Моторная алалия что это: Моторная алалия – симптомы у детей, лечение

Содержание

Моторная алалия у детей — признаки и лечение

Статья:

Моторная алалия — нарушение, при котором страдает процесс высказывания с помощью языка, то есть экспрессивная речь. Интеллект, а также физический слух сохранены, органической патологии периферических речевых органов, отклонений в понимании речи нет. Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.

Формы моторной алалии у детей

В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.

Афферентная (кинестетическая)

Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.

Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.

Эфферентная (кинетическая)

Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.

Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.

Причины моторной алалии у ребенка

Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.

В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:

  1. Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
  2. Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
  3. Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).

Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз

Признаки моторной алалии у детей

Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.

В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.

У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.

У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.

Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.

При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.

Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.

Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.

Диагностика моторной алалии у детей

Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.

Диагностика включает:

  1. Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
  2. Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
  3. Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.

Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.

Лечение моторной алалии у детей

Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.

Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.

Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.

Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.

Коррекционные работы

Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:

  1. Стимуляция речевой активности. На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог. Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
  2. Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
  3. Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
  4. Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений. Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.

Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.

Возможные осложнения и последствия

Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.

Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.

Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

| Моторная алалия: симптомы, причины, лечение

Клинические симптомы моторной алалии

Клиника моторной алалии разнообразна и проявляется не только нарушением речевой функции. У некоторых детей отмечается психоневрологическая симптоматика. В каждом случае характер патологии зависит от степени поражения мозга, интеллектуальных способностей ребенка и других факторов. Все вышеперечисленное необходимо учитывать при выборе тактики лечения моторной алалии у детей.

При экспрессивной алалии нарушается звукопроизношение, слоговая структура слов, выстраивание предложений. Воспроизведение и повторение слов или полностью отсутствует, или затруднено. Запас слов ограничен, ребенок применяет лишь обиходные термины.

Специфической чертой моторной алалии является преимущественное использование в лексиконе имен существительных в именительном падеже. Ребенок произносит простые фразы с грамматическими ошибками, плохо запоминает новые слова.

Выраженное нарушение характеризуется отсутствием речи, сохранением лепета и звукоподражания. В таком случае невербальное общение ребенка сопровождается яркой мимикой и жестами.

Не стоит забывать о неречевой симптоматике. У пациентов имеются двигательные нарушения: плохо развита пальцевая моторика, нарушена координация движений, из-за чего отмечаются частые падения. Ребенок не может без помощи взрослых одеваться, в особенности, застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь.

У детей с алалией страдает память, концентрация внимания, эмоционально-волевая сфера. Наблюдается гиперактивность или, наоборот, заторможенность, ограничение подвижности. Детям свойственны быстрая утомляемость и снижение работоспособности в связи с незрелостью нейронов головного мозга.

Первичные интеллектуальные способности не нарушены. Если не заниматься лечением моторной алалии у детей, нарушение речи приводит к вторичному снижению интеллекта. Поэтому так важно проводить своевременную коррекционную работу при моторной алалии.

Статья по логопедии: Моторная алалия

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Интоксикация плода.

Врождённая отягощённость.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС. Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Речевые:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше, чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет — трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровне (знают в основном названия предметов).

Недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности является причиной появления заикания при моторной алалии. Заикание может возникнуть при переходе к более сложным формам речевого общения — к связной речи. Заикание моторных алаликов бывает различным по характеру и силе и обнаруживается на разных этапах развития. В одних случаях заикание исчезает даже без специального логопедического воздействия, в других — оно становится стойким и иногда достигает такой силы, что делает ребенка практически немым.

Неречевые:

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесие.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· Выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

Психопатологические симптомы:

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функции (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близлежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

Коррекция:

Логопедическая работа при моторной алалии должна быть направлена на коррекцию психического развития ребенка, формирование всех ее сторон — фонетико-фонематической, лексической и грамматической, развитие связной речи и обучение детей грамоте.

Коррекционную работу с алаликами надо начинать в дошкольном возрасте. Чем больше существует алалия, тем сильнее нарушено развитие ребёнка. Поэтому, чем раньше начата работа, тем скорее удаётся обучить ребёнка речи. Объясняется это прежде всего тем, что, чем моложе ребёнок, тем меньше замечает он свой дефект. Кругозор маленького ребёнка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, элементарнее по строению и беднее по словарю. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Вообще, дошкольный возраст, является особенно благоприятным периодом для развития речи.

Организация и методы работы с дошкольниками-алаликами различны. Проводить работу следует коллективно, небольшими группами, занимаясь с каждой группой приблизительно около часа ежедневно. Не говорящий ребёнок должен дольше находиться в коллективе, а работа по развитию речи может осуществляться в процессе обычных занятий для дошкольников. И только для старших детей и детей, страдающих тяжелыми формами алалии, организуются коллективные и индивидуальные логопедические занятия.

Работа по развитию речи включает три основных этапа:

Развитие понимания речи.

Развитие самостоятельной речи.

Отработка элементов звучащей речи.

У моторного алалика отмечают хорошее состояние сенсорной речи. Но в его понимании обращённой речи всегда имеются незначительные дефекты, которые сказываются в недостаточно богатом запасе слов, в неточном понимании оборотов речи, в неумении улавливать содержание сложных и трудных текстов.

Не говорящий ребенок не имеет возможности спросить о значении слов, уточнить его в процессе говорения. Дети-алалики не привыкли слушать, так как в семье с ними обычно мало разговаривают. Этим объясняется неумение понимать длинные тексты. Такие особенности в понимании речи детьми-алаликами следует учитывать в педагогическом процессе.

Раздел по развитию самостоятельной речи является центральным звеном всей работы. Его задача в обогащении словаря, развитии навыков связной речи и правильной в грамматическом отношении речи.

Раздел работы над элементами речи включает три вида работы:

· Постановка дыхания, необходимая ввиду предрасположения алаликов к развитию заикания и ввиду того, что расстройство дыхательной функции затрудняет процесс воспитания речи.

· Работа по постановке отсутствующих звуков и коррекции произношения.

· Упражнения в подражании элементам речи, так как улучшение в подражании создает базу для улучшения речи.

Работа по развитию речи должна пронизывать весь педагогический процесс. В играх, в быту, на занятиях нужно пользоваться каждым благоприятным моментом для обогащения словаря ребенка и для стимуляции его речи.

Н.Н. Трауготт отмечает, что первое, чему должен научить не говорящего ребенка педагог, это слушать и понимать рассказы и сказки, соответствующие его развитию и интересам. Дать ему самую элементарную бытовую речь, улучшить произношение имеющихся звуков и поставить недостающие.

Работа должна идти параллельно по всем трем разделам. Надо добиваться того, чтобы ребенок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания. Если эта цель будет достигнута, то естьбольшая вероятность того, что алалик начнет учиться речи не только у педагогов, но и у окружающих, как это делает нормальный ребенок.

Начиная работу с моторным алаликом, педагог должен выяснить, чем он интересуется, к чему привязанн, чего боится. Необходимо понаблюдать, пытается ли ребенок говорить и при каких условиях, что тормозит и что стимулирует его «высказывания».

На каждом этапе применяются различные приемы. Это может быть исполнение детьми детализированных поручений педагога («покажи девочку, у которой развязался шарф», «покажи мальчика, идущего с ведром» и так далее), чтение и рассказывание сказок и рассказов, сопровождаемое зарисовками или соответствующими иллюстрациями. Такие приемы используются в работе над развитием понимания речи. Для стимуляции речевой деятельности и отработки элементов звучащей речи применяются игры, включающие отдельные слова и восклицания («Лови», «дай», «Гуси-лебеди» и так далее). «Использование игр полезно потому, что этим достигается сочетание речи с приятной эмоцией. Речевой импульс рождается в игре наиболее естественным путем.

Также моторным алаликам показан общий и логопедический массаж. У всех детей с ТНР нарушена общая моторика, скелетные мышцы слабые, отмечается астеничность (утомляемость, слабость) и для тренировки мускулатуры и общего укрепления организма таким деткам показана лечебная физкультура.

Прогноз по преодолению моторной алалии благоприятный, но он зависит от того, как проводятся занятия, каковы условия воспитания, причем, чем раньше начата работа, тем скорее можно ждать хорошего результата. Развитие речи у ребенка иногда происходит скачком, буквально за несколько недель ребенок начинает овладевать связной речью, но эта речь еще не лишена недостатков. Зато ребенок уже говорит! Это создает новую атмосферу в семье, меняет отношение ребенка со сверстниками.

Статистика

Убедительных статистических данных о распространении алалии в настоящее время нет. Это объясняется тем, что разные авторы вкладывают в понятие экспрессивной алалии разное содержание и широко определяют ее границы. Но все же считается, что алалия наблюдается у 0,1% населения, причем у лиц мужского пола она встречается чаще. Кроме этого распространенность этого дефекта зависит и от возраста. Так у дошкольников страдающие алалией составляют 1,0%. Среди младшего школьного возраста — 0,6%, а в среднем и старшем школьном возрасте — 0,2%.

Алалия – симптомы, лечение, классификация, сенсорная алалия у детей

Содержание статьи:

Алалия (от др. греч. ἀ – отрицательная частица и λαλιά – речь) — отсутствие либо тяжелое системное недоразвитие речи у детей, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров в период внутриутробного развития или в первые три года жизни. В отличие от афазии, предполагающей утрату ранее сформированных речевых навыков, при алалии речи нет изначально либо речевая функция резко ограничена. В логопедической практике данной патологии соответствует диагноз «общее недоразвитие речи».

Алалия характеризуется отсутствием речи у ребенка без каких-либо физических и умственных отклонений Алалия характеризуется отсутствием речи у ребенка без каких-либо физических и умственных отклонений

Ежегодно алалия диагностируется у 1% дошкольников, причем у мальчиков она встречается примерно в два раза чаще, чем у девочек. Благодаря квалифицированной логопедической помощи распространенность алалии у детей среди младших школьников снижается до 0,2–0,6%.

Причины

В свете современных представлений алалия рассматривается как следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, тормозящего развитие молодых нервных клеток на стадии нейробластов. В силу недостаточной функциональной зрелости нейроны в патологически измененных участках мозга отличаются низкой возбудимостью и быстрой истощаемостью, что приводит к инертности нервных процессов. Двусторонний множественный характер поражений коры больших полушарий при алалии ограничивает компенсаторные возможности развития речи.

Повреждение речевых центров головного мозга провоцируется различными факторами. В антенатальный период основную значимость приобретают внутриутробные инфекции, гипоксия плода, гестозы, травмы и хронические заболевания беременной женщины.

Алалия возникает вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга Алалия возникает вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга

Осложненное течение беременности с угрозой выкидыша и патологические роды увеличивают риск недоразвития речевых центров и головного мозга в целом. В частности, выявлена положительная корреляция между внутричерепными родовыми травмами и асфиксией новорожденных, преждевременными, скоротечными и затяжными родами, особенно в тех случаях, когда применялись акушерские инструменты. Довольно часто алалия у детей сопровождается рядом других невропатий, указывающих на развитие минимальной мозговой дисфункции.

Кроме того, алалия может быть следствием черепно-мозговой травмы, менингита или энцефалита, а также других заболеваний, протекающих на фоне истощения ЦНС. Частые простудные заболевания, нарушения обмена веществ, операции под общим наркозом, неблагополучная социальная среда, недостаток речевых контактов со значимыми взрослыми и наследственная предрасположенность усугубляют течение алалии.

Формы

В отечественной логопедии принята классификация алалий по В. А. Ковшикову, согласно которой различают моторную и сенсорную формы нарушения речи. В классификации ВОЗ моторной форме алалии соответствует экспрессивная форма, сенсорной – импрессивная.

Сенсорная форма алалии, возникающая на фоне поражения речеслухового анализатора – центра Вернике и его проводящих путей, лишает ребенка способности понимать речь, так как при этом нарушаются функции анализа и синтеза звуков и формирование связей между звуковым образом слова и его значением.

В отсутствие коррекционной работы сенсорная и сенсомоторная алалия может привести к вторичной интеллектуальной недостаточности.

Моторная форма алалии имеет более благоприятный прогноз для развития малыша, так как при этом повреждены речедвигательные структуры, вследствие чего у ребенка даже в отсутствие собственной речи присутствует понимание речи других. В зависимости от локализации патологических изменений выделяют два подвида моторной алалии – афферентную и эфферентную. В первом случае затронуты нижние теменные отделы левого полушария, в результате чего страдает воспроизведение звуков при сохранной способности к артикуляции. Детям трудно различать спорные звуки, из-за чего речь изобилирует заменами и смещениями фонем.

При эфферентной моторной алалии поврежден центр Брока, ответственный за артикуляцию, из-за чего ребенку сложно выполнять артикуляционные движения. Внешне это выражается искажением слоговой структуры слов вплоть до заикания. В силу тесной связи речедвигательного и речеслухового анализаторов часто развивается смешанная форма алалии, при которой одновременно наблюдается сенсорная и моторная симптоматика с преобладанием того или иного компонента.

Симптомы алалии

Первый признак алалии – сильное запаздывание речевых реакций ребенка по сравнению с возрастной нормой. Фразовая речь у детей-алаликов может появиться только к четырем годам, тогда как здоровые дети употребляют связные предложения с 2,5-3 лет. В запущенных случаях дети не говорят до 8-12 лет.

Начиная с 2-3 лет, становятся заметны более поздние симптомы алалии:

  • неправильное произношение звуков;
  • звуковые замены и смещения фонем;
  • нарушение слоговой структуры слов;
  • бедность словарного запаса;
  • нарушение грамматического строя фраз;
  • отсутствие смысловой связности предложений;
  • активное использование мимики и жестов;
  • расстройства внимания и эмоционально-волевой сферы;
  • гиперактивность или заторможенность.
Для алалии характерно неправильное произношение звуков, скудность словарного запаса Для алалии характерно неправильное произношение звуков, скудность словарного запаса

Помимо общих симптомов алалии, известны специфические проявления, ассоциированные с повреждением определенных структур мозга. В частности, сенсорная алалия характеризуется довольно высокой речевой активностью детей при выраженной скудости смыслового компонента. Немотивированные повторы чередуются с пропусками отдельных звуков и слогов; при этом ребенок может объединять части разных слов. Дети могут чисто произносить и повторять за взрослыми отдельные слова и звуки, но в их собственных высказываниях нет внутренней логики и смысла. Иногда нехватка фонематического слуха компенсируется навыками чтения по губам.

Некоторым ребятам удается усвоить контекстуальное значение некоторых фраз, но при изменении порядка слов, темпа речи или даже отдельных словоформ понимание высказывания исчезает. Сенсорные алалики не в состоянии критически осмыслить свое речевое поведение и в целом обладают низкой способностью к самоконтролю; многим из них свойственна импульсивность, неорганизованность и дефицит внимания.

Ежегодно алалия диагностируется у 1% дошкольников, причем у мальчиков она встречается примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Моторная алалия проявляется иначе: ввиду трудности освоения активного словаря и грамматических структур речевые реакции сильно упрощены. Дети стараются избегать сложных конструкций и тонких артикуляционных дифференцировок, испытывают затруднения с различением и образованием словоформ. В лексиконе преобладают имена существительные, употребляемые преимущественно в именительном падеже, а в самых тяжелых случаях ребенок ограничивается звукоподражаниями и лепетом.

На этапе развития фразовой речи моторные алалики отдают предпочтение простым предложениям. Сложные отношения с грамматикой ограничивают возможность последовательного изложения событий, понимания причинно-следственных связей и выделения приоритетов. Кроме того, моторная алалия у детей сопровождается неврологическими и психологическими проявлениями, к которым относятся:

  • двигательные расстройства;
  • неловкость и дискоординированность движений;
  • недостаточное развитие мелкой моторики;
  • расстройства слухоречевой памяти;
  • речевой негативизм;
  • повышенная утомляемость.
Читайте также:

7 неожиданных признаков высокого интеллекта

Адаптируем малыша к детскому саду

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Диагностика

Алалию следует дифференцировать с дизартрией, задержкой речевого развития, олигофренией и аутизмом. Необходима консультация нескольких специалистов: невролога, детского психолога и логопеда. В обязательном порядке проводится оценка объема слухоречевой памяти и комплексная диагностика речевых функций. В ходе обследования логопед обращает внимание на развитие фонетико-фонематических процессов и артикуляционной моторики, лексико-грамматический строй речи, соответствие уровня развития экспрессивной и импрессивной речи возрастной норме.

Диагностика алалии осуществляется логопедом, неврологом и детским психологом Диагностика алалии осуществляется логопедом, неврологом и детским психологом

Для определения характера и степени повреждения речевых центров назначаются инструментальные исследования ЦНС:

При сенсорной алалии в целях исключения тугоухости также потребуется осмотр отоларинголога с проведением отоскопии, аудиометрии и других функциональных исследований слухового аппарата.

Лечение алалии

Системный характер патологии предполагает комплексный подход к коррекции алалии, в который входят медицинские, психологические и педагогические мероприятия, ускоряющие созревание мозговых структур. Тренировка речевых навыков сопровождается медикаментозной терапией и физиотерапевтическими процедурами, такими как транскраниальная электростимуляция, магнитотерапия, электрофорез, лазеротерапия, водолечение и т. д.

Логопедическое лечение алалии предполагает работу не только с речью, но и с психическими функциями – памятью, представлением, концентрацией внимания. При моторной форме уделяется внимание правильной артикуляции звуков, расширению вокабуляра, развитию фразовой и связной речи, освоению грамматики и стимуляции речевой деятельности; хороший эффект дают логопедический массаж и логоритмика.

Для лечения алалии активно применяются физиотерапевтические методики Для лечения алалии активно применяются физиотерапевтические методики

При сенсорной алалии занятия с логопедом сосредоточиваются на различении речевых и неречевых звуков, выработке навыков распознавания слов и формировании связей между звуковым образом слова и конкретными предметами, явлениями и действиями. По мере развития фонематического слуха добавляются упражнения для обогащения словарного запаса, усвоения грамматики, улучшения понимания фраз и тренировки собственной речи.

Необходимую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают в специализированных детских дошкольных учреждениях и коррекционных центрах.

Во избежание непоправимых последствий для речевого и умственного развития ребенка рекомендуется начать лечение как можно раньше: лучший эффект от терапии достигается в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Профилактика

Для предупреждения алалии важно позаботиться о создании благоприятных условий для развития плода и предотвращения осложнений беременности и родов. Будущая мать должна находиться под постоянным диспансерным наблюдением и добросовестно выполнять все рекомендации врачей, по возможности избегая воздействия повреждающих факторов – травм, инфекций, стрессов, переутомления и т. д. В доречевой период приобретает значение тесный контакт ребенка с матерью и другими членами семьи: звуки человеческой речи способствуют раннему речевому развитию малыша.

Последствия

В отсутствие коррекционной работы сенсорная и сенсомоторная алалия может привести к вторичной интеллектуальной недостаточности. При моторной алалии умственная отсталость развивается редко, однако есть риск столкнуться с дисграфией и дислексией при обучении в школе. Во избежание непоправимых последствий для речевого и умственного развития ребенка рекомендуется начать лечение как можно раньше: лучший эффект от терапии достигается в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

Алалия у детей: симптомы

Новорожденные младенцы разговаривать не умеют, и лишь спустя какое-то время они начинают гулить, потом произносить слоги, каверкать слова. Словом, пока их речь станет более-менее похожей на нашу, пройдет немало времени. Но иногда зрослея, ребенок продолжает либо молчать совсем, либо разговаривать невнятно, что понять его не представляется возможным. Такое состояние называется алалией.

Что такое алалия

Алалия – это своего рода неврологическое заболевание, которое характеризуется патологическим недоразвитием речи у ребенка либо ее полным отсутствием. Болезнь вызывается поражением центров речи в коре головного мозга. Патология определяется системными речевыми нарушениями: изменен фонетико-фонематический, лексико-грамматический строй. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), даже обладая достаточным уровнем интеллекта и слуха, не могут говорить вообще либо обладают скудным словарным запасом.

Некоторые родители путают развитие алалии у ребенка с глухотой и немотой. Эти заболевания хоть и имеют некоторые схожие признаки, но все-таки отличаются друг от друга. Обратите внимание на своего грудного ребенка, позовите его с разной интонацией и проследите его реакцию на ваш голос. Понимает ли кроха вашу речь? Если малыш немного повзрослел, попросите его выполнить простые команды «Дай куклу», «Где мячик?» Такие игры позволят определить, понимает ли ребенок речь взрослого. Если вы обнаружили какие-либо нарушения, обращайтесь к врачу.

Диагностика алалии показывает, что среди заболевших малышей большее количество составляют дети дошкольного возраста (один процент), чуть меньше подвержены заболеванию школьники начальных классов. Из числа больных детей мальчики подвержены болезни в большей степени, чем девочки. Развитие алалии происходит в период внутриутробного развития ребенка, послеродовом периоде и на ранневозрастном (до трех лет) этапе.alaliya-u-detej-simptomy.jpg

Причины алалии у детей

Причинами заболевания являются:

  • механическое травмирование ребенка в утробе матери, при родах;
  • осложненное течение беременности, сопровождающееся сильным токсикозом, хроническими заболеваниями женщины;
  • патологически протекающая беременность с угрозой прерывания;
  • скоротечные, затяжные роды;
  • инфицирование плода, инфекционные болезни новорожденного, матери;
  • наследственный фактор.

К факторам возникновения алалии относят и вмешательство хирургических, акушерских инструментов во время родов. В раннем возрасте болезнь ребенка могут провоцировать заболевания, приводящие к истощению центральной нервной системы. Частые вирусные поражения (грипп, ОРВИ), болезни эндокринной системы, неблагоприятность условий в социуме увеличивают риск недоразвития речи.

Виды алалии

Алалия бывает сенсорной (нарушение восприятия), моторной (нарушение речи) и сенсомоторной (нарушение восприятия и речи).

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

Сенсорная алалия: причины

Патология височной области (центра Вернике) является причиной развития сенсорной алалии. Этой корковой зоной регулируется способность воспринимать слышимую речь, различать звуки, понимать сказанное, услышанное. Сенсорную алалию отличают:

  • нарушенное восприятие слышимой речи;
  • отсутствие ее смыслового восприятия.

Слух ребенка при этом обычно не нарушен. Зачастую наблюдается острая реакция больных детей на различные звуки (гиперакузия).

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Сенсорная алалия: симптомы

Сенсорная разновидность алалии характеризуется тяжелой формой речевых патологий. Больные дети, слыша речь, практически не воспринимают, не понимают ее. Самостоятельная осмысленная речь невозможна. Ребенок бессмысленно произносит звуки, их сочетания, жестикулирует.

Речь сенсорных алаликов отличается навязчивым повтором звуков и слогов (персеверация), звуковой заменой (парафазия). Дети неосознанно повторяют чужие слова (эхолалия). Также наблюдается объединение отдельных словесных отрезков в одно целое (контаминация).

alaliya-u-detej-simptomy.jpg

Сенсорные алалики отличаются повышенной речевой активностью. Но их речевое воспроизведение называют «словесным салатом» (логореей), так как в несвязной речи отсутствует смысл.

Дети с более легкой формой болезни отчасти, по определенному контексту (темпу, словоформам), могут воспринимать звучащую речь. Иногда на помощь приходит «чтение по губам». Для грубой формы заболевания характерно полное непонимание чужой речи. Больные не способны к удержанию внимания, отличаются неустойчивостью слухового восприятия, хаотичностью движений. Тяжелая форма недоразвития речи приводит к торможению процессов памяти, нарушениям психики. Нередко болезнь сопровождается интеллектуальным недоразвитием ребенка.alaliya-u-detej-simptomy.jpg

Моторная алалия: причины

Повреждение лобно-теменного центра Брока приводит к развитию моторной разновидности болезни. Он обеспечивает речедвигательную функцию, ответственную за формирование навыков озвучивания речи. Моторная алалия характеризуется тем, что ребенок может воспринимать чужую речь, понимает ее. Затруднения возникают при самостоятельном воспроизведении речи.

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.alaliya-u-detej-simptomy.jpg

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.alaliya-u-detej-simptomy.jpg

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью. Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы. Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.alaliya-u-detej-simptomy.jpg

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.alaliya-u-detej-simptomy.jpg

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.alaliya-u-detej-simptomy.jpg

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Вместо заключения

alaliya-u-detej-simptomy.jpgРебенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом. Родителям следует обратить внимание на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.

Алалия у детей: симптомы, прогнозы и лечение

Нарушения речи у детей носят различный характер и проявляются схожими клиническими симптомами. Алалия − это выраженное недоразвитие речевой функции у ребенка, связанное с органическими изменениями головного мозга. Повреждение структур ЦНС может происходить во внутриутробном периоде либо после рождения до 3 лет. При алалии у ребенка отмечается неграмотность речи, нарушения произношения звуков и их комбинаций, а также бедность лексикона. После логопедического и неврологического обследования подбираются мероприятия по коррекции речевой функции: занятия с логопедом, лекарственные препараты и пр.

СодержаниеСвернуть

О болезни

Недоразвитие речи у ребенка при нормальном слухе

Алалия у детей выявляется у 1% дошкольников и 0,5% школьников. Подобное понятие является медицинским диагнозом. В логопедии используется обозначение «общее недоразвитие речи». В медицине основная причина алалии − нарушение развития корковых центров головного мозга, обеспечивающих речевую функцию. Важной чертой патологии является дефект всех ее компонентов: фонетики, грамматики и словарного запаса. Родителям важно различать алалию и афазию. Последняя характеризуется тем, что дисфункция речи возникает уже после ее развития, в то время как при общем недоразвитии речи имеет место первичное нарушение импрессивного и экспрессивного речевого компонента.

Диагноз алалия выставляется в тех случаях, если изменения в коре больших полушарий произошли внутриутробно, в процессе родов или в детском возрасте до 3 лет. В этих случаях дефекты речи отмечаются у ребенка в процессе ее формирования и без коррекции имеют тенденцию к усилению.

Развитие патологии

Возникновение болезни у детей может происходить в различные возрастные периоды. В зависимости от этого, этиология, то есть причины расстройства речи различны. Если повреждение коры головного мозга происходит в процессе внутриутробного развития, то это может быть последствием воздействия на ЦНС следующих факторов:

TORCH-инфекции: краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, герпес-вирусы и ряд других возбудителей способны проникать через плаценту в организм плода, вызывая у него различные нарушения, в том числе связанные с неврологической и психической сферой:

  • длительная гипоксия плода;
  • токсикозы и эклампсия;
  • наличие у матери заболеваний внутренних органов, например, гипертонической болезни, сахарного диабета и др.

Повреждение нервной системы может быть связано с процессом родов. Подобный патогенез заболевания характерен для родовой травмы, асфиксии в процессе родоразрешения или его длительном течении.

В первые годы жизни малыша алалия может возникать в результате органических поражений: черепно-мозговая травма, нейроинфекция (менингиты и энцефалиты) и общая гипотрофия. Современные исследования показывают, что недоразвитие коры больших полушарий может быть связано с наследственной предрасположенностью и системным истощением на фоне гипотрофии. Помимо непосредственного действия указанных причин, важен фон здоровья, на котором они развиваются. Дети, часто страдающие ОРВИ, с рахитом, эндокринопатиями и другими патологиями внутренних органов, чаще страдают алалией. Кроме того, для развития головного мозга грудничка важен психологический климат в семье, в том числе активное общение с родителями, другими детьми и пр.

Разновидности патологии

Алалию, возникновение которой всегда приходится на детский возраст, принято разделять на несколько типов, в зависимости от пораженной структуры головного мозга. В логопедии наиболее часто используется следующая классификация:

  • моторная, или экспрессивная алалия;
  • сенсорная, или импрессивная патология;
  • смешанная форма, сочетающая в себе механизмы развития и характеристики двух предыдущих типов.

Патогенез моторной алалии связан с первичным поражением корковых отделов больших полушарий, ответственных за речевую артикуляцию. Как правило, страдают прецентральная или постцентральная извилины. Состояние сопровождается нарушением собственной речи при сохранении способности к пониманию других людей. Афферентный вид алалии в этом случае будет связан с поражением постцентральной извилины и характеризуется сопутствующей апраксией. Эфферентное нарушение речи возникает при поражении прецентральной извилины, располагающейся в лобной доле больших полушарий.

При развитии патологического процесса в зоне Вернике (задний отдел верхней височной извилины) страдает не только речь ребенка, но и его способность воспринимать и понимать разговор окружающих людей. Во время консультации с неврологом и ЛОР-врачом органических проблем со структурами внутреннего уха не выявляется.

Разновидности алалии

Моторная форма

Моторная алалия характеризуется наличием двух типов симптоматики: речевой и неречевой. Характерные неречевые проявления связаны с неврологической и психологической дисфункцией. У детей помимо алалии выявляются двигательные нарушения в виде неловкости, снижении мелкой моторики рук, нарушения координации движений. Ребенок испытывает трудности с застегиванием пуговиц, при использовании столовых приборов, игр с мозаиками и пазлами.

В связи с изменениями во фронтальной коре больших полушарий отмечаются психологические симптомы. Дети чаще гиперактивны, не способны длительное время заниматься одной деятельностью. В связи с этим уровень их работоспособности снижается, они быстро становятся вялыми и предпочитают смену рода занятия. Из-за расстройства речи нарушается процесс интеллектуального развития, однако, постепенно данный признак исчезает.

Дифференциальная диагностика с сенсорной афазией проводится при исследовании экспрессивной и импрессивной речи. Дети при моторном типе патологии хорошо понимают разговоры окружающих, однако самостоятельно плохо выражают свои мысли. При разговоре отмечается аграмматизм, нарушения фонетики и скудность словарного запаса. Этапы речевого развития (гуление, лепет, появление слов и фраз) проходит с задержкой по сравнению со сверстниками.

Внимание! Очень важно, как родители будут относиться к выявленному дефекту. Мама и папа должны принимать активное участие в коррекционных мероприятиях и заниматься с ребенком дома.

Мозговые механизмы моторной алалии

Ребенок способен воспроизводить любые звуки, так как строение самого артикуляционного аппарата не нарушено. Это отличает патологию от дизартрий. Процесс звукопроизношения нарушен в результате дисфункции корковых отделов. Фонематические нарушения приводят к тому, что ребенок начинает заменять труднопроизносимые звуки на более простые варианты. При отсутствии своевременного логопедического лечения возможно развитие заикания.

У детей наблюдается отставание словарного запаса от нормы для данного возраста. Связанно это с тем, что усвоение новых слов происходит с большим трудом. В связи с этим лексикон преимущественно состоит из обиходных терминов. Слова плохо усваиваются из-за недостаточного понимания их значений, а также неправильного употребления в предложениях, так как часто происходит замена терминов на сходные по звучанию или семантике. Ребенок с алалией преимущественно использует существительные, не склоняя их, и редко прибегает к другим частям речи. Это обусловлено трудностями в образовании и разделении различных грамматических конструкций.

При общении фразами, дети с заболеванием предпочитают использовать простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Это характерное проявление моторной афазии, связанное с ограничением артикуляционной функции. В результате преобладания одно- или двусоставных предложений ребенок испытывает трудности при рассказе о событиях, плохо выделяет главные и второстепенные вещи, не всегда может разобраться в причинно-следственных и временных связях.

Выраженное повреждение коры больших полушарий может стать причиной моторной алалии тяжелой степени тяжести. В этом случае ребенок может только подражать звукам взрослых и лепетать. Выраженная жестикуляция и активная мимика сопровождают попытки говорить.

Сенсорная алалия и ее проявления

Крестиком показано нарушение связи при сенсорной алалии

Сенсорная алалия характеризуется нарушениями восприятия и понимания речи, обращенной к ребенку. Физические структуры, ответственные за слух сохранены. Однако при проведении аудиометрии может выявляться гиперакузия, характеризующаяся повышенной громкостью воспринимаемых звуков.

В связи с неспособностью воспринимать речь, дети начинают проявлять высокую речевую активность. При этом она часто состоит из набора бессмысленных звуков и слогов, повторения отдельных слов. Родители и другие дети не понимают их речь, так как она не имеет смысла и бессвязна. Для сенсорной афазии характерны следующие феномены:

  • большое число персевераций, характеризующихся навязчивым повторением отдельных слогов и звуков;
  • пропуски слогов;
  • замена звуков на схожие;
  • хаотичное объединение различных слогов в слова;
  • отсутствие критики по отношению к собственной речи;
  • выраженные жесты и мимика в процессе разговора.

Если речевое нарушение носит грубую форму, то дети могут полностью не понимать речь. На фоне этого ребенок не способен к обучению и часто имеет выраженную отсталость по навыкам в сравнении с возрастными нормами. При частичном сохранении понимания сказанного, небольшое изменение словоформ, расположения слов в речи или ее темпа, приводит к потере речевого восприятия. Важное значение при этом имеет возможность зрительного контакта ребенка с говорящим, так как он может интерпретировать движения губ человека.

В нейропсихологии отмечают, что выраженная сенсорная афазия может стать причиной нарушений личности, поведения ребенка, а также привести к общему отставанию в интеллектуальном развитии. Дети с подобным нарушением плохо удерживают внимание и часто отвлекаются в процессе любой деятельности. В ряде случаев им может быть ошибочно выставлен диагноз «аутизм», так как помимо гиперактивности, они могут быть замкнутыми и инертными к происходящим событиям и окружающим.

Сенсорный вариант алалии без сопутствующей недостаточности моторной функции встречается редко. Наиболее часто врачи диагностируют смешанную сенсомоторную алалию.

Диагностические мероприятия

Диагностика алалии

Каждый ребенок с признаками алалии должен пройти комплексное обследование у логопеда, оториноларинголога и невролога. Детский невролог должен оценить степень и характер повреждения ЦНС, так как это определяет прогноз на выздоровление. Головной мозг исследуется с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая изучить электрическую активность отдельных участков коры головного мозга и выявить патологические изменения в ней. Аппараты для проведения ЭЭГ имеются во всех поликлиниках и неврологических отделениях, что позволяет применять данный вид диагностики для всех детей.
  • Эхоэнцефалография, заключающаяся в ультразвуковом исследовании структур головного мозга. Процедура позволяет оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить их смещение.
  • Прицельная рентгенография черепа. Используется для изучения состояния костных структур. При гидроцефалии на рентгене отмечаются характерные изменения в виде появления вдавлений в результате повышения внутричерепного давления.
  • Компьютерная или магнитно-резонансная томография необходима для структурной оценки головного мозга. Наибольшей точностью обладает МРТ, позволяющая получать изображения с высоким уровнем детализации.
  • Аудиометрия и отоскопия используются для дифференциальной диагностики с тугоухостью.

Логопед обязательно исследует у ребенка слухоречевую память. Кроме этого, уделяется внимание анамнезу родов, наличию у матери соматических заболеваний, а также особенностям развития в первые годы психических и моторных навыков. Исследования речевой деятельности включают в себя анализ словарного запаса, фонетико-фонематической правильности, грамматики и импрессивной речи. Интерпретировать данные должен только специалист, так как постановка неправильного диагноза может привести к неэффективному лечению.

Прием логопеда

Негативные последствия

Позднее выявление любой формы алалии или длительные попытки самостоятельной коррекции могут стать причиной развития осложнений патологии. В связи с выраженным нарушением речевых функций, освоение основных психических навыков замедляется. Важное значение при этом имеет отсутствие полноценного общения с родителями и детьми, необходимого для развития личности и психики ребенка.

При отсутствии коррекции алалия приводит к дисграфии и дислексии. Ребенок испытывает трудности с освоением навыков чтения и письма, которые тесно связаны с речевыми центрам головного мозга. Это затрудняет процесс обучения и может стать причиной низкой успеваемости детей при обучении в дошкольных и школьных учреждениях.

При прогрессировании патологии, у ребенка может появляться заикание, которое дополнительно затрудняет речевой контакт. Кроме того, ребенок воспринимает данное нарушение негативно, стремясь избегать контактов с окружающими людьми.

Методы коррекции

Алалия может лечиться только при комплексном медико-психолого-педагогическом подходе. Дети с данным диагнозом должны посещать специализированные дошкольные учреждения, коррекционные центры и санатории, где им может быть проведена подобная терапия.

Запомните! Использовать средства народной медицины или гомеопатические препараты запрещено. Он не имеют доказанной эффективности и безопасности при использовании у детей и могут привести к прогрессированию основного заболевания или стать причиной развития побочных эффектов.

Пантогам, Церебролизин, Глицин

Основной метод лечения − воздействие на организм факторов, которые стимулируют созревание корковых центров речи. С этой целью используют лекарственные препараты следующих групп:

  • Ноотропы, улучшающие обменные процессы в головном мозге и повышающие устойчивость нервных клеток к негативным воздействиям. Часто используется Пирацетам, Глицин, Фенотропил и др.
  • Антиоксидантные препараты (Токоферол, Дигидрокверцетин) улучшают состояние нервной ткани и стимулируют ее созревание при мозговой активности.
  • Средства, улучшающие метаболизм и кровообращение в головном мозге, − Актовегин, Церебролизин и др. Повышают приток крови к структурам ЦНС и улучшают обменные процессы в них.

Помимо медикаментозных средств, хороший эффект наблюдается от комплексной физиотерапии. Врачи рекомендуют использовать лазерное воздействие, лекарственный электрофорез, методы водолечения, электропунктуру и пр. Большой популярностью пользуется транскраниальная электростимуляция, например, микрополяризация, стимулирующая развитие нервной ткани за счет действия слабого электрического тока.

В связи с системным характером нарушений, занятия с логопедом должны носить общий характер и влиять на все аспекты речевой функции. Если у ребенка выявлена моторная афазия, важно, чтобы он начал активно говорить. Проводятся упражнения для формирования пассивного и активного лексикона, улучшения речи, произношения звуков и развития связной речи. Дополнительно рекомендуют логопедический массаж и логоритмику, улучшающие состояние артикуляционного аппарата. Высокая речевая активность − важная часть лечения. Ее должен поддерживать не только логопед на своих занятия, но и родители в домашних условиях.

Логопеды отмечают, что лечить сенсорную алалию следует другим образом. В отличие от моторного типа патологии, основной уклон в коррекции уделяют способности ребенка различать речевые и неречевые звуки, отдельные слова и предложения, а также понимать интонацию и смысл услышанной речи. После того как ребенок освоит указанные навыки, приступают к работе с моторным компонентом речи. Используются аналогичные для моторной алалии упражнения, направленные на формирование лексикона, грамматики и фонетики.

Занятие с логопедом

В современной психологии и логопедии считают, что дети с легкими формами алалии нуждаются в раннем обучении письму и чтению. Связано это с тем, что через эти навыки ускоряется созревание различных отделов головного мозга, а также ребенок учится отличать слова и предложения друг от друга с использованием зрительного анализатора. В большинстве случаев это позволяет быстро скорректировать имеющийся речевой дефект.

Прогноз для ребенка

Основной фактор, определяющий прогноз − степень органического поражения головного мозга. Если повреждения носят транзиторный характер и представлены небольшим очагом, то благодаря пластичности нервной ткани, здоровые отделы ЦНС могут взять на себя функции пораженного участка. При массивном поражении методы лечения имеют низкую эффективность.

Благоприятный прогноз для ребенка определяется временем начала коррекционных мероприятий, а также их комплексностью. Считается, что если алалию начали лечить в 3-4 года у логопеда, который использует упражнения для развития всех компонентов речи, то речевая функция быстро восстанавливается до нормального уровня. Для детей с моторным вариантом алалии прогноз лучше по сравнению с сенсорным и смешанным типом, так как коррекция последних занимает значительно больше времени.

При начале лечения в возрасте 4-6 лет количество возможных неблагоприятных последствий для ребенка увеличивается. Дети, которые длительное время не посещали логопедические занятия, испытывают трудности с обучением, так как плохо понимают устную речь. Кроме того, у них возможно развитие дислексии и дисграфии, также отрицательно сказывающихся на процессе получения знаний.

Нарушение процесса письма −дисграфия

Профилактические мероприятия

Предупредить развитие алалии у ребенка можно благодаря комплексу профилактических мер:

  • родители ребенка должны отказаться от вредных привычек − табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании;
  • перед беременностью следует пройти прегравидарную подготовку, направленную на выявление у женщины заболеваний, в том числе инфекционного характера, которые могут негативно сказаться на внутриутробном развитии плода;
  • в период беременности следует избегать острых инфекционных заболеваний, а также обострений их хронических вариантов;
  • при приеме медикаментозных препаратов беременная женщина должна проконсультироваться с врачом акушером-гинекологом по поводу их использования во время вынашивания ребенка;
  • необходимо своевременно проходить все обследования, в том числе, направленные на выявление состояния плода;
  • после рождения необходимо регулярно разговаривать и заниматься с ребенком с первых дней его жизни;
  • при задержке психического и моторного развития необходимо сразу же обратиться к лечащему врачу.

Подобные профилактические рекомендации позволяют обеспечить нормальное развитие нервной системы ребенка, а также своевременность освоения им моторных и речевых навыков.

Алалия − речевая патология, характеризующаяся недостаточным развитием моторного либо сенсорного компонента речи. Она характеризуется комплексным нарушением речевой функции: страдает грамматика, фонетика и словарный запас. Своевременное обращение к специалистам позволяет выявить причину алалии и подобрать комплексные меры для ее устранения.

Мотор Алалия

Моторная алалия возникает по самым разным причинам. Чаще всего заболевание возникает из-за нарушения периода развития плода, тяжелых родов, болезни или травмы в раннем детстве. Мотор
Алалия может быть следствием таких заболеваний, как энцефалит и менингит.
Задержка развития речи может быть вызвана общей задержкой умственного и умственного развития ребенка, при которой страдает интеллект. В связи с этим ребенок не способен соотносить определенные явления со своими названиями, анализировать и использовать слова для объяснения явлений.Некоторым детям трудно общаться с другими, такие дети живут своим внутренним миром. Это состояние называется аутизмом. В этом случае дети поздно начинают говорить, потому что не ищут контактов с другими людьми. Моторная алалия может сочетать сразу несколько причин. Сенсорно-моторная алалия может быть диагностирована уже в первые месяцы после рождения ребенка, однако чаще она остается незамеченной. В отличие от здоровых детей такой ребенок лепетает мало, и часто лепет однообразный.

Как правило, выраженные нарушения наблюдаются только на втором году жизни, но в большинстве случаев родители и окружающие склонны к самоуспокоенности.Считается, что часто дети начинают говорить после двух лет, а
мальчики начинают разговаривать с девочками позже. В некоторых случаях мотор
Алалия настолько выражен, что ребенок лепет до 5 лет.

Заболевание можно диагностировать в том случае, если ребенок сильно отстает от сверстников не только по функции произношения. Заболевание может выражаться в задержке формирования моторики, что выражается в неуклюжести, невозможности мыть руки, есть ложка и т. Д.Ребенок, страдающий двигательной алалией, уже освоивший повседневную речь, испытывает трудности с повторением речи. Для сохранения невербализации слов может потребоваться много времени, часто произносится только ударный слог. В своей речи ребенок с моторной алалией не соблюдает грамматических правил, не использует союзов и предлогов, поэтому построение фраз выглядит необычно. Ребенок с двигательной алалией, от ребенка с умственной отсталостью отличается неумением употреблять знакомые слова.Речевой кроха с отставанием в умственном развитии может быть плохим, но он использует слова, которые понимает и может при необходимости их повторить.

Особенностью поведения детей, страдающих алалией, является двигательное беспокойство, которое особенно выражено до пяти лет, но может сохраняться и до школьного возраста. В других случаях дети наоборот малоподвижны, заторможены и скованы в своих движениях, больше всего страдает развитие речи. Особенность поведения детей с алалией — быстрое истощение, неустойчивость внимания, утомляемость.В некоторых случаях эти симптомы сочетаются с частой сменой настроения, плаксивостью, нарушением аппетита и сна и бодрствованием.

Моторная алалия Лечение

Прогноз для преодоления болезни благоприятный, но только в том случае, если с ребенком проводятся целенаправленные занятия. Чем раньше начнется работа по развитию речи, тем лучше результаты. Осложнением алалии часто бывает заикание, то есть нарушение беглости речи. Успешное лечение ребенка, страдающего двигательной алалией, полностью зависит от условий, созданных
родителями в семье.Серьезную помощь в лечении заболевания могут оказать логопеды, невропатологи и дефектологи. В некоторых случаях ребенку дошкольного возраста удается настолько развить речь, что он идет в обычную школу, даже несмотря на трудности в обучении. Остальным детям рекомендуется посещать речевую школу.

,

Моторная алалия

Моторная алалия возникает по разным причинам. Наиболее частое заболевание вызывается нарушениями внутриутробной жизни, тяжелыми родами, болезнью или травмой в раннем возрасте. Моторная алалия
может быть вызвана такими заболеваниями, как энцефалит и др. менингит.
задержка речевого развития может быть связана с общей умственной отсталостью и умственным развитием ребенка, при котором страдает интеллект. В связи с этим ребенок не может соотносить определенные явления со своим именем, анализировать и использовать слова для объяснения явлений ,Некоторым детям бывает трудно общаться с другими, эти дети живут в своем внутреннем мире. Это состояние врачи называют аутизмом. В этом случае дети начинают говорить позже, потому что не ищут контакта с другими людьми. Моторная алалия может сочетать несколько Причины.Сенсоримоторная алалия может быть диагностирована в первые месяцы после рождения, но чаще она остается незамеченной. В отличие от здоровых детей, детский лепет и лепет часто бывает однообразным.

Как правило, ярко выраженные нарушения возникают только на втором году жизни, но в большинстве случаев родители и окружение склонны к самоуспокоенности.Считается, что дети часто начинают говорить после двух лет, а мальчики

начинают говорить позже девочек
. В некоторых случаях моторная алалия
настолько выражена, что ребенок лепетает до 5 лет.

Заболевание может быть диагностировано в том случае, если ребенок серьезно отстает от сверстников не только по функции произношения. Заболевание может выражаться в задержке формирования моторики, в результате чего появляется неуклюжесть, невозможность мыть руки, есть ложкой и т. д.У ребенка, страдающего двигательной алалией, уже освоена повседневная речь, возникают трудности с повторением речевых оборотов. Может сохраняться длительное недоговаривание слов, часто произносится по слогу. В своей речи ребенок с двигательной алалией не соблюдает грамматических правил, не соблюдайте правила грамматики. Не используйте союзы и предлоги, структура предложения выглядит так необычно. Ребенок, страдающий двигательной алалией, от ребенка с умственной отсталостью отличается неспособностью употреблять знакомые слова. Эти крохи с умственной отсталостью могут быть плохими, но он использует слова, которые понимают и могут при необходимости, повторить их.

особенностями поведения детей, страдающих алалией, является возбужденное состояние, которое особенно ярко выражено до пяти лет, но может сохраняться до школьного возраста. В остальных случаях дети малоподвижны, с другой стороны, заторможены и скованы в своих движениях, в основном всех страдает развитием речи. Особенностью поведения детей с алалией является быстрое утомление, неустойчивость внимания, утомляемость. В некоторых случаях эти симптомы сочетаются с частой сменой настроения, плаксивостью, нарушением аппетита и сна и бодрствования. ,

Лечение моторной алалии

Прогноз благоприятен для преодоления болезни, но только при условии проведения с ребенком целенаправленных занятий. Чем раньше работа над развитием речи, тем лучше результаты. Осложнение алалии часто проявляется заиканием, то есть нарушением беглости речи. Успешное лечение ребенка, страдающего двигательной алалией, полностью зависит от условий, созданных
родителями в семье. Серьезную помощь в лечении недуга могут оказать логопеды, неврологи и патологоанатомы.В некоторых случаях ребенок в дошкольное время достаточно двигается в речи, которая идет в обычную школу, даже с трудностями в обучении. В других случаях детям рекомендуется посещать школьную речь.

.

Мотор Алалия

Моторная алалия возникает по самым разным причинам. Чаще всего заболевание возникает из-за нарушения периода развития плода, тяжелых родов, болезни или травмы в раннем детстве. Мотор
Алалия может быть следствием таких заболеваний, как энцефалит и менингит.
Задержка развития речи может быть вызвана общей задержкой умственного и умственного развития ребенка, при которой страдает интеллект. В связи с этим ребенок не способен соотносить определенные явления со своими названиями, анализировать и использовать слова для объяснения явлений.Некоторым детям трудно общаться с другими, такие дети живут своим внутренним миром. Это состояние называется аутизмом. В этом случае дети поздно начинают говорить, потому что не ищут контактов с другими людьми. Моторная алалия может сочетать сразу несколько причин. Сенсорно-моторная алалия может быть диагностирована уже в первые месяцы после рождения ребенка, однако чаще она остается незамеченной. В отличие от здоровых детей такой ребенок лепетает мало, и часто лепет однообразный.

Как правило, выраженные нарушения наблюдаются только на втором году жизни, но в большинстве случаев родители и окружающие склонны к самоуспокоенности.Считается, что часто дети начинают говорить после двух лет, а
мальчики начинают разговаривать с девочками позже. В некоторых случаях мотор
Алалия настолько выражен, что ребенок лепет до 5 лет.

Заболевание можно диагностировать в том случае, если ребенок сильно отстает от сверстников не только по функции произношения. Заболевание может выражаться в задержке формирования моторики, что выражается в неуклюжести, невозможности мыть руки, есть ложка и т. Д.Ребенок, страдающий двигательной алалией, уже освоивший повседневную речь, испытывает трудности с повторением речи. Для сохранения невербализации слов может потребоваться много времени, часто произносится только ударный слог. В своей речи ребенок с моторной алалией не соблюдает грамматических правил, не использует союзов и предлогов, поэтому построение фраз выглядит необычно. Ребенок с двигательной алалией, от ребенка с умственной отсталостью отличается неумением употреблять знакомые слова.Речевой кроха с отставанием в умственном развитии может быть плохим, но он использует слова, которые понимает и может при необходимости их повторить.

Особенностью поведения детей, страдающих алалией, является двигательное беспокойство, которое особенно выражено до пяти лет, но может сохраняться и до школьного возраста. В других случаях дети наоборот малоподвижны, заторможены и скованы в своих движениях, больше всего страдает развитие речи. Особенность поведения детей с алалией — быстрое истощение, неустойчивость внимания, утомляемость.В некоторых случаях эти симптомы сочетаются с частой сменой настроения, плаксивостью, нарушением аппетита и сна и бодрствованием.

Моторная алалия Лечение

Прогноз для преодоления болезни благоприятный, но только в том случае, если с ребенком проводятся целенаправленные занятия. Чем раньше начнется работа по развитию речи, тем лучше результаты. Осложнением алалии часто бывает заикание, то есть нарушение беглости речи. Успешное лечение ребенка, страдающего двигательной алалией, полностью зависит от условий, созданных
родителями в семье.Серьезную помощь в лечении заболевания могут оказать логопеды, невропатологи и дефектологи. В некоторых случаях ребенку дошкольного возраста удается настолько развить речь, что он идет в обычную школу, даже несмотря на трудности в обучении. Остальным детям рекомендуется посещать речевую школу.

p >> ,

Мотор Алалия

Мотор Алалия возникает по самым разным причинам. Чаще всего заболевание возникает из-за нарушения периода развития плода, тяжелых родов, болезни или травмы в раннем детстве. Мотор
Алалия может быть следствием таких заболеваний, как энцефалит и менингит.
Задержка развития речи может быть вызвана общей задержкой умственного и умственного развития ребенка, при которой страдает интеллект. В связи с этим ребенок не способен соотносить определенные явления со своими названиями, анализировать и использовать слова для объяснения явлений.Некоторым детям трудно общаться с другими, такие дети живут своим внутренним миром. Это состояние называется аутизмом. В этом случае дети поздно начинают говорить, потому что не ищут контактов с другими людьми. Моторная алалия может сочетать сразу несколько причин. Сенсорно-моторная алалия может быть диагностирована уже в первые месяцы после рождения ребенка, однако чаще она остается незамеченной. В отличие от здоровых детей такой ребенок лепетает мало, и часто лепет однообразный.

Как правило, выраженные нарушения наблюдаются только на втором году жизни, но в большинстве случаев родители и окружающие склонны к самоуспокоенности.Считается, что часто дети начинают говорить после двух лет, а
мальчики начинают разговаривать с девочками позже. В некоторых случаях мотор
Алалия настолько выражен, что ребенок лепет до 5 лет.

Заболевание можно диагностировать в том случае, если ребенок сильно отстает от сверстников не только по функции произношения. Заболевание может выражаться в задержке формирования моторики, что выражается в неуклюжести, невозможности мыть руки, есть ложка и т. Д.Ребенок, страдающий двигательной алалией, уже освоивший повседневную речь, испытывает трудности с повторением речи. Для сохранения невербализации слов может потребоваться много времени, часто произносится только ударный слог. В своей речи ребенок с моторной алалией не соблюдает грамматических правил, не использует союзов и предлогов, поэтому построение фраз выглядит необычно. Ребенок с двигательной алалией, от ребенка с умственной отсталостью отличается неумением употреблять знакомые слова.Речевой кроха с отставанием в умственном развитии может быть плохим, но он использует слова, которые понимает и может при необходимости их повторить.

Особенностью поведения детей, страдающих алалией, является двигательное беспокойство, которое особенно выражено до пяти лет, но может сохраняться и до школьного возраста. В других случаях дети наоборот малоподвижны, заторможены и скованы в своих движениях, больше всего страдает развитие речи. Особенность поведения детей с алалией — быстрое истощение, неустойчивость внимания, утомляемость.В некоторых случаях эти симптомы сочетаются с частой сменой настроения, плаксивостью, нарушением аппетита и сна и бодрствованием.

Моторная алалия Лечение

Прогноз для преодоления болезни благоприятный, но только в том случае, если с ребенком проводятся целенаправленные занятия. Чем раньше начнется работа по развитию речи, тем лучше результаты. Осложнением алалии часто бывает заикание, то есть нарушение беглости речи. Успешное лечение ребенка, страдающего двигательной алалией, полностью зависит от условий, созданных
родителями в семье.Серьезную помощь в лечении заболевания могут оказать логопеды, невропатологи и дефектологи. В некоторых случаях ребенку дошкольного возраста удается настолько развить речь, что он идет в обычную школу, даже несмотря на трудности в обучении. Остальным детям рекомендуется посещать речевую школу.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *