Что значит сделать синтаксический разбор – Как правильно сделать синтаксический разбор предложения: пошаговое руководство

Содержание

Что такое синтаксический разбор предложения. Как его сделать?

Во время изучения грамматики русского языка, мы сталкивается с таким понятием, как синтаксис. Оно обозначает способы, которые позволяют сочетать слова в одном предложении. Следовательно, разбор предложения относительно его составляющих, имеет название синтаксический. Уже в третьем классе общеобразовательной школы, детей учат синтаксическому разбору сначала простых предложений, а со сложными им придется столкнуться немного позже. Так что такое синтаксический разбор предложения русского языка?

Как проводится синтаксический разбор

Школьный курс русского языка научил нас разбирать предложения на отдельные составляющие для анализа и определения строения предложения. Детям, это поможет правильно расставить необходимые в предложении по правилам, знаки препинания.

Существуют различные порядки разбора. Иногда, разбор сложного предложения производится, как характеристика отдельной единицы. В других случаях, сложное предложение разбирается на составляющие. От того, какое предложение необходимо разобрать, используется та или иная схема. Но есть и общий порядок, которым принято пользоваться.

План, который используют при разборе предложения

При необходимости сделать разбор предложения, являющегося сложным, принято использовать такую схему:

  1. Определяется тип предложения, исходя из цели его высказывания: повествовательные, вопросительные и, побудительные.
  2. Определяется тип предложения по эмоциональности: восклицательное (содержит эмоциональный всплеск), невосклицательное (нет эмоциональности в речи).
  3. Определяются грамматические основы для того, чтобы объяснить, почему данное предложение является сложным, то есть имеет более одной грамматической основы.
  4. Определяются связи между несколькими простыми предложениями, которые являются составной частью сложного.
  5. Определяются типы предложения, исходя из использованных союзов. Известно, что сложные предложения принято разделять на сложносочиненные и сложноподчиненные.
  6. Особенность сложносочиненных предложений состоит в том, что в них дается характеристика всех имеющихся соединительных частей. Отдельно указываются средства связи.
  7. Отличительной чертой сложноподчиненных предложений можно назвать то, что в них выделяются главные, а так же придаточные части с указанием связующих средств.
  8. В бессоюзных предложениях необходимо охарактеризовать смысловые отношения.
  9. Если в сложном предложении существуют разные связи, необходимо дать им исчерпывающую характеристику, разобрав на составные простые предложения.
  10. Составляется схема представленного предложения, после чего в нем проставляются необходимые знаки препинания.

Используя данную инструкцию, можно произвести синтаксический разбор абсолютно любого, предложенного вам предложения.

Как разбирают сложные предложения, являющиеся бессоюзными

Отличительной особенностью таких предложений является отсутствие союзов между отдельными их частями. Они заменяются знаками препинания.

Пример: «Светало, на улице появились прохожие». – В данном случае первая часть «светало», а вторая «на улице появились прохожие». Между ними нет союзов, но есть запятая.

Пример: «Я выглянул в окно и увидел: светит яркое солнце». – Мы видим, что первая часть – «я выглянул в окно и увидел». Вторая – «светит яркое солнце». Обе части разделены двоеточием, без применения союза.

В качестве примера разберем такое предложение: «Учительница не задала задания на дом, мы были на экскурсии в музее».

Данное предложение является повествовательным и невосклицательным по интонации. Исходя из того, что в нем объединены два простых предложения, то оно является сложным. Сочетания  «учительница не задала» и «мы были», являются грамматическими основами. Между ними отсутствует союз, значит оно бессоюзное и объединено запятой.

Первая часть – простое предложение, имеющее два главных члена, является односоставным. Оно ничем не осложнено, распространенное.

Вторая часть – простое предложение, имеющее два главных члена, является односоставным. Оно ничем не осложнено, распространенное.

Как разбирают сложносочиненное предложение

Чтобы проверить, являются ли простые части, входящие в состав сложносочиненного предложения равнозначными, а так же независимыми друг от друга, достаточно просто поменять их местами. В любом случае, они будут разнозначными и независимыми.

Пример: «Светало и на улице появились прохожие». – В данном случае, обе части разделяет союз «и».

Пример: «Солнце село за горизонт, и пастухи тоже вернулись домой». – В данном случае, две части «солнце село за горизонт» и «пастухи тоже вернулись домой» простые и разделены союзом «тоже». При смене двух частей местами, смысл предложения останется тем же.

В качестве примера, разберем такое предложение: «Иван не любил ходить в школу, но рисованием он увлекался».

Данное предложение является повествовательным и невосклицательным. Так, как в нем объединены две грамматические, равные между собой основы «Иван не любил ходить» и «он увлекался», то предложение можно назвать сложным. Оно – союзное, так как два простых предложение объединяет союз «но».

Первая часть – простое, полное предложение. Оно является односоставным и имеет, как подлежащее, так и сказуемое. Предложение распространенное и не осложненное другими оборотами речи.

Вторая часть – так же простое, полное предложение. Оно является односоставным и имеет, как подлежащее, так и сказуемое. Предложение распространенное и не осложненное другими оборотами речи.

Как разбирают сложноподчиненное предложение

Согласно правилу, сложноподчиненным принято называть предложение, где одна из частей имеет некоторую зависимость от другой. В качестве связующего звена используются различные союзы: «что», «какой», «потому что» или «когда» и т.д.. Предложения состоят из нескольких составных: одна из которых  главная, а вторая – зависимая, которую принято называть придаточной, к которой можно поставить определенный вопрос.

Пример: «Дмитрий подошел к окну и увидел, что снегопад закончился». Здесь 2 грамматические основы «Дмитрий подошел … и увидел» и «снегопад закончился». К зависимой можно поставить вопрос: «Дмитрий… увидел» – что? – «что снегопад закончился».

В качестве примера разберем предложение: «Ира очень ждала каникулы, потому что родители отвезут ее к бабушке в деревню».

Предложение является повествовательным и невосклицательным по интонации. Сложное, так как имеет две грамматические основы «Ира ждала» и «родители отвезут». Главное предложение здесь: «Ира очень ждала каникулы», а придаточное «потому что родители отвезут ее к бабушке в деревню». Так как обе части объединены связкой «потому что», следовательно, предложение является союзным.

Первая часть является главным, простым предложением. Оно полное, составляющее из подлежащего, сказуемого. Есть второстепенные члены и нет осложняющих элементов.

Вторая часть является придаточным простым предложением. Оно является полным, односоставным, с подлежащим и сказуемым, распространенное и не осложненное.

Видео инструкция

topkin.ru

Особенности синтаксического разбора / Синтаксический разбор / Русский на 5

В данной статье:

§1. Что такое синтаксический разбор, в чём его специфика

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

  • словосочетания
  • простого предложения
  • сложного предложения

При синтаксическом анализе важно уметь различать единицы синтаксиса, осознавать, что это единицы разных уровней, и понимать, какими признаками характеризуется каждая из них. Синтаксический анализ требует не путать словосочетание и простое предложение, а также простое и сложное предложения и знать, как следует разбирать каждое из них.

§2. Что нужно знать и уметь делать

Синтаксический разбор требует знаний и умений.

Нужно знать:

  • в чём различие между словосочетанием и предложением
  • в чём различие между простым и сложным предложением
  • как строится словосочетание, и какими они бывают (вид по главному слову)
  • синтаксические связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
  • какие признаки характеризуют предложение: цель высказывания, смысловая и интонационная законченность, наличие грамматической основы
  • какими бывают предложения по количеству грамматических основ: простое, сложное
  • какими бывают простые предложения по своей структуре: двусоставное, односоставное (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное)
  • какими бывают сложные предложения: по характеру синтаксической связи их частей: союзные, бессоюзные; союзные: сложносочинённые и сложноподчинённые)
  • какова синтаксическая роль слов в предложении ( разбор по членам предложения)

Нужно уметь:

  • определять, к каким синтаксическим единицам относится данная для разбора единица
  • выделять словосочетания в предложении
  • находить главное и зависимое слово в словосочетании
  • определять вид синтаксической связи
  • определять грамматическую основу предложения
  • определять тип предложения по грамматической основе (двусоставное – односоставное) и по характеру главного члена (для односоставных предложений)
  • определять члены предложения
  • определять осложняющие компоненты: однородные члены, обособления, вводные элементы ( вводные слова и предложения, вставные конструкции), обращения, прямая речь и цитирование
  • определять количество частей в сложном предложении
  • определять тип синтаксической связи и тип сложного предложения

§3. Порядок разбора синтаксических единиц

Словосочетание

1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому.
2. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное, наречное.
3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.

Простое предложение

1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:

  • повествовательное
  • вопросительное
  • побудительное

3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:

  • невосклицательное
  • восклицательное

4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству:

  • простое
  • сложное

5. Дать характеристику по наличию главных членов:

    • двусоставное
    • односоставное

а)односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б)односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное

6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов:

  • распространённое
  • нераспространённое

7. Дать характеристику по полноте (наличию членов предложения, необходимых по смыслу):

  • полное
  • неполное

8. Определить наличие осложняющих компонентов:

    • неосложнённое
    • осложнённое:

а) однородными членами предложения
б) обособленными членами: определением (согласованным – несогласованным), дополнением, обстоятельством
в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
г) обращением
д) конструкции с прямой речью или цитированием

Примечание:

При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление

Сложное предложение

1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:

  • повествовательное
  • вопросительное
  • побудительное

3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:

  • невосклицательное
  • восклицательное

4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:

  • с союзной связью
  • с бессоюзной связью
  • с сочетанием союзной и бессоюзной связи

6. Определить тип сложного предложения и средства связи:

  • сложносочинённое (с соединительными союзами: соединительными, разделительными, противительными, присоединительными, пояснительными или градационными )
  • сложноподчинённое (c подчинительными союзами: временными, причинными, условными, целевыми, следствия, уступительными, сравнительными и изъяснительными, а также союзными словами)
  • бессоюзное (связь по смыслу, выраженная интонационно)

7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).
8. Далее характеризуется каждая часть сложного предложения (по схеме простого предложения – см. схему разбора простого предложения, пп. 5-8)
9. Составить схему сложного предложения, отражающую

  • количество частей
  • связи частей
  • союзные средства связи

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

делаем синтаксический разбор предложения :: SYL.ru

Значение синтаксического разбора

Слова и словосочетания — это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.

Правила разбора словосочетаний

Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое — зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:

  • Согласование – это своего рода подчинительная связь, при которой род, число и падеж для всех элементов словосочетания определяет главное слово. Например: отдаляющийся поезд, летящая комета, светящее солнце.
  • Управление также является одним из видов подчинительной связи, оно может быть сильным (когда падежная связь слов необходима) и слабым (когда падеж зависимого слова не предопределен). Например: поливать цветы – поливать из лейки; освобождение города – освобождение армией.
  • Примыкание – это также подчинительный вид связи, однако он относится лишь к неизменяемым и не склоняемым по падежам словам. Зависимость такие слова выражают лишь смыслом. Например: езда верхом, непривычно грустный, очень страшно.

Пример синтаксического разбора словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово – «говорит», зависимое – «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» – это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь – примыкание.

Схема синтаксического разбора простого предложения

Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:

  1. В первую очередь определяют цель высказывания отдельно взятого предложения, все они делятся на три вида: повествовательные, вопросительные и восклицательные, или побудительные. Для каждого из них характерен свой знак. Так, в конце повествовательного предложения, рассказывающего о каком-либо событии, стоит точка; после вопроса, естественно, — вопросительный знак, а в конце побудительного – восклицательный.
  2. Далее следует выделить грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое.
  3. Следующий этап – описание строения предложения. Оно может быть односоставное с одним из главных членов или двусоставное с полной грамматической основой. В первом случае дополнительно нужно указать, каким именно предложение является по характеру грамматической основы: глагольным или назывным. А далее определить, есть ли в структуре высказывания второстепенные члены, и указать, распространенное оно или нет. На этом этапе также следует указать, осложненное ли предложение. Осложнениями считают однородные члены, обращения, обороты и вводные слова.
  4. Далее синтаксический разбор предложения предусматривает разбор всех слов по их принадлежности к частям речи, роду, числу и падежу.
  5. Завершающий этап – объяснение поставленных в предложении знаков препинания.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: «Девушка лежала на пляже и слушала прибой».

  1. Предложение повествовательное и невосклицательное.
  2. Главные члены предложения: девушка – подлежащее, лежала, слушала – сказуемые.
  3. Данное предложение двусоставное, полное и распространенное. В качестве осложнений выступают однородные сказуемые.
  4. Разбор всех слов предложения:
  • «девушка» — выступает в роли подлежащего и является существительным женского рода в единственном числе и именительном падеже;
  • «лежала» — в предложении является сказуемым, относится к глаголам, имеет женский род, единственное число и прошедшее время;
  • «на» — это предлог, служит для связи слов;
  • «пляже» — отвечает на вопрос «где?» и является обстоятельством, в предложении выражено существительным мужского рода в предложном падеже и единственном числе;
  • «и» — союз, служит для соединения слов;
  • «слушала» — второе сказуемое, глагол женского рода в прошедшем времени и единственном числе;
  • «прибой» — в предложении является дополнением, относится к имени существительному, имеет мужской род, единственное число и употреблено в винительном падеже.

Обозначение частей предложения на письме

При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое — двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение – пунктиром, обстоятельство – пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: «где?» «откуда?» и «почему?»

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:

  1. Сначала определяют цель высказывания и эмоциональную окраску.
  2. Далее выделяют грамматические основы в предложении.
  3. Следующий шаг – определение связи, которая может осуществляться при помощи союза или без него.
  4. Далее следует указать, посредством какой связи соединены две грамматических основы в предложении. Это могут быть интонация, а также сочинительные или подчинительные союзы. И тут же сделать вывод, каким является предложение: сложносочиненным, сложноподчиненным или бессоюзным.
  5. Следующий этап разбора – это синтаксический анализ предложения по его частям. Производят его по схеме для простого предложения.
  6. В заключение анализа следует построить схему предложения, на которой будет видна связь всех его частей.

Связь частей сложного предложения

Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:

  • Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но. Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: «Солнце светило, а облака плыли».
  • Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: «Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча».

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *