Название для масленицы – Более 60 мероприятий, посвящённых Масленице, пройдёт в Ульяновске

Содержание

Более 60 мероприятий, посвящённых Масленице, пройдёт в Ульяновске

Название мероприятия

Дата, время,

место проведения мероприятия

Перечень проблемных вопросов, особенности, новизна проведения мероприятия, количество и категории участников

11 марта

«Широкая масленица»

Коррекционная школа № 26

Время по согласованию

Мероприятие в рамках года Равных возможностей, 70-80 человек

«Приглашаем на блины»

ДШИ №10

18.00

Вечер семейного отдыха на отделении хорового пения. В гостях у хора «Звонкий ветерок». В программе вечера – концерт для родителей, викторины, игры, чаепитие с блинами.

«Масленица Широкая»

ДК «Киндяковка»

12.00

Недельная акция проект «Живые традиции»

12 марта

«Широкая Масленица!»

12.00

ЦГБ им. И. А. Гончарова

Праздничное мероприятие с элементами театрализации для детей инвалидов коррекционной школы №87

«Вкусное солнышко – Масленица»

12.00

Библиотека №29

Праздничная программа для

уч-ся 1 – 4кл., 30 чел.

«Заигрыш!»

ДК п. Пригородный

15.00

Игровая программа для детей на Масленичную неделю для уч-ся, 25 чел

13 марта

«Душа ль ты моя, Масленица!»

15-00

Библиотека №4

Праздник, благотворительное мероприятие для воспитанников д./д. «Гнездышко», 30 чел.

«Масленица»

Библиотека народной культуры №5

Время по согласованию

Совместное мероприятие ДШИ №10 и Библиотеки народной культуры №5, посвященное празднованию «Масленицы»

«К тёще на блины»

ДШИ № 12

Время по согласованию

Фольклорное мероприятие, 30-35 человек

«Песня жаворонка»

14.00

ДШИ №11

Конкурс народной музыки среди учащихся народного отделения

«К нам на блины!»

13.03 — 14.03

ДШИ №10

Время по согласованию

Вечера семейного отдыха по отделениям: знакомство с русскими обрядами, обычаями, фольклором, народными промыслами, конкурс рисунков «Широкая Масленица», игровые программы.

«Едет Масленица!»

16.00

Библиотека №5

Праздничное мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал Надежды»

«Масленица идет – блин да мед несет!»

12.00

Библиотека №37

Праздничная программа для уч-ся 1-4 кл., 100 чел.

«Лакомка»

15.00

Развлекательная игровая программа, посвящённая третьему дню масленичной недели

Для участников художественной самодеятельности

 «На что похож блинчик?»

ДК с. Отрада

10.30

Игровая программа в детском клубе МАЛЫШОК для детей из клуба

«Как на масленой неделе мы блиночки свои ели!»

Площадь перед ДК

с. Карлинское

13.00

Детский праздник в рамках проекта «Живые традиции»

 Дети всех возрастов

«Лакомка!»

ДК п. Пригородный

14 .00

Развлекательная программа для детей, чаепитие.

В  рамках программы

«Живые традиции»

14 марта

«Широкий пир»

14.00

Клуб пос.Сельдь.

Проект «Живые традиции», игровая фольклорная  программа

15 марта

«Как на масленой неделе…»

ДК п. Плодовый

18.00

В рамках проекта «Живые традиции»

Развлекательная дискотечная программа для старшеклассников и молодёжи

16 марта

«Секреты наших бабушек: печем блины»

ДК с. Отрада

16.00

Мастер-класс для жителей села

 «Весна пришла в Ульяновск»

Открытые площадки

Проводы русской зимы для жителей района

«Душа ль ты моя, Масленица!»

Областной краеведческий музей

Концертная программа воспитанников ДШИ №6

 «Ой, честная Масленица!»

12.00

Баратаевская СОШ

Утренник для детей

«Заловкины посиделки!»

ДК п. Пригородный

18.00

Посиделки с играми, конкурсами и чаепитием на шестой день Масленицы, в рамках проекта «Живые традиции»

17 марта

«Гуляй, Масленица»

Площадь Ленина

10.00 — 22.00

Работа 9 разгуляев: «Масленичная ярмарка», «Блинное царство», «Молодецкие потехи», «Город мастеров», «Симбирский разгуляй», «Играй гармонь», «Детский городок», «Ледяной столб», «Ледовый каток». «Коробейники». В центре площади за ограждениями будет установлено чучело Масленицы.

Изюминкой празднования станет театрализованное представление по мотивам русских народных сказок, а также праздничный масленичный поезд, организованный Центром народной культуры Ульяновской области и Министерством труда и социального развития, в нем примут участие творческие коллективы и творческие  семьи города и области.

Вечером для жителей и гостей города состоится праздничная программа «Весенний вечер’OK!». В программе конкурс караоке, танцевальная программа и файер-шоу.

«Солнышко красно, гори, гори ясно»

10.00

На площадках ТОСа «Заводской»

Праздничная программа для жителей

«Масленица, раскрасавица душа»

11.00

Библиотека №25

Празднично-игровая программа для уч-ся 3 кл., 30 чел.

«Душа ты моя Масленица»

11.00

Клуб

с. Карлинское

Праздничное мероприятие, для всех категорий читателей, 40 чел.

«Боярыня масленица»

15.00

ТЦ «Аквамолл»

Театрализовано — игровая программа для жителей города

«С масленицей широкой Вас друзья»

11.00

Парк «40 лет ВЛКСМ»

Театрализовано — игровая программа

Жители Заволжского района

«Гуляй, Масленица»

12.00

Клуб пос.Сельдь.

Проект «Живые традиции», праздничная программа

«Широкая масленица» народные гуляния

ДК п.Белый Ключ

14.00

Мероприятие, посвящено окончанию масленичной недели

«Душа ль ты моя, Масленица!»

11.00

РКЦ «Открытый дом»

Концертная программа, выступление агитбригады «Переменка» ДШИ №6

«Прощай, Масленица»

ДК п. Плодовый

11.00

Народное гуляние для жителей посёлка в рамках проекта «Живые традиции»

«Гуляй, Масленица»

ДК с. Отрада

11.00

Театрализованное представление, игры, конкурсы для жителей села

«Красна Масленица!»

Парк Победы

10.00

Праздничная программа, народные гуляния

Сожжение чучела Масленицы

14.00

Парк «Владимирский сад»

Народные гуляния, чувашская масленица

«Масленица идет!»

Парк им. Матросова

10.30

Народные гуляния, конкурсы, игровые программы

«Масленица, раскрасавица душа»

Парк «Молодежный»

11.00

Народные гуляния, выступления творческих коллективов

«Душа ты моя Масленица»

Парк

 «Семья»

12.00

Народное гуляние, игровые, концертные программы для детей и взрослых

«Масленица»

«Саварни»

Парк «Винновская роща»

10.00

Народное гуляние, игровые программы.

Чувашская масленица «Саварни»

«Все на Масленицу!»

Парк Прибрежный

12.00

Народное гуляние, игровые программы

«Масленица-красна Девица!»

Площадка у ТЦ «Звезда»

11.00

Народное гуляние, игровые программы, конкурсные

«Широкая Масленица»

Площадка у ДК «Киндяковка»

11.00

Народное гуляние, игровые программы

«Собирайся народ, Масленица идет!»

Площадка у ДК «Современник»

Время по согласованию

Народное гуляние, игровые программы

ulpressa.ru

Масленица Различные названия праздника



Масленица




Различные названия праздника.

  • В народе существуют разные названия Масленицы: Маслена, Всемирный праздник, честная, веселая, широкая , целовальница, Боярыня Масленица.

  • На праздник Масленицы принято много и вкусно есть, поэтому ее называли Прожорная неделя и Блинница, поскольку главным блюдом были блины.



Блины- главное угощение.



Обряды Масленицы.

  • Обрядовая сторона сложная и многосоставная своими корнями уходит глубоко в древность.

  • В дохристианскую эпоху празднование Масленицы было приурочено к дню весеннего равноденствия, которое у многих народов считался началом нового года.

  • На Масленицу принято сжигать чучело, как уничтожение всего старого, дряхлого и освобождение места для нового, молодого.



Сжигание чучела.



Проводы зимы.

  • С воспоминаниями о создании « нового мира» связана обрядовая борьба( кулачные бои, взятие снежного городка).

  • В это время провожают зиму и встречают весну. Главной героиней праздника была Масленица, воплощенная в чучело, которое представлялось средоточием плодородия и плодовитости и ритуал его сожжения должен был сообщить это плодородие земле, ведь пепел рассыпали по полям. Многие обряды праздника катание на лошадях, смотрины, гостевание имели значение для брака и воспроизводства населения.



Веселая Масленица



Катания с гор.



Блины- символ Масленицы.

  • С плодородием связана поминальная сторона Масленицы. Предки по представлениям крестьян, находящиеся в ином мире, могли влиять на плодородие земли, поэтому важно было не гневить их, а почитать своим вниманием.

  • Блины всегда были поминальным блюдом, поэтому их считают главным украшением праздника.



Веселой Масленицы!



Масленичная неделя.

  • Каждый день масленицы имеет свое название. Вся неделя делится на два периода: узкая масленица- первые три дня, и широкая масленица- четверг, пятница, суббота и воскресение. В первые три дня можно было заниматься хозяйственным трудом. Начиная с четверга, все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица.



Узкая Масленица.

  • Понедельник – встреча. Утром свекровь со свекром отправляли невестку к своим родителям на день, а вечером сами шли к ним в гости. В этот день начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим на помин души.

  • Сооружалось чучело, которое возили по улицам в санях.

  • Вторник – заигрыш. В этот день проходили смотрины невест. Молодых приглашали кататься с гор, поесть блинов, звали родных и знакомых невесты, приговаривая: « У нас горы блинов готовы – просим жаловать».



Среда- лакомка. К теще на блины!



Широкая масленица.

Четверг – разгуляй. Народпредавалсгуляниям: катаниям на лошадях, кулачным боям, соревнованиям.

Вечерки и посиделки.

  • Пятница – тещины вечерки. В этот день теща приходила к зятю с ответным визитом.

  • Блины пекла ее дочь – жена зятя. Зять демонстрировал расположение к теще.

  • Суббота – золовкины посиделки. Невестки приглашали сестер и родственников мужа угощали блинами и дарили подарок золовке ( сестре мужа).

  • Воскресение – проводы, целовальник, прощенный день. В этот день сжигали чучело, а пепел рассеивали по полям. Православные просили друг у друга прощение, в храмах на службе совершали чин прощения.



Угощайтесь, дорогие гости!



Прощай Масленица!


rpp.nashaucheba.ru

Как называются дни Масленичной недели?

Проводить холодную, суровую зиму и встретить ласковую весну с Масленицей надо обязательно с весельем, поскольку в старину верили, что тот, кто не веселится в эти дни и не провожает зиму, весь грядущий год будет жить бедно и пусто. А вот для тех, кто справит праздник как следует, год станет успешным, все дела будут спориться, в доме будет изобилие, а все хвори пройдут стороной. Все дни Масленицы имеют свои традиции, устои и названия. О том, как называются дни Масленичной недели, и о том, как традиционно отпраздновать Масленицу, и пойдет речь.

Масленичная неделя получила свое название еще в далекие славянские времена и дошла до нас, сохранив самые веселые и красочные традиции. Сегодня мы весело отмечаем её с хороводами, блинами, песнями, плясками, играми в снежки и, конечно же, со сжиганием в конце недели чучела Масленицы как символа уходящей зимы.

Семь ярких, веселых и озорных дней мы отмечаем Масленицу.

Дни Масленичной недели: названия

  • Встреча,
  • Заигрыш,
  • Лакомка,
  • Разгул,
  • Тёщин вечерок,
  • Золовкины посиделки,
  • Проводы.

Итак, Масленичная неделя по дням:

Понедельник — Встреча

В этот день сооружали чучело Масленицы из тряпок и соломы, а потом, приделав к большому бревну, катали на санках по всей деревне и устанавливали на самой высокой снежной горке, с которой начинались катания на санях и веселые гулянья с песнями и танцами. Чучело ждет не самая веселая судьба — в конце недели его сожгут на площади.

Вторник — Заигрыш

Продолжались игры, начатые в понедельник, но к ним в придачу отмечающие люди переодевались в красочные костюмы и маски, разыгрывали целые театрализованные представления, на которые приглашались все прохожие, независимо от их социального статуса и сословия. Разворачивались шумные ярмарки и балаганы, повсюду стояли помосты с разнообразными угощениями.

Среда — Лакомка

День начала хлебосольных домашних пиров. В среду тещи приглашали новоиспеченных зятьев в гости, а находчивые парни приводили с собой всех родственников. Гостей потчевали пирогами, румяными блинами, свежесваренным домашним пивом. Повсеместно разбивались шатры, в которых продавали орехи и пряники, горячий сбитень (вода с медом и травами) и чай — из блестящих самоваров!

Четверг — разгул

Этот день называли «разгулом», или переломным днем. В четверг проводились кулачные бои «стенка на стенку». Разгорячённые мужики сходились и отводили душу в веселом поединке. Правилами боя запрещались удары ниже пояса и по затылку. Также пощаду получал упавший.

Пятница — Тёщин вечерок

Пятница Масленичной недели — Тёщин вечерок. Очень многие традиции Масленичных дней ставили перед собой цель помочь холостым юношам и девушкам пожениться. Также много обычаев касалось и молодых супружеских пар. Теперь очередь зятя приглашать любимую тещу. Молодые угощали родителей невесты сладкими медовыми блинами и разными вкусностями, а те приходили в гости с подарками и шутками.

Суббота — Золовкины посиделки

В субботу молодая жена приглашала к столу сестер своего мужа. И уж тут она должна была расстараться от души, ведь приглашенные родственницы ревностно оценивали хозяйский стол и иногда отпускали ехидные замечания о том, что он недостаточно изобилен. Но всё это были веселые шутки, ведь золовки зачастую становились невесткам верными подружками на долгие годы.

Также суббота Масленичной недели была днем поминовения умерших, похода на погосты. Угощали нищих, чтобы те помянули души усопших родственников хозяев.

Воскресенье — проводы

Также этот день носит название «Прощеное воскресенье» и «Целовальный день». Люди при встрече просили друг у друга прощенья за все то, в чем провинились в прошедший год, и обменивались поцелуями. На кладбище просили прощения у усопшей родни, приносили им угощение. В воскресенье сжигали чучело Масленицы — образ провожаемой зимы, приветствовали весну и просили плодородия полям, бросая блины в костер с Масленицей. Последний день перед Великим постом, светлый и чистый праздник.

В наши дни мы сохранили немногие из древних традиций, но каждый год на Масленицу во всех домах хозяйки пекут блины, тещи приглашают любимых зятьев в гости, а дети с радостью сооружают яркое чучело Масленицы, чтобы в воскресенье на горячем костре в соседнем лесу сжечь его под веселые пляски. В Прощеное воскресенье мы звоним друзьям и родственникам, даже самым дальним, чтобы попросить у них прощения и поздравить с праздником. Не все традиции остались, но мы любим Масленицу не меньше, чем наши далекие предки.

vesnabliny.ru

История праздника Масленицы для детей. Название дней масленичной недели

Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины. Существует множество версий по объяснению того, откуда появился праздник Масленица.

Одна из таких легенд гласит, что в давние времена на Севере родилась маленькая девочка, отцом которой был Мороз. Имя ей дали Масленица. Девочка была маленькой, хрупкой и улыбчивой. Однажды группа людей попала в снежную бурю. Прячась от нее, они встретили Масленицу и попросили помочь и согреть их. Масленица пришла, но удивила всех. Потому что это была не маленькая девочка, а здоровая баба с большими румяными щеками. Она заставила человека забыть о зиме, развеселила его и заставила плясать до усталости. С тех пор неделя перед Великим постом называется Масленицей.

По другой версии, в основе появления названия праздника «Масленица» лежит традиция выпекать блины. Люди старались привлечь милость солнышка, чтобы оно их обогрело и помогло в трудную минуту. Поэтому блины имеют форму маленького солнышка. Также было принято в селах водить хороводы и устраивать гуляния. Считалось, что подобные церемонии делают добрее солнце, т. е. солнце «умасливается». Отсюда и название — «Масленица».

Масленица имеет и другие названия. Например, «Мясопуст», или Сырная, Сыропустная неделя. Эти названия появились в связи с тем, что по православному обычаю мясо исключалось из пищи, а молочные продукты еще употреблялись.

Другие названия Масленицы: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «перепелочка», «перебуха», «объедуха», «ясочка».

Своими корнями Масленица уходит в языческие времена. В те далекие времена этот праздник был связан с днем весеннего солнцеворота. Но с принятием христианства Масленица стала зависеть от сроков начала Великого поста. На протяжении многих веков Масленица продолжала праздноваться. Этот праздник является одним из самых любимых в народе. Даже строгие указы и меры, которые предпринимались, чтобы праздник был забыт, не увенчались успехом.

Раньше при праздновании Масленицы на площадях городов возводились ледяные горки, торговали чаем, сладостями, блинами, веселился народ в костюмах, устраивали катания на лошадях.

Во все времена главное угощение на Масленице — это блины. Они пеклись и поедались в большом количестве. На каждый день на Масленой неделе есть определенный обряд.

Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы. в этот день наряжается соломенная кукла и устраиваются застолья с разными сладостями.

Второй день (вторник) называется заигрыши: устраиваются катания на горках и едят блины.

В третий день (среда) — на лакомки — все шли к теще на блины.

Четвертый день называется широкий четверг: поются песни, выполняются обряды, устраиваются кулачные бои, катаются на санях, колядуют.

На тещины вечерки (пятница) зятья звали тещу на угощение.

Шестой день (суббота) называется золовкины посиделки: в этот день молодая невеста приглашала своих родных к себе.

И в последний день (воскресенье), называемый прощеным днем, сжигали соломенную куклу, а пепел от нее рассеивали по полю, чтобы будущий урожай был богатым. В этот день принято прощать все обиды и оскорбления.

nsportal.ru

Масленица: традиции, история, интересные факты

Масленица в этом году будет отмечаться неделю с 12 февраля и заканчивается Прощеным воскресеньем 18-го. Откуда взялся этот праздник и чем он так интересен?

Масленица интересна и уникальна хотя бы тем, что это — единственный из череды языческих праздников, который был признан официальной православной церковью: все остальные праздники дохристианских славян были более или менее мягко адаптированы под библейские сюжеты или преданы забвению.

В православии этот праздник стал называться сырной, или мясопустной, неделей: в последнюю неделю перед Великим постом уже запрещено есть мясо и рыбу, но вполне позволительны сыр, сметана и, разумеется, масло — все это и употребляется в просто-таки невероятных масштабах всю неделю с румяными блинами. В этом году мы начнем отмечать его 12 февраля, в понедельник. Интересные факты и традиции празднования — в этом обзоре.

Языческая Масленица отмечалась две недели

Изначально — очевидно, сотни, а то и тысячи лет назад — языческая Масленица начиналась за неделю до весеннего равноденствия 21 марта и заканчивалась еще через неделю после него, то есть суммарно праздник длился целых две недели. Все это время работа по дому практически прекращалась, из жидкого теста каждый день пекли блины — символы нового солнца.

Символика круга в Масленице

Для того чтобы поскорее прогнать холод, жгли костры и спускали с горок и холмов горящие колеса, играли, устраивали кулачные бои, флиртовали и развлекались, почитая таким веселым образом Ярилу — бога солнца, плодородия, продолжения рода и жизни вообще.

Форма круга возникает не единожды в обрядовой стороне праздника: помимо блинов и горящих колес, это еще и обязательное совместное распитие ритуального напитка — его следовало пить по очереди, обязательно стараясь простить всех, кто был в кругу, иначе злость и зависть будут отравлять человеку существование аж до следующего весеннего равноденствия. Вождение хороводов тоже считалось обязательным — возможно, несмотря на кажущуюся простоту, сакральный смысл такого хождения по кругу куда глубже, чем представляется, и это не просто танец.

Блины одновременно являлись поминальной пищей — продолжение и зарождение новой жизни невозможно без почитания корней: предков, пращуров. В последний день Масленицы сжигали соломенное чучело — оно, как правило, обряжалось в женское платье и символизировало Морану — жестокую богиню зимы и смерти.

Раньше Масленица называлась иначе

Праздник уходит корнями в древность настолько глубоко, что даже точное его название установить невозможно — существует несколько версий, каждая из которых кажется вполне логичной, но и проверить их уже никак не получится.

Комоедица — одно из вероятных названий

Комоедица — одно из дошедших до нас сохранившихся названий праздника, во время которого почитали богов из Светлого мира — Прави. Ярило-солнце растапливал снега, оживлял природу, и просыпались медведи, которых еще называли “Ком”. Медведь всегда был олицетворением мощи и силы, одной из ключевых фигур в мифологии, связанной с главным богом — Перуном.

Именно косолапым приносили блинные жертвы — что понятно хотя бы потому, что медведь после зимней спячки довольно опасен для человека, отсюда и выражение “первый блин — комам”, которое с течением времени приобрело совершенно другой смысл благодаря замене одной гласной буквы (подобные превращения — не редкость в истории).

Другие названия Масленицы

Масленица называется в разных областях и сейчас по-разному: Масляница, Масленая, Блинница, Блинщина, Блиноедка, Прожорница, Прожорная неделя, Объедуха, Колодий, Целовальница, Коляда масленая и Сырная неделя.

Масленицу пытались запретить 7 веков

Вплоть до XVII века праздник пытались запрещать — но не тут-то было. Самое примечательное — ее все равно отмечали, даже несмотря на суровость Великого поста. Церкви в результате ничего не оставалось, кроме как смириться и оставить Масленицу в покое. Правда, от привязки к дню весеннего равноденствия ее решили избавить и перенести — сейчас начало масленичной недели приходится на число, которое выпадает на 8 недель до праздника Пасхи.

Сакральный смысл языческой Масленицы

Глубинный смысл праздника воскрешения и обновления Земли и природы — поистине космических масштабов. Говоря языком древнего мифа, за эти две недели огонь Даждьбога покидал небо, набравшись в Сварге сил за долгую зиму, приходил к спящей Земле и согревал ее, пробуждая к жизни богиню Лелю.

Изначально она появлялась в образе юной девушки, но в сам день весеннего равноденствия становилась румяной, дородной женщиной. Дитя-солнце из Хорса постепенно превращалось в Ярилу — молодого человека. Как видно, в непростом процессе зарождения новой жизни — весны — и одновременного почитания предков участвуют сразу три бога, хотя, возможно, изначально были еще какие-то божества, помогавшие свершиться чуду тепла и солнца.

Масленица — брачное время

Учитывая парность, необходимую для настоящего плодородия, нет ничего удивительного, что именно в это весеннее время было принято выбирать себе жениха и невесту. Неженатым парням и тем взрослым, которые до сих пор не удосужились поженить своих выросших детей — дочерей в том числе, — привязывали колодку. Это проделывали повитухи, принимавшие роды у женщин. Тем, на ком колодка — фаллический символ — появлялась, следовало поскорее помочь найти пару своим детям, да еще и отблагодарить повитуху подарком, умилостивить ее на будущее.

Некоторые историки утверждают, что на свежеоттаявшей пашне под блины и хмельной напиток по кругу совершались и очень фривольные игры, олицетворявшие бурление жизненных соков, осеменение и плодородие в буквальном смысле.

Аналоги праздника в Европе

Очень похожие по смыслу обряды встречи новой весны было принято проводить и в других странах: в западной Европе это, прежде всего, праздник Бельтайн, корни которого уходят в религиозные традиции друидов. Его отмечают выпечкой тех же блинов, хотя порой и в меньших масштабах, играми и весельем на свежем лесном воздухе.

Масленица — “бабья” неделя

По-видимому, для того, чтобы женщин ничего не отвлекало от выпекания блинов, походов по гостям и матримониальных настроений рода, им было запрещено в это время шить и прясть — эти две недели назывались еще и “бабьими”.

Довольно мудро составленное расписание празднования позволяло печь блины по очереди — в зависимости от своего семейного положения, остальные женщины рода в этот день ничего не делали по хозяйству.

Расписание Масленицы

До наших дней дожила несколько усеченная версия — поскольку праздник сократился до недели, но и эта неделя, как уже было сказано, расписана по дням, в каждый из которых заложен свой смысл и обряды.

Понедельник: встреча

Справляли встречу чистой Масленицы. Начинать масленичную неделю было принято посещением родных — невестка на день отправлялась гостить к матери от свекра и свекрови, а вечером они приходили туда же сами. Уже в первый день устанавливали балаганы для шутов, на столе обязательно должны были быть сладости.

Вторник: заигрыш

С этого дня веселье включалось на полную катушку — игры и забавы следовали одна за другой, парни и девушки начинали ходить по гостям на блины с самого утра, по дороге забегая покататься с горки или спустить с нее горящее колесо после хоровода. Нетрудно усмотреть во всех этих веселых традициях сватовство: сначала показ выросших детей, затем — сведение, чтобы после Великого поста играть свадьбу на Красную Горку.

От дома к дому ходили “позыватки” — аналог почтальонов, которые в устной шутливой форме приглашали молодых людей одной семьи в дом другой по просьбе родителей. Этих вестников встречали с почетом, угощая блинами и хмельным вином — или же в специальной прибауточной форме давали отказ, прося передать: “У нас состроены горы и гости все прошены”, что означало уже имевшуюся договоренность о браке с другим семейством.

Среда: лакомка

Тещи в этот день угощали блинами зятьев, созывая заодно и прочих родных — в этот день полагалось есть блины в буквальном смысле до отвала. Иногда для женской части семьи в этот день устраивали “девичьи съезды” — молоденькие девушки собирались в сопровождении пожилых родственниц, распевая веселые песни.

По вечерам пели песни во время костюмированного представления о теще, угощавшей зятя блинами: и головушка-то у нее разболелась от хлопот возле печи, и приходилось для облегчения терзаний звать ряженого медведя, а зятек так-то “спасибо” сказал.

Четверг: разгул

Главный день масленичной недели. Устраивались кулачные бои — в том числе “стенка на стенку”, парни старались забраться на высокий гладкий столб за привязанным к верхушке призом. Видимо, это были своего рода “показательные выступления” для тех, кто желал посмотреть свежевыбранного жениха в мужских играх. Катались на санях вместе с чучелом Масленицы — и, разумеется, продолжали угощаться блинами.

Пятница: тещины вечерни

Теперь уже зятья зазывали тещ к себе в гости, угощая матерей своих жен все теми же блинами и сладостями. К обеду теща являлась со всем своим многочисленным семейством — если получала “почетное” приглашение, или же в одиночестве и к ужину, если приглашение было “простым”.

Приглашать тещу следовало начинать еще вечером накануне, а с утра отправлять специальных, парадно одетых “зазываток”, причем чем больше людей отправлялось с приглашением, тем большее уважение тем самым демонстрировалось.

Суббота: золовкины посиделки

В этот день молодая жена звала в гости родных мужа. Сестры мужа изначально относились к пришелице из другой семьи настороженно и недоверчиво, и, чтобы пробить эту стену и наладить контакт, было принято одаривать всех сестер мужа специальными дарами. Если они были уже замужем — нужно было ездить по их семьям с подарками и угощением специально.

Воскресенье: прощеный день

Как понятно уже из названия, в этот день было принято просить прощения и получать его. В этот же день сжигали чучело Масленицы: в ритуальный костер отправлялись старые вещи, которые символизировали печали и болезни. Пепел развеивали над полями “на плодородие”.

kto-chto-gde.ru

Широкая Масленица. 100 великих праздников

Широкая Масленица

В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Велеса — языческого бога плодородия и скотоводства. После того как Русь приняла христианство, праздник этот сохранится. С XVI века он стал называться Масленицей. Масленая неделя предшествует «печальным дням» Великого поста и справляется за семь недель до Пасхи — Воскресения Христова.

Масленица — один из самых ярких праздников на Руси, имеющий глубокие исторические корни. По свидетельству очевидцев, «весёлый был праздник. И молодёжь, и старики, все в нём участие принимали». В этом пёстром народном празднике, оканчивающем зиму, ясно присутствует смесь стихий древнего языческого обряда с христианскими обычаями.

История праздника Масленицы на Руси удивительна. Его языческая основа всегда находилась в противоречии с христианской верой. Церковь Масленицу не праздновала, и её воздействие сказалось, пожалуй, только в обычаях не есть в эту неделю мясного и «прощаться» — просить друг у друга прощенье в воскресенье вечером перед Великим постом. Это был единственный крупный дохристианский праздник, который не был приурочен ни к одному христианскому празднику и не получил нового истолкования, что в свою очередь, вероятно, способствовало сохранению архаических элементов Масленицы.

Вот как выглядел этот народный праздник в глазах одного из иностранцев, побывавшего в России в конце XVII века:

«Масленица потому так названа, что русским в продолжении этой недели разрешается вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается дней за восемь до Великого поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное, в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как того-то убили, того-то бросили в воду. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил время его на 8 дней, тогда как прежде оный продолжался 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было уничтожить его, но подобно патриарху русскому успел только сократить его на 8 дней».

У европейских народов во время предпасхального Великого поста всякие увеселения, игрища и пение песен категорически запрещались. Православная церковь также придерживалась этого запрета, поэтому проводы зимы стали справляться перед постом: у русских — это Масленица, у западноевропейских народов — карнавал. Название праздника Масленица появилось у русских действительно потому, что ели очень много масляной пищи, «блинов масляных».

Празднование Масленицы приходится на вторую половину февраля — начало марта (по новому стилю). Начиналась она по окончании так называемых свадебных недель. В церковных книгах Масленица называется Сырною неделею, подобно «всей предшествующей седьмице, на коей в среду и пяток едят сыр и яйца в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ереси». В это время ещё стоят морозы, и потому на первый план выдвинулись проводы зимы, а обряды, связанные со встречей весны, частично передвинулись на более позднее время. Но масленичный обрядовый комплекс включал в себя и обряды, весенние по смыслу. Это сочетание весенней и зимней обрядности, переходный характер праздника — особенность Масленицы.

Масленица в России есть как бы восьмидневное празднество после Вселенской родительской субботы, в которую поминают усопших, тогда как в Сырную неделю церковь воспоминает изгнание Адама из рая, приготовляя христиан к Великому посту. Народ тогда предаётся масленичным потехам: катанью с песнями на горах и санях, кулачным боям, попойкам и пиршествам, на коих главную роль играют блины, оладьи. В народном языке Масленица слыла «честной», а по разгульности — «широкой». Весёлая, изобильная жизнь называлась масленицей: «Не житьё, а масленица».

В старинном народном сказании и на лубочных картинках широкая Масленица описывалась так: «Душа моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тело, сахарные твои уста, сладкая речь; красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трёхматерная дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепёлочка». В России Масленицу справляли как в деревнях, так и в городах. В городах наиболее архаические черты её были утрачены, и Масленица во многом отмечалась так же, как и другие праздники: ходили в гости, устраивали маскарады, балы, в столичных театрах всю неделю давали дневные спектакли. Но сохранились и специфические особенности: было особенно шумное веселье, все обязательно пекли блины, катались и устраивали карнавальные проводы Масленицы.

Праздник этот собственно состоит из трёх частей: встречи в понедельник, разгула, или перелома, — в так называемый широкий четверг, и прощанья — в воскресенье. Как праздник народный Масленица начинается с понедельника, как праздник гражданский — с четверга.

Катанье на санях по улицам начиналось с понедельника, а чаще с четверга Сырной недели: «К вечеру ездят целыми вереницами, а простолюдины катаются с весёлыми песнями». Ледяные горы для катания строились на Москве-реке и на Неглинной, от Воскресенских до Троицких ворот, где ныне Александровский сад, до конца XVIII века Контарини «в 1473 году видел на первой конские ристания и разные увеселения». В Петербурге в XIX веке у Адмиралтейства строили высокую деревянную гору, спуск с неё покрывали льдом, с горы катились до Дворцовой площади. Около горы устраивали балаганы, продавали сладости. Позже веселье было перенесено на Марсово поле.

Многие российские самодержцы принимали участие в этом разгульном празднике и способствовали его устройству.

При Петре I масленичные потехи устраивались в Москве у Красных ворот, где он сам в понедельник на Масленице открывал празднество её, несколько раз покатавшись на качелях с офицерами. По случаю Ништадтского мира в 1722 году Пётр I дал в Москве невиданный дотоле маскарад и санное катание.

«В четвёртый день Сырной недели началось движение большого поезда из Всесвятского села, где собрано было с вечера множество морских судов разного вида и разной величины полсотни саней, запряжённых разными зверями. По сделанному ракетою сигналу сухопутный флот, поставленный на полозья и колёса, потянулся длинною вереницею от Всесвятского к Тверским триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в кои впряжены были гусем 6 лошадей, украшенных бубенчиками и побрякушками. В других санях ехал князь-папа Зотов, облечённый в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке; за ним свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряжённых четырьмя свиньями. Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках, везённой двумя сиренами. В процессии находился и князь-кесарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал место в большой лодке, везённой двумя живыми медведями. Наконец появилась громада, 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года в Санкт-Петербурге: он имел 3 мачты и полное корабельное вооружение даже до последнего блока. На этом корабле, везённом 16 лошадьми, сидел сам государь Пётр I в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал оным, как бы на море. За этим кораблём следовала раззолочённая гондола императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки, а свита её состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолою появились настоящие члены маскарада, известные под именем неугомонной обители: они сидели в широких, длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы, и наряжены были волками, журавлями, медведями, драконами, представляя в лицах Эзоповы басни. Такое пёстрое и чудное шествие через Тверские ворота потянулось в Кремль при пушечных выстрелах, куда и достигло к вечеру. Этот маскарад окончился великолепным фейерверком и пиршеством. В продолжение четырёх дней Московского карнавала участвовавшие в нём особы по несколько раз сменяли свои костюмы».

По свидетельствам очевидцев, императрица Анна Иоанновна собирала у себя на Масленице гвардейских унтер-офицеров с их жёнами, которые тешились русскими плясками: тут же бывали и другие забавы. Кому не известен устроенный в Санкт-Петербурге перед Масляною 1739 года «маскарад этнографический» по случаю свадьбы шута в ледяном дворце!

При императрице Елизавете Петровне открылось катанье в любимом ею селе Покровском, прежнем Рубцове: там сама государыня с придворными каталась на санях и лыжах. Екатерина II после своей коронации в Москве во время Масленицы дала народу трёхдневный блистательный маскарад в аллегорической процессии на улицах городских, который сочинён был актёром Волковым, под названием «Торжествующей Минервы».

Вероятно, именно благодаря содействию русских монархов Масленица пополнилась различными западноевропейскими заимствованиями. Возможно, в подражание римскому карнавалу на Масленице рядились в маски и в разные странные и смешные костюмы, которые составляли подвижный маскарад уличный, так замаскированные и наряженные в некоторых краях России катались на Масленице и в конце XIX века.

Главную роль играют в Масленице блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и везде блинами угощают. По древнему обычаю, блинами поминали усопших; в Тамбовской и других губерниях первый блин, испечённый на Сырной неделе, клали на слуховое окошко для душ родительских.

В русском быту блины удержались до наших дней. Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В древнеславянских поселениях IX–X веков найдены круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным ещё по сырой глине крестом, знаком солнца. Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. Вся небольшая сковорода (диаметр около 20 см) с её лучистыми краями являлась как бы моделью солнца.

Воздействие церкви на характер праздника было минимальным. Отразилось оно на введённом обычае просить друг у друга прощенье. Им и завершались сцены русской Масленицы. «На Масленице, — пишет очевидец в начале XVII века, — русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом; встретясь даже на улице — хотя бы никогда не виделись — приветствуют друг друга взаимным поцелуем. „Прости меня, пожалуй“, — говорит один. „Бог тебя простит!“ — отвечает другой. При этом должно заметить, что не только мужчины, но и женщины считают поцелуй знаком приветствия, когда готовятся в путь или встретятся после долгой разлуки. По окончании Масленицы все идут в баню». Этот обычай сохранялся и в XIX веке. Повсеместно, перед тем как ложиться спать, семейные прощались друг с другом, причём дети кланялись в ноги родителям, а слуги господам.

Борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху, преимущественно на Сырной неделе, чему скорей всего способствовали морозы и представившийся случай погреться: эти «гимнастические» упражнения назывались играми, или игрищами.

Во многих местностях шуточное изображение Масленицы возили по улицам: брали огромные сани, в которые впрягали 12 лошадей, и в этих санях возили наряженного мужика, который сидел на колесе, держа в одной руке полуштоф с вином и калачи. Его сопровождали сидящие с ним музыканты.

В других губерниях оснащали 8 или 10 дровней, в средину дровней укрепляли довольно толстое дерево, высокое, в виде мачты; сверху его одевалось колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский весельчак и представлял различные штуки, свойственные деревенскому мужику. Этот обряд назывался проводами Масленицы. Обыкновенно эту сплочённую массу возили по всем закоулкам, причём вместо лошадей запрягали несколько человек, уродливо разряженных. В это время пред ними прыгали и пели деревенские весельчаки.

В Архангельске мясники возили по городу в Сырную неделю быка на огромных санях, которые были запряжены несколькими десятками лошадей и связаны с другими санями.

Обряд сжигания соломенного мужика, или Масленицы, встречался во многих местностях России. Этот обряд, существовавший с незапамятных времён, также представлял собой остаток от языческих обрядов. Такой обряд был и у немецких славян, которые 1 марта выносили из селения соломенное чучело в образе смерти и сжигали его в память усопших, или бросали в воду.

В Сибири на Масленицу сколачивалось несколько саней огромного размера и устраивался на них корабль с парусами и снастями. В них садились и люди, и медведь, и «госпожа Масленица», и разные паяцы. В сани впрягали лошадей по 20 и возили их по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят, с песнями и разными прибаутками.

В Пензенской и Симбирской губерниях, в субботу на Масленицу, крестьянские ребята строили на реке из снега своеобразный город с башнями и двумя воротами, между которыми сделана прорубь. Игра начиналась так: ребята разделялись на две партии — на конницу и пехоту. Конница осаждала город, а пехота защищала его.

Конные по данному знаку пускались во всю прыть на взятие городка, а пешие, вооружённые мётлами, старались маханием испугать лошадей, чтобы не допустить к городку. Но вот некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всём скаку въезжают в ледяные ворота, что и значит: взять городок. Победителя купали в проруби; после чего угощали вином всех отличившихся в «бою». Потом, сломав крепость, возвращались в деревню с песнями. Этой игрой Масленица заканчивалась.

В некоторых приволжских губерниях хлеб, оставшийся с Масленицы на Чистый понедельник, считался поганым. Точно так же это мнение бытовало и у староверов. Обыкновенно все остатки масленичной снеди отдавали бедным кочевым калмыкам.

В некоторых местностях России на первой неделе после Масленицы у мужчин существовал обычай полоскать рот, то есть опохмеляться, а в субботу первой недели Великого поста печь постные блины, что называлось «тужилкой о Масленице».

Существовало убеждение, что не потешиться на широкую Масленицу, значит, «жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Русская пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Масленица

Масленица

Тип:

Народно-христианский

Иначе:

Масленая неделя, Блинница, Объедуха, Кривошейка

Также:

Сырная седмица (церк.)

Значение:

Проводы зимы

Отмечается:

Славянами

В период с:

Мясопустной субботы

По:

Прощёное воскресенье

В 2015 году:

С (3) 16 по (9) 22 февраля

В 2016 году:

С (23 февраля) 7 марта по (29 февраля) 13 марта

Празднование:

Народные гулянья

Традиции:

Печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы

Связан с:

Великим постом

Масленица (рус. Масленица, Масляница, укр. Масниця, белор. Масленіца, Масленка, польск. Zapusty,словацк. Fašiangy, чеш. Masopust, сил. Kozelek, морав. Voračky, Voráčí, Končiny, словен. Pustni teden, серб.Покладе, болг. Сирна седмица/Сирни заговезни, макед. Проштена недеља) — славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. Праздник маркирует в народном календаре восточных славян границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог Карнавала в европейских странах.

Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в Святцах как «церковное» название.

Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, у русских — обязательно блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники иколодка.

Другие названия праздника

Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Кривая неделя (смол.), Боярыня Масленица, Молочная неделя, устьцилем. Молочница, полес.Масленка, Маслоед, Мáсны тыждэнь, белор. Коляда масленая, Каровiна i конскае свята, укр. Колодій, христ. Сырная неделя.

Сущность обрядов празднования

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей как элементы славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

По мнению Б. А. Рыбакова в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года.

В то же время Н. Дубровский, замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власия, у которого «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) — На Власа бери ковшом масло. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий».

Советский фольклорист В. Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ.

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»), их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.

Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил его время на 8 дней.

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы. Иностpанец, побывавший в Москве пpи Иване Гpозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский каpнавал, котоpый в то же вpемя и таким же обpазом отпpавляется… Каpнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это вpемя ходит дозоpом конная и пешая гоpодская стpажа и не позволяет излишнего бyйства; а в Москве самые стpажи yпиваются вином и вместе с наpодом своевольствyют».

По мнению современного российского фольклориста А. Б. Мороза, нет оснований утверждать, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни.

На Пёстрой неделе

Малая масленица

В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями.

В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района).

И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят.

Мясное воскресенье

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят». В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед масляной.

Масленичная неделя

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название.

Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. В селе Камызино Красненского района Белгородской области всю неделю водили по селу корову в лаптях.

Вторник — заигрыши

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Среда — лакомка

Другое название: полес. Скоромная середа.

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — разгул

Другие названия: рус. Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток; белор.Крывый четверг; полес. Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья
Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.
А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,
А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.
Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.
Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится — сукин сын».

В селе Ураково Красненского района Белгородской области с четверга возили по деревне соломенного коня. «Делали большие санки, и на них коня. Для этого брали ржаную солому, длинную и твердую, связывали веревками — это было туловище. Затем делали шею и голову коня. Соломенного коня делали мастера, так как не каждый мог это сделать. Коня обливали водой и оставляли на ночь. До утра он замерзал. Тогда ему рисовали углём глаза. На таком коне катались верхом». В селе Камызино того же района по селу на санях возили живую козу, наряженную в платок. Рядом с ней ставили стол с выпивкой. И так ездили по селу.

В сёлах Солдатское и Роговатое Старооскольского района с этого дня парни устраивали масленичные проказы: подпирали двери бревном, засыпали снегом ворота и окна, затаскивали на крышу сарая телегу, рядились в вывернутые шубы, пачкали себе лицо сажей и пугали прохожих.

В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чём им обычно не отказывают.

Колядская песня:

Уж как шли ребята колядовщики,
Виноград, красно зелёная моя
Колядовщики, все фабричники,
Мы искали двора господина своего,
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоят три терема,
Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,
Во втором терему часты звёздочки,
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяйка в дому, госпожа в высоком,
Млады девушки в дому, как орешки в меду,
Виноград, красно зелёная моя!

По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.
Виноград, красно зелёная моя!
Накормил, напоил, со двора пустил,
Виноград, красно зелёная моя!

Четверг украинцы и белорусы посвящали «Волосию» и праздновали во имя благополучия скота (ср. Власьев день).

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресенье — проводы

Также называется: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье; Сыропустие, полес.Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка, Чорна недиля (полтав.).

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика».

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице».

По свидетельству С. В. Максимова: «…Чрезвычайно твёрдо держится обычай прощаться с покойниками… Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвёртом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьёт по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь всё, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой также молча, как и пришли».

Проводы Масленицы

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (зимы-Мораны), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.

Наиболее архаичным является обряд, при котором действия участников носят эротическую окраску:

В Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На р. Тавдераспорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай.

Тужилки по Масленице

Понедельник — полоскозуб

Также называется: Тужилки по Масленице; христ. Чистый понедельник; полес. Вступник, Гувесна, Дужики, Запустный понедельник, Полоскание, Понедельник-полоскозуб, Пополоконы, Ступник, Твердопост, Твердопостье, Твёрдый пост, нижегород. Козья масленица.

Первый день великого поста. В некоторых местах в этот день, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста. Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.). Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды.

Среда

В Вятской губернии девушек из соседних сёл подруги приглашали на гуляние к себе через два дня после начала Великого Поста, они жили в гостях по два—три дня, ходили на гулянья и посиделки, на которых играли, пели и плясали.

Пятница

В пятницу в церквях освящали коливо (кутью) в память святого великомученика Федора Тирона.

Суббота

Во многих местах в субботу первой недели поста устраивались молодёжные гулянья с угощением блинами, но уже постными. В Курской губернии день назывался «Даровая суббота», «Феодорова».

Воскресенье

На Нижегородчине существовал обряд «козья масленица», приуроченный к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченный вождением по улицам убранного венком и лентами козла.

Поговорки и приметы

  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица объедуха, деньгам приберуха.
  • На горках покататься, в блинах поваляться.
  • Сыр, сметану, масло вкушай, все беды — щедростью души избывай.
  • Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

Аналоги Масленицы у других народов

  • Мясопуст — славяне-католики
  • Курентованье — словенцы
  • Свадьба с сосной — словенцы
  • Фашник (хорв. Fašnik) — хорваты
  • Звончары — хорваты
  • Бушояраш — шокцы (хорваты в Венгрии)
  • Покладе (серб. Покладе) — сербы
  • Запусты или Остатки — поляки
  • Мясопуст или Фашанк — чехи, словаки
  • Вастлавьи — датчане, норвежцы, северные немцы, эстонцы, латыши
  • Метени — латыши
  • Фастнахт — южные немцы, австрийцы, швейцарцы
  • Марди Гра — франкоязычные европейцы, американцы
  • Покаянный или Блинный день — англоязычные европейцы, американцы, австралийцы
  • Карнавал — западные христиане
  • Бун Барекендан — армяне
  • Узговенье — литовцы
  • Апокриес — греки
  • Ласкиайнен — финны

Масленица в искусстве

  • «Не всё коту масленица» — пьеса Александра Островского (1871 год)
  • «Ишь ты, Масленица!» — рисованный мультфильм режиссёра Роберта Саакянца (1985 год)
  • «Сибирский цирюльник» — художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова (1998 год). Эпизод празднования Масленицы в России 1885 года
  • «Февраль. Масленица» — «Времена года» — фортепианный цикл П. И. Чайковского
  • «Проводы Масленицы» — сцена из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

cultura-russia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *