Нарушение зрения у детей дошкольного возраста – Причины нарушения зрения у детей и способы лечения

Содержание

Причины нарушения зрения у детей и способы лечения

Нарушения зрения – не редкость среди современных детей. Во многом причина данного явления кроется в активном применении гаджетов, которые дополнительно усугубляют чрезмерные школьные нагрузки. В большинстве случаев проблемы являются врожденными, а при соответствующем стечении обстоятельств просто начинают активно прогрессировать. Подробнее о причинах нарушения зрения у детей и способах коррекции далее.

Нарушения нормальной зрительной функции в дошкольном, школьном возрасте имеют приобретенные и наследственные, врожденные причины. Зачастую есть предрасположенность к развитию близорукости, которая прогрессирует при «благоприятном» стечении обстоятельств. По этой причине уделять внимание в начале обучения школы, во время активной гормональной перестройки организму нужно особенно внимательное. В раннем детском возрасте симптомы зачастую никак не дают о себе знать, родители запускают ситуацию, а потом решить проблему становиться очень и очень непросто. Основные патологии – близорукость, дальнозоркость, косоглазие, ложная близорукость, ленивый глаз. Возможно сочетание некоторых заболеваний – например, если не лечить косоглазие, со временем разовьется и близорукость.

Причины

Причин нарушения зрения в детском возрасте много, но все их можно поделить на две группы:

  1. Врожденные – развиваются во время внутриутробного созревания или передаются по наследству. Обычно свою роль играет хромосомный, генный фактор. Часто наследуется не столько проблема со зрением, сколько предрасположенность к ее развитию, сама патология дает знать о себе при неблагоприятном стечении внутренних, внешних факторов.
  2. Приобретенные – зрение падает по причине перенесенных заболеваний, травм, неправильного образа жизни. Негативное влияние на состояние зрительной функции оказывают системные патологии органов ЖКТ, выделительной системы, сердца, щитовидки.

Клиническая картина

Проявления проблем со зрением во многом зависят от их формы. Поводом для обращения к врачу является любое отклонение одного или пары глаз от срединной оси, когда ребенок смотрит вперед, особенно если ранее была травма, стресс. Когда ребенок во время чтения, письма, рисования слишком близко наклоняет голову к столу, это тоже повод насторожиться.

Другие симптомы:

  • Желание сесть как можно ближе к телевизору;
  • Закрывание одного глаза при рассматривании предметов;
  • Частые моргания, прищуривания;
  • Проблемы с моторикой;
  • Жалобы на мигрени, глазные боли;
  • Тошнота, головокружения при значительных зрительных нагрузках;
  • Выделение гноя, слезоточивость;
  • Острая реакция на свет;
  • Разрывы капилляров.

Типы зрительных отклонений

Проблемы со зрением, встречающиеся в детском возрасте:

  1. Дальнозоркость;
  2. Близорукость;
  3. Ленивый глаз;
  4. Астигматизм;
  5. Косоглазие.

Рассмотрим их особенности:

  • Близорукость передается от родителей или имеет приобретенный характер, механизм ее развития предполагает выраженное удлинение яблок глаза. Если ребенок посещает сад, и заболевание активно прогрессирует, узнайте, в каких условиях в ДОУ проходят занятия – возможно, в группах мало света.
  • Близорукость ложного типа – мышца находится в перманентно напряженном состоянии, расслабление возможно только тогда, когда глаза находятся в покое. Дети обычно плохо видят те предметы, которые расположены на значительном удалении. Сопутствующая симптоматика – мигрени, локализующиеся в области лба, усталость. При ложной близорукости детей сажают за первые парты, иначе патология может перейти в истинную форму.

  • Дальнозоркость – заболевание сопровождается нарушениями анатомической структуры глаза. Посетите врача, если ребенок при чтении постоянно отодвигает книжку от себя, жалуется на боль, красноту, усталость.
  • Косоглазие – или передается генетически, или указывает на наличие системных заболеваний. Глазное яблоко отклоняется вправо или влево от центра, иногда вертикально.
  • Астигматизм – врожденная патология, обуславливаемая кривизной роговицы. Ребенок практически не различает удаленные и близко расположенные предметы, глаза быстро устают. Рекомендованы занятия в группах детского сада компенсирующего вида.
  • Ленивый глаз – образы получаются разными для правого и левого глаз, соединять их воедино трудно. Получается, что ребенок фактически смотрит только одним глазом, а второй функционирует частично и со временем перестает выполнять свои функции. Клиническая картина – быстрая утомляемость, резь в глазах, мигрени.

Поскольку школьники и, тем более, дошкольники не могут внятно объяснить родителям, что именно их беспокоит больше всего, нужно регулярно проходить профилактические осмотры. Офтальмолог оценит состояние зрительной системы и даст полезные рекомендации.

Классы слабовидящих детей

В медицинской теории существует особая классификация для детей с проблемами зрения. Она учитывает, способен ребенок видеть пару ярких точек или нет, сколько строк он четко различает в проверочной таблице. Если ребенок не видит 10 строку, 9, 8 и так далее, можно говорить о близорукости.

Классификатор детей с проблемами зрения:

  1. Слабовидящие – нарушения остроты зрительной функции находятся в пределах 0.05-0.2. Пациенты данной группы нормально воспринимают информацию извне;
  2. Слепые – развитие зрения остановлено, образного восприятия информации нет, хотя в ряде случаев присутствуют остаточные признаки зрения. Обучение – домашнее либо в заведениях компенсирующего типа;
  3. Частично слепые – есть возможность формировать образы, различать свет. Диапазон отклонений 0.005-0.4;
  4. Слепота – зрительные образы полностью отсутствуют. Обучение строго индивидуальное;
  5. Слепые дети могут быть такими на момент рождения, либо потеря зрения происходит постепенно. Во втором случае зрительная функция перестает развиваться в возрасте 6 лет.

Особенности пациентов

Дети с нарушениями зрения, особенно выраженными, находятся в зависимом положении от педагогов и родителей.

От здоровых деток они тоже сильно отличаются по психологическим реакциям, поведенческим факторам:

  • Неправильная координация движений, которая особенно четко проявляется во время активных игр, движения неуверенные, присутствуют «заносы»;
  • Жесты, мимические действия сильно ограничены, иногда вообще отсутствуют, хотя в норме быть должны;
  • Чрезмерное или замедленное развитие речи (сначала оно обычно медленное, а потом резко ускоряется).

Времени на обследование ребенка с проблемами зрения нужно больше, чем для здорового, поскольку такие пациенты медленно сосредотачиваются, долго обдумывают движения, действия, ищут одобрения поступков. Из-за таких психологических особенностей при значительных нарушениях зрительной функции рекомендовано обучение в специализированных учреждениях.

Диагностика

Окулист при обращении с жалобами на снижение остроты зрительной функции проводит ряд диагностических мероприятий. Основные – внешний осмотр, простые обследования, аппаратная диагностика заболевания. При внешнем осмотре специалист оценивает размеры, строение глаз, смотрит, как ребенок фиксирует предметы, реагирует на свет. Результаты анализа показывают, что ребенок плохо видит свет или, например, не может сфокусироваться в одной точке.

Следующий этап проверки – офтальмоскопия, то есть осмотр глазного дна, оценка степени прозрачности структур глаза. Зрачок расширяется с применением специальных препаратов, которые закапываются за 20 минут до теста. После 3 лет острота зрения определяется по таблицам, при наличии отклонений проводится проверка с помощью линз.

Осмотр на щелевой лампе, биомикроскопия показывают наличие патологий радужки, хрусталика, сосудистых проблем. При необходимости проверяются поля зрения для разных цветовых спектров.

Осложнения нарушений зрения

Главное осложнение проблем со зрением – слепота, частичная либо полная. Не доводите ситуацию до этого состояния, поскольку слепота приводит к инвалидности, оказывает значительное влияние на качество жизни.

Дети со зрительными нарушениями отстают от сверстников, страдают речевыми нарушениями.

Терапия

Схема лечения зависит от того, какие причины вызвали данную патологию. Обращайтесь к врачу при первых тревожных симптомах, чтобы он обследовал ребенка, поставил точный диагноз и дал рекомендации по лечению. Особенно важно это при травмах глаз, попадании химических средств.

Основные особенности лечения:

  1. При инфекционных поражениях применяется медикаментозная терапия – местная и системная, препараты подбираются индивидуально;
  2. Травмы – операция, консервативная терапия.

Специалист подберет очки, подскажет, как нужно питаться, откорректировать режим работы и отдыха, стоит ли принимать витамины. При косоглазии назначается ношение наклеек, может потребоваться операция.

Эффективные способы коррекции

Методы лечения зрительных нарушений в детском возрасте:

  • Лазерная терапия – не путайте с коррекцией. Способ используется для коррекции всех типов нарушения зрения в детском возрасте;
  • Фотостимулирование – световые вспышки воздействуют на нервы глаза, сетчатки, устраняют симптомы амблиопии, дальнозоркости, близорукости;
  • Цветовая терапия – эффективна в лечении косоглазия, близорукости, сильного зрительного переутомления. Оттенки – синий, красный, зеленый, сиреневый;
  • Магнитотерапия – обработка органов зрения магнитным полем вызывает расширение сосудов сетчатки глаза, понижает давление, запускает активную регенерацию. Оптимальный способ терапии ленивого глаза;
  • Электростимуляция – методика терапии косоглазия, близорукости, ленивого глаза.

Профилактика

Основные меры профилактики нарушений зрения у детей:

  1. Регулярные посещения офтальмолога;
  2. Отказ от эмоциональных, зрительных перегрузок;
  3. Прием соответствующих витаминов;
  4. Правильное питание;
  5. Чтение в правильной позе, при достаточном освещении;
  6. Ношение головных уборов, очков от солнца.

Если незначительные ухудшения зрения уже есть, сделайте все возможное для предотвращения их прогрессирования.

Порядок обучения и воспитания детей со зрительными проблемами

В тех ситуациях, когда снижение остроты зрения не значительное, главное правильно и вовремя провести коррекцию – в таком случае к моменту начала сада или школы ситуация нормализуется, и отклонения никак не повлияют на процесс адаптации, обучения.

При значительных отклонениях зрительной функции обучение проводится по специальным программам. Успех процесса во многом зависит от грамотности подхода родителей, их желании найти контакт с ребенком, сделать обучение максимально продуманным, эффективным.

Поскольку у детей со значительными отклонениями зрения от нормы срабатывают компенсаторные механизмы восприятия информации, нужно больше внимания уделять тактильному контакту, слуху. Если вы понимаете, что ребенок плохо воспринимает предметы глазами, описывайте их ему – это поможет правильно познавать мир.

Школу, сад следует выбирать тщательно. Лучше отдавать ребенка в коррекционное учреждение, поскольку тут работают педагоги с соответствующим образованием, четко понимающие, как выстраивать процесс обучения и воспитывать детей с особенностями.

Младший возраст

Время от года до семи – самое сложное с точки зрения обучения, воспитания при наличии серьезных отклонений зрения. Основные жизненные функции активно формируются, усиливаются нагрузки на глаза, и ребенку нужна дополнительная поддержка.

Родители следят за состоянием малыша регулярно проходят плановые осмотры у офтальмолога – их частоту определяет врач. После трехлетнего возраста тесты проводятся с применением различных методик, наиболее часто применяется таблица Орловой с картинками, а не буквами.

Если есть нарушения, делается гимнастика, может врач порекомендовать аппаратное лечение.

Дошкольные учреждения

Дети дошкольного возраста, имеющиеся проблемы со зрением, отличаются от сверстников, их нужно отдавать в специализированный детский сад. Адаптация должна быть достаточно быстрой – воспитатель принимает активное участие в процессе социализации, ускоряя его. Игровая форма позволяет малышу хорошо освоиться в новом месте среди других детей.

До постоянного посещения сада ребенка с родителями приглашают на подготовительные консультации. Эти консультации нужны, чтобы убрать страх перед новым местом, настроить малыша на посещение садика. По возможности посетите несколько учреждений и выберите то, где ребенку развиваться будет проще.

Опытные воспитатели найдут подход к каждому малышу, сделают его пребывание в ДОУ комфортным, будут проводить специальные занятия, рассчитанные на слабовидящих детей. Затем педагоги проанализируют каждого ребенка, определят его сильные, слабые стороны, смогут работать над развитием талантов и решением психологических проблем.

Физическое воспитание при зрительных патологиях

Выраженные проблемы со зрением оказывают негативное влияние на физическую форму, координацию движений, чувство равновесия, выносливость, здоровье, силу. Поэтому физкультура проводится по специальным программам, которые дают детям уверенность в своих движениях, являются эффективными и щадящими одновременно. Рекомендовано использовать кегли, кубики, мячи, скакалки.

Частыми спутниками дефектов зрения являются нарушения осанки, сколиоз, асимметричное расположение разных частей тела. Программа занятий разрабатывается индивидуально с учетом типа, степени нарушений, возраста, состояния здоровья и физических возможностей. В специализированных учреждениях соответствующими вопросами занимаются профессиональные тренера, прошедшие соответствующее обучение.

Заключение

Проблемы со зрением диагностируют у многих современных детей – виной этому негативная наследственность, которая усугубляется повышенными зрительными нагрузками (уроки в школе, телевизор, компьютер), неправильный образ жизни, травмы. Сильная слепота возникает именно на фоне травм – глазных, черепно-мозговых, позвоночника, поэтому относитесь бережно к здоровью.

Нужны регулярные осмотры у офтальмолога – ребенок дошкольного возраста не понимает, что стал видеть не так хорошо, как раньше, и не может это объяснить родителю. Младшие школьники тоже далеко не сразу реагируют на искажение изображений, размытость и другие проблемы. Главная задача родителей – держать руку на пульсе и без промедлений принимать меры, если возникла такая необходимость.

Способ лечения проблем со зрением врач выбирает с учетом возраста, особенностей, степени патологии, характера ее течения, скорости прогрессирования. Лазерную коррекцию в детском возрасте проводят в исключительных случаях, линзы тоже не назначают. Основные методы терапии – ношение очков, аппаратное лечение, гимнастика. Также важна правильная диета, коррекция образа жизни, нормализация режима сна и отдыха, прием витаминов.

Прогнозы зависят от типа нарушения, степени патологии. Ничего не предпринимать при ухудшении зрения нельзя, поскольку это чревато слепотой – частичной либо полной. Детям со значительными отклонениями зрительной функции нужно посещать специализированные детские сады и школы коррекционного типа, в которых работают профильные специалисты и учатся такие же дети. Обычный сад или школа не ускорят адаптацию, а наоборот усложнят ее, возможны насмешки сверстников, замедленная реакция на уроках, неправильное выполнение спортивных упражнений.

zrenie.guru

Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностики

Зрительная система у человека – многоуровневая и очень сложная, поэтому ее окончательное формирование происходит уже после рождения ребенка.

Возрастные особенности

Причины нарушения зрения у детей в новорожденном возрасте, как правило, врожденные и говорят об органических поражениях зрительного анализатора или нервных путей, отвечающих за формирование связей между воспринимающими фоточувствительными рецепторами и зрительным центром в головном мозге.

Новорожденные

У малыша изначально присутствуют некоторые зрительные рефлексы – сужение и расширение зрачков в зависимости от освещения (световая чувствительность), слежение за движущимися предметами. Стартом к формированию восприятия внешнего мира посредством зрения становится световая стимуляция сетчатки глаза. Чувствительность к свету у новорожденного очень низкая, и только к концу первых шести месяцев жизни она достигает чуть больше половины уровня взрослого человека. Можно заметить, что зрачки малыша намного медленнее расширяются и сокращаются в зависимости от освещения. Но физиологичное развитие детей постепенно отражается на совершенствовании функции светочувствительности, предметного, цветового и пространственного зрения.

От трех до шести месяцев

К концу третьего месяца жизни у ребенка формируется центральное зрение. Когда он способен не просто обнаруживать объект, но и распознавать его, выделять среди других. Функция распознавания указывает на нормальное формирование интеллектуальной способности мозга.


У младенцев некоторое время глаза еще не могут удерживаться по центральной оси

Стимуляция сетчатки светом приводит постепенно к развитию бинокулярного зрения. Раздражение центральной ямки заставляет глаза фиксироваться на источнике света и, повторяя это раз за разом, оба глаза начинают двигаться согласованно. Нормальное развитие бинокулярного зрения дает человеку возможность объемного видения, которое позволяет оценивать глубину и пространство. Этот навык у ребенка формируется даже раньше, чем другие показатели монокулярного зрения, поскольку объемное видение у человека является результатом эволюции и необходимым условием для выживания нашего вида. Близкое пространство осваивается ребенком в первые пару месяцев жизни.

В этот же период жизни малыш начинает распознавать цвета. Первый цвет, который легко узнает ребенок – красный. Зеленый и ему подобные коротковолновые цвета воспринимаются хуже. Поле зрения грудничка намного уже, чем у взрослого. У детей дошкольного возраста поле зрения на 10 % меньше, чем у взрослого, но уже к 7–8 годам он достигает нормальной величины. Также у детей немного больше размеры слепого пятна, в среднем на 2 см по каждой оси. Это объясняется меньшим относительным размером глазного яблока, которое также достигает нормальной величины к 10–14 годам.

Первый год

К десятому месяцу зрение малыша позволяет ему распознавать геометрические формы. Во втором полугодии ребенок осваивает дальнее пространство, улучшаются навыки объемного зрения. Возможность разглядывать ближний и дальний план заставляет работать аккомодационный аппарат глаза, тренирует глазодвигательные мышцы.

Большой толчок к развитию понимания пространства и ориентирования дает начало активной двигательной активности. Мозг учится сопоставлять перемещение тела в пространстве с изменением размеров зрительных образов.

Младший дошкольный возраст

У дошкольников возникает понимание о нарисованном изображении предметов. Объемное восприятие объектов и острота зрения формируется у детей как раз к началу школы. С того времени, как ребенок начинает говорить, зрительные образы подкрепляют его речь и способствуют развитию абстрактного мышления.

В пять лет дети уже имею достаточно развитое цветное зрение, но его совершенствование продолжается. Нарушения цветоощущения в этом возрасте пропорционально взрослым и не отличается по частоте случаев у представителей обоих полов.

Следует учитывать, что у новорожденных острота зрения очень невысокая –0,005-0,015 диоптрий, практически все имеют дальнозоркость. Эти показатели не указывают на нарушение зрения у детей и являются физиологичными, соответствующими возрастному развитию. Острота зрения постепенно возрастает до 0,3 диоптрий к концу первых месяцев, 0,6 диоптрии к концу второго года и выходит на 1,0 дптр. к 7–10 годам.

Таким образом, на правильное формирование зрения у ребенка влияют не только врожденные механизмы, но и те обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться в процессе роста и развития.

Патологические состояния

Виды нарушения зрения, которые могут определяться в детстве:

  • Гиперопия – дальнозоркость, которая может быть истинной и скрытой. Глаз может иметь короткую оптическую ось, изображение фокусируется за сетчаткой. Трудности возникают при необходимости рассматривать предметы крупным планом.
  • Миопия – близорукость, нарушение, при котором глаз по передне-задней оси слишком большой, чтобы фокус происходил на сетчатке. Изображение формируется перед ней, поэтому плохо различаются объекты, находящиеся на удаленном расстоянии.
  • Астигматизм – нарушение, при котором кривизна роговицы не идентична по всем осям, и лучи света, преломляясь по-разному, не дают единого четкого изображения на сетчатке. Малыш плохо видит на любом расстоянии.
  • Косоглазие – такое положение глазного яблока, когда оно отклоняется от центральной оси. Может быть врожденным или же провоцироваться неравномерным напряжением глазодвигательных мышц. Глаза могут отклоняться как по-горизонтали, так по-вертикали.
  • Амблиопия – если мозг не может получить полезную информацию от зрительного анализатора, то постепенно начинает игнорировать его сигналы. Таким образом возникает синдром «ленивого глаза». У ребенка формируется видение одним более сильным глазом.

По степени нарушения зрения можно выделить несколько категорий детей:

  • Слабовидящие – острота зрения 0,05–0,2 диоптрий. У таких малышей нет ограничений к занятию письмом или чтением.
  • Частично слепые – острота зрения сохранена на уровне 0,05–0,4 диоптрии. Ребенок может различать свет, есть зрительные образы.
  • Слепые – зрительный анализатор остановился в развитии, нет образного восприятия. Сильнейший глаз может иметь остаточное зрение силой до 0,04 диоптрии. Обучение в таком случае в саду или школе компенсаторного типа или на дому.
  • Полностью слепые – зрительные образы никогда не были сформированы, обучение возможно в домашних условиях.

У слабовидящих детей сохраняется возможность обучения

Как это отражается на ребенке

Особенности развития детей с нарушением зрения формируются исходя из того, какие процессы в становлении зрительного анализатора прошли неправильно.

Общие характеристики:
1. Нарушение зрения препятствует развитию ребенка в различных областях, поскольку у мозга нет обычной стимуляции к развитию нейронных связей. У таких детей замедлена моторика, когнитивные (познавательные), языковые навыки.

На этом фоне значительно затруднена социальная адаптация, поскольку малыш не может в полной мере подражать взрослым и участвовать в поведенческом и эмоциональном функционировании общества. Нарушение зрения у подростков, как правило, вызывает следующую волну трудности в социализации. Слабовидящему человеку приходится носить очки, что не всегда его украшает, или же попросту зависеть от помощи зрячих.

2. Следует учитывать особенности детей с нарушением зрения, которые потеряли его до 5 лет. В таких случаях говорят о врожденном нарушении зрения, поскольку у малыша не сохраняются в памяти визуальные образы, которые могут помочь в его обучении. Дети испытывают трудности в понимании сложных абстрактных понятий, например, цвет, пространственное расстояние, пространственное взаимоположение и т.д.

Нарушение зрения само по себе не повлияет на когнитивную обработку ребенком другой сенсорной информацией, но у него будет дефицит контакта с внешней средой.

3. Каждое из нарушений зрительной функции отличается по своей природе, сочетанию и степени. Следовательно, развитие ребенка, режим его обучения и потребности также будут отличаться. Для успешной социализации необходимо понять, как зрительное функционирование ребенка повлияло на его развитие и определить таким образом его уникальные образовательные потребности и методы обучения, независимо от возраста. Нарушение зрения у школьников делает этот процесс несколько сложнее, но даже с остаточным зрением дети могут нормально обучаться в специализированных садиках и школах.


Садики и школы для слабовидящих детей имеют специальные программы и методики по развитию

4. Диагностика детей с нарушением зрения должна быть произведена как можно раньше, поскольку функциональное развитие глаз ребенка завершается к 8 годам.

Существует мнение, что при утрате одного органа чувств другие берут на себя часть его функций. Это было бы справедливо ко взрослому или человеку, который изначально хорошо видел, но постепенно утратил эту функцию. Для детей, имеющих врождённое нарушение зрения, теряется самый главный стимулятор, который запускает развитие мозга.

Другие сенсорные системы могут помочь в определенной степени, но не способны полностью компенсировать отсутствие зрения по следующим причинам:

  • слух и прикосновение не могут обеспечить такую же стимуляцию и информацию, как зрение. Без зрения некоторые понятия никогда не смогут быть полностью поняты, например, облака, высота зданий и т. д.
  • информация, получаемая от прикосновения и звука, поступает последовательно, а видение является источником полного представления об объекте.
  • видение помогает ребенку понять весь предмет и его части, а также взаимоотношениями между частями, в то время как прикосновение и слух требует, чтобы ребенок исследовал каждую часть, а затем интегрировал изображения в уме.

Обследование

Традиционными методами обследования в офтальмологии являются офтальмоскопия и тестирование остроты зрения с помощью таблицы Орловой или Сивцева. Для детей с нарушением зрения существуют специальные методики, которые также позволяют установить качество связей зрительного анализатора с мозгом и его другими функциями. С этой целью проводят диагностику по методу Солнцева Л.Н., который включает оценку двигательных навыков, ассоциации речевых образов со зрительным представлением, способности воспроизвести формы и образы с помощью рисунка, возможность подражать действиям взрослого. В результате обследования возможно выявить уровень развития зрительного анализатора, умственных показателей и способности к обучению.

Терапия

Родителям детей с нарушением зрения особое внимание следует обратить на физическое развитие малыша. Поскольку отсутствует визуальный контроль движения, то часто такие дети имеют плохую координацию. И движения прерывчатые и резкие, часто совершаются невпопад.


У слабовидящих детей необходимо развивать моторику физическими упражнениями

Для таких детей очень полезной является ЛФК. Лечебная физкультура помогает установить нейро-мышечные связи между мозгом и мышцами, учит ребенка контролировать свое тело без зрения.

С другой стороны, обязательно нужно ежедневно выполнять зрительные гимнастики, которые помогают в развитии самого зрительного аппарата. Они тренируют глазодвигательные мышцы и те, что отвечают за правильную фокусировку. Гимнастика способствует снятию напряжения с одной группы мышц и приведению в тонус других. Таким образом можно эффективно бороться с косоглазием, дальнозоркостью и близорукостью.

В лечебных учреждениях используют специальные приборы – амблиоспекл лазерный, макулостимулятор, фосфенстимулятор, приборы для паттерн-стимуляции.

Для развития других сенсорных чувств и коррекции психологических проблем, связанных с нарушением зрения, современные методики предлагают различные тактильные техники. Например, песочная терапия помогает ребенку снять эмоциональное напряжение, улучшает мелкую моторику, стимулирует активные точки на ладошках, подстегивает нервную систему. С помощью песка дети, которым трудно говорить, могут выразить свои мысли, страхи и переживания, избавившись от их груза. Многим детям в улучшении зрения помогает именно такая психоэмоциональная разрядка.

Поскольку родителям бывает трудно определить, что у маленьких детей является проявлением возрастной нормы, а что свидетельствует о нарушении зрения, то нужно обязательно посещать детских специалистов в рекомендуемые сроки для профилактических осмотров.

gsproekt.ru

Нарушения зрения у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Зрение –  одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию  о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на:  наследственные (передающиеся по наследству), врождённые  (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой  вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия  др.) — при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг,  со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей  велик риск развития ретинопатии недоношенных. Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена,  тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц. Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым.  Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило,  ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.

Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) — суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и  скиаскопия проводится  через них. Врач отмечает линзу, при которой  тень перестаёт двигаться и,  сделав некоторые расчёты  устананавливает  степень аметропии и выставляет  точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед  проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.
Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для  детей в целом  в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой  гиперметропии для этого возраста, считается рефракция  +3,0Д — +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки.  В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва  бледно-розовой окраски с  чёткими  контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в  детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.

Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет — 0,8-1,0, в 6 лет  и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д — +2,0Д, в 4 года — +1,0Д — +1,5Д, к 6-7  годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости. У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть  косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в  1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению — витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а  впоследствии — к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.

Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять  остроту зрения у детей примерно с 3 лет.  Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами.  Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии. 

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка  и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред.  При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде  (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм , помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН  бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг,  резко ухудшающий зрение. Вообще,  любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов,  их колибра можно предположить  патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения. Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется  прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи — 90°, кнутри — 55°, кверху — 55°, книзу — 60°. Допускаются индивидуальные колебания около  5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются  более узкие поля зрения. 

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие:  близорукость,  дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др. 

Наиболее растпространная патологии зрения у детей –  аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно  на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают  роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость). 

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера  глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.

При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в  очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность  изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость. 

 

Врач офтальмолог Одноочко Е.А.

7gy.ru

Признаки нарушения зрения у ребенка

Нарушения зрения среди детей сегодня достаточно частое явление, во многом этому способствует сегодняшний ритм жизни и обилие современных гаджетов.

Зрение можно назвать самой главной способностью человека, ведь благодаря оптической система – нашим глазам – мы получаем основную часть  информации из окружающего мира.

Но, к сожалению, дефекты, которые могут быть легко исправлены, часто выявляются слишком поздно, когда ценное время потеряно.

«Ребенок плохо видит, что делать?» — этим вопросом задается сейчас все больше родителей. И важно, чтобы соответствующие меры были предприняты как можно раньше.

Распознать признаки нарушения зрения достаточно легко, если знать, на что нужно обратить внимание. Даже если ребенок совсем маленький и еще не может пожаловаться на боль или напряжение в глазах, существуют признаки, по которым можно определить нарушение зрения.

Наблюдая за малышом, вы можете обнаружить, что ребенок трет глаза или часто моргает. Это может говорить о нарушении зрительных функций. Боль в глазах у ребенка – это незамедлительный повод отправиться к доктору для обследования.

Все основные признаки нарушения мы перечислим ниже. Внимательно ознакомившись с ними и внимательно отслеживая поведение малыша, вы всегда будете предупреждены о возможной опасности.

Как выглядят глаза ребенка. Признаки нарушения зрения:

Визуально нарушения и заболевания органов зрения могут выглядеть так:

  • у ребенка красные глаза;
  • веки глаз отекшие, выражена красная сосудистая сетка на склерах;
  • у ребенка слезятся глаза – выделения прозрачные, водянистые, слизистые или окрашенные в грязно-желтый цвет;
  • слипшиеся ресницы, у корней могут быть сухие корочки;
  • направление взгляда одного глаза смещено к переносице или к виску;
  • неадекватная реакция зрачков, ребенок не может сфокусировать зрение.

Как ведет себя ребенок

При заболеваниях глаз или развивающихся дефектах зрения, поведение также сигнализирует о боли или слабовидении:

  • ребенок часто моргает, прищуривает  или полностью закрывает один глаз;
  • ребенок трет глаза;
  • подносит книгу или игрушку слишком близко к глазам;
  • при попытке рассмотреть что-то наклоняет голову в сторону или вперед;
  • не видит вовремя препятствия из-за пониженной остроты зрения, поэтому часто ударяется о мебель, спотыкается об игрушки, роняет предметы и пр.
  • отказывается от рисования, складывания паззлов, чтения и других занятий, требующих напряжения зрения,

Эти признаки свидетельствуют о том, что у ребенка болят глаза и возможно зрительные нарушения.

Как ребенок себя чувствует

Помимо того, что после зрительных нагрузок у ребенка красные глаза, они слезятся, а сам малыш выглядит уставшим, родители должны обратить внимание на следующие признаки.

Жалобы на головную боль. Такие дефекты зрения, как косоглазие, близорукость, дальнозоркость и прочие нарушения, требуют повышенных усилий для фокусировки взгляда на предметах, что становится причиной головной боли.

Укачивание в транспорте, частая тошнота и головокружение. Ослабленное зрение не позволяет малышу сконцентрировать взгляд на быстро движущихся объектах за окнами автомобиля или другого транспортного средства. При этом ребенок часто переводит глаза, пытаясь сфокусировать зрение. Это приводит к переутомлению глаз, и организм отвечает на нагрузки головокружением и тошнотой.

Если у ребенка слезятся глаза, это может говорить о врожденных и приобретенных изменениях слёзных точек. Чем раньше родители узнают причины, по которым у ребенка слезятся глаза, тем быстрее они избавят малыша от дискомфорта. Тоже самое касается ситуации, когда ребенок трет глаза. При этом испытывает боль и напряжение в глазах.

Незамедлительно нужно отправиться к врачу, если у ребенка загноились глаза. В этом случае следует точно выяснить причину заболевания, чтобы лечение было правильным.

Что говорит ребенок

Дети не всегда сообщают, что испытывают боль или плохо видят отдаленные объекты. Они могут жаловаться на чувство жжения, зуд в глазах, тереть их и выражать это знакомыми и понятными для них словами. Например, тошноту после зрительных нагрузок маленькие дети часто определяют как «болит живот», а неспособность четко видеть предметы считают дефектом самого предмета, а не собственного зрения.

Если Вы часто замечаете у ребенка красные глаза, они слезятся, ребенок часто моргает и при этом говорит, что его игрушки стали некрасивыми – это может быть поводом обратиться к офтальмологу, чтобы выявить причину отклонения от нормы.

Что рисует ребенок

Рисункам детей с нарушениями зрения свойственны некоторые искажения. Особенно это касается малышей с астигматизмом. Ребенок может неправильно изображать размеры и расположение предметов по отношению к другим. Например, солнце рисовать больше или ниже домика. Сложности могут быть не только с рисованием, но и со сборкой мозаики, лепкой. Боль в глазах у ребенка может помешать обычным занятиям, связанными с напряжением зрения.

Профилактика нарушения зрения

Основной задачей родителей должна стать профилактика нарушений.

Следует научить малыша соблюдать следующие правила:

  • держать игрушки и книги не ближе, чем 30 см от глаз;
  • читать только при правильном освещении;
  • беречь органы зрения от травм и контролировать время, проведенное перед телевизором или компьютером.

Именно из-за большого количества времени, проведенного перед экраном монитора,  происходит нарушение зрения у школьников.

Родителям нужно помнить: нарушения могут развиваться без каких-либо жалоб на боль со стороны малыша, и Вы можете не замечать, что у ребенка воспаленные глаза. Поэтому самый надежный способ убедиться в здоровье органов зрения – регулярно проходить профилактический осмотр у офтальмолога. Боль и напряжение в глазах могут предупреждать о серьезных нарушениях зрения.

Что же делать, если у ребенка болят глаза? Всегда надо помнить, что детским зрением должен заниматься офтальмолог. Любые признаки нарушения зрения могут свидетельствовать о начале серьезного заболевания, поэтому важно вовремя показать ребенка специалисту, чтобы поставил диагноз и назначил лечение.

 

ochkoff-301000.ru

Детская офтальмология. Современные методы лечения нарушения зрения у детей

Зрение является одним из основных показателей здоровья ребенка. Однако, дети редко могут самостоятельно понять, что с их зрением что-то не в порядке. Родителям следует быть внимательными и регулярно показывать ребенка детскому офтальмологу с первых месяцев жизни. Особого внимания требует школьный возраст, когда нагрузка на глаза резко возрастает.

Чем раньше будут выявлены проблемы со зрением у ребенка, тем проще будет с ними справиться. Правильно диагностировать заболевание и назначить необходимую терапию может только опытный детский офтальмолог.

Причины и виды нарушения зрения у детей

Основными причинами нарушения зрения у детей являются наследственные и врожденные заболевания, травмы, высокая нагрузка на глаза, аллергические заболевания. Основные нарушения зрения у детей перечислены ниже.

Близорукость. Если ребенок слишком близко придвигается к телевизору или монитору, низко наклоняется над тетрадями или книгами, не может различить надписи на вывесках магазинов, возможно, у него развивается близорукость. Следует срочно показаться врачу.

Дальнозоркость. При дальнозоркости ребенок хуже видит предметы, расположенные ближе к нему. У новорожденных присутствует естественная дальнозоркость, которая вскоре проходит сама собой. Если этого не произошло или вы вдруг стали замечать, что ребенок старается отодвинуть от себя предметы, чтобы лучше их рассмотреть, то есть повод для беспокойства.

Астигматизм. Нарушение формы хрусталика, роговицы или глаза. Часто развивается в раннем возрасте. Проявляется в виде снижения остроты зрения. Без лечения может приводить к головным болям и резям в глазах.

Косоглазие. Нарушение взаимного расположения глазных осей, при котором они не могут перекреститься на фиксируемом предмете. Врожденное косоглазие проявляется у грудных детей в возрасте до 6 месяцев, приобретенное – после 3 лет. Ошибочно мнение, что косоглазие может пройти само собой, оно требует обязательного лечения.

Амблиопия. При этом заболевании один из двух глаз либо не участвует в зрительном процессе, либо задействован в нем меньше другого, что приводит к снижению остроты зрения. Составляет треть всех глазных патологий у детей.

Диагностика нарушения зрения

Чем раньше будет диагностировано нарушение зрения, тем проще будет его скорректировать. Для этого необходимо обратиться к грамотному детскому офтальмологу в авторитетную клинику для проверки остроты зрения, и если потребуется – для проведения биомикроскопического исследования, осмотра глазного дна, измерения угла косоглазия, определения объема движения глаз и конвергенции, проверки цветовосприятия. На основе данных исследований можно достоверно диагностировать близорукость, дальнозоркость, астигматизм либо другие негативные изменения зрительной функции.

Актуальные методы лечения заболеваний глаз

Большинство заболеваний зрительной системы успешно лечится еще в детстве, что помогает не доводить ситуацию до хирургического вмешательства. Современная офтальмология применяет в своей практике целый ряд современных технологий, среди которых:

  • Лазерная терапия. Широко применяется в офтальмологической практике для коррекции близорукости, дальнозоркости и астигматизма. Позволяет лечить высокие степени нарушения зрения у детей.
  • Фотостимуляция. Воздействие световыми импульсами на сетчатку и зрительный нерв позволяет добиться ощутимых успехов в терапии близорукости, дальнозоркости, амблиопии.
  • Цветотерапия. При зрительном утомлении, близорукости, косоглазии целесообразным признано воздействие световыми волнами разной длины на сетчатку глаза с целью стимуляции ее чувствительности и восстановления остроты зрения. Используются красный, зеленый, синий, фиолетовый цвета.
  • Магнитотерапия. Воздействие на глаз магнитного поля приводит к расширению сосудов сетчатки, снижает внутриглазное давление, ускоряет процессы регенерации. У детей применяется при лечении амблиопии.
  • Электростимуляция зрительного нерва. Эффективный метод терапии, применяемый при лечении близорукости, англиопии и косоглазии. Электростимуляция улучшает проводимость импульсов в зрительном нерве.
  • Видеокомпьютерная коррекция зрения. Специальный курс тренировок для сетчатки и мышц глаза. Назначается для коррекции дальнозоркости, амблиопии, косоглазия.

Профилактика нарушения зрения у детей. Советы офтальмологов

Специалисты-офтальмологи советуют родителям контролировать время пребывания детей за компьютером и просмотром телевизионных программ, правильно оборудовать рабочее место, делать специальные упражнения и следить за гигиеной глаз. Профилактический осмотр глазного врача обязателен раз в год даже при отсутствии у ребенка жалоб. Элементарная проверка зрения занимает немного времени и может предотвратить множество проблем.


www.kp.ru

особенности психического развития, профилактика, коррекционная работа, дошкольное образование

Дети, имеющие проблемы со зрением, значительно отличаются от своих сверстников, они требуют большего к себе внимания, другого подхода к обучению различным навыкам, чем ровесники с хорошим зрением. У них, как правило, сильнее развиты другие чувствительные органы, с помощью которых они познают мир. Происходит компенсация за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и обучающие методики разнятся, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения.

Зрительные органы играют важную роль как способ собственного восприятия и его развития, так и представления о пространстве вокруг. Все движения, которые совершает человек, контролируются зрением. Для ребёнка это наиболее важный аспект, так как его обучение, ориентирование в среде, полностью зависит от остроты зрения. Овладение алфавитом, числами, умение ориентироваться по определённым знакам и обозначениям, помогают с самого раннего детства адаптироваться сначала в детском саду, затем в школе и далее по жизни. Есть такое понятие как тифлопедагогика, которая помогает детям с плохим зрением обучаться и получать полноценное образование наравне, со своими сверстниками. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербно, только потому, что обделён острым зрением.

Виды нарушений детского зрения

Детские нарушения зрительных органов имеют функциональный и органический характер.

С первыми изменениями можно бороться как самостоятельным путём, так и при помощи специалистов. Они могут корректироваться и поддаваться лечению, вплоть до полного излечения. К таким расстройствам относятся:

  • Близорукость или миопия. Это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок из-за недостаточности преломляющей силы в зрительных органах, не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Их поведение и привычки отличаются от здоровых детей тем, что они щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.
  • Дальнозоркость или гиперметропия.  тут Здесь, наоборот наблюдается обратное действие, когда после преломления лучей фокус оказывается дальше сетчатки. Такие пациенты не видят близкие предметы, а их зрение сфокусировано на дали. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление от того, что приходится напрягаться, чтобы разглядеть текст книги или рядом лежащий предмет.
  • Косоглазие. Данное заболевание имеет характеристику отклонённой точки фиксации одного из глаз. У детей с подобным недугом снижается острота восприятия глаза с патологией, нарушается в целом восприимчивость обоих глаз. Способность видеть изображение как единое целое, становится невозможной. Причинами такого заболевания могут быть наследственность, психические травмы в виде испуга, болезни инфекционного характера, глазные аномалии и многие другие. Признаки начинают проявляться, как правило, уже в двухлетнем возрасте.
  • Астигматизм у детей очень распространённое заболевание . Возникает подобное изменение вследствие ранения, операций, заболеваний роговицы. Различается три основных вида: простой астигматизм, сложный и смешанный.
  • Нистагм или дрожание глаз. При данном заболевании наблюдается самопроизвольные колебания глазных яблок. Бывает, что глаза вращаются по – горизонтали, по – вертикали, или по кругу. Этот недуг плохо поддаётся лечению и считается сложным, так как причины лежат в поражениях гипофиза, мозжечка или продолговатого мозга. При нистагме дети имеют слабое зрение, и видят предметы нечёткими.

Как лечить косоглазие у детей читайте здесь.

Органические нарушения зрения, вызваны морфологическими изменениями структур различных отделов, таких как проводящие зрительные пути, нервы или сосуды. Чаще всего такие расстройства связаны с сопутствующими пороками или поражениями. Здесь можно перечислить разные врождённые пороки нервной системы, ДЦП, умственная отсталость или потеря слуха.

Врождённые

Нарушения зрения, полученные при рождении, свидетельствует о факторах повреждающего характера, которые действовали во время внутриутробного развития плода, такие как инфекционные поражения или расстройства метаболического свойства. Разумеется, те, кому не повезло родиться с дефектом, испытывают с раннего возраста негативное отношение ровесников. Чтобы подобного не случалось, необходимо с младенчества объяснять детям, например, кто такие дальтоники и как к ним относиться. Дальтонизм не должен стать причиной ужасного отношения.

Наследственные повреждения, передающиеся по родословной. Здесь наиболее распространёнными являются катаракта, глаукома или дальтонизм.

Приобретённые

Такие нарушения возникают уже после того, как ребёнок родился, и причинами являются инфекции, полученные травмы зрительных органов, тяжёлые заболевания.

Все виды нарушений могут иметь любой характер возникновения. Так, например, близорукость часто бывает как врождённой, так и приобретённой, это во многом зависит от признаков заболевания. То же самое и с другими видами слабого зрения.

Особенности развития

Известно, что благодаря глазам и острому зрению, человек способен получить до 90 процентов всю информацию о мире вокруг себя. При выпадении этого важного органа из комплекса воспринимающих систем включаются в работу с особой остротой те, которые способны заменить острых взор, это слух и осязание. Запахи и звуки для слабо видящего человека становятся главным путеводителями и помощниками в мире. Начинается своё формирование окружения, работают ужи и нос, мир начинает приобретать собственное обличие и значение.

Из-за снижения зрения, у ребёнка начинается ограничение рамок, мир познаётся в меньшем объёме. Это может негативно сказаться на развитии многих навыков, таких как речь, память и внимание. У слепого ребёнка нарушается связь между словами и предметами в реальности.

Тем не менее, для слабовидящих детей огромную роль играет жизненная и физическая активность, в виде подвижных занятий, игр или развлечений. Это позволяет развить координацию до нужного уровня, за счёт неё, ребёнок сможет хорошо ориентироваться в окружающем его пространстве. Чувство мышечной силы, тонуса, стимулирует к движению, а также помогает улучшить зрение. Но, не стоит сильно усердствовать с физической нагрузкой, так как передозировка в этом смысле также может негативно сказаться на состоянии маленького человека.

Во время обучения жизненным навыкам и каким-либо конкретным действиям очень важно, чтобы ребёнок имел рядом «верную руку». Действие или движение должно дойти до автоматизма, это достигается многократным повторением.

Подбор игрушек для малышей со слабым зрением также имеет особое значение. Предметы должны быть яркими, крупного размера и иметь фактурную поверхность. Это помогает симуляции развития осязательных чувств и остаточного зрения. Музыкальные или шумовые игрушки будут особенно привлекательны и интересны, они позволят ребёнку запомнить предмет и создать определённый образ.

Если в семье есть ребёнок с дефектом зрения, не стоит ограничивать его в общении, внутрисемейные тесные контакты и связи только помогут ему и морально и психологически не стать отшельником, не почувствовать себя изгоем.

Психологическое развитие детей

Развитие слепого или слабовидящего ребёнка намного отличается от полноценного развития нормальных детей.Следует помнить о том, что существуют закономерности, которые невозможно изменить по известным причинам. Три положения, касающиеся дошкольника, которые нужно учитывать, и подходить к нему особенно:

  • Наблюдается отсталость в развитии как физическом, так и в умственном. Это обуславливается ограничением активности и невозможностью успеть везде и всюду, так как дети с острым зрением.
  • Определённые периоды и стадии развития слепого малыша не могут быть в то же время, что и у остальных. Здесь должна быть некая компенсация других органов чувств, и пока не произойдёт замены или компенсации, отсталость будет наблюдаться.
  • В жизни слепого малыша наблюдается некоторая непропорциональность в развитии личностных сторон, это касается речи, мышления, движения.
  • Существуют также проблемы с координацией движений, импульсивность и резкость движений характерна для слепых детей, так как навык ходьбы также приобретается намного позднее.

Профилактика

С самого первого периода появления ребёнка на свет, стоит совершить визит к глазному врачу для определения остроты зрения. Уже в возрасте 1 месяц, матери стоит показать дитя офтальмологу.

Упражнения для глаз при дальнозоркости можно найти тут.

После диагностического обследования выявляются возможные проблемы врождённого характера. Очень важны рекомендации по профилактическим действиям с самого раннего возраста, если выявлены патологии. Ранняя диагностика – это возможность избежать многих проблем в будущем, особенно в школьный период.

В случае, если нарушения довольно серьёзные, врач предлагает родителям рассмотреть возможность посещения специализированных детских учреждений для обучения ребёнка. Существуют специальные детские сады и школы-интернаты, в которых слепые или слабовидящие дети могут обучиться при помощи специальных пособий и оборудования для адаптации.

Что такое расфокусировка зрения, читайте по этой ссылке.

Полезная литература для родителей

Если у ребёнка не значительные отклонения от нормы, и возможны изменения в лучшую сторону, тогда родителям следует проследить за тем, чтобы он выполнял следующие правила:

  • Лежа не читать, делать необходимые паузы для отдыха глаз по 2-3 минуты.
  • Делать специальные  упражнения для глаз.
  • Долго не сидеть у экрана телевизора или монитора.
  • Больше бывать на свежем воздухе и заниматься физкультурой.
  • Есть витамины в виде свежих овощей и фруктов.

Подробнее о том, какие детские витамины для глаз лучше, читайте в статье.

Ячмень на глазу: причины появления и лечение

Дистрофия сетчатки глаза, в частности периферическая, описана в этой статье.

Что такое кератит глаза https://eyesdocs.ru/zabolevaniya/keratit/vospalenie-rogovicy-glaza-opredelenie-i-lechenie.html

Видео

Выводы

Безусловно, для любого родителя, здоровый малыш – это счастье. Следует делать всё возможное, чтобы ребёнок родился крепким и здоровым, с отличным слухом и зрением. Диагностика на раннем периоде жизни позволит определить патологии разного характера, а внимание и забота поможет вашему малышу успешно подготовиться к жизни и стать полноценным её участником.

Также читайте про то, как оформляется инвалидность по зрению  в материале.

eyesdocs.ru

Профилактика нарушения зрения у детей

Согласно статистическим данным 290 млн. человек земного шара имеют нарушения зрения. Из них 40 млн. имеют абсолютную слепоту, а у 250 млн. зрение заметно понижено. Все чаще дети дошкольного и школьного возраста начинают носить очки, так как имеют некоторые нарушения. В большинстве случаев, отклонения поддаются корректировке и полностью излечиваются.

Когда выявляются отклонения

Детский организм более чувствительный к агрессивному воздействию окружающей среды, поэтому различные нарушения у ребенка появляются быстрее и это важный урок для родителей.

Первый осмотр офтальмологом проходит в возрасте от одного месяца до полугода. Это наиболее подходящий период для выявления врожденных проблем, а также составления прогноза вероятности развития дальнозоркости или близорукости.

К примеру, косоглазие, в раннем возрасте – очень распространенное явление, которое корректируется и успешно лечится. Благодаря физиологической особенности, малыши в первые полгода могут страдать дальнозоркостью, которая проходит без лечения по мере роста глазного яблока.

Если по результатам первого осмотра отклонений не выявлено, то визит к врачу осуществляется в возрасте 3-х лет. Дальнейшие осмотры проводятся врачами планово при посещении школьных и дошкольных учреждений.

Профилактика нарушения зрения у детей – залог здоровья зрительного аппарата.

Причины нарушения

Многие дети с рождения имеют идеальное зрение. К школьному возрасту количество детей с отклонениями в работе зрительного аппарата возрастает. Почему так происходит и какова причина? Ухудшение видимости чаще возникает из за увеличения нагрузки на глаза. Причина заключается в созерцании разработок научно-технического прогресса, а именно телефона, планшета, телевизора. Также глазки очень устают при занятии лепкой, рисовании, чтении, игре в настольные игры и тому подобное.

При посещении садов и школ физическая активность детей снижается, и это приводит к застою крови, нарушениям осанки, что влияет на зрение. От проблем можно избавиться, используя очки, но многие дети стесняются и не хотят их применять. Если причиной глазных болезней является наследственная связь, то корректировка проводится исключительно очками.

Виды отклонений

Среди наиболее распространенных заболеваний зрения выделяют следующие категории:

  • Близорукость в большинстве случаев является приобретенным заболеванием. Нагрузка глаз приводит к нарушению функциональности зрительного аппарата.
  • Астигматизм возникает при неправильной кривизне роговицы и изменениях формы хрусталика. Данное заболевание может иметь врожденную и приобретенную природу происхождения. Симптоматика проявления астигматизма следующая: снижается острота зрения при рассматривании предметов как на ближнем расстоянии, так и на дальнем, боль и быстрая усталость глаз.
  • Косоглазие возникает при несинхронной работе глазных мышц. Данное отклонение указывает на работу только одного глаза. Глаз, который косит, не работает, это в дальнейшем приведет к снижению остроты зрения.

Профилактические правила

Зрение необходимо беречь с рождения и не допускать его ухудшения.

Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста заключается в выполнении следующих условий:

  1. Периодическое посещение врача офтальмолога. Первый осмотр необходимо осуществить в ближайшее время после рождения малыша. Идеальный вариант — посещение офтальмолога один раз в год. Отклонение, выявленное на ранней стадии, быстрее и эффективнее лечится.
  2. В младенчестве родители должны беречь зрение ребенка. Игрушки показывать на расстоянии не менее 30 см. Своевременное подстригание ногтей снизит вероятность травматизации глаз. Гигиена зрения должна правильно осуществляться. Протирать каждый глаз необходимо отдельным ватным диском, смоченным в кипяченой воде, двигаясь при этом от внешнего уголка к внутреннему. Не допускать попадания инфекции и грязи, своевременно мыть руки.
  3. Когда дети начинают заниматься рисованием или учиться читать, важно правильно организовать их рабочее место. Мебель должна соответствовать росту, это позволит сформировать правильную осанку.
  4. Пагубное воздействие на глаза оказывают телефон, компьютер и телевизор. Поэтому не стоит ребенка знакомить с этими новинками техники в раннем возрасте. Если же малыш все же просматривает мультики, он должен находиться на определенном расстоянии, чтобы глазки малыша не уставали. Также время, проведенное за компьютером, должно быть дозированным.

Профилактика зрения у детей старшего возраста и подростков:

  1. Правильное чтение. Необходимо читать только в положении сидя, при этом книга от глаз должна находиться на расстоянии 30 сантиметров. Для удобства есть подставки, которые способствуют правильному наклону книги. Не стоит читать лежа, на боку, либо в транспорте, так как это пагубно влияет на зрительный аппарат.
  2. Глаза нуждаются в постоянном увлажнении. Избавиться от сухости помогут капли, по составу они близки к человеческой слезе.
  3. При работа за компьютером необходимо правильно установить монитор. Экран не должен создавать блики, а также необходимо отрегулировать яркость и контраст. Как можно чаще протирайте его специальными салфетками.
  4. При длительной нагрузке глаз необходимо устраивать перерывы. Это касается маленьких детей, подростков и взрослых. Каждые полчаса работы за компьютером должны чередоваться с несколькими минутами отдыха.

Методы профилактики

Сохранить хорошее зрение можно благодаря профилактике нарушения зрения у детей. Для ее осуществления необходимо придерживаться некоторых методов:

  • Глазная гимнастика идеально подходит для детей старшего и подросткового возраста. Выполнение несложных упражнений способно повысить тонус и эластичность глазных мышц, усилить кровообращение, снять усталость и напряжение. Если ребенок посещает 8 класс, то на уроке биологии важно напоминать детям о важности предупреждения глазных болезней. На сегодняшний день врачами разработано много техник выполнения упражнений глаз. Необходимо ознакомиться с ними и подобрать максимально эффективную.
  • Занятия спортом. Активные физические нагрузки способствуют улучшению зрения. Наиболее подходящие те виды спорта, при которых концентрируется внимание: бадминтон, теннис, футбол.

  • Укрепление организма с помощью воды. Контрастное умывание помогает улучшить кровообращение в глазной сетчатке. В утреннее время необходимо ополаскивать глаза поочередно теплой и холодной водой. Альтернатива — применение контрастных компрессов.
  • Обогащение организма необходимыми витаминами и микроэлементами — это основа профилактики нарушений зрения у детей. Полезны следующие продукты: морковь, апельсин, шпинат, орехи, болгарский перец, кисломолочные продукты, яйца, черника.
  • Здоровый сон. Детские глаза требуют отдыха, поэтому сон должен быть не менее 8-ми часов. Достаточное количество сна благотворно влияет на весь организм в целом, а также улучшает защитные функции организма.
  • Активные прогулки на свежем воздухе также позволят избежать расстройств зрения.
    Профилактика нарушений зрения у школьников должна прививаться как родителями, так и педагогами. Ребенок должен знать, что выполняемые процедуры благотворно влияют на здоровье глаз. Будьте здоровы!

zglaza.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о