Чем может быть обусловлена семантическая дислексия: Семантическая дислексия: сущность и причины

Содержание

Семантическая дислексия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Семантическая дислексия – это нарушение понимания и воспроизведения прочитанного при безошибочном, технически грамотном чтении. Характеризуется трудностями осмысления и пересказа прочитанного текста, невозможностью ответить на вопросы, угадывающим характером чтения. Диагностируется логопедом-дефектологом в рамках обследования письменной и устной речи. Направления коррекционной работы включают обогащение словаря, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, формирование представлений о синтаксических связях между частями предложения.

Общие сведения

Семантическую дислексию (от греч. «semantikos» ‒ значение) также называют механическим чтением, поскольку в этом случае отсутствует осознание, осмысление прочитанного. Расстройство встречается у учащихся как начальных, так средних и старших классов. По последним данным, различной степенью и формой нарушений чтения страдает около 10% детей, среди детей с ТНР этот процент еще выше – 22%. В этой структуре семантическая дислексия занимает примерно 6-7%. Наиболее часто обнаруживается у детей с общим недоразвитием речи, СДВГ, ЗПР.

Семантическая дислексия

Причины

Вопрос о природе дислексии остается дискуссионным в современной логопедии. Обобщая различные подходы, можно выделить ряд этиологических факторов, которые действуют изолированно или в сочетании друг с другом на различных этапах онтогенеза:

  • Генетические условия. Нарушение чтения, в т. ч. его семантической стороны, часто прослеживается у родителей детей-дислексиков или нескольких детей в одной семье. Это позволяет говорить о генетических аспектах дислексии, в частности ‒ о наследуемых особенностях функционирования областей мозга, обеспечивающих целостный процесс чтения. Имеются отдельные научные сообщения о выявлении «генов дислексии» (DYX1C1 и др.).
  • Биологические факторы. Анализ истории развития детей с нарушениями чтения указывает на значимую роль биологических причин. У большинства из них в анамнезе наблюдается перинатальная патология, которая в резидуальном периоде остается в виде ММД. Также имеют значение хронические инфекционные и соматические заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте, травмы головы.
  • Социально-психологические факторы. В период от рождения до 3-х лет у ребенка происходит активное развитие нервно-психических функций. Для образования и дифференциации межнейронных связей крайне важна окружающая микросоциальная среда. Факторами риска семантической дислексии в этот период являются дефицит сенсорных ощущений, недостаток речевого общения, педагогическая запущенность.

Механизм развития

Исследования подтверждают, что мозг дислексика функционирует не так, как мозг обычных людей. При дислексии происходит «сбой» при декодировании визуальных или аудиальных символов и переводе их в речь. Согласно современным представлениям, в логопедии доминируют пять теорий дислексии, однако ни одна из них не признана на сегодняшний день официальной:

  1. Теория фонологического дефицита. Связывает расстройства чтения с нарушением процесса усвоения и воспроизведения фонем как смыслоразличительных единиц речи.
  2. Теория недостаточной слуховой обработки информации. Опирается на положение о неспособности индивида воспринимать короткие и быстро меняющиеся речевые звуки.
  3. Теория недостаточной зрительной обработки информации. Указывает на нарушение проекции зрительных стимулов, воспринимаемых ганглиозными клетками сетчатки, в задние отделы теменной коры.
  4. Теория дисфункции мозжечка. Основываясь на частом сочетании дислексии с моторными нарушениями, предполагает первичную роль расстройств функции мозжечка в трудностях автоматизации навыка чтения.
  5. Теория двойного дефицита. Объясняет дислексию трудностями усвоения фонологической информации и синхронного извлечения из «архива» памяти образов-представлений и символов (букв, цифр).

Ядро механизма семантической дислексии составляют трудности звукового и слогового синтеза, сопровождающиеся проблемами слияния звуков в слоги, а слогов в слова с их последующим осмыслением. Также имеет место нечеткое представление о связях элементов внутри предложений, из-за чего нарушается семантика фразы.

Симптомы семантической дислексии

Отдельные слоги, целые слова и предложения ребенок читает технически правильно, без ошибок, однако делает это механически. При разборе материала он оказывается неспособным показать картинку или предмет, который обозначает прочитанное слово, объяснить его значение. Дислексик не может пересказать прочитанный текст, дать ответ на вопросы, выделить главную мысль, озаглавить текст и т. д. Могут иметь место попытки угадывания слов в процессе чтения.

У детей с семантической дислексией имеются следующие трудности:

  • послоговое чтение ‒ неспособность слитного произнесения слов, разделенных на слоги;
  • паузы между буквами и слогами;
  • непонимание значений слов, бедность словаря;
  • непонимание грамматических, синтаксических, логических связей между словами в предложении, между предложениями в тексте;
  • каждое слово воспринимается по отдельности, без связи с другими.

Из неречевой симптоматики часто встречается нарушение оптико-пространственных функций, пониженное внимание, плохая память, медлительность при выполнении различных задач, неразвитость абстрактного мышления. Коморбидными состояниями при семантической дислексии часто выступают дискалькулия, билингвизм, гиперактивность, диспраксия. У взрослых могут наблюдаться проблемы с пониманием юмора и фразеологизмов.

Осложнения

В школьные годы семантическая дислексия в первую очередь порождает трудности школьного обучения. Хуже всего дети успевают по основным предметам – чтению и родному языку, хотя также страдают и другие предметы, где требуется пересказ, написание творческих работ, подготовка докладов. Кроме этого, возникают трудности с решением арифметических задач, поскольку ученики с семантической дислексией неточно воспринимают математические знаки, цифры. Из-за этих проблем учащиеся часто попадают в категорию неспособных, ленивых необучаемых.

Диагностика

Дети с трудностями чтения должны быть обследованы школьным логопедом и нейропсихологом. В отдельных случаях им может быть рекомендовано неврологическое и психиатрическое освидетельствование. Для диагностики семантической дислексии выясняется:

  • Уровень развития устной речи. Изучаются все компоненты устной речи: лексический запас, грамматические категории, фонематические дифференцировки, слоговая структура, звукопроизношение. При семантической дислексии чаще обнаруживаются следующие проблемы: ребенок затрудняется объяснить значение слова, подобрать синонимы, составить или повторить рассказ по картинке. Речевой статус детей обычно соответствует ОНР или ФФН.
  • Состояние письменной речи. Используя специальный дидактический материал, ребенку предлагается найти, узнать и назвать буквы, прочесть слоги, слова, предложения, текст. Особое внимание уделяется смысловой стороне: умению отвечать на вопросы, пересказывать, составлять план и т.
    п. Также оценивается способ, техника и скорость чтения. Типичные ошибки: нарушение звуко- и слогослияния, искажение звукослоговой структуры, непонимание сути прочитанного.
  • Нейропсихологические особенности. В рамках нейропсихологической диагностики исследуется слухоречевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис, различные виды праксиса. Как правило, дети с семантической дислексией демонстрируют нарушение моторной координации, неустойчивость внимания и запоминания, нарушение пространственных ориентировок.

Коррекция семантической дислексии

Задачей логопедической работы при семантической дислексии является выработка навыка осмысленного чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

  • Формирование слогового синтеза. Требуется при наличии послогового чтения. На данном этапе отрабатываются и автоматизируются навыки слияния звуков и слогов. Материал постепенно усложняется, а время на выполнение задания сокращается.
  • Уточнение и расширение словаря. Наращивание лексического запаса необходимо для лучшего понимания текстов. На занятиях изучаются новые лексические темы, синонимы и антонимы, квазиомонимы.
  • Развитие грамматического строя. Предполагает работу над словоизменением и словообразованием, формированием структуры предложения, уточнением синтаксических связей между членами предложения.
  • Работа над пониманием прочтенного. Ученику предлагают найти картинку или сделать рисунок, соответствующий услышанному слову или предложению, найти в тексте предложение, к которому подходит иллюстрация, составить рассказ по серии сюжетных картинок или разложить картинки соответственно повествованию. Используется вопросно-ответная форма (ответить на вопрос самостоятельно, найти ответ в тексте), пересказ.

Из специальных приемов на всех этапах в занятия полезно включать кинезиологические упражнения, нейрогимнастику, пальчиковые игры, зеркальное рисование. Важно помнить, что учащиеся с семантической дислексией лучше усваивают материал с опорой на зрительное и тактильное восприятие, многократное повторение.

Прогноз и профилактика

Факт наличия семантической дислексии не делает ребенка хуже или лучше сверстников, но создает определенные трудности для обучения, общения, социализации. Вместе с тем, дети с дислексией одарены образным мышлением, часто хорошо рисуют, умеют находить нестандартные решения в различных ситуациях. Важно найти и развить в ребенке его сильные стороны, помочь преодолеть проблемы с чтением. Необходимо создать благоприятные условия для детского развития, постараться исключить воздействие патогенных биологических и социальных факторов.

Семантическая дислексия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Семантическая дислексия – это нарушение понимания и воспроизведения прочитанного при безошибочном, технически грамотном чтении. Характеризуется трудностями осмысления и пересказа прочитанного текста, невозможностью ответить на вопросы, угадывающим характером чтения. Диагностируется логопедом-дефектологом в рамках обследования письменной и устной речи. Направления коррекционной работы включают обогащение словаря, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, формирование представлений о синтаксических связях между частями предложения.

Общие сведения

Семантическую дислексию (от греч. «semantikos» ‒ значение) также называют механическим чтением, поскольку в этом случае отсутствует осознание, осмысление прочитанного. Расстройство встречается у учащихся как начальных, так средних и старших классов. По последним данным, различной степенью и формой нарушений чтения страдает около 10% детей, среди детей с ТНР этот процент еще выше – 22%. В этой структуре семантическая дислексия занимает примерно 6-7%. Наиболее часто обнаруживается у детей с общим недоразвитием речи, СДВГ, ЗПР.

Семантическая дислексия

Причины

Вопрос о природе дислексии остается дискуссионным в современной логопедии. Обобщая различные подходы, можно выделить ряд этиологических факторов, которые действуют изолированно или в сочетании друг с другом на различных этапах онтогенеза:

  • Генетические условия. Нарушение чтения, в т. ч. его семантической стороны, часто прослеживается у родителей детей-дислексиков или нескольких детей в одной семье. Это позволяет говорить о генетических аспектах дислексии, в частности ‒ о наследуемых особенностях функционирования областей мозга, обеспечивающих целостный процесс чтения. Имеются отдельные научные сообщения о выявлении «генов дислексии» (DYX1C1 и др.).
  • Биологические факторы. Анализ истории развития детей с нарушениями чтения указывает на значимую роль биологических причин. У большинства из них в анамнезе наблюдается перинатальная патология, которая в резидуальном периоде остается в виде ММД. Также имеют значение хронические инфекционные и соматические заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте, травмы головы.
  • Социально-психологические факторы. В период от рождения до 3-х лет у ребенка происходит активное развитие нервно-психических функций. Для образования и дифференциации межнейронных связей крайне важна окружающая микросоциальная среда. Факторами риска семантической дислексии в этот период являются дефицит сенсорных ощущений, недостаток речевого общения, педагогическая запущенность.

Механизм развития

Исследования подтверждают, что мозг дислексика функционирует не так, как мозг обычных людей. При дислексии происходит «сбой» при декодировании визуальных или аудиальных символов и переводе их в речь. Согласно современным представлениям, в логопедии доминируют пять теорий дислексии, однако ни одна из них не признана на сегодняшний день официальной:

  1. Теория фонологического дефицита. Связывает расстройства чтения с нарушением процесса усвоения и воспроизведения фонем как смыслоразличительных единиц речи.
  2. Теория недостаточной слуховой обработки информации. Опирается на положение о неспособности индивида воспринимать короткие и быстро меняющиеся речевые звуки.
  3. Теория недостаточной зрительной обработки информации. Указывает на нарушение проекции зрительных стимулов, воспринимаемых ганглиозными клетками сетчатки, в задние отделы теменной коры.
  4. Теория дисфункции мозжечка. Основываясь на частом сочетании дислексии с моторными нарушениями, предполагает первичную роль расстройств функции мозжечка в трудностях автоматизации навыка чтения.
  5. Теория двойного дефицита. Объясняет дислексию трудностями усвоения фонологической информации и синхронного извлечения из «архива» памяти образов-представлений и символов (букв, цифр).

Ядро механизма семантической дислексии составляют трудности звукового и слогового синтеза, сопровождающиеся проблемами слияния звуков в слоги, а слогов в слова с их последующим осмыслением. Также имеет место нечеткое представление о связях элементов внутри предложений, из-за чего нарушается семантика фразы.

Симптомы семантической дислексии

Отдельные слоги, целые слова и предложения ребенок читает технически правильно, без ошибок, однако делает это механически. При разборе материала он оказывается неспособным показать картинку или предмет, который обозначает прочитанное слово, объяснить его значение. Дислексик не может пересказать прочитанный текст, дать ответ на вопросы, выделить главную мысль, озаглавить текст и т. д. Могут иметь место попытки угадывания слов в процессе чтения.

У детей с семантической дислексией имеются следующие трудности:

  • послоговое чтение ‒ неспособность слитного произнесения слов, разделенных на слоги;
  • паузы между буквами и слогами;
  • непонимание значений слов, бедность словаря;
  • непонимание грамматических, синтаксических, логических связей между словами в предложении, между предложениями в тексте;
  • каждое слово воспринимается по отдельности, без связи с другими.

Из неречевой симптоматики часто встречается нарушение оптико-пространственных функций, пониженное внимание, плохая память, медлительность при выполнении различных задач, неразвитость абстрактного мышления. Коморбидными состояниями при семантической дислексии часто выступают дискалькулия, билингвизм, гиперактивность, диспраксия. У взрослых могут наблюдаться проблемы с пониманием юмора и фразеологизмов.

Осложнения

В школьные годы семантическая дислексия в первую очередь порождает трудности школьного обучения. Хуже всего дети успевают по основным предметам – чтению и родному языку, хотя также страдают и другие предметы, где требуется пересказ, написание творческих работ, подготовка докладов. Кроме этого, возникают трудности с решением арифметических задач, поскольку ученики с семантической дислексией неточно воспринимают математические знаки, цифры. Из-за этих проблем учащиеся часто попадают в категорию неспособных, ленивых необучаемых.

Диагностика

Дети с трудностями чтения должны быть обследованы школьным логопедом и нейропсихологом. В отдельных случаях им может быть рекомендовано неврологическое и психиатрическое освидетельствование. Для диагностики семантической дислексии выясняется:

  • Уровень развития устной речи. Изучаются все компоненты устной речи: лексический запас, грамматические категории, фонематические дифференцировки, слоговая структура, звукопроизношение. При семантической дислексии чаще обнаруживаются следующие проблемы: ребенок затрудняется объяснить значение слова, подобрать синонимы, составить или повторить рассказ по картинке. Речевой статус детей обычно соответствует ОНР или ФФН.
  • Состояние письменной речи. Используя специальный дидактический материал, ребенку предлагается найти, узнать и назвать буквы, прочесть слоги, слова, предложения, текст. Особое внимание уделяется смысловой стороне: умению отвечать на вопросы, пересказывать, составлять план и т. п. Также оценивается способ, техника и скорость чтения. Типичные ошибки: нарушение звуко- и слогослияния, искажение звукослоговой структуры, непонимание сути прочитанного.
  • Нейропсихологические особенности. В рамках нейропсихологической диагностики исследуется слухоречевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис, различные виды праксиса. Как правило, дети с семантической дислексией демонстрируют нарушение моторной координации, неустойчивость внимания и запоминания, нарушение пространственных ориентировок.

Коррекция семантической дислексии

Задачей логопедической работы при семантической дислексии является выработка навыка осмысленного чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

  • Формирование слогового синтеза. Требуется при наличии послогового чтения. На данном этапе отрабатываются и автоматизируются навыки слияния звуков и слогов. Материал постепенно усложняется, а время на выполнение задания сокращается.
  • Уточнение и расширение словаря. Наращивание лексического запаса необходимо для лучшего понимания текстов. На занятиях изучаются новые лексические темы, синонимы и антонимы, квазиомонимы.
  • Развитие грамматического строя. Предполагает работу над словоизменением и словообразованием, формированием структуры предложения, уточнением синтаксических связей между членами предложения.
  • Работа над пониманием прочтенного. Ученику предлагают найти картинку или сделать рисунок, соответствующий услышанному слову или предложению, найти в тексте предложение, к которому подходит иллюстрация, составить рассказ по серии сюжетных картинок или разложить картинки соответственно повествованию. Используется вопросно-ответная форма (ответить на вопрос самостоятельно, найти ответ в тексте), пересказ.

Из специальных приемов на всех этапах в занятия полезно включать кинезиологические упражнения, нейрогимнастику, пальчиковые игры, зеркальное рисование. Важно помнить, что учащиеся с семантической дислексией лучше усваивают материал с опорой на зрительное и тактильное восприятие, многократное повторение.

Прогноз и профилактика

Факт наличия семантической дислексии не делает ребенка хуже или лучше сверстников, но создает определенные трудности для обучения, общения, социализации. Вместе с тем, дети с дислексией одарены образным мышлением, часто хорошо рисуют, умеют находить нестандартные решения в различных ситуациях. Важно найти и развить в ребенке его сильные стороны, помочь преодолеть проблемы с чтением. Необходимо создать благоприятные условия для детского развития, постараться исключить воздействие патогенных биологических и социальных факторов.

Различные типы дислексии и способы их выявления

Если вашему ребенку трудно читать, произносить слова или понимать прочитанное, возможно, у него расстройство обучения, называемое дислексией. Дислексия может быть связанной с развитием (генетической) или приобретенной (в результате черепно-мозговой травмы или заболевания), и существует несколько типов дислексии, включая фонологическую дислексию, дислексию быстрого называния, дислексию двойного дефицита, поверхностную дислексию и зрительную дислексию. Каждый тип дислексии представляет свой уникальный набор симптомов и проблем, подробно описанных ниже.

Согласно оценкам распространенности дислексии, проблемы с чтением испытывают от 5 до 20% населения. Чтобы найти наиболее эффективные стратегии обучения, важно уметь на раннем этапе выявить проблему и понять, что существует несколько типов дислексии.

Что такое дислексия?

Изображение с сайта Flickr от manoftaste.de

Дислексия — это нарушение способности к обучению, которое препятствует способности человека читать, влияя на навыки правописания, письма и понимания. Дислексия не является нарушением обучаемости, которое ребенок перерастет, поэтому важно поставить диагноз и внедрить стратегии для улучшения способности к чтению в раннем возрасте. У любого человека может быть диагностирована дислексия, хотя процесс тестирования на дислексию для взрослых отличается от такового для детей. Часто люди с дислексией могут быть очень творческими и умными, но плохо владеют базовыми навыками чтения.

Симптомы дислексии включают:

  • Трудности в изучении новых слов
  • Задержка развития речи
  • Трудности с рифмующимися словами
  • Перепутанные буквы друг с другом
  • Показания ниже ожидаемого уровня для возраста
  • Проблемы с грамматикой
  • Проблемы с правописанием
  • Плохая структура предложения
  • Отсутствие фонематического восприятия
  • Избегание чтения вслух
  • Сложность копирования слов из вторичного источника

Кроме того, у детей с дислексией следует наблюдать за тонкими поведенческими признаками, в том числе:

  • Отстранение от сверстников
  • Депрессия
  • Плохое поведение или выходка из себя
  • Проблемы с самооценкой
  • Трудности в отношениях со сверстниками и братьями и сестрами
  • Потеря интереса к школе
  • Выглядит немотивированным или ленивым

Распознавание ранних симптомов дислексии может помочь диагностировать инвалидность раньше, предоставляя более значительные общие возможности для улучшения состояния.

Какие бывают виды дислексии?

Эксперты создали категории, чтобы сгруппировать вместе несколько распространенных типов дислексии, чтобы повысить эффективность лечения. Знакомство с различными типами дислексии позволит педагогам разработать стратегии, соответствующие потребностям ребенка, чтобы обеспечить наилучшую возможную поддержку.

Фонологическая дислексия

Этот тип дислексии чаще всего упоминается при упоминании слова дислексия. Он имеет дело с трудностями в сопоставлении звуков с символами и разбивке звуков языка. Люди с фонологической дислексией с трудом расшифровывают или произносят слова. Считается, что фонологическая дислексия является наиболее распространенным типом дислексии. Симптомы фонологической дислексии могут включать:

  • Трудности в обучении звукам, издаваемым сочетанием букв и букв
  • Трудность произнесения незнакомых слов
  • Трудности с правописанием
  • Разное написание одного и того же слова на одной странице
  • Медленное чтение
  • Избегание чтения
  • Трудно узнавать знакомые слова в новых контекстах

Дислексия быстрого именования

Люди, которые борются со способностью быстро называть цвета, числа и буквы при их предъявлении, могут страдать дислексией быстрого именования. Этот тип дислексии может быть связан как со скоростью чтения, так и со скоростью обработки информации при чтении. Люди с дислексией быстрого именования могут назвать цвета, цифры и буквы, но им часто требуется гораздо больше времени, чтобы подобрать правильное слово. Симптомы быстрой дислексии именования могут включать:

  • Трудно найти слова
  • Частая замена слов или полное отсутствие слов
  • Медленно отвечает устно
  • Медленнее выполняет задания по чтению или записи
  • Придумывание бессмысленных слов вместо настоящих слов
  • Использование жестов вместо слов

Дислексия с двойным дефицитом

Человек с дислексией с двойным дефицитом борется с двумя аспектами чтения. Эти два аспекта часто включают скорость называния и определение звуков в словах. Этот тип дислексии представляет собой сочетание быстрого называния и фонологического и не редкость; тем не менее, это в основном считается наиболее тяжелым типом дислексии. Симптомы двойного дефицита дислексии включают:

  • Низкая скорость именования при запросе вспомнить слова
  • Слабое фонологическое восприятие

Поверхностная дислексия

Человек, который может с легкостью произносить новые слова, но не может распознать знакомые слова наизусть, может иметь поверхностную дислексию. В этом случае эксперты считают, что мозг не может распознать, как выглядит слово, чтобы быстро его обработать. Этот тип дислексии влияет на слова, которые необходимо запоминать, потому что они звучат не так, как пишутся, что затрудняет их произнесение. Другие названия поверхностной дислексии включают зрительную или дизейдетическую дислексию. Люди с дислексией нередко имеют как фонологическую, так и поверхностную дислексию. Симптомы поверхностной дислексии могут включать:

  • Трудности с распознаванием целых слов
  • Медленно читает
  • Избегание чтения
  • Трудность с правописанием
  • Трудно читать слова, которые звучат не так, как пишутся
  • Трудно читать новые слова наизусть

Зрительная дислексия

Если ребенку трудно вспомнить, что он видел на странице, у него может быть зрительная дислексия. Этот тип влияет на визуальную обработку, из-за чего мозг не получает полной картины того, что видят глаза. Зрительная дислексия повлияет на способность научиться писать или формировать буквы, потому что оба требуют, чтобы мозг запоминал правильную последовательность или форму букв, влияя на процесс обучения. Симптомы зрительной дислексии включают:

  • Текст выглядит размытым или выходит из фокуса
  • Сложность отслеживания строк текста
  • Трудности сохранения места в тексте
  • Текст выглядит двойным или чередуется между одинарным и двойным
  • Головные боли и/или зрительное напряжение, связанные с чтением

Категории дислексии

Дислексия развития

Дислексия развития относится к дислексии, которая является генетической и/или присутствует при рождении. Дислексия развития включает как первичную, так и вторичную дислексию. Этот тип дислексии чаще встречается у мальчиков и обычно уменьшается по мере взросления ребенка.

Первичная дислексия

Если дислексия является результатом генетически унаследованного состояния, она считается первичной дислексией. Ребенок, чьи родители страдают дислексией, увеличивает вероятность того, что у него тоже будет дислексия. Интересно, что первичная дислексия, по-видимому, имеет семейную связь с еще большей распространенностью среди мужчин, особенно среди левшей.

Вторичная дислексия

Вторичная дислексия является результатом проблем с развитием мозга на ранних сроках беременности. Как первичная, так и вторичная дислексия связаны с развитием, потому что инвалидность присутствует при рождении.

Приобретенная дислексия

Когда черепно-мозговая травма или заболевание поражает центры мозга, отвечающие за обработку речи, иногда может развиться дислексия. Этот тип дислексии также называют травматической дислексией, потому что он вызван травмой головного мозга и является единственным типом дислексии с известной причиной.

Другие трудности в обучении, связанные с дислексией

Есть несколько других трудностей в обучении, которые чаще возникают у человека с диагнозом дислексия. Это не виды дислексии, и эксперты считают, что они носят неврологический характер. К таким трудностям в обучении относятся:

  • Расстройство лево-право. Неспособность отличить левую руку от правой иногда называют направленной дислексией.
  • Дисграфия. Когда у людей возникают трудности с письмом и другими навыками мелкой моторики, это влияет на расстояние между словами, их размер, правописание, разборчивость и выразительность.
  • Дискалькулия. Нарушение способности выполнять точные математические вычисления, решать проблемы и рассуждать, изучать понятия, связанные с числами, и выполнять основные математические навыки. Дискалькулию иногда называют числовой или математической дислексией.
  • Нарушение слуховой обработки. Люди с нарушением слуховой обработки испытывают проблемы со способностью мозга обрабатывать различные звуки речи. Это расстройство иногда называют слуховой дислексией.

Часто задаваемые вопросы о дислексии

Может ли травма вызвать дислексию?

Да, травмы — как физические, так и эмоциональные — упоминались как потенциальные причины возникновения дислексии.

Травматическая дислексия, также обычно называемая приобретенной дислексией, может развиться после черепно-мозговой травмы (ЧМТ), такой как падение с лестницы, автомобильная авария, спортивная травма и т. д. Травматическая дислексия также может результат после перенесенного инсульта или сотрясения мозга. Хотя это может затронуть любого, травматическая дислексия чаще встречается у взрослых, чем у детей.

С другой стороны, дислексия также может быть результатом эмоциональной травмы. Хотя исследований этого типа дислексии мало, упоминается, что раннее воздействие стрессовых обстоятельств, таких как эмоциональное насилие, пренебрежение, экологическая катастрофа, издевательства, наблюдение за катастрофой или смертью и т. д., может привести к дислексии и другим расстройствам обучения.

Что видит дислектик?

Все люди с дислексией разные, и то, что они увидят, будет зависеть не только от типа дислексии, от которой они страдают, но и от тяжести их дислексии. Один человек может видеть буквы и цифры наоборот или вверх ногами, в то время как другой человек может не различать похожие буквы, такие как e, c и o. Есть и другие случаи, когда буквы могут быть сгруппированы вместе или перемешаны и не по порядку. На самом деле, у некоторых людей с дислексией вообще нет проблем с чтением, но они могут с трудом соединять буквы и произносить слова.

Нет единого ответа, когда дело доходит до того, что видит или с чем борется человек с дислексией. Единственный способ узнать наверняка — это поставить правильный диагноз, во время которого врач может провести несколько оценок, таких как декодирование, распознавание слов, беглость чтения и понимание, навыки устной речи и многое другое.

Можно ли перерасти дислексию?

Нет, дислексия никуда не исчезает, и вы не можете ее перерасти; тем не менее, раннее вмешательство и соответствующие инструкции и поддержка могут иметь большое значение для смягчения трудностей, сопровождающих дислексию. В дополнение к раннему вмешательству и поддержке существует ряд вспомогательных технологий, таких как преобразование текста в речь, которые могут помочь людям с дислексией. В большинстве случаев, хотя дислексия никогда полностью не «уходит», люди учатся адаптироваться и преодолевать трудности, связанные с их дислексией.

Влияет ли дислексия также на речь или только на способность читать?

Да, дислексия может повлиять как на способность читать, так и на способность говорить. На самом деле одним из первых признаков дислексии у детей является задержка речевого развития. В дополнение к этой задержке дети с дислексией могут также страдать от ряда проблем с речью, таких как снижение фонологической осведомленности, снижение фонологической памяти, путаница слов с похожим звучанием, а также заикание или дефицит речи.

Прохождение логопедической терапии у лицензированного логопеда может помочь свести к минимуму влияние дислексии на речевые способности ребенка. SLP могут помочь оценить способности ребенка к чтению и письму, а также помочь в раннем овладении языком.

Может ли дислексия развиться в более позднем возрасте?

Большинство людей с дислексией страдают ею с рождения; однако возможно развитие дислексии в более позднем возрасте. Чаще всего это позднее начало развития связано с черепно-мозговой травмой, как указано выше, такой как инсульт или сотрясение мозга. С другой стороны, если у вас во взрослом возрасте была диагностирована дислексия, но вы не пострадали от черепно-мозговой травмы, более вероятно, что у вас была дислексия всю жизнь, и ее просто не диагностировали допоздна.

Что делать, если вы подозреваете дислексию

Для начала поговорите о своих проблемах с семейным врачом. Проблемы могут включать задержки в развитии, поведенческие проблемы или проблемы с психическим здоровьем. Привлеките учителя вашего ребенка, чтобы получить ответы о том, как он учится в школе, как ладит с другими, и о любых трудностях, которые могут заметить сотрудники. Запросите дополнительное тестирование у семейного врача или в школе вашего ребенка, чтобы подтвердить диагноз дислексии.

После постановки диагноза и определения типа дислексии школа разработает индивидуальный план обучения для вашего ребенка. Вы также можете искать альтернативные методы лечения за пределами школы. Если у вас есть опасения по поводу дислексии, свяжитесь с NeuroHealth Arlington Heights онлайн или позвоните нам по телефону (847) 584-189.4, чтобы узнать больше о диагностике и вариантах лечения. Мы обслуживаем Арлингтон-Хайтс и прилегающие районы, в том числе Палатин, Шаумбург, Дес-Плейнс, Маунт-Проспект и другие, и наша команда экспертов готова помочь вашему ребенку на пути к успеху.

Каковы когнитивные причины дислексии? | Дислексия: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДислексия: очень краткое введениеОчень краткое введениеКогнитивная лингвистикаПедагогическая психологияНейронаукаПсихология обученияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДислексия: очень краткое введениеОчень краткое введениеКогнитивная лингвистикаПедагогическая психологияНейронаукаПсихология обученияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Ссылка

Сноулинг, Маргарет Дж. ,

«Каковы когнитивные причины дислексии?»

,

Dyslexia: A Very Short Introduction

, Very Short Introductions

(

Oxford,

2019;

online edn,

Oxford Academic

, 23 May 2019

), https:/ /doi.org/10.1093/actrade/9780198818304.003.0003,

, по состоянию на 27 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДислексия: очень краткое введениеОчень краткое введениеКогнитивная лингвистикаПедагогическая психологияНейронаукаПсихология обученияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДислексия: очень краткое введениеОчень краткое введениеКогнитивная лингвистикаПедагогическая психологияНейронаукаПсихология обученияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Определяющая черта дислексии — плохое чтение — это поведение, которое зависит от ряда когнитивных способностей. Ключевой задачей является понимание когнитивных или «проксимальных» причин дислексии. Кроме того, причинно-следственная теория на когнитивном уровне объяснения обеспечивает обоснование разработки вмешательств, которые могут смягчить воздействие дислексии. «Каковы когнитивные причины дислексии?» рассматривает ряд различных когнитивных теорий, касающихся причин дислексии, включая гипотезу вербального дефицита и гипотезу фонологического дефицита, а также теории, предполагающие нарушения слуховой, речевой или зрительной обработки при дислексии.

Ключевые слова: дислексия, латеральное коленчатое тело, магноцеллюлярная система, парвоцеллюлярная система, чтение, социальный класс

Предмет

Педагогическая психологияПсихология обученияНеврологияКогнитивная лингвистика

Серия

Краткие введения

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *