часть 3, Понятие числа » Единство детей
Как использовать проверочный лист к каждому разделу
Если вы не уверены, с развития каких именно навыков и, соответственно, с каких упражнений начинать занятия с ребенком, в начале каждого раздела вашему вниманию предлагаются проверочные листы. Протестируйте ребенка согласно пунктам данного списка, поставьте галочки напротив тех навыков, что уже освоены ребенком. Вы поймете, над чем с ним работать дальше. Когда все навыки данного раздела освоены и везде стоят галочки, переходите к следующему разделу.
Проверочный лист (предварительное и окончательное тестирование)
Может ли ребенок/ученик:
— Механически перечислить числительные от 1 до 10 в правильном порядке (позднее: от 1 до 30). Ребенок при этом ничего не считает, рассказывает счет «наизусть».
— Назвать правильное числительное для соответствующего количества (от 1 до 5), пересчитывая предметы по одному.
— Сознательно считать предметы – от 1 до 10.
— Назвать последнее числительное по счету, когда его спрашивают об общем количестве посчитанных предметов (количественный счет).
— Считать от 11 до 19 предметов с использованием правильных числительных.
— Доказать, что понимает логику того, как считать большее количество предметов, правильно освоив счет от 20 до 29.
— Назвать (не считая) количество точек (до 5) на игральном кубике (кости).
Понимание числа очень важно для освоения математики. Оно включает не только умение считать предметы, но и осознание взаимоотношений между числами, числительными, понимание таких понятий, как «ноль», порядок следования чисел и т.п.
Большинство детей учатся перечислять числительные, как стишок, у взрослых людей в их окружении. У детей с синдромом Дауна, конечно, сразу не получится запомнить числительные, будьте терпеливы. Малыш может научиться считать до 10, но ему будет трудно понять логику образования числительных 11-19, 20-29 и т.д. Если ребенку это все еще слишком сложно, работу над этими навыками можно немного отложить и заняться отработкой цифр (см. следующие главы), а к данным навыкам вернуться несколько позже.
Упражнение: «Обучение механическому счету (перечислению числительных)»
Цель: Ребенок должен научиться наизусть рассказывать счет от 1 до 10 (позднее – до 30), не соединяя эти числительные с конкретным количеством каких-то предметов.
Материалы: простые песенки типа «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», книжки с подобными стишками.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: пусть ребенок покажет ручки и ножки (их по две), похвалите его. Если ребенок сам не может их посчитать, подайте ему пример: «Ну-ка, посчитаем, сколько у тебя ручек? Один, два. Две ручки!».
(Если ребенок еще не говорит сам, см. следующую главу.)
Включение в повседневную жизнь: Разумеется, малышу трудно за один раз запомнить сразу счет от 1 до 10. Вы начнете с того, что будете учить его считать «раз, два, три» (достаточно долго), а затем перейдете к счету до 5. Это можно делать в игровой форме («Один, два, три, морская фигура, на месте замри» и другие игры). Предлагаются также следующие игры.
— Подкиньте мяч в воздух и считайте – до скольки ребенок сможет досчитать, пока мяч не ударится о землю?
— Играйте в прятки, пусть ребенок (и вы, в свою очередь) считает до 10, пока другие игроки прячутся.
— Заключайте с ребенком пари типа «спорим, ты не успеешь надеть куртку, пока я (медленно) считаю до 10!».
Параллельно с этим навыком следует постепенно учить ребенка считать предметы – на самом деле пересчитывать предметы от 1 до 5.
Упражнение: «Закон сохранения количества предметов»
Цель: Если показать два ряда по 5 фишек, причем в верхнем ряду фишки будут лежать на большем расстоянии друг от друга, а в нижнем ряду более кучно, то обычный ребенок примерно до 4-5 лет может думать (если не пересчитает предметы), что в верхнем ряду фишек больше. Понимание того, что это не так — если не обращать на это особого внимания, — приходит достаточно поздно, даже с обычными детьми. Итак, ребенок должен понимать, что количество предметов не меняется в зависимости от того, как именно расположены предметы. (Если ребенку пока слишком трудно дается это понимание, этот шаг можно отложить.)
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика показать синюю фишку (если он знает синий цвет), похвалите ребенка. Если ребенок не дает правильного ответа, сами покажите ему синюю фишку, дотроньтесь его рукой до синей фишки. Попросите его указать еще на одну фишку такого же цвета.
Теперь «растяните» ряд с синими фишками, раздвиньте их подальше друг от друга. Снова спросите ребенка, одинаковое ли количество синих и красных фишек, или каких-то фишек больше. Добивайтесь правильного ответа: да, одинаковое. Если ребенку трудно это понять, снова придвиньте синие фишки к красным, чтобы можно было видеть их пары.
Если это необходимо, повторяйте это упражнение с различными предметами, подчеркивая, что количество предметов остается неизменным вне зависимости от их расположения.
Можно играть так в классе, выделив две группы по 4-5 человек и поставив их друг напротив друга.
Упражнение: «Начинаем считать: соотношение одно числительное – один предмет (1-5)»
Цель: Ребенок должен научиться называть правильное числительное для соответствующего предмета в ряду от 1 до 5 предметов. (Если малыш этого не понимает, он может называть шаги вслух «раз, два, три, четыре» и сделать при этом 6, 8 и т.п. шагов или прыжков. Это случается с маленькими детьми довольно часто.)
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика раздать присутствующим каждому по 1 стаканчику или по 1 конфетке. Для этого ребенку не нужно уметь считать. Подчеркните, что конфеты распределены справедливо, честно. У всех по 1 конфетке. Похвалите ребенка за честность. (Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально, он может раздать что-нибудь своим игрушкам.)
Что делать далее: после обязательного проигрывания «ситуации успеха» возьмите 5 счетных палочек (фишек…), считайте их вслух «один, два, три, четыре, пять» и одновременно раскладывайте их по 1 на стол перед учеником. Попросите ученика взять счетные палочки и повторить то же действие. Если ребенок еще не считает до 5, начинайте с 3 палочек. Тренируется два навыка – устный счет от 1 до 3 (5) и понимание того, что одно слово-числительное соответствует одному объекту.
Освоив таким образом счет от 1 до 3, переходите к счету от 1 до 5. Даже если ребенок умеет уже считать до 10 и дальше, не переходите пока к дальнейшему счету. Нужно обязательно научить ребенка, что одно слово-числительное соответствует одному предмету, одному «шагу».
Упражнение: «Столько же точек»
Материалы: 15 и больше палочек для мороженого или счетных палочек, от 5 до 9 пустых бумажных или пластиковых стаканчиков, маркер для рисования на них точек.
Что делать далее: Нарисуйте на первом стаканчике одну большую точку, на втором две, на третьем три и так далее. Предложите ученику поставить в стаканчик столько палочек, сколько на нем точек. Проверьте, насколько успешно он справился с заданием.
Если ребенок не уверен в своих силах, можно разрешить ему пересчитать точки и пересчитать палочки вслух.
Упражнение: «Сознательный счет до 10»
Цель: Ребенок может сознательно и правильно досчитать до 10, демонстрируя понимание того, что одному предмету соответствует одно слово-числительное.
Материалы: Различные предметы (кубики, карандаши и т.п.), которые можно посчитать. Хорошо бы это было что-то, что нравится ребенку. Контейнер (коробка) для этих предметов.
Что делать далее: Попросите ребенка пересчитывать предметы по 1 и тут же укладывать их по 1 в коробку. Ученик говорит «один», берет первый карандаш и кладет его в коробку, говорит «два», берет второй карандаш, кладет в коробку и т.д.
Важно класть предметы в коробку, чтобы ребенок не ошибся и не пересчитал их «по второму кругу».
Если ребенок захватывает за раз больше одного предмета, сами подавайте ему из рук в руки по одному предмету.
Включение в повседневную жизнь: Повторяйте это упражнение с различными предметами, дома и в саду, в школе. Если ребенку нравятся диски с мультиками, пусть пересчитывает их, когда составляет их на подставку для дисков. Все, что нравится ребенку, будет мотивировать его к счету. Например, ему может нравится пересчитывать предметы в своей коллекции (если он что-то коллекционирует), магнитики, свои машинки или куколки из «Киндер-сюрпризов».
Упражнение: «Сколько»
Цель: Ребенок должен понимать, что последнее названное при порядковом счете числительное соответствует количеству предметов. Как правило, начиная осваивать счет, ребенок этого не понимает. Он может досчитать до 5 механически либо досчитать до 5 осознанно, трогая при каждом слове каждую из положенных перед ним 5 вилок, но не сможет ответить на вопрос, СКОЛЬКО же перед ним вилок.
Материалы: Любой счетный материал, например, счетные палочки или что-нибудь, что интересно считать. Носовой платок.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика сказать, какого цвета счетные палочки, если он знает ответ. Похвалите ребенка.
Что делать далее: Положите перед учеником три синих счетных палочки, считая вслух «один, два, три». Скажите: теперь у тебя три палочки. Сколько у тебя палочек? (Ребенок должен сказать: три.) Если он справляется с этим, положите перед ним 5 палочек, отсчитывая: «1, 2, 3, 4, 5». Спросите: «Сколько у тебя палочек?». Проверьте, понимает ли он, что последнее названное вслух числительное соответствует КОЛИЧЕСТВУ палочек. Если ребенок этого не понимает, тренируйтесь поначалу с тремя предметами.
Включение в повседневную жизнь: Для этого навыка включение в повседневную жизнь крайне важно!
Пересчитывайте все, что попадется под руку. Пока ребенку еще трудно сосредоточиться на счете, пусть он считает только одинаковые предметы – не разнородные игрушки, например, а одинаковые кубики. Считайте тарелки на столе; предметы одежды, укладывая их в стиральную машину; ключи на брелке; апельсины, складывая их в пакет или укладывая в холодильник; выдуваемые ребенком мыльные пузыри; карандаши, которые пора подточить, и так далее. Попросите ребенка угадать, сколько маленьких крекеров или орешков уместится в горсти, пусть возьмет в горсть как можно больше, а потом вы с ним их пересчитаете. Считайте вслух, кидая ребенку мяч. Читайте ребенку стишки и детские книжки, в которых идет речь о счете.
Упражнение: «Что у меня в сумке» (игра)
Материалы: счетные палочки или другой счетный материал, маленький бумажный пакет
Что делать далее: Отсчитывайте палочки на виду у ученика и по 1 опускайте их в пакет. Затем закройте пакет и скажите: «Знаешь, сколько у меня в пакете палочек?». Если ребенок отвечает правильно, повторяя последнее названное вами числительное, пошутите, что он может видеть сквозь пакет. Затем по одной вынимайте палочки, пересчитывая их вслух, чтобы проверить, правильно ли ребенок ответил.
Повторяйте игру с разным количеством палочек (или других предметов), начиная с 1-2, если ребенку трудно дается предыдущее упражнение. Каждый раз, когда ребенок называет количество правильно, он победил, а вы проиграли.
Со старшими детьми и подростками используйте не счетный материал, а что-нибудь из повседневной жизни, например, ключи или монеты.
Упражнение: «Ноль»
Цель: Ребенок должен понимать, что такое «ноль», и использовать это слово.
Материалы: Маленькие кусочки еды, например, драже, жевательный мармелад или ягодки. Машинки, кубики.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Спросите ученика, что перед ним, похвалите его за правильный ответ.
Что делать далее: Дайте ребенку две ягоды. Скажите ему, что у него сейчас две ягоды. Затем заберите одну обратно. Спросите, сколько у него осталось ягод. Разрешите ему съесть эту ягодку и спросите, сколько у него теперь. Если он ответит, что у него нет ягод, объясните, что это называется «ноль». Нарисуйте ноль и покажите ребенку.
Тренируйтесь так же с несъедобными предметами – их придется отбирать у ребенка, поэтому постарайтесь так подобрать эти предметы, чтобы малыш не начал при этом плакать.
Включение в повседневную жизнь: Продолжайте обсуждать с ребенком понятие «ноль». Встаньте перед ребенком босиком и скажите: «Сколько на мне тапочек? Нисколько? Ноль!». Если у малыша образное мышление, можете показать ему, что ноль грустный, потому что у него ничего нет. Сложите большой и указательный палец «бубликом» и покажите ребенку дырку: «Ноль выглядит так, тут ничего нет!».
Если ребенка интересует спорт, обращайте его внимание на нулевое количество очков или баллов, нулевой счет – ничью 0 : 0 в начале любого матча и т.п.
Упражнение: «Счет от 11 до 19»
Цель: Ребенок должен научиться правильно считать, освоив наименования чисел – вначале от 11 до 13, затем от 14 до 19.
Материалы: Различный счетный материал, монетки. Картонка из-под яиц.
Что делать далее: Ученик должен научиться словам «одиннадцать», «двенадцать», «тринадцать» и понимать, что они означают. Если ребенок умеет считать пока только до 10, поставьте перед ним 11 человек или 11 предметов и попросите посчитать вслух. Когда он дойдет до одиннадцатого, скажите: «А с этим что делать? Это 11!» Повторите это слово много раз, пусть ребенок выучит и запомнит его. Затем так же вводите числительные 12 и 13, а затем, постепенно, числительные до 19.
Для наглядности можно пересчитывать предметы, например, монетки, по одной раскладывая их в контейнер/ картонку для яиц.
Включение в повседневную жизнь: Так же, как с упражнением на счет 1-5 и 1-10. Можно еще обсудить друзей-школьников и сколько им лет.
Возможно, ребенку с синдромом Дауна не так легко будет научиться считать до 20. Этот навык надо будет закреплять до того, как вы будете учить его считать дальше. Поэтому, еще до того, как вы перейдете к нижеописанным упражнениям, можно будет параллельно учить его распознавать и писать цифры. Поскольку у детей с синдромом Дауна, как правило, сильна визуальная память, цифры могут помочь им лучше запомнить числительные.
Упражнение: «Понимание логики образования числительных 21-29»
Цель: Ребенок должен понять логику образования числительных 21-29.
Материалы: 40 маленьких крекеров или счетных палочек, бумажные тарелки.
Ситуация успеха, Проигрываемая в начале занятия: попросите ребенка посчитать до 19, пока вы кладете на стол по 1 печенью или палочке. Похвалите ребенка.
Что делать далее: Скажите: «А теперь я буду считать дальше. 20, 21, 22… 29». Положите на каждую тарелку по 10 крекеров. «Давай посчитаем еще раз. Двадцать. Двадцать… что? Один, правильно, 21». Продолжайте считать, спрашивая ребенка о подсказке. «А после двух что идет? Три, правильно, значит, 23». (Можете параллельно записывать числа, если вы уже начали работать над цифрами.)
Учите ребенка механическому счету наизусть от 20 до 29, а также сознательному счету предметов до 29. Когда он хорошо это усвоит, проверьте, понял ли он саму логику образования этих числительных. Если да, то ему будет легко научиться считать от 30 до 39. Но не торопитесь с дальнейшим счетом, вы можете сбить ребенка с толку и он растеряется.
Упражнение: «Определение количества без счета» (на глаз)
Цель: Ребенок должен научиться определять количество предметов, например, точек на игральном кубике без счета. Поначалу до 4 точек.
Примечание: Ученикам с дискалькулией это может не даваться.
Материалы: Игральные кубики, карточки с нарисованным на них различным количеством точек. Если у ребенка плохое зрение, запаситесь большими сувенирными кубиками, например, из поролона, или сделайте кубики сами из кубической коробки, на каждой из сторон которой вы нарисуете от 1 до 6 точек.
В дальнейшем – домино.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Попросите ученика найти сторону кубика, на которой он видит две точки. Похвалите ребенка.
Что делать далее: Покажите ему в быстром темпе (чтобы ребенок не успел сосчитать «1, 2, 3») карточки, на которых нарисовано от 1 до 3 точек. Спросите, может ли он сказать «на глазок», сколько там точек. Добавьте четвертую (а затем и пятую) карточку. Позанимайтесь с ребенком этой веселой игрой.
Вы можете тренировать ребенка определять количество точек по методу Глена Домана (постоянно и регулярно показывая ему карточки с различным количеством точек, начиная с 1 до 10, и называя ему количество точек вслух, не требуя ответа от ребенка).
Хорошо тренируют этот навык различные настольные игры с кубиком и фишками, где нужно отсчитывать количество ходов, а также домино.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
www.kidsunity.org
часть 1, Особенности детей и взрослых с синдромом Дауна, оказывающие влияние на освоение математических понятий » Единство детей
Жан Пиаже, швейцарский психолог, выделяет следующие стадии когнитивного развития (т.е. развития мышления).
(1) Сенсомоторное развитие (в норме младенчество и период примерно до 2 лет). Ребенок изучает мир, трогая его, получая различные ощущения через различные каналы (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), передвигаясь и исследуя.
(2) Период подготовки конкретных операций (в норме примерно 2-7 лет). Ребенок осваивает сюжетную игру, подключает воображение и абстрактное мышление. На первый план выходит предметно-изобразительное действие. Если взять два одинаковых куска глины, из первого куска скатать шарик, а из второго сделать «змейку», ребенок скорее всего скажет, что во втором куске было больше глины – в этом суждении он опирается на размер, на бОльшую длину.
(3) Период конкретных логических операций (в норме примерно 7-12 лет). Ребенок учится решать задачи в уме, используя правила логики. Однако он способен это делать пока только на основе конкретной информации, которую он может непосредственно воспринять. Например, он может посчитать количество ягод в своей тарелке и в тарелке брата. Он может затем выполнить операцию сложения и узнать, сколько всего ягод, либо сравнить количество ягод и выяснить, что у брата на две ягодки больше. Однако, если дать ему задачу с абстрактными числами, ребенок может не справиться с подобной задачей. В данной книге объясняется, как заниматься математикой с людьми, мыслящими конкретно, остающимися на этом уровне.
(4) Период формальных операций (в норме от 12 лет и старше). Ребенок способен мыслить абстрактно и не нуждается в иллюстрациях и конкретных, осязаемых примерах.
Какие практические навыки, связанные с математическими понятиями и операциями, рассмотрены в этой книге
— навыки работы с калькулятором
— математические понятия, которые ребенок должен освоить до понятия числа
— простые сравнения
— сопоставление, классификация
— понятие числа
— навык счета
— навык примерного определения количества (малых количеств) без счета «на глаз»
— распознавание цифр
— использование числовой прямой
— счет до больших чисел
— счет с пропуском
— вес разряда
— написание цифр: рисование прямых и кружочков, как научить ребенка писать цифры, как можно обойтись без этого
— порядковые числительные
— расположение чисел по порядку
— слова, используемые для сравнения
— простые графики (по желанию)
— сложение: сложение простых и сложных чисел, сложение с помощью калькулятора, решение задач на сложение
— вычитание: вычитание простых и сложных чисел, вычитание с помощью калькулятора, решение задач на вычитание, как посчитать сдачу в магазине
— понятие времени
— понятие временных отрезков (дни, недели, месяцы)
— расписание
— как определить время по часам
— измерение: длина, емкость (вместимость), вес
— температура
— формы (двумерные и трехмерные)
— последовательности (продолжи ряд…)
— деньги
Прим.: Дальнейшие навыки (дроби, умножение и деление, проценты и проч.) рассматриваются в следующей книге того же автора.
Характеристики детей/людей с синдромом Дауна, мешающие освоению математических понятий
Следует отметить, что не все люди (в дальнейшем – ученики) с синдромом Дауна будут обладать всеми следующими характеристиками. Возможно, в вашем случае ученик будет обладать лишь некоторыми из этих особенностей.
1. У учеников с синдромом Дауна обычно отмечаются сложности с кратковременной и оперативной памятью. Если информация для них неинтересна, не обладает эмоциональным зарядом (а арифметические примеры, как правило, им не обладают), ученик с синдромом Дауна часто склонен забывать о том, чему его учили. Однако, если информация или навык запечатлелись в долговременной памяти, он будет помнить их долго, наверное, даже дольше, чем его родители.
2. У детей с синдромом Дауна отмечается отставание в развитии навыков мелкой моторики. Им трудно писать цифры в клеточках, трудно попадать на нужные кнопочки калькулятора. Если ребенок прикладывает все старания, чтобы аккуратно вывести цифру в тетради, он вряд ли может сосредоточиться на том, чтобы правильно выполнить арифметическое действие.
3. Люди с синдромом Дауна обычно сталкиваются с трудностями при развитии речи. Хотя они, как правило, понимают больше, чем хотят сказать, им все равно бывает трудно понять, например, задание в учебнике, условие задачи или инструкцию учителя, и еще труднее – объяснить, чего именно они не поняли. Это нередко приводит к тому, что учитель считает ребенка неспособным вообще освоить математику, однако это не так.
4. Человеку с синдромом Дауна трудно понять задания, особенно если они всегда формулируются по-разному. Например, ему нелегко разобраться, что от него требуется в следующих случаях (пример заданий из учебника):
— Впиши пропущенные числа.
— Напиши число меньше на одну единицу.
— Впиши числа в промежутках.
— Расставь числа в правильном порядке.
Ученикам с синдромом Дауна очень помогает, если задачу можно разбить на несколько действий. Например, рассмотрим следующую задачу. «У Яна 1 шоколадка, у Элла 7 шоколадок, а у Хайнца 4 шоколадки. Сколько шоколадок было бы у каждого, если бы они поделили шоколадки поровну?». Задача кажется очень трудной. Но ученик с синдромом Дауна вполне способен с нею справиться, если подсказать ему, что сначала нужно сложить все шоколадки, а затем уже поделить их на три. (Если ребенок еще не освоил деление, он способен выполнить это действие вручную с конкретными шоколадками.)
5. Людям с синдромом Дауна гораздо сложнее воспринимать информацию на слух. Учителя должны об этом помнить. Нужно всегда представлять задания в письменном виде, желательно с наглядными пособиями (положить перед учеником настоящие рубли и копейки и т.д.).
6. У детей с синдромом Дауна, как правило, недостаточно повседневного опыта в решении практических математических задач, по сравнению с обычными детьми. Вот несколько примеров. Родители склонны чрезмерно опекать детей с синдромом Дауна, они гораздо позже начинают ходить в магазин за хлебом одни (если вообще начинают), да и отправляясь в магазин сами, родители зачастую предпочитают оставить малыша с синдромом Дауна дома, чтобы он чего не натворил. Таким образом, ребенок лишается возможности посчитать яблоки и апельсины во фруктовом отделе или найти кассу №4. Поскольку дети с синдромом Дауна бывают медлительны, их братья и сестры могут опережать их и считать предметы, называть количество очков в игре и пр. за них. Из-за трудностей с мелкой моторикой и проблем с памятью вы предпочтете внести телефонный номер подруги ребенка с синдромом Дауна в память телефона, вместо того чтобы каждый раз позволять ребенку потренироваться и набрать его самому, и так далее.
7. Дети с синдромом Дауна обычно развиваются с некоторой задержкой. Они проходят все те же стадии развития, что обычные дети, но медленнее. Таким образом, если вернуться к стадиям, выделенным Пиаже (выше), мы можем сказать, что большинство детей с синдромом Дауна в школьном возрасте остаются на стадии конкретного мышления. Если вы покажете ребенку с СД пирог, разрезанный на 6 кусков, и спросите, сколько кусков останется, если взять и съесть два куска, он может ответить правильно. Если же вы дадите ему пример «1 – 2/6», это поставит его в тупик. Еще труднее ребенку с синдромом Дауна даются условные обозначения, например, иксы и игреки, которые могут означать все, что угодно. Люди с синдромом Дауна хорошо справляются с заданиями, практический смысл которых им ясен.
8. Нередко бывает так, что у ученика с синдромом Дауна нет мотивации, т.к. он испытал уже слишком много неудач в попытках освоить сложные математические понятия. Он даже не хочет пытаться. А еще ему может казаться, что математика – чисто абстрактная наука, которая совершенно не пригодится ему в повседневной жизни.
К счастью, интересные задания в игровой форме и реальные ситуации способны исправить эту проблему.
Характеристики учеников с синдромом Дауна, помогающие освоению математических понятий
Следует снова отметить, что не все люди (в дальнейшем – ученики) с синдромом Дауна будут обладать всеми следующими характеристиками. Возможно, в вашем случае ученик будет обладать лишь некоторыми из этих особенностей.
1. Большинство людей (особенно детей) с синдромом Дауна хотят понравиться учителю. Если учитель им симпатичен, они с энтузиазмом приступают к занятиям. Согласно некоторым исследованиям, у детей с синдромом Дауна отмечается меньше проблем с поведением, чем у детей с умственной отсталостью, вызванной другими причинами.
2. Многие люди с синдромом Дауна хорошо обучаются при помощи зрительных опор. Картинки, символы, графики, написанные условия задач помогают им понять задание.
3. Даже если речь ученика с синдромом Дауна не слишком разборчива, как правило, он способен изъясняться так, чтобы его поняли, с помощью мимики, жестов, знаков.
4. Дети с синдромом Дауна проходят все те же стадии в освоении понятий, что обычные дети, но медленнее. Им просто нужно намного больше практики. Однако им не нужны бесконечные автоматические повторения и зубрежка, их интересует творческий подход.
5. Ученикам с синдромом Дауна часто нравится работать с калькуляторами и компьютерами.
6. Детям с синдромом Дауна нравится общаться со сверстниками, они склонны подражать им. Во многих случаях одноклассник может лучше, чем учитель, объяснить материал ребенку с синдромом Дауна. Все учителя, пробовавшие подключать к обучению детей с синдромом Дауна их обычных сверстников, отмечали положительные результаты.
Приводимые в книге Деанны Хорстмайер примеры, игры, принципы занятий подходят не только ученикам с синдромом Дауна, но и некоторым людям с аутизмом, СДВГ и умственной отсталостью различной степени и происхождения.
Основные принципы занятий
1. Опирайтесь на зрительные впечатления, зрительную память. Используйте наглядные пособия.
2. Используйте практические задания и пособия, которые можно потрогать. Вспомните, как вам легче научиться работать с какой-то компьютерной программой – прочитать инструкцию или если вам кто-нибудь покажет, что и в какой последовательности делать? Конечно, второе. Заставляйте учеников что-то делать, а не только смотреть на страницы задачнкиа, полные цифр и букв, например, попросите всех учеников в классе, кому нравится красный цвет, встать и подойти к двери, а потом предложите посчитать, скольким ученикам нравится красный.
3. Используйте структурированный подход с некоторой долей гибкости. Ученикам с синдромом Дауна очень нужна стабильность, когда они знают, что за чем следует, чего ожидать. Это позволяет им чувствовать себя увереннее. Можно нарисовать иллюстрированный план урока и следовать этой структуре. Можно также чуточку заранее предупреждать учеников о том, что их сейчас ждет, при переходе от одного вида деятельности к другой: «Сейчас мы будем считать. Ваня, пожалуйста, собери у своего ряда ножницы».
4. Старайтесь сделать так, чтобы ученик мог применить свои навыки в реальной жизни. Отправляйтесь с ним в магазин, чтобы купить конфет или диски с мультиками, попросите его переключить каналы телевизора на пульте дистанционного управления и т.п. Внимательно следите за тем, чтобы эти задания не были слишком сложны для ребенка и вселяли в него большую уверенность в себе, создавали дополнительную мотивацию.
5. Старайтесь, чтобы ученик был сосредоточен на задании. Оцените, как долго могут оставаться сосредоточенными обычные дети его возраста. Продумайте, как привлечь и удержать внимание ребенка. Ваш голос не должен быть монотонным. Если вы приступаете к освоению чего-то нового, придумайте какой-нибудь завлекательный трюк. Часто ученикам с синдромом Дауна трудно понять, что, если они не будут стараться, они не получат хорошую отметку – это для них слишком отдаленное будущее. Продумайте систему немедленных наград, например, наклейки в тетрадку.
6. Проверьте, чтобы в заданиях не было ничего, что отвлекает внимание. Ученикам с синдромом Дауна трудно бывает сосредоточиться, если на одной странице учебника содержится слишком много задач, используется слишком много различных шрифтов, цветов, картинок. Задачи в несколько действий могут сразу сбить их с толку и заставить «отключиться». Один из способов, как можно исправить ситуацию, — взять листок бумаги с вырезанным окошком и закрыть им все ненужное на странице. Другой способ – ксерокопировать задания таким образом, чтобы нужное задание было набрано увеличенным шрифтом и на странице больше ничего не было, — только само задание и место, где нужно вписать ответ. Тщательно проверяйте, хорошо ли пропечатано задание, нельзя ли спутать единицу и семерку, например.
7. Минимизируйте требования к мелким движениям. Так, ребенок с синдромом Дауна может ошибаться при решении примеров в столбик, потому что ему трудно писать единицы под единицами, а десятки – под десятками в маленьких клеточках. Используйте тетради с крупными клетками, можно использовать «подсказки». Например, если в столбик написан пример 30+70, можно подвести под столбиком черту и несильно закрасить простым карандашом ТРИ клеточки под разрядами единиц, десятков и сотен, чтобы ребенок мог догадаться, где именно начинать писать правильный ответ «100».
8. Структурируйте время, отведенное на домашнее задание. Договоритесь с учителем, как именно надо строить выполнение домашнего задания. Если ребенок старательно пытался понять, что от него требуется, в течение 20-30 минут и все равно не понимает, пойдет отрицательная реакция, он расстроится и перестанет стараться. Поговорите с учителем, что делать в таких случаях. Не давите на ребенка чрезмерно. Старайтесь выполнять домашнее задание каждый день в одно и то же время.
9. Если ребенок ведет себя плохо, например, закатывает истерику и не хочет учить уроки, постарайтесь разобраться в причинах такого поведения. Проведенный в Великобритании опрос учителей инклюзивных школ показал, что для детей с синдромом Дауна самым эффективным способом регулировать поведение является похвала и выдача каких-то «наград» (наклеек и т.п.). Регуляция поведения с помощью оценок плохо работает с такими детьми. Наказание или игнорирование ребенка в случае плохого поведения также не слишком успешны, т.к. иногда дети с синдромом Дауна не способны понять причинно-следственную связь между своим собственным поведением и наказанием со стороны учителя. Дома вы также можете применять систему наград, но дети (любые дети) зачастую не воспринимают родителя как учителя. Попробуйте подключать к обучению братьев и сестер, друзей ребенка или наймите репетитора.
10. Создавайте «ситуацию успеха» в самом начале занятия. До того как приступить к занятию, спросите у ребенка о чем-то, что он точно знает, и с энтузиазмом похвалите его за правильный ответ. Старшие дети с синдромом Дауна, особенно если они обучаются вместе с обычными детьми, заранее настроены на неудачу, на то, что у них все будет получаться медленнее. Не забывайте хвалить ребенка за старание, за попытку – не только за успех. Однако не перехваливайте ученика. Он не должен работать только за вашу похвалу. Постепенно учите его находить отдачу в самом выполнении задания, это пригодится ему гораздо больше.
11. По возможности подключайте в качестве учителя, помощника ровесников ребенка.
12. Тренируйте кратковременную и долговременную память ребенка. Отличный способ это сделать – музыка. Подыщите детские песенки, которые помогут запомнить последовательность чисел. Это хорошо всем знакомые «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». Не забывайте о наглядности. Для освоения дробей покажите ребенку нарезанный пирог, при изучении времени сконструируйте с ним вместе модель часов. Используйте мнемонические приемы (так, известен прием российской учительницы, которая объясняла знак «больше >» как открытую пасть крокодила).
13. Учите ребенка пользоваться калькулятором достаточно рано.
14. Сделайте так, чтобы занятия проходили в теплой, веселой атмосфере.
15. Подключайте компьютерные программы. Людям с синдромом Дауна, как правило, нравится работать на компьютере. Существуют обучающие программы и программы, закрепляющие навыки. Яркие образы, веселые звуки, немедленное подкрепление правильного ответа или порицание за неправильный ответ привлекают детей и взрослых.
16. Разбивайте сложные задачи на пошаговые действия.
В данной книге приводится 9 способов адаптации ОБЫЧНЫХ заданий для учеников с синдромом Дауна.
1. Уменьшайте количество заданий.
2. Выделяйте больше времени на освоение каждого навыка, выполнение каждого задания.
3. Больше помогайте ученику.
4. Приспосабливайте предъявление задания для вашего ребенка, например, читайте с ним условие вслух или подыскивайте наглядные пособия.
5. Упрощайте условия задач, например, разрешите ему использовать калькулятор.
6. Приспосабливайтесь к конкретному ученику в плане проверки знаний. Убедитесь, что вы проверяете именно математический навык, а не сопутствующий! Например, из-за отставания в развитии мелкой моторики ребенку может быть трудно самому написать нужные цифры, но он может выполнить арифметическое действие и сможет приклеить наклейку с изображением числа = правильного ответа на задачу.
7. Позволяйте ученику с синдромом Дауна участвовать в решении хотя бы ЧАСТИ сложного задания, например, он может посчитать, сколько его одноклассников любят ванильное мороженое, а остальные одноклассники переведут эту цифру в проценты.
8. Приспосабливайте уровень целей и задач, заявленных в учебном плане, к конкретному ученику с синдромом Дауна. Возможно, его одноклассники уже будут складывать трехзначные числа, пока он сражается с однозначными, в этом нет ничего страшного. У него свой темп развития.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
www.kidsunity.org
Статья по теме: Статья «Дети с синдромом Дауна глазами математика»
ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 29
«Дети с синдромом Дауна
глазами математика».
Учитель математики: Нестерова Н. К.
2012 -2013 уч. год.
Когда в семье рождается особый ребенок, душевный мир взрослых подвергается серьезному испытанию. Для нас, учителей, проводящих в школе большую часть своей жизни, такие дети тоже становятся своими, родными. А это значит, что мы становимся частью их жизни, важным звеном в становлении и развитии .
Математика, как предмет и наука в целом, сложна, требует развитой интеллектуальной сферы, логического мышления. Не секрет, что и то и другое недоступно детям с синдромом Дауна.
Что же делать учителю, которому предписывается выполнение программного содержания? Как не нарушить душевное равновесие этих «особых» детей и вместе с тем, в условиях нашего социума дать им надежную опору?
Главная общеобразовательная задача обучения математики в школах VIII вида, куда обычно и попадают такие дети – добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и будущей профессии так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь.
Тут-то и начинаются проблемы. У учеников с синдромом Дауна обычно отмечаются сложности с кратковременной и оперативной памятью. Если информация для них неинтересна, не обладает эмоциональным зарядом (а арифметические примеры, как правило, им не обладают), ученик с синдромом Дауна часто склонен забывать о том, чему его учили. Однако, если информация или навык запечатлелись в долговременной памяти, он будет помнить их долго, наверное, даже дольше, чем его родители.
Вот вам и первая подсказка. Надо сделать так, чтобы им было интересно то, что им предлагает учитель. Необходима опора на зрительный образ или предмет. Здесь подойдет использование объемных и плоскостных ярких предметов, счетного материала. Многие люди с синдромом Дауна хорошо обучаются при помощи зрительных опор. Картинки, символы, графики, написанные условия задач помогают им понять задание.
Людям с синдромом Дауна гораздо сложнее воспринимать информацию на слух. Учителя должны об этом помнить. Нужно всегда представлять задания в письменном виде, желательно с наглядными пособиями (положить перед учеником настоящие рубли и копейки и т.д.) Интересным опытом, на мой взгляд, является применение английской системы «Нумикон». К сожалению, хотя я окончила курсы по системе «Нумикон», но не смогла по ряду причин воплотить эти знания на своих уроках. Целесообразно эту систему, во-первых, вводить с начальной школы, ведь она включает несколько этапов, которые растянуты по времени, в зависимости от усвоения материала. А времени у учащихся 8 класса, где учатся такие дети, уже нет. Во-вторых, более эффективной она выглядит при применении в классах, где обучаются дети со сложной структурой дефекта, где меньшая наполняемость и примерно одинаковый уровень развития. Ведь не секрет, что невозможно уделить внимание таким детям на протяжении всего урока, хотя это им очень необходимо. Может быть тогда выход в другом?
Большинство людей (особенно детей) с синдромом Дауна хотят понравиться учителю. Если учитель им симпатичен, они с энтузиазмом приступают к занятиям. Согласно некоторым исследованиям, у детей с синдромом Дауна отмечается меньше проблем с поведением, чем у детей с умственной отсталостью, вызванной другими причинами. Я считаю это очень верным утверждением. На моих уроках я стараюсь создавать для них особую атмосферу комфорта, где они – активные участники всего происходящего на уроке. Детям с синдромом Дауна нравится общаться со сверстниками, они склонны подражать им. Во многих случаях одноклассник может лучше, чем учитель, объяснить материал ребенку с синдромом Дауна. Мною это тоже практикуется на уроках в определенные моменты. Можно отметить при этом положительные результаты, как в овладении требуемым материалом, так и в развитии речи. Даже если речь ученика с синдромом Дауна не слишком разборчива, как правило, он способен изъясняться так, чтобы его поняли, с помощью мимики, жестов, знаков. При этом, такого вида практика, имеет возвратную сторону. Так называемые ученики-учителя, тоже получают положительный опыт повторения, развития речи, умения общаться, наконец, терпения; получают благодарных «учеников».
Еще одна сложность, у детей с синдромом Дауна отмечается отставание в развитии навыков мелкой моторики. Им трудно писать цифры в клеточках, трудно попадать на нужные кнопочки калькулятора. Если ребенок прикладывает все старания, чтобы аккуратно вывести цифру в тетради, он вряд ли может сосредоточиться на том, чтобы правильно выполнить арифметическое действие. Ученикам с синдромом Дауна часто нравится работать с калькуляторами и компьютерами. Пусть клеточки в тетради будут побольше, а кнопки калькулятора пошире с хорошо видимыми цифрами и знаками, а клавиатура компьютера удобной. Применение компьютера и калькулятора в своей работе жизненно необходимы детям с синдромом Дауна, ибо в повседневной жизни, без этой техники им не справиться. Пусть же на уроках они получат богатый опыт, практику, которая окажется необходимой для дальнейшей адаптации их в социуме.
Можно тем самым выделить основные принципы занятий:
1. Опирайтесь на зрительные впечатления, зрительную память. Используйте наглядные пособия.
- Используйте практические задания и пособия, которые можно потрогать. Вспомните, как вам легче научиться работать с какой-то компьютерной программой – прочитать инструкцию или если вам кто-нибудь покажет, что и в какой последовательности делать? Конечно, второе. Заставляйте учеников что-то делать, а не только смотреть на страницы задачника, полные цифр и букв, например, попросите всех учеников в классе, кому нравится красный цвет, встать и подойти к двери, а потом предложите посчитать, скольким ученикам нравится красный.
3. Используйте структурированный подход с некоторой долей гибкости. Ученикам с синдромом Дауна очень нужна стабильность, когда они знают, что за чем следует, чего ожидать. Это позволяет им чувствовать себя увереннее. Можно нарисовать иллюстрированный план урока и следовать этой структуре. Можно также чуточку заранее предупреждать учеников о том, что их сейчас ждет, при переходе от одного вида деятельности к другой: «Сейчас мы будем считать. Юля, пожалуйста, собери у своего ряда карточки, тетради, дневники и т. п.
4. Старайтесь сделать так, чтобы ученик мог применить свои навыки в реальной жизни. Отправляйтесь с ним в импровизированный магазин, чтобы купить конфет или диски с мультиками, попросите его переключить каналы телевизора на пульте дистанционного управления и т.п. Внимательно следите за тем, чтобы эти задания не были слишком сложны для ребенка и вселяли в него большую уверенность в себе, создавали дополнительную мотивацию, желание быть значимым, нужным.
5. Старайтесь, чтобы ученик был сосредоточен на задании. Оцените, как долго могут оставаться сосредоточенными обычные дети его возраста. Продумайте, как привлечь и удержать внимание ребенка. Ваш голос не должен быть монотонным. Если вы приступаете к освоению чего-то нового, придумайте какой-нибудь завлекательный трюк. Часто ученикам с синдромом Дауна трудно понять, что, если они не будут стараться, они не получат хорошую отметку – это для них слишком отдаленное будущее. Продумайте систему немедленных наград, например, наклейки в тетрадку, цветные печати или символы.
6. Проверьте, чтобы в заданиях не было ничего, что отвлекает внимание. Ученикам с синдромом Дауна трудно бывает сосредоточиться, если на одной странице учебника содержится слишком много задач, используется слишком много различных шрифтов, цветов, картинок. Задачи в несколько действий могут сразу сбить их с толку и заставить «отключиться». Один из способов, как можно исправить ситуацию, — взять листок бумаги с вырезанным окошком и закрыть им все ненужное на странице. Другой способ – ксерокопировать задания таким образом, чтобы нужное задание было набрано увеличенным шрифтом и на странице больше ничего не было, — только само задание и место, где нужно вписать ответ. Тщательно проверяйте, хорошо ли пропечатано задание, нельзя ли спутать, например, цифры, привлекает ли внимание объект или запись.
7. Минимизируйте требования к мелким движениям. Так, ребенок с синдромом Дауна может ошибаться при решении примеров в столбик, потому что ему трудно писать единицы под единицами, а десятки – под десятками в маленьких клеточках. Используйте тетради с крупными клетками, можно использовать «подсказки». Например, если в столбик написан пример 30+70, можно подвести под столбиком черту и несильно закрасить простым карандашом три клеточки под разрядами единиц, десятков и сотен, чтобы ребенок мог догадаться, где именно начинать писать правильный ответ «100». Необходимо чаще использовать цветовое решение при выполнении различных заданий .
8. Структурируйте время, отведенное на домашнее задание. Договоритесь с учителем или родителем, как именно надо строить выполнение домашнего задания. Если ребенок старательно пытался понять, что от него требуется, в течение 20-30 минут и все равно не понимает, пойдет отрицательная реакция, он расстроится и перестанет стараться. Что делать в таких случаях? Не давите на ребенка чрезмерно. Старайтесь выполнять домашнее задание каждый день в одно и то же время, в одной и той же последовательности учебных предметов.
9. Если ребенок ведет себя плохо, например, закатывает истерику и не хочет учить уроки, постарайтесь разобраться в причинах такого поведения. Регуляция поведения с помощью оценок плохо работает с такими детьми. Наказание или игнорирование ребенка в случае плохого поведения также не слишком успешны, т.к. иногда дети с синдромом Дауна не способны понять причинно-следственную связь между своим собственным поведением и наказанием со стороны учителя.10. Создавайте «ситуацию успеха» в самом начале занятия. До того как приступить к занятию, спросите у ребенка о чем-то, что он точно знает, и с энтузиазмом похвалите его за правильный ответ. Не забывайте хвалить ребенка за старание, за попытку – не только за успех. Однако не перехваливайте ученика. Он не должен работать только за вашу похвалу. Постепенно учите его находить отдачу в самом выполнении задания, это пригодится ему гораздо больше.
11. По возможности подключайте в качестве учителя, помощника, ровесника ребенка – это очень эффективный взаимообогащающий прием.
12. Тренируйте кратковременную и долговременную память ребенка. Отличный способ это сделать – музыка. Подыщите детские песенки, которые помогут запомнить последовательность чисел. Это хорошо всем знакомые: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», песенки про цифры и действия. Не забывайте о наглядности. Для освоения дробей покажите ребенку нарезанный пирог, при изучении времени сконструируйте с ним вместе модель часов. Используйте мнемонические приемы ( знак «больше >» как открытую пасть крокодила, клюв утенка; каждую цифру ассоциировать с каким либо предметом).
13. Учите ребенка пользоваться калькулятором достаточно рано.
14. Сделайте так, чтобы занятия проходили в теплой, дружеской атмосфере.
15. Подключайте компьютерные программы. Людям с синдромом Дауна, как правило, нравится работать на компьютере. Существуют обучающие программы и программы, закрепляющие навыки. Яркие образы, веселые звуки, немедленное подкрепление правильного ответа или порицание за неправильный ответ привлекают детей и взрослых.
16. Разбивайте сложные задачи на пошаговые действия.
Вместе с тем, разрешите привести 9 способов адаптации заданий для обычных учеников, к детям, имеющим синдром Дауна.
1. Уменьшайте количество заданий, иногда допустимо на уроке, если такой «особый» ученик будет являться просто слушателем, если по каким-либо причинам он отказывается работать на данном уроке. Но таких случаев должно быть как можно меньше (должны быть включены все органы чувств).
2. Выделяйте больше времени на освоение каждого навыка, задания.
3. Больше помогайте ученику, пусть он чувствует вашу поддержку и то, что ему всегда помогут, что он не один, он активный участник учебного процесса.
4. Приспосабливайте предъявление задания для ребенка, например, читайте с ним условие вслух или подыскивайте наглядные пособия.
5. Упрощайте условия задач, например, разрешите ему использовать калькулятор.
6. Приспосабливайтесь к конкретному ученику в плане проверки знаний. Убедитесь, что вы проверяете именно математический навык, а не сопутствующий! Например, из-за отставания в развитии мелкой моторики ребенку может быть трудно самому написать нужные цифры, но он может выполнить арифметическое действие и сможет приклеить наклейку с изображением числа — правильного ответа на задачу, соотнести картинку с количеством предметов как один из выбранных вариантов и полученный ответ.
7. Позволяйте ученику с синдромом Дауна участвовать в решении хотя бы части сложного задания, например, он может посчитать, сколько его одноклассников любят шоколадные конфеты, а остальные одноклассники переведут эту цифру в проценты, он назовет при показе учителем числители обыкновенных дробей, а остальные скажут, что он назвал в дробях.
8. Приспосабливайте уровень целей и задач, заявленных в учебном плане, к конкретному ученику с синдромом Дауна. Возможно, его одноклассники уже будут складывать трехзначные числа, пока он ведет борьбу с однозначными, в этом нет ничего страшного. У него свой темп развития.
Конечно, чтобы добиться эффективности в обучении таких детей, максимально возможной интеграции их в социум, требуется каждодневная, кропотливая работа не отдельного учителя, а целого ряда различных специалистов, при обязательной помощи и понимании проблем и путей их решения со стороны родителей. Только в таком тандеме, я считаю, можно добиться положительных результатов в работе с детьми с синдромом Дауна.
nsportal.ru
Преподавание математики детям с синдромом Дауна: ч.1, Особенности детей и взрослых с синдромом Дауна, оказывающие влияние на освоение математических понятий. (с) Horstmeier, DeAnna (Ph.D.). Teaching Math to People with Down Syndrome and Other Hands-on Learners. Basic Survival Skills. Woodbine House, 2004. Книга предоставлена Натальей Баженовой. Жан Пиаже, швейцарский психолог, выделяет следующие стадии когнитивного развития (т.е. развития мышления). Какие практические навыки, связанные с математическими понятиями и операциями, рассмотрены в этой книге— навыки работы с калькулятором— математические понятия, которые ребенок должен освоить до понятия числа — простые сравнения — сопоставление, классификация — понятие числа — навык счета — навык примерного определения количества (малых количеств) без счета «на глаз» — распознавание цифр — использование числовой прямой — счет до больших чисел — счет с пропуском — вес разряда — написание цифр: рисование прямых и кружочков, как научить ребенка писать цифры, как можно обойтись без этого — порядковые числительные — расположение чисел по порядку — слова, используемые для сравнения — простые графики (по желанию) — сложение: сложение простых и сложных чисел, сложение с помощью калькулятора, решение задач на сложение — вычитание: вычитание простых и сложных чисел, вычитание с помощью калькулятора, решение задач на вычитание, как посчитать сдачу в магазине — понятие времени — понятие временных отрезков (дни, недели, месяцы) — расписание — как определить время по часам — измерение: длина, емкость (вместимость), вес — температура — формы (двумерные и трехмерные) — последовательности (продолжи ряд…) — деньги Прим.: Дальнейшие навыки (дроби, умножение и деление, проценты и проч.) рассматриваются в следующей книге того же автора. Характеристики детей/людей с синдромом Дауна, мешающие освоению математических понятийСледует отметить, что не все люди (в дальнейшем – ученики) с синдромом Дауна будут обладать всеми следующими характеристиками. Возможно, в вашем случае ученик будет обладать лишь некоторыми из этих особенностей.1. У учеников с синдромом Дауна обычно отмечаются сложности с кратковременной и оперативной памятью. Если информация для них неинтересна, не обладает эмоциональным зарядом (а арифметические примеры, как правило, им не обладают), ученик с синдромом Дауна часто склонен забывать о том, чему его учили. Однако, если информация или навык запечатлелись в долговременной памяти, он будет помнить их долго, наверное, даже дольше, чем его родители. 2. У детей с синдромом Дауна отмечается отставание в развитии навыков мелкой моторики. Им трудно писать цифры в клеточках, трудно попадать на нужные кнопочки калькулятора. Если ребенок прикладывает все старания, чтобы аккуратно вывести цифру в тетради, он вряд ли может сосредоточиться на том, чтобы правильно выполнить арифметическое действие. 3. Люди с синдромом Дауна обычно сталкиваются с трудностями при развитии речи (подробнее об этом см. здесь: особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Хотя они, как правило, понимают больше, чем хотят сказать, им все равно бывает трудно понять, например, задание в учебнике, условие задачи или инструкцию учителя, и еще труднее – объяснить, чего именно они не поняли. Это нередко приводит к тому, что учитель считает ребенка неспособным вообще освоить математику, однако это не так. 4. Человеку с синдромом Дауна трудно понять задания, особенно если они всегда формулируются по-разному. Например, ему нелегко разобраться, что от него требуется в следующих случаях (пример заданий из учебника): — Впиши пропущенные числа. Ученикам с синдромом Дауна очень помогает, если задачу можно разбить на несколько действий. Например, рассмотрим следующую задачу. «У Яна 1 шоколадка, у Элла 7 шоколадок, а у Хайнца 4 шоколадки. Сколько шоколадок было бы у каждого, если бы они поделили шоколадки поровну?». Задача кажется очень трудной. Но ученик с синдромом Дауна вполне способен с нею справиться, если подсказать ему, что сначала нужно сложить все шоколадки, а затем уже поделить их на три. (Если ребенок еще не освоил деление, он способен выполнить это действие вручную с конкретными шоколадками.) 5. Людям с синдромом Дауна гораздо сложнее воспринимать информацию на слух. Учителя должны об этом помнить. Нужно всегда представлять задания в письменном виде, желательно с наглядными пособиями (положить перед учеником настоящие рубли и копейки и т.д.). 6. У детей с синдромом Дауна, как правило, недостаточно повседневного опыта в решении практических математических задач, по сравнению с обычными детьми. Вот несколько примеров. Родители склонны чрезмерно опекать детей с синдромом Дауна, они гораздо позже начинают ходить в магазин за хлебом одни (если вообще начинают), да и отправляясь в магазин сами, родители зачастую предпочитают оставить малыша с синдромом Дауна дома, чтобы он чего не натворил. Таким образом, ребенок лишается возможности посчитать яблоки и апельсины во фруктовом отделе или найти кассу №4. Поскольку дети с синдромом Дауна бывают медлительны, их братья и сестры могут опережать их и считать предметы, называть количество очков в игре и пр. за них. Из-за трудностей с мелкой моторикой и проблем с памятью вы предпочтете внести телефонный номер подруги ребенка с синдромом Дауна в память телефона, вместо того чтобы каждый раз позволять ребенку потренироваться и набрать его самому, и так далее. 7. Дети с синдромом Дауна обычно развиваются с некоторой задержкой. Они проходят все те же стадии развития, что обычные дети, но медленнее. Таким образом, если вернуться к стадиям, выделенным Пиаже (выше), мы можем сказать, что большинство детей с синдромом Дауна в школьном возрасте остаются на стадии конкретного мышления. Если вы покажете ребенку с СД пирог, разрезанный на 6 кусков, и спросите, сколько кусков останется, если взять и съесть два куска, он может ответить правильно. Если же вы дадите ему пример «1 – 2/6», это поставит его в тупик. Еще труднее ребенку с синдромом Дауна даются условные обозначения, например, иксы и игреки, которые могут означать все, что угодно. Люди с синдромом Дауна хорошо справляются с заданиями, практический смысл которых им ясен. 8. Нередко бывает так, что у ученика с синдромом Дауна нет мотивации, т.к. он испытал уже слишком много неудач в попытках освоить сложные математические понятия. Он даже не хочет пытаться. А еще ему может казаться, что математика – чисто абстрактная наука, которая совершенно не пригодится ему в повседневной жизни. Характеристики учеников с синдромом Дауна, помогающие освоению математических понятийСледует снова отметить, что не все люди (в дальнейшем – ученики) с синдромом Дауна будут обладать всеми следующими характеристиками. Возможно, в вашем случае ученик будет обладать лишь некоторыми из этих особенностей.1. Большинство людей (особенно детей) с синдромом Дауна хотят понравиться учителю. Если учитель им симпатичен, они с энтузиазмом приступают к занятиям. Согласно некоторым исследованиям, у детей с синдромом Дауна отмечается меньше проблем с поведением, чем у детей с умственной отсталостью, вызванной другими причинами. 2. Многие люди с синдромом Дауна хорошо обучаются при помощи зрительных опор. Картинки, символы, графики, написанные условия задач помогают им понять задание. 3. Даже если речь ученика с синдромом Дауна не слишком разборчива, как правило, он способен изъясняться так, чтобы его поняли, с помощью мимики, жестов, знаков. 4. Дети с синдромом Дауна проходят все те же стадии в освоении понятий, что обычные дети, но медленнее. Им просто нужно намного больше практики. Однако им не нужны бесконечные автоматические повторения и зубрежка, их интересует творческий подход. 5. Ученикам с синдромом Дауна часто нравится работать с калькуляторами и компьютерами. 6. Детям с синдромом Дауна нравится общаться со сверстниками, они склонны подражать им. Во многих случаях одноклассник может лучше, чем учитель, объяснить материал ребенку с синдромом Дауна. Все учителя, пробовавшие подключать к обучению детей с синдромом Дауна их обычных сверстников, отмечали положительные результаты. Приводимые в книге Деанны Хорстмайер примеры, игры, принципы занятий подходят не только ученикам с синдромом Дауна, но и некоторым людям с аутизмом, СДВГ и умственной отсталостью различной степени и происхождения. Основные принципы занятий1. Опирайтесь на зрительные впечатления, зрительную память. Используйте наглядные пособия.2. Используйте практические задания и пособия, которые можно потрогать. Вспомните, как вам легче научиться работать с какой-то компьютерной программой – прочитать инструкцию или если вам кто-нибудь покажет, что и в какой последовательности делать? Конечно, второе. Заставляйте учеников что-то делать, а не только смотреть на страницы задачнкиа, полные цифр и букв, например, попросите всех учеников в классе, кому нравится красный цвет, встать и подойти к двери, а потом предложите посчитать, скольким ученикам нравится красный. 3. Используйте структурированный подход с некоторой долей гибкости. Ученикам с синдромом Дауна очень нужна стабильность, когда они знают, что за чем следует, чего ожидать. Это позволяет им чувствовать себя увереннее. Можно нарисовать иллюстрированный план урока и следовать этой структуре. Можно также чуточку заранее предупреждать учеников о том, что их сейчас ждет, при переходе от одного вида деятельности к другой: «Сейчас мы будем считать. Ваня, пожалуйста, собери у своего ряда ножницы». 4. Старайтесь сделать так, чтобы ученик мог применить свои навыки в реальной жизни. Отправляйтесь с ним в магазин, чтобы купить конфет или диски с мультиками, попросите его переключить каналы телевизора на пульте дистанционного управления и т.п. Внимательно следите за тем, чтобы эти задания не были слишком сложны для ребенка и вселяли в него большую уверенность в себе, создавали дополнительную мотивацию. 5. Старайтесь, чтобы ученик был сосредоточен на задании. Оцените, как долго могут оставаться сосредоточенными обычные дети его возраста. Продумайте, как привлечь и удержать внимание ребенка. Ваш голос не должен быть монотонным. Если вы приступаете к освоению чего-то нового, придумайте какой-нибудь завлекательный трюк. Часто ученикам с синдромом Дауна трудно понять, что, если они не будут стараться, они не получат хорошую отметку – это для них слишком отдаленное будущее. Продумайте систему немедленных наград, например, наклейки в тетрадку. 6. Проверьте, чтобы в заданиях не было ничего, что отвлекает внимание. Ученикам с синдромом Дауна трудно бывает сосредоточиться, если на одной странице учебника содержится слишком много задач, используется слишком много различных шрифтов, цветов, картинок. Задачи в несколько действий могут сразу сбить их с толку и заставить «отключиться». Один из способов, как можно исправить ситуацию, — взять листок бумаги с вырезанным окошком и закрыть им все ненужное на странице. Другой способ – ксерокопировать задания таким образом, чтобы нужное задание было набрано увеличенным шрифтом и на странице больше ничего не было, — только само задание и место, где нужно вписать ответ. Тщательно проверяйте, хорошо ли пропечатано задание, нельзя ли спутать единицу и семерку, например. 7. Минимизируйте требования к мелким движениям. Так, ребенок с синдромом Дауна может ошибаться при решении примеров в столбик, потому что ему трудно писать единицы под единицами, а десятки – под десятками в маленьких клеточках. Используйте тетради с крупными клетками, можно использовать «подсказки». Например, если в столбик написан пример 30+70, можно подвести под столбиком черту и несильно закрасить простым карандашом ТРИ клеточки под разрядами единиц, десятков и сотен, чтобы ребенок мог догадаться, где именно начинать писать правильный ответ «100». 8. Структурируйте время, отведенное на домашнее задание. Договоритесь с учителем, как именно надо строить выполнение домашнего задания. Если ребенок старательно пытался понять, что от него требуется, в течение 20-30 минут и все равно не понимает, пойдет отрицательная реакция, он расстроится и перестанет стараться. Поговорите с учителем, что делать в таких случаях. Не давите на ребенка чрезмерно. Старайтесь выполнять домашнее задание каждый день в одно и то же время. 9. Если ребенок ведет себя плохо, например, закатывает истерику и не хочет учить уроки, постарайтесь разобраться в причинах такого поведения. Проведенный в Великобритании опрос учителей инклюзивных школ показал, что для детей с синдромом Дауна самым эффективным способом регулировать поведение является похвала и выдача каких-то «наград» (наклеек и т.п.). Регуляция поведения с помощью оценок плохо работает с такими детьми. Наказание или игнорирование ребенка в случае плохого поведения также не слишком успешны, т.к. иногда дети с синдромом Дауна не способны понять причинно-следственную связь между своим собственным поведением и наказанием со стороны учителя. Дома вы также можете применять систему наград, но дети (любые дети) зачастую не воспринимают родителя как учителя. Попробуйте подключать к обучению братьев и сестер, друзей ребенка или наймите репетитора. 10. Создавайте «ситуацию успеха» в самом начале занятия. До того как приступить к занятию, спросите у ребенка о чем-то, что он точно знает, и с энтузиазмом похвалите его за правильный ответ. Старшие дети с синдромом Дауна, особенно если они обучаются вместе с обычными детьми, заранее настроены на неудачу, на то, что у них все будет получаться медленнее. Не забывайте хвалить ребенка за старание, за попытку – не только за успех. Однако не перехваливайте ученика. Он не должен работать только за вашу похвалу. Постепенно учите его находить отдачу в самом выполнении задания, это пригодится ему гораздо больше. 11. По возможности подключайте в качестве учителя, помощника ровесников ребенка. 12. Тренируйте кратковременную и долговременную память ребенка. Отличный способ это сделать – музыка. Подыщите детские песенки, которые помогут запомнить последовательность чисел. Это хорошо всем знакомые «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» и другие (обратите внимание, например, на вот этот материал по пальчиковым играм — сколько здесь возможностей для освоения порядковых и количественных числительных! См. также ссылки ниже). Не забывайте о наглядности. Для освоения дробей покажите ребенку нарезанный пирог, при изучении времени сконструируйте с ним вместе модель часов. Используйте мнемонические приемы (так, известен прием российской учительницы, которая объясняла знак «больше >» как открытую пасть крокодила). 13. Учите ребенка пользоваться калькулятором достаточно рано. 14. Сделайте так, чтобы занятия проходили в теплой, веселой атмосфере. 15. Подключайте компьютерные программы. Людям с синдромом Дауна, как правило, нравится работать на компьютере. Существуют обучающие программы и программы, закрепляющие навыки. Яркие образы, веселые звуки, немедленное подкрепление правильного ответа или порицание за неправильный ответ привлекают детей и взрослых. 16. Разбивайте сложные задачи на пошаговые действия. В данной книге приводится 9 способов адаптации ОБЫЧНЫХ заданий для учеников с синдромом Дауна. 1. Уменьшайте количество заданий. 2. Выделяйте больше времени на освоение каждого навыка, выполнение каждого задания. 3. Больше помогайте ученику. 4. Приспосабливайте предъявление задания для вашего ребенка, например, читайте с ним условие вслух или подыскивайте наглядные пособия. 5. Упрощайте условия задач, например, разрешите ему использовать калькулятор. 6. Приспосабливайтесь к конкретному ученику в плане проверки знаний. Убедитесь, что вы проверяете именно математический навык, а не сопутствующий! Например, из-за отставания в развитии мелкой моторики ребенку может быть трудно самому написать нужные цифры, но он может выполнить арифметическое действие и сможет приклеить наклейку с изображением числа = правильного ответа на задачу. 7. Позволяйте ученику с синдромом Дауна участвовать в решении хотя бы ЧАСТИ сложного задания, например, он может посчитать, сколько его одноклассников любят ванильное мороженое, а остальные одноклассники переведут эту цифру в проценты. 8. Приспосабливайте уровень целей и задач, заявленных в учебном плане, к конкретному ученику с синдромом Дауна. Возможно, его одноклассники уже будут складывать трехзначные числа, пока он сражается с однозначными, в этом нет ничего страшного. У него свой темп развития. Продолжение следует: Математические понятия, осваиваемые ребенком до понятия числа (можно заниматься с ребенком с 2-3 лет).Преподавание математики детям с синдромом Дауна, основные навыки: часть 2, Навыки, осваиваемые до понятия числа Каталог ресурсов нашего сайта На главную Напишите мне Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия |
sunchildren.narod.ru
Что такое Нумикон — Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»
Нумикон – это и методика, и набор наглядного материала, которые были придуманы в Великобритании в 1996-1998 годах, чтобы облегчить для детей изучение арифметики.
Для детей с синдромом Дауна Нумикон является полезным инструментом, который поможет научиться считать
Нумикон позволяет задействовать сильные стороны маленьких детей — способности обучаться в практической деятельности, усваивать опыт в ходе простого наблюдения и запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартные образцы или шаблоны. Эту программу и материал можно очень успешно использовать не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях. Педагоги Даунсайд Ап используют программу Нумикон в процессе обучения детей математическим представлениям и счету.
Как работает Нумикон
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка — и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Нумикон как эффективный метод обучения детей с синдромом Дауна математике — в данной статье кратко описан поэтапный ход работы с этим материалом, порядок включения работы с Нумикон в традиционную программу формирования математических представлений, есть справка об использовании Нумикон на занятиях в Даунсайд Ап, а также очень краткие рекомендации о том, как можно использовать Нумикон дома.
Нумикон и другие способы познакомиться с математикой
Еще подробнее о методике можно, ознакомившись с коллекцией материалов о программе обучения счету и мультисенсорном материале Нумикон здесь.
ПОСМОТРЕТЬ ПРАЙС
Заказать Нумикон Вы можете на сайте партнерского фонда «Синдром любви».
По всем вопросам, связанным с приобретением Нумикона, пожалуйста, звоните Алексею Муханову по вторникам, средам и четвергам с 11 до 17 по телефону +7 499 367 1000, или отправьте письмо на электронную почту: [email protected] c темой письма «Нумикон».
downsideup.org
Особенности овладения математикой детьми с синдромом Дауна
Дети с синдромом Дауна имеют определенный «фенотипический профиль обучаемости» с характерными сильными и слабыми сторонами развития.
Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно планировать учебный процесс и содержание учебного материала.
Таким детям свойственно относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный и раздаточный материал.
К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относится хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве объяснения можно использовать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с дефектологом хором и индивидуально, а также по образцу.
Дети хорошо запоминают стихи и шаблоны фраз, которые могут заучивать наизусть и далее использовать в своих ответах.
Хорошая способность детей с синдромом Дауна обучаться на практических занятиях в процессе предметной деятельности позволяет повысить результативность обучения с помощью использования различного материала, который служит подкреплением устной инструкции, а также наглядных пособий для демонстрации задания на доске.
Практический опыт работы в группе подготовки к школе детей с синдромом Дауна показывает, что в обучающей работе важно опираться на предметно-практическую деятельность, воспринимать инструкцию, и действовать в соответствии с ней. Включаться в групповой обучающий процесс детям легче в ходе практической деятельности и выполнении заданий с предметами, поэтому необходимо как можно чаще предлагать им не только демонстрационный материал, но и раздаточный, который они могли бы использовать соответственно целям и задачам занятия или обследовать различными способами.
Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе, уровень его развития и планирование на их основе среды, многоуровневых заданий и инструкций, а также предполагаемых способов ответа позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Например, для ребенка, испытывающего трудности с устными ответами, можно использовать определенные жесты, пиктограммы или символы, опорные карточки, с помощью которых он может показать свой ответ.
Трудности, возникающие у детей с синдромом Дауна при овладении математикой, связаны с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Для овладения математическими представлениями необходимы те функции и способности, которые у детей с синдромом Дауна снижены: понимание причинно-следственных связей, относительности понятий, сравнения, а также возможности использования математического языка, то есть терминов.
Дети с синдромом Дауна не в состоянии воспринимать длинные инструкции на слух, что затрудняет работу в форме слуховых диктантов, а также удерживание и использование промежуточных результатов вычислений. Поэтому им трудно даются сложение и вычитание, а значит, им необходима дополнительная наглядная опора.
При работе над формированием элементарных математических представлений дефектологу необходимо учитывать особенности развития экспрессивной речи детей с синдромом Дауна, возможность или невозможность дать краткий или развернутый ответ, пояснить свои действия.
Важно принимать в расчет присущую детям с синдромом Дауна сниженную скорость восприятия материала и формирования ответа, давая им дополнительное время.
Особенности мелкой моторики накладывают свои ограничения на использование графических заданий для диагностики и закрепления математических навыков. Ребенок может не выполнить задание не из-за трудностей понимания и усвоения материала занятия, а из-за недостаточно развитых навыков мелкой моторики. По этой же причине затруднена графическая работа по мелким клеточкам и задания, в которых требуется сгибать листы бумаги. Графические задания использовать необходимо, но с обязательным учетом возможностей каждого ребенка.
Поскольку детям с синдромом Дауна трудно концентрировать и удерживать внимание на отдельных предметах. Работа на доске должна сопровождаться индивидуальной предметно-практической работой каждого ребенка. Доска используется только для кратковременных демонстраций.
Задания по формированию математических представлений, которые предлагаются детям в группе подготовки к школе, можно условно объединить в разделы:
- Представления о величине.
- Представления о форме.
- Пространственные представления.
- Временные представления.
- Количество и счет.
Планирование работы по формированию элементарных математических представлений для группы подготовки к школе дефектолог выстраивает в соответствии с принципом концентричности, то есть разделы остаются неизменными, а содержание усложняется от этапа к этапу, что позволяет формировать у детей достаточно прочные знания и умения.
Оценка усвоения материала учитывает индивидуальные особенности ребенка, В зависимости от успехов детей дефектолог упрощает или усложняет программный материал.
Программа по формированию элементарных математических представлений строится так, чтобы изучая одну и ту же тему, дети получали задания разной степени сложности, чтобы инструкции давались в доступной форме, и чтобы при необходимости у них всегда была возможность использовать дополнительный наглядный материал.
При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность программного материала; обеспечение переноса знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых ситуациях и в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей мотивацию к их выполнению.
Подбирая задания для группы подготовки к школе, учитель-дефектолог учитывает цели и задачи обучения, внимательно относится к особенностям развития каждого ребенка, стремится к тому, чтобы каждый участник группы был максимально включен в работу.
При обучении детей с синдромом Дауна элементарным математическим представлениям важна не столько длительность занятий, сколько их регулярность и последовательность. Четко подобранный план занятий и тщательно отобранный материал будут способствовать усвоению детьми необходимых знаний и навыков.
Новикова Т.Е.
учитель-дефектолог
www.cpms-smol.ru
Статья по математике (старшая группа) на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ «НУМИКОН» ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ «НУМИКОН» ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Е.В. ПЕТРОВА, учитель-дефектолог
МБДОУ «Детского сада №23» г. Чебоксары
Аннотация: в статье представлен инновационный метод программы «Нумикон» для обучения математическим навыкам детей с синдромом Дауна, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала.
Abstract: the paper presents an innovative method program «Nomicon» for teaching mathematical skills of children with down syndrome, which uses multi-sensory approach and apply special sets clearly and practical material.
Не секрет, что обучение детей, особенно с синдромом Дауна требует особого подхода. Наиболее сложным для них представляется освоение знаний из области математики, им трудно овладеть даже начальными математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни.
Большинство воспитанников МБДОУ «Детский сад №23» г.Чебоксары дети дошкольного возраста, с нарушением интеллекта, а также с синдромом Дауна. Это сложный, своеобразный контингент, результаты их воспитания и обучения педагоги ждут достаточно долго, с детьми не установить «обратной связи», как с их нормально развивающимися сверстниками. И для того, чтобы «почувствовать результат», учителю – дефектологу приходиться комбинировать в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные.
На протяжении последних двух лет мы успешно используем пособие «Нумикон» – это программа для обучения детей дошкольного и школьного возраста математическим навыкам, испытывающих трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход и набор наглядного материала, разработанные в Великобритании, где он является частью стандартной программы обучения математике общеобразовательной школы и используется в 5000 школ по всей стране. Эффективность использования программы по обучению детей с синдромом Дауна математическим навыкам была доказана в ходе исследований, проводившихся на базе Портсмутского университета и ряде школ город в начале 2000-х годов [3].
Пособие создана таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей, а именно, способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях [3].
На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.
Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам. В системе «Нумикон» каждое число имеет зрительный и тактильный образ, который представлен в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диаметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. С помощью штырьков, входящих в комплект «Нумикон», можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой и количеством. «Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, в дальнейшем деление, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа. Воспитанникам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикон», будь то индивидуально или в группах. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, подходят для разнообразных форм обучения воспитанников, они составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального «волшебного» мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении программы по математике. При этом возраст ребенка не имеет значения. Адаптация к российской практике мультисенсорной методики «Нумикон» ведется фондом «Даунсайд Ап» с 2009 г. в рамках проекта «Совершенствование подготовки детей с синдромом Дауна к школе в условиях специального и инклюзивного образования» [6].
За время использования пособия с детьми в нашем дошкольном учреждении видны определенные положительные результаты, благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам:
− воспитанникам нравится производить арифметические действия;
− воспитанники составляют из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) [1].
— развивается конструктивная деятельность. Используя наборы «Нумикон», в работе с детьми могут быть использованы такие виды конструирования: по схеме, образцу, по замыслу, плоскостное, объемное [4].
Важно, что мышление детей в процессе манипуляторных действий имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. В процессе деятельности дети составляют описательные рассказы о своей постройке. Речь детей обогащается новыми терминами и понятиями, активизируется словарный запас [2].
Таким образом, у воспитанников происходит развитие мыслительной деятельности и речевой активности, развиваются творческие способности детей. Набор наглядного материала «Нумикон» возможно использовать в любой детской деятельности. С формами «Нумикон» можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах. Говоря о результатах, можно сказать, что программа «Нумикон» способствует хорошим дополнением в работе по формированию математических представлений и может стать удачным дополнением в работе.
Список литературы
1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой, М. Л. Шихиревой. – 2010.
2. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. – 2009. – № 2. – С. 25–28.
3. Стальгорова Е.И. Система «Нумикон» // Там же. 2010. № 1 (4). С. 46-50.
4. Сладкова Е.А., Терентьева К.Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. – 2011. – № 3 (44). – С. 5-9. 5. Every child counts.
5. https://everychildcounts.edgehill.ac.uk/ 6. Электронный ресурс.
6. www.numicon.com ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
nsportal.ru