Мягкий согласный звук [й»] и буква й
Тема: Мягкий согласный звук [й´] и буква й.
Цель: Познакомить учащихся со звуком [й´] и буквой й.
Задачи:
- учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов.
- раскрыть технологию следующих приёмов:
- перекодирование звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
- чтение слов по слогам и орфоэпически;
- чтение предложений как относительно законченных по смыслу структурных единиц.
- воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
I. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
— Сегодня урок у нас необычный, так как у нас присутствуют части, поэтому повернитесь и поприветствуйте их.
— Садитесь.
— А ещё пришли к нам в гости Маша и Миша.
— А раз они пришли к нам на урок, то вместе с нами, чем будут заниматься? (знакомиться с новым звуком и буквой)
II. Повторение.
— С каким звуком знакомились на прошлом занятии? [р] [р´]
— Какой буквой обозначаем? («эр»)
— Что обозначает буква «эр»? (два согласных звука: твёрдый звонкий [p] и мягкий звонкий [р´] )
— Сколько форм даётся для обозначения звука [р]? (обозначается 2-мя печатными формами заглавной, малой, справа обозначение звука мягкого и твёрдого, и двумя письменными)
1. Читаем по слогам, плавно (с. 34)
— Как это слово употребляется в тексте? (мрáмор и т.д.)
2. Чтение предложений.
— Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов. )
(Предложение выражает законченную мысль.)
(В предложение есть слова-помощники, которые служат для связи слов в предложение.)
(Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы и заканчивается на письме (.))
У Арины мыло.
— Сколько слов в предложение? (3)
— Почему слово Арина написано с большой буквы? (имя собственное)
— Как его употребляем в речи?
Арина умыла Длину.
— Читаем орфоэпически.
— Сколько слов в предложение? (3)
— Почему слова написаны с большой буквы? (имена собственные, начало предложения)
Роман намылил (значение слова — руки
— Итак, мы продолжаем знакомство со звуками и буквами.
3. Индивидуальное сообщение.
Сказка «О буквах»
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что решил он познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью — видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву.
Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук — слышать, пропеть, произносить, сказать.
III. Звуковой анализ слов
1. — Обратите внимание в левый угол азбуки, какой же звук мы будем изучать?
— А какой именно мы узнаем, если расшифруем эти схемки? (Приложение 1)
— Что нарисовано на первой картинке? (улей)
— Что такое улей? (домик для пчёл)
— Прочитаем звуковую формулу слова.
— произносим.
— Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке? (ий)
— Что нарисовано на второй картинке? (пчела не одна)
— А как называется пчелиная семья? (рой)
— Прочитаем звуковую формулу слова.
— Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке?
Проговорить й — й
— Сравните оба слова:
улей —
рой —
— Где слышите звук [й´]? (в конце слова)
— Что вы можете сказать о звуке [й´]?
— А какой буквой обозначаем? («ий»)
Значит, он согласный, звонкий, всегда мягкий.
Звук [й´] — обозначается двумя печатными формами заглавной малой (справа обозначение звука) и двумя письменными.
Обратите внимание, что он только мягкий.
2. Конструирование буквы
Й — 1,2(3,4),5(6,7,8),20
Й — 5,6(7,8),9(10,11,12),20
VI. Физминутка
Музыкальное сопровождение.
— Скажите для чего нужно ухаживать за растениями? (Чтобы они росли, украшали наши помещение, поглощали пыль)
— Чем поливают цветы на картинке?
— Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].
[л´] [э´] [й´] □ [а]
— Где стоит этот звук? (в середине слова)
— Дадим характеристику звукам.
Приготовьте квадратики.
[л´] — согласный, звонкий, мягкий
— Обозначаем буквой «ЭЛЬ».
[э´] — это гласный, ударный звук.
— Обозначаем буквой «Э».
[й´] — это согл., звонкий, всегда мягкий
— Обозначаем буквой «Й».
[ ] — не изучали
[а] — гласный, безударный
— Обозначаем буквой «а».
— Сколько звуков отметили в схеме? (5)
— Сколько понадобится букв для написания? (5)
— Делим на слоги:
— Как посчитали слоги?
— А что делает девочка?
— Давайте дадим ей имя.
— Произнесём звуковую форму слова.
[м] [о] [й´]
— Дадим характеристику каждому звуку.
[м] — согл., звонкий, твёрдый
— Обозначаем буквой «ЭМ».
[о] — гласный, под ударением
— Обозначаем буквой «О».
[й´] — согл., мягкий, звонкий
— Обозначаем буквой «ИЙ».
— Сколько звуков отметили? (3)
— Сколько понадобится букв для написания?
— Сколько в слове слогов? (1)
— Как определили? (по гласным)
— А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)
— Произнесём звуковую форму слова.
[м] [о] [й´] □ [а]
— Дадим характеристику звукам.
[м] — согл., твёрдый, звонкий.
— Обозначаем буквой « ЭМ».
[ó] — ударный, гласный
— Обозначается буквой «О»,
[й´] — согл., мягкий, звонкий.
— Обозначаем буквой «ИЙ».
[ ] — не изучали.
[а] — гласный, безударный.
— Обозначаем буквой «А».
Делим на слоги:
— Как определить сколько слогов в слове?
VI. Подведение итога урока.
— С каким звуком познакомились на уроке? ([Й´])
— Дайте ему характеристику.
— Какой буквой обозначаем на письме? (ИЙ)
— Покажи в алфавите.
— Что запомнилось на уроке?
— Что показалось особенно трудным?
Урон окончен. Спасибо.
Иллюстрации к уроку в приложении.
Мягкие и твердые согласные
В I классе большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, в русском языке большинство твердых согласных звуков имеет соотносительные с ними мягкике согласные звуки, т. е. образуют по мягкости и твердости: о — о , в—в , г—г , д—д’, з—з’, к—к’, л—л’, м—м’, н—н’, п—/г’, р—р’, с—с’, т—т’ ф-ф х-х’.
Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами.
Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:
Гласные после твердых согласных: | Гласные после мягких согласных: |
а, о, у, в, ы | я, ё, ю, е, и |
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например, в слове Нина в первом слоге звук н — мягкий, во втором слоге звук н — твердый. Учащиеся должны знать, что н т н’ — разные звуки.
Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).
2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.
3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вез, выл — вил, рад — ряд и т. д.
Как показывает практика, целесообразно проводить упражнения одновременно над словами с буквами е, ё, я, ю, к. (а не в отдельности над словами с буквой я, затем с буквой ю и т. д.), поскольку все слова пишутся на основе одного и того же принципа. Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами.
На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного вила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по смыслу и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ъ показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь.
Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь.
Большую трудность представляет для первоклассников усвоение правила об употреблении ь в середине слова. Известно, что в середине слова мягкость согласного звука, который стоит перед согласным, обозначается ь или совсем не обозначается (коньки, песня). Как отмечается в программе, в I классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька. Поскольку мягкость согласного звука, который стоит перед мягким, не всегда обозначается на письме ь, подобные случаи в начальных классах не рассматриваются. Первоклассники учатся писать с ь в середине слова типа деньки, зверьки, маленький, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). В начальных классах не объясняется, почему в словах песня, червяк, жизнь, есть, болезнь, скатерть, разве и т. п. не пишется в середине ь, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают.
Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.
В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.
Межславянский — Фонология
Interslavic – Фонология ФонологияСодержимое:
Список фонем
(гласные, согласные) •
Твердые и мягкие согласные •
Фонотактика
Морфофонематические чередования •
Палатализация •
Йотация •
О > Е •
Y > I/E •
Ě > я •
Мимолетное o/e
[ вверх ]
Инвентарь фонем
(Звукосбор)Межславянский не является ни национальным языком, ни подражанием ему. Вместо этого он основан на двенадцати национальных языках, каждый из которых имеет свою собственную фонологию и соответствующую орфографию, адаптированную к его конкретным характеристикам. В целом можно сказать, что чем дальше на юг, тем меньше становится фонемный (звуковой) инвентарь. И разговорный, и письменный межславянский должны быть как можно ближе к их середине.
Большое количество фонем затрудняет интуитивное написание и произношение межславянского для тех, кто привык к меньшему количеству фонем. С другой стороны, низкое число затрудняет связь определенного символа или звука с фонемой на родном языке и, следовательно, отрицательно влияет на разборчивость. Например, идеальным произношением слова «пять» было бы что-то вроде [pjætʲ]. Если мы запишем это как pęt́ , русский без труда узнает свой собственный pjať , серб со своим питомцем и поляк со своим pięć ; но для серба нет способа узнать, когда его собственные e и t станут ę и t́ , не заглянув в словарь. С другой стороны, в упрощенной схеме pet также может быть неправильно понято как русское peť «петь» или польское pet «окурок». Короче говоря: чем проще мы делаем это для говорящего/пишущего, тем сложнее становится для слушателя/читающего, и наоборот.
Чтобы решить эту дилемму, Interslavic имеет базовый набор фонем, которые присутствуют во всех или подавляющем большинстве славянских языков, более или менее с одинаковыми фонетическими значениями. Кроме того, в межславянском языке также есть набор необязательных фонем, которые напрямую связаны со старославянским языком и относятся к конкретным фонетическим различиям между языками. Используя вышеупомянутое слово pęt́ в качестве примера, русское [pjætʲ] и южнославянское [pɛt] — это просто два способа произношения одного и того же слова: буквы 9.0031 ę и t́ указывают на то, что их произношение различается в зависимости от языка. Эти дополнительные фонемы могут быть записаны с помощью дополнительного набора необязательных букв, входящих в межславянский этимологический алфавит (ранее известный как «Научный Меджусловянский»).
В следующих таблицах представлен обзор фонем межславянского языка с учетом их наиболее среднего произношения. Основные фонемы показаны черным цветом, дополнительные варианты — серым.
Гласные
Основной межславянский язык имеет 7 гласных фонем, пять из которых ( a e i o u ) имеют довольно однородное произношение, тогда как оставшиеся две ( ě y ) имеют произношение, которое может различаться у разных носителей.
Кроме того, есть 5 необязательных гласных ( å ė ę ȯ ų ), произношение которых может варьироваться. Диакритические знаки обычно не пишутся. Однако в ароматизированных версиях Interslavic å можно писать и произносить как o , å 9.0032 как и , ȯ как и и и как и .
Передний | Ближний передний | Центральный | Задняя часть | Спина | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Закрыть |
| |||||
Near-close | ||||||
Close-mid | ||||||
Mid | ||||||
Open-mid | ||||||
Near-open | ||||||
Open |
Interslavic также имеет слоговые r и ŕ (последний относится к необязательному набору). Это тот случай, когда ему предшествует согласная, а , а не , за которой следует гласная. Произносится со шва перед ним: trg [tərg], mŕtvy [mjərtvɪ], cukr [ʦukər].
согласных
Есть 23 основных согласных (в том числе 3 аффрикаты и 2 палатализованных альвеолярных) с более или менее фиксированным произношением, а также 7 факультативных согласных с переменным произношением:
лабиальный/ лабиодентальный | дентальный/альвеолярный | постальвеолярный/ небный | небный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
жесткий | мягкий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Voiceles Stops | P [P] | T [T] | T́ [Tʲ] [C] | 3 | [Tʲ] [C] | 3 | [Tʲ]. б [б] | г [d] | d́ [dʲ] ~ [ɟ] | g [g] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Voiceless fricatives | f [f] | s [s] | ś [Sʲ] ~ [ɕ] | ш [ʃ] ~ [ʂ] | H [x] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VOICED FRICATIONS | V [V] | 88888888 гг. ]ź [zʲ] ~ [ʑ] | ž [ʒ] ~ [ʐ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Voiceless affricates | c [t͡s] | ć [t͡ɕ] | č [t͡ʃ] ~ [t͡ʂ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Voiced affricates | đ [D͡ʑ] | Dž [D͡ʒ] ~ [D͡ʐ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЛЛИ | R [R] | ŕ [Rʲ Rʲ] ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ | .0098 носовые носы | M [M] | N L] | LJ [L] ~ [ʎ] | приблизительны | J [J] | 9 | J [J] | 9 | 5 J [J] 9 | 5 J [J] 9 | J [J] | 9 | . | [верх] Твердые и мягкие согласные(Тврде и мекке сугласки)Как и все славянские языки, межславянский различает твердых и мягких согласных:
Смягчение — это процесс добавления [ʲ] к согласному, что приводит к более небному произношению. Количество мягких эквивалентов твердых согласных в инвентаре фонем сильно варьируется от одного языка к другому. В межславянке только lj и nj являются обязательными, в этимологическом алфавите также есть t́ d́ ś ź ŕ (обычно пишется t d s z r ): острый ударение заменяет кириллицу ь , которая в настоящее время используется как смягчитель, но раньше была гласной в старину: ультракороткий х . Как видно из таблицы выше, произношение мягких согласных различается. Носители восточнославянских языков, скорее всего, произносят их как смягченные зубные или альвеолярные согласные, носители западнославянских языков — скорее как небные согласные. Оба произношения одинаково правильны, хотя первое, вероятно, легче понять южным славянам. К мягким согласным относятся также постальвеолярные š , ž , č и dž , а также аффрикаты ć и đ . Последние два обычно пишутся и произносятся также č и dž ; разница носит этимологический характер: ć и đ являются йотированными аналогами t и d (см. ниже). До и , и , х , х и х твердый согласный может быть смягчен или палатализирован. Вот почему такое слово, как buditi , произносится как [buditi], [budʲitʲi] или [buɟici]. [ вверх ] Фонотактика(Фонотактика)Межславянская орфография основана на этимологии, а не на произношении, поэтому могут возникать группы согласных, которые могут показаться непроизносимыми для носителей английского языка, например, vozvršenje . Единственные ограничения связаны с сочетанием определенных гласных с определенными согласными. Важно знать следующее:
[вверх] Морфофонемные чередования(Morfofonemične alternacije)Изгиб поддерживается как можно более регулярным. Однако такие чередования, как палатализация и йотизация согласных, — вездесущее явление в славянском языке. Они играют решающую роль как в интонации, так и в процессе построения мира, и поэтому их нельзя избежать даже в самой упрощенной форме межславянского — по крайней мере, если мы хотим избежать форм, которые кажутся сильно искусственными и неестественными. ПалатализацияПалатализация означает, что при определенных условиях небные согласные k g h (а также зубная аффриката c ) заменяются на постальвеолярные согласные č ž š . Это происходит в следующих случаях:
|