Мелкая моторика для детей 3 4 лет: 404 — Материал не найден

Содержание

10 лучших игр для развития мелкой моторики у детей

Ещё Мария Монтессори в прошлом веке отмечала связь между тренировкой мелкой моторики рук у детей и скоростью их развития: как известно, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко от речевой зоны. Всё в человеке взаимосвязано: развивая мелкую моторику рук, малыш учится не просто перемещать предметы — пока он впервые в жизни пытается нанизать пирамидку, в его мозгу происходят удивительные процессы.

То, что мелкая моторика рук связана с мозгом, известно уже давно. Наши мамы и бабушки, в основном, развивали детскую моторику с помощью подручных средств: малышам давали перебирать пальчиками крупу или складывать пуговицы в коробку. К счастью, в наши дни к услугам родителей есть множество разнообразных настольных игр, специально разработанных, чтобы ребёнок мог весело проводить время и гармонично развиваться.

Настольные игры для развития моторики у детей от 3 лет

Побег из курятника

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 2 до 4
Зачем складывать пуговицы, если можно складывать куриц в курятник? А главное — никакая коробка не сможет так славно подпрыгнуть и разбросать куриц по полу, как курятник в этой игре! У игры есть правила и подсчёт очков, но это тот случай, когда уже сам процесс вызывает безудержный восторг.

Ловись, рыбка

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 1 до 2
Красивая деревянная версия старой игры про рыбок на магнитах, которых надо удить из пруда. В рыбках проделаны отверстия разных размеров — чем больше, тем легче поймать. А на берегу есть колышки, чтобы надевать пойманных рыб. Игра подойдёт даже тем, кому меньше 3 лет: ребёнок с удовольствием будет просто нанизывать рыбок на колышки.

Не спугни пингвина

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 2 до 4
Игра на аккуратность, ловкость и любовь к пингвинам. Игроки по очереди стукают молоточками по льдинам, в центре которых стоит робкий пингвин: если стукнуть неосторожно, то он нырнёт в воду. Процесс тренирует координацию, учит детей пользоваться инструментами, соразмеряя силу удара, и приносит море удовольствия (пингвин умеет плавать, с ним всё хорошо).

Грузовички

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 1 до 2
Игрушка и игра! Малышам понравится просто катать цветные грузовички туда-сюда, а тем, кто постарше, уже будет задача на пространственное мышление: сложить кубики разной формы в кузов. Ну, и уровень профессионалов — складывать кубики не просто так, а по карточкам с заданиями.

Весёлый осьминог Жоли

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 2 до 5
Осьминог шевелит щупальцами, крутится на подставке, в которой живут крабы, и боится щекотки. Надо аккуратно доставать крабов щипчиками, когда они высовываются из норок, но ни в коем случае не задеть осьминога — он расхихикается, и игре конец. У игры есть упрощённый режим, чтобы развивать ловкость и мелкую моторику могли даже самые маленькие.

Настольные игры на развитие мелкой моторики у детей 4 — 6 лет

Али-Баба и непослушный верблюд

Возраст: от 4 лет
Число игроков: от 2
Чудесная игра, отдалённо напоминающая бирюльки. Тут есть большой верблюд с пружинными ногами и скверным нравом: игроки навешивают на него фигурки-грузы, а верблюд вдруг вскакивает, сбрасывая весь груз и хозяина в придачу. Игра тренирует мелкую моторику, аккуратность и терпение.

Мистакос

Возраст: от 5 лет
Число игроков: от 1 до 6
Ещё одна очаровательная вариация на тему бирюлек. На сей раз башня строится из разноцветных стульев, которые потом можно поставить в домик куклам.

Кукарача + Hexbug Нано

Возраст: от 5 лет
Число игроков: от 2 до 4
Игра на скорость реакции и аккуратность: по лабиринту из ложек и вилок бегает шустрый робот-таракан на батарейках, которого надо изловить, загнав в тупик.

Пингвины на льдинах

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 1
Пентамино (пятистороннее домино) для детей. Тренируя логику, мелкую моторику и пространственное мышление, ребёнок пытается расставить полупрозрачные льдинки с забавными пингвинами так, как указано в задании. Звучит просто? А вы попробуйте!

Дрова

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 1 — 16
Классическая дженга в очень приятном исполнении. Бруски, из которых нужно сначала собрать башню, а потом аккуратно разбирать так, чтобы она не обвалилась, сделаны из тёплого, гладко ошкуренного дерева. Игра прекрасна тем, что подойдёт любой возрастной категории: чем опытнее игроки, тем выше башня.

Заинтересовались развивающими играми? Смотрите их в категории «Для детей» или позвоните нам, и наш оператор поможет выбрать и купить ту, что подходит вам.

Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. | Картотека (младшая группа) на тему:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №5» г.Пласта

Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.

Воспитатель:

Салимгалеева

Раиса Анатольевна

1. «Кто скорее свернет ленту?»

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры:

Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три — крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают — они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы — значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел — получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

2. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

2. все пальцы должны участвовать;

3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

3. «Сделай бусы»

Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см. , схема последовательности нанизывания трубочек — 5шт.

Ход игры:

детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.

4. «Составь узор или картинку из резинок»

Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур — 6 штук.

Ход игры:

детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

5. «Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

Ход игры:

эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

6. «Нитяные узоры»

Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

Оборудование: толстые тяжёлые нитки или тонкие верёвочки; карточки — образцы.

Ход игры:

Пользуясь карточками — образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

7. «Успевай-ка! »

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

8. «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

9. «Чет-нечет»

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре

Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

10. «Кто запомнит?»

Цель: Развивать память, мелкую моторику.

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Ход игры:

взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

11. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: Прищепки

Ход игры:

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

12. «Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

-Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

13. «Нарисую ягодку»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с ягодами.

Ход игры:

Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод.

14. «Рукопожатие»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

Ход игры:

Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.

15. «Иголочки»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: круглая щетка для волос.

Ход игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник».

16. «Месим тесто»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи».

17. «Возьми горошины»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: горох, блюдце.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами беретгорошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом беретследующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

От погремушки до шнуровок: выбираем игрушки для развития мелкой моторики

Мы еще не встречали таких родителей, которым не хотелось бы похвастаться успехами своих детей. Знать, что твой малыш в чем-то лучше всех, – очень сладкое чувство! Быть может, ранние уроки английского и грудничковое плавание близки по духу далеко не всем, но про важность развития мелкой моторики у ребенка уж точно способна рассказать любая мама.

От того, насколько хорошо маленький человек владеет своими руками, напрямую зависят его речь и развитие в целом. Одно тесно связано с другим. Очень часто мы даже не осознаем, что обычная игра ребенка – на самом деле тренажер для его пальчиков. А когда осознаем, начинаем всеми способами поощрять такие игры. Одни мамы выдают своим детям контейнеры с гречкой и макаронами, другие играют в ладушки и «сороку-ворону», третьи покупают правильные игрушки.

Мы подготовили для вас удобный чек-лист игрушек для развития мелкой моторики у детей разного возраста. Но, пожалуйста, не придавайте слишком большого значения пометкам относительно детских лет. Может быть, вашему ребенку уже в год будут понятны пазлы для трехлеток. Или же, наоборот, в четыре года понравятся «малышовые» развлечения. И то и другое – совершенно нормально!

Игрушки для развития мелкой моторики у детей до года

В первый год жизни малыш только знакомится со своим телом, а приоритетную важность для него имеет развитие крупной моторики – движения руками и ногами, осознание себя в пространстве, умение удерживать равновесие. Однако нет такой нижней границы, которая бы диктовала, с какого месяца ребенку можно вручить его первую игрушку. Кто-то начинает тянуться к погремушкам в 2-3 месяца, кто-то – только ближе к полугоду. В любом случае первые развивающие игрушки – это всегда предметы, позволяющие малышу познавать мир.

Тактильные игрушки

К таким игрушкам относятся различные подвески, сложносоставные погремушки с шуршащими и звенящими элементами, а также самые обычные погремушки и прорезыватели. Простая вещь выглядит простой только для взрослого человека, а младенцу она способна открыть множество новых ощущений и впечатлений. Особенно если игрушка имеет интересную неоднородную фактуру (пупырышки, ребристые грани, гладкие и мягкие стороны).

Развивающие коврики

В первые месяцы жизни ребенок, как правило, находится в лежачем положении. И нужно сделать окружающее его небольшое пространство, с одной стороны, максимально уютным и не перегруженным яркими деталями, а с другой – стимулирующим перевернуться, потянуться, схватить. И, если ребенок «гуляет» на полу, мягкий коврик с пришитыми и подвешенными игрушками станет для него хорошей развивающей средой.

Игрушки для развития мелкой моторики у детей от 1 года до 2 лет

С года ребенок – уже вполне самостоятельная единица. Он свободно перемещается в пространстве, имеет хорошие навыки хватания и бросания, а его список «умелок» растет с каждым днем. Это возраст, когда погремушки утрачивают свою актуальность, а на смену им приходят более сложные наборы игрушек.

Пирамидки

Казалось бы, что может быть проще? Однако эта незамысловатая игрушка – один из лучших первых тренажеров для развития мелкой моторики у ребенка. Даже если сначала малыш не будет понимать правильный порядок складывания колец, главное для него – видеть результат действия руками. Это отличный стимул!

Кубики

Неустаревающая классика детства. Деревянные, пластиковые или даже сшитые из ткани кубики нравятся многим детям. Из них можно складывать башенки (серьезная координация движений), строить домики (тут обычно требуется помощь старших) или просто раскидывать по всему дому, что, кстати, тоже полезно для мелкой моторики (но в этом случае лучше купить кубики самые легкие и безопасные – для окружающей среды и проходящей мимо кошки).

Сортеры

Игра с детальками разной формы, которые нужно поместить в подходящие отверстия, задействует множество отделов мозга ребенка. Он учится анализировать, выбирать, сопоставлять и, конечно же, оттачивает при этом ловкость маленьких ручек (не так-то просто попасть кубиком в квадратную дырочку, а цилиндром – в круглую!).

Бизиборды

Дети обожают бизиборды, это безусловный хит у маленьких людей в возрасте от года до трех. А иногда и те, кто постарше, не прочь подвигать щеколды и пооткрывать дверцы. Главная прелесть такой игрушки в том, что она максимально безопасна (все детали надежно прикреплены к основе), но при этом дает ребенку ощущение причастности к «настоящей» взрослой жизни! Бизиборд можно сделать и самому, купив в хозяйственном магазине доску, шурупы и разные цепочки с розетками, а можно найти готовый. В том числе дети очень хорошо относятся к компактным бизикубам.


Тесто для лепки и пластилин

Не все малыши способны играть пластилином или тестом, не пытаясь отправить эту красивую яркую массу в рот. Однако, если ребенок уже понимает разницу между игрой и едой, его пальчикам будет очень полезно познакомиться с лепкой, которая считается одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики.

Пальчиковые краски

Держать кисточку или карандаш малышу может быть слишком сложно, а потому не особенно интересно (по крайней мере, если речь идет о занятиях рисованием, а не попытке «обновить» обои). Оптимальным решением для этого возраста являются пальчиковые краски: они не только радуют яркими цветами и совершенно безопасны даже при попадании в рот, но и дают ребенку множество полезных тактильных ощущений.

Игрушки для развития мелкой моторики у детей 3–4 лет

Дети с трех лет считаются уже достаточно смышлеными, поэтому им вполне можно давать игрушки с мелкими деталями. И это открывает большой простор для принципиально нового уровня игр и развития мелкой моторики. Трехлетка может брать в руки (а не в рот) бусинки, части конструктора и традиционные инструменты для рисования.

Инструменты и материалы для творчества

В этом возрасте уже можно приучать ребенка правильно держать карандаш, кисточку и ножницы. Вырезание и рисование – идеальные способы прокачать мелкую моторику и испытать радость от самого акта творчества. Чтобы ребенку было веселей, купите ему детский мольберт и хороший набор для творчества с удобными инструментами. Необязательно приобретать «Невскую» акварель, хотя помните, что разница между дешевыми тусклыми и яркими качественными красками всегда заметна даже неопытному художнику. Развивающие книжки с заданиями тоже радуют многих детей.

Магнитные наборы

Разноцветные детали магнитного конструктора можно лепить на холодильник, покрытую магнитной краской стену или на специально прилагающуюся дощечку. Они включают воображение, способствуют появлению ролевых игр и дают возможность задействовать (и развить) мелкую моторику.

Крупные пазлы

Для начала лучше выбирать крупные пазлы, состоящие из 1–2 деталей, потом постепенно переходить к 4, 9 или 12. Как и в случае с сортером, в этой игре очень много работы для маленького мозга. Не удивляйтесь, если от простых пазлов с небольшим количеством деталей ребенок быстро перейдет к довольно мелким и сложным. Но и не расстраивайтесь, если он вовсе не оценит такую забаву. Все мы разные.


Настольные игры

Существует целый ряд игр, рассчитанных на развитие мелкой моторики у ребенка. Некоторые из них основаны на принципах баланса – в них нужно добавлять детали или, наоборот, убирать («башенки»). Другие настольные игры предполагают аккуратное совмещение деталей на ровной поверхности стола (простое домино) или требуют ловкости рук (например, «рыбалка»).

Шнуровки

Игра для терпеливых и усидчивых. Требует и ловкости рук, и сосредоточения, и умения довести дело до конца. С другой стороны, она же является тренажером для этих качеств. Как и в случае с пазлами, начинать лучше с простых шнуровок, переходя к более сложным, с мелкими деталями.

Кинетический песок

Разноцветный кинетический песок так же хорош, как тесто или пластилин: он дает много тактильных ощущений и открывает простор для фантазии. В нем можно прятать разные мелкие игрушки, строить из него замки или просто мять в руках – любой вид игры пойдет на пользу.

Игрушки для развития мелкой моторики у детей 5–7 лет

С пяти лет начинается этап плавной подготовки к школе. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо владеет своими руками, ему многое удается делать без помощи взрослых: застегивать и расстегивать одежду, аккуратно есть, рисовать и вырезать. Появляется уже не игровой, а осмысленный интерес к буквам и цифрам, а следовательно, к письму. В этом возрасте многие игры, освоенные ранее, остаются очень важными и полезными (лепка, шнуровка, рисование), но к ним добавляются и новые, более сложные.

Принадлежности для письма

Приучать ребенка к письму стоит аккуратно, постепенно пробуждая в нем любовь к этому процессу. Лучше всего начинать с ярких и красочных прописей, где работа с буквами, цифрами и линиями больше похожа на игру.

Мелкие конструкторы

Однажды наступает момент, когда Lego Duplo начинает понемногу терять свою привлекательность, становится слишком простым. Самое время перейти к более сложному классическому конструктору с маленькими деталями. Игра с ним позволит ребенку выйти на новый уровень владения мелкой моторикой, потому что здесь требуются гораздо более точные движения.

Мелкие пазлы

Некоторые дети плавно переходят к увлечению мелкими пазлами. Однако бывает и так, что ребенок в младшем возрасте совсем не проявляет интереса к данной забаве, а ближе к школе вдруг открывает ее для себя и сразу же начинает собирать серьезные картинки из множества деталей. В любом случае родителям стоит только порадоваться: мелкие пазлы очень хорошо тренируют точность движений, логику и терпение.

Наборы для творчества

Плетение из резиночек, вышивка, составление алмазной мозаики, собирание бус из маленьких бусин – это забавы не только для девочек. Любому ребенку будет полезно для развития мелкой моторики освоить такие виды творчества.

Мы рассказали вам все самое интересное. Однако, если вы уже опытный родитель, вам наверняка тоже есть чем поделиться с читателями. Продолжим тему в комментариях!

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика представляет собой особый комплекс скоординированной работы пальцев и кистей рук и ног, представляющий собой выполнение мелких и достаточно точных движений. К системе такого рода действий относятся привычные жесты и несложные мелкие манипуляции. Малышам возрастом до 5 лет чрезвычайно важно развивать мелкую моторику. Учитывая выводы исследования анатомических особенностей строения головного мозга и расположение зоны речи и проекцией кисти в двигательном участке рядом, то есть речевые навыки быстрее формируются, когда мы активно развиваем мелкую моторику рук.

В общем развитии детей мелкая моторика играет ключевую роль. Регулярная стимуляция моторных навыков благоприятно сказывается на общую картину социализации: ребенок усваивает определенные образцы поведения, ценности и социальные нормы, психологические установки, получает знания и навыки, то есть все то, что поможет ему функционировать в современном обществе.

Моторика пальцев сказывается на развитии ловкости, на отработке каллиграфии, ускоряет реакцию, а также стимулирует концентрацию внимания, мышление, память, речь. Каждая возрастная категория соответствует особенностям развития. В чем разница между новорожденными и дошкольниками?

ОСОБЕННОСТИ

Дети в 4-5 лет могут производить руками более сложные, разнообразные и частые манипуляции в отличие от грудничков. Это вызвано не только отработанными за годы навыками, но и необходимостью осуществлять большее количество согласованных движений. Полноценным психическое и физическое развитие ребенка будет только в случае абсолютного соответствия его действий конкретному возрастному этапу, у которого имеются свои особенности.

Начиная с грудничкового периода, мелкая моторика получает постепенное развитие. Последовательность обусловлена психоэмоциональной составляющей формирования личности: с познанием окружающего мира у ребенка возникает подсознательная потребность изучать, получать знания и опыт. Тактильное восприятие предметов дает возможность получать необходимую информацию. Чем более развита координация движений пальцев и кистей рук и ног, работающих в тандеме со зрительным органом, тем сформированнее будет маленькая личность.

Помочь ребенку возможно, если во время занятий с ним учитывать особенности развития мелкой моторики его возрастного периода.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Для развития моторики детей до года применяют регулярные массажные процедуры с применением различных круп и мешочков с жидким или твердым содержимым. Кроме пользы самих массирующих движений, малыш сможет тактильно ощущать предметы и получать нужную информацию.  

Ребенок в 1 год сможет самостоятельно захватывать маленькие предметы и крепко их держать некоторое время, стучать игрушками, раскидывать детали по сторонам.

В развитии мелкой моторики у малышей в 2 года и до 3 лет в основном принимает активное участие ладонь. Захват предмета осуществляется подушечками указательного и большого пальца.

В возрасте 3 лет у ребенка хорошо развиваются движения пальцев, их координация настолько четкая, что похожа на моторику уже взрослого человека. Все те навыки, которые были получены в более ранние года, в 5 лет только совершенствуются и приобретают более серьезные формы. Ребенок становится самостоятельным, без посторонней помощи складывает вещи по определенным местам, рисует четкие линии и круги, ловко орудует ножницами, вырезая бумажные фигурки, застегивает и расстегивает молнию, пуговицы на одежде.

НОРМЫ

Развитие мелкой моторики для детей до 5 лет способствует:

  • изучению окружающих предметов;

  • рисованию уверенных линий и изображений;

  • использованию маленьких предметов для игр;

  • умению строить из конструкторов небольшие сооружения.

Правильно развивающийся ребенок в 5 лет нарисует человечка, состоящего как минимум из 4-х элементов. Мышление формируется за счет совершенствования двигательных способностей. В этот период прослеживается положительная динамика в развитии речи.

ОТКЛОНЕНИЯ

В случае задержки в развитии моторики пальцев у малышей от 2 до 4 летнего возрастамогут возникнуть:

  • нарушения в формировании психомоторики;

  • нарушения координации движений;

  • отсутствие быстроты реакции;

  • отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

  • отсутствие умения самостоятельно держать карандаш или ручку.

Подобные отклонения свидетельствуют о присутствии двигательных расстройств.

ДИАГНОСТИКА

Своевременная диагностика нарушений развития мелкой моторики в 3 года позволит принять безотлагательные меры. При помощи комплекса несложных упражнений и задач специалист увидит, справляется ребенок или нет. Если малышу удалось выполнить 30% заданий, значит, есть повод задуматься о его интеллектуальном и речевом развитии.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

С целью развития координации движений у детей, можно использовать специальные игрушки для мелкой моторики либо определенные упражнения, тем более что сегодня на выбор предлагаются различные методики.

Играть рекомендуется используя  мелкие предметы, крупы и мешочки, наполненные разными элементами по степени твердости. Для развития мелкой моторики и одновременно формирования творческого воображения нужно регулярно складывать пазлы, различные конструкторы, мозаику.

И не забывать про пальчиковую гимнастику, сопровождающуюся веселыми играми, потешками. Лепка, массаж, рисование в совокупности будут способствовать успешному развитию ребенка!

Развитие моторики у детей 3-4 лет

В дошкольном возрасте физические способности очень сильно влияют на всю жизнедеятельность малыша, закладывая основу для дальнейших успехов или неуспехов ребёнка. Поэтому развитие моторики у детей 3-4 лет – это важная область, которой необходимо заниматься. Как это делать мы и опишем в этой статье.

Крупная моторика – это движения тела, рук и ног, своеобразная основа, без которой сложно взаимодействовать с окружающим миром. Необходимо укреплять корсет позвоночника, развивать координацию. Кроме того, существует набор действий, которыми должен обладать каждый малыш в этом возрасте. Сюда относятся различные наклоны, умение ходить спиной вперёд, ловить и бросать мяч, пользоваться лестницей, прыгать, стоять на одной ноге и т.п. Освоение этих навыков способствует дальнейшему развитию ребёнка, т.к. он получает возможность перемещаться в пространстве, изучая его, осознавать себя через тело.

Для развития крупной моторики у детей 3-4 лет можно использовать простые игры: зеркало (когда ребёнок должен повторять за взрослым движения), зоопарк (изображение различных животных и характерных для них движений), игры в мяч, игры в болото с кочками (где подушки или листы бумаги, разложенные на полу, изображают кочки, а пол играет роль болота).

Мелкая моторика – это небольшие движения пальцами и кистями рук, именно она позволяет аккуратнее, прицельнее взаимодействовать с окружающей средой. Именно развитие этой области в дальнейшем влияет на речевые навыки, социализацию, школьное обучение. К показателям здесь относится способность малыша брать мелкие предметы двумя пальцами (указательным и большим – таким клювиком), строить башни, срисовывать простые фигуры (крестик, квадрат, круг), играть с кубиками, вытаскивать небольшие предметы из банки и т.д.

Для развития этих навыков можно давать больше заданий на перерисовывание, простые задания в стиле “нарисуй по точкам”, заниматься пальчиковой гимнастикой, аккуратно учить вырезать детскими ножницами, завести дома баночки с крупой, которую можно щупать и перекладывать из одной в другую с помощью ложки, играть с пластилином или глиной и т. д.Развитие моторики у детей 3-4 лет – это важная задача, требующая от родителей большого участия. Но успешное её выполнение приносит значительный вклад в будущее малыша.

Дарья Гапоненко, психолог  Центра тренинга и консультирования «12 коллегий»
Подробнее о развивающих занятиях с дошкольниками 3 4 лет можно узнать здесь и здесь 


Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже с раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка. В ходе многочисленных опытов и наблюдений ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и благоприятно действуют на развитие коры головного мозга.

Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть домашних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, перебирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук.

В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстёгивание застежек, завязывание шнурков и т. д.)

Если руки не развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

1.                  В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как:

«Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой;

«Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой;

«Непослушные шарики» (Используются шарики разной фактуры — деревянные, резиновые) — дети катают их по столу вперед-назад, в стороны, по кругу»

«Дует, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера). Сжимая грушу дети делают «ветерок» на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги.

Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста. Игра «Прятки» — дети прячут шарики в тесто, а потом находят их. «Я пеку, пеку, пеку» — детям предлагается сделать пирожки и в качестве начинки можно использовать желудь, каштан или крупные фасолины.

«Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке.

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры:

«Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки;

«Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и сделать снежки;

«Курочка Ряба» — коробочки от киндер сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают;

«Подарки» — дети заворачивают в фольгу небольшие игрушки.

2.                  Пальчиковые игры.

Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками можно использовать такие игры: «Лапки-царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и старшем возрасте до 10–15 минут в день.

Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зайчик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.

3.                  Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки).

Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом. Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка), «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания.

4.                  Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка.

Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание), «Развяжи бантики» (развязывание), «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин).

Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали.

В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.

5.                  Игры и упражнения со счетными палочками.

Для малышей предлагаются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений).

С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использованием схем), «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие.

Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

6.                  Игры и упражнения с мозаикой.

Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы».

С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно.

7.                  Игры и упражнения с прищепками.

Для развития силы рук, соотносящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно младшим детям предложить игры: «Ловим раков», «Белье высохло», Солнышко светит», Мамины помощники», «Прятки» и другие.

8.                  Рисование и раскрашивание раскрасок.

Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. В работе с детьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные и гуашевые краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки.

Раскрашивание раскрасок развивает согласованные действия зрительного и двигательного анализатора и укреплению движущего аппарата пишущей руки.

Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать в одном направлении.

9.                  Лепка.

Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит уровень умений зависит от владения собственными руками.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику.

В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто.

Младшие дошкольники отщипывают от большого куска маленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, делают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ-топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формирования у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из маленьких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить барельеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, интересный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка), придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).

10.              Работа с ножницами и бумагой.

Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника. В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки). Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, составлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции.

Работа с бумагой (обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок (оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности и согласованности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.

11.              Штриховка.

Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук.

Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка.

Раскрашивание рисунков с использованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений.

Начинать занятия необходимо с раскрашивания короткими частыми штрихами, затем круговая штриховка от центра рисунка, а затем штриховка длинными параллельными отрезками.

Во время штриховки нельзя выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

12.              Графические упражнения.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям предлагаются задания «Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй лабиринт».

При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

Литература:

1.         Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста\ Е А. Янушко –Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2009

2.         Галкина Г. Г. Пальцы помогают творить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей\ Г. Г.Галкина, Т. И. Дубинина –М:и Д 2006

3.         Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4–7 лет\ О. И. Крупенчук — Спб. литература 2008.

4.         И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли\ Лыкова И. А. Карапуз-дидактика 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, возраст задания, мелкая моторика рук, мелкая мускулатура кисти рук, младший возраст, старший возраст.

Развитие мелкой моторики у 3-летних

Изучите предложения по поощрению и совершенствованию развития мелкой моторики у 3-летних.

В возрасте 3 лет у детей развивается мелкая моторика: они более способны самостоятельно двигать пальцами, используя их в более сложных задачах, таких как удерживание письменных принадлежностей, как взрослый, резание ножницами и рисование более сложных и точных рисунков. Они также развили более пространственное восприятие, что позволяет им играть более целенаправленно.Например, они могут складывать многочисленные блоки, расстегивать пуговицы, нанизывать бусинки и есть вилкой. Их особая осведомленность в сочетании с более развитыми навыками мелкой моторики позволяет им выполнять задачи, которые они не могли выполнить несколько месяцев назад.

Michigan State University Extension предлагает детям принять участие в следующих мероприятиях для развития мелкой моторики:

  • Раздевание и одевание кукол
  • Игра с блоками
  • Бусины для заправки ниток
  • Песок
  • Использование контейнеров разного размера для водных игр
  • Раскраска
  • Отрывная бумага для коллажей
  • Управление молниями и кнопками

Для родителей, которые испытывают трудности с привлечением своих детей к занятиям, которые помогают развить навыки, попробуйте убрать некоторые из игрушек, которые не способствуют развитию навыков, а только предоставьте вашему ребенку доступ к игрушкам, которые развивают навыки вашего ребенка. ребенку может понадобиться поработать.Дети также склонны играть дольше, если родители активны со своими детьми во время игровых сессий.

Вы можете посетить веб-сайт Американской академии педиатрии для получения дополнительных идей или просмотреть эти статьи на веб-сайте расширения MSU :

  • MSU Педагог Элизабет Гутьеррес предлагает родителям и детям участвовать в четырех типах игр, чтобы помочь им улучшить моторику, физические навыки, научиться решать проблемы и регулировать эмоции в своей статье «Игра с детьми поощряет разнообразные игры». Навыки.«
  • MSU Педагог Китти Батчер объясняет, что каждая область развития — физическая, когнитивная, коммуникативная и социальная / эмоциональная — может быть улучшена, когда дети играют в ролевые игры или верят в ее статью «Ролевые игры в детстве развивают критические навыки в последние годы . «

Вы нашли эту статью полезной?