Факторы девиантного поведения подростков: Факторы девиантного поведения подростков

Содержание

Факторы и условия, обусловливающие девиантное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

УДК 376.56

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В статье раскрыты основные факторы и условия, обусловливающие девиантное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями. Все факторы и условия формирования девиантного поведения были разделены на три группы: социальные, биологические и психологические. В результате сделан вывод, что система взаимосвязанных факторов только при определенных условиях может выступать причиной формирования девиантного поведения подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями, факторы формирования девиантного поведения, условия формирования девиантного поведения.

В. В. Афанасьева V. V. Afanasieva

FACTORS AND CONDITIONS CAUSING

THE DEVIANT BEHAVIOUR OF ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article reveals the main factors and conditions causing the deviant behaviour of adolescents with intellectual disabilities. All the factors and conditions of the formation of deviant behaviour have been divided into three groups: social, biological and psychological. As a result, it is concluded that a system of interrelated factors can be a reason for the formation of deviant behaviour among adolescents with intellectual disabilities only under certain conditions.

Keywords: deviant behaviour, adolescents with intellectual disabilities, factors of formation of deviant behaviour, conditions of formation of deviant behaviour.

В Украине с каждым днем возрастает число детей подросткового возраста, чье поведение попадает в категорию девиантного, т. е. поведения, которое отклоняется от общепринятых социальных норм (общепринятое определение) и норм психического здоровья (И. Кон). Причины этому самые разные: последствия психотравмирующих ситуаций, противоречивость социальных норм и культурных ценностей в обществе, нестабильная экономическая ситуация в стране и др.

Особенно усложняется проблема девиантного поведения, когда речь идет о детях с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые в силу наличия интеллектуального дефекта с трудом усваивают социальные нормы и только при условии специального коррекционного обучения и воспитания (говоря о подростках с ограниченными интеллектуальными возможностями, мы имеем в ввиду учащихся 5-9 классов специальных коррекционных школ VIII вида с диагнозом легкой умственной отсталости F-70).

Особенно трудно детям с ограниченными интеллектуальными возможностями найти ту тонкую грань, которая отделяет социально адаптивное поведение от девиантного в противоречивых жизненных ситуациях, когда необходим сложный интеллектуальный анализ происходящей ситуации, задействование логического мышления с целью установления причинно-следственных связей происходящего для предвидения последствий своих действий и действий окружающих.

Чтобы преодолеть проблему, нужно знать причины ее возникновения и начинать работу с устранения этих причин. В данном случае выявление факторов (причин) и условий формирования девиантного поведения будет способствовать повышению эффективности процесса профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Как показал анализ современной психолого-педагогической литературы, проблема изучения факторов девиантного поведения умственно отсталых детей еще не была предметом отдельного фундаментального научного исследования отечественных ученых, а рассматривалась, скорей, в контексте профилактики и коррекции девиантного поведения у лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями (О.

Егорова, С. Соловьева, Я. Николаенко, В. Пе-черский и др.).

Таким образом, выявленное противоречие между недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в научной литературе и необходимостью выявления факторов и условий формирования девиантного поведения для организации успешной его профилактики и коррекции обусловливают актуальность темы данной статьи.

Исходя из положения Л. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование нормативного (социально-адаптивного) поведения умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка. Однако наличие интеллектуального дефекта определяет качественное своеобразие поведения подростков и требует его специальной организации.

Девиантное поведение — это поведение, которое не соответствует правовым, нравственным, этическим и другим нормативным требованиям того конкретного общества, в котором живет и действует индивид. Результатом такого поведения личности, как правило, является нанесение морального или (и) физического вреда себе, окружающим или (и) окружающей среде. Как правило, девиантное поведение приводит к социальной дезадаптации.

Для регулирования поведения подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями нужно знать

факторы, которые его детерминируют. Под фактором мы понимаем причины, которые постоянно действуют на личность и обуславливают соответствующее поведение. Согласно А. Капской, система взаимосвязанных факторов только при определенных условиях может выступать причиной возникновения девиантного поведения [1, с. 221]. В данной статье раскрываются как факторы, так и условия формирования девиантного поведения детей подросткового возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Все факторы формирования девиантного поведения условно можно разделить на три группы: социальные, биологические и психологические.

К социальным факторам относится уровень напряженности в обществе, который провоцируют острые социальные конфликты. Особенно актуальным этот фактор становится в современных условиях, когда Украина находится в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса. В современных условиях эти проблемы особенно болезненно отражаются на детях из восточных регионов страны, которые вынужденно покинули родные дома, изменили место обучения, а их родители либо сменили место работы (часто не найдя постоянной работы), либо остались без таковой совсем. Многие дети из зоны конфликта (Луганской и Донецкой областей Украины) попадают в школы-интернаты из-за потери родителей или невозможности родителей материально обеспечить своих детей вследствие потери жилья и постоянной работы. Неуверенность в завтрашнем дне, необходимость менять привычный образ жизни, место учебы и проживания, материальные трудности семьи, безработица родителей являются мощными факторами возникновения девиантного поведения у подростков.

Другим социальным фактором, обусловливающим деви-антное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями, выступает популяризация алкогольных, табачных и наркотических веществ в украинских средствах массовой информации. Увеличение психологического давления на неокрепшее сознание детей рекламы психоактивных веществ (в первую очередь алкоголя и табака) является основной причиной девиантного поведения подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые наиболее уязвимы перед массовой пропагандой. Детям с ограниченными интеллектуальными возможностями невозможно самостоятельно понять, почему то, что так активно рекламируется в средствах массовой информации как «модное», может наносить реальный вред их здоровью. Чтобы подростки усвоили такое противоречие, необходимо проводить специальную профилактическую работу с ними, которая требует большой временной продолжительности и профессионализма специалистов (в первую очередь педагогов-дефектологов и психологов), работающих с данной категорией детей и их семьями.

Следующим социальным фактором, обусловливающим девиантное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями, является так называемая «двойная мораль», которая прочно укоренилась во всех социальных сферах и является препятствием в развитии личности как нормально развивающихся детей, так и детей с ограниченными интеллектуальными возможностя-

ми. Двойная мораль проявляется, например, когда ребенку в школе говорят, что пить и курить — это плохо, а дома подросток видит, что родители таким способом (со слов родителей) расслабляются, снимают стресс, празднуют и пр.

Проблема заключается в том, что детям с ограниченными интеллектуальными возможностями трудно понять, почему то, что расслабляет и доставляет удовольствие (пусть даже временно), может быть вредным. Особенное непонимание вызывает ситуация, когда мнения педагогов и родителей противоречат друг другу. Поэтому в данной ситуации важна профилактическая работа не только с подростками, но и обязательно с их семьями. Только такой комплексный подход может преодолеть проблему двойной морали относительно девиантного поведения.

Не менее важным социальным фактором возникновения девиантного поведения у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями выступает негативное влияние молодежной субкультуры. Молодежная субкультура — это система ценностей, норм поведения, форм общения, которая отличается от культуры взрослых и характеризует жизнь молодежи в возрасте примерно от 12 до 20 лет [2, с. 21].

Молодежная субкультура неоднозначно влияет на современных подростков. С одной стороны, молодежная субкультура является одним из инструментов социализации подростков, способствует усвоению ценностей, норм и социальных ролей, а с другой — отчуждает их от общей национальной культуры. Проблема возникает тогда, когда молодежные интересы и ценности ограничены сферой досуга, развлекательными мероприятиями, часто общением с де-линквентным (противоправным) окружением сверстников. Отрицательная молодежная субкультура имеет особое влияние на детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые являются наиболее уязвимыми и, в силу интеллектуального дефекта, слабо противостоят негативному влиянию окружающей среды. Следует учитывать, что дети с ограниченными интеллектуальными возможностями легко поддаются негативному влиянию (они ведомы), поэтому важно, чтобы они оказались в социально позитивной среде. Для этого нужно специально организовывать их внешкольную деятельность и досуг. Необходимо, чтобы подростки были задействованы в спортивных, трудовых, творческих и других секциях, которые способствуют их социализации и профессиональной ориентации. Когда подросток с ограниченными интеллектуальными возможностями постоянно задействован в социально значимой деятельности, снижается риск его вхождения в негативную субкультуру.

Специфическим именно для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является адаптивный фактор, способствующий вхождению в референтную группу, и неадаптивный фактор, который провоцирует девиантное поведение с целью ухода от конфликта (например, выпить «с горя», для снятия напряжения, для самоутверждения и т. д.). Так, подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями особенно склонны принять девиантные формы поведения, чтобы быть принятыми группой сверстников. И если у них не сформированы представления об альтернативных формах поведения, они могут принимать

девиантные формы поведения как норму. Поэтому у данной категории детей нужно целенаправленно формировать представления о социально приемлемых формах поведения в обществе, формировать социально приемлемые умения и навыки взаимодействия в обществе.

Важнейшим социальным фактором возникновения девиантного поведения является школьная дезадаптация умственно отсталых детей. По мнению многих ученых (Л. Дзюб-ко, А. Дзюбенко, Г. Кумарина, Г. Прихожан, Л. Шипицина и др.), успешная адаптация учащихся как составляющая социализации обеспечивается благодаря совокупности специально созданных социально-педагогических условий, а именно: индивидуализированная социально-педагогическая помощь детям в процессе их адаптации на основе интеграции усилий педагогов и родителей; содействие взаимодействию детей со школьной средой; организация и координация взаимодействия детей с различными институтами социализации.

Не менее важными факторами, обусловливающими девиантное поведение детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, выступают биологические факторы, к которым относится наследственный фактор. Например, Н. Гасанзаде было экспериментально доказано существование «гена алкоголизма». Согласно исследованиям А. Личко и В. Битенского алкоголизм имеет генетическую обусловленность, а пьянство как более легкая форма — психосоциальную. Однако некоторые ученые (И. Агеева, А. Га-дириан, Н. Жигунова, И. Муратов, С. Резников, В. Юлдашев и др.) настаивают на психологическом факторе формирования алкогольной зависимости у подростков.

Сегодня уже научно доказано, что формирование алкоголизма провоцирует такой фактор, как влияние экологии и питания. Употребление низкокалорийных продуктов питания приводит к снижению энергетической ценности пищи на 50 %, вызывая желание употребления спиртных напитков. Недостаток в пище белка (мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов), витаминов тиаминовой группы, некоторых гормонов, побуждает человека употреблять алкоголь, потому что этанол, а точнее продукты его превращения компенсируют недостаток этих веществ в организме человека [3, с. 124-125].

Также имеет значение химическое и радиационное загрязнение окружающей среды, которое вызывает постоянное напряжение и активизацию иммунной системы [3, с. 126]. Особенности реагирования иммунной системы на экологическую загрязненность воспринимаются нервной системой как стрессовая ситуация. Такая ситуация не осознается подростком с ограниченными интеллектуальными возможностями, однако часто возникает ощущение психологического дискомфорта и немотивированного чувства неудовлетворенности. Употребление небольшой дозы любых психоактивных веществ временно снимает эти ощущения, и в следующий раз подросток может подумать, что стресс снят, например, алкоголем (якобы без психоактивных веществ нельзя избежать этих состояний). Здесь важно показать подросткам альтернативные способы избегания негативных стрессовых ситуаций и формировать у них психологические защитные механизмы противодействия стрессовым состояниям.

Как правило, у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями наблюдается ослабленное состояние здоровья и часто низкий материальный уровень семей, в которых они воспитываются. Это делает невозможным получение качественного медицинского и психологического лечения, а также оздоровительного отдыха. Такая ситуация формирует состояние постоянного дискомфорта, вызывает потребность в улучшении состояния и, как следствие, стремление к обращению к алкоголю, табаку, наркотикам, чтобы временно «заглушить» неприятные ощущения. Этот фактор очень тесно связан с двумя предыдущими, так как речь идет не только о физическом, но и о психическом здоровье подростков.

Не менее значимыми являются психологические факторы!. Доминирующим психологическим фактором является кризис подросткового возраста. Этот период является одновременно сложным и важным периодом в жизни личности. Даже у младших подростков сегодня актуализируются попытки освободиться от контроля взрослых, что приводит к конфликтному поведению, которое является признаком возрастного кризиса. Но к полной свободе подростки, а тем более подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями, психологически не готовы. Однако подросткам важно иметь право на собственный выбор и на ответственность за собственные решения и действия. Нервной системе подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями свойственно, что психологические реакции по своей силе и характеру часто не адекватны ситуации, которая их вызвала. Это объясняется повышенной возбудимостью центральной нервной системы.

Вышеупомянутые процессы сказываются на особенностях поведения подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями. Л. Божович отмечала, что в период полового созревания половое влечение как очень важная биологическая потребность становится предметом сознания и переживаний подростков. Часто «несчастная» любовь провоцирует девиантное поведение у подростков. Также к девиантному поведению подростки часто прибегают, чтобы казаться старше в глазах противоположного пола.

Важным психологическим фактором формирования девиантного поведения подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями являются ситуации фрустрации, когда подростки не могут удовлетворить те или иные свои потребности. В такой ситуации подростки теряют чувство меры, проявляют демонстративное поведение, которое часто носит девиантный характер. Следует отметить, что вышеназванные факторы являются лишь объективными предпосылками формирования девиантного поведения. Только совпадение их с определенными условиями приводит к формированию и закреплению девиаций. Для их предупреждения важно знать условия формирования девиан-тного поведения.

Условия формирования девиантного поведения подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями мы также разделили на три группы: социальные, биологические и индивидуально-психологические.

Доминирующим социальным условием является влияние семьи. Семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Семейный микроклимат и воспитание

формируют основы человеческой личности, и поэтому неправильные типы семейного воспитания являются одними из важнейших условий, которые могут стать причиной появления девиантного поведения у детей.

Семейное неблагополучие способствует развитию эмоциональных отклонений и на их основе различных социальных отклонений, в том числе и девиантного поведения. Реакция имитации типична для поведения подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями, поэтому проявление девиантного поведения в такой ситуации является результатом подражания родителям, которые ведут аморальный образ жизни.

Опираясь на положения Л. Выготского о том, что чувство является основой формирования многих характерологических черт личности, можно сказать, что нередко встречающееся отсутствие положительного эмоционального контакта между подростками с ограниченными интеллектуальными возможностями и их родителями является важным условием возникновения девиантного поведения. По мнению Л. Выготского, чувства, которые глубоко переживает ребенок, не только влияют на его самочувствие и становятся мотивами поступков, но и способствуют трансформации похожих эмоций в определенную черту характера. Чрезмерная акцентуация эмоции или чувства имеет негативные последствия и может привести к различным девиациям в поведении.

Также важным условием формирования у подростков девиантного поведения является неконгруэнтность в воспитании. Неконгруэнтность в воспитании — это несоответствие слов взрослых интонации и мимике. Такое встречается в случае скрытого эмоционального отторжения ребенка, который чувствует неискренность и равнодушие. Получая противоречивую информацию от взрослого, ребенок никогда не научится концентрировать свое внимание, вырабатывать формы целенаправленного поведения и способность к конструктивному выходу из психотравмирующих ситуаций [3]. К сожалению, такой стиль воспитания часто присущ как родителям, так и педагогам-дефектологам, которые, в силу различных причин (личностных черт характера, большой загруженности и т. д.), не чувствуют каждого ребенка сердцем, часто общаясь с ними формально.

Негативное влияние на психику подростков имеет и так называемое альтернирующее воспитание, когда наблюдается неустойчивое эмоциональное отношение к подростку, когда одобрение или жалобы зависят от настроения взрослых, а не от объективного поведения ребенка. В результате ребенок отказывается от анализа соответствия своих поступков социальным нормам, не вникает в причины изменений отношения взрослых к себе. В таких ситуациях подросток для поднятия настроения прибегает к различным формам проявления девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, бродяжничество и т. д.).

Е. Иванова и С. Фролов выделяют как условие возникновения девиантного поведения влияние на ребенка так называемой «отягощенной семьи», в которой присутствует определенная проблема. Такой проблемой может быть что угодно, что семья тщательно скрывает от социума, например: тяжелобольной член семьи, секретная работа родителей, сокрытие своего национального происхождения [4].

Важным условием формирования девиантного поведения подростков является отрицательный социально-психологический статус в коллективе, вызванный пониманием сверстниками их интеллектуального дефекта и непринятия таких детей в коллектив. Под таким негативным социально-психологический статусом в коллективе понимается неблагоприятная позиция подростка в системе межличностных отношений, определяющая его права, обязанности и привилегии. Подростковый коллектив, с одной стороны, развивается под непосредственным или косвенным руководством педагогов и родителей. С другой стороны, подростки уже не ориентируются на мнения педагогов, выбирая себе партнеров по общению и друзей самостоятельно.

Описанные ситуации неправильного воспитания свидетельствуют, что отклонения в эмоциональной сфере подростков, по названным условиям, могут выступать причиной формирования девиантного поведения.

Важно учитывать и биологические условия формирования девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями.

Первичным условием может стать фетальный алкогольный синдром плода. Первое научное описание фетального алкогольного синдрома связывают с работами P. Lemoine и K. Jones, которые обследовали детей, родившихся в семьях алкоголиков и имевших различные аномалии. Фетальный алкогольный синдром, кроме специфических физических недостатков, сопровождается постнатальным поражением нервной системы. Часто алкогольный синдром проявляется в подростковом возрасте в виде психопатоподобных и психопатических проявлений. Вышеупомянутые условия затрудняют или даже делают невозможным социальную адаптацию, уменьшают, часто до полного отсутствия, защитную реакцию организма на психоактивные вещества.

Важным условием формирования девиантного поведения есть и наследственная предрасположенность, которая заключается в том, что тяга к психоактивным веществам (прежде всего к алкоголю) может передаваться наследственным механизмом, который отвечает за нормальное функционирование обменных процессов. Необходимо отметить, что вредные привычки могут возникать не только как результат злоупотребления родителями алкоголем, но и под влиянием других вредных веществ (радиационных, химических, токсических и т. п.), влияющих на генетический код [3]. Для нас важно отметить тот факт, что сама зависимость не может передаваться по наследству, она формируется при регулярном употреблении алкоголя, табака, наркотических веществ [3]. Поэтому правильно организованное воспитание минимизирует степень риска формирования зависимости. Биологическая или наследственная предрасположенность является существенным условием возникновения зависимого поведения, но важно понимать, что правильное воспитание может сыграть решающую роль. Благодаря слаженным действиям специалистов и родителей можно вовремя выявить и противостоять возникновению зависимости. В этом поможет целенаправленная профилактическая и коррекционная работа педагогов-дефектологов, психологов, социальных педагогов, медиков и родителей.

Также важно отметить индивидуально-психологические условия формирования девиантного поведения подрост-

ков с ограниченными интеллектуальными возможностями. Одним из таких условий на индивидуально-психологическом уровне выступают акцентуации характера и психопатии. А. Личко создал типологию акцентуаций характера, в которой соединил знания о психопатии и уже существующей на то время классификации акцентуаций К. Леонгар-да. Психопатии — это отклонение в характере, которые влияют на все сферы жизнедеятельности личности. Типы акцентуаций К. Леонгарда исходят из понятия «акцентуированная личность», тогда как личность — понятие более широкое, чем характер. Акцентуации характера — это типы заостренных черт характера как крайнего варианта психической нормы (смежное состояние между нормой и патологией). Это еще не отклонение, а те особенности характера, которые влияют на формирование личности подростка. Скрытые акцентуации является вариантом нормы, а имеющиеся — крайним вариантом нормы. Они, как правило, не нарушают социальной адаптации. Однако при неблагоприятных условиях акцентуированные черты нарушают равновесие характера, приводят к возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов. Психопатии — это выраженные характерологические нарушения, отличными особенностями которых П. Ганнушкина и А. Кербиков выделили: тотальность, относительную стабильность и социальную дезадаптацию. Именно последний критерий является решающим для дифференциации акцентуаций и психопатий. Психопаты особенно склонны к девиантному поведению. По обобщенным данным разных авторов, среди алкогольно зависимых подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями 60 % страдают психопатией, а наркоманией — около 30 %. Наиболее предрасположены к девиациям неустойчивый, гипертимный, циклоидный, эпилептоидный, возбудимый, истероидный типы акцентуаций характера.

Таким образом, рассмотрев факторы и условия формирования девиантного поведения у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями, можно сделать

вывод, что эти детерминанты свойственны и подросткам с нормальным интеллектуальным развитием. Снижение уровня интеллекта не является первопричиной возникновения девиантного поведения. Однако в силу наличия интеллектуального дефекта, подростки с умственной отсталостью оказываются наиболее уязвимы перед негативным влиянием асоциальной среды, пропагандирующей девиантное поведение. альна педагопка. Навчально-методичний поаб-ник / за ред. А. Й. КапськоТ. Киев: Освпд 2011. 228 с.

© Афанасьева В. В., 2016

УДК 373.5:82.09-057.874

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: АНАЛИЗ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 10 КЛАССЕ

Статья посвящена типам школьного анализа художественного произведения в старших классах на уроках литературы. Предложен комплексный подход для реализации полноценного восприятия старшеклассниками эпического текста. Автор статьи рекомендует разнообразные формы работы на уроках литературы при изучении романов И. С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Ключевые слова: литературное образование, роман, автор, типология, методы, компетентность, стиль, жанр.

О. М. Глух O. M. Gluh

PERFECTION of LITERARY EDUCATION of senior PUPILS : ASPECTS of ANALYSIS of EPIC WORKS In a 10 CLASS

The article deals withtypes and ways of school analysis of artistic work in senior classes at the literature lessons. On the basis ofthe last research reviews, publications and methods of teaching has been grounded a literature complex approach for realization of valuable perception the senior pupils of program epic text. The author of the article recommends the various forms of work in the study of I. S. Turgenev’s novel «Fathers and Sons» or «A Nest of Gentlefolk» at the literature lessons of in the 10th class.

Keywords: literary education, novel, author, typology, methods, communicative competence, style, genre.

Семейные факторы девиантного поведения подростков

Аннотация

В статье анализируется девиантное поведение подростков как актуальная социальная проблема. Представлены статистические данные по поведенческим девиациям подростков в Российской Федерации. Рссматриваются семейные факторы возникновения девиантного поведения. Раскрываются психологические механизмы влияния семьи на поведение подростков.

Ключевые слова

девиантное поведение подростков, аддиктивное поведение, делинквентное поведение, суицидальное поведение, детерминация девиантного поведения, семейные факторы девиантного поведения подростков

Ссылка для цитирования

Змановская Е.В., Алешкевич С.И. Семейные факторы девиантного поведения подростков // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2013. № 1 (19). С. 54–58.