Что такое методика Макото Шичида
Методика Шичида — это система раннего развития детей, разработанная японским профессором Макото Шичида (1929-2009). Основная идея методики заключается в развитии правого полушария мозга ребенка с помощью специальных упражнений.
Ключевые особенности методики Шичида:
- Акцент на развитии правого полушария мозга, отвечающего за творчество, воображение, интуицию
- Развитие фотографической памяти и способности быстро усваивать большие объемы информации
- Стимуляция образного мышления и творческих способностей
- Проведение занятий в расслабленном состоянии без стресса
- Короткая продолжительность упражнений (1-2 минуты) и высокая динамика занятий
- Отсутствие принуждения, занятия проводятся в игровой форме
Для какого возраста подходит методика Шичида
Оптимальный возраст для начала занятий по методике Шичида — от 6 месяцев до 3 лет. Однако методику можно применять и для детей постарше, вплоть до 6 лет.
Чем раньше начать заниматься, тем лучше. Самые маленькие дети, которые еще не могут выполнять задания самостоятельно, просто наблюдают за действиями родителей. Постепенно они начинают включаться в процесс и осваивать упражнения.
Основные принципы проведения занятий по Шичиде
При проведении занятий по методике Шичида важно соблюдать следующие принципы:
- Занятия должны проходить в спокойной обстановке, без стресса для ребенка
- Упражнения выполняются в быстром темпе, на каждое отводится 1-2 минуты
- Необходимо создать расслабленную атмосферу, в которой ребенок сможет максимально сконцентрироваться
- Занятия проводятся ежедневно или несколько раз в неделю
- Продолжительность занятия — от 20 минут до 1 часа
- Задания должны быть по силам ребенку, при необходимости нужно упростить их
- Важно хвалить ребенка и поддерживать его интерес
Подготовка к занятиям по методу Шичида
Для проведения полноценных занятий по методике Шичида потребуется подготовить разнообразные материалы:
- Карточки с изображениями предметов, животных, цифр, букв и т.д.
- Материалы для творчества — краски, пластилин, цветная бумага
- Музыкальные записи с альфа-волнами
- Игрушки и предметы для развития мелкой моторики
Важно постоянно обновлять и разнообразить материалы, чтобы поддерживать интерес ребенка. В идеале материал не должен повторяться в течение нескольких месяцев.
Структура занятия по методике Шичида
Типичное занятие по методу Шичида включает следующие этапы:
- Настройка и расслабление
- Упражнения на развитие фотографической памяти
- Задания на развитие образного мышления
- Упражнения на развитие интуиции
- Творческие задания
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Настройка перед занятием
Настройка или Prelesson — важный этап, позволяющий ребенку расслабиться и настроиться на занятие. Она включает:
- Прослушивание музыки с альфа-волнами за 10 минут до начала занятия
- Дыхательные упражнения — задувание свечи, пускание мыльных пузырей, дутье через соломинку и т.п.
- Упражнение «Шар энергии» — визуализация энергетического шара между ладонями
Настройка помогает ребенку успокоиться и сконцентрироваться перед основными упражнениями. Ее рекомендуется проводить в начале каждого занятия.
Упражнения на развитие фотографической памяти
Ключевое упражнение этого блока — «Сетка памяти». Оно направлено на тренировку визуальной памяти и внимания.
Как проводить упражнение «Сетка памяти»:
- Разложите перед ребенком сетку с карточками (от 4 до 9 ячеек)
- Дайте 5-30 секунд на запоминание расположения карточек
- Уберите и перемешайте карточки
- Попросите ребенка восстановить исходное расположение
Для детей помладше можно использовать упрощенные варианты:
- Выложить ряд карточек, дать запомнить, затем добавить одну новую — ребенок должен найти лишнюю
- Показать несколько карточек, затем убрать одну — ребенок вспоминает, какой не хватает
Развитие образного мышления
Упражнения этого блока направлены на стимуляцию воображения и творческого мышления. Примеры заданий:
- Дорисовывание незаконченных изображений
- Составление историй по картинкам
- Поиск образов в кляксах и абстрактных изображениях
- Создание образов из геометрических фигур
Важно поощрять нестандартные и оригинальные идеи ребенка, развивая его творческий потенциал.
Упражнения на развитие интуиции
Этот блок заданий направлен на активизацию правого полушария и развитие интуитивного мышления. Примеры упражнений:
- «Волшебный мешочек» — угадывание предметов на ощупь
- Определение цвета спрятанного предмета
- Угадывание, в какой руке спрятан предмет
- Поиск спрятанного предмета по словесным подсказкам
Такие задания тренируют внимательность и развивают способность полагаться на интуицию.
Творческий блок
Заключительная часть занятия обычно посвящена творческой деятельности:
- Рисование необычными способами (пальцами, губкой, брызгами)
- Лепка из пластилина или теста
- Создание аппликаций
- Конструирование из различных материалов
Творческие задания позволяют закрепить полученные навыки и дают ребенку возможность самовыражения.
Результаты применения методики Шичида
При регулярных занятиях по методике Шичида у детей отмечаются следующие результаты:
- Улучшение памяти, внимания, скорости восприятия информации
- Развитие творческих способностей и нестандартного мышления
- Повышение интуиции и чувствительности
- Гармоничное развитие обоих полушарий мозга
- Легкость в обучении, освоении новых навыков
- Раскрытие индивидуальных талантов ребенка
Важно помнить, что методика нацелена на долгосрочный результат. Не стоит ожидать мгновенных достижений — эффект от занятий накапливается постепенно.
Заключение
Методика Макото Шичида — это эффективный способ раннего развития детей, основанный на активизации правого полушария мозга. Она позволяет в игровой форме развивать память, образное мышление, творческие способности и интуицию ребенка.
Главные преимущества метода Шичида:
- Отсутствие стресса и принуждения
- Комплексный подход к развитию ребенка
- Возможность заниматься в домашних условиях
- Индивидуальный подход и гибкость методики
При правильном и регулярном применении методика Шичида помогает раскрыть внутренний потенциал ребенка и заложить прочный фундамент для его будущих успехов в учебе и творчестве.