Особенности детского возраста – Возраст детей: особенности детей разных возрастов. Воспитание ребенка

Содержание

Особенности детского возраста

Тема: «Особенности детского возраста»

План:

Введение

1. Основные понятия и общие вопросы развития

2. Периодизация возрастного развития

3. Цели воспитания

4. Особенности воспитания обучаемых детей младшего школьного возраста

3.1. Ведущая деятельность данного возрастного этапа

3.2. Биологические особенности возраста

3.3. На что направлена познавательная деятельность

5. Отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе воспитания детей данного возраста.

6. Индивидуальные особенности развития

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Область знаний, о которой идет речь, названа «Возрастные особенности развития детей», с другой стороны здесь о той же самой области знаний говорится как о возрастной психологи. По традиции, сложившейся в нашей стране и за рубежом, за соответствующей областью знаний закрепились различные названия: психология развития и возрастная психология, хотя по существу имеется в виду одна и та же или достаточно близкие по содержанию друг к другу области знаний, где речь идет о возрастных особенностях психического и поведенческого развития детей.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих своих проявлениях имеет врожденный характер. Однако в том виде, в каком они представлены у развитого или развивающегося человека, психика и поведение большей частью являются продуктом обучения и воспитания.

Законы психического развития определяют собой общие и частные закономерности, с помощью которых моно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

1.

Основные понятия и общие вопросы развития

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого поведения свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сенситивным периодом развития данного свойства. Применительно к речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми-девяти лет. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сенситивные периоды развития.

Следующее понятие психологической теории детского развития – движущие силы развития. Под ним понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общение, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляют условия психологического развития ребенка. От них зависит его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. Ведущие называют таким видом деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов, а ведущем типом общения называется такой, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общении ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

С представлениями о психологическом развитии детей также связано понятие возраста. Под ним понимается качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующиеся присущими только ему особенностями. В психологии сложились два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Первая характеризует время жизни в годах, месяцах и днях, а второй указывает на достигнутый к этому времени уровень, психологического развития. Пятилетние по физическому возрасту, ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи или восьмилетний. Может быть и наоборот: дети с отставанием умственного развития обычно характеризуются обратным соотношение физического и психологического возраста.

Переходы из одного возраста в другой могут происходить незаметно как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Эти переходы связаны с изменением физических данных и психологический характер ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Переходные периоды многие дети становятся замкнутым, раздражительными, вызывают своим поведением беспокойств у окружающих взрослых людей. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно – возрастным кризисом. Он обычно свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоятельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст.

Физическое развитие ребенка, совершенствование его познавательных процессов, личности и поведение нельзя рассматривать как отдельные, независимо друг от друга процесса. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Если расположить различные виды деятельности и общения детей по группам в той последовательности, в которой они чаще всего становится ведущими в процессе возрастного развития детей, то получится следующий ряд:

1. эмоционально-непосредственное общение – общение ребенка с взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.

2. предметно-манипулятивная деятельность – деятельность ребенка раннего возраста от одного года до трех лет с различными игрушками и предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначение и без активного взаимодействия с взрослыми.

3. сюжетно-ролевая игра – сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определяющую социальную ситуацию и характерные для него формы ролевого поведения участников. Свойственно она для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.

4. учебно-познавательная деятельность – сочетание учебной деятельности и межличностного общения доминирующие в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет.

5. профессионально-личностное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащие средством подготовки детей будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати лет до четырнадцати-пятнадцати лет.

6. морально-личностное общение – общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте от четырнадцати-пятнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Особое значение для познавательного, личностного и поведенческого развития детей на протяжении всего детства имеют их игры. Начинаются игры довольно рано, с младенческого возраста, и не прекращаются вплоть до окончания школы.

Предметом специального интереса со стороны психологов была и до сих пор остается сюжетно-ролевая игра, которая в дошкольном возврате идет развитие всех сторон ребенка, его физического облика, поведения, познавательных процессов и личности. Более или менее в совершенной форме сюжетно-ролевая игра появляется к середине дошкольного периода детства. Сюжеты для своих ролевых игр дети обычно выбирают из того, что они наблюдают в окружающей действительности.

Подражение можно рассматривать как первое, простейшее проявление семиотической функции, поскольку подражательное действие является своеобразной моделью воспроизводимой в нем реальности. На основе подражания возникает невербальное общение, так как подражательные движения со временем приобретают определенный смысл и несут в себе информацию, которыми обмениваются друг с другом общающиеся люди. Особую проблему возрастного развития детей представляет собой усвоение ими речи как высшей формы проявления символической функции, а также выяснение влияния речи на дальнейшее поведенческое и интеллектуальное развитие ребёнка. В решении данной проблемы можно выделить две разные позиции, каждая из которых имеет свои аргументы. Согласно одной позиции усвоение ребёнком речи лежит в основе всего его познавательного и личностного развития. Согласно другой, альтернативной точке зрения, познавательное развитие детей происходит фактически независимо то усвоения языка, а речевое развитие как таковое следует за интеллектуальным, определяется им, но не наоборот. На самом деле развитие ребёнка осуществляется через общение и совместную деятельность с другими людьми, а речь как таковая играет здесь второстепенную роль.

2. Периодизация возрастного развития.

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребёнка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен. Первая допускает, что развитие идёт не останавливаясь, не ускоряясь и нее замедляясь. Согласно второй – развитие идёт неравномерно, то, ускоряясь, то замедляясь.

Есть два отличающихся друг от друга подхода к представлению периодизации развития. Один из них основан на понимании процесса развития как складывающегося стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни детей, а другой представляется нормативным или таким, каким развитие должно было быть в идеальном случае при полном учёте всех влияющих, а него факторов, при правильном воспитании детей.

mirznanii.com

Особенности детского возраста —

метки: Ребенок, Особенность, Воспитание, Обучение, Возраст, Деятельность, Человек, Возрастной

Тема: «Особенности детского возраста»

План:

Введение

  1. Основные понятия и общие вопросы развития
  2. Периодизация возрастного развития
  3. Цели воспитания
  4. Особенности воспитания обучаемых детей младшего школьного возраста

3.1. Ведущая деятельность данного возрастного этапа

3.2. Биологические особенности возраста

3.3. На что направлена познавательная деятельность

  1. Отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе воспитания детей данного возраста.
  2. Индивидуальные особенности развития

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Область знаний, о которой идет речь, названа «Возрастные особенности развития детей», с другой стороны здесь о той же самой области знаний говорится как о возрастной психологи. По традиции, сложившейся в нашей стране и за рубежом, за соответствующей областью знаний закрепились различные названия: психология развития и возрастная психология, хотя по существу имеется в виду одна и та же или достаточно близкие по содержанию друг к другу области знаний, где речь идет о возрастных особенностях психического и поведенческого развития детей.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

… дружбе, спра­ведливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. Рассмотреть задачи … . Пособие для воспитателей ХМАО. – Ханты-Мансийск, 2003. 6. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя дет.сада /Под ред. Г …

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих своих проявлениях имеет врожденный характер. Однако в том виде, в каком они представлены у развитого или развивающегося человека, психика и поведение большей частью являются продуктом обучения и воспитания.

Законы психического развития определяют собой общие и частные закономерности, с помощью которых моно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

  1. Основные понятия и общие вопросы развития

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого поведения свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сенситивным периодом развития данного свойства. Применительно к речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми-девяти лет. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сенситивные периоды развития.

Следующее понятие психологической теории детского развития — движущие силы развития. Под ним понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общение, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

… за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия; узнает персонажей по … действий со стороны взрослого; проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности; у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя …

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляют условия психологического развития ребенка. От них зависит его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. Ведущие называют таким видом деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов, а ведущем типом общения называется такой, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общении ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

С представлениями о психологическом развитии детей также связано понятие возраста. Под ним понимается качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующиеся присущими только ему особенностями. В психологии сложились два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Первая характеризует время жизни в годах, месяцах и днях, а второй указывает на достигнутый к этому времени уровень, психологического развития. Пятилетние по физическому возрасту, ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи или восьмилетний. Может быть и наоборот: дети с отставанием умственного развития обычно характеризуются обратным соотношение физического и психологического возраста.

Переходы из одного возраста в другой могут происходить незаметно как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Эти переходы связаны с изменением физических данных и психологический характер ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Переходные периоды многие дети становятся замкнутым, раздражительными, вызывают своим поведением беспокойств у окружающих взрослых людей. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно — возрастным кризисом. Он обычно свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоятельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст.

6 стр., 2778 слов

Развитие умения общения с детьми

… матерью эффективных воспитательных стратегий, а также посильное участие в программах развития ребёнка. Развитие умения общения с детьми 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к … же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками …

Физическое развитие ребенка, совершенствование его познавательных процессов, личности и поведение нельзя рассматривать как отдельные, независимо друг от друга процесса. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Если расположить различные виды деятельности и общения детей по группам в той последовательности, в которой они чаще всего становится ведущими в процессе возрастного развития детей, то получится следующий ряд:

  1. эмоционально-непосредственное общение — общение ребенка с взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.
  2. предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от одного года до трех лет с различными игрушками и предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначение и без активного взаимодействия с взрослыми.
  3. сюжетно-ролевая игра — сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определяющую социальную ситуацию и характерные для него формы ролевого поведения участников. Свойственно она для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.
  4. учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения доминирующие в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет.
  5. профессионально-личностное общение — сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащие средством подготовки детей будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати лет до четырнадцати-пятнадцати лет.
  6. морально-личностное общение — общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте от четырнадцати-пятнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Особое значение для познавательного, личностного и поведенческого развития детей на протяжении всего детства имеют их игры. Начинаются игры довольно рано, с младенческого возраста, и не прекращаются вплоть до окончания школы.

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития

… 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР … 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР …

Предметом специального интереса со стороны психологов была и до сих пор остается сюжетно-ролевая игра, которая в дошкольном возврате идет развитие всех сторон ребенка, его физического облика, поведения, познавательных процессов и личности. Более или менее в совершенной форме сюжетно-ролевая игра появляется к середине дошкольного периода детства. Сюжеты для своих ролевых игр дети обычно выбирают из того, что они наблюдают в окружающей действительности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

… определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению … к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве …

Подражение можно рассматривать как первое, простейшее проявление семиотической функции, поскольку подражательное действие является своеобразной моделью воспроизводимой в нем реальности. На основе подражания возникает невербальное общение, так как подражательные движения со временем приобретают определенный смысл и несут в себе информацию, которыми обмениваются друг с другом общающиеся люди. Особую проблему возрастного развития детей представляет собой усвоение ими речи как высшей формы проявления символической функции, а также выяснение влияния речи на дальнейшее поведенческое и интеллектуальное развитие ребёнка. В решении данной проблемы можно выделить две разные позиции, каждая из которых имеет свои аргументы. Согласно одной позиции усвоение ребёнком речи лежит в основе всего его познавательного и личностного развития. Согласно другой, альтернативной точке зрения, познавательное развитие детей происходит фактически независимо то усвоения языка, а речевое развитие как таковое следует за интеллектуальным, определяется им, но не наоборот. На самом деле развитие ребёнка осуществляется через общение и совместную деятельность с другими людьми, а речь как таковая играет здесь второстепенную роль.

  1. Периодизация возрастного развития.

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребёнка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен. Первая допускает, что развитие идёт не останавливаясь, не ускоряясь и нее замедляясь. Согласно второй — развитие идёт неравномерно, то, ускоряясь, то замедляясь.

Есть два отличающихся друг от друга подхода к представлению периодизации развития. Один из них основан на понимании процесса развития как складывающегося стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни детей, а другой представляется нормативным или таким, каким развитие должно было быть в идеальном случае при полном учёте всех влияющих, а него факторов, при правильном воспитании детей.

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

… «Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее … решила написать работу о том, как телевидение влияет на развитие ребенка. Ребенок очень рано начинает интересоваться телевизором. Яркие краски, громкий … словом, жизнью. Роль мультфильма в данном процессе – лишь вспомогательная, это всего лишь средство воспитания, как и книги, игрушки, пособия. …

Детство, охватывающее период рождения ребёнка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие семь периодов.

  1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.
  2. Ранее детство: от одного года жизни до трёх лет.
  3. Младший и средний дошкольный возраст: от трёх лет до четырёх-пяти лет.
  4. Старший дошкольный возраст: от четырёх — пяти лет до шести-семи лет.
  5. Младший школьный возраст: от шести-семи лет до десяти- одиннадцати лет.
  6. Подростковый возраст: от десяти- одиннадцати до тринадцати- четырнадцати лет.
  7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати- четырнадцати до шестнадцати- семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои собственные особенности и границы, которые легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребёнка, анализируя его психологию и поведение.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности. Комплекс оживления, возникающие на три месяца жизни. Он появляется задолго то того, как ребёнок начинает самостоятельно манипулировать предметами. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования практического или сенсомоторного интеллекта.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра в её наиболее совершенной, развёрнутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребёнка, — ролевой.

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей, через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения — интимно- личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на своё положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.

В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации его представляем, существует два резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трёх лет», второй- переход от младшего школьного к подростковому, известный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созревания». Они всегда знаменуют переход ребёнка с одного уровня развития на другой, успешность которой зависит от того, насколько удачно будет преодолён кризис.

  1. Цели воспитания.

Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения или человеческого жизненного опыта. Воспитание- это не отдельный процесс, а сторона научения.

Главная задача воспитания — формирование и развитие ребёнка как личности. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Они задаются в виде требований.

Общечеловеческие нравственные ценности определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятием добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности, скромность, бескорыстие.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Это выражается в стремлении к внутреннему и внешнему самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соотносительных прав за личностью, независимо от её социального положения. Ответственность — обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности — это безответственность, ответственность без свободы — это рабство.

Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

  1. Особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста

3.1. Ведущая деятельность данного возрастного этапа

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

3.2. Биологические особенности возраста

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

3.3. На что направлена познавательная деятельность

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

  1. Отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе воспитания детей данного возраста.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет попреимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

  1. Индивидуальные особенности развития

Говоря о индивидуальных особенностях детей в первую очередь можно вспомнить о явлении акселерации, ведь уже в дошкольном возрасте около 8% детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2−3 года! Педагогу особенно трудно будет работать в коллективе, где выявится подобный феномен.

Другой аспект: один ученик приходит в школу ухоженный, дома интересуются его успехами, помогают преодолеть трудности — все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и защищенности, с ним и учителю легче найти контакт. А у сидящего рядом может быть иная среда обитания в семье: неустроенность быта, скандалы между родителями — все это влияет на усвоение моральных и нравственных ценностей, от этого зависит его реакция на школьные события.

Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье или усыновленного ребенка.

Ребенок изо всех сил старается преодолеть все встающие на пути преграды, ведь огромное значение для развития его личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В детях заключено будущее нашей страны и мира в целом, и для учебы и для долгой дороги жизни им нужно здоровье, а в Уставе ВОЗ сказано: Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка — мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание — и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье.

Заключение.

Детская психология — молодая наука. На протяжении одного столетия своего существования она создавалась трудами выдающихся учёных, и её современное состояние отличает подлинная зрелость. В настоящее время многие психологи заняты изучением и описанием эмпирических факторов, которые не укладываются в рамки классических концепций и побуждают к их пересмотру. Всё больше исследователей склоняются не к противопоставлению различных подходов в исследовании психики ребёнка, а к их синтезу.

Классическую детскую психологию на протяжении всего периода её становления интересовали общие закономерности психического развития любого ребёнка, независимо от её индивидуальности. Современные психологи обращаются к изучению конкретного ребёнка, а не усредненного субъекта и проявляют особый интерес к различиям между детьми. В то же время исследователи стремятся к изучению целостного индивида, анализируя роль наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения.

Возрастающий интерес к личности в современном обществе, контроль за осуществлением прав личности поднимают новые проблемы — изучение обиженного ребёнка и оказание психолога — педагогической помощи.

Список использованной литературы:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений; В 3 книге- 3-е издание-М: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999, Книга 2: Психология и образование -608 стр.
  2. Аверин В.А. «Психология детей и подростков»: Монография С-Пб, 1994 г.
  3. Обухова Л.Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы» .

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

особенности каждого этапа детского возраста и их краткая характеристика

Если кратко излагать характеристику каждого детского возраста, в первую очередь стоит делать акцент на анатомо-физиологических особенностях ребенка на том или ином этапе развития. Если у новорожденных младенцев иммунитет практически отсутствует, то уже у дошколят и тем более подростков адаптивные системы организма работают более четко, а потому, риск заболеваемости хотя и высок, но дети в этом возрасте с болезнями справляются уже легче.

Основные этапы детского возраста

Детский возраст делится на три неравных по продолжительности, но одинаково важных по значению периода: внутриутробный, интранатальный (во время родов) и внеутробный, который состоит, в свою очередь, из отдельных периодов.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций органов и систем. В педиатрии принято выделять шесть основных периодов детского возраста, эти этапы делятся на:

1. Период новорожденности длится с момента появления на свет до 28 дней. Перед младенцем стоит трудная, но вполне посильная задача — адаптироваться в новом для него мире. Природа наделила его хорошей адаптационной способностью, а мама должна помочь ему приспособиться к условиям внешней среды.

2. Такой период детского возраста, как грудной, определяется длительностью грудного вскармливания и теоретически продолжается до 1 года, хотя некоторые женщины отнимают ребенка от груди практически с рождения, а другие кормят до 2-3 лет. К концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить.

3. Ранний. Этот детский возрастной период длится от возраста 1 года до 3 лет. К году ребенок обычно знает 10-15 слов, к трем годам уже разговаривает фразами, начинает различать цвета, учится рисовать, у него совершенствуется координация.

4. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. Ребенок начинает осознавать себя личностью, что определяет особенности его поведения. Совершенствуются координация и двигательная функция, в том числе и мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки к школе.

5. Младший школьный возраст—от 7 до 12 лет. Особенность этого периода детского возраста заключается в том, что ребенок начинает получать теоретические и практические знания: осваивает школьную программу, учится взаимоотношению с ровесниками и взрослыми людьми, осваивает навыки общения в коллективе, выбирая роль лидера или оставаясь в тени.

6. Подростковый, пубертатный, или период полового созревания — длится от 12 до 18 лет. Если кратко характеризовать этот период детского возраста, то его можно назвать самым сложным в развитии личности. Он сопровождается бурными гормональными процессами и окончательным формированием центральной нервной системы.

Краткая характеристика периодов детского возраста

Особенности каждого периода детского возраста определяются различными анатомо-физиологические характеристиками в данный период. От них зависит состояние иммунитета, появление той или иной патологии и характер течения различных заболеваний.

Период новорожденности, в течение которого ребенок адаптируется к новым условиям жизни, характеризуется наиболее высоким уровнем смертности, что свидетельствует о недостаточности защитных сил и незрелости центральной нервной системы. В этот период на первый план выступают заболевания, связанные с врожденными уродствами, дефектами развития, родовыми травмами, асфиксией во время родов. Только в этом возрасте встречаются болезни пупочной ранки, которые могут привести к сепсису. Физиологическая желтуха новорожденного, эритема и пузырчатка новорожденных, физиологическая убыль веса — эти состояния встречаются только в период новорожденности.

Самые частые болезни у детей грудного возраста — заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Груднички также подвержены экссудативному диатезу и рахиту. А вот острые инфекционные заболевания: корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, дифтерия — обходят малыша стороной. Во-первых, его защищают материнские антитела, циркулирующие в кровяном русле, а во-вторых, недостаточное развитие коры головного мозга делает организм нечувствительным к возбудителям и их токсинам, и младенец просто не замечает агрессоров, игнорируя их атаки.

Дети раннего и дошкольного возраста наиболее подвержены инфекционным заболеваниям, чему способствуют многочисленные контакты в детских учреждениях и при посещении массовых мероприятий. Довольно часто дети переносят заболевания желудочно-кишечного тракта из-за повышенной подвижности, любознательности и несоблюдения правил личной гигиены.

Каждая мама должна знать особенности организма малыша, иметь представление о характеристике определенного периода детского возраста и создавать наилучшие условия для его всестороннего развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Сейчас мы остановимся подробно на двух особенно важных периодах детства, во время которых закладывается основа будущего здоровья. Педиатры говорят, что самое ответственное время в жизни ребенка — это первая неделя, первый месяц и первый год, когда от матери и здравоохранения требуется повышенное внимание к его здоровью.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Оцените тему статьи

Будем очень признательны,если оставите свою оценку Loading…

ladycharm.net

Периоды детского возраста и их характеристика

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1— фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2— фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2— дошкольный возраст (период посещения детского сада) .

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3—4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий — грудной — период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплаз-моз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорожденное™ до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию.

В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства — период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6—7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфици-рования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств, У детей младшего школьного возраста (7— 11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться -интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет — подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17—18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.

studfile.net

Особенности детского возраста — часть 2

Детство, охватывающее период рождения ребёнка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие семь периодов.

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Ранее детство: от одного года жизни до трёх лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от трёх лет до четырёх-пяти лет.

4. Старший дошкольный возраст: от четырёх – пяти лет до шести-семи лет.

5. Младший школьный возраст: от шести-семи лет до десяти- одиннадцати лет.

6. Подростковый возраст: от десяти- одиннадцати до тринадцати- четырнадцати лет.

7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати- четырнадцати до шестнадцати- семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои собственные особенности и границы, которые легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребёнка, анализируя его психологию и поведение.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности. Комплекс оживления, возникающие на три месяца жизни. Он появляется задолго то того, как ребёнок начинает самостоятельно манипулировать предметами. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования практического или сенсомоторного интеллекта.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра в её наиболее совершенной, развёрнутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребёнка,- ролевой.

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей, через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения — интимно- личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на своё положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.

В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации его представляем, существует два резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трёх лет», второй- переход от младшего школьного к подростковому, известный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созревания». Они всегда знаменуют переход ребёнка с одного уровня развития на другой, успешность которой зависит от того, насколько удачно будет преодолён кризис.

3. Цели воспитания.

Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения или человеческого жизненного опыта. Воспитание- это не отдельный процесс, а сторона научения.

Главная задача воспитания — формирование и развитие ребёнка как личности. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Они задаются в виде требований.

Общечеловеческие нравственные ценности определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятием добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности, скромность, бескорыстие.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Это выражается в стремлении к внутреннему и внешнему самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соотносительных прав за личностью, независимо от её социального положения. Ответственность — обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности — это безответственность, ответственность без свободы — это рабство.

Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

4. Особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста

3.1. Ведущая деятельность данного возрастного этапа

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

3.2. Биологические особенности возраста

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

3.3. На что направлена познавательная деятельность

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

5. Отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе воспитания детей данного возраста.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет попреимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

mirznanii.com

Возрастные особенности детей и этапы формирования психики

Особенности каждого человека проявляются с возрастом. В течение долгого жизненного периода может меняться всё: и поведение, и внутренняя среда, и внешний облик человека. В детском возрасте идет формирование человека как личности. У него появляются интересы, мечты, желания.

Особенности детей разного возраста постепенно меняются с течением времени. Каждый период, который ребенок пережил, имеет свою специфику и отличается от другого этапа детского развития.

Этапы жизни и формирование психики детей

Детский и подростковый возраст подразделяется на несколько этапов:

  • Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года.
  • Ранний или ясельный возраст – от 1 до 2 лет.
  • Этап дошкольного возраста – от 3 до 5 лет.
  • Младшие школьники – от 6 до 11 лет.
  • Подростки или средний и старший школьный возраст – от 11 до 16 лет.

Этап новорожденности

Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года. Данный этап проходит очень быстро и формируется недолго. Только что родившийся маленький ребенок еще не понимает, где он находится и что происходит вокруг него. Он может только видеть, слышать и чувствовать прикосновения. Самым близким человеком для него в данный момент является мать. Она учит младенца понимать окружающий мир.

У ребенка в этом возрасте еще не выработана хорошая реакция, но он быстро осваивается. На данном этапе необходимо научить малыша самому главному – ползать, сидеть на стульчике, брать в руки игрушку.

Ранний возраст

К раннему (ясельному) возрасту малыш уже должен научиться ходить. Здесь уже идет непосредственное общение малыша со сверстниками (если он ходит в детский сад), с родителями, родственниками. Некоторые дети в этом возрасте уже умеют говорить, а некоторые общаются с другими с помощью жестов. Ребенок учиться держать ложку и кушать самостоятельно, но ему необходима помощь родителей.

На этом этапе развития у ребенка идет понимание некоторых вещей, которые можно делать, а какие нельзя, какой предмет хороший, а какой плохой. Малышу очень трудно в те моменты, когда мамы нет рядом. Он скучает, постоянно хочет к ней. Поэтому, привыкание к садику может вызвать огромный ряд проблем, как у родителей, так и у ребенка.

3 года

Когда ребенку исполняется три года, он начинает понимать, кто он, как его зовут, кто его мама и прочее. Малыш способен уже обслуживать сам себя, отдаляется от родителей, хочет больше играть со своими сверстниками. Ребенок становится очень активным и часто капризничает, если его желание невозможно выполнить. Маленький ребенок протестует, начинает ломать игрушки, кричать, выпрашивать сладости и вести себя неадекватно.

С этого момента родителям необходимо начинать воспитывать своего малыша, так как он начинает переставать слушаться. В этом возрасте своему чаду нужно уделять больше времени и внимания, ведь на этом этапе формируется его психика. Родителям стоит показать себя с лучшей стороны ребенку, чтобы он запоминал и вел себя также.

Дошкольный возраст

Этап дошкольного возраста протекает довольно нелегко как для детей, так и для родителей. У ребенка появляются все новые и новые потребности, а так же различные желания. Однако на этом этапе дети овладевают некоторыми знаниями и умениями, которые в дальнейшем очень важны. Такой ребенок уже перестает считать себя маленьким. Ему необходима поддержка взрослых, ролевая игра, в процессе которой формируется индивидуальное поведение для ребенка, и различные хорошие впечатления. Ребенок подражает взрослому, хочет научиться всему, что умеют мама с папой. У малыша начинает лучше развиваться память.

В этом возрасте ребенок больше играет и двигается. Речь детей на данном этапе улучшается, начинает получаться выговаривать самые сложные буквы. Малыш с нетерпением ждет, когда его похвалит взрослый, ведь в этом возрасте похвала для него очень важна. Напротив, когда малыша ругают, он становится нервным и раздражительным, часто плачет, если его наказывают.

В подготовительной группе детского сада заканчивается этап дошкольного возраста. К этому моменту ребенок должен научиться понимать мир вещей, которые относятся к предметам культуры человека; освоить такой момент, как общение с людьми исключительно в позитивной форме; понять, что негативное отношение к человеку ни к чему хорошему не приведет; знать, кем является он сам и что входит в его обязанности. Конец дошкольного возраста является началом перехода в новую сферу деятельности – это школу.

Младшие школьники

Младшие школьники – от 6 до 11 лет. На данном этапе развития ребенка главным в его жизни становится учеба в школе. В процессе данной деятельности он усваивает различные сведения, берет для себя много нового и интересного, тщательнее познает окружающий мир. Младший школьник учиться быть внимательнее, спокойнее и вести себя по правилам этикета.

Ребенок начинает ставить для себя цель, которую необходимо во что бы то ни стало исполнить. Он начинает контролировать свои эмоции и давать оценку своей деятельности. В этом возрасте дети становятся немного серьезнее, чем были до этого. У ребенка появляется воображение, он начинает представлять себе некоторые вещи, которых на самом деле не существует. Много фантазирует, главное, чтобы эти фантазии не поглотили его.

Подростки

Подростки или средний и старший школьный возраст (от 11 до 16 лет). Данный этап является переходом от детства к юности. Он протекает дольше всех остальных этапов взросления детей. Этот возраст считается наиболее сложным, так как в жизни подростка происходят различные перемены, которые, иногда, он не способен контролировать. Подростки сталкиваются с тяжелой ситуацией под названием «биологическое созревание». У всех оно происходит по-разному, у кого-то этот момент переносится легко, у кого-то не очень. Дети начинают чувствовать себя взрослее, умнее и активнее.

У многих подростков в этом возрасте появляются некие любовные и романтические чувства по отношению к противоположному полу. Они начинают понимать, для чего рождены, определяют ценности мира и общества в целом, стремятся удовлетворить свои потребности самостоятельно, без помощи взрослых.

Юношеский возраст

В юношеском возрасте начинается построение тех идеалов, к которым хочется стремиться. Подростки решают свои проблемы тщательнее, путем общения со сверстниками и некоторыми взрослыми, которых они уважают. На данной стадии возникают различные изменения по отношению к проблемам, которые раньше казались пустяками или наоборот тяжело решаемыми.

Так же подросток начинает внимательнее следить за своей внешностью: выглядеть более опрятным, одеваться по моде, чтобы нравится другим своим сверстникам. Дети в таком возрасте склонны к частым стрессам без какой-либо особой причины. Они начинают больше думать о себе, проявляется эгоизм. Ставят себя наравне со взрослыми и постоянно доказывают свою правоту, считая, что взрослый человек слишком глуп, чтобы понять душевное состояние подростка.

Дети в таком возрасте очень ценят дружбу, и если друг предал другого друга, то это не прощается. Обычно друзьями становятся подростки одного и того же пола, одинаковых способностей, социального статуса, а бывает, что и совершенно разные по интересам дети дружат. Однако подростки склонны часто менять друзей на других из-за своей неопределенности.

В этом возрасте дети практически не поддаются взрослым. Подростку важнее мнение сверстников. Некоторые создают свою группу, в которой они чувствуют себя в безопасности, делают то, что нравится. Именно группа влияет на поведение того или иного подростка, который состоит в ней. Он всегда будет прислушиваться к мнению большинства из этой группы, и действовать по их правилам.

Вам должно быть так-же интересно:

psychology-s.ru

Консультация на тему: Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Первая младшая группа (2-3 года)

        До пяти лет все основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по

 собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить — он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

        Ребенок 2 — 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия   способствует так называемая ритмическая стимуляция — игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

         Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

       Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Как уже отмечалось, обучать ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

             Обучение в этом возрасте проходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

            Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом», но не «вместе». Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот и т.п.

            Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

           Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

 Психологические особенности:

  • наглядно-действенное мышление;
  • интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния;
  • внимание, память непроизвольны.

                Вторая младшая группа (3-4 года)

                    В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональная лабильность (подвижность) и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

                  Взаимодействие с 3-4-летними детьми осложнено тем, что они проходят через ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ — КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗИС «Я САМ!».В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все это значительно усложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

                 Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.

               Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии становления, поэтому педагог еще не может полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог может расширить собственный используемый словарный запас, но не должен требовать от 3-4-летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

 Психологические особенности:

  • мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
  • внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
  • речь находится в стадии формирования;
  • ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

Средняя группа (4-5 лет)

               На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

              Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

             Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит.

              Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

              Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

 Психологические особенности:

  • мышление носит наглядно-образный характер; 
  • дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого. 

Старшая группа (5-6 лет)

        В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.

        К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

             Содействует общему психическому развитию активизация ВООБРАЖЕНИЯ. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение —  это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Благоприятный период для развития воображения — это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

              Особенность детей данного возраста — интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

              Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

              В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

 Психологические особенности:

  • ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • ведущее значение приобретает развитие воображения.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *