Л гласная или согласная буква – : , , (1-4 )

Согласные звуки [л]–[л’], буквы Л, л

Цели:

  • познакомить учащихся с согласными звуками [ л ], [ л` ] и с буквами Л,л, которые обозначаются этими звуками;
  • научить детей устанавливать правильное соотношение между буквой Л, л и звуком [ л ] или [ л` ];
  • развивать навык плавного слогового чтения слогов, слов с буквами Л, л;
  • развивать речь учащихся, мышление и воображение;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать умение общаться на уроке.

Оборудование:

  • Лента букв
  • Предметные картинки с изображением стола и руля.
  • Изображение букв Л,л
  • Часы с изображением гласных букв а, о, и, ы, у и согласной буквой л.
  • Столбик слов:
    • стол
    • кукла
    • куклы
    • катал
    • уснул

Ход урока

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас сегодня!

— Начинаем урок.

2. Обобщение изученного.

— Что висит у нас над доской? (лента букв)

— Какие буквы мы здесь видим? (гласные и согласные)

— Вспомните, пожалуйста, и назовите гласные буквы, которые мы уже изучили. (а, о, у, ы, и)

— Спасибо. А какие согласные буквы вы знаете?

— Чем отличается буква от звука?

— Спасибо. Я уверена, что вы все хорошо знаете буквы, которые мы изучили, и звуки, которые эти буквы обозначают.

3. Изучение нового материала

1) Работа над значением слов, из которых будут выделены изучаемые звуки.

— Послушайте загадку и отгадайте ее:

Мы за ним сидим,
Мы с него едим.
Ножки имеет,
А ходить не умеет.

— Что мы называем словом стол? (это предмет, у которого 4 ножки и крышка)

— Какие бывают столы? (кухонные, письменные, журнальные)

— Как мы можем назвать одним словом все столы? (мебель)

— Хорошо. Послушайте вторую загадку:

Еду, еду, ворчу, ворчу,
Потому что я его верчу.

— Кто отгадал? О чем эта загадка?

Что мы называем словом «руль»? (руль — это предмет, с помощью которого управляют велосипедом, автомобилем)

2) Составление схемы слова

— А теперь посмотрите на схему и скажите, какая из них подходит к слову «стол». Докажите.

(К слову «стол» подходит первая схема, потому что в слове «стол» один слог и на схеме один слог. Произношу слово [стол]. В начале слова слышу звук [с]. Он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [то]. Это слияние твердого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. Произношу последний звук [л] — он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Произношу все слово по схеме [стол].)

— Какая схема подходит к слову «руль»? Докажите.

(К слову «руль» подходит вторая схема, так как в слове «руль» слышу один слог и на схеме один слог. Произношу слово [рул’]. В начале слова слышу слияние [ру]. Это слияние твердого согласного и гласного. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. В конце слова слышу

Звук [л’] — он согласный, мягкий, находиться вне слияния. На схеме обозначен зеленым квадратом. Произношу все слово по схеме [рул’].)

3) Характеристика звуков. Наблюдение за артикуляцией [л] и [л’].

— Давайте произнесем последний звук в слове «стол».

— Докажите, что это согласный.

(звук [л] — согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и произносится с помощью голоса и шума)

— Произнесем последний звук в слове «руль».

— Докажите, что это согласный.

— Звуки [л] и [л’] разные или это один и тот же звук?

— Это разные звуки: [л] — твердый, а [л’] — мягкий. Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л’] — мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.

4) Упражнение в слушании и произношение звуков в словах.

Игра «Поймай звук»

Учитель читает слова:

Стул, ель, купил, карамель, искал, солнышко, соль, мел, пенал, полка, щель, лиса, быль, пыль.

Вопросы:

— Есть ли в этом слове звук [л] и [л’].

— В каком слоге вы услышали этот звук? Произнесите.

— Подберите слова, в которых есть данные звуки.

Игра «Хлопок»

Учитель читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком [л’], они хлопают в ладоши.

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

4. Работа над буквой Л, л

1) — В русском языке два звука [л] и [л’] обозначаются одной буквой «эль».

— Чем отличаются данные буквы?

— Скажите, на что похожа эта буква?

— Как вы думаете, куда мы поселим букву «эль» на ленте? ( на второй этаж, потому что она обозначает звонкие согласные звуки)

2) Чтение слогов-слияний с изучаемой буквой.

[ла] [ло] [лы] [ли] [лу]

— Прочитайте слоги с твердым согласным.

— С мягким согласным.

— Как вы догадались, что согласный нужно прочитать мягко? (потому что гласный «и» указывает на мягкость предыдущего согласного)

— Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.

(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)

5. Физкультминутка

Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

6. Чтение слов с буквой л.

— Посмотрите на слова, которые написаны на доске.

— Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.

— Прочитайте слова по порядку.

— Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.

(стол — 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул — 2 слога)

— Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.

(стол, кукла, куклы — на первый слог; катал, уснул — на второй слог)

— Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.

— Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?

(Кукла — один предмет, а куклы — несколько)

— Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.

— Спасибо.

7. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.

— Откроем «Азбуку».

— Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)

— Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)

— А что вы знаете о ней?

(что у Оли куклы)

— Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?

(что Оля катала кукол)

— Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?

— Ребята, давайте еще раз прочитаем текст

— О ком и о чем говориться в тексте?

(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)

— Ребята, как можно озаглавить этот текст?

(«Олины куклы»)

— Посмотрите на иллюстрацию, подходит ли она к тексту?

— Что мы на ней видим?

(Оля катает кукол .Девочки гуляю с куклой. Мальчики катаются с горки.)

— Спасибо. Правильно.

— Кто хочет рассказать, как вы играете зимой на улице?

— Спасибо. Мне очень понравилось.

8. Итог урока.

— Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?

(с буквой «эль»)

— Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л’] )

— Какие это звуки?

(Звук [л] — согласный, твердый, а звук [л’] - согласный, мягкий)

— Оцените свою работу. Раскрасьте флажок на полях красным, если вы считаете, что все получилось; синим, если, вы не довольны своей работой; желтым, если вы могли работать лучше.

urok.1sept.ru

Сколько в русском алфавите гласных и согласных букв?

За многовековую историю своего существования в русском алфавите вносилось немало изменений, появлялись новые звуки и буквы, исчезали старые. В последний раз русский алфавит редактировали в 1942 году и с тех пор в нём без изменений осталось 33 буквы. Все буквы русского алфавита делят на гласные и согласные буквы. Гласных букв 10, а согласных 21, есть ещё и два знака, которыми обозначают мягкость или твёрдость буквы, они не обозначают звуки и называются «ъ» и «ь» знак.

Гласными буквами называют протяжные буквы, которые произносятся легко и без препятствий. Они выступают во главе слога, образуя его вместе с согласными буквами. Из полученных слогов можно составить слова и целые предложения.

Буквы А, Я, О, Ё, У, Ю, И, Ы, Э, Е – это гласные буквы русского алфавита. Некоторые из них не образуют звуков, поэтому гласных буквы 10, а звуков всего 6 — А, О, У, Ы, И, Э.

Согласными буквами называют буквы, не образующие вершину слога, идущие в паре со слоговыми согласными или гласными буквами. Эти буквы более твёрдые, короткие, при их произношении на пути языка возникает препятствие.

Буквы Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – это согласные буквы алфавита.

При произношении согласные буквы могут быть мягкими или твёрдыми, глухими и звонкими, поэтому согласных звуков в несколько раз больше, чем гласных звуков. Различают всего 21 согласную буквы и 37 согласных звуков.

Буквы Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х – парные, они имеют двойное звучание и образуют два звука мягки и твёрдый звук.

Буквы Й, Ч, Щ – мягкие и образуют только один звук.

Буквы Ж, Ш, Ц – твёрдые и они также образуют только один звук. Буква ж, в некоторых случаях может быть мягкой, но это правило исключение. В таком случае появляется ещё один, 37 звук мягкая [ж’].

Азбука – это основа русского языка и грамматики, поэтому с изучения букв начинается путешествие в увлекательный мир знаний.

Несмотря на то, что русский язык считается одним из сложнейших языков в мире, занятия можно превратить в игру и помочь ребёнку быстро освоить азбуку.

Первые азы грамматики ребёнок получает в дошкольном учреждении, где постепенно, буква за буквой, осваивает алфавит и запоминает порядок расположения букв. В младшей школе полученные знания закрепляются, и начинается изучение орфографии, фонетики. На занятиях школьники изучают основы правописания, правила русского языка, что позволяет ребёнку научится писать быстро и грамотно.

Гласные и согласные буквы и звуки

Гласные буквы

Гласные звуки

Согласные буквы

Согласные звуки

их 10

их 6

abvgdee.ru

буква Л какая? звонкая гласная или согласная

хоспади, спаси мир от дебилов.. . уже гласные от согласных не могут отличить. сходи в школу, придурок, может, чего полезного узнаешь. например, что Л это согласная.

согласная звонкая

Это звонкая СОГЛАСНАЯ!

для тебя-тупая

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о