Дети с нарушением эмоционально волевой сферы это: Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей

Нарушение эмоционально волевое у детей

Общие сведения

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как очень важно в это возрате освоить навык управления своими эмоциями, научиться социальному взаимодействию в обществе. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

Вам будет интересно: Нарушение устной речи Нарушение эмоционально волевой сферы

Эмоционально-волевое нарушение у детей

Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях:

  • Интеллектуальная регуляция эмоций;

  • неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств;

  • низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности.

Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфония, апатия.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Шизофрения и аутизм у детей


Шизофрения это сложное заболевание, до сих пор неясны причины, вызывающие это психическое расстройство личности, хотя существуют гипотезы. Детская шизофрения имеет свои характерные особенности.

Отличительными особенностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения. При некоторых формах заболевания возможна деменция.

Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врожденные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно.

Аутизм это полный или частичный отказ от общения с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании.

Синдром раннего детского аутизма может быть диагностирован у ребенка даже до года, так как для него свойственно нарушение всех видов контактов с матерью, это начинает беспокоить родителей.

У детей страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого). Их общей особенностью с шизофренией является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети могут выглядеть неадекватно.

Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как правило, носят специфический характер и являются предметом исследования патопсихологов.

Нарушается процесс общения с другими людьми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов. При эмоционально-волевых нарушениях у детей следует обращаться к психологу или к психиатру.

Нарушение эмоционально волевой сферы — Общие сведения, Причины возникновения. Томск

Общие сведения

Для нормальной жизнедеятельности и развития в социуме большое значение имеет эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства играют важную роль в жизни человека.

Воля человека отвечает за способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции. По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее. Важно то, что человек не просто узнает мир, а и пытается каким-то образом подстроить его под себя. Именно это и есть волевые действия, которые являются очень важными показателями в жизни.

Вам будет интересно: Нарушение эмоционально волевое у детей Нарушение эмоциональное

Волевая сфера личности чаще всего проявляется, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания. Последним этапом в формировании воли является действия, которые необходимо совершить для преодоления внешних и внутренних препятствий. Если говорить об истории, то волевые решения в разное время формировались благодаря определенной трудовой деятельности.

При каких заболеваниях возникает нарушение эмоционально-волевой сферы:

  • Шизофрения

  • Маниакальный синдром

  • Депрессивный синдром

  • Обсессивно-фобический синдром

  • Психопатии

  • Алкоголизм

  • Наркомания

К внешним раздражителям можно отнести определенные социальные условия, а к внутренним, наследственность. Развитие происходит, начиная с раннего возраста и до подросткового периода.

Характеристика волевой сферы личности

Волевые действия можно разделить на две группы:

Для того чтобы понять сущность таких действий, необходимо разбираться в структуре. Волевой акт состоит их таких элементов:


Нарушения эмоционально-волевой сферы

Гипербулия, общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. Например, увеличение аппетита приводит к тому, что больные, находясь в отделении, немедленно съедают принесенную им пищу. Гипербулия это характерное проявление маниакального синдрома.

Гипобулия характеризируется общим снижением воли и влечений. Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких.

Абулия это расстройство ограничивающееся резким снижением воли. Абулия является стойким негативным расстройством, вместе с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении.

Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение желаний, которые больной может контролировать в соответствии с ситуацией. Отказ от удовлетворения влечения рождает у больного сильные переживания, постоянно сохраняются мысли о неутоленной потребности. Так, человек с навязчивым страхом загрязнения сдержит влечение к мытью рук на короткое время, однако обязательно тщательно вымоет их, когда на него не смотрят посторонние, потому что все время, пока он терпит, он постоянно мучительно думает о своей потребности. Обсессивные влечения включены в структуру обсессивно-фобического синдрома.

Компульсивное влечение очень мощное чувство, поскольку по силе оно сравнимо с инстинктами. Патологическая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетворяет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоциальными поступками и возможностью последующего наказания.

Альманах №12 — Альманах

←Назад

Альманах №12 · Выпуск №12 · 2008 г.

Новый выпуск Альманаха знакомит читателя с работами современных молодых исследователей по эффективной реализации приоритетных направлений развития отечественной дефектологии. Педагогико-психологические исследования направлены на изучение особенностей и выявление возможностей коррекционной поддержки различных «проблемных» детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, речи, интеллекта, аутизмом, сложными нарушениями на всех этапах их психического развития. и социальное развитие. Публикуемые статьи полезны специалистам, занимающимся ранним вмешательством ребенка и его семьи, для минимизации рисков психических и социальных нарушений; помощь детям в дошкольном возрасте, подготовка и поддержка их в адаптации к школе; работа с трудностями обучения и социального развития «особых» подростков и взрослых. Представлены авторские методы решения различных задач с коррекционным воздействием, в том числе с использованием компьютерных технологий.

Большое внимание заслуживает сообщение об эффективном использовании передового опыта использования компьютерных технологий при подготовке специалистов и логопедов к практической работе с детьми с дислалией.

Антонова И.Д.

Рассмотрен психологический механизм холдинговой терапии с точки зрения развития эмоциональной привязанности ребенка к матери. Намечены комплексные критерии оценки ранней привязанности, предполагающие формирование у аутичного ребенка эмоциональной привязанности к матери в процессе удерживающей терапии, сравнимой по качеству с ранней привязанностью в нормальном онтогенезе.

Читать Ключевые слова

Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинговой терапии

Аффективные расстройства (АР)
ранний детский аутизм (РФА)
эмоциональные нарушения
удерживающая терапия
психологический механизм
взаимодействие матери и ребенка

Аршацкая О.

С.

Определены основные направления и логика психологической специальной работы с детьми раннего возраста с синдромом раннего детского аутизма (РДА). На конкретных примерах проиллюстрированы основные этапы и методы коррекционной работы с детьми раннего возраста с синдромом раннего детского аутизма. Приведены конкретные примеры игровой коррекционной работы.

Читать Ключевые слова

Психологическая помощь ребенку раннего возраста при синдроме раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм (РФА)

аффективные расстройства (РА)
эмоциональное развитие
игровая коррекционная работа

Бабкина Н.В.

Показаны психолого-педагогические условия, способствующие формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которые обусловлены взаимодействием многих компонентов, определяющих способность ребенка к самоорганизации своей деятельности. деятельность: постановка и поддержание целей; планирование деятельности; выбор и поддержание способов действия; осуществлять самоуправление на всех этапах деятельности, оценивая ее ход и результат.

Читать Ключевые слова

Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития
саморегуляция
коррекционная работа
психолого-педагогические состояния
произвольная деятельность
познавательная деятельность развивающая учебная деятельность

Браткова М.В.

В статье представлена ​​система обучения понятийным действиям, содержание, методы и приемы их формирования у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы.

Исследователь показал особенности развития детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в условиях целенаправленного коррекционного воздействия. Показана эффективность предложенной специальной педагогической работы.

Читать Ключевые слова

Формирование предметной деятельности у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

Задержка психического развития
нарушение умственного развития
умственная отсталость
ранний возраст
метод работы
дефектология
специальная педагогика
поражение центральной нервной системы (ЦНС)

Вильшанская А.Д.

Показаны специальные педагогические методы работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития церебро-органического генеза.

Читать Ключевые слова

Специальная педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития церебро-органического генеза

Задержка психического развития
специальная коррекционная работа
методы работы с детьми с задержкой психического развития
формирование психической деятельности
организация
содержание
методы и приемы работы воспитателя детей с особыми потребностями

Гостар А. А.

Умственная отсталость связана с различными психологическими механизмами, предопределяющими трудности использования знаково-символических средств: недоразвитие познавательных способностей при умственной отсталости (ЗПР), первичные недостатки мотивации достижения успеха и направленности своей деятельности при задержке психического развития. В статье освещены особенности использования знаковых и символьных средств дошкольниками с задержкой психического развития церебро-органического генеза и утверждена закономерность развития у них способности выполнять действия с использованием таких средств.

Читать Ключевые слова

Особенности использования средств знаков и символов дошкольниками с задержкой психического развития

Задержка психического развития

энтальная задержка (ЗР)
интеллектуальное развитие
психологические механизмы
когнитивное развитие
формирование знаково-символических средств у детей
дезадаптивное поведение

Додзина О. Б.

Сравнительный анализ семантических характеристик словарного запаса детей с аутизмом в сравнении со словарным запасом нормально развивающихся детей позволяет продвинуться в понимании их взаимоотношений с миром и способности взаимодействовать с окружающими. Определение психологического контекста развития словарного запаса детей позволяет уточнить задачи психолого-коррекционной работы

Читать Ключевые слова

Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром для развития словарного запаса детей с аутизмом

Ранний детский аутизм
аффективные расстройства (АР)
семантическая характеристика словарного запаса
эмоциональное развитие
речевое развитие
взаимодействие с окружающим миром
мировоззрение
жизненные компетенции
взаимодействие
задержка развития
явления речевого развития

Заиграева Н. В.,

Показано, что характер и качество полоролевых представлений у подростков с умственной отсталостью будут определяться как уровнем их интеллектуального развития, так и личным опытом, приобретенным в различных микросоциальных условиях и относящимся к сфере полоролевой идентификации .

Читать Ключевые слова

Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с умственной отсталостью

Умственная отсталость
умственная отсталость
умственная отсталость
гендерное разнообразие
гендерная социализация
эмоциональные переживания
онтогенез полоролевых представлений
психодиагностика
полоролевая идентификация

Зеленская Ю.Б.

Автор предлагает обучение информационным технологиям как средство, позволяющее наиболее эффективно решать проблемы, связанные с коррекцией произносительной стороны речи, которые не могут быть решены традиционными методами. Такие преимущества информационных технологий, как визуализация акустических компонентов речи и мотивация детей к сложной деятельности, позволяют добиться более высоких показателей в ходе логопедического воздействия. Используя методику внедрения информационных технологий О.И. Кукушкина в качестве основы для исследования, автором достигнуты высокие показатели, о чем свидетельствуют экспериментальные данные.

Читать Ключевые слова

Использование программного обеспечения SpeechViewer («Видимая речь») в ходе логопедического воздействия

Информационные технологии
средства визуализации речи
SpeechViewer
Visible Speech
видимая речь
фонаторная установка речи
артикуляционная сторона
акустические компоненты речи
дыхание и коррекция голоса; нарушение темпо-ритмической организации речи; нарушение интонационного речевого оформления

Иневаткина С. Е.

Рассмотрены особенности внутренней позиции матери в контексте воспитания ребенка с синдромом Дауна в первые три года жизни, характеризующие характер ребенка, концепцию воспитания и самореализации в роли матери. Выявлены факторы, обуславливающие специфическое наполнение внутренней позиции матери детей с синдромом Дауна. Определена и описана взаимосвязь вариантов внутренней позиции матери с уровнем активности материнского участия в реабилитации ребенка, сформулированы основные направления психологической помощи матерям детей с синдромом Дауна в первые три годы жизни. В диссертационном исследовании рассматриваются варианты поведения матери во взаимодействии с ребенком, намечаются перспективы дальнейшего развития научной парадигмы.

Читать Ключевые слова

Внутреннее положение матери маленького ребенка с синдромом Дауна

Ребенок с синдромом Дауна
взаимодействие матери и ребенка
система раннего вмешательства
роль матери
позиция матери
профилактика вторичных нарушений развития
специальная коррекционно-развивающая работа
детско-родительские отношения

Эффективная идентификация популяции детей с отклонениями в развитии может быть достигнута за счет совершенствования психолого-педагогического инструментария их обследования на основе теоретического обоснования подходов к изучению нарушений развития у детей в сочетании со статистическим и математическим анализом результатов диагностики . Инновационные подходы к выявлению недостатков психофизического развития дошкольников при психологическом обследовании в массовом детском саду позволят провести разграничение испытуемых по уровню необходимого психолого-педагогического сопровождения.

Читать Ключевые слова

Психодиагностический метод выявления минимальных отклонений в развитии у детей дошкольного возраста

Задержка психического развития
дети с нарушением слуха
дети с нарушением зрения
амблиопия
косоглазие
дети с нарушением речи
нарушения развития
диагностика развития ребенка
психолого-педагогические средства
психологическое обследование
поддержка
личностные особенности

Китик Е.Е.

Автор проектирует, разрабатывает и экспериментально доказывает эффективность компьютерных средств, созданных для обучения студентов-логопедов на основе методического подхода к построению и применению информационных технологий в различных предметных областях специального и инклюзивного образования (О. И. Кукушкина, 2005). Автор определяет роль, место и функции информационных технологий в профессиональной подготовке логопедов и утверждает, что интеграция компьютерных обучающих программ позволит решить те задачи обучения, которые не могут быть решены с помощью традиционных средств.

Читать Ключевые слова

Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов (раздел «Дислалия»)

Информационные технологии
виртуальная практика
логопедия
дислалия
ринолалия
дизартрия
алалия
артикуляционная модель
акустический компонент
средняя школа
визуализация
диагностика

Косымова А.Н.

Дана характеристика словесно-образных представлений об окружающем мире у младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями

Читать Ключевые слова

Изучение и коррекция представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Мировоззрение
жизненные компетенции
ФГОС детей с ОВЗ
стандарт образования
дети с ОВЗ
умственная отсталость
задержка психического развития
мировоззрение
специальная коррекционная работа

Лаврентьева Н. Б.

Показана логика и закономерности учебной деятельности, направленной на подготовку ребенка-аутиста к школе. Выявлены особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с аутизмом по результатам экспериментального обучения 17 детей

Читать Ключевые слова

Подготовка к школе детей с аутизмом

Аутизм
расстройства аффективной сферы (РА)
ранний детский аутизм (РФА)
эмоциональные нарушения
особые образовательные потребности
подготовка к школе
метод работы
букварь для аутистов
чтение
письмо

Махова В.М.

В отечественной психологии адаптация ребенка к школе рассматривается как необходимый, но сложный этап его приспособления к новым видам общественно значимой деятельности. Адаптация детей с умственной отсталостью сводится к сочетанию органической патологии центральной нервной системы с неблагоприятной социокультурной средой. Выявление барьеров позитивных адаптационных процессов позволит своевременно оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку при вступлении его в новую и сложную деятельность, т.е. учебную деятельность.

Читать Ключевые слова

Психическая адаптация детей с ограниченными интеллектуальными возможностями к школьной среде

Интеллектуальная недостаточность
задержка психического развития
умственная отсталость (ЗПР)
умственная отсталость
школьная дезадаптация
психологическая адаптация
адаптационные процессы

Показаны особенности формирования психических функций у детей 5-7 лет с задержкой психического развития, проживающих в экологически неблагополучном Забайкальском крае.

Читать Ключевые слова

Нейропсихологическая структура задержки психического развития дошкольников, проживающих в условиях экологического неблагополучия

Задержка психического развития
нейропсихологическая структура психологических функций
формирование психологической функции

Москоленко Н. В.

Обоснована и разработана согласованная программа подготовки умственно отсталых приемных детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях школы-интерната, основной задачей которой является объединение в едином образовательном процессе обучения и воспитательной работы.

Читать Ключевые слова

Подготовка умственно отсталых приемных детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях школы-интерната VIII вида

Дети-сироты
умственная отсталость
умственная отсталость
умственная отсталость
воспитательная работа
программа работы с умственно отсталыми
подростки
социализация
подготовка к самостоятельной жизни
обездоленные группы

Сохина Т.В.

Признаки начинающегося психического расстройства могут проявляться в характере взаимодействия со значимым другим в дискомфортных ситуациях на самых ранних этапах инфантильного развития. Проявления неудовлетворенности можно рассматривать как инфантильную коммуникативную деятельность: Младенцы социально детерминированы и выполняют интерактивную функцию — взаимодействие взрослого и младенца организуется таким образом, чтобы объективировать потребности последнего, формируя способ их удовлетворения и обеспечивая устранение источники беспокойства

Читать Ключевые слова

Особенности поведения детей-сирот детского возраста в некомфортных ситуациях

Ранний возраст
система раннего вмешательства
взаимодействие матери и ребенка
младенцы
младенчество
механизмы привязанности
паттерны, способствующие взаимодействию
дети из группы риска
сироты

Сошникова Н.Г.

Системная и целенаправленная работа по социальному воспитанию представляет собой интегральное направление обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития. Объем работы в этом направлении может быть определен исходя из понимания общих и специальных образовательных потребностей данной категории детей. Эффективная организация социального воспитания предполагает специальную подготовку педагогов и подготовку родителей к эффективному взаимодействию с детьми.

Читать Ключевые слова

Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития

ФГОС
стандарт образования детей с инвалидностью
особые образовательные потребности
дети с нарушением слуха
глухота
нарушение слуха
школа III вида
задержка психического развития
сложный дефект структура
социальное воспитание
социализация
жизненные компетенции
обучение и повышение квалификации педагогов
интеграция
инклюзия
сурдопедагог
педагог детей с ОВЗ
профессиональная компетентность

Ткачева И. А.

Разработать своевременное формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и последовательно проводить специальный коррекционно-развивающий комплекс педагогических мероприятий, в том числе работу с детьми и организацию специальной методической работы с воспитателями. В статье дано научное обоснование и описана разработка специального коррекционно-развивающего комплекса мероприятий, направленных на формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Читать Ключевые слова

Формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с задержкой психического развития

Задержка психического развития
игровая деятельность
специальная коррекционная работа
дети-сироты

Томме Л.Э.

Впервые в исследовании выделены прогностически значимые признаки неготовности к обучению математике у детей с общим недоразвитием речи. Выделены типологические группы и доказано, что полезность усвоения математического материала детьми с общим недоразвитием речи определяется степенью развития деятельностного, речевого и познавательного компонентов. Разработана система содержания и системных методов специальной коррекционной работы по формированию готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи. Работа имеет большое значение для профилактики дискалькулии у детей младшего школьного возраста.

Читать Ключевые слова

Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи
обучение математике
детей с нарушениями речи
дискалькулия
содержание и методы коррекционной работы
готовность к обучению математике

Шевченко А.В.

Изучение динамики структурных элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития позволяет выявить системообразующие факторы, определяющие его специфику. В работе показано, что недостатки самосознания дошкольников с задержкой психического развития без специальной работы по его формированию нивелируются в незначительной степени. Система комплексной специальной коррекционно-развивающей работы, основанная на взаимодействии специалистов и предусматривающая развитие образа Я, самооценки и поведенческой направленности, благоприятна для формирования самосознания дошкольников

Читать Ключевые слова

Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

дошкольники с задержкой психического развития
задержка психического развития
развитие самосознания
онтогенез
направленность поведения
формирование образа Я
лонгитюдное исследование

Шереметьева Е.В.

В раннем возрасте динамическое взаимодействие психофизиологических, речевых и когнитивных компонентов характерно для каждого этапа речевого развития и перехода к последующему, при этом нарушения речевого развития обусловлены диссинхронией компонентов речевой системы и вызывают фонетические и фонематические нарушения или общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. Целенаправленное коррекционно-профилактическое воздействие на физиологический, речевой и познавательный компоненты позволяет минимизировать нарушения речевого развития у дошкольников и предотвратить речевые нарушения в дошкольном возрасте. Эффективность коррекционного процесса зависит от своевременной дифференциации нарушений обучения речи и задержки речевого развития, от сложности воздействия на компоненты речевого развития и направленного семейного вмешательства

Читать Ключевые слова

Профилактика аномалий развития речи у младенцев

Раннее вмешательство
развитие речи
онтогенез
роль семьи в развитии ребенка
профилактика нарушений развития
ранний возраст
задержка развития
нарушение речи
общее недоразвитие речи
компоненты речевой системы
специальные исправительные работы

Шимгаева А. Н.

Показана специфика проявления тревожности у слабовидящих подростков и выявление путей коррекции выявленных нарушений в эмоциональной сфере

Читать Ключевые слова

Феномен тревоги у подростков с нарушениями зрения

Слабовидящие подростки
гипозрение
тифлопедагогика
тифлология
эмоциональное развитие
подростковая тревожность

Набокова Л.А.

В исследовании представлены теоретические основы, методические принципы и опыт обучения иностранному языку студентов с нарушениями слуха.

Читать Ключевые слова

Преподавание английского языка студентам с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования (вводный курс)

Иностранный язык
слабослышащие
глухие
слабослышащие
высшее образование

Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте, чтобы предоставить вам наиболее актуальный опыт, запоминая ваши предпочтения и повторяя посещения. Нажимая «Принять», вы соглашаетесь на использование ВСЕХ файлов cookie. Однако вы можете посетить настройки файлов cookie, чтобы предоставить контролируемое согласие.

Психолого-педагогические средства оптимизации волевого поведения детей старше пяти лет

Реферат

Волевое поведение — сложное психологическое явление, требующее сочетания внутреннего (мотивационного) и внешнего (воспитательного) воздействия. Волевое поведение как компонент психологической структуры имеет такие компоненты, как мотивация, волевые действия, формирующиеся в процессе познавательной деятельности ребенка. В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому она становится способной к сознательному нравственному выбору. Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми. Определены три вида активности: физическая, интеллектуальная, коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия и вариативность. Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу установления нормативного поведения. Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в старше пяти лет.

Ключевые слова: волевая регуляцияволевое поведениемотивацияустановка

Введение

В настоящее время резко возрастает необходимость научного сопровождения процесса формирования личности, особенно на начальном этапе ее становления, т.е. в дошкольном возрасте. Особое место в этом процессе принадлежит волевому развитию дошкольника как стержню его личностного роста, поскольку волевое поведение является одним из наиболее распространенных и значимых эмоциональных проявлений человеческой субъектности.

Условия развития проблемы.

При отсутствии условий для развития волевого поведения ребенка в дошкольный период процесс развития у ребенка замедлен: устойчивость и независимость от случайных внешних обстоятельств и сформировавшегося внутреннего влечения; умение «держать чувства под контролем»; активное отношение к окружающей действительности, что приводит к нарастающей деформации личности, ее творческих и преобразовательных функций. Акцентируется внимание на проблеме исследования вопросов формирования воли дошкольников в целом и отдельных направлений развития волевого поведения ребенка в этом возрасте в частности.

Особенности произвольного действия ребенка.

Особенности волевого поведения ребенка выражаются через волевые действия, которые направляются познавательной и двигательной деятельностью. Изучение особенностей соотношения произвольных действий ребенка в физической и познавательной деятельности дает возможность наметить эффективные технологии, которые помогут педагогам в решении вопросов оптимизации деятельности детей через формирование волевого поведения учащихся.

Постановка проблемы

Анализ источников по педагогической и возрастной психологии позволил отметить достаточно активный интерес исследователей к онтогенезу произвольной регуляции детского поведения, что нашло отражение в многочисленных работах психологов и педагогов.

Мнение ученых.

Волевое поведение социальные образования ученые рассматривают как с точки зрения содержания, так и механизмов его развития, а источником формирования волевого поведения является взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Исследовательские вопросы

Современные исследования воли показывают, что она представляет собой самостоятельное и реальное психическое явление. Волевая сфера вместе с познавательной, эмоциональной, мотивационной сферой и сферой самосознания образуют целостную структуру психики человека.

Уровни волевой регуляции.

Психологи выделяют также уровни волевой регуляции. Волевая регуляция рассматривается как направленная не на предмет деятельности, а на себя и, соответственно, развитие воли в онтогенезе есть последовательное формирование трех уровней самосубъектных отношений (Калин, 19). 89, 1986, 1983; Котырло, 1974).

Первые два — это самосознание и размышление. Нижний (первый) уровень формирует самосознание, которое проявляется в виде «неявных знаний» о «Я», которые могут быть переведены в акт отражения в «явных знаниях» (второй уровень). На высшем (третьем) уровне самосубъектных отношений происходит активная реорганизация актуальных проявлений «Я», это уровень волевой регуляции.

Цель исследования

Целью данной статьи является определение структуры волевого поведения на основе анализа научных исследований и изложение психолого-педагогических средств оптимизации волевого поведения детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальных исследований.

Развитие ребенка.

Нравственные мотивы дошкольника постепенно приобретают эрг и начинают определять содержание и характер его действий в системе его взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Они входят в разные пропорции и образуют сложную иерархическую структуру, подчиняясь ситуативным желаниям ребенка, тормозящим процесс достижения цели (Бурменская, 2000).

В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому он становится способным к сознательному нравственному выбору (Запорожец, 1978).

Механизм поведения.

Важным для развивающей программы было положение о том, что в игре зарождаются и формируются механизмы произвольного поведения дошкольника (ролевые, сюжетно-дидактические, двигательные). Игровая ситуация поддерживает высокий уровень мотивации деятельности, способствует подчинению поведения ребенка правилам, мобилизации волевых усилий ребенка на преодоление препятствий в процессе достижения цели.

Методы исследования

В исследовании применялся комплекс методов: теоретико-системный и структурный анализ научных источников по проблеме исследования, сопоставление и обобщение теоретических данных.

Два направления детской воли.

Подготовка воспитателей к работе по развитию детской воли проводилась по двум направлениям: а) теоретическому, т.е. в целях уточнения и систематизации знаний по данной проблеме; б) практические, т.е. в целях освоения практических навыков и развивающих средотворческих способностей.

При реализации развивающей программы целесообразно использовать следующие методы: игровые — дидактические игры и упражнения, физические и ролевые игры; чтение сказок; элементы психологической гимнастики; техники саморегуляции; рисование, конструирование, беседы и усвоение методических приемов.

Виды деятельности.

Определены три вида деятельности: физическая (в исследованиях разных авторов ее также называют двигательной, физической), интеллектуальная (психическая, чаще всего употребляется познавательный термин для детей дошкольного возраста), коммуникативная и три группы показателей: скорость, эргическая и изменчивость.

Показатели активности ребенка находятся в определенной корреляции друг с другом. По данным Чирковой (1998), у шестилетних детей высокие показатели двигательной активности могут сочетаться с низкой вариабельностью одного и того же вида деятельности. Высокие показатели физической активности могут не совпадать со скоростными показателями интеллектуальной (Пироженко, 2002).

Находки

При рассмотрении образований, которые бы представляли волю в деятельности или поведении, в психолого-педагогической литературе используется понятие волевого поведения, волевого действия.

Следовательно, волевая регуляция организует волевое поведение, которое реализуется через волевые действия. Волевое поведение, в свою очередь, направлено на достижение человеком сознательно поставленной цели и преодоление препятствий на пути к ней. Понятие волевого действия используется для обозначения специфики проявления волевого поведения (Небылицын, 1966).

Стадии волевого действия у психологов.

По сравнению с намеренным как сознательным действием, направленным на реализацию цели, волевое действие является своего рода, высшей формой проявления со своими специфическими особенностями.

Такой подход к соотношению произвольного и волевого действия позволяет устранить многочисленные противоречия, возникающие при обсуждении проблемы намеренного и произвольного поведения личности, сохранить преемственность различных форм в формировании намеренного поведения, реализуя общеизвестный тезис о развитии, как поступательном движении, включающем переход от низших форм к высшим, превращение простого в сложное.

Среди психологов нет единства взглядов на основные этапы волевого действия. Мы придерживаемся такой структуры волевого действия: 1) постановка цели — возникновение мотива действия, его осознание, «борьба мотивов, выделение цели, обоснование ее выбора, принятие решения о действии; 2) планирование хода его выполнения; 3) процесс выполнения – пошаговый контроль, мобилизация волевых усилий и преодоление препятствий; 4) осознание и оценка результата.

Волевое развитие ребенка, по Выготскому (2000), происходит через постепенное освобождение ребенка от непосредственной зависимости от случайных внешних обстоятельств и спонтанно формирующихся внутренних влечений и приобретение способности «держать чувства под контролем», внешняя и внутренняя деятельность. Дошкольник постепенно учится регулировать свою деятельность, усиливая, сдерживая или тормозя мотивы, переживания, мысли или действия. Воля в генетическом плане является этапом овладения собственными процессами поведения (Выготский, 2000).

Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми.

Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу формирования нормативного поведения: не учитываются индивидуальные особенности, желания и интересы детей; отсутствуют позитивные подходы к дошкольникам, которые помогали бы им вести себя конструктивно; наблюдается недостаточная организация детской деятельности и поведения, где преобладает инициатива взрослого, а активность детей в основном проявляется в выполнении или неприятии прямых указаний и требований воспитателя.

В этом случае вместо умения сознательно управлять собой у детей старшего дошкольного возраста проявляются отсутствие инициативы, самоконтроля, неспособность к самопоиску, привычка попадать в трудности и отказываться от дел, они зависимы на требованиях, конкретных инструкциях и прямой помощи со стороны взрослого.

Оптимизация отдельных направлений развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется через основные принципы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком, основанного на реализации личностно-ориентированных общение и субъектно-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (Чиркова, 1998). Определены психолого-педагогические условия оптимизации взаимодействия взрослого с ребенком для развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в деятельности познавательно-двигательной направленности:

— приобщение ребенка к системе активного взаимодействия с окружающим миром;

— создание взрослым атмосферы доверительного партнерского взаимодействия с воспитанником, основанной на эмоционально-теплом отношении взрослых к ним, их искреннем интересе к проблемам;

— побуждение ребенка к инициативе, самостоятельным действиям, предоставление им права выбора, прогнозирование ее возможностей и успехов в собственной деятельности; переживание ребенком со взрослыми временных неудач и совместный поиск путей их преодоления;

— использование стимулирующего характера результатов, достигнутых ребенком; обеспечение воспитателями и родителями максимального уровня мотивации деятельности детей в процессе использования игровых ситуаций во время сюжетно-дидактических и подвижных игр, творческих рассказов, рисования, конструирования;

— способность дошкольников к активному принятию и самостоятельной постановке цели действия; сделать выбор одной из нескольких желаемых целей; составить план действий; управлять процессом его выполнения, в соответствии со своим замыслом, инструкцией или образцом, корректировать действия; мобилизовать усилия для преодоления возникающих на пути трудностей и достижения желаемого результата.

Основные формы психолого-педагогического воздействия.

Определены основные формы психолого-педагогического воздействия на развитие волевого поведения детей старшего дошкольного возраста:

— лекционно-практические занятия с целью уточнения, систематизации знаний воспитателей по заданной проблеме и овладения ими практическими умениями и навыками создания развивающей среды в процессе формирования волевого поведения учащихся;

— лекционно-воспитательная и консультативная работа с родителями по вопросам воспитания у их детей волевого поведения;

— индивидуальные, коллективные и занятия с малыми подгруппами со старшими дошкольниками по методике психолого-педагогического проектирования с целью развития у них волевых действий в различных формах деятельности.

Для обеспечения эффективности питательного воздействия на детей, проводимого психологом, предусмотрена специальная работа с воспитателями и родителями старших дошкольников.

Заключение

Основные результаты.

Волевое поведение реализуется в различных видах детской деятельности в процессе: осознанного принятия ребенком цели; регулирование своих действий в соответствии с ним и преодоление препятствий в достижении желаемого результата.

Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в возрасте старше пяти лет.

Программа развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в познавательной и двигательной деятельности адекватна созданию условий для интенсивного формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в системе дошкольного образования. В процессе такой развивающей работы формируется способность старшего дошкольника к сознательной регуляции своего поведения, к волевым усилиям при столкновении с трудностями, к достижению целей в различных видах предметно-практической деятельности.

Навыки для детей.

В процессе познавательной и двигательной деятельности дети с помощью взрослого включаются в систему активного взаимодействия с окружающим миром посредством: сознательного принятия и формулирования для них значимых целей; овладение средствами управления своим поведением. Эти умения дали ребенку возможность сделать осознанный выбор, утвердиться в своих силах, обрести уверенность в своих силах, адекватно воспринимать трудности и расширять пределы возможностей для их преодоления.

Ссылки

  1. Бурменская Г. В. (2000). Типологический подход в вековой психологии развития. Вестник Московского университета, 4, 3-19.
  2. Чиркова Т.В. (1998). Психологическая служба в детском саду: Учебник для психологов и специалистов дошкольного образования. Москва: Педагогическое общество России.
  3. Калин В.К. (1989). На путях построения теории воли. Психологический журнал, 10 (2), 46-55.
  4. Калин В.К. (1986). Актуальные аспекты теории воли. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Материалы диссертаций (с. 120-124). Москва: с.н.
  5. Калин В.К. (1983). Добровольное регулирование как проблема форм деятельности. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. дис. (с. 166-171). Симферополь: с.н.
  6. Котырло В.К. (1974). Закалка свободы. Подготовка детей к школе в семье (с. 62-72). Киев: Советская школа.
  7. Небылицын В. Д. (ред.). (1966). Основные свойства нервной системы человека. Москва: Просвещение.
  8. Пироженко, Т. О. (ред.). (2002). Личность дошкольника: надежды и перспективы развития. Киев-Житомир: Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, Житомирский областной институт последипломного педагогического образования.
  9. Выготский, Л.С. (2000). Проблема воли и ее развития в детском возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *