с ДЦП.

«Семья, повстречавшаяся с диагнозом ДЦП, старается приобрести максимум информации, касаемо данного заболевания. Начинается изучение последних новинок из сферы медицины, фармакологии, поиски новых специалистов. Но в изучении вопроса, теряется один из значимых аспектов, решающий для последующего лечения. Если глянуть на болезнь глазами своего карапуза, то можно лучше понять её, естественно оказать лучшую помощь в лечение и реабилитации. Формирование личности больного ДЦП, подчиняется нескольким факторам:

  • биологическим особенностям связанным с характером заболевания;
  • социальным условиям — влияние на ребёнка семьи и педагогов в образовательных учреждениях.

Хочется подчеркнуть, что на развитие и формирование личности ребенка оказывает его непосредственное положение связанное с ограничением движений и речи, а так же отношение семьи к данному заболеванию, окружающая обстановка, атмосфера. Нужно помнить, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП это показатель тесного взаимодействия этих двух факторов. И именно родители, при большом стремлении, могут уменьшить фактор общественного влияния. Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана с условиями ее формирования, которые существенно разнятся от условий развития полноценного ребёнка.

Большинство больных ДЦП характеризуется задержкой психического развития по типу так называемого психического инфантилизма—незрелостью эмоционально–волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребёнка может соответствовать возрастным нормам, а эмоциональная сфера остается несформированной. При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, то есть они эгоцентричны, не способны эффективно работать в коллективе, а также сопоставлять свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении главенствует элемент «детскости». Критерии незрелости эмоционально — волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Их проявление в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью.
Невзирая на эти особенности поведения, эмоционально — волевое нарушение может проявляться по-разному. Таким проявлением может быть повышенная возбудимость. Дети такого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них типичны резкие перепады настроения: они то чересчур веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся утомлёнными и мнительными. Другую категорию детей характеризует пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация, где предстоит выбор, ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т. д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП. Но наблюдается ряд качеств, которые характерны для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна.
Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию. Повышенная утомляемость — одна из отличительных особенностей, которая характерна практически для всех детей с ДЦП. В процессе учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение — ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.
Еще одна область, где родители сталкиваются с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу. Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на: внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку; и внутренние, такие как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни. Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину, где внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким.
В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей — и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств? Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку
нужна счастливая мать
, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше. Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми. Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой:
«Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

                                   Не стоит упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения.

На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному: одни замыкаются в себе, становятся чрезмерно робкими, ранимыми, стремятся к уединению; другие наоборот становятся агрессивными, легко идут на конфликт. На плечи родителей ложится нелёгкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту. Им потребуется очень много терпения и понимания в этот сложный период развития. Ни в коем случае нельзя пренебрегать помощью специалистов. Так как переживания ребенка по поводу своей внешности реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним. В первую очередь особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребёнка с ДЦП зависит от отношения к нему родителей и близких, а затем от специфики заболевания. Недуг малыша не является главной причиной всех неудач и сложностей в воспитании. Чтобы сделать из своего ребенка полноценную личность и просто счастливого человека в наших руках, т е в руках родителей достаточно возможностей, главное вовремя на все реагировать. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья — как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию — и будет зависеть сила волевых качеств ребенка. ..»

Если у вас появились вопросы,относительно статьи или личного опыта автора,вы можете связаться с автором по профилю на фэйсбуке  https://www.facebook.com/natalia.gutu.12     или напишите по адресу: Natalia Gutu <[email protected]>



Все в рубрике

  • Дети с ДЦП-особенности развития личности.
  • Семинар для родителей: «Как устанавливать границы с ребенком»
  • 1 июня-нерабочий день?
  • Как попасть на сайт?
  • УСЫНОВЛЕНИЕ

Четыре типа церебрального паралича и что они означают

Церебральный паралич (ДЦП) — это группа неврологических расстройств, которые обычно влияют на двигательные и когнитивные функции и препятствуют способности организма целенаправленно и скоординировано двигаться.

Важно понимать, что детский церебральный паралич может проявляться по-разному, и нарушения двигательных или других функций будут зависеть от того, какая область мозга была поражена. Различают четыре основные формы церебрального паралича:

  • Спастический
  • Дискинетический
  • Атактический
  • Смешанный

Ниже мы обсудим различные формы церебрального паралича, как они возникают, и симптомы, которые могут проявляться для каждой из них.

Спастический

Спастический церебральный паралич является наиболее распространенным типом ДЦП и часто возникает в результате повреждения коры головного мозга. У детей со спастической формой ДЦП повышен мышечный тонус и наблюдается спастичность. Это означает, что их мышцы ненормально жесткие, напряженные или даже болезненные из-за длительного сокращения мышц.

Спастический церебральный паралич можно разделить на три подтипа:

  • Спастическая диплегия. Это обычно вызывает ригидность мышц двух конечностей, обычно ног, и может привести к затруднениям при ходьбе; однако также могут быть затронуты руки или верхняя часть тела.
  • Спастическая гемиплегия. В первую очередь поражается только одна сторона тела, что часто приводит к двигательным нарушениям в руке.
  • Спастическая квадриплегия . Это характеризуется двигательной дисфункцией во всем теле.

Дискинетический

У некоторых детей с церебральным параличом наблюдается форма состояния, называемая дискинетический ДЦП, также называемая не спастическим или атетоидным церебральным параличом. Это может быть результатом повреждения базальных ганглиев, которые отвечают за двигательный контроль, двигательное обучение и эмоции.

Дети с дискинетическим ДЦП могут испытывать непроизвольные подергивания и трудности с контролем движений рук и ног. Они могут чередовать движения, сначала медленные, а затем быстрые и отрывистые. Иногда поражается и лицо, что приводит к нарушению речи.

Атаксический

Атактический ДЦП возникает в результате повреждения мозжечка, который является областью, отвечающей за равновесие и контроль осанки, координацию, двигательное обучение и когнитивные функции. У детей с этой формой церебрального паралича могут быть проблемы с равновесием и координацией, а также ряд других симптомов, в том числе:

  • Мышцы слишком расслаблены
  • Общая неправильная осанка
  • Тремор тела
  • Трудности с мелкими точными движениями
  • Проблемы с восприятием глубины

Смешанные

При некоторых случаях детского церебрального паралича поражение головного мозга не ограничивается одной областью. Когда у ребенка проявляются симптомы нескольких типов церебрального паралича, у него может быть диагностирован смешанный ДЦП.

Родителям и опекунам рекомендуется обращаться за помощью к врачу или специалисту по церебральному параличу, если они подозревают, что их ребенок страдает ДЦП.

Дайте голос своей семье

Если у вашего ребенка отсутствуют важные вехи и вы подозреваете, что у него может быть церебральный паралич, важно обратиться к врачу для постановки правильного диагноза. Чем раньше будут вылечены симптомы вашего ребенка, тем больше у него шансов на улучшение двигательных и когнитивных результатов.

С учетом сказанного, если у вашего ребенка развился церебральный паралич до или во время рождения из-за небрежного медицинского работника, вы должны знать, что вы и ваша семья имеете законное право подать иск о родовой травме.

Обладая более чем 30-летним юридическим опытом, наша команда искренне понимает проблемы, с которыми вы и ваш ребенок можете столкнуться в будущем после постановки диагноза церебральный паралич. Когда вы выбираете юридическую фирму Michael H. Bereston, Inc. для ведения дела о родовой травме вашего ребенка, вы получаете команду заботливых адвокатов, которые всегда будут действовать в ваших интересах.

Дополнительные ответы о CP:

  • Можно ли предотвратить церебральный паралич?
  • Какие известны факторы риска?
  • Какую компенсацию можно получить после диагностики ДЦП?
  • Ранние симптомы ДЦП

Свяжитесь с нашей фирмой по телефону (410) 220-6581 до , запишитесь на бесплатную консультацию с адвокатом Майклом Х. Берестоном сегодня. Хотя наши офисы расположены в Аннаполисе, штат Мэриленд, и в округе Колумбия, мы обслуживаем клиентов по всей стране в индивидуальном порядке.

Категории:

  • Детский церебральный паралич

Главная страница блога — Предыдущий пост | Следующий пост

Признаки ДЦП — церебральный паралич

Поскольку церебральный паралич — это диагноз движения и осанки, у людей с церебральным параличом будет одно или несколько из следующих двигательных расстройств.

Двигательные расстройства, наблюдаемые при церебральном параличе:

Аномальный мышечный тонус  –  При церебральном параличе мышечный тонус может быть выше нормы. Это называется гипертонией. Наиболее распространенной формой гипертонии является спастичность. При более низком, чем обычно, мышечном тонусе или гипотонии мышцы кажутся слабыми, а иногда даже дряблыми.

Спастичность  – может меняться в зависимости от позы, положения или усилия. Он может быть легким и проявляться только во время напряженной деятельности или может присутствовать все время. Умеренная или тяжелая спастичность может препятствовать движению и функционированию, а также вызывать напряжение в мышцах и суставах, что приводит к контрактурам.

Ригидность  – не наблюдается при церебральном параличе, вызванном недоношенностью; однако это обычная черта при церебральном параличе, вызванном аноксией, например, при утоплении. Мышцы, которые имеют ригидность, кажутся тяжелыми и похожими на «свинцовую трубу», когда они пассивно двигаются.

Гипотония  – тонус ниже нормального, что приводит к «гибкости» мышц. Гипотония может наблюдаться у детей раннего возраста с некоторыми формами церебрального паралича, при этом спастичность или гипертония проявляются по мере развития ребенка.

Непроизвольные движения  – могут принимать различные формы. Общий термин для ненормальных непроизвольных движений — дискинезия. Примерами дискинезии являются дистония, атетоз и хорея.

Дистония  – это непроизвольные, длительные или прерывистые сокращения мышц, которые вызывают скручивание и повторяющиеся движения, ненормальные позы или и то, и другое. Дистония может возникать в глазах, шее, шее, туловище, руках или ногах.

Атетоз  – медленные, непроизвольные корчащиеся движения лица и конечностей. Часто возникает при хорее и называется хореоатетозом.

Хорея  – короткие, нерегулярные подергивания, которые чаще всего начинаются с плеч, шеи, туловища и лица.

Слабость

Слабость часто встречается при церебральном параличе, но ее не всегда легко обнаружить. Спастичность может маскировать слабость, что затрудняет ее полную оценку. Слабость может присутствовать в сочетании со спастичностью и может проявляться в отклонениях походки или затруднениях при выполнении повседневных действий.

Нарушение моторного контроля

Это неспособность задействовать мышцы с нормальной точностью, скоростью или временем. Когда эта способность нарушена, движение происходит синергетически. Синергическое движение — это когда движение в одном суставе, например в голеностопном, не может происходить без движения в другом суставе, например в коленном. Нарушение моторного контроля может мешать таким функциям, как ходьба или удерживание карандаша.

Плохой баланс

Равновесие — это координация сенсорного ввода и контролируемой целенаправленной двигательной активности. Падение может быть результатом плохого контроля осанки, неспособности двигаться в ответ на окружающую среду или может быть вызвано спотыканием о ногу, которая мешает.

Контрактура

Когда сустав, такой как локтевой или коленный, не может двигаться в своем обычном диапазоне движений, говорят о контрактуре. Спастичность может привести к напряжению мышц и развитию контрактур. Контрактуры могут ограничивать способность человека сидеть на стуле, стоять прямо или разжимать ладонь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *