Урок 13: Звонкие и глухие согласные
Урок 13: Звонкие и глухие согласные
В русском языке различаем звонкие (с участием тона — звука) и глухие (только с шумом) согласные.
| Звонкие: б, в, д, з, ж, г | только звонкие (сонорные): л, м, н, р, й |
| Глухие: п, ф, т, с, ш, к | только глухие: ч, щ, ц, х |
Влияние последующего согласного на качество предыдущего называется регрессивной ассимиляцией, это, например, оглушение или озвончение согласных в русском языке.
Звонкие согласные, кроме сонорных, в конце слов произносятся как соответствующие глухие:
Звонкие согласные в середине слова перед глухими
Глухие согласные в середине слова перед звонкими озвончаются (произносятся как звонкие):
Перед согласным «в», а также перед сонорными «л», «м», «н», «р» и перед гласными согласные не меняют своего качества:
Предлог «в», стоящий перед словом, начинающимся с глухого согласного, оглушается и произносится как [ф]:
Предлог «с», стоящий перед словом, начинающимся со звонкого согласного (кроме «в»), озвончается и произносится как «з»:
Упражнения
Упражнение 13.
1Укажите, какие из этих букв обозначают звонкие, а какие глухие звуки. Назовите к ним соответствующие парные звуки.
/в/, /ж/, /ч/, /т/, /м/, /р/, /с/, /б/, /к/, /х/, /ц/
Упражнение 13.2
Слушайте и пишите слоги
| да — та | го — ко |
| по — бо | жа — ша |
| ву — фу | су — зу |
Упражнение 13.3
Перепишите в транскрипции
Сегóдня я пойдý с дрýгом в парк.
Дай мне чистый нож, лóжку и крýжку!
Я сдéлал в диктáнте однý ошибку.
На обéд у меня был вкýсный пирóг.
Наш пóезд прибыл на вокзáл с опоздáнием.
Под окнóм растёт большóй дуб.
Ключ
Литература
Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:
Теоретическая часть
[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.
[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.
Практическая часть
[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.
[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.
[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.
Закон гармонии гласных и согласных. Sessızlerın ses uyumu. Мобильное приложение по турецкому языку | SpeakASAP®
Закон гармонии согласных
В турецком языке все согласные делятся на:
Глухие:
ç f h k p s ş t
Звонкие:
b c d g ğ j l m n r v y z
Суть закона гармонии согласных состоит в следующем:
Если слово заканчивается на глухую согласную, то присоединяющееся окончание или суффикс
также должен начинаться с глухой согласной.
Точно так же, если слово заканчивается на звонкую согласную, то
присоединяющаяся конструкция также должна начинаться со звонкой согласной.
Данный закон используется как при спряжении глаголов, так и при склонении существительных.
Например:
Ben dün derslerden kaçtım. – Я вчера ушла с занятий.
Biz arkadaşlarla sahilde geziyorduk. – Мы с друзьями гуляли на берегу.
Ben bugün ağaçta kedi gördüm. – Сегодня я увидела на дереве кошку.
Разберем примеры. В первых двух предложениях мы использовали закон гармонии согласных для образования глагола в прошедшем времени (См. тему прошедшее категорическое/законченное время):
almak – aldı (купить – купила)
Так как буква l звонкая, то мы прибавляем окончание, которое начинается со звонкой согласной dı.
kaçmak – kaçtım (приготовить – приготовила).
Так как буква ç глухая, то мы прибавляем окончание, которое начинается с глухой согласной tım.
В последних двух предложениях при помощи закона гармонии согласных мы образовали существительное в предложном падеже:
ağaç – ağaçta (дерево – на дереве)
Так как буква ç глухая, то мы прибавляем окончание, которое начинается с глухой согласной ta.
sahil – sahilde (берег – на берегу)
Так как буква l звонкая, то мы прибавляем окончание, которое начинается со звонкой согласной de.
Закон гармонии гласных
В турецком языке чередование гласных в слове также подчиняется определенным законам. Существует 2 схемы чередования гласных, на которые стоит уделить внимание.
Закон гармонии гласных «на 2»
Если последний слог в турецком слове содержит гласную (a, ı, o, u), добавляемый суффикс или
окончание должен содержать букву a;
Если последний слог в турецком слове содержит гласную (e, i, ö, ü),
добавляемый суффикс или окончание должен содержать букву e.
Данный закон используется при образовании любых конструкций (образования множественного числа, склонения
существительных и т.
д.)
Например:
Ben pencereden seni gördüm. – Я увидела тебя из окна.
В слове pencere (окно) последний слог заканчивается на e, значит при склонении мы прибавим букву е.
Ben sözlükte tercümeye baktım. – Я посмотрела перевод в словаре.
В слове sözlük (словарь) последний слог заканчивается на ü, значит при склонении мы прибавим букву e.
Okullar yazın tatile çıkıyor. – Школы летом выходят на каникулы.
В слове okul (школа) последний слог заканчивается на u, значит при образовании множественного числа мы прибавим букву a.
Закон гармонии гласных «на 4»
В турецком языке все гласные делятся на:
Негубные:
a ı e i
Губные:
o u ö ü
Суть закона гармонии гласных состоит в следующем:
за негубными гласными a,ı может следовать только негубный гласный ı;
за губными o, u только губный гласный u;
за губными ö, ü только губный ü.

Данный закон используется при образовании любых конструкций (спряжении глагола, склонения существительных, образования прилагательных и т.д.)
Например:
Ben güzelim. – Я красивая.
Слово güzel (красивый) имеет в последнем слоге негубную гласную e, поэтому при образовании любого окончания мы используем негубную гласную i.
Deniz büyüktür. – Море большое.
O kadındır. – Она женщина.
Слово kadın (женщина) имеет в последнем слоге негубную гласную ı, поэтому при образовании любого окончания мы используем негубную гласную ı.
звонких и глухих согласных | Онлайн-академия Ортона Джиллингема
Меню
[yith_woocommerce_ajax_search]
- Звонкий – Вибрации голосовых связок
- Невокализованный – НЕТ вибраций голосовых связок
Помогая учащимся различать звонкие и глухие согласные, используйте «Б» и «П» в качестве примера и выполните следующие шаги:
- Попросите вашего ученика положить ладонь его рука на горле
- Попросите вашего ученика назвать звук буквы «Б».
Если сказать правильно, он СЛЫШИТ свой голос и ПОЧУВСТВУЕТ вибрации своих голосовых связок на ладони. - Попросите вашего ученика назвать звук буквы «П». Если сказать правильно, он НЕ услышит свой голос и НЕ почувствует вибрацию голосовых связок на ладони.
ПРИМЕЧАНИЕ: Звонкие фонемы не вызывают выброса воздуха изо рта; тогда как глухие фонемы вызывают выброс воздуха изо рта.
ПРИМЕЧАНИЕ: Звонкие согласные и их глухие аналоги создают во рту одно и то же кинестетическое образование (язык, губы и зубы) и отличаются только тем, звонкие они или глухие.
Следующий рисунок полезен для наших учеников, когда они изучают звонкие и глухие согласные:
Важно закрепить звонкие и глухие согласные , потому что это помогает в дальнейшем с другими правилами правописания. Например, когда вы учите своего ученика суффиксу /-ed/, вы учите его, когда использовать 3 разных звука «-ed». Звук /-ed или -id/ используется, когда корневое слово заканчивается на «t» или «d» (посадил или приземлился).
Звук /d/ в слове «-ed» используется, когда корневое слово заканчивается звонким согласным (hugged). Звук /t/ в слове «-ed» используется, когда корень слова заканчивается глухим согласным (кемп).
В следующем видеоролике рассказывается о звонких и глухих согласных:
Я надеюсь, что этот лакомый кусочек будет полезен для вас, когда вы обучаете своих учеников английскому языку. Я хотел бы услышать от вас… Есть ли у вас учебное пособие, которым вы хотели бы поделиться, которое способствовало успеху учащихся в овладении звонкими и глухими согласными? Поделитесь своими комментариями ниже и позвольте нам учиться у вас.
Продолжайте делать то, что делаете, потому что миру нужно то, что можете предложить только вы!
В чем разница между вокализованными и невокализованными звуками? Как вы учите этому в своем классе?
Вы когда-нибудь чувствовали, как двигаются ваши голосовые связки, когда вы говорите? (Бьюсь об заклад, вы просто остановились и сделали это!?) Ну, вот как вы можете почувствовать разницу между звонкими и глухими (иногда называемыми глухими) звуками!
Звонкие звуки — это звуки, при которых можно почувствовать вибрацию . С другой стороны, глухих звуков не вызывают вибрации ваших голосовых связок.
Давайте попробуем несколько, чтобы увидеть, как вы считаете, эти согласные звонкие или глухие. (Поместите руку на шею / область голосовых связок, чтобы попытаться понять это!)
/b/?
/г/?
/р/?
/к/?
/ф/?
/с/?
/b/, /g/ и /j/ озвучены. /p/, /f/, /s/ не озвучены.
(Если нужно, вернитесь назад и почувствуйте контраст, когда произносите два типа звуков.)
Сначала вы можете подумать: «Почему на самом деле имеет значение, звонкий звук или глухой?» Но знание разницы может действительно пригодиться, особенно когда учащиеся впервые изучают звуки букв!
Это может быть полезно и для более продвинутых учеников. Например, пометка согласного как звонкий или глухой помогает определить, какой из звуков — «s» в конце слова — звук /s/ или звук /z/. (Подробнее об этом позже.)
В этом посте я более подробно расскажу о разнице между звонкими и глухими звуками и объясню «почему» их преподавать. Я также назову некоторые правила правописания, которые соответствуют этой концепции, и приведу несколько примеров того, как обучать звонким и глухим звукам.
Какие звуки озвучиваются? Какие звуки невокализованы?
Звонкие согласные для воспроизведения звука нуждаются в вибрациях голосовых связок.
Звонкие согласные следующие:
- /b/, /d/, /g/, /j/, /l/, /m/, /n/, /r/, /v/, /w/ , /y/, /z/
Кроме того, все гласные и дифтонги (нажмите здесь, чтобы узнать больше о дифтонгах!) являются звонкими звуками.
Глухие или глухие согласные не требуют вибрации голосовых связок для воспроизведения звука. Ниже приведены глухие согласные:
- /f/, /k/, /p/, /s/, /t/
Примеры глухих диграфов: WH и CH.
Однако орграф /th/ может быть звонким орграфом (как в «they») и глухим орграфом (как в «thin»). Вы слышите/чувствуете разницу между двумя звуками /th/? Это тонко, но это определенно есть! Некоторые люди называют их «жесткими /th/» и «мягкими /th/».
Почему важно обучать звонким и невокализованным звукам?
Работая со студентами, вы можете столкнуться с теми, у кого проблемы с фонематическим восприятием (осознание звуков, из которых состоит разговорная речь). Незнание звуков затрудняет учащимся расшифровку слов.
(Если вам нужны конкретные идеи, чтобы помочь учащимся, борющимся с фонематическим восприятием, прочтите этот пост, который я написал.)
Обучение учащимся, испытывающим затруднения, разнице между звонкими и глухими звуками может очень помочь! Это дает материальный инструмент. Например, подумайте о слове «счет». Если учащийся испытывает трудности с определением звуков на слух и только наблюдает, как ваши губы двигаются, чтобы определить букву/звук, учащийся может подумать, что это слово пишется как пи-л-л. (Обратите внимание, как двигаются ваши губы, когда вы произносите /b/ и /p/ — очень похоже, верно?!) разница в том, как звучит чувствует себя . /b/ звонкий, а /p/ глухой.
Звонкие и глухие звуки также могут быть полезны учащимся, изучающим английский как второй язык. Обучение их конкретному физическому способу слышать/ощущать звуки может уменьшить путаницу.
Правила использования звонких/глухих звуков
Правило №1: Звук «с» в конце слова слово.
Но знаете ли вы, что на самом деле это связано со звонкими и глухими согласными? Подумайте о звуке «с» в слове «руки» по сравнению со словом «напитки». В слове «руки» буква «с» дает звук /з/. В слове «напитки» буква «с» дает звук /с/. На это есть причина!
Правило состоит в том, что если слово заканчивается глухим/глухим согласным (f, k, p, t), то окончание s говорит /s/. Если слово заканчивается звонким согласным или гласным, окончание s говорит /z/. (Приведенные ниже плакаты можно найти в моей фонической программе «От звуков к правописанию». )
Исключение составляют случаи, когда слово в единственном числе оканчивается на -s, -x, -z, -ch или -sh. В этих случаях вы добавляете -es в конце слова. -es дает звук /iz/, как в слове «лисы».
Правило № 2: Звук «эд» в конце слова
Давайте попробуем тот же процесс, что и выше, со словами «выбрал» и «любил». Какой звук произносит «эд» в каждом из этих слов?
В слове «picked» «ed» дает звук /t/.
В слове «любимый» «эд» дает звук /д/. Угадай, что? Это также относится к звонким/глухим согласным!
Согласно правилу, если «ed» стоит после глухого согласного (f, k, p, s), то окончательная «ed» звучит как /t/. Если «ed» стоит после звонких согласных или гласных, пишется /d/.
Исключение составляют случаи, когда «ed» стоит после глухой буквы «t» или «d». В этом случае «ed» производит звук /id/, как в слове «запятнанный» или «законченный».
Занятия по обучению звонким и незвонким звукам
Первый раз, когда я знакомлю с звонкими и глухими звуками в детском саду. По мере изучения алфавита учащиеся могут попытаться выяснить, является ли звук каждой буквы звонким или глухим. Самый простой способ начать — попросить учеников удерживать звук /s/, как змея — ssssssss. Затем попросите их зажать звук /z/, как молнию — zzzzzzzz. При этом попросите учащихся коснуться своих голосовых связок. Спросите, как вы чувствуете разницу между двумя звуками.
Вы также можете обсудить звонкий/глухой звук, когда работаете над согласной TH.
Более продвинутые учащиеся могут изучить «правила», описанные для -s, -es и -ed.
Ниже приведены некоторые идеи для занятий:
- Произнесите звук и попросите учащихся повторить этот звук. Затем попросите учащихся поставить большой палец вверх, если звук звонкий, и большой палец вниз, если он глухой.
- Предложите учащимся выполнить сортировку с двумя столбцами для звонких и глухих звуков.
- Используя правила, перечисленные выше, попросите учащихся записать слова, соответствующие каждому правилу (с звонкими и глухими звуками).
Заключение
Обучение звонким и глухим звукам в классе может быть эффективным! Это может помочь прояснить большую путаницу для студентов, которые борются со слышимыми звуками, а также для студентов, изучающих английский язык.
Это также полезно при обучении правилам написания букв «s» и «ed» в конце слова. Вместо того, чтобы запоминать, какие буквы образуют разные звуки «s» или «ed», учащиеся могут чувствовать свои собственные голосовые связки, чтобы помочь запоминанию.

Если сказать правильно, он СЛЫШИТ свой голос и ПОЧУВСТВУЕТ вибрации своих голосовых связок на ладони.