Что такое моторика рук – Мелкая моторика: ее значение и развитие

Содержание

Моторика рук для развития речи: игры и развивающие занятия

Моторика рук тесно связана с развитием речи, поэтому необходимо регулярно ее совершенствовать. Делать это следует в соответствии с возрастом. Существует множество возможных занятий и материалов, развивающих мелкую моторику рук. Организовывать процесс надо по определенным правилам.

Что такое мелкая моторика рук, ее роль в развитии речи ребенка

Мелкой моторикой рук называют совокупные скоординированные действия, которые позволяют совершать точные и мелкие движения. В них участвуют пальцы и кисти. В совершении движений задействуется нервная, костная, мышечная и зрительная системы организма, действие которых должно быть скоординированным.

Если рассматривать анатомию головного мозга, то двигательная проекция его коры примерно на треть является проекцией кисти руки. Она располагается рядом с речевой зоной, поэтому наблюдается тесная связь мелкой моторики и развития речи ребенка. Это подтверждено многочисленными исследованиями в данной области.

Звукопроизношение обеспечивается многими факторами, в том числе моторным планированием, то есть умением выстраивать действия логично. При развитии моторики совершенствуется и моторное планирование. При этом тонизируется кора головного мозга, развиваются ее речевые центры, улучшается артикуляционная моторика, развивается ритм и координация движений.

Развитие мелкой моторики у детей до 1 года

Развитием моторики надо заниматься практически с рождения. При этом надо помнить о том, что используемые методики и упражнения должны соответствовать возрасту.

Занятия с детьми до 6 месяцев

Первые месяцы жизни достаточно легкого массажа рук, который нужно проводить и в дальнейшем, добавляя новые элементы. Массировать надо ладошки и пальцы – слегка потягивать их, затем совершать круговые движения в разные стороны. Действовать надо мягко и плавно.

С 2 месяцев необходимо давать ребенку в руки шарики разного размера. При этом надо следить, чтобы малыш не тянул их в рот – даже если их нельзя проглотить, возможно перекрытие дыхания. Лучше использовать

специальные подвески и погремушки, чтобы ребенок мог безопасно играть.

Важны тактильные ощущения ребенка, поэтому необходим контакт с разнообразными материалами. Можно самостоятельно сделать специальный коврик, пришив к нему всевозможные детали различных форм, размеров и фактуры. Это могут быть бусины, пуговицы, тканевые лоскуты. Все элементы должны быть крепко пришиты. Можно также просто давать ребенку в ручки лоскуты разных тканей (шелк, фланель, шерсть, бархат).

С 3-4 месяцев ребенок начинает держать игрушки самостоятельно, перекладывать их из руки в руку, с места на место. На этом этапе кроме погремушек и подвесок эффективны бусы. Следует нанизать на одну нитку бусины разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог их перебирать. Нитка должна быть очень крепкой, а ребенка при этом нельзя оставлять без внимания.

Эффективно использовать различные крупы. Можно сделать несколько небольших мешочков, поместив внутрь (по отдельности) горох, фасоль, пшено, гречку, вермишель. Размер мешочков подбирается так, чтобы ребенок мог удобно держать их в руках. Туго набивать мешочки не надо, чтобы ребенок лучше исследовал фактуру.

Развитие моторики у детей 6-9 месяцев

В таком возрасте дети уже хорошо сидят, что позволяет внести в занятия разнообразие. На этом этапе эффективно тесто для лепки, от которого в восторге большинство детей. Можно купить готовую массу или сделать тесто самостоятельно. Лучше добавить в него соль, так как дети в таком возрасте все тянут в рот, а соленое тесто им вряд ли понравится.

Вместо теста подойдет и мягкий пластилин

. Лепить ребенок пока ничего не может, но мять тесто или пластилин будет с удовольствием. Такие занятия являются хорошим массажем и обеспечивают прилив крови к ладошкам.

В таком возрасте эффективны также пальчиковые игры, среди которых наиболее известна игра «Сорока-белобока». Её можно делать утром после гигиенических процедур и общеукрепляющего массажа.

Развитие мелкой моторики с 9 месяцев

Ребенок в таком возрасте активно ползает, а некоторые дети начинают ходить. Игры становятся более разнообразными. На этом этапе полезно заниматься пирамидкой, собирание которой преследует сразу несколько целей.

Хорошо развивает моторику рисование. В таком возрасте используют пальчиковые краски. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на бумаге, увлекателен весь процесс, во время которого нужен строгий контроль родителей.

Следует продолжать занятия с пластилином, но постепенно их можно разнообразить. Можно налепить пластилин на кусок картона или плотной бумаги и выкладывать узоры из различных круп или бусин. В этом процессе должны активно участвовать родители, иначе ребенок быстро потеряет интерес.

Еще одно полезное занятие – разрывание бумаги. Необходимо использовать тонкий материал, лучше газетную бумагу. При этом надо следить, чтобы ребенок ее не жевал.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3 года)

В таком возрасте дети могут управлять своими движениями. Они не только держат игрушки в руках, но и совершают с ними различные действия. Деятельность ребенка постоянно развивается, становится еще разнообразнее.

В таком возрасте полезно продолжать занятия с различными крупами и бусинами

, но постепенно их усложнять. Можно поместить на дно миски несколько предметов и засыпать их крупой, чтобы ребенок нашел “сокровища”. Постепенно количество крупы увеличивается, а искомые предметы становятся меньше.

Полезно заниматься с различными рамками-вкладышами, шнуровками, логическими сортерами, серпантинками, крупной мозаикой, игровыми центрами. Можно приобрести готовые развивающие игрушки либо сделать их своими руками. Самостоятельно можно сделать тканевую книжку или коврик, где ребенок сможет застегивать пуговицы, осваивать шнуровку, делать узлы.

Необходимо продолжать занятия рисованием. Сначала можно использовать пальчиковые краски, затем перейти на восковые карандаши, фломастеры для малышей, мелки. Для рисования полезны вертикальные поверхности. Можно использовать доски, мольберты, специальные обои для рисования. В 2-3 года ребенок вполне может заниматься с раскрасками, выбирать следует изображения с крупными деталями.

С 2 лет можно осваивать рисование на песке. Картинку ребенок пока не нарисует, но простейшие элементы может изобразить.

Детям для развития мелкой моторики полезно работать с завинчивающимися пробками и крышками (небольшого размера). Можно подобрать несколько пластиковых банок разного размера с винтовыми крышками и поместить в них игрушки. Сначала ребенок будет стремиться доставать различные предметы, затем сам станет их закрывать в банках. Задачу потом можно усложнить – использовать бутылку с узким горлышком и бусину или горошину. Ребенок должен сам открыть бутылку, опустить туда предмет и снова закрыть крышку.

В таком возрасте нужно приучать ребенка к книгам. Для развития моторики следует перелистывать страницы.

Одним из интересных занятий является пальчиковый театр

. Можно купить или изготовить куклу как на всю руку, так и на отдельные пальцы. Сначала ребенок будет смотреть поставленный родителями спектакль, а потом начнет сам принимать активное участие в нем.

Комплексы игр для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста представлены в этих видео:

Развитие мелкой моторики у дошкольников (4-6 лет)

В таком возрасте действия детей осознанны, они многое понимают, становятся более самостоятельными. Занятия для развития моторики на данном этапе становятся более разнообразными и усложняются.

Полезно продолжать работу с крупами и бусинами, но теперь ребенок способен выкладывать с их помощью различные узоры или картинки. Можно использовать за основу раскраску с крупными элементами, которые покрываются пластилином. С помощью бусин и круп разного цвета можно выложить («раскрасить») картинку.

Усложняется и рисование. Ребенок может работать с цветными карандашами, фломастерами, красками (предпочтительна гуашь). Раскраски для детей такого возраста должны содержать мелкие детали. Полезно ввести работу с различными прописями. Подбирать материал надо в соответствии с возрастом. Сначала ребенок будет работать с контуром, затем – осваивать более сложные элементы. Такая работа одновременно совершенствует несколько навыков.

Эффективно рисование по точкам и раскрашивание по номерам. Рисунки следует подбирать так, чтобы они содержали как можно больше мелких деталей.

Необходимо учить ребенка сразу правильно держать карандаш (ручку, кисточку, фломастер). В дальнейшем переучивать детей очень сложно.

Следует продолжать также занятия с пластилином. В таком возрасте ребенок должен осваивать различные элементы. Пластилин лучше использовать твердый, так как для работы с ним надо прилагать усилия, что хорошо развивает.

Дошкольникам уже можно и нужно доверить ножницы, но только безопасные. Ребенок должен вырезать различные элементы из бумаги, резать ее на полоски по прямой, волнистой, зигзагообразной линии. Полезно заниматься аппликацией. Можно вырезать элементы самостоятельно, но для ребенка интереснее работа с готовыми картинками – нужно вырезать детали и наклеить на контур.

Существует множество методов работы с бумагой. Среди них особенно популярны оригами и квиллинг. Для детей достаточно освоить простейшие элементы.

Общие правила проведения занятий по развитию мелкой моторики рук

При развитии моторики у детей важно правильно организовать занятия. Необходимо придерживаться следующих правил:

  • Безопасность. Это важнейшее требование к занятиям с ребенком. Работа маленьких детей с мелкими и другими опасными предметами может проводиться только под тщательным контролем родителей. Не следует доверять ребенку колющие и режущие инструменты. При освоении ножниц важно подобрать безопасный инструмент – у детских ножниц должны быть закругленные концы, на начальном этапе лучше использовать инструмент из пластика.
  • Интерес. Занятия по развитию мелкой моторики надо подбирать так, чтобы ребенку было интересно. В этом случае результат будет более продуктивным. Следует учитывать возраст ребенка, его интересы.
  • Систематичность и регулярность. Развивать мелкую моторику надо постоянно. Занятия могут быть короткими, но проводить их следует регулярно.
  • Обеспечивать отдых. Не надо утомлять ребенка, переходя сразу от одного занятия к другому или занимаясь подолгу. Важно делать перерывы, когда ребенок может заняться тем, чем он хочет.
  • Соответствие возрасту и развитию. При прорабатывании мелкой моторики надо учитывать уровень развития ребенка. Существуют общие нормы по возрасту, но некоторые дети опережают их, а другие отстают. Этот факт обязательно должен учитываться.

Доказано, что развитие речи связано с мелкой моторикой рук, поэтому ее необходимо развивать с самого рождения. Для этого есть множество занятий и упражнений, которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его развития. Процесс совершенствования мелкой моторики должен быть организован правильно.

telemedicina.one

Что такое моторика и почему важно её развивать?

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями. 

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.

Общее понятие 

Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта. 

Психологи классифицируют двигательную активность, выделяя несколько ее видов: 

— Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности – бег или приседание.  
— Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например. 
— Артикуляционная моторика – это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии 

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными. 

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Календарь развития мелкой моторики 

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить. 

0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша». 

4 месяца — год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку. 

1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой. 

2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры. 

3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам. 

4-5 лет — мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно. 

5-6 лет — в этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе. 

Низкий уровень развития моторики – чем это чревато? 

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Когда и как начинать заниматься с малышом? 

С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек. Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, – 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

Упражнения 

Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается? 

Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу – можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям. 

Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка. 

Можно вместе с малышом нанизывать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Пассивная гимнастика (массаж) 

Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с моторными навыками ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день. 

Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже – сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого. 

Игрушки 

Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами – для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка). 

Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, – отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев. 

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать. 

Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы – пусть он их угадает. 
Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное — слегка применить собственную фантазию.

igrushki.co

это что такое? Развитие моторики :: SYL.ru

Про группы раннего развития, мелкую моторику и пальчиковую гимнастику сегодня не слышала только ленивая мама. Порой это подается как некая новинка, открытие современных психологов и педагогов, но на самом деле связь между работой пальчиков и развитием мозговых структур была установлена уже очень давно. Удивительно, но еще наши прабабушки, которым никто ничего не рассказывал про научные методы воспитания и развития детей, играли с ними в «сороку-ворону». Это одновременно массаж, новый тактильный опыт — и все это с музыкальным сопровождением!

Моторика – это движение мышц. Соответственно, крупные мышцы рук и ног прорабатываются в процессе освоения ребенком навыков хождения, управления столовыми приборами. С этим все проще. Но мелкие мышцы кистей рук зачастую требуют более тонкой и детальной работы, на что и обращают внимание коррекционные педагоги, воспитатели и логопеды. Поэтому сегодня мы поговорим именно про мелкую моторику.

Для чего нам ее развивать?

Резонный вопрос. Ребенок ползает, берет все в руки, изучает, потом начинает ходить, движения его рук совершенствуются и он уже способен выполнять более точные движения. Вроде все процессы идут сами собой. Однако моторика – это общее понятие. Рука человека является уникальным органом, развитие которого практически не имеет границ. Поэтому чем больше внимания вы уделите этому процессу, тем лучше будет развиваться ребенок в дальнейшем.

Рука – глаз – мозг

Мелкая моторка – это не хаотичные движения, а осознанные, осмысленные и выверенные. Именно поэтому она крайне важна для развития мозговых структур в целом и речи в частности. И это совсем не миф, а подтвержденный факт. Ученые смогли доказать, что примерно треть всей площади двигательной поверхности коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. Поэтому моторика – это не только развитие хватательных навыков. Позволяя ребенку крутить что-то в пальчиках, вы еще и напрямую стимулируете развитие речи.

По сути, развитие мелких движений осуществляется при помощи зрения. Глаза здесь выступают в качестве координатора, это лучшее связующее звено, которое корректирует точность движений и дает обратную связь мозгу. Благодаря зрению с каждым разом оттачиваются движения.

Мыслительные функции

А мы идем дальше, потому как моторика – это не только ключ к развитию речи. Помимо этого, она напрямую взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью и вниманием. То есть сейчас, в возрасте, когда ваш кроха начинает с упоением ощупывать все предметы, попадающие к нему в руки, у него закладываются все основы будущей успешной деятельности, причем как учебной, так и рабочей. Поэтому прежде чем отбирать у крохи ту или иную игрушку или вытаскивать его из песочницы, подумайте, может, это гораздо важнее ваших представлений о гигиене.

Начинаем с самого простого

Развитие мелкой моторики рук не требует посещения специальных групп для малышей, столь модных на сегодняшний день. Конечно, это довольно удобно, у мамы остается несколько часов свободного времени на походы по магазинам, а ребенок занят интересными играми с профессиональными педагогами. Но нужно учитывать, что вся жизнь маленького человека связана с применением координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Это застегивание и расстегивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание одежды, открывание различных предметов. Поэтому просто предоставьте ребенку поле для деятельности, и процесс развития пойдет гораздо быстрее.

Порой творческие родители делают уникальные пособия из бросового материала. Чего стоит кусок картона, в который вставлены горлышки от бутылок! С другой стороны на веревочке к ним прилагаются пробки. Остается оформить их в виде разноцветных цветочков и дать малышу возможность накручивать сердцевинки к лепесткам. Подобных примеров можно найти массу.

Когда нужно начинать занятия

На самом деле развитие моторики идет еще во время внутриутробного развития. Малыш сжимает кулачки, сосет большой палец, что положительно отражается на закладке мозговых структур. С момента рождения специалисты советуют выполнять мягкий массаж ладошек малыша. Например, этим можно заниматься во время кормления. По мере подрастания малышу стоит предлагать для изучения предметы разной формы, фактуры и величины. Это могут быть игрушки, погремушки или просто хлопковые носочки с насыпанной внутрь крупой. Но если говорить про период активной тренировки, то это возраст от шести – восьми месяцев.

Гармоничное развитие

Это очень важный момент, который нужно учитывать. Нельзя сосредоточиться только на мелкой моторике, забыв про все остальное. Развитию подлежат все мышцы тела. К счастью, активный малыш никогда не забывает о том, что нужно ползать, бегать, лазить, поэтому обеспечивает себя необходимой физической нагрузкой. Задачей мамы чаще всего является обеспечение безопасного пространства для деятельности. Главное — не мешать малышу, и тогда нормально будет развиваться моторика. Для детей это очень важно. Отлично способствует этому массаж и плавание. Если у вас в городе есть занятия в бассейне для самых маленьких, то обязательно запишите своего малыша. А массажем можно заниматься дома, по вечерам, это совсем несложно.

Ближе к году

Занятия моторикой очень нравятся малышам, и при этом они не являются затратными по времени или используемым материалам. Подойдет все, что есть под рукой. Камешки и пуговицы, бусинки и крупы, — все эти материалы оказывают на ребенка развивающее и тонизирующее действие. Конечно, рядом должен быть взрослый, который не позволит ребенку съесть что-то или пораниться. К самым веселым играм можно отнести:

  • Создание рисунков из крупы. Для этого нужно просто нанести на бумагу узор при помощи клея, а затем дать малышу горсть крупы и предложить высыпать ее. После сдувания излишков образуется рисунок. Второй вариант – это обозначить карандашом контур предмета и предложить крохе выложить его горохом, фасолью или гречкой, предварительно нанеся безопасный клей.
  • По мере роста ребенка можно усложнить игры и предложить при помощи щипцов наполнить бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинками, горошинками и другими предметами. Аналогично можно использовать пинцеты.
  • Сортировка мелких предметов по цвету, величине и форме. Чем старше ребенок становится, тем сложнее можно давать задания.

Пальчиковая гимнастика

Это одно из самых эффективных занятий, в процессе которого развивается мелкая моторика. Дошкольный возраст замечателен тем, что ребенок открыт любому творчеству, он с упоением повторяет различные песенки, учит стишки. Начинать подобные занятия можно с годовалого возраста, с обычной «Сороки-вороны». Постепенно можно усложнять условия, подключать мячики с мелкими пупырышками, которые можно сжимать в руке, ложки, чтобы выбивать такт или любые другие предметы.

Большинство таких игр сопровождается музыкальным сопровождением либо определенной, стихотворной присказкой. Это стимулирует развитие творческих способностей, памяти и воображения. Большинство таких игр предполагает использование двух рук, благодаря чему дети изучают такие понятия, как «вниз» и «вверх», «влево» и «вправо». Важно, чтобы дополнительно были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка

На самом деле этот список можно продолжать. Развитие моторики у детей дошкольного возраста включает в себя все виды творчества, которые доступны ему на сегодняшнем этапе развития. Ребята очень отзывчивы и готовы ваять поделки вместе с родителями до бесконечности. При этом вовсе не обязательно покупать дорогостоящие наборы для творчества, тем более что они рассчитаны обычно на изготовление одной игрушки. Проявите немного фантазии: купите глину, пластилин, замесите соленое тесто, в которое можно добавить пищевые красители.

Самым маленьким можно предложить украшать кусочками пластилина заранее подготовленный рисунок. Например, простой пейзаж, на котором нужно изобразить снег или дождь. При помощи пластилина можно украсить дерево яблоками, собрать фрукты по корзинкам и выполнить еще много интересного.

Занятие моторикой – это вызов креативным навыкам родителей. Попробуйте оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников или кувшинов. Можно делать оттиски на кусочке глины при помощи различных пуговиц или игрушек. А если вооружиться пластиковыми ножами, можно катать колбаски и нарезать их на кусочки, заворачивать их в обертки и придумывать еще массу всего.

Рисование

Это еще один вид творчества, который требует от родителей терпения, поскольку все вокруг придется отмывать. Однако если оценить пользу от этих занятий, то это того стоит. Какие техники можно использовать? Маленький ребенок еще не умеет обращаться с кистью, поэтому вооружите его губкой для нанесения отпечатков, а также дайте попробовать рисовать собственными пальчиками — одним и двумя, а также целой ладонью. Это фантастический опыт, который даст толчок для развития воображения ребенка.

По мере взросления ребенка можно усложнять задания, начинать использовать кисть и несколько цветов одновременно, параллельно показывая возможность их смешивания.

Упражнения с дополнительными предметами

Здесь можно задействовать все, что есть у вас дома. Среди таких игр наиболее известной является мозаика.

  • Для начала будет достаточно того, чтобы малыш просто вставлял элементы в основу. Постепенно он дойдет до того, что начнет собирать рисунки. Аналогом являются счеты, дети очень любят перебирать их колечки.
  • Если у вас есть разноцветные клубочки ниток, то их тоже можно использовать для игр. Шерстяную нить можно наматывать на основу, таким образом создавая игрушку.
  • Скрепки. Лучше взять разноцветные. Теперь их можно нанизывать на веревочку либо крепить к ним листочки бумаги.
  • Шнурок и бусины. Прекрасная игра, которая нравится всем детям. Причем бусины можно брать крупные или мелкие. А если вы занимаетесь поделками из соленого теста, то сделайте их сами и высушите на солнышке.
  • Прищепки. Сегодня их в продаже достаточно и стоят они недорого. На каждую прищепку прикрепите карточку или букву и сделайте вторую такую же. Теперь дайте ему задание найти пары и прикрепить к каждой свою прищепку.

Вместо заключения

Упражнения для моторики можно описывать до бесконечности. Почти в любую игру можно включить обучающий элемент, причем она станет от этого только интересней. Если своего воображения не хватает, можно подсмотреть идеи занятий в современных методиках, которые довольно широко распространены. Например, это пошаговая система для занятий с ребенком «Школа семи гномов», «Раз ступенька, два ступенька» и многие другие.

www.syl.ru

Что такое мелкая моторика рук и для чего она нужна?

         Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка.

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

     Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально — психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  1. Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук — один из показателей психического развития дошкольника.
  2. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
  3. Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  1. Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  2. Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

3.мОтсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  1. В школе, очень медленный темп письма.

                         Здоровье детей и их будущее в ваших руках, уважаемые родители.

    Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь, т. к. в коре головного мозга  двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и  темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

 

         Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  • Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д..
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

        Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

  • Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
  • Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
  • Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
  • Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  • На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
  • Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
  • Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
  • Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
  • Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
  • Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

     Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

 

                                                Воспитатель МДОУ № 4 Лухманова Н.А.

ozgdou4.edumsko.ru

Мелкая моторика для рук детей

Взрослея, каждый ребенок постепенно осваивает новые навыки, тренирует их, учится обслуживать себя и выполнять множество важных действий. Другими словами, происходит его развитие. Подробно о том как влияет мелкая моторика на возрастные изменения ребенка в нашей статье.

 

Ежедневно все люди совершают множество действий и движений, и даже не задумываются над тем, каким образом это происходит. И большинство этих действий и движений связано с мелкой моторикой.

 


 

Для чего нужна мелкая моторика

Что же такое мелкая моторика? Проще говоря, мелкая моторика – это движения, которые регулируются мелкими мышцами кистей рук. Отработанные до автоматизма действия позволяют координировать движения, что, несомненно, важно для каждого ребенка и взрослого. Благодаря моторике, ребенок может застегнуть пуговицу и молнию на одежде, завязать шнурки, держать столовые приборы, рисовать и писать, лепить из пластилина, и делать множество других дел пальчиками.

По данным специалистов, мелкая моторика рук у детей тесно связана с развитием речи. Это объясняется тем, что часть коры головного мозга, которая ответственна за речь, располагается очень близко к доле головного мозга, отвечающей за действия кистей рук. Следовательно, во время активных действий руками, активизируется отдельный участок головного мозга, речевой и моторный участки начинают активно взаимодействовать. Речевая функция ребенка развивается постепенно, и от активности движений пальцами будет зависеть темп и уровень этого развития. Поэтому, для того, чтобы ребенок быстрее научился разговаривать, педиатры, неврологи, логопеды всего мира рекомендуют развивать мелкую моторику.

 

 

На что влияет моторика?

Кроме речевой функции, мелкая моторика также влияет и на развитие других систем человека. Отмечается тесное взаимодействие памяти, мышления и воображения с моторикой. Также эта функция влияет на двигательную и зрительную память, позволяет ребенку быть наблюдательным, внимательным, скоординированным. Кроме того, многие врачи и ученые утверждают, что развитие мелкой моторики рук способствует ловкости ребенка.

Постоянные тренировки позволяют улучшить действия пальцев рук, сделать их контролируемыми и направленными. Ведь ребенку предстоит освоить в жизни множество навыков и овладеть разными навыками, без которых он не сможет стать самостоятельным. К примеру, для работы за компьютером придется задействовать различные системы организма, но именно рука управляет мышкой, и руководит рабочим процессом.

Это касается и других гаджетов, к примеру, сенсорных телефонов, которые почти вытеснили кнопочные мобильные телефоны, и даже маленькие дети сегодня умеют ими пользоваться. То есть, все движения и действия, которые каждый человек выполняет в повседневной жизни, являются ни чем другим, как мелкой моторикой. И от того, насколько быстро и активно она будет развита, зависит координация человека, и другие функции. Но первой системой, которая развивается под действием моторики, является все-таки речь. Чем раньше ваш ребенок заговорит – тем лучше у него развита моторика.

 

Как развивать моторику? Средства для развития моторики

Оптимальным возрастом малыша для развития мелкой моторики, по мнению многих специалистов, является восьмимесячный возраст. Именно в это время ребенок овладевает навыками управления своими руками и пальцами, его хватательные движения выполняются уже осознанно. Также это возраст считается наиболее подходящим для активных тренировок мелких мышц кистей рук. Если в несколько месяцев малыш хватает погремушку или другой предмет всей ладонью, то уже ближе к восьмимесячному возрасту, он может воспользоваться несколькими пальцами, как правило, большим и указательным. Постепенно задействуют и другие пальцы, и их движение становится более четким, ловким и гармоничным, и ребенок быстро осваивает новые навыки – учится писать, раскрашивать, лепить различные фигуры из пластилина, и так далее.

Для того, чтобы оттачивать навыки и умения, важно постоянно задействовать пальцы рук малыша, давать ему задания, которые предполагают развитие мелкой моторики. Педагоги и врачи утверждают, что каждый ребенок индивидуален, и темп развития его моторики также может отличаться. Родителям, дети которых плохо разговаривают, или еще не начали говорить, предлагаются различные виды деятельности для ребенка, которые помогут натренировать руки на выполнение определенных навыков, а также будут способствовать активизации речевого центра в коре головного мозга, а следовательно – развитию речи. Рассмотрим основные средства, благодаря которым достигается развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

 

  • лепка – одно из наилучших занятий, которое помогает стимулировать нервные окончания на пальцах кистей рук, в результате чего мозг получает сигнал, способствующий активизации речевого центра, а значит, и развитию речевого аппарата ребенка. Для лепки можно использовать пластилин, соленое тесто, кинетический песок, глину, и другие мягкие материалы.

 

  • рисование готовит руку малыша к нагрузке в школе, и позволяет сделать движения скоординированными и управляемыми. Рекомендуется предложить ребенку обводить пунктирные линии, раскрашивать объемные рисунки, соединять точки. Кроме рисования на горизонтальной плоскости, будет полезным предложить детям рисовать на доске в вертикальной плоскости.

 

  • пальчиковые игры – прекрасный вариант для детей любого возраста. Игр существует огромное количеств, и все они ориентированы на определенную возрастную категорию детей, которым требуется развитие мелкой моторики. Начиная от игр с крупами, строительством конструктора, и заканчивая отвинчиванием гаек и открыванием крышек на банках, можно за короткий промежуток времени достичь хорошего результата.

 

 

Упражнение для мелкой моторики

Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка, тем быстрее он освоит речь, и тем лучше будет проявлять способности в дальнейшем обучении. Способов занять ребенка в игровой форме, и при этом направить все усилия на развитие мелких мышц кистей кури, довольно много. Предлагаем рассмотреть самые простые, но в то же время действенные из них:

 

  • Игры с использованием мелких камушек или бусин, пуговиц или других предметов. Попросите малыша переложить мелкие предметы из одной емкости в другую, или разложить их по разным контейнерам.

 

  • Использование щипцов или пинцета для тех же действий – перекладывания мелких предметов.

 

  • Рисование крупой. По контуру рисунка наносится клей, и ребенку предлагается выложить по линиям фасоль, горох, или другую крупу.

 

  • Смешав различные по форме, цвету и фактуре предметы, дайте ребенку задание разложить их по разным коробкам или контейнерам, не используя посторонние предметы, то есть, пальцами.

 

  • Для самых маленьких деток подойдут пальчиковые игры, счет с загибанием пальцев по одному. Изготовьте пальчиковый театр, это очень нравится детям, и несет в себе хороший положительный эффект.

 

Все родителя хотят вырастить здорового и умного ребенка, всесторонне развитого. Но стоит помнить, что именно мелкая моторика рук у детей является залогом его дальнейших особенностей, умений и навыков, поэтому так важно уделить ей достаточно внимания.

womplanet.ru

Что такое моторика и как ее развивать

Разделы: Логопедия


Физическое развитие и здоровье Вашего ребенка

Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь Ваш ребенок! Ему предстоит познать четыре мира: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. По крайней мере развитие трех из этих пунктов обеспечивает физическая активность ребенка.

Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ваш ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке.

Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.

Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Одно из распространенных заблуждений родителей в том, что главное в развитии ребенка – это интеллект. Часто недооценивается значение двигательного развития детей. У дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием и интеллектуальным. В дошкольные года дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности. 

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения.

Главная и самая правильная форма физического воспитания детей — игра. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, высоко оценивая ее роль, писал: “У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь”.

Дети — такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма. Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на месте – это насилие над растущим организмом. Поэтому родителям надо реже употреблять окрики “не бегай”, “не прыгай”, “не крутись” и так далее, а направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений. Благодаря таким детским тренировкам есть шанс, что в будущем ребёнок самостоятельно будет заниматься физкультурой, а также снижается вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и так далее. Ведь большинство взрослых болячек родом из детства.

Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и он будет малоподвижным.

Здоровье детей и их будущее в ваших руках, уважаемые родители!

Развитие общей моторики. Упражнения (Приложение 1)

Активная гимнастика (игры) (Приложение 2)

27.06.2011

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Мелкая моторика — это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о