Гиперактивность у детей дошкольного возраста симптомы: причины, симптомы, диагностика. Коррекция СДВГ у детей до года и дошкольников

Гиперактивность у детей — ПроМедицина Уфа

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.

Причины развития симптома гиперактивности

Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.

Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.

Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.

Признаки синдрома ДВГ следующие:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

    Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр. ) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).

Диагностика

Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.

На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.

Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.

Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.

Лечение

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.

Что такое гиперактивность у ребенка, признаки гиперактивности у детей, как снизить, признаки синдрома

Если ребенок время от времени забывает о своей домашней работе, мечтает во время занятий или беспокойно ведет себя за обедом — это нормально, ведь дети очень активны. Но когда действительно приходит время успокоиться, их обычно удается остановить. Две минуты он побегает с мячом, но через пять уже будет спокойно читать книгу. Но некоторые дети никак не могут усидеть на месте: их постоянно что-то беспокоит, они вертятся, хватают вещи и «плохо себя ведут» даже после длительных попыток утихомирить их разными способами. Это может говорить о наличии такого состояния как расстройство внимания с гиперактивностью.

Из статьи вы узнаете о том, что такое гиперактивность у ребенка, чем опасно это расстройство и как с ним бороться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокр. СДВГ) — неврологическая патология с хронической невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной активностью. Начинается в детском возрасте, обычно до 7 лет. Расстройство встречается довольно часто, гиперактивные дети составляют около 5% общей популяции. Мальчики подвержены СДВГ чаще, чем девочки.

Гиперактивный это не просто активный. Взбудораженное состояние находится вне контроля ребенка с СДВГ: он ведет себя так не из вредности или отсутствия дисциплины. Такие дети часто и сами хотят успокоиться, но не могут этого сделать. Люди часто осуждают их, называют нарушителями спокойствия, критикуют за лень и недисциплинированность. На самом же деле этим детям требуется помощь специалиста, ведь гиперактивность ведет к трудностям в учебе, социальной дисфункции и проблемам с самооценкой. Если ребенок находится в постоянном движении и не умеет концентрироваться, то родителям стоит задуматься о том, нет ли у него СДВГ.

Своевременная диагностика и лечение имеют большое значение: гиперактивный ребенок получит возможность адаптироваться и «перерасти» это состояние.

Признаки гиперактивности

Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.

Главными симптомами СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность у ребенка проявляется следующим образом:

  • проблемы с концентрацией, легко отвлекается, не может выполнять до конца ни игровые, ни учебные задания;
  • не обращает внимания на детали, постоянно делает ошибки и описки;
  • не слушает то, что говорят;
  • имеет трудности с выполнением инструкций;
  • есть проблемы с организацией и планированием;
  • избегает и не любит задачи, которые требуют внимания и концентрации;
  • постоянно теряет карандаши, игрушки и другие предметы;
  • забывает о важных делах, например, домашних заданиях.

При импульсивности и гиперактивности у ребенка признаки будут следующими:

  • не сидит на месте, дергается, извивается;
  • не может спокойно вести себя в классе во время урока или при других важных обстоятельствах;
  • хватается за несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое;
  • находится в постоянном движении;
  • бегает и лазает в неуместных местах;
  • не может тихо играть и отдыхать;
  • чрезмерно разговорчив и шумлив, часто перебивает;
  • не умеет ждать;
  • прерывает действия других людей, вторгается в личное пространство вмешиваться в разговоры, нарушает игры других детей;
  • действует без раздумий;
  • не способен сдерживать сильные эмоции, подвержен частым вспышкам гнева и истерикам.

Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с расстройством внимания и гиперактивностью, кажется, никогда не отдыхают. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что практически невозможно для них, то постукивают ногой, барабанят пальцами, вертят головой и так далее. Импульсивность детей с СДВГ приводит к проблемам с самоконтролем. Выполнять такие просьбы как «потерпи» и «подожди немного» для них намного труднее, чем для других детей.

Существуют три основных типа СДВГ:

  • с преобладанием дефицита внимания: характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности: характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости;
  • смешанный тип, который представляет из себя сочетание первых двух и встречается статистически чаще других.

Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребенка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более. Поведение такого ребенка не должно соответствовать поведению большинства детей в их возрастной группе. Например, все трехлетние дети имеют короткие интервалы внимания и порой могут быть очень энергичными. Также важно помнить, что все дети разные. Тот факт, что один ребенок более оживлен, чем его брат, не означает, что у него расстройство. Симптомы должны проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Если они наблюдаются только в определенных обстоятельствах (к примеру, только в школе), то вряд ли это болезнь. Если же признаки гиперактивности у детей наблюдаются часто и в любых ситуациях — дома, в школе и во время игры, то самое время насторожиться.

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

  1. Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
  2. Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
  3. Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина. Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
  4. Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
  5. Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики.

Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Лечение гиперактивности у детей

Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.

Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:

  1. Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей. Близких родственников учат, как правильно структурировать свои действия и помогать ребенку скорректировать поведение. Помимо решения основной проблемы, психотерапия дает детям и родителям поддержку и мотивацию.
  2. Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.
  3. Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.
  4. Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.

Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.

Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.

При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.

Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей. Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.

Дошкольники и СДВГ — CHADD

Загрузить информационный бюллетень  

 

Иногда дошкольники могут испытывать трудности с концентрацией внимания, выполнением указаний и ожиданием своей очереди. Такое поведение может быть обычным и соответствовать возрасту или указывать на необходимость оценки синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Как родитель, вы можете задаться вопросом, есть ли у вашего дошкольника СДВГ или он просто буйный и ведет себя типично для своего возраста. Этот информационный бюллетень расскажет вам больше о СДВГ у дошкольников и о том, что делать, если вы беспокоитесь о своем ребенке.

Могут ли дошкольники иметь или иметь диагноз СДВГ

Да. Детям в возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз СДВГ. Согласно Национальному исследованию здоровья детей 2010–2011 годов, приблизительно 194 000 дошкольников (в возрасте 2–5 лет) имели текущий диагноз СДВГ. Некоторые дети перерастают симптомы, а другие нет. Исследования показывают, что 3-летние дети с симптомами СДВГ гораздо чаще соответствуют диагностическим критериям СДВГ к 13 годам.

Как узнать, есть ли у моего дошкольника СДВГ

Дошкольники с СДВГ с большей вероятностью будут исключены из школы или детского сада из-за их деструктивного поведения. У этих детей больше проблем с усвоением концепций в школе, и многие из них попадают в специальные учебные заведения в очень раннем возрасте по сравнению с детьми без СДВГ.

Как родитель, вы захотите узнать, в какой степени поведение вашего ребенка соответствует ряду моделей поведения, типичных для детей того же возраста. Спросите себя: «По сравнению с другими дошкольниками того же возраста, куда падает поведение моего ребенка». Разговор с учителями вашего дошкольника и/или воспитателями может помочь вам узнать, какое поведение является обычным для маленьких детей и не связано с расстройством, а что вызывает более серьезную озабоченность.

Что включает в себя обследование моего дошкольника на СДВГ

Чтобы поставить диагноз СДВГ, у ребенка должно быть определенное количество симптомов в течение как минимум 6 месяцев, которые проявляются более чем в одной сфере жизни. Например, если поведение вашего ребенка дома может выглядеть как СДВГ, но у него нет такого поведения вне дома, может быть другое объяснение. Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника СДВГ, вам следует поговорить со специалистом, обученным диагностике и лечению СДВГ, например, педиатром вашего ребенка, детским психиатром, психологом, клиническим социальным работником или другим квалифицированным специалистом по психическому здоровью. Также важно проверить вашего ребенка на наличие других заболеваний, таких как проблемы со зрением, слухом или сном, потому что иногда симптомы похожи на СДВГ.

Оценка дошкольников должна быть тщательной и соответствовать рекомендациям, изложенным Американской академией педиатрии (AAP) и Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP). В этих рекомендациях рекомендуется провести с вами подробный опрос, чтобы определить, как долго продолжаются симптомы, насколько они серьезны, как часто они возникают и в каких условиях. Вам и учителям вашего ребенка или воспитателям будет предложено заполнить анкеты с оценочными шкалами для оценки поведения вашего ребенка. Специалист по СДВГ проведет подробный обзор школьных и медицинских карт вашего дошкольника, поговорит с вашим ребенком и понаблюдает за ним напрямую, а также проверит наличие других заболеваний, которые могут быть у вашего ребенка наряду с СДВГ. Специалист может также предложить другие психологические тесты, чтобы помочь понять сильные и слабые стороны вашего дошкольника в навыках обучения и мышления, а также выявить трудности в обучении.

Каковы симптомы СДВГ у детей

Диагноз СДВГ ставится на основании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM 5). В руководстве перечислены три проявления СДВГ — невнимательный, гиперактивно-импульсивный и комбинированный, а также симптомы для каждого из них.

Невнимательный

  • Не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности
  • С трудом удерживает внимание
  • Не слушает
  • Пытается выполнить инструкции
  • Проблемы с организацией
  • Избегает или не любит задачи, требующие много размышлений
  • Теряет вещи
  • Легко отвлекается
  • Забывчив в повседневной деятельности

Гиперактивный Импульсивный

  • Непоседа руками или ногами или извивается на стуле
  • С трудом удерживает сидячее положение
  • Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
  • Трудно заниматься тихой деятельностью
  • Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя внутри так, как будто ими управляет мотор
  • Чрезмерно болтает
  • Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
  • Сложность ожидания или очереди
  • Прерывает или вторгается в других

Комбинированный, невнимательный и гиперактивно-импульсивный

  • Имеет симптомы из обоих вышеперечисленных списков

Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому с возрастом дети могут иметь разные проявления.

Каковы причины СДВГ

Исследования еще не определили точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться по наследству. Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:

  • мать курит сигареты или употребляет алкоголь во время беременности
  • воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
  • преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
  • черепно-мозговая травма

Ученые продолжают изучать точную связь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что определенную роль могут играть многие факторы.

Следующие факторы НЕ являются известными причинами, но могут усугубить симптомы СДВГ у некоторых детей:

  • слишком много смотреть телевизор
  • есть сахар
  • семейный стресс (бедность, семейная травма)

Почему важно лечить СДВГ у моего дошкольника в раннем возрасте

Дошкольники с СДВГ чаще испытывают трудности в детском саду или школе, включая проблемы в отношениях со сверстниками, учебе и повышенный риск травм. Ранняя диагностика важна, чтобы ваш ребенок мог получить необходимую помощь, чтобы свести к минимуму эти проблемы.

Даже для дошкольника, у которого могут быть некоторые симптомы, но нет СДВГ, в эти ранние годы происходит значительное развитие мозга. Это оптимальное время для того, чтобы дети научились позитивному поведению, а вы — для того, чтобы узнать, как эффективно помочь вашему ребенку учиться. Лучше решать проблемное поведение раньше, чем позже.

Как следует лечить СДВГ у дошкольников

Когда речь идет о лечении детей дошкольного и детсадовского возраста, AAP требует сначала поведенческих методов лечения, а медикаментозного лечения только при необходимости. Поведенческая терапия от детских и подростковых терапевтов, специализирующихся на СДВГ, предоставит как родителям, так и детям методы обучения и закрепления позитивного поведения и навыков. Это поможет дошкольнику с СДВГ успешно функционировать дома и в школе.

Когда лекарства прописаны, AAP рекомендует детям в возрасте 4-5 лет начинать пробное лечение метилфенидатом, начиная с низкой дозы. Поскольку дети по-разному реагируют на лекарства, то, что может помочь одному ребенку, может не помочь другому. Медицинский работник может отрегулировать дозу, чтобы определить, помогает ли она, требуется ли другое лекарство или присутствуют ли какие-либо побочные эффекты. Лечение СДВГ является сложным, и важно постоянно наблюдать за детьми, чтобы убедиться, что лечение работает. Это включает в себя периодическое повторение оценок по оценочной шкале, чтобы убедиться, что лекарства и поведенческая терапия дают желаемый эффект. Кроме того, Рабочая группа дошкольной фармакологии AACAP рекомендует, чтобы дошкольники, принимающие лекарства от СДВГ, прекратили прием лекарств (под руководством лечащего врача) через 6 месяцев, чтобы переоценить симптомы и решить, следует ли продолжать прием лекарств.

Что такое поведенческое обучение родителей и чем оно может помочь мне и моему ребенку

Дети с СДВГ могут не обладать навыками и поведением, благодаря которым они получают положительное внимание. Часто они склонны плохо себя вести и попадают в ситуации, когда их наказывают чаще, чем других детей. Это может оказать негативное влияние на их самооценку и привести к усилению проблемного поведения. Родители и опекуны (воспитатели детских садов, воспитатели дошкольных учреждений и другие лица, осуществляющие уход) могут научиться управлять поведением дошкольников с СДВГ, узнав о расстройстве и пройдя обучение родителей использованию поведенческих методов.

Программы обучения родителей, проводимые обученными терапевтами, могут дать воспитателям инструменты и стратегии помощи детям с СДВГ. Обзор, проведенный Агентством исследований и качества в области здравоохранения (AHRQ) в 2010 году, показал, что эффективные программы:

  • помогают родителям развивать позитивные отношения со своим ребенком
  • рассказать им о том, как развиваются дети
  • помочь им справиться с негативным поведением и повысить позитивное поведение с помощью позитивной дисциплины

Программы поведенческого обучения родителей детей дошкольного возраста, эффективность которых в настоящее время подтверждена достаточным количеством научных данных:

  • Triple P (Программа позитивного воспитания)
  • Программа «Невероятные годы для родителей»
  • Терапия взаимодействия родителей и детей

Другие программы, ориентированные на те же элементы, также могут быть полезны.

Родители и опекуны, желающие узнать больше о СДВГ и способах помочь своему ребенку, могут записаться на курс «От родителей к родителям: семейный тренинг по СДВГ», предлагаемый через CHADD.

Получают ли дошкольники рекомендованное лечение

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что каждый второй дошкольник не получает рекомендуемого поведенческого лечения. Количество детей дошкольного возраста, принимающих лекарства от СДВГ, удвоилось за последние четыре года, и каждый четвертый получает только медикаментозное лечение, которое должно быть последним средством.

В области СДВГ существует движение за расширение доступа к поведенческой терапии для маленьких детей, особенно к поведенческой родительской терапии, которая считается научно обоснованной и эффективной. Надежда состоит в том, чтобы снизить количество детей дошкольного и детсадовского возраста, принимающих лекарства от СДВГ в качестве первой линии лечения.

Для получения дополнительной информации

http://www. cdc.gov/ncbddd/adhd/treatment.html

http://pediatrics.aappublications.org/content/128/5/1007.full

Дошкольники и СДВГ — Институт детского разума

Хотя СДВГ чаще всего диагностируют у детей школьного возраста, его можно диагностировать и у детей в возрасте трех лет.

Конечно, мы ожидаем, что все дошкольники будут активными — больше склонны бегать, чем сидеть на месте. И мы ожидаем, что они будут импульсивными — склонными делать что-то, не думая о последствиях. Но некоторые дети чрезвычайно активны — родители обычно описывают их как «прыгающих от стен» — и они настолько импульсивны, что ими чрезвычайно трудно управлять.

У этих детей может быть СДВГ, и ранняя диагностика и лечение могут помочь им обуздать импульсивное поведение, которое создает проблемы для них и их семей. Они могут лучше ладить с другими детьми и иметь возможность участвовать в мероприятиях, соответствующих их возрасту. Но важно знать, что рекомендуемое лечение первой линии для дошкольников с СДВГ отличается от того, что рекомендуется для детей старшего возраста.

Эксперты по СДВГ и Американская академия педиатрии согласны с тем, что поведенческая терапия является предпочтительным методом лечения дошкольников с СДВГ, и что прием стимулирующих препаратов следует рассматривать только в том случае, если поведенческая терапия недоступна или не дала результатов. Это также может быть рассмотрено, если ребенку или семье угрожает серьезный вред.

Как диагностируется СДВГ у дошкольников?

Как правило, гиперактивное и импульсивное поведение приводит к диагнозу СДВГ у дошкольников. Возможно, их выгнали из дошкольного учреждения или запретили играть. Их родители постоянно беспокоятся, что они выбегут на улицу или причинят себе вред другим импульсивным образом.

По оценкам, от 2 до 6 процентов детей дошкольного возраста имеют это расстройство — гораздо меньший процент, чем дети школьного возраста. Мальчики в два раза чаще, чем девочки, диагностируются.

Марк Штейн, доктор философии, директор программы СДВГ и связанных с ним расстройств (клиника PEARL) в детской больнице Сиэтла, объясняет, что проблемы с поведением обычно являются причиной того, что родители приводят дошкольников для обследования. Он отмечает, что один из контрольных вопросов, который он использует при сборе истории ребенка, звучит так: «Какой процент времени, когда вы даете ребенку команду, он слушается вас в течение пяти секунд?» По его словам, к четырем годам он должен составлять от 75 до 80 процентов. «У моих пациентов это около 10 процентов».

Но д-р Штейн, который также является профессором психиатрии и поведенческих наук в Вашингтонском университете, подчеркивает, что диагностировать СДВГ в этом возрасте следует с большой осторожностью, поскольку все дети дошкольного возраста проявляют некоторую гиперактивность, импульсивность и невнимательность, ключевые симптомы СДВГ.

Наблюдения за поведением ребенка в кабинете врача недостаточно для постановки диагноза, поскольку в этой среде симптомы могут отсутствовать. Педиатрам рекомендуется собирать скрининговые анкеты, заполняемые не только родителем, но и хотя бы еще одним взрослым, который проводит время с ребенком. Симптомы должны присутствовать более чем в одном месте — например, дома, в детском саду или детском саду, у родственников или друзей семьи.

Как отмечает доктор Штейн, труднее оценивать детей, которые еще не находятся в структурированной среде, такой как дошкольное учреждение, где их поведение легче наблюдать и сравнивать с поведением других детей.

Эндрю Адесман, доктор медицинских наук, педиатр, возглавляющий отделение детской и поведенческой педиатрии в Детском медицинском центре Коэна в Нью-Йорке, добавляет, что для детей, которых держат дома, если родители недовольны их поведением и подозревают СДВГ, их отправляют в детский сад или детский сад может быть хорошим способом получить некоторую проверку, а также некоторую передышку. «Родители лучше всех знают своего ребенка, но у них нет подготовки, опыта и взглядов на то, что типично для определенного возраста», — объясняет он.

Доктор Штейн отмечает, что задача диагноста — исключить другие состояния, похожие на СДВГ. «Есть медицинские имитации, такие как гипотиреоз, проблемы со сном и эффекты лекарств. И есть психические мимики, такие как аутизм, депрессия или тревога».

Поведенческая терапия СДВГ

Обучение родителей методам управления поведением является рекомендуемым методом лечения дошкольников с СДВГ. С помощью этих программ родители учатся тому, как более эффективно формировать поведение маленьких детей, и дети обычно демонстрируют заметное улучшение своей способности подчиняться указаниям и сдерживать свою импульсивность.

Почему обучение родителей, а не терапия непосредственно ребенку? Доктор Адесман объясняет, что детей часто направляют на игровую терапию, но это не очень полезное вмешательство при СДВГ. «В худшем случае это похоже на дорогое свидание. В лучшем случае это вмешательство с благими намерениями, для которого нет никаких доказательств». Семьи должны заниматься обучением родителей методам управления поведением.

«Интуитивно можно подумать, что если у ребенка есть проблема, терапия должна быть сосредоточена на ребенке. Реальность такова, что, хотя проблемы возникают у ребенка, мы хотим изменить окружающую среду, чтобы настроить ребенка на успех. И это обычно включает в себя работу с родителями и учителями», — объясняет он. «Если у ребенка аллергия — проблема в ребенке, а решение — в работе с окружением. Вы можете избавиться от ковра или штор или найти новый дом для кошки. Мы можем сделать что-то с окружающей средой, чтобы помочь детям вести себя лучше».

Эти программы учат родителей тому, как использовать похвалу или положительное подкрепление для поощрения желаемого поведения. А родителей учат приводить к последовательным последствиям, когда дети не подчиняются. В результате дети учатся модулировать свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям, и семейный конфликт может быть уменьшен, иногда резко.

Программы, доказавшие свою эффективность, включают:

  • Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT)
  • Тренинг для родителей (PMT)
  • Программа позитивного воспитания (Triple P)
  • Невероятные годы

Д-р Штейн отмечает, что дошкольные годы являются «золотым пятном» для обучения родителей, когда данные показывают, что оно может иметь самый эффект. «Я всегда говорю родителям, знаете, сейчас идеальное время. Вы же не хотите иметь дело с непослушным 15- или 16-летним подростком».

Д-р Штейн также рекомендует родителям дошкольников с СДВГ обучать их в структурированных школьных условиях. Когда у детей проблемы с поведением, родители часто забирают их из дошкольного учреждения, но им действительно нужно больше в .

Если дети не могут вести себя достаточно хорошо для обычного дошкольного учреждения, существуют специальные дошкольные учреждения для детей с поведенческими проблемами. «Идея состоит в том, чтобы не убегать от структуры, а получать более интенсивные услуги. Родителям нужна передышка, а детям нужно научиться социализироваться».

Доктор Адесман добавляет, что особенно важно, чтобы эти дети имели некоторый опыт удовлетворения ожиданий в структурированной обстановке, прежде чем они пойдут в детский сад.

Когда следует принимать лекарства?

Как правило, стимулирующие препараты следует рассматривать только для дошкольников, которым не помогла поведенческая терапия или чье поведение настолько серьезно, что опасно или серьезно влияет на их жизнь и жизнь их семей.

Одна из причин, по которой стоит сначала попробовать поведенческую терапию, заключается в том, что, хотя стимуляторы очень эффективны для большинства детей школьного возраста (уровень ответа составляет более 70 процентов), доктор Адесман отмечает, что у дошкольников уровень ответа падает до 50 процентов.

Д-р Адесман предлагает этот список, основанный на рекомендациях AAP, ситуаций, в которых медикаментозное лечение может быть подходящим выбором:

  • Поведенческая терапия не увенчалась успехом
  • Значительный риск травмы ребенка
  • Значительный риск травмы другим детям или опекунам
  • Исключение из дошкольного учреждения или детского сада
  • Угроза изгнания из дошкольного учреждения или детского сада
  • Сильный семейный анамнез СДВГ
  • Возможные повреждения центральной нервной системы, такие как недоношенность, внутриутробное воздействие алкоголя или кокаина или отравление свинцом
  • Симптомы СДВГ мешают другой необходимой терапии, такой как речевая/языковая, OT, PT
  • Родитель или опекун на грани «психического срыва» из-за поведения ребенка
  • Брак на грани развода или раздельного проживания из-за поведение ребенка

Назначение препаратов дошкольникам может сбивать с толку, поскольку существует несоответствие между тем, что одобрено FDA, и тем, что рекомендовано AAP.

Из двух типов стимулирующих препаратов — на основе метилфенидата и на основе амфетамина — FDA одобрило только препараты короткого действия на основе амфетамина (декседрин и аддералл) для детей 3–5 лет. С другой стороны, AAP, основываясь на результатах Дошкольного исследования лечения СДВГ (PATS), в котором использовался мептилфенидат, рекомендует лекарства на основе метилфенидата для детей 4-5 лет.

Разумным подходом, добавляет доктор Адесман, было бы сначала использовать метилфенедат, а если он не работает, попробовать на основе амфетамина.

С чем все согласны, так это с тем, что если лекарство используется, то оно должно быть в крайне низкой дозе. И хорошая новость заключается в том, что существуют новые лекарственные формы для дошкольников, которые не только не требуют проглатывания таблетки, но и могут доставлять очень малые дозы — «жидкости, которые можно титровать, или пластырь, который можно разрезать пополам, » он объяснил.

Обучение поведению дошкольников

Но д-р Адесман подчеркивает, что медикаментозное лечение следует рассматривать только в том случае, если обучение родителей недостаточно эффективно или если ситуация экстремальная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *