Обозначение мягких и твердых согласных – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Предмет: Русский язык

Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.

Цель: учить распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами.

Задачи:

  • учить слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • познакомить с обозначением на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е,ё,ю,я,и;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • уточнять ориентировки в пространстве;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике;
  • развивать внимание, восприятие, память, мышление.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.1 урок в блоке из 14уроков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием ИКТ), игра

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: шарики СуДжок, изографы, карточки со словарными словами “лисица”, “заяц”, “медведь”; мнемотаблица для “снежной кучи”, снежинки; карточки с половиной слов; карточки для наблюдения за произношением согласных; карточки со слогами; карточки для игры “Разложи пирожки”; карточки с заданиями; ноутбук; видео; видеофизминутка; карточки с правилом и темой урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

— Физминутка “Морская”.

Для повторения изученного применяется стратегия   “Незаконченное предложение”. Отвечают на вопросы.

— Жи-ши пиши (с буквой и)

— Ча-ща пиши (с буквой а)

— Чу-щу пиши (с буквой у)

— Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

—  Букв в русском алфавите? (33)

— Гласных букв? Согласных?

— Наша речь состоит (из предложений)

— Предложения (из слов)

— Звуки мы (говорим, слышим)

— Буквы мы (пишем, читаем, видим)

— Какой сегодня день недели?

II.  Чистописание.

Пальчиковая гимнастика шариками СуДжок.

-Игра “Ладушки”. В парах

На доске написаны 2 ряда  букв.

-Что это за буквы? (гласные)

-Правильно это сестрички гласные: старшие и младшие, строгие и ласковые.   

Запись числа и письмо гласных с доски.

А ы у э о

Я и ю е ё

III.Словарная работа.

Коррекция зрительного восприятия.

-Ребята, сегодня мы отправимся в Лесную школу, где учатся зверята и будем помогать им.   Но сначала узнаем лесных жителей.

Изографы (лисица, заяц, медведь) – это словарные слова. С каким словарным словом мы познакомились недавно? (заяц)

Карточка: вставьте букву. Запишите слово заяц, подчеркните безударную гласную.

 – Прочитайте слова, буквоед съел половину слова: волк, мышка, зима.

-Какое слово лишнее? Почему? Зима — самое холодное время года.

 -Хорошо. Поиграем в игру “Снежный ком”.

— К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали. (Зима (какая?) холодная, суровая, ранняя, снежная, морозная, теплая, красивая…)

Поиграем в еще одну игру “Снежная куча”. Волшебная, сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.(игра из статьи- Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи)

 

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово — птица — снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Осталось несколько снежинок, возьмите, они нам еще пригодятся.

IV. Основная часть.

А. Знакомство с темой урока.

Вопрос: что может быть мягким ?- подушка, хлеб, шапка, матрас, а твердым ? – камень, лед, дерево. Верно. Но, оказывается, мягкими или твердыми могут быть звуки речи – согласные

-Спешим на урок в Лесную школу. (Приложение2. видео: Шишкина школа. Русский язык. урок 53. – фрагмент – 2 мин).

Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Итак, тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Б.Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных.

— Посмотрим, как рычит маленький медвежонок? Ри-ри-ри

А его мама совсем по-другому? Ры-ры-ры

В рычании медвежонка слышится мягкий звук р, а в рычании его мамы твердый звук р.

Перед нами медвежонок, и он очень мил, а на втором рисунке кто-то мыл руки. В слове мил – мы слышим? Мягкий звук, а в слове мыл? Твердый звук.

В. Первичная проверка усвоения знаний.

А сейчас игра “Разложи пирожки”. Работа на доске.

— Перед нами две корзины, в одну надо сложить пирожки вчерашние, твердые, а в другую – мягкие.

Ваша задача – правильно их разложить, но помните, в твердых пирожках начинка начинается с твердого согласного звука, а в мягких – с мягкого.

— Итак, пирожок с мясом (слово мясо начинается с мягкого звука, значит этот пирожок мягкий, кладем его в правую корзину и т.д. Запишем слово- мясо. Подчеркнем двумя чертами. Приложение 1

Мясо

Рыба

Рис

Сыр

Вишня

Г. Видеофизминутка. https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

-Что мишка говорил неправильно? Рясь, а нужно –раз

Д. Дифференциация гласных. Чтение слогов.

-Согласная буква одна, а может обозначать и твердый звук и мягкий.

-Чтение слогов.

-Почему твердый согласный вдруг становится мягким, что его смягчает? (гласный, который идет за ним).

Перед и ри согласный смягчается, а перед ы – остается твердым ры.

Все дело в гласных, перед старшими строгими сестричками Чтение правила согласные твердые.

А перед младшими Чтение правила согласный остается мягким.

Е.Закрепление. Самостоятельная работа. (индивидуальная карточка у каждого)

Карточка. Подчеркни твердые согласные одной чертой, а мягкие — двумя.

Карточка “Буквы потерялись”

Вставь букву.

Карточка “Найди ошибки

Гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Верните гласные на место.

Ката грела утуг.

Лампа горыт ярко.

Луба и Рая лепат птичку.

Зеленый люк очень полезен.

Игра “Превращение” . Вы волшебники: нужно слоги с твердым согласным заменить слогами с мягким согласным и наоборот.

Ва-

Му-

Ры-

Ме-

Лё-

V. Итог урока. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

-Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я,е,ё,ю,и).

-А какие твердость? (а,о,у,ы,э)

-Поднимите руку те, кто может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”.

У вас у каждого лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке.

Поднимите большую снежинку – отлично работал, справился со всеми заданиями.

Маленькую – работал хорошо, но мог бы и лучше.

19.03.2017

urok.1sept.ru

Мягкие и твердые согласные

В I классе большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, в русском языке большинство твердых согласных звуков имеет соотносительные с ними мягкике согласные звуки, т. е. образуют по мягкости и твердости: о — о , в—в , г—г , д—д’, з—з’, к—к’, л—л’, м—м’, н—н’, п—/г’, р—р’, с—с’, т—т’ ф-ф х-х’.

Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами.

Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:

Гласные после твердых согласных:

Гласные после мягких согласных:

а, о, у, в, ы

я, ё, ю, е, и

Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:

1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например, в слове Нина в первом слоге звук н — мягкий, во втором слоге звук н — твердый. Учащиеся должны знать, что н т н’ — разные звуки.

Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).

2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.

3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вез, выл — вил, рад — ряд и т. д.

Как показывает практика, целесообразно проводить упражнения одновременно над словами с буквами е, ё, я, ю, к. (а не в отдельности над словами с буквой я, затем с буквой ю и т. д.), поскольку все слова пишутся на основе одного и того же принципа. Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного вила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по смыслу и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ъ показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь.

Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь.

Большую трудность представляет для первоклассников усвоение правила об употреблении ь в середине слова. Известно, что в середине слова мягкость согласного звука, который стоит перед согласным, обозначается ь или совсем не обозначается (коньки, песня). Как отмечается в программе, в I классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька. Поскольку мягкость согласного звука, который стоит перед мягким, не всегда обозначается на письме ь, подобные случаи в начальных классах не рассматриваются. Первоклассники учатся писать с ь в середине слова типа деньки, зверьки, маленький, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). В начальных классах не объясняется, почему в словах песня, червяк, жизнь, есть, болезнь, скатерть, разве и т. п. не пишется в середине ь, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают.

Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.

Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.

Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.

В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.

studfiles.net

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами я, ё, е, ю, я

Разделы: Логопедия


Цели и задачи:

  • повторить полученные знания о гласных и согласных звуках;
  • учить детей дифференцировать звуки;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков).

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока.

— Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну Грамматика и узнаем об одном волшебнике-хвастунишке и том, какие чудеса могут творить гласные буквы.

3. Сказка «Два медведя»

Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: «Та — та — та», а другой: «Тя — тя — тя».

— Как вы думаете, как выглядели медведи?

Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький ласковым, мягким голоском. В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя звук [т] звучал мягко. (рис 1.)

  • Произнесите звуки [р, к, л, с, б, д] голосом большого медведя. (дети произносят «по цепочке»
  • Произнеси эти же звуки голосом маленького медвежонка.

Отличаются звуки, произносимые большим медведем от звуков произносимых маленьким медвежонком? Чем?

4. А теперь, давайте вспомним, что мы знаем про гласные звуки?

Давайте с вами произнесём звуки «а, о, у, ы, э» перед зеркалом. Посмотрите, как они произносятся: воздух во рту не встречает преграды, звуки поём голосом.

Голосом — гласом, поэтому его так и называют - гласный звук.

Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный

5. А что мы знаем про согласные звуки?

Это СОседи наших гласных и называются они СО - гласные. Чем же характеризуются согласные звуки? При их произношении воздушная струя всегда встречает преграду.

Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными и согласными звуками. Послушайте стихотворение о согласных звуках:

НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,
Но, чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
А твердые — словно грубее и ниже,
Как будто твердые — злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, метель и мель.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: Стол! Укол!!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее — он даже зол.

6. А сейчас я расскажу вам сказку о двух буквах-сестричках, живут они , конечно, в нашей волшебной стране Грамматике. Одна из них гласная, а другая согласная. И какие чудеса они творят!

Жили-были 2 буквы-сестрички. Они были очень похожи.

Писались почти одинаково. Только у буквы й (рис. 3) был сверху беретик, а у и (рис.2) не было. Звучали они почти одинаково. Только и протяжно, а й коротко, отрывисто. Их часто путали, а букве й было очень неприятно.

Однажды буква й пришла в гости к гласным буквам I ряда (а, о, у, э, ы) и предложила вместе спеть. Й начала, а подхватила. Слились их звуки, и получилась новая буква — н. Тогда остальные буквы о, у, э тоже стали петь вместе с й. И стали получаться новые буквы ё, ю, е. Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква и. Так и получились гласные II ряда.

Гласные I ряда а, о, у, ы, э

Гласные II ряда я , ё, ю, и, е

Если мы слышим в слове 2 звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э], то писать вместо них следует по одной букве я, ё, ю, е.

7. Давайте вернёмся к нашим замечательным медведям!

Получается, что один медведь был большой и любил петь песни твердым голосом с гласными I ряда. Второй медведь был маленький и пел тонким голосом с гласными II ряда.

  • Пропой слоги голосом большого медведя: та.ро, ду, сэ, ны.
  • Пропой слоги голосом медвежонка: мя, сё, лю, ве, ди.
  • Спой песенки медведя: Спой песенки медвежонка:
ду-ду-ду дю-дю-дю
до — до — до дё — дё — дё
дэ — дэ — дэ де — де — де
да — да — да дя — дя — дя
ды — ды — ды ди — ди — ди

Прочитайте слоги I столбика. Прочитай слоги II столбика. Как звучат согласные? (мягко и твёрдо)

8. В нашей замечательной стране живет известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово «ел» превращается в «ель», а консервная банка стала теплой банькой.

Расхвастался Мягкий знак: «Я, дескать, самый волшебный». Но некоторые жители из страны Грамматика (а это были гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был «лук», стал «люк», был «мал», стал «мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку. (По Г. Н. Сорокину.)

А царица страны Грамматика сформулировала правило:

Гласные буквы I ряда а, о, у, э, ы пишутся после твердых согласных.

Гласные буквы II ряда я, ё, ю, е, и пишутся после мягких согласных.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами я, ё, ю, е, и и мягким знаком.

  • Произнеси слова: Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна,

— В этих словах есть мягкий знак? (Мягкость впереди стоящего согласного здесь обозначает буква я.)

А здесь постарались буквы II ряда и изменили слова:

Прочитайте пары слов и сравните их по смыслу.

мал — мял вол — вёп лук — люк
вал — вял ров — рёв тук — тюк
рад — ряд воз — вёз суда — сюда
пальцы — пяльцы нос-нёс мода-мёда

9. Тренировочные упражнения:

— Подними синий кружок, если услышишь согласный звук:

С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы

— Подними красный кружок, если услышишь согласный звук:

С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы

Прослушай слова, выдели голосом первую букву и запиши её в тетрадь:

Яша, ёж, иглы, ель.

Бельё, полы, Саша, рою.

10. Итог занятия.

— О каких буквах мы с Вами сегодня говорили. Какие гласные I ряда вы знаете? Какие гласные II ряда вы знаете? Что дают согласным гласные буквы II ряда?

Список литературы:

  1. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы. — 2-е изд., — Волгоград: Учитель, 2008, -86 с.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда, М.: Владос, 2006. — 335 с.
  3. Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. — М.: ВАКО, 2010, — 368 с.

9.05.2011

urok.1sept.ru

Конспект урока русского языка. «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме» (1 класс)

Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме. (урок русского языка)

1 класс

Цель: 

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

  • закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

  • закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

  • расширять и активизировать словарный запас;

  • формировать потребность детей в обращении к словарю;

  • развивать мелкую и общую моторику;

  • развивать внимание, память, мышление.

  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:  осознают роль гласных в обозначении твердости-мягкости согласных;  демонстрируют умение пользоваться средствами устного общения; владеют нормами речевого этикета в ситуациях бытового и делового общения

Личностные:  проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, знание основных моральных норм поведения,  участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, строят ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом;

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению;

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, при необходимости вносят коррективы в действия.

Структура урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

1). На экране смайлики(слайд)

— К нам урок заглянуло солнышко-смайлики. Какое вам больше нравиться?

Рада, что у вас очень хороший настрой на работу.

— Сегодня на уроке мы будем продолжать свое путешествие по страницам русского языка. С собой в путешествие возьмем хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

2) Игра “Снегопад”.(в парах)

На столах появляются “снежинки”. (Приложение )

– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.

     2.  Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

— Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.(слайд)

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как на доске. (слайд)

а о у ы э и е ё я ю

Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

1.Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

-Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

-Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

-Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

-И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

-Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

-Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

-Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

-Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

4.Определение темы урока.

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока — Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме.

3.Закрепление материала.

1) Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов

  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ю, е, и)

  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

 Эти гласные дружат с Тимом.
Эти гласные дружат с Томом.

Игра «Заселяем домики»

-Я хочу узнать какие гласные обозначают мягкость согласных, а какие твердость.

Проверка .Дети называют гласные парами.

Слайд «Стрелочки»

2). Дифференциация согласных, развитие фонематического слуха.

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные.

Игра “Беговые дорожки”.

Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки со словами. Распределите их на две группы. Подумайте по какому принципу можно разделить все слова.

(земля, крот, лёд, мял, рука, пил, банка, люк, сук, день, дом) (инд.карточки)

(Взаимная проверка.)

Физкультминутка.»Пингвины»

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

3). Работа над словарными словами (записать в два столбика).

Игра твердый – мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, девочка, собака, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, затем Тома. (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение.

(Самопроверка по словарю)

4 а) Игра “Превращение”.

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру. Доскажи словечко.

Буквы потерялись” (устно)

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы.

б…нан
вишн…

л…мон   
гр…ша

п…рсик
мандар…н

(Читают слова, называют гласные.)

5. “Найди ошибки” (работа у доски + списывание первого предложения).

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.(орфограммы)
Серожа и Пета кормят индука.
У Вали завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

Оцените свою работу на уроке .

— Нарисуйте на полях улыбающегося смайлика, если вы довольны сегодняшней работой на уроке. Если у вас не все получилось, не огорчайтесь.

— Все молодцы! Спасибо за урок!

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

infourok.ru

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Разделы: Начальная школа


Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • Определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
  • Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Познают глубины русского языка.

Оборудование: ИКТ (доска), тетради, цветные карандаши, д/игра «Беговые дорожки», раздаточный материал, снежинки.

Презентация

Ход урока

I. ОРГ. Момент

1. Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

2. Чистописание.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите число в тетради, сегодня ….. декабря.

Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. (Показ)

Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2. Дифференциация согласных, Развитие фонематического слуха.

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра «Беговые дорожки»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный? (зеленая дорожка). Если твердый? (синяя)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Подведите итоги: какой «спортсмен» победил.(Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку.)

3. Работа над словарными словами (записать в два столбика)

Игра твёрдый — мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная), А как мы называем такие слова? (словарные). Давайте запишем их в тетрадь_ сначала слова Тима, затем Тома.(пишем, проверяем). Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов.

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

  • Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)
  • Какие это согласные?(мягкие)
  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)
  • Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)
  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Показ

Эти гласные дружат с Тимом.

3. Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

4. а) Игра «Превращение»

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение»

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва — .., ту — …, ры — …, ни — …, ме — .., лё — … /

б) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

в) «Буквы потерялись» /индивид. карточки/

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы

  • б…нан
  • л…мон
  • п…рсик
  • вишн…
  • гр…ша
  • мандар…н

/Читают слова, называют гласные/

5. «Найди ошибки» (работа у доски + списывание первого предложения и разбор его по членам предложения)

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. ( Меняем гласные)

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (пишут).

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

6. а) «Найди пару» (работа в парах)

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нём находятся слова.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

На столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

4.02.2012

urok.1sept.ru

Конспект урока русского языка на тему «Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е,ё, ю, ь.»

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные: 

Проявляют интерес к учебной деятельности.

Регулятивные — Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные – Используют общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия;

Коммуникативные — Определяют общую цель и пути её достижения.

-развивают речь, и мышление;
— развивают орфографические умения и навыки, каллиграфического почерка;
— воспитывают внимательность, аккуратность, трудолюбие.

Основные понятия

Согласные твердые, мягкие

Межпредметные связи

Развитие речи — Окружающий мир- литературное чтение

Ресурсы:-основные ресурсы

-дополнительные

«Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., 2011 год

Презентация

Организация пространства

Коллективная работа, индивидуальная работа

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-А кто скажет, что вы должны приготовить к уроку?

-Все ли у вас готово?

Всем ребятам дан звонок.

Он собрал нас на урок.

Встанем, подравняемся,

С трудностями справимся.  

-Учебник, тетрадь, пенал.

Личностные: 

Проявляют интерес к учебной деятельности.

Актуализация знаний учащихся.

Проверка выполнения домашнего задания

Домашнее задание: т. с. 41, у.1

1.минутка чистописания

Откройте свои тетради, посмотрите на доску и запишите число, классная работа.

Урок русского языка начнём с минутки чистописания.

-На первой рабочей строке напишите заглавную и строчную букву Я я в соединении с другими буквами як ял, напишите любое соединение до конца рабочей строки.

На следующей строке запишите предложение Красные яблоки лежат в вазе.

Регулятивные — Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Создание проблемной ситуации.

-Отгадайте кроссворд и определите по ключевому слову тему урока:

1.Небольшой пугливый зверек семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами. (заяц)

2.Крупное домашнее животное, которое дает молоко.(корова)

3.Человек, который выполняет в порядке очереди какие-либо поручения и обязанности.(дежурный)

4.Группа учеников одного и того же года обучения.(класс)

-Прочитайте ключевое слово.(звук)

-Объясните правописание букв в выделенных ячейках.

-Какие бывают звуки?(гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие)

-Какую цель мы можем поставить на урок?

-Сегодня на уроке вы будете учиться различать в слове и вне слова мягкие и твердые согласные звуки и правильно их произносить, парные и непарные согласные звуки, а также соотносить звуковые обозначения со словами.

Полные ответы

Я думаю…

Регулятивные — Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Построение проекта выхода из затруднения.

-Откройте учебник на стр.81

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Постарайтесь объяснить написание выделенных в словах орфограмм.

-Спишите предложение, в котором говорится о наступившем времени года. (В лесу у нас весна)

-О каком месяце идет речь?( об апреле)

-Сделайте анализ слова апрель. (Апрель – 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 2 глас, 3 согл. (апр эл)

Полные ответы

Я думаю…

Регулятивные — Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

Реализация проекта выхода из затруднения.

-Посмотрите на упр. 2

-Рассмотрите предметы. Лук и Люк.

Произнеси каждое слово-название предмета.

-Какими звуками они различаются?

-Какой из них твердый, а какой мягкий согласный звук?

Выполнение звуковой записи слов:

Лук (лук)

Люк (л ук)

Полные ответы

Я думаю…

Коммуникативные — Определяют общую цель и пути её достижения.

Включение в систему знаний.

-Посмотрите на упр.3

-Прочитайте каждую пару слов.

-Произнесите звуки, которыми обозначены выделенные буквы.

-Прочитайте слова, которые начинаются с твердого согласного звука.(рад, воз, лук, мыл)

-Прочитайте слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (ряд, вёз, люк, мил)

-Посмотрите на правило в оранжевой рамке

-Что вы узнали об обозначении на письме мягкости согласных звуков.

-Что вы узнали об обозначении на письме твердости согласных звуков.

Итог урока

-Расскажите, чему учились на уроке?

-Объясните, как обозначается на письме твердый и мягкий согласный звук.

— Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. 

Домашнее задание: т. с. 42, у.2

Познавательные  и оценивают результат действия;

Рефлексия

-Оцените свою работу цветными карандашами.

Зеленый –все понял (а)

Красный –не усвоил (а)

Желтый –были трудности.

Урок окончен. До свидания!

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме: Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных. (1 класс)

Тема : Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных. (1 класс)

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения характеризовать согласные звуки, определять роль гласных букв в словах, составлять звуковые схемы слов, для развития навыков культуры устной и письменной речи.

Планируемые результаты: характеризовать согласные звуки по твердости –мягкости, определять роль гласных букв в словах.

Ресурсы: иллюстрации футбольные ворота, бумажный шаблон круглой формы с написанными на них буквами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Спросил однажды звук капризно:

«Как мне узнать про этот признак?

Я мягкий? Твердый? Знать хочу!

Когда ответ я получу?»

— Ребята как определить твердость и мягкость согласных?

 — Работа по тетради .Задание 1,ст27

— Мы не случайно начали этот урок с этого упражнения. Подумайте , о чем будем говорить на уроке?

— Прочитайте тему урока в учебнике.

II .Изучение нового материала.

Познавательные УУД – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока.

  1. Работа в парах.

Торк предложил Мише и Маше поиграть в «Грамматический футбол»

На доске – изображение футбольных ворот ,у учителя- «футбольные мячи», на которых написаны гласные буквы: е, о, у, и, ы, а, я, ё.

Учащиеся получают карточку со стихотворением, надо вписать пропущенные слова.

Если штангой сделать «М» (Буква м)

Если штангой сделать «Л»

И забит в ворота «Е»

(мяч с буквой «Е» прикрепляется между буквами)

Будет……(мел)

Если «О» забить как гол,

Будет …..(мол)

«У» забьём – вратарь уснул!

Будет ….(мул),

«И»…..(мил)

«Ы»….(мыл)

«А»…..(мал)

«Ё»…..(мёл)-

8:0

— Выпишите слова, которые различаются одним гласным звуком :

1 вариант – слова, которые начинаются с твердого согласного звука,

 2 вариант – слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.

  1. Работа по учебнику.

Упражнение 14,с42.

— Работа по образцу выполнения.

Упражнение 15,с44 (самостоятельная работа).

Физкультминутка.

Я Возьму шар большой,

Подниму над головой,

Выгну спину – шарик кину.

III. Закрепление изученного материала.

  1. Работа по тетради «Азбука вежливости».

— Вспомните , Анишит  Йокоповна пригласила Машу и Мишу в гости. С чего начинается встреча гостей?

-А зачем люди приветствуют друг друга, говорят «здравствуйте» (ответы детей.)

«Здравствуйте»,- ты скажешь человеку

«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет тыщу лет.

«Добрый день»,-сказала Анишит Йокоповна.

«Добрый день», — ответим мы.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

-Когда в гости прошли в дом ,хозяйка сказала:

— С вашего разрешения, я вас покину,- пойду приготовлю угощение. Будде как дома!

— Что обозначает слова «Будте как  дома!»(Ответы учащихся)

2. Работа по тетради.(54-55стр.)

Чтение текста и ответы на вопросы.

IV.  Итог урока

— Анишит Йокоповна полюбила Машу и Мишу. Как вы думаете почему?

— Асырк сказала: «тогда лишь вежливые жесты хороши, когда идут у человека от души».

-Волшебница дала на время Маше и Мише волшебную палочку. Она превращает твёрдые согласные в мягкие и наоборот:

Мыл — ……..                              Тома — ……..

Пыл-……….                               Флаги — ……

Высок-……..                               Лыс- ………

Сэр-………..

 — Обозначает ли буква я мягкость согласного в словах «яблоня», «яблока»? А буква и в слове «большие»? (Ответы учащихся.)

— Урок окончен ! Отдохните!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *