Урок 13: Звонкие и глухие согласные
Урок 13: Звонкие и глухие согласные
В русском языке различаем звонкие (с участием тона — звука) и глухие (только с шумом) согласные.
Звонкие: б, в, д, з, ж, г | только звонкие (сонорные): л, м, н, р, й |
Глухие: п, ф, т, с, ш, к | только глухие: ч, щ, ц, х |
Влияние последующего согласного на качество предыдущего называется регрессивной ассимиляцией, это, например, оглушение или озвончение согласных в русском языке.
Звонкие согласные, кроме сонорных, в конце слов произносятся как соответствующие глухие:
Звонкие согласные в середине слова перед глухими
Глухие согласные в середине слова перед звонкими озвончаются (произносятся как звонкие):
Перед согласным «в», а также перед сонорными «л», «м», «н», «р» и перед гласными согласные не меняют своего качества:
Предлог «в», стоящий перед словом, начинающимся с глухого согласного, оглушается и произносится как [ф]:
Предлог «с», стоящий перед словом, начинающимся со звонкого согласного (кроме «в»), озвончается и произносится как «з»:
Упражнения
Упражнение 13.
1Укажите, какие из этих букв обозначают звонкие, а какие глухие звуки. Назовите к ним соответствующие парные звуки.
/в/, /ж/, /ч/, /т/, /м/, /р/, /с/, /б/, /к/, /х/, /ц/
Упражнение 13.2
Слушайте и пишите слоги
да — та | го — ко |
по — бо | жа — ша |
ву — фу | су — зу |
Упражнение 13.3
Перепишите в транскрипции
Сегóдня я пойдý с дрýгом в парк.
Дай мне чистый нож, лóжку и крýжку!
Я сдéлал в диктáнте однý ошибку.
На обéд у меня был вкýсный пирóг.
Наш пóезд прибыл на вокзáл с опоздáнием.
Под окнóм растёт большóй дуб.
Ключ
Литература
Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:
Теоретическая часть
[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.
[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.
Практическая часть
[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.
[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.
[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.
Закон гармонии гласных и согласных. Sessızlerın ses uyumu. Мобильное приложение по турецкому языку | SpeakASAP®
Закон гармонии согласных
В турецком языке все согласные делятся на:
Глухие:
ç f h k p s ş t
Звонкие:
b c d g ğ j l m n r v y z
Суть закона гармонии согласных состоит в следующем:
Если слово заканчивается на глухую согласную, то присоединяющееся окончание или суффикс
также должен начинаться с глухой согласной.
Точно так же, если слово заканчивается на звонкую согласную, то
присоединяющаяся конструкция также должна начинаться со звонкой согласной.
Данный закон используется как при спряжении глаголов, так и при склонении существительных.
Например:
Ben dün derslerden kaçtım. – Я вчера ушла с занятий.
Biz arkadaşlarla sahilde geziyorduk. – Мы с друзьями гуляли на берегу.
Ben bugün ağaçta kedi gördüm. – Сегодня я увидела на дереве кошку.
Разберем примеры. В первых двух предложениях мы использовали закон гармонии согласных для образования глагола в прошедшем времени (См. тему прошедшее категорическое/законченное время):
almak – aldı (купить – купила)
Так как буква l звонкая, то мы прибавляем окончание, которое начинается со звонкой согласной dı.
kaçmak – kaçtım (приготовить – приготовила).
Так как буква ç глухая, то мы прибавляем окончание, которое начинается с глухой согласной tım.
В последних двух предложениях при помощи закона гармонии согласных мы образовали существительное в предложном падеже:
ağaç – ağaçta (дерево – на дереве)
Так как буква ç глухая, то мы прибавляем окончание, которое начинается с глухой согласной ta.
sahil – sahilde (берег – на берегу)
Так как буква l звонкая, то мы прибавляем окончание, которое начинается со звонкой согласной de.
Закон гармонии гласных
В турецком языке чередование гласных в слове также подчиняется определенным законам. Существует 2 схемы чередования гласных, на которые стоит уделить внимание.
Закон гармонии гласных «на 2»
Если последний слог в турецком слове содержит гласную (a, ı, o, u), добавляемый суффикс или
окончание должен содержать букву a;
Если последний слог в турецком слове содержит гласную (e, i, ö, ü),
добавляемый суффикс или окончание должен содержать букву e.
Данный закон используется при образовании любых конструкций (образования множественного числа, склонения существительных и т. д.)
Например:
Ben pencereden seni gördüm. – Я увидела тебя из окна.
В слове pencere (окно) последний слог заканчивается на e, значит при склонении мы прибавим букву е.
Ben sözlükte tercümeye baktım. – Я посмотрела перевод в словаре.
В слове sözlük (словарь) последний слог заканчивается на ü, значит при склонении мы прибавим букву e.
Okullar yazın tatile çıkıyor. – Школы летом выходят на каникулы.
В слове okul (школа) последний слог заканчивается на u, значит при образовании множественного числа мы прибавим букву a.
Закон гармонии гласных «на 4»
В турецком языке все гласные делятся на:
Негубные:
a ı e i
Губные:
o u ö ü
Суть закона гармонии гласных состоит в следующем:
за негубными гласными a,ı может следовать только негубный гласный ı;
за губными o, u только губный гласный u;
за губными ö, ü только губный ü.
Данный закон используется при образовании любых конструкций (спряжении глагола, склонения существительных, образования прилагательных и т.д.)
Например:
Ben güzelim. – Я красивая.
Слово güzel (красивый) имеет в последнем слоге негубную гласную e, поэтому при образовании любого окончания мы используем негубную гласную i.
Deniz büyüktür. – Море большое.
O kadındır. – Она женщина.
Слово kadın (женщина) имеет в последнем слоге негубную гласную ı, поэтому при образовании любого окончания мы используем негубную гласную ı.
звонких и глухих согласных | Онлайн-академия Ортона Джиллингема
Меню
[yith_woocommerce_ajax_search]
- Звонкий – Вибрации голосовых связок
- Невокализованный – НЕТ вибраций голосовых связок
Помогая учащимся различать звонкие и глухие согласные, используйте «Б» и «П» в качестве примера и выполните следующие шаги:
- Попросите вашего ученика положить ладонь его рука на горле
- Попросите вашего ученика назвать звук буквы «Б». Если сказать правильно, он СЛЫШИТ свой голос и ПОЧУВСТВУЕТ вибрации своих голосовых связок на ладони.
- Попросите вашего ученика назвать звук буквы «П». Если сказать правильно, он НЕ услышит свой голос и НЕ почувствует вибрацию голосовых связок на ладони.
ПРИМЕЧАНИЕ: Звонкие фонемы не вызывают выброса воздуха изо рта; тогда как глухие фонемы вызывают выброс воздуха изо рта.
ПРИМЕЧАНИЕ: Звонкие согласные и их глухие аналоги создают во рту одно и то же кинестетическое образование (язык, губы и зубы) и отличаются только тем, звонкие они или глухие.
Следующий рисунок полезен для наших учеников, когда они изучают звонкие и глухие согласные:
Важно закрепить звонкие и глухие согласные , потому что это помогает в дальнейшем с другими правилами правописания. Например, когда вы учите своего ученика суффиксу /-ed/, вы учите его, когда использовать 3 разных звука «-ed». Звук /-ed или -id/ используется, когда корневое слово заканчивается на «t» или «d» (посадил или приземлился). Звук /d/ в слове «-ed» используется, когда корневое слово заканчивается звонким согласным (hugged). Звук /t/ в слове «-ed» используется, когда корень слова заканчивается глухим согласным (кемп).
В следующем видеоролике рассказывается о звонких и глухих согласных:
Я надеюсь, что этот лакомый кусочек будет полезен для вас, когда вы обучаете своих учеников английскому языку. Я хотел бы услышать от вас… Есть ли у вас учебное пособие, которым вы хотели бы поделиться, которое способствовало успеху учащихся в овладении звонкими и глухими согласными? Поделитесь своими комментариями ниже и позвольте нам учиться у вас.
Продолжайте делать то, что делаете, потому что миру нужно то, что можете предложить только вы!
В чем разница между вокализованными и невокализованными звуками? Как вы учите этому в своем классе?
Вы когда-нибудь чувствовали, как двигаются ваши голосовые связки, когда вы говорите? (Бьюсь об заклад, вы просто остановились и сделали это!?) Ну, вот как вы можете почувствовать разницу между звонкими и глухими (иногда называемыми глухими) звуками!
Звонкие звуки — это звуки, при которых можно почувствовать вибрацию . С другой стороны, глухих звуков не вызывают вибрации ваших голосовых связок.
Давайте попробуем несколько, чтобы увидеть, как вы считаете, эти согласные звонкие или глухие. (Поместите руку на шею / область голосовых связок, чтобы попытаться понять это!)
/b/?
/г/?
/р/?
/к/?
/ф/?
/с/?
/b/, /g/ и /j/ озвучены. /p/, /f/, /s/ не озвучены. (Если нужно, вернитесь назад и почувствуйте контраст, когда произносите два типа звуков.)
Сначала вы можете подумать: «Почему на самом деле имеет значение, звонкий звук или глухой?» Но знание разницы может действительно пригодиться, особенно когда учащиеся впервые изучают звуки букв!
Это может быть полезно и для более продвинутых учеников. Например, пометка согласного как звонкий или глухой помогает определить, какой из звуков — «s» в конце слова — звук /s/ или звук /z/. (Подробнее об этом позже.)
В этом посте я более подробно расскажу о разнице между звонкими и глухими звуками и объясню «почему» их преподавать. Я также назову некоторые правила правописания, которые соответствуют этой концепции, и приведу несколько примеров того, как обучать звонким и глухим звукам.
Какие звуки озвучиваются? Какие звуки невокализованы?
Звонкие согласные для воспроизведения звука нуждаются в вибрациях голосовых связок. Звонкие согласные следующие:
- /b/, /d/, /g/, /j/, /l/, /m/, /n/, /r/, /v/, /w/ , /y/, /z/
Кроме того, все гласные и дифтонги (нажмите здесь, чтобы узнать больше о дифтонгах!) являются звонкими звуками.
Глухие или глухие согласные не требуют вибрации голосовых связок для воспроизведения звука. Ниже приведены глухие согласные:
- /f/, /k/, /p/, /s/, /t/
Примеры глухих диграфов: WH и CH.
Однако орграф /th/ может быть звонким орграфом (как в «they») и глухим орграфом (как в «thin»). Вы слышите/чувствуете разницу между двумя звуками /th/? Это тонко, но это определенно есть! Некоторые люди называют их «жесткими /th/» и «мягкими /th/».
Почему важно обучать звонким и невокализованным звукам?
Работая со студентами, вы можете столкнуться с теми, у кого проблемы с фонематическим восприятием (осознание звуков, из которых состоит разговорная речь). Незнание звуков затрудняет учащимся расшифровку слов. (Если вам нужны конкретные идеи, чтобы помочь учащимся, борющимся с фонематическим восприятием, прочтите этот пост, который я написал.)
Обучение учащимся, испытывающим затруднения, разнице между звонкими и глухими звуками может очень помочь! Это дает материальный инструмент. Например, подумайте о слове «счет». Если учащийся испытывает трудности с определением звуков на слух и только наблюдает, как ваши губы двигаются, чтобы определить букву/звук, учащийся может подумать, что это слово пишется как пи-л-л. (Обратите внимание, как двигаются ваши губы, когда вы произносите /b/ и /p/ — очень похоже, верно?!) разница в том, как звучит чувствует себя . /b/ звонкий, а /p/ глухой.
Звонкие и глухие звуки также могут быть полезны учащимся, изучающим английский как второй язык. Обучение их конкретному физическому способу слышать/ощущать звуки может уменьшить путаницу.
Правила использования звонких/глухих звуков
Правило №1: Звук «с» в конце слова слово. Но знаете ли вы, что на самом деле это связано со звонкими и глухими согласными? Подумайте о звуке «с» в слове «руки» по сравнению со словом «напитки». В слове «руки» буква «с» дает звук /з/. В слове «напитки» буква «с» дает звук /с/. На это есть причина!
Правило состоит в том, что если слово заканчивается глухим/глухим согласным (f, k, p, t), то окончание s говорит /s/. Если слово заканчивается звонким согласным или гласным, окончание s говорит /z/. (Приведенные ниже плакаты можно найти в моей фонической программе «От звуков к правописанию». )
Исключение составляют случаи, когда слово в единственном числе оканчивается на -s, -x, -z, -ch или -sh. В этих случаях вы добавляете -es в конце слова. -es дает звук /iz/, как в слове «лисы».
Правило № 2: Звук «эд» в конце слова
Давайте попробуем тот же процесс, что и выше, со словами «выбрал» и «любил». Какой звук произносит «эд» в каждом из этих слов?
В слове «picked» «ed» дает звук /t/. В слове «любимый» «эд» дает звук /д/. Угадай, что? Это также относится к звонким/глухим согласным!
Согласно правилу, если «ed» стоит после глухого согласного (f, k, p, s), то окончательная «ed» звучит как /t/. Если «ed» стоит после звонких согласных или гласных, пишется /d/.
Исключение составляют случаи, когда «ed» стоит после глухой буквы «t» или «d». В этом случае «ed» производит звук /id/, как в слове «запятнанный» или «законченный».
Занятия по обучению звонким и незвонким звукам
Первый раз, когда я знакомлю с звонкими и глухими звуками в детском саду. По мере изучения алфавита учащиеся могут попытаться выяснить, является ли звук каждой буквы звонким или глухим. Самый простой способ начать — попросить учеников удерживать звук /s/, как змея — ssssssss. Затем попросите их зажать звук /z/, как молнию — zzzzzzzz. При этом попросите учащихся коснуться своих голосовых связок. Спросите, как вы чувствуете разницу между двумя звуками.
Вы также можете обсудить звонкий/глухой звук, когда работаете над согласной TH.
Более продвинутые учащиеся могут изучить «правила», описанные для -s, -es и -ed.
Ниже приведены некоторые идеи для занятий:
- Произнесите звук и попросите учащихся повторить этот звук. Затем попросите учащихся поставить большой палец вверх, если звук звонкий, и большой палец вниз, если он глухой.
- Предложите учащимся выполнить сортировку с двумя столбцами для звонких и глухих звуков.
- Используя правила, перечисленные выше, попросите учащихся записать слова, соответствующие каждому правилу (с звонкими и глухими звуками).
Заключение
Обучение звонким и глухим звукам в классе может быть эффективным! Это может помочь прояснить большую путаницу для студентов, которые борются со слышимыми звуками, а также для студентов, изучающих английский язык.
Это также полезно при обучении правилам написания букв «s» и «ed» в конце слова. Вместо того, чтобы запоминать, какие буквы образуют разные звуки «s» или «ed», учащиеся могут чувствовать свои собственные голосовые связки, чтобы помочь запоминанию.