Нарисуй несуществующее животное расшифровка: Тест «Несуществующее животное» — рисунок и его интерпретация

Тест «Несуществующее животное» — рисунок и его интерпретация

Применение методики (теста) «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от пяти-шести лет и взрослых.

В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

На заметку:

Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к методике «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние; «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого; «Несчастливое животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.

Задание

Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?

Интерпретация теста «Несуществующее животное»

Тестовые показатели


(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.
Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность[1]; импульсивность.
Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий
Штриховые линии – тревожность как черта личности.
Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.
Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность.
Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Размер рисунка и его расположение

Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.
Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.
Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.
Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.
Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.
Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.
Рисунок помещен в углу – депрессия.

Тип животного в методике «Несуществующее животное»

По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.

1.Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.

2.Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.

3.Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.

4.Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.

5.Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.

6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.

7.Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

Составные части животного

Глаза
Глаза отсутствуют – астения.
Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.

Глаза с зачерненной радужкой – страхи.
Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.
Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.
Форма глаз искажена – невротическое состояние.

Уши
Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.
Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

Рот
Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.

Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.
Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

Голова
Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих.
Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.
Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.
Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

Дополнительные детали на голове


Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.
Рога – защита, агрессия.
Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

Фигура
Множество составных частей и элементов – мощная энергия.
Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.
Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

Дополнительные детали и части фигуры
Чешуя, панцирь – потребность в защите.

Шипы, иглы – защитная агрессия.
Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.
Узор на шкуре – демонстративность.
Раны, шрамы – невротическое состояние.
Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.
Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.
Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.
Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.
Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.

Хвост
Хвост, повернутый вправо,– отношение к своим действиям и поведению.
Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям.
Хвост, поднятый вверх,– положительная, уверенная окраска к этим отношениям.
Хвост, опущенный вниз,– отрицательная окраска к отношениям.
Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.
Хвост толстый, покрытый шерстью,– очень высокая значимость сексуальной сферы.
Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.

Ноги
Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.

Избыточное количество ног – потребность в опоре.
Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.

Характер соединения ног с фигурой (корпусом)
Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.
Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.

Описание образа жизни

Соответствует рисунку – развито логическое мышление.

Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.

С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.

Место жизни животного

За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.
Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества.
Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.
Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние.

Питание

Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.


Ест все подряд – импульсивность.
Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения.
Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние.
Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия.
Питается людьми – негативизм, агрессивность.

Занятия, игры

Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.
Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.

Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.
Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.
Не любит сидеть без дела – импульсивность.
Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.

Некоторые особенности описания

Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т. п.)– напряженность в сексуальной сфере.
Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения.

Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим.
Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.

Анализ рисунков к методике «Несуществующее животное»

ВАЖНО!
По рисункам несуществующего животного как детей, так и взрослых часто можно судить об их скрытой проблеме, о которой чаще всего умалчивается или о которой не подозревают, обращаясь за консультацией совсем по другому вопросу.

Татьяна, 35 лет

Татьяна симпатичная, обаятельная стройная женщина. Очень следит за собой, одевается модно, занимается бизнесом, часто ездит в командировки в Москву, Ростов и другие города; отпуск проводит за границей.

Приходит на консультации в основном по вопросам бизнеса, но главной проблемой для нее является отсутствие любви к мужу, с которым она живет уже более 16 лет. Мечтает вырваться из замкнутого круга, но не получается. В рисунке Татьяны это хорошо видно (рис.3).

Свое животное она назвала Европейский гламурный Крылокот. Животное отдаленно напоминает автора рисунка и отображает ее основную проблему – сексуальную. Чрезмерно пушистый, толстый и поднятый вверх хвост, а также грудь, густо покрытая шерстью, говорят, а вернее, «кричат» о значимости сексуальной сферы в жизни женщины и одновременно указывают на неблагополучие в этой сфере. Полностью зачерненная радужка глаз является показателем внутреннего страха – женщина боится представить, как ее жизнь может сложиться без мужа, вообще боится перемен в жизни. Крылья Крылокота – не что иное, как защитная фантазия Татьяны: ее уход от личных проблем в созданный фантастический мир.

Рис. 3. Европейский гламурный Крылокот


Вот как Татьяна описывает образ жизни своего несуществующего животного:

Европейский гламурный Крылокот обитает в Европе, местах исключительно гламурных – Париже, Милане, Ницце, но отдельные особи встречаются в Краснодаре, Москве, Ростове. Предпочитает праздный и веселый образ жизни. По характеру общительный, веселый, доброжелательный, однако приручается с трудом и очень независим. Размножается редко, пару выбирает придирчиво, тщательно и неторопливо. Питается конфетами и новостями, любит путешествия и новые впечатления.

Это своего рода фантазийное желание – сбежать в края «гламурные» и обрести свободу, питаясь «конфетами и новостями», также выказывает внутреннюю потребность Татьяны уйти от действительности.

Вадим, 50 лет

Рис.4. Амикрабос

Вадим более 25 лет живет с женой, но семейная жизнь не сложилась, и в настоящее время у него все чаще появляется желание изменить ее, начав жить независимо, отдельно. Однако пока обстоятельства не позволяют этого сделать. По характеру Вадим мягкий человек и поэтому особенно тяжело переносит агрессивное поведение жены. Обладает большим энергетическим потенциалом.

Животное нарисовано Вадимом по оригинальной модели (рис.4). Оно вообще лишено органов, обеспечивающих общение,– ушей, рта,– и имеет полностью замкнутую фигуру, что указывает на интровертированность и трудности в общении. Свое животное Вадим назвал Амикрабос, снабдив его при этом множеством ног для передвижения и покрыв чешуей; всё это показатель того, что Вадим имеет большую потребность в опоре, защите, боится агрессии. Кроме того, частично зачерненная чешуя указывает на низкую устойчивость автора рисунка к стрессам.

Рисунок Вадима сопровождается следующим рассказом:

Животное теплокровное. Среда обитания смешанная: вода и земля. Проживает в тропиках, субтропиках. Питается растениями, размножается делением. Способ передвижения – импульсный, энергетический.

Указание о том, что животное теплокровное, говорит о желании Вадима иметь тепло, семью и тем самым быть похожим на других. «Способ передвижения импульсный, энергетический» – свидетельство трудностей в жизни Вадима, которые он так тщательно скрывает и на преодоление (или сопротивление) которых ему приходится тратить немало энергии.

Ирина, 54 года

Женщина невысокого роста, с приветливой и милой улыбкой на лице. Имеет два высших образования; второе, медицинское, получила только год назад. Сейчас она не знает, зачем оно ей и не понимает, для чего столько лет училась. При этом твердо уверена, что ее участь состоит в «вечном обучении». Ее жизнь складывается из череды судьбоносных действий и планов, с помощью которых она желает уйти от действительности. На мой взгляд, это своеобразная программа спасения собственной души, как раз тот случай, когда мы говорим: «Помоги себе сам».

Дело в том, что, прожив с мужем 27 лет, Ирина неожиданно узнала о существовании у него второй семьи: будучи в браке с ней, муж параллельно проживал с молодой женщиной и детьми от него. Тем не менее Ирина смогла простить его и продолжать с ним жить. Это был ее выбор, другое дело, почему имела место подобная ситуация. Попробуем разобраться по рисунку (рис.5).

Если посмотреть на это несуществующее животное, то с виду оно как будто довольно симпатично, если бы не искаженная форма головы и «руки-крюки», похожие на птичьи лапки.

Свое несуществующее животное Ирина назвала Михотрон. По-моему, название напоминает какой-то механизм, а рисунок самого животного необычного механического мишку. Скорее всего, жизнь Ирины ей самой напоминает жизнь по инерции, схожую с каким-то механизмом, далеким от мира чувств и любви. Конечности, направленные к телу, свидетельствуют об интровертности, когти – на агрессию, а открытый рот без зубов и языка – на легкость в возникновении опасений и страхов в ее жизни. Радужки глаз, частично зачерненные, только подтверждают наличие страха у автора рисунка.

Вот что рассказывает Ирина о своем Михотроне:

Животное живет в лесу, размножается почкованием [очень странно для животного, не правда ли?]. Любит кашу из желудей, которую варит ему гномик. Боится резких шумов. Любит играть в прятки.
Рис.5. Михотрон

Рассказ только подтверждает внутренний страх и тревогу Ирины перед будущим, указывает на некоторую нервозность и уход от действительности, но, тем не менее, раскрывает нам вполне реальные желания женщины. Например, ожидание заботы и внимания. Ее животное «любит кашу из желудей, которую варит ему гномик». То, что Михотрон боится резких шумов, говорит об усталости Ирины и возможном нервном истощении. По словам самой Ирины, она от всего устала. А вот то, что ее Михотрон любит играть в прятки, означает, как ни странно, очередную игру Ирины с судьбой: сейчас она оформляет документы в Америку для постоянного проживания там.

Даша, 13 лет

Девочка выглядит спокойной, застенчивой и тихой.

Рисунок (рис.6) расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях. Множественные линии выдают тревогу внешне спокойного подростка. Три глаза сильно зачернены – показатель страха, сидящего глубоко в душе. Множество ног, которые являются опорной частью животного, и характер их соединения с фигурой показывают, что девочка способна контролировать свои рассуждения и поступки.

Даша так описывает образ жизни этого животного:

Трехглаз живет в Южной Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников – акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела.

Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится).

Рис.6. Трехглаз

В рассказе Даши явно проявляется депрессивное настроение («Друзей у него нет, так как он слишком добрый»), страх («Он очень боится своих соперников») и сильная потребность в эмоциональном тепле («Трехглаз живет в Южной Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду («Он любит плавать по дну»). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется Даше. Рисунок и рассказ девочки показали, что ей требуется психологическая помощь.

Тест (методика) «Несуществующее животное»


— рисунок и его интерпретация. Читайте также:
Психотерапевтическое значение рисунка.
Психологический рисуночный тест «Моя семья».
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.

Тест «Несуществующее животное»

   Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве:

— удаление,

— приближение,

— наклон,

— выпрямление,

— подъем,

— падение.

При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция

   Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе

   В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

   Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно.)

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент)

   Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

   Могут быть функциональными или украшающими:

— крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

   Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

   Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

   Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но » усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии

   Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Характер животного

   Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Разное

   Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

   Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кускус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

 


См. также

Проективные тесты

  • Метод цветовых выборов
  • Методика «Агрессивность»
  • Методика «Завершение предложения» (на эгоцентризм)
  • Методика Дембо — Рубинштейн
  • Проективная методика «Завершение суждения»
  • Проективная методика «Мини-сочинение»
  • Проективная методика «Мои праздники»
  • Проективная методика «Три дерева»
  • Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Профессия»
  • Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Счастье»
  •     . .. и другое

Тесты для детей

  • Анкета «Мотивы выбора друга»
  • Анкета по Г. Хорну
  • Вопросник-характеристика неуспевающего ученика
  • Диагностика периферических нарушений речи у детей
  • Диагностическая методика В. М. Когана
  • Интервью «Волшебный мир»
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • Методика «Аналогии»
  • Методика «Аналогии» (версия 2)
  • Методика «Вербальная фантазия»
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Расшифровка дронта – Мартин Эвелинг

Когда вы думаете о дронте, что приходит вам на ум? Гротескно тучная птица? Или, может быть, слово «вымирание»? Я бы сказал то же самое, пока в прошлом году я не получил заказ от страстного поклонника этой культовой птицы. Как оказалось, наша печально известная эмблема вымирания выглядела вовсе не так, как вы думаете. В частности, на протяжении веков его стыдили за жир!

Незавидная связь с вымиранием хоть и трагична, но справедлива. Большинству из нас знакома фраза «мертв как дронт». Оценки фактической даты вымирания различаются, но дронт почти наверняка стал редким всего через 30 лет после того, как был «обнаружен» в 159 г.8. После того, как их дом на острове Маврикий был колонизирован людьми и другими инвазивными видами, которые пришли с ними, судьба этой бедной птицы была быстро решена. Прошло еще пару сотен лет, прежде чем ученые заинтересовались дронтом, но к тому времени почти не осталось доказательств и тайна дронта сохраняется до сих пор.

Тим (ученый) и я решили, что было бы интересно попытаться придумать рисунок, который более точно изображал бы эту любопытную, непонятую птицу. Тим просмотрел все опубликованные на сегодняшний день научные статьи; Я порылся в Интернете и наткнулся на фантастическую книгу Эррола Фуллера «Додо: от исчезновения к иконе» (2002). Моя работа заключалась в том, чтобы использовать доступные научные данные в качестве ориентира, а затем добавить творческий подход к интерпретации лучших письменных отчетов и произведений искусства, пытаясь отсеять слухи и каракули. Вот что мы придумали и как мы к этому пришли (примечания Тима выделены синим цветом).

Размер и вес  

Читая различные статьи о дронтах, я постоянно убеждаюсь в том, что существующие изображения толще, чем могла бы быть птица. На традиционные рисунки, вероятно, повлияла работа фламандского художника Роландта Савери около 1626 года, на которой была изображена приземистая, коротконогая, неуклюжая птица. Наиболее известен тот факт, что «Савери додо», вероятно, лег в основу рисунка додо 1865 года сэра Джона Тенниела, иллюстрирующего «Приключения Алисы в стране чудес» Луи Кэрролла. Однако полное изображение оспаривается на основе современных методов оценки массы тела. Считается, что причиной пухлости на некоторых рисунках могут быть либо сезонные жировые циклы, либо то, что изображения были основаны на перекормленных содержащихся в неволе птицах. Похоже также, что было довольно много копий более ранних изображений, таким образом распространяя «пухлую» характеристику. Недавние оценки массы тела включают Angst et al. (2011), которые оценили массу в 10,2 кг, Brassey et al. (2016), оценившие массу в 10,6–14,3 кг, и van Heteren et al. (2017), которые оценили его примерно в 12 кг. Более ранние оценки составляли целых 21,1 кг.

Эксперт по дронтам доктор Джулиан Хьюм описал его как «гигантского нелетающего голубя». Вы можете быть удивлены, узнав, что его ближайший живой родственник действительно голубь — довольно великолепный, никобарский голубь. Помимо того, что он является ведущим научным авторитетом в области дронтов, доктор Хьюм также обладает завидной способностью умело управлять творческой стороной мозга и сам создал ряд произведений искусства с дронтами. В значительной степени его исследования и искусство легли в основу моего рисунка.

Кто знает, как дронт выглядел во плоти? Никто. Даже скелетные останки тонко лежат на земле. Поэтому в качестве отправной точки я посмотрел на реконструкцию скелета дронта в Дурбане (3D-модель, основанная на двух существующих почти полных скелетах дронта) и начал добавлять мясо к костям с помощью серии грубых набросков.

Почему художники на протяжении многих лет преувеличивали полноту дронта? Преувеличение может быть принуждением к творчеству, и многие изображения животных 17-го и 18-го веков в любом случае отдавали предпочтение более круглой фигуре. Хотя Фуллер несколько оспаривает это, меня привлекает теория о том, что многие иллюстрации были основаны на птицах, содержащихся в неволе. Однажды я рассматривал сурикатов в зоопарке в качестве основы для нового произведения искусства, и в итоге они стали больше похожи на маленьких пушистых луговых собачек, чем на стройных, жилистых существ, которые являются дикими сурикатами. Мы знаем о животноводстве гораздо больше, чем во время непродолжительных отношений додо с людьми, поэтому идея о том, что люди изо всех сил пытались воспроизвести рацион и природные условия дронта, также кажется мне правдой. Самая последняя публикация о массе тела van Hetersen et al. (2017) описал додо как «ни стройного, ни толстого». По общему мнению, додо был размером примерно с самца лебедя-шипуна.

Ступни и ноги

Кажется, не возникает особых споров о том, как выглядели ступни — есть ряд сохранившихся примеров (например, лондонская ступня из Стрикленда и Мелвилла, (1848 г.) — и ступни похожи на большинстве изображений. Николлс (Niccholls, 2006) предположил, что на более точных иллюстрациях до додо Савери показаны более длинные и сильные ноги и более прямая поза.

перспектива, в которой мы видим птицу на ее уровне. Я хотел, чтобы мой додо выглядел так, будто он может легко маневрировать, взведен и готов включить шестипенсовик, если дело в том, чтобы поймать самую сочную папайю.

Перья, цвет и общий вид

На большинстве изображений перья на большей части тела видны по отдельности, за исключением верхней части шеи и головы, которые представлены как пушистый пух.

Имеются некоторые изображения и реконструкции более светлых птиц, но в литературе предполагается, что более темная птица была более вероятной, поскольку ее чаще изображают. Николлс (2006) предполагает, что птица была «серой или черноватой», а Хьюм (2006) считает, что довольно скучный дронт Мансура, нарисованный примерно в 1625 году, «…почти наверняка является наиболее точным и достоверным цветным изображением дронта, которое сохранилось».

Поскольку на самом деле никто точно не знает, как выглядел додо, здесь было достаточно места для творческой свободы, и даже сам доктор Хьюм подтолкнул меня поставить свою личную отметку на изображении. Я использовал картину Устада Мансура 1625 года в качестве отправной точки для базового слоя, а затем начал наслаивать. Во время моего исследования ученый-эволюционист Бен Гаррод также сообщил мне, что дронт считается довольно «унылым» видом. Таким образом, я немного затемнил перья и сделал общую окраску более однородной. Я имел в виду темно-коричневую птицу. Однако, учитывая, что на протяжении всей истории цветные изображения дронта были столь разнообразны, а их ближайший живой родственник настолько яркий, я не мог удержаться от того, чтобы добавить немного чутья. В качестве компромисса я работал в некоторой радужности. Я чувствую, что что-то, должно быть, захватило воображение этих голландских и португальских моряков, когда они бороздили берега Маврикия, словно сирены, зовущие их, когда солнце танцевало вокруг их тел. Очевидно, что из всех животных, с которыми сталкивались эти моряки, особое увлечение вызывала эта волшебная птица, которая позже стала известна как дронт. Конечно, для голодных людей, встретивших землю в конце долгого путешествия, привлекательность могла быть вызвана их неспособностью улететь.

Клюв и голова

Существует довольно много этюдов клюва, и основная, очень знаковая форма кажется вполне последовательной на картинах. Что непостоянно, так это цвет, который опять же сильно различается. Возможно, нет никаких реальных доказательств, на которых основывался бы цвет клюва. На некоторых изображениях под клювом видна бледно-голубая часть, а кончик надклювья варьируется от черного до желтого и красного. Юм склонен изображать додо с голубоватым лицом и желтыми кончиками верхней и нижней части клюва.

Что касается ноздрей, которые обычно изображаются зияющими, Николлс (2006) предполагает, что это, вероятно, артефакт высыхания кожи (который открывает ноздри вверх) и что в живых примерах они, вероятно, были бы более закрытыми и менее заметный.

Голова настолько культовая, что мне не хотелось с ней сильно возиться. Доктор Хьюм провел ряд исследований клюва мумифицированной головы дронта в Оксфорде, что мне очень понравилось. Не желая слишком увлекаться, я решил уважать эксперта и выбрал его излюбленную цветовую схему. Чтобы добавить больше интриги, я слегка приоткрыл клюв и высунул язык, словно собираясь издать резкий сигнал тревоги. Восстановить что-то из мертвых — сложная задача, поэтому приоритетом было сделать все, чтобы это выглядело более живым.

Крылья

Все изображения, которые я нашел, имеют одинаковые маленькие рудиментарные крылья, так что спорить с этим практически не приходится. Подавляющее большинство, включая додо Мансура, имеют крылья с темной передней кромкой и более светлыми кончиками.

Мне понравилось, что кончики крыльев по цвету отражают кончик клюва. Мы знаем, что дронты жили большими группами. Возможно, это могло усилить иллюзию безопасности в числах? Или, может быть, мне просто нравится немного симметрии? Видите, как мы, художники, можем так легко увлечься?! Чистая догадка, конечно, но крылья находятся прямо там, в наименее обсуждаемой части анатомии дронта, поэтому я чувствовал себя комфортно, ставя творчество на автопилот.

Хвост

Очень характерный пушистый хвост на некоторых изображениях сильно преувеличен. Додо Мансура имеет додо без хвоста. Рихона и Винтерс (2014) предполагают, что у додо Мансура и додо Бунди нет хвостов, потому что художники были «…знакомы с этим видом и знали, что у него нет хвоста». Однако у большинства изображений есть маленький хвост.

Приколите хвост дронту. Хвост, или его отсутствие, заставил меня долго размышлять, но в конце концов я решил встать на сторону этих художников и вообще пренебречь им. Для меня хвост всегда казался неуместным, особенно для птицы, которая, казалось бы, так хорошо приспособлена к жизни на суше. Многие отчеты и зарисовки, вероятно, были сделаны с мертвых и расчлененных экземпляров. Додо считались едой до того, как было принято решение, что они не на вкус «совсем как курица». Возможно, пухлый вид дронта был обманчив? Как пакет чипсов, который на шестьдесят процентов состоит из воздуха, может быть, под этими большими перьями было немного мяса? Я решил изобразить эти перья, свисающие сзади, чтобы имитировать форму дронта Мансура 1625 года, которая могла создать впечатление хвоста, особенно при беге от мачете, приводящего к двуногим монстрам.

Поскольку большинство изображений дронтов были вдохновлены или скопированы с картины дронта Руландта Савери 1626 года, это вполне могло создать ложное впечатление пухлости, которое сохраняется в наших умах сегодня. Мы не знаем, какую ссылку он использовал для создания своего произведения. Устад Мансур был придворным художником монгольского императора и нарисовал несколько птиц из зверинца в Сурате, Индия, в том числе дронта. Фуллер охарактеризовал свои рисунки как «наивные по исполнению», и я склонен согласиться. Тем не менее, других птиц, которых он нарисовал, довольно легко идентифицировать, поэтому мы должны предположить, что его дронт заслуживал достаточного доверия. Важно отметить, что у его дронта нет хвоста.

  Вкратце

Это было так весело, и хотя я всего лишь нарисовал картинку, я признаю, что очень привязался к этой работе. Выглядел ли додо так, остается только гадать. Отсутствие какой-либо точной ссылки допускало большую степень творческой свободы, и я просмотрел все поместья птиц, включая голубей, кур, индеек, цесарок, ибисов, эму, страусов, казуаров, павлинов, удодов, птиц-носорогов и многих других. с моей версией. Он стоит около 15 см в высоту на 10 в ширину. Для его рисования я использовала пастельные карандаши (Derwent) на Canford Card (Daler-Rowney). В процессе я приобрел в лице Тима друга на всю жизнь и остался с чувством подлинного творческого удовлетворения. Мы рады поделиться с вами нашим лучшим предположением.

Последней запиской Тима для меня было…

Возможно, он изображен со слегка наклоненной головой и взглядом в глаза, как бы говорящим: «О чем, черт возьми, все это?»

Мы проделали домашнюю работу, но мы также хотели вызвать улыбку 🙂


Койоты: расшифровка их визга, лая и воя —

Помогите нам продолжать предоставлять вам ценную информацию об Адирондаке.

Воскресенье, 2 марта 2014 г.

Койоты: расшифровка их визга, лая и воя

По мере того, как цвета заката бледнеют от фиолетового до черного, жуткий звук нарушает лесную тишину. Дальше на север можно услышать не долгий, низкий, медленный вой волков, а групповой вой койотов: короткий вой, который часто поднимается и опускается по высоте, перемежается отрывистым тявканьем, тявканьем и лаем.

Когда люди слышат вой койотов, они часто ошибочно полагают, что слышат большую стаю животных, одновременно повышающих голос. Но это слуховая иллюзия, называемая эффектом «beau geste». Из-за разнообразия звуков, издаваемых каждым койотом, и того, как звук искажается при прохождении через окружающую среду, два из этих обманщиков могут звучать как семь или восемь животных.

Групповой вой издается спаривающейся и территориальной парой «альфа» койотов, при этом самец воет, а самка перемежается своим тявканьем, лаем и коротким воем. Койоты «бета» (дети альфа-пары прошлых лет) и щенки текущего года могут присоединиться, если они находятся поблизости, или ответить собственным воем. И как только одна группа койотов начинает выть, есть вероятность, что любые другие альфа-пары поблизости ответят тем же, и хор за хором группового воя разнесется на мили.

Во время работы над диссертацией в Калифорнийском университете я семь лет изучал голосовое общение койотов. Хотя восточные койоты представляют собой более крупный и отличный от западных койотов подвид, с которым я работал, основные результаты моего исследования и работы, проделанной другими, применимы ко всем койотам. Койотов иногда называют «певчими собаками», и их песни на расстоянии бывают двух основных типов.

Первый, групповой вой, считается, что он имеет двойную цель: укреплять связи внутри семейной группы, а также служит для демонстрации территории. Другими словами, койоты говорят: «Мы счастливая семья, и мы владеем этой территорией, так что вам лучше держаться подальше». В некотором смысле групповой вой создает слуховой барьер вокруг территории, дополняя физические следы запаха, оставленные группой.

Койоты также будут выть и лаять по отдельности. Этот второй тип пения практически всегда является признаком беспокойства или возбуждения, и по моему опыту, чем выше доля воя, тем более взволнован койот. Койоты будут выть и лаять на соседей, вторгшихся на их территорию, а также на собак, людей и других крупных животных, которых они воспринимают как потенциальную угрозу.

Мои исследования подтвердили, что лай и вой койота индивидуальны. Точно так же, как мы можем различать людей по их голосам, в вокализациях койотов достаточно информации для меня (хорошо, мой компьютер, если вы хотите получить техническую информацию), чтобы отличить людей друг от друга. Если, как я подозреваю, койоты могут различать друг друга по своей песне, это не будет аналогично животным, постоянно выкрикивающим свои собственные имена; это было бы больше похоже на нашу способность узнавать Марлона Брандо из-за характерного тембра и интонации его голоса. Характеристики, включая преобладающую высоту звука, продолжительность, скорость повышения и понижения высоты звука воя и склонность к «трели» во время воя, — все это отличает одного койота от другого.

Для воя эта индивидуальная особенность не исчезает с расстоянием. Мне удалось зафиксировать и идентифицировать отдельных койотов на расстоянии более одной мили. Учитывая их острый слух, вполне вероятно, что койоты могут различать отдельные вой на гораздо больших расстояниях — три мили и более в безветренную ночь.
Лай, с другой стороны, быстро ухудшается с расстоянием, причем сначала затухают более высокие частоты. Это позволяет койотам, знакомым с человеком (скажем, с партнером или членом семейной группы), теоретически определить, насколько далеко находится этот человек, основываясь на доле высоких частот в лае.

Представьте себе ситуацию, когда одинокий койот патрулирует границу территории и встречает злоумышленника. Он начинает лаять и выть, а его помощник и дети-бета прибегают в нужное место, потому что его вой показывает, насколько он взволнован, а его лай позволяет его семье точно определить направление и расстояние до него. Хотя мне не удалось доказать, что койоты могут выполнять эти задачи, необходимая информация содержится в их криках, и изучение того, как ее использовать, дает значительные эволюционные преимущества.

Нам еще многое предстоит узнать о голосовом общении койотов. Даже после многих лет изучения криков койотов я едва мог поцарапать поверхность.

Вы можете послушать разнообразные звуки койота на Soundboard.

Брайан Митчелл — адъюнкт-профессор Университета Вермонта. Теперь, когда у него есть дети, школьный график вставания в 2 часа ночи для полевых работ звучит довольно расслабляюще. Иллюстрацию для этой колонки нарисовала Аделаида Тироль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *