Конспект урока русского языка «Гласные буквы, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков на письме»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Гласные буквы, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков на письме»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШЛИССЕЛЬБУРГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Конспект урока русского языка в 1 классе Тема урока: «Гласные буквы, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков на письме» Образовательная система «Школа 2100» Подготовила учитель начальных классов Астафурова Людмила Викторовна | |||
Тема урока: Гласные буквы, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков на письме Цель урока: обобщить знания о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв Задачи: Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки и способы обозначения их на письме гласными Называть звуки и давать им характеристику Списывать с печатного текста, используя правильные начертания букв Тип урока: Урок- обобщение Форма проведения: Урок- расследование Оборудование: — Бунеев Р. Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1 класса.М.: Баласс. 2016г. — Презентация к уроку — Конверты с буквами — Карточки с элементами букв — Конверты с сигнальными кругами и лучиками — Интерактивная доска Планируемые результаты: Предметные результаты: Знать, для того чтобы обозначить твердость согласных звуков на письме, рядом пишем буквы а, о, у, ы, э. Чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме, рядом пишем буквы я, е, е, ю, и Метапредметные результаты: Познавательные: Умение: находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ориентироваться в учебнике; делать выводы на основе анализа. Регулятивные: Умение: определять и формулировать цели деятельности с помощью учителя; принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней; высказывать предположения; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, слушать их мнение Личностные: Воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в парах, формировать умение иметь свою точку зрения и в тоже время уважительно относиться к мнению товарищей; интерес к русскому языку и речи | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Самоконтроль готовности. | |
Мотивация учебной деятельности. | Создает положительный настрой на работу. — Я хочу пригласить вас поучаствовать в расследовании, побыть на один урок сыщиками! Работайте дружно! А помогать нам будет ваш друг. Он живет на страничках вашего учебника. Это Карандаш. (Слайд) — Но прежде, чем начать расследование, я должна проверить вас: сможете ли вы быть сыщиками. Я проверю ваши знания о звуках и буквах. Для этого проведу блиц опрос. — Вы готовы? — Начнём! | Карандаш Да! | Личностные УУД: развитие познавательного интереса |
Актуализация знаний | — Какое сегодня число? -Какой день недели? — Какое время года? — Какой месяц? — Буквы, расположенные в определённом порядке- это… — Сколько букв в русском алфавите? — Буквы мы… — Звуки мы … — Сколько гласных букв — Сколько гласных звуков? — Какие буквы не обозначают звуков? Молодцы! К расследованию готовы! | Фронтальная работа. Алфавит. 33 Видим и пишем. Слышит и произносим. 10 6 Ъ, Ь | |
Чистописание | — Итак, начнем наше расследование. Настоящие сыщики умеют наблюдать, все, что видят, записывают. — Положите перед собой тетради, откройте их. Приготовьте ручки и возьмите их правильно. — Карандашу сообщили, что из города Алфавитинска сбежали буквы и теперь согласные звуки потеряли возможность быть твёрдыми или мягкими. — Карандаш обнаружил следы, которые, по его мнению, оставили буквы. Он зарисовал их и предлагает нам угадать и написать буквы, которые оставили эти следы. (Показываю карточки) (Слайд) —Кто правильно угадал все буквы? — Кто не ошибся в написании букв? -А какие звуки обозначают эти буквы? | Готовятся к письму. Карточки с элементами гласных букв Самостоятельно записывают буквы. Один ученик работает у доски Самопроверка а и ы у э о ю е ё Гласные | Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию Познавательные УУД: Восстановить объект по существенным признакам Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Постановка учебной проблемы | — Карандаш решил вернуться в город и найти дом, в котором жили эти буквы. Но наш герой запутался и не смог догадаться, в каком из этих домов жили буквы. Карандаш просит вас помочь угадать из какого дома сбежали буквы? — Выберете дом, в котором живут эти буквы. Докажите. — Сколько подъездов в доме? — Сколько квартир на этаже? — Заселите гласные по парам на этажи. На парте у вас такой же дом. Будем работать в парах. Каким карандашом будем пользоваться? -Помните о правилах работы в парах. Проверка. (Слайд) -Какие буквы живут в первом подъезде? -Во втором подъезде? -Назовите пары. -Теперь, как настоящие детективы определите тему нашего урока. Молодцы! Слайд | На доске несколько домов с разным количеством этажей 10 гласных-10 квартир. Два. Две. Работа в парах Красным. Самопроверка Показатели твердости согласного звука. Показатели мягкости согласных звуков. а-я у-ю о-ё э-е и-ы Гласные буквы обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков на письме | Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; — высказывать предположение Коммуникативные УУД: — обмениваться мнениями, слушать другого ученика- партнера по коммуникации, договариваться о правилах общения |
Изучение новой темы. Работа с учебником Проблемная ситуация | — Карандаш поспешил в свой учебник на поиски гласных. Давайте и мы отправимся за ним. Ведь ему понадобится наша помощь. -Откройте учебники. Стр.8, упражнение №6 -Прочитайте слоги. -Какая буква пыталась остановить буквы гласных звуков? -Какой звук она обозначает? Дайте его характеристику. -Одни из букв бегут быстрее других. Как вы думаете, каким буквам бежать тяжелее и почему? Проблемная ситуация — Звуки – это невидимки. Но как их показать в тетради или в книге? Их нельзя увидеть и записать. — На помощь нам приходят квадратные скобки. Мы как будто увидим звуки и сможем записать слова так, как их слышим. -Будут ли буквы Ю и Е обозначать мягкость согласного звука? Почему? Вывод: Буквы гласных звуков обозначают мягкость или твёрдость согласных звуков, когда…… | Работают с учебником Согласная. Согласный. Согласным. Предположения детей Учитель записывает на доске, а ученики в тетрадях. [ax]-ax, [ox]-ox т.д. Нет. Они стоят перед согласным звуком. Стоят после согласных | Регулятивные УУД: — развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; — осуществление познавательной и личностной рефлексии; — развитие умения обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с постановкой задачи Познавательные УУД: — обобщать и классифицировать по признакам; — ориентироваться на развороте учебника; — на основе анализа делать выводы |
Физкультминутка | -Я буду называть слоги, а вы, если слышите мягкий согласный звук, хлопаете в ладоши 2 раза, если слышите твёрдый согласный звук – топаете ногами 2 раза. | Определяют мягкие и твердые согласные и выполняют движения | |
Применение знаний | -Карандаш пытался поймать слова с буквами гласных звуков, но не сумел и просит вас ему помочь. -Будем ловить слова и записывать их в тетрадь по вариантам. Первый вариант ловит слова с буквами гласных, обозначающих твёрдость согласных звуков, а второй вариант наоборот – мягкость. -При проверке используем красный, синий и зелёный карандаши. Проверка. (Слайд) -Кто не ошибся в написании слов? -Кто поймал все слова? Вывод: -Чтобы обозначить твёрдость согласных звуков, рядом пишем буквы … -Чтобы обозначить мягкость согласных звуков, рядом пишем буквы… | Самостоятельная работа по вариантам Самопроверка Мял – мал Вёл – вол. Мыл – мил. Люк – лук а, о, у, ы, э я. ё, ю, и, е | Познавательные УУД: — на основе анализа объектов делать вывод |
работа по учебнику и с другими источниками информации (толковым словарем) | Карандаш продолжает спешить за буквами гласных звуков. Стр.8, упражнение №7 -Прочитайте слова в правом столбике. -Как вы их понимаете? -Где можно найти объяснения смысла слов? -Прочитаем их в толковом словаре. Показ иллюстраций к слову-эстамп Слайд —Прочитайте первое незаконченное предложение и дополните его подходящим по смыслу словом. -Второе предложение и третье … -Запишите второе предложение. Подчеркните буквы гласных в словах, поставьте ударение. Проверка -Сколько букв подчеркнули? Какая буква обозначает мягкость согласного? -А какая буква обозначает мягкий звук, хотя рядом стоит гласный показатель твёрдости? -Какие согласные звуки тоже всегда мягкие? -Какие согласные звуки всегда твёрдые? Упр. 8 стр.9 -Прочитайте слова. -Что заметили в этих словах? -Можно их назвать родственными? -Что надо знать, чтобы проверить это? -Обратимся в толковый словарь. -А какой этикет должен знать ученик? -А какое значение имеет слово этикетка? -Зачем нужны этикетки? -Родственные ли эти слова? Почему? | Эстамп, тахта, этикет, этикетка Предположения учеников В толковом словаре Работают с толковым словарем Эстамп— картина, отпечатанная со специальной пластины Самостоятельная работа в тетради Есть одинаковая часть Предположения детей Значение слова Поведение. Наклейка. Предположения детей Нет. Имеют разный смысл. | Регулятивные УУД: — развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; — осуществлять познавательную и личностную рефлексию; — развитие умения обозначать звуки; Коммуникативные: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: — обобщать и классифицировать по признакам; — ориентироваться на развороте учебника; — на основе анализа делать выводы |
Подведение итога урока | Организовывает итоговое повторение учебного материала. -Ребята, целый урок мы с вами проводили расследование! Давайте подведем итог, что же нам удалось узнать! -Назовите буквы, обозначающие твердость согласных. -Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных. -Гласные буквы показывают мягкость и твёрдость согласных, если стоят… -Картина, отпечатанная со специальной пластины- это … -Установленный порядок поведения – это …… -С помощью чего можно записать звуки? -Сколько гласных звуков? -Сколько гласных букв? Молодцы! Потрудились мы с вами сегодня на славу!!!! -Подумайте, что у вас вызвало трудности. -А что получилось лучше всего? | Обсуждают ответ в парах а, о, у, ы, э я, е, е, ю, и За согласными. Эстамп. Этикет. При помощи квадратных скобок. 6 10 | |
Рефлексия. | — Оцените свою работу на уроке. (зелёный кружок – всё понял, могу помочь другим; жёлтый – остались вопросы; красный – не понял) -А теперь покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. -Если у вас хорошее настроение, приклейте к солнышку жёлтый лучик, а если у вас другое настроение- красный лучик. | Оценивают свою работу и свое настроение. | Личностные УУД: -удовлетворенность; — эмоциональный отклик |
1
Твёрдость и мягкость согласных. Гласные — показатели твёрдости и мягкости. | План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему:
Тема: Твёрдые и мягкие согласные.
Цель: Уточнение представлений детей об обозначении мягкости и твёрдости согласных звуков последующими гласными буквами в произношении и по слуху; на письме )
Оборудование: таблица гласных с кармашком для согласных, таблица слов с твёрдыми и мягкими согласными.
Ход занятия:
- Орг. момент:
Сядет тот, кто назовёт своё имя и твердые согласные в нём.
А какие еще бывают согласные звуки?
Определение темы занятия. Запись темы в тетрадь.
- Повторение о согласных и гласных звуках и буквах.
— назвать слова, которые начинаются с гласных звуков;
— назвать слова, которые начинаются с согласных звуков;
— чем отличаются гласные от согласных?
3. Сопоставление звуков, слогов и слов по мягкости и твёрдости
- Подобрать мягкую пару к услышанному твёрдому согласному:
Б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, л-ль, м-мь, н-нь, р-рь, п-пь и т.д. ( можно с мячом )
- Уточнение артикуляции мягких и твёрдых согласных :
При мягком варианте язык более сильно напряжён: с-сь, т-ть.
- Чтение слогов по таблицам с мягкими и твёрдыми согласными. (1-ряд, 2 ряд)
Вывод:
— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных звуков?
— Какие – мягкость?
Перед гласными А О У Ы согласные произносятся твёрдо.
Перед гласными Я Ё Ю И Е согласные произносятся мягко.
- Выборочный диктант слогов.
Записать слоги, содержащие мягкий согласный: са, се, лё, ре, му,
Зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла, мя.
- Прочитать пары слов. Устно составить предложения.
Уточнить звучание первого согласного звука ( твёрдый, мягкий ). Объяснить разницу в написании слов:
Мал – мял
Лук – люк
Мыл – мил
Нос – нёс
Вол – вёл
Записать эти слова в тетрадь, подчеркнуть во втором столбике мягкие согласные вместе с гласной.
- Запись слов с мягким согласным в начале слова:
Суп, кит, рак, душ, зерно, кино, любит, бусы, сито, зайка.
- Подобрать имена, в которых есть мягкие согласные звуки. Записать и выделить буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:
Таня, Рита, Вера, Лёша, Митя, Сёма, Ася, Вася, Марина
- Зрительно – слуховой диктант:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Прочитать предложения. Запомнить их написание. Закрыть текст. Записать текст под диктовку. Подчеркнуть мягкие согласные. Проверка записи на доске ( или карточке ).
- Подведение итогов занятия:
Списать текст, вставив пропущенные буквы:
Цветы у В.ли зав.ли.
Мы услыхали р.в кор.вы.
Люся л.бит л.к.
Подчеркнуть мягкие согласные вместе с гласной.
Пароль на выход:
Назвать два слова с мягкой согласной.
Фонология персидского языка — Грамматика персидского языка
Новому персидскому языку около 1200 лет, и, естественно, его фонологические особенности претерпели некоторые изменения за этот длительный период. Фонологически новоперсидский можно разделить на два различных варианта: классический и современный. Классическое произношение имеет те же фонологические особенности, что и в среднеперсидском языке. Современное произношение отражает общепринятое произношение в сегодняшнем Иране.
Гласные в современном иранском персидском языке
В современном иранском персидском языке шесть гласных: три долгих и три кратких.
Гласная | Длина | ИПА |
---|---|---|
— | длинный | ⟨ɒ:⟩ |
и | короткий | ⟨æ⟩ |
и | короткий | ⟨е⟩ |
î | длинный | ⟨я:⟩ |
или | короткий | ⟨о⟩ |
х | длинный | ⟨у:⟩ |
Что касается долгих гласных х и х , то, поскольку их краткий вариант не существует в современном произношении, они обычно пишутся без диакритических знаков как и и u .
В научных книгах долгие гласные обозначаются макроном над гласными (ā, ē, ī, ō, ū). Здесь циркумфлекс будет использоваться для обозначения долгих гласных (например, 9).0077– вместо –), потому что он более практичен и уже используется в некоторых языках, включая французский и курманджи-курдский.
Гласные в классическом персидском языке
В классическом произношении персидского языка пять долгих гласных и три кратких, точно такие же гласные, как и в среднеперсидском языке.
Гласная | Длина | ИПА |
---|---|---|
— | длинный | ⟨ɒ:⟩ |
и | короткий | ⟨æ⟩ |
ê | длинный | ⟨e:⟩ |
и | короткий | ⟨ɪ⟩ |
î | длинный | ⟨я:⟩ |
х | длинный | ⟨ø:⟩ |
и | короткий | ⟨ʊ⟩ |
х | длинный | ⟨у:⟩ |
Исторические сдвиги гласных
Классическая система гласных сохранилась во многих региональных диалектах персидского языка в Иране и других персоязычных странах. В классической системе нет коротких или и коротких и . Напротив, современная система потеряла длинные и , короткие и , длинные и и короткие и классической системы. В следующей таблице показаны исторические сдвиги гласных в новоперсидском языке. Он также демонстрирует, как каждую классическую гласную можно преобразовать в ее современный эквивалент.
Классическая гласная | Современная гласная |
---|---|
— | — |
и | и |
ê | î |
и | и |
î | î |
ô | û |
и | или |
х | х |
Как видно из приведенной выше таблицы, существует четыре сдвига гласных от классического к современному произношению:
- долгая гласная ê до долгой гласной î
- краткая гласная i в краткую гласную e
- долгая гласная х до долгой гласной х
- краткая гласная u до короткой гласной или
Эти сдвиги гласных привели к тому, что некоторые слова, исторически отличавшиеся друг от друга, стали омофонами и омографами. Например, šêr (лев) и šîr (молоко) теперь произносятся как «шир» на стандартном иранском персидском языке.
Классификация гласных
Следующая таблица демонстрирует фонологические особенности современных персидских гласных. Высота гласного относится к положению челюсти, гласная спинка относится к положению языка и округлость гласного относится к форме губ во время артикуляции гласного. Среди этих характеристик только рост и спина имеют фонематическое значение в персидском языке. Округлость не является отличительной или контрастной чертой.
Гласная | ИПА | Высота | Спинка | Округлость |
---|---|---|---|---|
а | ⟨ɒ:⟩ | открыть | задняя часть | округлено до |
и | ⟨æ⟩ | почти открытый | передний | без округления |
и | ⟨е⟩ | ближний-средний | передний | без округления |
и | ⟨я:⟩ | закрыть | передний | без округления |
или | ⟨о⟩ | ближний-средний | задняя часть | округлено |
– | ⟨и:⟩ | закрыть | задняя часть | округлено |
Взрывные согласные
В персидском языке восемь взрывных согласных: два двугубных, два зубных, два небных, один увулярный и один гортанный. Взрывные согласные также известны как окклюзионные или стоповые . Например, гортанная взрывная ⟨ʔ⟩ обычно называется гортанной смычкой.
Звонкий | Без голоса | |
---|---|---|
Двугубные | ø б ⟨б⟩ | پ р ⟨р⟩ |
Стоматология | د д ⟨д⟩ | ت ط т ⟨т⟩ |
Небный | گ г ⟨г⟩ | ک к ⟨к⟩ |
Увуляр | ø Â ǧ ⟨ʁ⟩ | — |
Гортань | — | ø ø ø ⟨ʔ⟩ |
Фрикативные согласные
В персидском языке восемь фрикативных согласных: два губно-зубных, два альвеолярных, два альвео-небных, один увулярный и один гортанный.
Звонкий | Без голоса | |
---|---|---|
Лабио-дентальный | № v ⟨v⟩ | ف f ⟨f⟩ |
Альвеолярный | ز ذ ض ظ z ⟨z⟩ | س ث ص с ⟨s⟩ |
Альвео-небный | ژ ž ⟨ʒ⟩ | ø š ⟨ʃ⟩ |
Увуляр | — | خ x ⟨χ⟩ |
Гортань | — | ه ح ч ⟨ч⟩ |
Аффрикатные согласные
В персидском языке две аффрикатные согласные. Оба они альвео-небные.
Звонкий | Без голоса | |
---|---|---|
Альвео-небный | ج j ⟨d͡ʒ⟩ | چ č ⟨t͡ʃ⟩ |
Трель согласных
В персидском языке только одна согласная трель. Он звонкий и альвеолярный.
Звонкий | Без голоса | |
---|---|---|
Альвеолярный | ر р ⟨ɾ⟩ | — |
Носовые согласные
В персидском языке два носовых согласных: один губной и один альвеолярный. Оба они озвучены.
Звонкий | Без голоса | |
---|---|---|
Двугубные | م м ⟨м⟩ | — |
Альвеолярный | ن п ⟨п⟩ | — |
Аппроксимации
Персидский язык имеет две аппроксимации: одну альвеолярную и одну небную. Оба они озвучены.
Звонкий | Без голоса | |
---|---|---|
Альвеолярный | ل л ⟨l⟩ | — |
Небный | ی у ⟨j⟩ | — |
Классификация согласных
В следующей таблице персидские согласные классифицируются в зависимости от их места и способа артикуляции.
Двугубные | Лабио-денталь | Стоматология | Альвеолярный | Альвео-небный | Небный | Увуляр | Гортань | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Взрывной | ø b پ p | — | ت ط т د д | — | — | ک k گ г | ø Â ǧ | ø ø ø |
Фрикативный | — | ف f و v | — | س ث ص с ز ذ ض 907 28 9 | ø š ژ ž | — | ø х | ه ح ч |
Аффриката | — | — | — | — | چ č Ê j | — | — | — |
Трель | — | — | — | ø r | — | — | — | — |
Назальный | № м | — | — | и нет | — | — | — | — |
Приблизительно | — | — | — | Ä л | — | ی г | — | — |
Список согласных
В классическом персидском языке двадцать четыре согласных.