Что такое девиантное поведение: Что такое девиантное поведение простыми словами, и как с ним бороться

Что такое девиантное поведение простыми словами, и как с ним бороться

Девиантное поведение – это действия и поступки, которые считаются неприемлемыми в обществе. Оно может проявляться агрессией, вплоть до садизма, воровством, лживостью, бродяжничеством и другими поведенческими отклонениями.

Что такое девиантное поведение простыми словами

Чаще всего этим термином характеризуют образ действий подростков, имея в виду их юношеский максимализм и склонность к нарушению общепринятых правил. Другими словами, отклоняющееся поведение в большей мере свойственно тинейджерам.

В понятие девиантного поведения обычно вкладывают негативный смысл, что подчеркивает его асоциальность и опасное отклонение от нормы. Однако с точки зрения психологии девиантные формы поведения бывают не только деструктивными. Особенно учитывая то, что требования общества нередко носят нелогичный и бессмысленный характер.

Девиации представляют собой действия, которые противоречат социальным нормам и правилам, принятым в определенных коллективах – школьных, ВУЗовских, детсадовских и пр.

Девиантов называют в лучшем случае странными и относятся к ним неодобрительно.

Однако психологи уверяют, что понятия «нормы» не существует в принципе, и каждому человеку свойственна девиантность в той или иной степени. Исключений здесь нет. Есть даже специальная наука – девиантология (от лат. «deviato» – «отклонение»), она изучает социальные девиации и реакцию общества на них.

Внимание! Девиантное поведение в социологии характеризуется не качеством совершенного человеком поступка. Это, скорее, следствие применения окружающими правил и санкций к «нарушителю», «навешивание ярлыков».

Причины девиантного поведения

Американский социолог Роберт Мертон исследовал различные проявления девиантности и рассматривал их в контексте закономерных условий социальной жизни. Он считал отклоняющееся поведение нормальной реакцией нормальной личности на ненормальные условия.

Факторы девиантного поведения делятся на 3 основные группы:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Одной из разновидностей неправильного поведения являются психологические девиации, возникновение которых обусловлено сразу несколькими факторами. Подобные формы с трудом поддаются коррекции.

Что означает девиантное поведение, критерии его оценки школьники изучают на уроках обществознания в старших классах.

Биологические

Биологические факторы отклоняющегося поведения – это, в первую очередь, наследственные особенности личности: склонность к алкоголизму, наркомании, умственная неполноценность. В эту категорию входят также патологии ЦНС, спровоцированные тяжелыми болезнями в первые годы жизни ребенка, черепно-мозговыми травмами, повлекшими за собой изменение структур головного мозга.

Другие причины:

  • депрессия;
  • психозы разного происхождения;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантилизм;
  • синдром дефицита внимания, гиперактивность;
  • шизофрения.

Дивиантное поведение на фоне биологических нарушений выражается эмоциональной неустойчивостью и низкой способностью к адаптации.

Внимание! Асоциальные поступки и заострение типичных черт характера возможно на фоне гормональной перестройки в пубертатном периоде, когда происходит активное развитие мозга, и формируются высшие психические функции.

Воспитательные

Предпосылками к развитию такой формы девиации служит неправильное воспитание ребенка (подростка) – ошибки педагогики. Это могут быть:

  • отклоняющее, деликвентное поведение внутри семьи, когда кто-то из ее членов подает пример подрастающему поколению;
  • отсутствие взаимопонимания, уважения в семье;
  • авторитарное воспитание, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям, исполнение любых желаний ребенка;
  • избыточная опека либо отсутствие таковой;
  • лишение ребенка личного пространства;
  • игнорирование потребностей ребенка – как моральных, так и физических.

Пример из практики: 

Ваня был тихим, воспитанным подростком и хорошо учился. Но все изменилось после развода родителей, который проходил в атмосфере крайней враждебности. Иван стал часто прогуливать уроки, грубить учителям, а один раз даже подрался. Матери удалось уговорить сына на беседу с психологом, после нескольких сеансов ребенок успокоился и вернулся к учебе.

Ребенку, и особенно подростку, очень важно, чтобы его понимали дома. Постоянные конфликты, жесткие, репрессивные методы воспитания, систематическое нарушение личных границ нередко вызывает в ответ асоциальные поступки и действия. Если вы столкнулись с чем-то подобным, проанализируйте, прежде всего, свое поведение. Или обратитесь за консультацией к нашим психологам, чтобы получить персональные рекомендации. Мы работаем круглосуточно, в дистанционном режиме.

Социальные

Социальными называются факторы, которые подразумевают взаимодействие с окружающими людьми. К ним относятся:

  • коммуникативные трудности – ребенку сложно общаться со сверстниками;
  • маргинальное окружение – алкоголики, наркоманы;
  • вынужденное общение с представителями религиозных сект;
  • буллинг – травля, насмешки, преследование, вплоть до причинения телесных повреждений;
  • насильственные действия: принуждение к сексу, избиение;
  • неумеренное употребление алкоголя, прием наркотиков;
  • чрезмерная приверженность молодежным субкультурам.

Обратите внимание! Примеры отклоняющегося поведения можно найти везде. Негативные девиации присущи бомжам, уличным бандитам. Позитивную девиантность демонстрировали Эйнштейн, Перельман, Стив Джобс и многие другие известные личности, которых мы называем гениями.

Классификация: виды девиантного поведения

В социологии девиантное поведение подразделяется на позитивное и негативное. К позитивным формам девиаций относят:

  • трудоголизм;
  • повышенный интерес к искусству, творчеству, наукам;
  • самопожертвование;
  • благотворительность, волонтерство;
  • увлечение диетами и ЗОЖ.

Перечисленные формы девиантного поведения считаются положительными, хотя и являются, по сути, отклонением от общепринятых норм.

Негативное отклоняющееся поведение заключается в совершении действий и поступков, не принятых в обществе. Отрицательная девиация подразделяется на несколько типов:

  • аддиктивный;
  • аморальный;
  • делинквентный.

Негативная девиация, в свою очередь, делится еще на несколько видов со следующими характеристиками:

  • неосознанный. Человек не понимает, что его действия запретны, и совершает их безотчетно;
  • нонконформистский. Девиант отдает отчет своим действиям и совершает их преднамеренно;
  • абберантный. Неприемлемые поступки совершаются тайно из страха осуждения и наказания.

Существует также синдром, название которого звучит как «преддевиантный». Он включает в себя ряд признаков, среди которых:

  • регулярно возникающие проблемы, конфликтные ситуации в общении с окружающими;
  • повышенная агрессивность;
  • негативное отношение к учебе и труду.

Внимание! Преддевиантный синдром приводит к стойкой негативной девиации.

Первичные и вторичные отклонения

Первичное девиантное поведение в целом соответствует общественным нормам. Нарушения определяются как незначительные и терпимые, поэтому человек не квалифицируется как девиант, и сам не считает себя таковым. Его отклонения носят единичный характер и выглядят в глазах окружающих, скорее, как эксцентричность, маленькая шалость или же ошибка.

Вторичной называется девиация, которая не вписывается в общественно-социальные рамки и однозначно определяется как девиантное поведение.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения психологии. (Википедия).

Лечение

Борьба с девиациями предполагает комплексный подход с использованием психотерапии, психокоррекции и лекарственных средств.

Метод

Психотерапия

Психокоррекция

Лекарства

Цель

Воздействие на мышление подростка с целью его осознания особенностей личности, выработки умений саморегуляции

Стабилизация эмоционального статуса, развитие внимания

Дополнительный метод ведения девиантных пациентов, у которых наблюдаются психотические и неврологические болезни

Особенности

В ходе бесед анализируются конфликтные ситуации с определением возможных вариантов действий и реакций

Психокоррекция повышает эффективность психотерапии, придает уверенность в себе, пробуждает интерес к учебе и профессиональной деятельности

Уровень агрессии снижают препараты лития, нейролептики и противосудорожные. Выбор конкретных средств зависит от проявлений отклоняющегося поведения

Встречи с психологом или психотерапевтом рекомендованы также родителям, что позволяет быстрее и эффективнее восстановить полноценные отношения в семье. Проконсультироваться с грамотным психологом вы можете дистанционно, по телефону. Мы работаем для вас круглосуточно.

Частые вопросы

Чем помогают лекарства при девиациях?

+

Современная медицина предлагает множество препаратов, которые можно принимать для коррекции девиантного поведения. Курс лечения может состоять из антидепрессантов, транквилизаторов, снотворных, успокоительных средств. Почти всегда врачи назначают витамины группы В.

Что такое сверхмотивация?

+

Это значит, что нацеленность на результат просто запредельная. По сообщениям психологов, такая форма девиантного поведения – своеобразная компенсация за переживания, лишения в детстве или юности. История знает немало таких людей – например, Наполеон имел высокую мотивацию к власти и успеху из-за того, что в детстве был очень одинок.

Имеют ли значение физические особенности личности – черты лица, например?

+

Никаких физических критериев, предопределяющих девиантное поведение, нет. Хотя ряд специалистов заявляли об определенных отличиях во внешности асоциальных личностей (Чезаре Ломброзо). Но их теории были признаны несостоятельными. Ведь известно, что многие преступники с ангельскими ликами совершали подчас жуткие деяния. Тогда как внешне уродливые индивиды с грубыми, «преступными» чертами лица часто предпочитают сглаживать конфликты.

Можно ли предотвратить девиантное поведение у трудных подростков?

+

Да, основная составляющая успеха – это контроль над учебой и проведением досуга. Беседы и убеждения можно смело отклонять, так как они не дадут результатов. Жесткие требования такие подростки воспринимают довольно спокойно, поэтому риск «повредить психику» минимальный.

Заключение эксперта

Девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и воспитательными факторами, требующими особого внимания при работе с молодежью. Некоторые источники утверждают, что девиации невозможно исключить из социума, отмечая при этом их прогрессирование в обществе во время кризисов.

Если кратко, то отклонения в поведении происходят чаще, когда люди не могут удовлетворить базовые потребности. По данным социологов, сегодня порядка 85% населения деморализовано, растеряно из-за невостребованности и низкого качества жизни. Все это приводит к тому, что «цель оправдывает средства», и порождает экстремизм и коррупцию.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Этот девиз стоит взять на вооружение, ведь только сам человек может оказать помощь себе и своим детям, встав на путь саморазвития и самоисцеления.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 263

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Что такое девиантное поведение простыми словами, и как с ним бороться

Девиантное поведение – это действия и поступки, которые считаются неприемлемыми в обществе. Оно может проявляться агрессией, вплоть до садизма, воровством, лживостью, бродяжничеством и другими поведенческими отклонениями.

Что такое девиантное поведение простыми словами

Чаще всего этим термином характеризуют образ действий подростков, имея в виду их юношеский максимализм и склонность к нарушению общепринятых правил. Другими словами, отклоняющееся поведение в большей мере свойственно тинейджерам.

В понятие девиантного поведения обычно вкладывают негативный смысл, что подчеркивает его асоциальность и опасное отклонение от нормы. Однако с точки зрения психологии девиантные формы поведения бывают не только деструктивными. Особенно учитывая то, что требования общества нередко носят нелогичный и бессмысленный характер.

Девиации представляют собой действия, которые противоречат социальным нормам и правилам, принятым в определенных коллективах – школьных, ВУЗовских, детсадовских и пр. Девиантов называют в лучшем случае странными и относятся к ним неодобрительно.

Однако психологи уверяют, что понятия «нормы» не существует в принципе, и каждому человеку свойственна девиантность в той или иной степени. Исключений здесь нет. Есть даже специальная наука – девиантология (от лат. «deviato» – «отклонение»), она изучает социальные девиации и реакцию общества на них.

Внимание! Девиантное поведение в социологии характеризуется не качеством совершенного человеком поступка. Это, скорее, следствие применения окружающими правил и санкций к «нарушителю», «навешивание ярлыков».

Причины девиантного поведения

Американский социолог Роберт Мертон исследовал различные проявления девиантности и рассматривал их в контексте закономерных условий социальной жизни. Он считал отклоняющееся поведение нормальной реакцией нормальной личности на ненормальные условия.

Факторы девиантного поведения делятся на 3 основные группы:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Одной из разновидностей неправильного поведения являются психологические девиации, возникновение которых обусловлено сразу несколькими факторами. Подобные формы с трудом поддаются коррекции.

Что означает девиантное поведение, критерии его оценки школьники изучают на уроках обществознания в старших классах.

Биологические

Биологические факторы отклоняющегося поведения – это, в первую очередь, наследственные особенности личности: склонность к алкоголизму, наркомании, умственная неполноценность. В эту категорию входят также патологии ЦНС, спровоцированные тяжелыми болезнями в первые годы жизни ребенка, черепно-мозговыми травмами, повлекшими за собой изменение структур головного мозга.

Другие причины:

  • депрессия;
  • психозы разного происхождения;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантилизм;
  • синдром дефицита внимания, гиперактивность;
  • шизофрения.

Дивиантное поведение на фоне биологических нарушений выражается эмоциональной неустойчивостью и низкой способностью к адаптации.

Внимание! Асоциальные поступки и заострение типичных черт характера возможно на фоне гормональной перестройки в пубертатном периоде, когда происходит активное развитие мозга, и формируются высшие психические функции.

Воспитательные

Предпосылками к развитию такой формы девиации служит неправильное воспитание ребенка (подростка) – ошибки педагогики. Это могут быть:

  • отклоняющее, деликвентное поведение внутри семьи, когда кто-то из ее членов подает пример подрастающему поколению;
  • отсутствие взаимопонимания, уважения в семье;
  • авторитарное воспитание, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям, исполнение любых желаний ребенка;
  • избыточная опека либо отсутствие таковой;
  • лишение ребенка личного пространства;
  • игнорирование потребностей ребенка – как моральных, так и физических.

Пример из практики: 

Ваня был тихим, воспитанным подростком и хорошо учился. Но все изменилось после развода родителей, который проходил в атмосфере крайней враждебности. Иван стал часто прогуливать уроки, грубить учителям, а один раз даже подрался. Матери удалось уговорить сына на беседу с психологом, после нескольких сеансов ребенок успокоился и вернулся к учебе.

Ребенку, и особенно подростку, очень важно, чтобы его понимали дома. Постоянные конфликты, жесткие, репрессивные методы воспитания, систематическое нарушение личных границ нередко вызывает в ответ асоциальные поступки и действия. Если вы столкнулись с чем-то подобным, проанализируйте, прежде всего, свое поведение. Или обратитесь за консультацией к нашим психологам, чтобы получить персональные рекомендации. Мы работаем круглосуточно, в дистанционном режиме.

Социальные

Социальными называются факторы, которые подразумевают взаимодействие с окружающими людьми. К ним относятся:

  • коммуникативные трудности – ребенку сложно общаться со сверстниками;
  • маргинальное окружение – алкоголики, наркоманы;
  • вынужденное общение с представителями религиозных сект;
  • буллинг – травля, насмешки, преследование, вплоть до причинения телесных повреждений;
  • насильственные действия: принуждение к сексу, избиение;
  • неумеренное употребление алкоголя, прием наркотиков;
  • чрезмерная приверженность молодежным субкультурам.

Обратите внимание! Примеры отклоняющегося поведения можно найти везде. Негативные девиации присущи бомжам, уличным бандитам. Позитивную девиантность демонстрировали Эйнштейн, Перельман, Стив Джобс и многие другие известные личности, которых мы называем гениями.

Классификация: виды девиантного поведения

В социологии девиантное поведение подразделяется на позитивное и негативное. К позитивным формам девиаций относят:

  • трудоголизм;
  • повышенный интерес к искусству, творчеству, наукам;
  • самопожертвование;
  • благотворительность, волонтерство;
  • увлечение диетами и ЗОЖ.

Перечисленные формы девиантного поведения считаются положительными, хотя и являются, по сути, отклонением от общепринятых норм.

Негативное отклоняющееся поведение заключается в совершении действий и поступков, не принятых в обществе. Отрицательная девиация подразделяется на несколько типов:

  • аддиктивный;
  • аморальный;
  • делинквентный.

Негативная девиация, в свою очередь, делится еще на несколько видов со следующими характеристиками:

  • неосознанный. Человек не понимает, что его действия запретны, и совершает их безотчетно;
  • нонконформистский. Девиант отдает отчет своим действиям и совершает их преднамеренно;
  • абберантный. Неприемлемые поступки совершаются тайно из страха осуждения и наказания.

Существует также синдром, название которого звучит как «преддевиантный». Он включает в себя ряд признаков, среди которых:

  • регулярно возникающие проблемы, конфликтные ситуации в общении с окружающими;
  • повышенная агрессивность;
  • негативное отношение к учебе и труду.

Внимание! Преддевиантный синдром приводит к стойкой негативной девиации.

Первичные и вторичные отклонения

Первичное девиантное поведение в целом соответствует общественным нормам. Нарушения определяются как незначительные и терпимые, поэтому человек не квалифицируется как девиант, и сам не считает себя таковым. Его отклонения носят единичный характер и выглядят в глазах окружающих, скорее, как эксцентричность, маленькая шалость или же ошибка.

Вторичной называется девиация, которая не вписывается в общественно-социальные рамки и однозначно определяется как девиантное поведение.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения психологии. (Википедия).

Лечение

Борьба с девиациями предполагает комплексный подход с использованием психотерапии, психокоррекции и лекарственных средств.

Метод

Психотерапия

Психокоррекция

Лекарства

Цель

Воздействие на мышление подростка с целью его осознания особенностей личности, выработки умений саморегуляции

Стабилизация эмоционального статуса, развитие внимания

Дополнительный метод ведения девиантных пациентов, у которых наблюдаются психотические и неврологические болезни

Особенности

В ходе бесед анализируются конфликтные ситуации с определением возможных вариантов действий и реакций

Психокоррекция повышает эффективность психотерапии, придает уверенность в себе, пробуждает интерес к учебе и профессиональной деятельности

Уровень агрессии снижают препараты лития, нейролептики и противосудорожные. Выбор конкретных средств зависит от проявлений отклоняющегося поведения

Встречи с психологом или психотерапевтом рекомендованы также родителям, что позволяет быстрее и эффективнее восстановить полноценные отношения в семье. Проконсультироваться с грамотным психологом вы можете дистанционно, по телефону. Мы работаем для вас круглосуточно.

Частые вопросы

Чем помогают лекарства при девиациях?

+

Современная медицина предлагает множество препаратов, которые можно принимать для коррекции девиантного поведения. Курс лечения может состоять из антидепрессантов, транквилизаторов, снотворных, успокоительных средств. Почти всегда врачи назначают витамины группы В.

Что такое сверхмотивация?

+

Это значит, что нацеленность на результат просто запредельная. По сообщениям психологов, такая форма девиантного поведения – своеобразная компенсация за переживания, лишения в детстве или юности. История знает немало таких людей – например, Наполеон имел высокую мотивацию к власти и успеху из-за того, что в детстве был очень одинок.

Имеют ли значение физические особенности личности – черты лица, например?

+

Никаких физических критериев, предопределяющих девиантное поведение, нет. Хотя ряд специалистов заявляли об определенных отличиях во внешности асоциальных личностей (Чезаре Ломброзо). Но их теории были признаны несостоятельными. Ведь известно, что многие преступники с ангельскими ликами совершали подчас жуткие деяния. Тогда как внешне уродливые индивиды с грубыми, «преступными» чертами лица часто предпочитают сглаживать конфликты.

Можно ли предотвратить девиантное поведение у трудных подростков?

+

Да, основная составляющая успеха – это контроль над учебой и проведением досуга. Беседы и убеждения можно смело отклонять, так как они не дадут результатов. Жесткие требования такие подростки воспринимают довольно спокойно, поэтому риск «повредить психику» минимальный.

Заключение эксперта

Девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и воспитательными факторами, требующими особого внимания при работе с молодежью. Некоторые источники утверждают, что девиации невозможно исключить из социума, отмечая при этом их прогрессирование в обществе во время кризисов.

Если кратко, то отклонения в поведении происходят чаще, когда люди не могут удовлетворить базовые потребности. По данным социологов, сегодня порядка 85% населения деморализовано, растеряно из-за невостребованности и низкого качества жизни. Все это приводит к тому, что «цель оправдывает средства», и порождает экстремизм и коррупцию.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Этот девиз стоит взять на вооружение, ведь только сам человек может оказать помощь себе и своим детям, встав на путь саморазвития и самоисцеления.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 263

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Theory of Deviance

Deviance — это любое поведение, нарушающее социальные нормы и обычно достаточно серьезное, чтобы вызвать неодобрение со стороны большинства общества. Девиантность может быть криминальной и некриминальной. Социологическая дисциплина, которая занимается преступлением (поведением, нарушающим законы), называется криминологией (также известной как уголовное правосудие ). Сегодня американцы считают такие действия, как алкоголизм, чрезмерное увлечение азартными играми, нахождение обнаженным в общественных местах, игры с огнем, воровство, ложь, отказ мыться, покупка услуг проституток и переодевание в другую одежду — и это лишь некоторые из них — девиантными. Людей с девиантным поведением называют девианты .

Концепция девиантности сложна, поскольку нормы значительно различаются в зависимости от группы, времени и места. Другими словами, то, что одна группа может считать приемлемым, другая может считать отклоняющимся. Например, в некоторых частях Индонезии, Малайзии и мусульманской Африки женщинам делают обрезание. Этот процесс, называемый клиторидэктомией и инфибуляцией , включает в себя отрезание клитора и/или зашивание половых губ — обычно без какой-либо анестезии. В Америке мысль о женском обрезании, или калечащие операции на женских половых органах , как это известно в Соединенных Штатах, немыслимы; калечащие операции на женских половых органах, обычно проводимые в антисанитарных условиях, которые часто приводят к инфекциям, используются как откровенно репрессивная тактика, чтобы помешать женщинам получать сексуальное удовольствие.

За последние 50 лет или около того возник ряд теорий, связанных с девиантностью и криминологией. Далее следуют четыре самых известных из них.

Теория дифференциальных ассоциаций

Эдвин Сазерленд
придумал фразу дифференциальная ассоциация для решения вопроса о том, как люди узнают девиацию. Согласно этой теории, окружающая среда играет важную роль в решении, какие нормы люди учатся нарушать. В частности, люди в рамках определенной референтной группы обеспечивают нормы соответствия и отклонения и, таким образом, сильно влияют на то, как другие люди смотрят на мир, в том числе на то, как они реагируют. Люди также узнают о своих нормах от различных агентов общения — родителей, учителей, служителей, семьи, друзей, коллег и средств массовой информации. Короче говоря, преступному поведению, как и любому другому поведению, люди учатся из взаимодействия с другими людьми, особенно в интимных группах.

Теория дифференциальной ассоциации применима ко многим типам девиантного поведения. Например, молодежные банды создают среду, в которой молодые люди учатся становиться преступниками. Эти банды определяют себя как контркультурные и прославляют насилие, возмездие и преступления как средства достижения социального статуса. Члены банды учатся быть девиантными, поскольку они принимают нормы своей банды и подчиняются им.

Теория дифференциальных ассоциаций внесла свой вклад в область криминологии, сосредоточившись на природе преступности, связанной с развитием. Люди учатся девиации от людей, с которыми они общаются. Критики дифференциально-ассоциационной теории, с другой стороны, заявляют, что расплывчатость терминологии теории не поддается исследованию социальных наук или эмпирической проверке.

Теория аномии

Аномия
относится к замешательству, которое возникает, когда социальные нормы противоречат друг другу или даже не существуют. В 1960-х годах Роберт Мертон использовал этот термин для описания различий между социально приемлемыми целями и доступностью средств для достижения этих целей. Мертон, например, подчеркивал, что достижение богатства является главной целью американцев, но не все американцы имеют для этого средства, особенно представители меньшинств и обездоленных групп. Те, кто находит «дорогу к богатству» закрытой для себя, испытывают аномию, потому что препятствие мешает их достижению социально одобренной цели. Когда это происходит, эти люди могут использовать девиантное поведение для достижения своих целей, отомстить обществу или просто «поставить точку».

Основным вкладом теории аномии является ее способность объяснить многие формы отклонений. Теория также социологична в своем акценте на роли социальных сил в создании отклонений. С отрицательной стороны, теория аномии подвергалась критике за ее общность. Критики отмечают отсутствие в теории утверждений о процессе обучения отклонениям, в том числе о внутренних мотивах отклонения. Как и теория дифференциальных ассоциаций, теория аномии не поддается точному научному изучению.

Теория управления

Согласно теории контроля Уолтера Реклесса , как внутренний, так и внешний контроль работают против девиантных тенденций. Люди могут хотеть — по крайней мере некоторое время — действовать девиантным образом, но большинство этого не делает. У них есть различные ограничения: внутренний контроль , такие как совесть, ценности, честность, нравственность и желание быть «хорошим человеком»; и внешний контроль , такой как полиция, семья, друзья и религиозные авторитеты. Трэвис Хирши отметил, что эти внутренние и внешние ограничения формируют самоконтроль человека , который предотвращает действия против социальных норм. Ключом к развитию самоконтроля является правильная социализация, особенно в раннем детстве. Таким образом, дети, которым не хватает этого самоконтроля, могут, вырастая, совершать преступления и совершать другие девиантные поступки.

В то время как теория также предполагает, что люди, которых общество называет «преступниками», вероятно, являются членами подчиненных групп, критики утверждают, что это чрезмерно упрощает ситуацию. В качестве примеров они приводят богатых и влиятельных бизнесменов, политиков и других лиц, совершающих преступления. Критики также утверждают, что теория конфликта мало что делает для объяснения причин отклонений. Однако сторонники возражают, утверждая, что теория не пытается углубиться в этиологию. Вместо этого теория делает то, на что претендует: она обсуждает взаимосвязь между социализацией, социальным контролем и поведением.

Теория маркировки

Тип символического взаимодействия, теория навешивания ярлыков , касается значений, которые люди извлекают из ярлыков, символов, действий и реакций друг друга. Эта теория утверждает, что поведение является девиантным только тогда, когда общество называет его девиантным. Таким образом, конформные члены общества, которые интерпретируют определенное поведение как девиантное, а затем навешивают этот ярлык на отдельных лиц, определяют различие между девиантным и недевиантным. Теория навешивания ярлыков ставит вопрос о том, кто на кого навешивает какой ярлык, почему они это делают и что происходит в результате этого навешивания ярлыков.

Влиятельные люди в обществе — политики, судьи, полицейские, врачи и т. д. — обычно навешивают самые важные ярлыки. Помеченные лица могут включать наркоманов, алкоголиков, преступников, правонарушителей, проституток, сексуальных преступников, умственно отсталых и психически больных, и это лишь некоторые из них. Последствия ярлыка девианта могут быть далеко идущими. Социальные исследования показывают, что те, у кого есть негативные ярлыки, обычно имеют более низкую самооценку, с большей вероятностью отвергают себя и могут даже вести себя более девиантно в результате ярлыка. К сожалению, люди, которые принимают навешивание ярлыков на других — будь то правильное или неправильное — с трудом меняет свое мнение о навешиваемом ярлыке человеке, даже в свете свидетельств обратного.

Уильям Чамблисс в 1973 году провел классическое исследование эффектов навешивания ярлыков. Две его группы белых мужчин, старшеклассников, часто были замешаны в правонарушениях: воровстве, вандализме, пьянстве и прогулах. Полиция так и не арестовала членов одной группы, которую Чамблисс назвал «Святыми», но у полиции были частые стычки с членами другой группы, которую он назвал «Головорезами». Мальчики в Святых происходили из респектабельных семей, имели хорошую репутацию и оценки в школе и старались не попасться на нарушении закона. Будучи вежливыми, сердечными и извиняющимися всякий раз, когда сталкивались с полицией, Святые избегали называть себя «извращенцами». Напротив, Головорезы происходили из семей с более низким социально-экономическим статусом, имели плохую репутацию и плохие оценки в школе и не боялись быть пойманными при нарушении закона. Будучи враждебными и наглыми всякий раз, когда сталкивались с полицией, Головорезы легко были заклеймены другими и самими собой как «извращенцы». Другими словами, в то время как обе группы совершали преступления, Святых считали «хорошими» из-за их вежливого поведения (которое приписывалось их происхождению из высшего сословия), а Головорезов считали «плохими» из-за их наглого поведения ( что было приписано их происхождению из низшего сословия). В результате полиция всегда принимала меры против Головорезов, но никогда против Святых.

Сторонники теории навешивания ярлыков поддерживают акцент теории на роли, которую отношения и реакции других, не девиантные действия как таковые , играют в развитии девиантности. Критики теории ярлыков указывают, что эта теория применима только к небольшому числу девиантов, потому что таких людей на самом деле ловят и клеймят как девиантов. Критики также утверждают, что концепции теории неясны и поэтому их трудно проверить с научной точки зрения.

Что такое отклонение? — Пересмотреть социологию

Девиантность — это поведение, нарушающее нормы. Социологи утверждают, что девиантность зависит от контекста — то, что является девиантным, зависит от ситуации, в которой вы находитесь, например, от страны и исторического периода.

Девиантность относится к поведению, нарушающему правила, которое не соответствует нормам и ожиданиям определенного общества или социальной группы.

Девиантность тесно связана с понятием преступления, которое представляет собой нарушение закона. Преступное поведение обычно является девиантным, но не всякое девиантное поведение является преступным.

Понятие девиантности определить труднее, чем преступление. Девиантность включает в себя как преступные, так и непреступные действия, но довольно сложно определить, что члены любого общества или группы на самом деле считают девиантным поведением. Даунс и Рок (2007) предполагают, что двусмысленность является ключевой чертой нарушения правил, поскольку люди часто не уверены, действительно ли конкретный эпизод является девиантным или что такое девиантность. Их суждение будет зависеть от контекста, в котором это происходит, кто этот человек, что он знает о нем и каковы его мотивы.

Социальное и ситуационное отклонение

Пламмер (1979) обсуждает два аспекта определения отклонения, используя концепции социального отклонения и ситуационного отклонения.

Социальная девиация относится к формам девиации, которые большинство членов общества считают девиантными, потому что они разделяют схожие представления об одобряемом и неодобряемом поведении – убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми и вождение автомобиля с превышением лимита алкоголя в Великобритании обычно подпадают под эту категорию. категория.

Ситуационное отклонение относится к тому, как действие, рассматриваемое как отклонение или нет, зависит от контекста или места, в котором оно происходит. Эти две концепции девиантности предполагают, что, хотя могут быть некоторые действия, которые многие люди считают девиантными в одном обществе, эти действия, определяемые как девиантные, будут различаться между группами внутри общества.

Исторический период – определения девиантности со временем меняются в одном и том же обществе по мере изменения стандартов нормального поведения. Например, курение сигарет раньше было очень популярно, теперь же курить в ресторанах или автобусах запрещено законом.

Место или контекст – нагота часто рассматривается как девиантная на публике (хотя сама по себе она никогда не является преступной), но редко наедине; играть громкую музыку в общественном транспорте — это девиантно, но не на музыкальных фестивалях, а чрезмерное употребление алкоголя — девиантно почти везде, но не обязательно в пабах или клубах.

Социальная группа – То, что может считаться неприемлемым на уровне общества, может считаться приемлемым в небольших группах или даже целых возрастных когортах – два таких примера – пьянство и половая распущенность.

Контекстная зависимость девиантности

Контекстная зависимость девиантности просто относится к идее о том, что девиантность социально сконструирована – рассматривается ли действие как девиантное или нет, зависит от исторического периода, места и группы, ставшей свидетелем этого акта. .

Зависимость девиантности от контекста можно проиллюстрировать на простом примере:

Ношение мини-юбки является девиантным в Саудовской Аравии:

Но это явно не в Тик Ток в западной культуре…