Фонетика: играем в буквы
Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, и вот его искренний детский интерес к родному языку заменяется скучными школьными правилами и зубрежкой.
Что же делать, чтобы этот интерес продолжал развиваться, как помочь дошкольнику открыть для себя мир Слова? Конечно, в форме игры, увлекательной и для взрослого, и для ребенка. Начнем мы, пожалуй, с фонетики (напомним: фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковой строй речи).
Расколдуем слово!
Многие дети очень любят игры со словами, их завораживают «словесные превращения», когда одна буква заменяется другой, и смысл слова полностью изменяется. Для начала можно попробовать поиграть, например, в «заколдованную букву». Взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, ОВЕЧКА-СВЕЧКА, РОЖКИ-ЛОЖКИ и т.д., и становится колдуном.
Колдун говорит: «На лугу паслись свечки». Ребенок должен расколдовать слово – найти ту самую букву, которая изменила смысл слова. «На лугу паслись овечки!» – восклицает ребенок, и колдун побежден! Эта игра очень выручала нас в долгих очередях к врачу, в дороге и в прочих скучных ситуациях.
После этого мы решили записывать такие словесные превращения и заодно потренироваться в чтении простых слов.
Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Для того, чтобы игра букв в слове стала наглядной, запишем эти словесные цепочки особым образом. Допустим, существует цепочка из пяти слов: ТОМ, СОМ, КОМ, ЛОМ, ДОМ.
Лист бумаги формата А4 разрежем поперек на три части, сложим каждый прямоугольник пополам, вложим все три один в другой и скрепим в середине степлером, так, чтобы получилась маленькая тетрадка. Теперь разрежем одновременно все шесть ее страничек перпендикулярно сгибу по середине странички.
Наша тетрадка состоит теперь из двух половинок, каждая из которых перелистывается по отдельности. (Подумать о том, как сказать: поворачиваем обрезом к себе, получается что-то вроде двух отрывных календариков, соединенных вместе) На правой половинке запишем вторую, неизменную (подумать) часть слова ОМ, а на каждой страничке левой половины запишем по букве: Т, С, К, Л, Д. Таким образом, обе половинки каждой странички составляют целое слово. На обороте левой половинки можно нарисовать соответствующий предмет, это будет картинка-ответ. Вот другие варианты таких цепочек: ЛУК, СУК, БУК, ЖУК; МАК, БАК, РАК, ЛАК; БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ; КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА; ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Во всех этих цепочках меняется первая буква слова. Можно менять и среднюю букву (тогда все странички нашей книжки-малютки разрежем не на две, а на три части): БУК, БОК, БЫК, БАК.
Меняющиеся буквы можно подобрать особым образом, так, чтобы они отражали ту или иную характеристику звука: глухость-звонкость (ДОЧКА-ТОЧКА, ГРОТ-КРОТ, ШАГАЛ-ШАКАЛ, КОСТЬ-ГОСТЬ) или твердость-мягкость (ПАЛЬЦЫ-ПЯЛЬЦЫ, НОС-НЁС, ПЫЛ-ПИЛ, ЛЫСЫЙ-ЛИСИЙ, ВОЗ-ВЁЗ). Можно поиграть с омофонами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному (КОД-КОТ, ЛИСА-ЛЕСА, ЛУК-ЛУГ, ПРУД-ПРУТ).
А вот пары слов, демонстрирующие «смягчающие» функции мягкого знака: МЕЛ-МЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ, СЕМЯ-СЕМЬЯ, КОН-КОНЬ, КРОВ-КРОВЬ, ЕЛ-ЕЛЬ, ПОЛКА-ПОЛЬКА, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ. Малышам пока можно не называть (и уж ни в коем случае не навязывать!) строгие школьные термины: глухость, звонкость, твердость, мягкость. Просто удивитесь вместе с ребенком – мы лишь чуть-чуть изменили слово, а смысл у него стал совершенно иной!
Лишняя буква
Запишем на полоске бумаги слово УТОЧКА. Теперь загнем полоску так, чтобы закрыть первую букву. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот еще примеры, в которых первая или последняя буква может быть «лишней», «заколдованной»: ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛ-КОЛ, ЗУБР-ЗУБ, КОСА-ОСА, МРАК-РАК, ПОЛК-ПОЛ, УДОЧКА-ДОЧКА, ВОЛК-ВОЛ, ЭКРАН-КРАН, ПОЛК-ПОЛ, ВСЛАСТЬ-СЛАСТЬ, БЕДА-ЕДА, ШАР-ШАРФ, СТО-СТОЛ, СТОЛБ, УСЫ-БУСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, РОЗА-ГРОЗА-УГРОЗА, ЛАД-КЛАД-СКЛАД. Такие загадки на прибавление-убавление буквы называются логогрифами.
«Лишнюю» букву можно вставлять и в середину слова:
РУБКА-РУКА, ТЕПЛО-ТЕЛО, ГОРСТЬ-ГОСТЬ, КРАСКА-КАСКА, ЛАПА-ЛАМПА, ПАРА-ПАРКА. В этом случае «лишнюю» букву тоже можно спрятать в складке бумаги, только эта складка будет не в начале и не в конце, а в середине слова.
Мамы и папы наверняка помнят детскую считалку о корабле «Победа»:
- на корабле «ПОБЕДА»
- после ОБЕДА
- случилась БЕДА:
- пропала ЕДА.
- «Ты украл?» «ДА».
- Матросы кричат: «А!»
Для детей, которые только начинают читать, можно сделать мини-книжку по принципу телефонного справочника или словаря, где каждая страничка будет на одну букву длиннее, чем предыдущая. Можно придумать свои истории-считалки и для других подобных слов, например, ОГРАДА, ДОСАДА.
- «Что за ОГРАДА,
- не выдержала ГРАДА,
- соседка-то и РАДА,
- не знает она этого АДА!»
- «Неужели?» «ДА!»
- «Ужас какой! А!»
Сделать хотел грозу – а получил козу…
Теперь попробуем немного усложнить задачу. Вашему малышу нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать слова. Как? Зачеркнуть «лишнюю» букву! Ну, например, во что можно превратить слово «гроза»? Правильно, в «розу»! Вот еще исходный материал для подобных превращений: КОЛЯ, ВАНЯ, ШАРФ, ЛАМПА, ОГОРОД, КРОТ, КРОШКА, СМЕХ, ЛЕНТА, ВЕРБА, ИГРА, ЛОБЗИК, ТИГР, ШПОРА, БРИТВА, КОРКА.
Другой вариант этой игры – не зачеркивать «лишнюю букву», а изменить ее так, чтобы получилось новое слово: КОШКА (КОРКА), БЕЛКА (БУЛКА), ТОЛЯ (КОЛЯ), ОЛЕНЬ (ОСЕНЬ), САЛЮТ (САЛАТ) и т.д. А помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебнику-самоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ — ДОЧЬ — ДОЛЬ — ДАЛЬ — ДАНЬ – ДЕНЬ.
Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!
Их тоже можно вставлять в слово: КАША-КАЛОША, ЖАБА-ЖАЛОБА, РЕКА-РЕЗИНКА, КОРКА-КОРЗИНКА, РУКА – РУБАШКА, КОРА – КОБУРА. Вот примеры на замену одного слога другим в середине слова: РУСАЛКА-РУЧОНКА; КОБУРА-КОЖУРА-КОНУРА.
Можно менять только вторую часть слова, оставляя первый слог без изменения.
БА+ БОЧКА
- + РАК
- + СОК
- +ТОН
КОР+ЖИК
- +ЗИНА
- +ТИК
- +ПУС
- +МУШКА.
КАР+ТИНА
- +ТОШКА,
- +ТА,
- +МАН,
- +ТОН
Что дают подобные фонетические игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.
Первые опыты классификации – расселяем звуки
Итак, ваш малыш уже достаточно поднаторел в словесных превращениях, он почувствовал себя настоящим волшебником, который легким движением руки (или пера!) совершает чудеса. Вполне вероятно, что он уже учится в школе.
Пришла пора узнать, как устроены звуки, чем они отличаются друг от друга. Для начала подойдем к зеркалу и попробуем что-нибудь произнести, внимательно глядя на свое отражение. Вы заметили: одни звуки мы произносим с открытым ртом, и воздух свободно выходит из нашего рта (это – гласные звуки), а другие произносятся с сомкнутыми или приоткрытыми губами, и воздух на выдохе встречается с какими-то препятствиями – губами, зубами, языком (а эти звуки называются согласными). Произнося различные звуки, попытайтесь проследить, как меняется ваше лицо, какие органы участвуют «в работе». Моя дочь когда-то придумала, что разные гласные звуки отражают разные настроения: О – удивление, У – обиду, А– испуг, Ы – недовольство; И – похоже на улыбку, Э – (цитирую) «когда человек и не знает, что же ему сказать».
А для чего нужны гласные и согласные звуки?
Представьте себе, если бы в нашем языке были бы только гласные звуки? Или только согласные? Поиграем в такую игру. Один игрок задумывает любое слово и записывает на листке бумаги только согласные этого слова (или гласные). Другой должен отгадать, какое было задумано слово. Например, ТЛВЗР, КРНДШ – ЕЕО, ААА (телевизор, карандаш). В каком случае легче отгадывать и почему?
Кстати, человечество на «заре» своей истории тоже играло в такие игры. Например, в финикийской письменности не было гласных! Поэтому нередко получалось, что разные слова на письме выглядели совершенно одинаково. Запишем по финикийскому методу слово «кит». У нас получится КТ. Но ведь так же мы должны были бы записать и слово «кот». БК – это бак, бок, бык, бук? МЛ – мыл, мал, мёл, мел, мол, мил? ЛП – липа, лапа, лупа?
Давайте построим отдельные домики для наших гласных и согласных! Домики можно нарисовать на листе ватмана и прикрепить на стену. В домиках сделаем окошки для каждого звука, чтобы было видно, кто здесь живет. В «согласном» домике есть двойные окошки для парных звуков-друзей (твердые и мягкие, глухие и звонкие), а есть – одинарные (для непарных).
Глухие и звонкие
Произнесите различные согласные звуки вслух и шепотом. Вы сразу заметите, что звонкий звук шепотом произнести невозможно – он сразу становится глухим. Найдем все глухие и звонкие пары и расселим их по соответствующим окошкам. А теперь будем придумывать слова и предложения, состоящие только из звонких или только из глухих звуков. Для того, чтобы запомнить все глухие согласные, запомните такую фразу: «Фока, хочешь поесть щец?» Если зачеркнуть в ней все гласные и мягкий знак, то останутся только глухие согласные.
А теперь расшифруйте вместе с ребенком очень СЕКРЕТНОЕ предложение:
Шил-пыл у папужки зереньгий гослиг.
Ну, как, получилось? Конечно, это начало знаменитой трагической истории о бабушке и ее козлике, только в нем перепутались все пары звонких и глухих согласных. Теперь попробуйте сами зашифровать какой-нибудь простенький текст. Таким образом можно писать друг другу секретные послания и заодно тренироваться в классификации звуков.
Твердые и мягкие
Гласные звуки, как мы уже выяснили, очень любят встречаться с согласными. Только вот одной пятерке гласных (я, ю, е, и, ё) больше нравятся мягкие согласные звуки, а другой (а, у, э, ы, о) – твердые. Вот согласные под них и подстраиваются: встречаясь с первой пятеркой, становятся мягкими (мя, мю, ме, ми, мё), а со второй – твердыми (ма, му, мэ, мы, мо). Но есть и еще один способ твердую согласную превратить в мягкую – это, конечно, мягкий знак. Помните, как мы искали «лишнюю» букву в словах галька, уголь, полька? Что получится, если убрать мягкий знак? А теперь, наоборот, прибавим мягкий знак к словам: ел, кон, мел, мол, был, кров, вес, дан, ясен.
Итак, незаметно, легко и играючи мы познакомились с очень важными лингвистическими понятиями, а главное – смогли вызвать к ним живой и неподдельный интерес.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Источники
- Harries V., Brown A. The association between baby care books that promote strict care routines and infant feeding, night-time care, and maternal-infant interactions. // Matern Child Nutr — 2019 — Vol15 — N4 — p.e12858; PMID:31216386
- Brown A., Harries V. Infant sleep and night feeding patterns during later infancy: association with breastfeeding frequency, daytime complementary food intake, and infant weight. // Breastfeed Med — 2015 — Vol10 — N5 — p.246-52; PMID:25973527
- Clayton HB., Li R., Perrine CG., Scanlon KS. Prevalence and reasons for introducing infants early to solid foods: variations by milk feeding type. // Pediatrics — 2013 — Vol131 — N4 — p.e1108-14; PMID:23530169
Фонетический разбор слова.
Начальная школа.14.12.2011 | Автор: svetrus | Рубрика: Фонетика
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
- А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
- Я, Ё, Ю, И, Е – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл
- Буквы Я, Ё, Ю, Е – йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э]
Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна]. - Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
- в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
- после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’э
- после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э]
- В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
- [й’] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
- Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
- Глухие
- произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
- Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
- Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол’], угол [угол] – уголь [угол’], нос [нос] – нёс [н’ос].
- Л, М, Н, Р, Й – всегда звонкие.
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ – всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й – всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
- Ж, Ш,Ч, Щ – шипящие.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
- Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
Примеры
ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв. | ||
---|---|---|
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Л | [л’] | согл., звон., мягк. |
Е | [э] | глас, удар. |
Ч | [ч’] | согл., глух., мягк. |
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв. | ||
Е | [й’] | согл., звон., мягк. |
[э] | глас, удар. | |
Л | [л’] | согл., звон., мягк. |
Ь | [-] | не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л |
Обратите внимание !
Для гласных.
- Буквы Я, Ё, Ю, Е – йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]: Лён – [л’ о н] – 3 буквы, 3 звука.
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
- Я – [й’а], Ё – [й’о], Ю – [й’у], Е – [й’э]: Ёлка – [й’ о л к а] – 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
- после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]:
- зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
- гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
- кОтик – [ кОт ‘ и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
- гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
- лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
- в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
- кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
- гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
- мяч – [м’ач’], рябина – [р’эб’ина], пятно – [п’итно].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е – йотированные.
Для согласных.
- парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
- гриб – [гр’ и п], лавка – [л а ф к а];
- Й, Ч, Щ – [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие;
- Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
- Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся:
- чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
- сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН – [зн]:
- звёздный – [з в’ о з н ы й’], лестница – [л’ эс ‘н’и ц а].
- иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
- когти – [к о к т’ и], мягкий – [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
- иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
- сделал – [з’ д’ э л а л].
- между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко :
- зонтик – [з о н’ т ‘и к];
- иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
- стаканчик – [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик – [см’э н’ щ’ и к];
- Удвоенные согласные располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
- сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
- бриться – [бр’ иц:а];
- иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:
- конечно – [ кан ‘ эшна ], скучно – [ скушна ], что – [ш т о], чтобы – [штобы];
- буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]:
- щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
- в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
- белого – [б’ Э л а в а].
- парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
комментариев 914 Теги: гласный, начальная школа, порядок фонетического разбора слова, согласные звуки, фонетический разбор
Добавить комментарий
© 2011 — 2022 Учим русский языкКарта сайта
Примеры сочетаний согласных + Список слов
Когда две согласные встречаются вместе и каждая из них производит свой собственный звук, это называется смесью согласных. Смешения согласных встречаются чаще, чем вы думаете — вы, вероятно, читаете и произносите их сотни в день! Взгляните на некоторые примеры сочетания согласных и списки сочетаний согласных, чтобы помочь вам понять эту основную концепцию фонетики.
пример смеси согласных fl пушистый, флейта, цветок
Реклама
Примеры двухбуквенных смесей согласных
Смеси согласных, также определяемые как группы согласных, появляются в словах любой длины. Скорее всего, вы найдете их в словах CCVC, но их можно найти и в более длинных словах. Например, в слове «напиток» буквы «д» и «р» являются частью двухбуквенного сочетания согласных. Вы можете отчетливо слышать звуки обеих этих букв, что делает их согласными. Взгляните на другие примеры двухбуквенных сочетаний согласных, которые вы видите каждый день.
Примеры L-сочетания
Если вторая буква в двухбуквенном соединении согласных — «l», это называется l-сочетание. На самом деле слово «бленд» — это л-бленд! More examples of l-blends include:
Blend | Shorter Words | Longer Words | |
bl-blends | black, blow, blue | blanket, blouse, грубая ошибка | |
cl-смеси | Clam, Clap, Close | , уточнение, Clever, Cluster | |
FL-Blends | Flat, Flip, Flute | Flower, Fluffy, Fluth , Glow, Glue | Glamour, Glitter, Global |
PL Blends | План, Play, Plug | PLATTE | рукав, сани, тапочки |
R-сочетание Примеры
Если вторая буква в двухбуквенном сочетании согласных — «р», это называется р-сочетание. Большинство согласных выше также можно найти в r-смесях.
Смесь | Короткие слова | Более длинные слова |
BRENDS | , Brage0023 | |
cr-blends | crab, crow, cry | crayon, create, cricket |
dr-blends | draw, drop, dry | dragon, dresser, drowsy |
FR-Blends | FROG, FROG, FREE | морозильник, друг, глазурь |
GR-Blends | Grab, Grough | , бабушка, Gratitude, Grocery |
pray, price, pride | practice, pretty, promise | |
tr-blends | tray, tree, try | tractor, treasure, trustworthy |
S- Blend и T-Blend Примеры
Последние два типа двухбуквенных смесей согласных включают «s» и «t». Когда первая буква в двухбуквенном сочетании согласных — «s», это сочетание «s», а когда это «t», это называется сочетанием «t».
Blend | Shorter Words | Longer Words | ||
sc-blends | scab, scale, scar | scooter, scorpion, sculpture | ||
sk-blends | лыжи, скип, небо | скелет, эскиз, скинни | ||
см-смеси | умный, запах, улыбка | сбитый, гладкий, размазанный 3 | ||
SN-Blends | SNAP, SNOB, SNOW | SNEAKER, SNEZE, SNAGLGENT | ||
SP-Blends | PRONKT, SPIT, SPIT | SPECIE -blends | Звезды, шаг, остановка | Чулок, хранение, начинка |
SW-сблетки | Swan, Sweet, Swim | Sweater, Swolleen, Swindle | ||
веточка, завиток, близнец | двенадцать, двадцать, мерцание |
Реклама . Подобно двухбуквенным смесям, вы по-прежнему произносите звук каждой буквы, когда произносите смеси. Общие трехбуквенные сочетания согласных включают:
Смесь | Более короткие слова | Более длинные слова |
SCR Blends | Scrap, Vint, Scrub | SCRING, SCRIBBLE |
SHRENDS | ||
. shrimp, shrivel | ||
spl-blends | splat, splay, split | splash, splendid, splinter |
spr-blends | spray, spree, sprig | Распространение, пружина, сбрыскивание |
STR-Blends | Строка, перерыв, полоса | Странная, улица, борьба |
THR BLENDS | ТРИ, THREWRES Горло, через |
Смешения согласных и диграфы согласных
Когда две согласные вместе образуют один отчетливый звук, это называется диграфом согласных. Там по-прежнему две буквы, но вы можете услышать только один звук. Общие орграфы включают:
- CH — Изменение, Chill, отток
- SH — Shake, Shout, Shut
- TH — Whick, Thud
- WH -What, What, Why, Why
- WH — What, Why, Why, Why
- . трудно отличить смешение согласных от диграфов. Все, что вам нужно помнить, это то, что диграфы создают только один звук, а бленды переносят вперед оба звука.
Список распространенных сочетаний согласных для печати
Если вам нужен список распространенных сочетаний согласных, загрузите и распечатайте приведенный ниже список. Это отличный способ перепроверить свои фонетические и письменные навыки!
Просмотреть и скачать PDF
Реклама
Научитесь смешивать
Многие из этих сочетаний согласных, вероятно, кажутся вам знакомыми, поскольку мы все используем слова с ними ежедневно. Часть понимания того, как слова звучат на английском языке, учится использовать или распознавать согласные смеси. В качестве забавного упражнения на смешение согласных посмотрите, сможете ли вы составить свои собственные предложения со смесями согласных, используя как можно больше сочетаний l, r, s или t в одном предложении.
Штатный редактор
сложных загадок, чтобы проверить свой ум с ответами
Кто не любит головоломки и сложные загадки? Если вы думаете, что уже умеете разгадывать каверзные загадки, проверьте себя и узнайте! (Не волнуйтесь, ответы включены.)
FotoDuets/Shutterstock
Готовы быть пронизанными?
Загадки — это языковые головоломки, в которых используется латеральное мышление, чтобы прийти к выводу. Они варьируются от простых и легко решаемых до серьезных головоломок, и мы собрали несколько из последних для вашего удовольствия. Для решения главных головоломок в этом списке могут потребоваться большие умственные способности, но, безусловно, приятно, когда вы их разгадываете! Ищете другие загадки, чтобы разгадать? Попробуйте эти игры для мозга, каверзные вопросы, простые загадки, загадки для взрослых или загадки для детей.
Получите Reader’s Digest ‘s Читайте информационный бюллетень , чтобы узнать больше загадок, игр, юмора, уборки, путешествий и забавных фактов всю неделю.
Getty Images, rd.com
Загадка: Что сказать?
Я говорю не ртом и слышу не ушами. У меня нет тела, но я оживаю с ветром. Что я?
Эта загадка заставит вас думать об ушах и рту. Вы получаете крошечный намек на ветер, чтобы побудить вас мыслить широко и избегать буквального.
Ответ: Эхо. Попробуйте разгадать эти загадки о животных — они сводят с ума!
Getty Images, rd.com
Загадка: Матч-игра
Ты измеряешь мою жизнь часами, а я служу тебе, истекая. Я быстрый, когда я худой, и медленный, когда я толстый. Ветер мой враг.
Сложные загадки хотят сбить вас с толку, и эта работает, поражая вас деталями со всех сторон. Большой намек приходит в конце с ветром. Чему ветер больше всего угрожает? Вы должны напрячь свой мозг, чтобы придумать что-то крошечное и неожиданное.
Ответ : Свеча.
СВЯЗАННЫЕ С: Математические загадки, которые могут решить только самые умные
Getty Images, rd.com
Загадка: Спрятанное сокровище
У меня есть города, но нет домов. У меня есть горы, но нет деревьев. У меня есть вода, но нет рыбы. Что я?
Эта загадка призвана сбить вас с толку и заставить сосредоточиться на том, чего не хватает: на домах, деревьях и рыбах. Вы можете догадаться, что вам нужно думать о чем-то неодушевленном.
Ответ : Карта. Не забудьте добавить эти загадки ко Дню Благодарения в закладки и посмотреть, сколько из них вы сможете разгадать.
Getty Images, rd.com
Загадка: Впереди весна
Что можно увидеть в середине марта и апреля, чего нельзя увидеть в начале или в конце любого месяца?
Эта загадка работает, пытаясь заставить вас думать о погоде, праздниках или других событиях, связанных с календарем. Чтобы понять это правильно, вам действительно нужно получить сверхбуквальный смысл.
Ответ : Буква «R». Кстати, а вы сможете разгадать эту вирусную загадку о дочери Терезы?
Getty Images, rd.com
Загадка: плывем по
Вы видите лодку, полную людей. Он не затонул, но когда вы снова посмотрите, вы не увидите ни одного человека на лодке. Почему?
Сложные загадки, подобные этой головоломке, сложны, потому что они, кажется, побуждают к прямому и логическому мышлению. Вы можете придумать такие ответы, как «они все спустились под палубу» или «прыгнули за борт». Но вам нужно сосредоточиться на слове «одиночный» и подумать о других его значениях.
Ответ : Все люди были женаты.
СВЯЗАННЫЕ: Длинные загадки для тренировки мозга
Загадка: Игра слов
Какое слово в английском языке означает следующее: первые две буквы означают мужчину, первые три буквы означают женщину, первые четыре буквы означают великую, а весь мир означает великую женщину. Что за слово?
Это сложно, потому что заставляет задуматься о гендере и о том, чем они отличаются. Вы должны думать об одном слове, которое содержит другие. Это легко, когда вы думаете об этом!
Ответ : Героиня
Сможете ли вы разгадать загадку о мистере Смите, имеющем четырех дочерей? Это сложнее, чем вы думаете!
rd.com, Getty Images
Загадка: хорошо с цифрами
Какое английское слово состоит из трех последовательных двойных букв?
Это почти невозможно, но используйте факты, которые вы знаете об английском языке, чтобы сориентироваться. Во-первых, подумайте о словах с двойными гласными. И вы должны знать, что это, вероятно, будет сложное слово. Первая и последняя буквы этих объединенных слов образуют один набор двойных букв. А теперь просто взорви свой мозг!
Ответ : Бухгалтер.
Посмотрим, сколько времени вам понадобится, чтобы решить эту загадку «если бы у меня было четыре яйца» — не волнуйтесь, если вы не сможете решить ее сразу.
Getty Images, rd.com
Загадка: Жестокие наслаждения
Женщина стреляет в своего мужа, а затем держит его под водой в течение пяти минут. Далее она вешает его. Сразу после этого они наслаждаются прекрасным ужином. Объяснять.
Цель этой головоломки — вывести вас из равновесия. Но обратите внимание на первый глагол «стреляет». Из чего еще можно стрелять, кроме пистолета? Там лежит ключ ко всему.
Ответ : Она сфотографировала его и проявила в фотолаборатории. Не забудьте добавить в закладки эти бесплатные распечатанные головоломки, которые действительно разрушат ваш мозг.
Getty Images, rd.com
Загадка: Писать
Я родом из шахты и всегда окружен лесом. Все используют меня. Что я?
Идея шахты может привести вас к углю или алмазу. Деревянная деталь — ваш лучший намек. Эта загадка трудная, но дерево может помочь вам ее разгадать.
Ответ: Грифель карандаша.
СВЯЗАННЫЕ: Короткие загадки, которые поставят вас в тупик
Getty Images, rd.com
Загадка: отряд братьев и сестер
У девочки столько же братьев, сколько и сестер, но у каждого брата вдвое меньше братьев, чем сестер. Сколько братьев и сестер в семье?
Этот вопрос с подвохом дает вам множество способов полностью запутаться, если вы попытаетесь найти ответ. Главное, чтобы это было просто. Обязательно посчитайте сестер и братьев в сумме и по их собственному количеству братьев и сестер. Тогда ответ становится немного проще.
Ответ : Четыре сестры и три брата.
СВЯЗАННЫЕ: Самые сложные скороговорки на английском языке
Getty Images, rd.com
Загадка: Произнеси мое имя
Что исчезает, как только вы произносите его имя?
Сложные загадки, подобные этой, требуют логического и прямого мышления. В то же время он использует концептуальную метафору с понятием чего-то исчезающего. Ответ кажется таким простым, но не раньше, чем вы его поймете! Перед этим моментом у вас перевернется мозг.
Ответ : Тишина
Getty Images, rd.com
Загадка: Математическое время
Как число четыре может быть половиной числа пять?
Вы можете начать разгадывать сложные дроби, но сложные загадки, подобные этой, иногда больше связаны с игрой слов, чем с перемалыванием чисел. Думайте буквально, и ответ может появиться прямо перед вашими глазами.
Ответ : IV, римская цифра четыре, которая является «половиной» (две буквы) слова пять.
СВЯЗАННЫЕ: Загадки для подростков
Getty Images, rd.com
Загадка: Найдите ключ
У меня есть ключи, но нет ни замков, ни места, ни комнат. Вы можете войти, но вы не можете выйти наружу. Что я?
Этот обманывает вас, заставляя думать о пространстве, в которое можно войти. Затем он заставляет вас объединить это с пространством без комнат, из которого вы не можете выйти. Возможно, вы даже зациклились на этих ключах. Вот где вам следует задержаться. Подумайте об этом слове. Каковы некоторые другие значения «ключей», особенно те, которые не требуют замков?
Ответ : Клавиатура
Getty Images, rd.com
Загадка: Бичи Кин
Что намокает во время сушки?
У этого есть простой ответ, хотя он ставит в тупик большинство людей, которые пытаются его понять. Влажное и сухое кажется, что они всегда должны быть противоположными, поэтому вы можете запутаться. Подумайте об объекте, который может, кхм (подсказка!) поглощать или быть и тем, и другим.
Ответ : Полотенце.
Getty Images, rd.com
Загадка: буквально
Сколько букв в алфавите?
Некоторые сложные загадки сбивают вас с толку, отправляя сначала к самому простому ответу. Вы получили это легко, не так ли? Двадцать шесть — если вы говорите по-английски. Не так быстро. Взгляните еще раз и получите супер просто и понятно.
Ответ : В слове «алфавит» 11 букв
СВЯЗАННО: Рождественские загадки для гарантированного праздничного настроения
Getty Images, rd.com
Загадка: Семейное дело
A — брат B. B — брат C. C — отец D. Так как же D связан с A?
Загадки пытаются направить поток ваших мыслей в разные стороны. Старайтесь оставаться ясным и просто следуйте логике. Использование букв в качестве заполнителей для таких имен, как «дядя Боб» или «тетя Линда», делает простые отношения сложными.
Ответ : A дядя D.
Getty Images, rd.com
Загадка: выстроиться в ряд
Какие следующие три буквы в этой комбинации? OTTFFSS
В этом очень сложном вопросе вам предлагается определить соотношение между буквами. Они кажутся случайными: гласный, два согласных из хвоста алфавита, два из переда, потом еще два. Что они могли означать? Какова схема? В этом случае придумайте общие цепочки слов, чтобы сблизиться. Но найти решение по-прежнему кажется почти невозможным.
Ответ : E N T (Каждая буква представляет собой первую букву в написанных числах: Один, Два, Три, Четыре, Пять и т. д.).
Getty Images, rd.com
Загадка: Твоя или моя
Это принадлежит тебе, но им пользуются все остальные.
Ключ к этой загадке — думать о чем угодно, только не о реальном объекте. Используйте свои навыки критического мышления, чтобы получить представление об этом.
Ответ : Ваше имя.
СВЯЗАННЫЕ: Библейские загадки
Getty Images, rd.com
Загадка: Цветовой тест
Во-первых, подумайте о цвете облаков. Затем подумайте о цвете снега. Теперь подумайте о цвете яркой полной луны. А теперь ответьте быстро, что пьют коровы?
Некоторые загадки работают, заставляя ваш мозг пройти ряд ассоциаций, так что вы застреваете и не можете придумать альтернативы. Будьте осторожны с этой загадкой. Действительно ли вопрос связан с тем цветом, о котором вас попросили подумать? Большинство людей говорят, что коровы пьют молоко, потому что зациклены на белом цвете.
Ответ : Вода.
Getty Images, rd.com
Загадка: числовой ряд
Чем семь отличается от остальных чисел от одного до десяти?
Любители математики могут начать думать о простых числах, о том, делится ли семь на то или иное, можно ли возвести его в куб и все такое. Избегайте вообще думать о математике и думайте о буквальном качестве слов, обозначающих числа. Помните, что загадки играют с различиями между буквальным и концептуальным, между простым и сложным. Для этой загадки подумайте просто, но обратитесь к парадигме, отличной от чисел.
Ответ: В семерке два слога, а в остальных числах только один слог.
Getty Images, rd.com
Риддл: На обед
Сначала ты съешь меня, потом тебя съедят. Что я?
Сложные загадки приучают вас думать о метафорах и концепциях. Не этот; держите его простым и буквальным, чтобы добраться до решения. Но спросите себя, кто или что такое «вы».
Ответ : Рыболовный крючок.
Getty Images, rd.com
Загадка: бомба замедленного действия
Что приходит раз в минуту, дважды в мгновение, но никогда в тысячу лет?
Опять же, подобные загадки часто заставляют вас перемалывать числа и напрягать клетки мозга, размышляя о времени и о том, как оно работает. К настоящему времени вы, возможно, поняли, что загадки с числами редко связаны с математикой.
Ответ : Буква «М».
Getty Images, rd. com
Загадка: Easy peasy
Какое слово в словаре всегда пишется неправильно?
Сложные загадки одержимы игрой слов и словесными играми. У этого есть такой простой ответ, что он сбивает вас с толку, заставляя вас думать сложным образом. Некоторые загадки требуют этого. Не этот.
Ответ : «Неверно».
СВЯЗАННЫЕ: Только 2 процента людей могут решить загадку Эйнштейна — можете ли вы?
Getty Images, rd.com
Загадка: рука об руку
Что вы можете держать в правой руке, но никогда в левой?
Не торопитесь с этим. Возможно, если вы посмотрите на свои собственные руки, это может дать вам подсказку, основанную на логике.
Ответ : Ваша левая рука. Сможете ли вы разгадать загадку о чьей-то матери, имеющей четырех сыновей?
Getty Images, rd.com
Загадка: папа выдает
Как вы можете физически стоять за своим отцом, когда он стоит за вами?
Для такой супер-каверзной загадки лучше всего наметить физические отношения в голове — если сможете! Эта загадка работает, заставляя вас думать о невозможном.
Ответ: Вы стоите спиной к спине со своим отцом.
rd.com, Getty Images
Загадка: Вверх и вниз
Что может подняться по дымоходу, когда он внизу, но не может спуститься по дымоходу, когда он вверх?
Попробуйте подумать об этом нестандартно. Это может быть не то, что вы обычно найдете в своем дымоходе.
Ответ: Зонт. Попробуйте разгадать эти любовные загадки, которые понравятся всем романтикам.
rd.com, Getty Images
Риддл: Что случилось, Док?
Три разных врача сказали, что Пол их брат, но Пол утверждает, что у него нет братьев. Кто лжет?
Визуализируйте свое генеалогическое древо. Это может помочь с этим.
Ответ: Никто не лжет, потому что три доктора — сестры Пола.
Если вам понравилось разгадывать эти загадки, проверьте свою сообразительность с помощью этих вирусных загадок, которыми вы захотите поделиться со всеми, кого знаете.