Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия. | Картотека по логопедии на тему:
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия. |
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Развитие слухового восприятия, речевого слуха
«Отгадай, что звучит»
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
«Солнце или дождик»
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«Разговор шепотом»
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
«Посмотрим, кто говорит»
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
«Слышим звон и знаем, где он»
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
«Шумящие мешочки».
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
«Найди пару»
Заранее приготовить несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у логопеда, второй — у ребенка. Логопед трясет коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.
«Похлопаем».
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
«Узнай свой голос».
Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
«Громко-тихо».
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.
«Три медведя».
Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
«Кто стоит у светофора?»
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
Развитие фонематического слуха.
«Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
«Верно-неверно».
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Гонки слонов».
Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.
«Слушай, смотри».
Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.
Описание игры: логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка». Логопед называет пары слов: медведь — лететь, Машенька — вишенка, Мишутка – решетка.
«Веселый мяч».
Оборудование: мяч.
Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да…). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.
«Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [К] слове — хлопни в ладоши. Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
«Красный-белый».
Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.
«Охотники».
Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.
«Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
«Назови одинаковый звук в словах».
Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
«Отвечай – не торопясь».
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
- Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
- Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
- Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку. )
- Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
«Исправь Незнайкины ошибки».
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
«Определи на слух самое короткое слово».
Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.
«Скажи наоборот».
Логопед проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Поймай рыбку».
Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
«Цепочки слов».
Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз.
«Будь внимателен!»
Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.
Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.
«Слушай хлопки и подбирай слоги»
Играют 2 человека или 2 небольшие команды.
Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.
На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.
Инструкция:
“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.
Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.
Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.
А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”
«Слушай и повторяй!»
Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.
Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.
Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.
Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед.
При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.
Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.
«Услышишь — стой!»
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.
Логопед о развитии фонематического слуха. Рекомендации. Упражнения.
Фонематический слух и логопедические упражнения.
«Ребенку скоро три года, говорит мало слов», «Ребенок в 5 лет заменяет звук р на л», «Малышу 2года, не выговаривает Р,Ш,С,Ч», «Ребенку 4 года, не выговаривает некоторые согласные буквы. Нужен ли логопед? Или стоит еще подождать?» «Не произносит шипящие звуки…», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» — типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду на консультацию и занятия. Одна из причин нарушения речи –недоразвитие слухового внимания и памяти, недоразвитие фонематического слуха.
Фонематический слух — это восприятие звуков речи, узнавание и их различение. Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то правильно, а что-то очень приблизительно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук—щук). «Миска» превращается в«мишку», «Саша» в «Саса-Шаша» или «лебедь» в «мепеть», «Мишина машина» в «мыши на машине» и т.д. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму. Поэтому развитию фонематического слуха и предупреждению аккустической дисграфии в дошкольный период следует уделять много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации логопеда, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно проработан предыдущий этап — развитие неречевого слуха, слухового восприятия,внимания и памяти.
Проверить фонематический слух вы можете и сами:
1. Попросите ребенка повторить слоги парами: СА –ЗА, ГА- КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д.
2. Попросите ребенка повторить цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ТУ-КА-ПО и т.д.
3. Для этого задания приготовьте картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых), например: коЗа – коСа, уШи – уСы, миШка — миСка, Зайка -Шайка, Рак — Лак , Почка – Бочка и т. д. Разложите картинки перед ребёнком и поросите показать: где коЗа? коСа? миШка? миСка и т. д.
4. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук М, хлопни в ладоши: а–п-м-т-н-с-ш-ц-х-м-д-м-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.
Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л, рь-ль; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к, б-п и т. д.
Проверив фонематический слух у ребёнка, вы можете упражняться самостоятельно дома или пройти динамический курс подготовки с логопедом по Программам:
· «Создание фонематической готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет».
· «Создание психологической готовности к усвоению учебного материала для детей 2-3 лет, 3-4года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».
· «Создание артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».
Логопед: как проводить артикуляционную гимнастику? Рекомендации. Упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Логопедические упражнения.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей:точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.
Постановка звуков – искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы:
— постепенность
— доступность
— систематичность
Родители, работая по заданию логопеда, должны строго соблюдать методические рекомендации:
На начальном этапе логопедические упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом, для зрительного контроля. Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
· Каждое артикуляционное упражнение на первых порах надо повторять 2-3 раза, в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, потом количество повторов можно увеличить до 10.
· Для создания благоприятного эмоционального фона рекомендуется использовать стихотворные тексты, сказки «Веселого язычка»,загадки, потешки и музыку.
· Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.
· При проведении артикуляционной гимнастики максимально использовать зрение, осязание и кинестетические ощущения.
· Весь отрабатываемый речевой материал должен соответствовать норме произношения. В противном случае необходимо согласовать свои действия с логопедом.
· По заданию логопеда следует развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях,уточнять артикуляцию.
· По заданию логопеда необходимо работать над развитием фонематического слуха, дифференциацией звуков (стихи, игры, лото и т.д.).
· По заданию логопеда учить правильно употреблять скорректированные звуки в словах, доступной слоговой структуры, не ограничивая при этом свободных высказываний (стихи, рассказы, сказки и т.д.).
· Осуществлять систематический контроль над поставленными звуками в речи ребенка.
Вы можете упражняться самостоятельно дома, выполняя логопедические упражнения или пройти логопедический курс подготовки поПрограммам:
· «Создание артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6лет, 6-7 лет, 7-18лет и взрослых».
· «Создание фонематической готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-18 лет и взрослых».
· «Создание психологической готовности к вызыванию звуков речи» для детей 2-3 лет, 3-4года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-18 лет и взрослых».
· «Создание психологической готовности к усвоению учебного материала для детей 2-3 лет, 3-4года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».
Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для языка.
1. Построить забор.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и)Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
2. Сделать трубочку.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от1 до 5 – 10.
3. Загнать мяч в ворота.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
4. Наказать непослушный язык.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.
5. Лопатка.
Описание. Улыбнуться,приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
6. Кто дальше загонит мяч?
Улыбнуться,положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный конец стола.
7. Почистим зубы.
Описание.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх«выбросим мусор».
8. Приклей конфетку.
Описание.Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
9. Грибок.
Описание.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
10. Вкусное варенье.
Описание.Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу,делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
11. Гармошка.
Описание.Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
12. Фокус.
Описание.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку,положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
13. Пароход гудит.
Описание.Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
14. Индюк.
Описание.Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл(как индюк болбочет).
15. Качели.
Описание. Улыбнуться,показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
16. Лошадка.
Описание.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
17. Беззвучно пощелкать кончиком языка.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и предыдущем упражнении, только беззвучно.
18. Чьи зубы чище?
Описание.Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны,делая движения языком из стороны в сторону.
19. Маляр.
Описание.Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
20. Барабанщик.
Описание.Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звукдпроизносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
мероприятий по фонологической осведомленности | Речевые размышления
Что такое фонологическая осведомленность?
Фонологическая осведомленность относится к знанию общей структуры и звуков слов, включая слоги, рифмы и звуки. Мы можем это сделать, определяя рифмующиеся слова, манипулируя фонемами (звуками в словах) и считая слоги. Если вы ищете не требующий подготовки систематический способ удовлетворить потребности ваших детей в этой области, обязательно ознакомьтесь с моими ежедневными вопросами и справочными листами по фонологической осведомленности для логопедического продукта!
Фонологическая осведомленность против фонематической осведомленности
Фонологическая осведомленность иногда путают с фонематической осведомленностью . Фонологическая осведомленность относится к базовым знаниям о том, что слово состоит из разных звуков в разговорной речи. Это включает в себя понимание рифм, слов, слогов, начальных звуков и фонематического восприятия.
Фонематическая осведомленность является частью фонологической осведомленности. Фонематическая осведомленность относится к способности идентифицировать и манипулировать отдельными звуками в словах. Мы практикуем это с помощью таких задач, как определение и изменение первого звука в слове, смешивание звуков и выделение отдельных фонем, составляющих слово. Эти основные способности обычно отсутствуют у учащихся с дислексией или другими трудностями чтения.
Почему важна фонологическая осведомленность?
Все дети нуждаются в этих навыках ранней грамотности. Первые читатели получают пользу от уроков, рассказывающих о словах, их частях и о том, как ими манипулировать.
В целом учащиеся с нарушениями звуковой речи испытывают затруднения при выполнении задач, требующих организации и манипулирования фонемами (Sutherland & Gillon, 2007). Вполне логично, что этим детям, которые изо всех сил пытаются услышать и контролировать правильные звуки речи, придется столкнуться с задачами на фонологическую осведомленность.
Для SLP важно, чтобы мы знали и использовали эти критические навыки чтения для всех наших учеников. Развитие грамотности является важной частью общения и входит в сферу нашей деятельности.
Как я обучаю фонологической осведомленности
Я создал свой ежедневный продукт «Вопросы и справочники по фонологической осведомленности для логопеда», чтобы сделать эти важные навыки легкими для всех!
Этот ресурс предназначен для следующих навыков:
- Rhyme Identification
- Syllable Segmentation
- Blending Onset/Rime
- Initial Phoneme Isolation
- Final Phoneme Isolation
- Blending
- Segmentation
- Phoneme Addition
- Phoneme Deletion
- Substitution
There are leveled phonological and Вопросы фонематической грамотности на каждый день в году, а также списки литературы, отсортированные по навыкам и звукам речи.
Уровни для этих действий проходят через очень общий порядок сложности, основанный на текущих исследованиях (Украинец, 2015). Во время этого раннего обучения грамоте цель состоит в том, чтобы как можно быстрее подтолкнуть учащегося к смешиванию и сегментации, поскольку эти навыки «вносят больший вклад в обучение правильному чтению и правописанию, чем любые другие действия под эгидой фонологической осведомленности» (Национальное чтение). Панель, 2000; Снайдер, 1995).
Уровни в пакете основаны на некоторых из этих исследований, их идентификации более простых и более сложных навыков, а также на моем профессиональном опыте. Система уровней предназначена для того, чтобы дать вам возможность легко различать вопросы для разных учащихся в зависимости от их уровня навыков и областей целей.
Цели фонологической осведомленности
У меня есть множество предложений целей в моем банке целей IEP, чтобы вы могли начать! Вот некоторые из них, которые помогают мне начать работу с фонологической осведомленностью:
- ИМЯ будет производить слова из 3 и 4 слогов с точностью 80% при 4/5 возможностях сбора данных.
- ИМЯ произведет 2 звука в группе согласных (например, sm, sk, sn) в начальной позиции (слов, фраз, предложений) с точностью 80% при 4/5 возможностях сбора данных.
- NAME произведет конечные согласные в словах CVC с точностью 80% при 4/5 возможностях сбора данных.
- Учитывая визуальный элемент, NAME выдает /d/ и /t/ в начальной позиции слов с точностью 80% при 4/5 возможностях сбора данных.
Как всегда, это только отправная точка, чтобы вы подумали о своих учениках!
Фонологическая осведомленность в средней школе и за ее пределами
В моей практике в качестве SLP я наблюдал продолжающуюся фонологическую осведомленность, и особенно трудности фонематической осведомленности сохраняются в средней школе. Я хотел создать ресурс, который предполагает ТОЛЬКО прослушивание, чтобы старшие ученики не расстраивались из-за использования материалов, явно предназначенных для более молодой аудитории.
Мне нравится формулировать свои вопросы как «вызов». Я выполнил ежедневные вопросы со своими студентами в качестве разминки в самом начале занятия и сформулировал их как ежедневную головоломку (также известную как «звуковая головоломка»). Моим ученикам понравилось это испытание, и я была счастлива, что смогла внедрить такой важный навык в соответствии с возрастом.
Конечно, эти занятия подходят для учащихся всех возрастов! Они идеально подходят для отправки домой в качестве домашнего задания. Учителя тоже любят их за простую ежедневную практику.
Добавление артикуляции для двойной дозы терапии
Ученикам с нарушениями речевого звука можно сочетать занятия по фонологическому осознанию с упражнением по артикуляции. Мой пакет содержит справочные листы по фонемам, если вы хотите сосредоточиться на конкретном звуке речи.
Наглядные материалы для поддержки подсчета слогов, сегментации и т. д.
Конечно, мне всегда нравится сочетать занятия по логопедии с полезными наглядными материалами, чтобы формировать ответы моих учеников.
Мои наглядные материалы помогают учащимся:
- считать слоги в словах
- сегментировать звуки в словах или словах в предложении
- определять начало и время
Наглядные материалы великолепны, потому что они помогают учащимся начать работу и могут использоваться в классе как Что ж.
Фонологическая осведомленность для всех учащихся
Что делать учащимся с ограниченными речевыми или языковыми способностями? Повлияют ли их ограничения на их способность использовать и понимать эти основные принципы грамотности?
Что ж, эти исследователи пришли к выводу, что способность говорить не может быть предпосылкой, необходимой для развития грамотности (Barton-Husley et al., 2018). Дети с отклонениями в развитии тоже должны иметь доступ к обучению чтению!
Наглядные материалы, представленные в моем пакете, позволяют всем учащимся участвовать в этих мероприятиях. Значки с картинками помогают учащимся, которым трудно общаться, отвечать на вопросы об этих целях раннего чтения:
- Да/нет могут отвечать на такие вопросы, как «рифмуются ли слова «кошка» и «летучая мышь»?
- Одинаковые/разные для таких вопросов, как «Еще» и «мама». Эти слова начинаются с одного и того же звука или с разных?»
- Наглядные материалы для самоадвокации помогают учащимся обратиться за помощью, запросить повторение, показать, что они знают ответ, или дать им возможность сказать, что они не знают.
Фонологическая осведомленность является важным навыком грамотности, с которым мы, логопеды, можем помочь справиться!
Ссылки
Бартон-Хасли, А., Шевчик, Р., Ромски, М. (2018). Взаимосвязь между речью, языком и фонологической осведомленностью у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. Американский журнал патологии языка и речи. https://doi.org/10.1044/2017_AJSLP-17-0066
Сазерленд, Д. и Гиллон, Г. (2007). Развитие фонологических представлений и фонологического сознания у детей с нарушением речи. Международный журнал языковых и коммуникативных расстройств. https://doi.org/10.1080/13682820600806672
Украинц, Т. А. (2015). Осознание, память и поиск: вмешательство в фонологические основы чтения. В Т. А. Украинац (ред.), Языковое вмешательство в школьном возрасте: доказательная практика (стр. 445–490). Остин, Техас: Pro-Ed.
Если вы хотите подписаться на мою рассылку по электронной почте, где я делюсь своими советами и информацией по SLP, а также эксклюзивными продажами на моих ресурсах, я буду рад видеть вас! Вы можете зарегистрироваться ниже:
#100: Фонологическая осведомленность: идеи лечения
Фонологическая осведомленность: идеи леченияМы пыхтем на этом поезде PA!
До сих пор в этой серии мы сделали краткий обзор фонологического восприятия и объяснили, почему оно так важно. На прошлой неделе мы поделились ресурсами фонологической оценки и примерами цели фонологической осведомленности.
На этой неделе мы погрузимся в идеи лечения. Вы взволнованы? Потому что я знаю, что я! Моника поделится своими любимыми идеями лечения и советами о том, как вовлечь ученика в занятие, не забывая при этом о целевых показателях физической активности!
Приступим!
Деятельность по фонологическому восприятию– Институт грамотности Университета Флориды, имеет список мероприятий по фонологическому восприятию (некоторые из них мультисенсорные и включают движение)
– Занятия по фонематическому восприятию: от Children’s Learning Insitute Техасского университета (Юта)
– Я выполняю задания, встроенные в практику SSD, мне просто нужна доска Осведомленность о слогах
Пример: Выхлопните, сколько слогов
Сколько слогов вы услышали? Вы хлопаете в ладоши, сколько их?
Знание и производство рифм
Пример: Минимальные пары/любые пары
Аллитерация
Пример: Найдите слова, начинающиеся с одного и того же звука. Какой звук вы слышите? Что еще начинается с этого звука.
Сегментация по времени начала
Пример: Что такое начало кота? /k/ какой конец /at/ -> собрать вместе
Начальная и конечная сегментация звука
Пример: Какой первый звук? Во вкладке? /t/ какой финальный звук или конечный звук /b/
Слияние звуков в слова
Пример: Если я скажу /с/ /н/ /о/, что это за слово?
Разделение слов на звуки
Пример: Разложить снег на звуки /с/ /н/ /о/
Удаление и изменение звуков
Пример: Произнесите /гвоздь/, теперь добавьте и /с/ и произнесите /snail/
Используйте целевые слова, которые у вас уже есть. Скорее всего, вы уже делаете эти вещи.
Упомянутые ссылки и дополнительные исследования – Gillion, 2000:
Сравнение традиционной артикуляции с вмешательством в фонологическую осведомленность (подробности см. в статье, но сегодня мы поделимся некоторыми упражнениями).
Дети, подвергшиеся вмешательству в фонологическую осведомленность, добились значительно большего прогресса в своих способностях к фонологической осведомленности и развитии чтения, чем дети, получавшие другие виды речевых и языковых вмешательств.
Фонологическое вмешательство также улучшило артикуляцию речи у детей.
– «Хескет (2009) говорит: «Мой принцип вмешательства состоит в том, чтобы включить действия типа ПА в поддержку изменения речи с использованием стимулов, относящихся к целевым процессам ребенка, слоговым структурам, контрастам или звукам, а не рассматривать навыки ПА как цель в своем собственном праве. Типичный интервенционный сеанс предполагает, что ребенок слушает, думает и воспроизводит звуки, но баланс между этими тремя элементами сильно различается у разных детей и на разных сеансах».
Вы подписаны на подкаст? Если нет, подпишитесь сегодня, чтобы получать последние выпуски прямо к вам! Нажмите здесь, чтобы сделать процесс прослушивания автоматически волшебным и максимально простым.