Мягкий знак это согласная буква – Твердый знак и мягкий знак это гласные или согласные?

Урок обучения грамоте по теме «Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков»

Разделы: Начальная школа

Класс:


Цели:

  1. Познакомить с новой буквой – Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, не обозначающей звука, формировать навык чтения слов с Ь, учить выразительно читать текст.
  2. Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление.
  3. Воспитывать аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к книге, интерес к родному языку.

Оборудование: “Русская азбука” (авт. В.Г. Горецкий и др.), звуковые схемы, лента букв, портрет С.В.Михалкова, выставка книг С.В.Михалкова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звонкий прозвенел звонок,
Первоклассников собрал он на урок.
Вы, ребята, не скучайте,
На вопросы смело отвечайте!
А теперь тихонько сели девочки,
А за ними тихо сели мальчики.

II. Повторение.

1. Актуализация знаний:

– Как отличить звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.

– Какие бывают звуки?

Гласные и согласные.
Парные и непарные.
Звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие.

– Какая изученная согласная буква обозначает всегда мягкий согласный звук? — Расскажите всё, что знаете о букве Ч.

Буква Ч обозначает звук (ч)- согласный, непарный, глухой, мягкий.

2. Речевая разминка.

Чтение – лучшее учение. (На доске)

– Что вы прочитали? (пословицу)

– Почему так говорят?

– Какой звук часто повторяется?

– На что указывает точка? (Предложение читается спокойно, на конце голос понижаем)

– Прочитайте хором с хлопками на каждый слог.

– Заменим точку на восклицательный знак. Прочитаем.

– Заменим восклицательный знак на вопросительный. Прочитаем.

Вывод:

– Вот видите, как важно обращать внимание на знак препинания в конце предложения, чтобы наша речь была правильной, выразительной.

Если вам понравилось, как вы читали, улыбнитесь друг другу.

3. Игра «Заяц и волк»

(на магнитах картонные заяц и волк)

На доске вразброс напечатаны прямые открытые слоги с твёрдыми и мягкими согласными.

Правила игры: волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твёрдыми согласными. Надо провести зайца через поляну так, чтобы он не попался в лапы волку. К доске вызываются два ученика. Начинает тот, кто ведёт зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, читает его. Второй устанавливает игрушку волка возле слога с твёрдым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ученик сделает ошибку.

Ки не да ну мо ра ры ся сы и тд.

– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

4. Игра “Составь слово» (на доске).

– Составьте слова – названия птиц.

во ло ка тел
вей ро бей ут
дя со на гу

(Воробей, ворона, соловей, утка, дятел, сорока)

Подводится итог работы детей.

III. Изучение нового материала.

1.Отгадывание загадки.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новой буквой.

2. Сообщение темы урока.

– Прочитайте слова

ЛОСЬ СОЛЬ КОНЬ ТЕНЬ

– Чем они похожи? (Что у них общего?)

– Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся? (С мягким знаком)

– Правильно.

Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква – мягкий знак.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая называется мягкий знак.

3. Работа по “Азбуке” (стр. 134-135)

а) Доскажи словечко.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый… (гусь, а много гуси)

б) Анализ схемы к слову “гуси”

–Давайте подставим буквы под схемы. Из скольких слогов состоит это слово?

(Из двух: первый слог-слияние гу, второй слог-слияние си)

– Дайте характеристику звукам

Дети: Звук
[г] – согласный, звонкий, твердый.
[у] – гласный, ударный
[с’] – согласный, глухой, мягкий
[и] – гласный, безударный.

– Как обозначается мягкость согласного [с’]?

(При помощи гласной “и” второго ряда)

в) Анализ схемы к слову “гусь”

– Сколько слогов в слове “гусь”?

– Из скольких звуков состоит данное слово?

(Из трех: из слияния и примыкающему к нему мягкого согласного)

– При произнесите слова “гусь.” Какой звук мы слышим на конце?

– Как составить слово “гусь”, чтобы было ясно, что последний звук нужно поизносить мягко?

(Нужно убрать букву “и” из набранного у доски слова “гуси” и вместо нее поставить Ь)

– Из скольких букв состоит слово “гусь”?

– А сколько звуков мы слышим при произнесении этого слова?

– Почему?

(Буква мягкий знак не имеет звука, ее можно написать, но нельзя прочитать.)

– Правильно, ребята! Мягкий знак звука не обозначает, а нужен для того, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука.

– Определите место ь в алфавите.

– Назовите соседей мягкого знака.

– Изобразите букву Ь с помощью пальчиков.

– На что похожа буква Ь?

1 ученик:

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.

Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

2 ученик:

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе
В мель опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.

(Рисунок “Мягкий знак”)

IV. Физпауза.

Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву ь. Откройте глаза.

– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем.

V. Продолжение темы урока.

1. Игра «Живые слова»

К доске вызываются 6 учеников. Им вручаются карточки со словами пословицы:

Мало уметь читать, надо уметь думать.

Дети становятся в шеренгу, показывая классу свои карточки. Класс читает слова молча. Вызванный ученик расставляет детей таким образом, чтобы получилась пословица. Класс хором читает и обсуждает её.

Как понимаете пословицу?

– Мы продолжим читать слова с ь знаком и думать.

2. Чтение слов с ь

– Читаем слова парами.

Олень – олени снегирь – снегири
Рысь – рыси окунь – окуни
Гусь – гуси
карась – караси
Медведь – медведи линь – лини

– Найдите лишнюю пару в столбиках.

– Почему она лишняя?

– Как назвать одним словом остальные слова?

– Найдите слово к схеме. (Схема на доске к слову лини)

– Составьте предложение с любым из этих слов.

3) Отгадывание загадки с опорой на рисунок в “Азбуке” (с. 134)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

4). Работа по “Азбуке” (с. 135)

1) Работа над связной речью. Чтение за «диктором» и разбор текста.

– О каком животном идет речь в тексте?

– Где живет лось?

– Чем он питается?

– Что любит лось?

2) Повторное чтение текста “цепочкой” по одному предложению, выделение слов с Ь.

– Как можно озаглавить текст?

VI. Физминутка.

Гроза.
По небу заходили большие серые тучи. (Дети показывают)
Сверкнула молния! (Руками впереди резко махнуть)
Загремел гром! (Дети хлопнули в ладоши)
И пошёл дождь. (Стучат пальчиками)
Дождь усиливается, усиливается.
Дождь стал реже, реже, совсем перестал.
Выглянуло солнышко, и стало тихо – тихо. (Руки вперёд, в стороны, сложили перед собой.).
Тихо сели.

Солнышко показало нам лучиком дорогу на страницу 135 в «Азбуке»

VII. Закрепление.

1) Чтение по выбору

С. 139 – Рассмотрите картинку.

– Как вы думаете, о ком будем читать?

– Из какого произведения строчки?

–Мы будем читать отрывок из стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»

С.Михалков написал для детей много прекрасных стихотворений. (Выставка книг, портрет писателя)

2) Чтение учителем отрывка по книге.

Задание: прочитать текст, приготовиться к выразительному чтению.

Задание хорошо читающим детям: прочитать больше по книге С.В.Михалкова.

3) Проверка: чтения хорошо читающих детей.

VIII. Итог урока.

– Где поселился ь знак на ленте букв?

– Почему?

– Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква?

(Потому что Ь звука не обозначает.)

– Для чего нужен Ь?

(Ь нужен для обозначения мягкости предыдущих согласных.)

– На листочках зачеркните мягкий знак и прочитайте слово.

Ь М Ь О Ь Л Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!

– Какое слово получилось? (Молодец!)

Благодарю вас за урок, ребята.

11.04.2009

urok.1sept.ru

Мягкий знак Ь

Мягкий знак – это особая буква в русском алфавите. Она не обозначает звука.

 

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

(Мягкий знак)

 

Это угол и уголь.

 

В слове угол последний звук Л звучит твердо.

 

В слове уголь звук Л’ звучит мягко.

 

На письме, чтобы показать мягкость согласного звука, пишут мягкий знак, который указывает на то, что согласный мягкий.

 

Запомните: Ь – показатель мягкости согласного звука, после которого он стоит.

 

Назовём предметы, определив место Ь знака в словах.

 

Пальто, тюльпан, коньки – в середине слова.

 

Соль, тетрадь, пень – на конце слова.

 

Итак, мы узнали, что мягкий знак – это показатель мягкости согласного звука, встречается в середине слова и на конце.

 

Мягкий знак не обозначает звука. При фонетическом разборе мы должны это помнить.

 

Как известно, слова переносятся по слогам.

 

Запомните: при переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.

 

— Пальчик в слове 2 гласные А, И.

 

2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.

 

Делим так: паль-чик.

 

— Машенька в слове 3 гласные А, Е, А.

 

3 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.

 

Делим так: Ма-шень-ка.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Буква «ь» как знак мягкости согласного

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л, напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый.

Примечание 1. Между двумя л мягкий знак не пишется, напр.: гулливый.

Примечание 2. В большинстве прилагательных с суффиксом −ск  согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л  пишется ь, напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л, и поэтому ь не пишется, напр.: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом −ск  согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь  в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом −ск  мягкие, в них после н  и р  пишется ь : день деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом −ц  от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а), напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

orfogrammka.ru

Мягкий знак — правила написания

Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.

Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:

  • Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.

Однако есть фонемы, которые всегда:

а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;

б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.

Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.

На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:

а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;

б) Написание следом за ними мягкого знака.

Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.

Существуют три основные позиции:

  • На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
  • В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
  • После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.

Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.

Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:

  • Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.

Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:

  • Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.

Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.

gramatik.ru

Являются ли «Ь» и «Ъ» (мягкий и твёрдый знаки) согласными буквами? Хоть номинально их можно назвать согласными?

Ь и Ъ — это так называемые диакритические ЗНАКИ. К которым относится, например, знак ударения. Можно ли знак ударения назвать гласным или согласным? Нет, нельзя. Ударение — ЗНАК ударного слога.<br>То же и с Ъ и Ь — это ЗНАКИ, но никак не самостоятельные звуки — ни гласные, ни согласные. (попробуйте их произнести). <br><br>Ъ — твёрдый знак — это ЗНАК разделения. Он подсказывает, что после согласного йотированная гласная буква(ё,ю,я, е) обозначает не мягкость согласного, а два звука(йо, йу, йа, йэ).<br><br>Пример:<br>СЪЁМКА — ъ подсказывает, что «с» и «ё» нужно разделить между собой и произнести сЙОмка, а то получится сЁмка(имя). <br><br>Ь — мягкий знак — это знак:<br>1. Разделения. Разделяет согласные и гласные я, ю, е, ё, и . Пример: вьюга, бульон.<br>2. Обозначения мягкости согласных. Пример: банка — банЬка.<br>3. Грамматической формы: пишется по традиции, но не несет никакой фонетической нагрузки. Т.е. вообще звук не обозначает. Пример: ключ – ночь, учится – учиться.<br><br>Итак:<br><br>Ъ и Ь — нельзя произнести вне слова, это не самостоятельные звуки. Это принятые условные письменные ЗНАКИ, кторые служат разнообразынм целям. (каким — см. выше).<br><br>Вывод: Ъ и Ь не являются НИ согласными, НИ гласными.<br><br>Смирись)

Являются. Ъ до реформы считался гласным звуком.

Это буквы, которые никаких звуков не обозначают. Значит, они не гласные и не согласные.

Нет. у согласных ( как и у гласных) есть звук: шипящий, свистящий, есть звуки сонорные.. А эти буквы издают что-нибудь??

не гласных и не согласных они просто знаки

чувак ты с ума сошол это гласные

дебилы какие же это гласные. мягкий знак это просто знак. а не гласная

touch.otvet.mail.ru

Мягкий знак это согласная или гласная буква

Светлана Кондратьева 3 февраля 2015, 22:11

Узорова, Нефедова: Букварь. Учимся читать с 2-3 лет.

Уникальная авторская методика для обучения чтению с 2 лет. Из отзыва: К каждой букве даны «мини-слова» и «даже мини-предложения», все проиллюстрированы картинками. Сами буквы расположены не по алфавиту: сначала изучаются 5 гласных, потом согласные и ближе к концу оставшиеся гласные. Мягкого и твердого знака нет, объяснение этого факта дано в предисловии для родителей. На практике эффективность такой методики пока не опробовали с детьми, но эта книга нравится мне гораздо больше традиционных букварей, которых сейчас великое множество. Отдельно стоит отметить качество… Читать далее →

www.babyblog.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о