Статья по теме: Асоциальное поведение детей
Родительское собрание на тему «Асоциальное поведение детей»
Детство — это подготовка к взрослой жизни. От того, как оно организовано зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо — обернется нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — может обернуться большой бедой.
Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением.
- Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества.
- Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманам.
Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников и школьников среднего звена не было и речи. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицию, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.
Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много:
- грубость,
- нечестность,
- лень,
- сквернословие,
- неуважение к старшим, воровство,
- хулиганство,
- бродяжничество,
- курение,
- употребление алкоголя,
- наркотиков и др.
Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения в поведении, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.
Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.
Ребенок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.
Трудные дети, как правило, плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению.
Психологи и педагоги выделяют несколько типов трудных детей:
1) дети с нарушениями в сфере общения
2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)
3) дети с недостатками умственного развития
4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
Вследствие этого могут сформироваться:
- циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушающие порядок и правила по собственному убеждению, считающие себя правыми; сознательно противопоставляющие себя обществу;
- неустойчивые, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств люди; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; они подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;
- подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко — табаке, вине и т. д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;
- аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их просто нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.
Анкетирование по вопросам профилактики вредных привычек
№ п\п | Вопрос | |
Я:
| ||
В моей семье:
| ||
Первый раз я попробовал сигарету:
| ||
В первый раз я закурил:
| ||
Сейчас я курю:
| ||
Я курю:
| ||
Я скрываю свою привычку курить от родителей:
| ||
Мои родители:
| ||
Я:
| ||
В моей семье:
| ||
В моей семье:
| ||
В первый раз я попробовал алкогольный напиток:
| ||
Мой первый алкогольный напиток был:
| ||
Я уже пробовал:
| ||
В первый раз я попробовал алкоголь:
| ||
Я попробовал, потому что:
| ||
Сейчас я употребляю алкоголь:
| ||
Мои родители:
| ||
Мои родители знают, где, сколько, что и с кем я пью:
| ||
Какие виды наркотических веществ знаете? | ||
Пробовали ли вы наркотики или наркотикосодержащие вещества?
| ||
Почему да? Почему нет? | ||
Хотелось бы вам попробовать наркотическое вещество?
| ||
Есть ли у вас знакомые, друзья, которые употребляют наркотические вещества?
| ||
Изменилось ли поведение ваших друзей или знакомых после употребления наркотических веществ?
| ||
Есть ли среди ваших родственников те, кто употребляет наркотические вещества?
|
nsportal.ru
Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа
Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.
В данной работе предпринята попытка дать характеристику девиантному поведению детей школьного возраста, описан собственный опыт психологического консультирования педагогов, обучающих детей-подростков с девиантным поведением.
Асоциальное (девиантное) поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте.
Аддиктивное поведение – “это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций” (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских).
Другими словами, аддиктивное поведение понятие и психологическое, и педагогическое и означает оно склонность детей к приобретению вредных привычек. И очень часто эти привычки настолько входят в жизнь ребенка, что отказаться от них бывает практически невозможно.
Упражнение “Привычка”. Это упражнение можно проводить с учащимися в рамках запланированных бесед по нравственности, по здоровьесбережению, при разговоре о вредных привычках, правонарушениях и т.д.
— Перед вами лист бумаги. Необходимо перегнуть его в нескольких местах, сильно заглаживая линии сгиба. Разверните лист. Попытайтесь сложить его еще раз, но используя уже другие линии сгиба.
После выполнения упражнения происходит обсуждение полученного результата и подведение к основному выводу.
— Легко ли было сгибать лист в первый раз, когда лист бумаги был еще чист? (да, легко)
— Легко ли было сгибать лист потом? (нет, сделать это уже гораздо сложнее).
Вывод, к которому должны прийти учащиеся (педагоги при консультировании) в результате рефлексии упражнения, что вся наша жизнь – это совокупность различных привычек, которые человек приобретает в течение всей жизни (привычки – это линии сгиба на листе бумаги). И очень хорошо, если эти привычки, так глубоко вошедшие в нашу жизнь, будут положительными, которые будут только помогать человеку после того, как они сформируются и укрепятся в сознании и действиях человека, тогда плохим, отрицательным привычкам будет невозможно (или трудно) изменить их, “сбить” вас с правильного пути, воздействие отрицательных привычек будет минимальным. В этом мы убедились, выполняя упражнение “Привычка”.
Притча “Человеческие ценности”.
“У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места — весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот, наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
Отец: Что ты плачешь? Ведь гвоздей больше нет. Сын: Гвоздей — то нет, а дырки остались”.
Происходит обсуждение прочитанной притчи.
— Как можно воспитать положительную привычку у учащихся?
Для этого иногда достаточно помнить и выполнять 5 важных правил:
Как воспитать положительную привычку у учащихся
Первое правило – для того чтобы воспитать в человеке положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что жизнь без нее превращается в катастрофу. Если ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, отрицательным учебным результатам и т.д.
Второе правило – человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Можно тысячу раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.
Третье правило – необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка положительных привычек приводит к их закреплению и становится “второй натурой”.
Четвертое правило – нельзя бесконечно говорить ученику, что он – обладатель плохих привычек. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.
Пятое правило – для проявления положительных привычек воспитатель, классный руководитель должен создавать условия. Если воспитатель, классный руководитель знает, что большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы и т.д. Но для того чтобы подобным образом построить работу с детьми, надо знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших учеников.
Завершая разговор об отклоняющимся поведении учащихся, хотелось бы предложить для обсуждения и размышления еще одну притчу:
“Подходит сосед к старухе и спрашивает: “У тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это удается?”
Отвечает она: “Да старая я очень – немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька”.
Давайте и мы так попробуем! Иногда нужно что-то “не заметить”, о чем-то “промолчать”, чтобы дать ребенку возможность исправиться, осознать, не быть психологически загнанным в тупик, который порождает асоциальное поведение со всеми печальными и негативными последствиями.
Коррекционная работа по предупреждению отклоняющегося поведения у школьников
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости “хорошо себя вести”. Особое место в коррекционной работе следует уделять
Прежде всего, необходима организаци
Расстройства поведения в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст – важный этап социализации ребенка, а именно:
· Развивается самосознание ребенка;
· Развивается умение взаимодействовать со значимыми взрослыми;
· Умение общаться со сверстниками.
Процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром реализуется в поведении ребенка.
Процесс формирования различных форм поведения, черт характера отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы ребенка.
Условно, каждого ребенка можно определить к одному из типов нервной системы:
· Безудержный тип (холерический темперамент).
· Живой тип (сангвиник).
· Спокойный тип (флегматик).
· Слабый тип (меланхолик).
Принадлежность к одному из типов нервной системы определяет особенности поведения ребенка и особенности нарушения поведения.
Классификация поведенческих нарушений детей младшего школьного возраста:
I. Нарушения поведения, связанные с повышенной возбудимостью ребенка.
Проявления:
· Недисциплинированность.
· Чрезмерная активность.
· Безудержность.
· Импульсивность.
· Агрессивное поведение.
II. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в сфере общения.
Проявления:
· Пассивность.
· Замкнутость.
· Отстраненность от других людей.
III. Нарушения поведения, связанные с отрицательными проявлениями личности ребенка.
Проявления:
· Упрямство.
· Грубость.
· Капризность.
· Лживость и др.
Причины нарушения поведения: . .
1. Биологические особенности ребенка (генофонд, особенности ВНД).
2. Ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье.
3. Влияние отрицательной микросреды (улица, сверстники).
4. Ошибки в воспитании и обучении.
Классический пример: ребенок возбудимого типа из неблагополучной семьи (алкоголизм родителей, ссоры, безнадзорность), подверженный дурному влиянию улицы, который является неуспевающим в школе.
Ребенок выпадает из сферы благоприятного развития во всех звеньях: семья, улица, школа. Находится в зоне активных отрицательных влияний. Такой ребенок не имеет места в коллективе, так как является отверженным. Правильные отношения с учителями не сложились, в семье внимания не уделяют.
Таким образом, задача школьного психолога в работе с детьми младшего школьного возраста, отслеживание динамики развития ребенка с целью своевременного выявления проблем личностного развития.
Рассмотрим наиболее частые поведенческие нарушения младших школьников и пути их преодоления.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – двигательное беспокойство, бесцельная активность.
Исследователи отмечают, что до 10% младших школьников подвержены гиперактивности, причем девочек в 4-5 раз меньше, чем мальчиков.
Гиперактивность тесно связана с недисциплинированностью . Это бурная активность, кипучая энергия, которая не находит разумного выхода и проявляется в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.
Причины гиперактивности:
· преждевременные или трудные роды.
· родовые травмы,
· свойства нервной системы;
· инфекции
· безделье;
· неправильное понимание, что такое мужество, смелость, отвага;
Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания. Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.
Дефицит внимания:
1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
5. Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключается с одного занятия на другое.
6. Избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет вещи, в которых нуждается.
8. Легко отвлекается посторонним шумом.
9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
Преодоление: переключить активность и энергию ребенка на интересные, увлекательные дела, направлять инициативу в правильное русло. В отдельных случаях необходимо обратиться к психоневрологу.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.
Причины: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке.
Таким образом, не все случаи нарушения поведения младших школьников следует объяснять недисциплинированностью.
Гиперактивность и импульсивность:
1. При волнении интенсивные движения руками или ногами.
2. Должен часто вставать с места.
3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
5. Действует, как будто “заведенный”.
6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
8. Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
9. Вмешивается в разговор или деятельность других.
АГРЕССИВНОСТЬ — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.
Правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
УПРЯМСТВО — стремление действовать по-своему, вопреки просьбам, советам, требованиям других людей.
Причины:
· Привычная форма поведения избалованного ребенка.
· Стремление к самостоятельности и независимости.
· Переутомление, перевозбуждение нервной системы.
· Форма протеста против подавления ребенка взрослым.
Преодоление упрямства: общение с упрямым ребенком должно быть твердым и требовательным, не следует угрожать и подавлять ребенка. Возможно осторожное внушение, подсказка, совет. Необходима спокойная требовательность, устранение избытка внимания, укрепление нервной системы, устранение обилия впечатлений
ЛЖИВОСТЬ – сознательное уклонение от истины.
Причины:
· Боязнь, страх наказания.
· Пустая хвастливость и болтливость.
· Желание привлечь к себе внимание, повысить свой авторитет, вызвать удивление окружающих.
· Желание выручить друга, совершившего дурной поступок.
Преодоление лживости:
· Воспитание, основанное на правдивости.
· Исключение устрашения и подавления ребенка, которое поражает страх.
· Личный пример старших.
· Доверие к ребенку.
· Исключение оскорбления и обиды в адрес ребенка.
ЛЕНЬ – недостаток поведения, отсутствие стремления и потребности трудиться (физически и умственно).
Причины:
· Неразумная воспитательная тактика родителей, которые оберегают детей от каких-либо трудовых усилий.
· Лень в учебной деятельности развивается, если учитель не замечает и не поощряет усилий и старания ребенка, постоянно критикует недостатки его работы.
Преодоление лени:
· Похвала и одобрение ребенка, она вызывает чувство удовлетворения, приучает находить радость в физическом и умственном труде.
· Для ребенка необходимо чувствовать оценку своего труда, особенно, если работа трудная.
Как же преодолеть нарушения поведения у младших школьников?
В первую очередь необходимо преодолеть причины, вызывающие эти нарушения: неблагоприятные семейные отношения, неудачи в школе и асоциальное поведение.
· Воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять ребенку.
· Воздействовать на ближайшее окружение ребенка, вовлечь его в полезные дела.
· Преодолевать плохую успеваемость в школе, так как зачастую дети с поведенческими нарушениями – это слабоуспевающие дети.
· Возраст младшего школьника очень внушаем, поэтому. Искренние, доверительные беседы ребенку необходимы.
· Дети, имеющие нарушения поведения, требуют индивидуального подхода, а это предполагает разработку индивидуального плана воспитательных мероприятий на основе изучения индивидуальных особенностей личности ребенка.
Принципы работы с детьми данной категории:
· В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.
· Педагогу необходимо выявить то положительное, что имеется в личности каждого ребенка (это благотворно сказывается на его поступках).
· Необходимо открыто выражаемое доверие к ребенку. Это доверие должно быть естественным и непринужденным, а не искусственным приемом.
Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.
Однако, всегда легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившееся стереотипы поведения.
Если правильно поставить воспитательную и учебную работу с ребенком с первых дней его пребывания в школе, нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то трудновоспитуемых детей не будет.
nsportal.ru
Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам (слайд). Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Нет нужды доказывать, что дети – это наше будущее, и сейчас это будущее оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения. К асоциальным отклонениям в поведении детей относятся:
Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов. Основные направления работы: работа с обучающимися, работа с семьей, взаимодействия с другими организациями (слайд ). Анализ контингента обучающихся, состоящих на ВШК и в ОДН и проявляющих признаки асоциального поведения, выявил определенные проблемы:
Таким образом, выявленные проблемы определили дальнейшую стратегию моей деятельности по профилактике асоциального поведения и приоритетные направления работы (слайд). 2. Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Мною установлен ежедневный контроль посещаемости уроков. Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Мои ученики имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе, в эстетическом центре. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки работают в различных направлениях. Совместно с психологом проводим работу по вовлечению в работу кружков и секций учащихся из неблагополучных семей, а также учеников асоциального типа поведения. Охват обучающихся кружковой работой составляет 100%. Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. 4. Пропаганда здорового образа жизни. Одно из направлений организации внеучебной деятельности – организация и проведение классных часов, в том числе профилактической направленности. 5. Правовое воспитание. Гражданско-правовое просвещение также занимает важное место в работе по профилактике асоциального поведения обучающихся. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Знание своих прав и обязанностей формирует у ребят ответственность за своё поведение. В рамках этого направления традиционными стали занятия: права и обязанности школьника, Символы Российского государства. Проводила цикл занятий «Что такое хорошо и что такое плохо?», целью которых является сформировать у учащихся навыки поведения в школе, в общественных местах, дома, на дороге (слайд). При проведении мероприятий использую презентации: «Дорожная академия», «Права ребенка», «Уроки вежливости», беседы: «Дорога добра и открытий», «Давайте жить дружно», «Чем я богат», «Культура речи», «Энциклопедия хороших манер», «Честность — прежде всего». Проводила практические занятия: «Дорожный марафон», «В стране дорожных знаков», «Вредные привычки», «Умей сказать нет», «Школа светофорных наук». Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками должна следовать как групповая и индивидуальная (слайд). Методы групповой коррекционной работы, которые использую в работе представлены на слайде (слайд). Прежде всего, необходима организация системы деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с отклоняющимся поведением, т.е. проявляющим признаки асоциального поведения. Данные перспективные направления деятельности являются основой для организации первичной и специальной профилактики асоциального поведения. Закончить выступление хочется стихотворением: Кто-то на свете должен ответить, |
nsportal.ru
Статья «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« Девиантное поведение детей
младшего школьного возраста »
Во все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чье поведение выходило за рамки общепринятых норм. от лат. «де витио »- отклонение, появился термин «девиантное поведение».
Количество школьников, которые выделяются как учащиеся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих фактов, способствующих формированию отклоняющего поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм…).
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье) , но и неблагополучние семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
На фоне семейных отношений часты конфликты, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.
Итак, дети с девиантным поведением для учителя- это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушается, не слушает на уроке и прогуливает их. Для милиционера — это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей — это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы.
Что же делать, чтобы кривая девиантных проявлений в детской среде не росла вверх? Как правильно, а главное, результативно организовать работу с детьми девиантного поведения и по профилактике девиантного поведения?
Особенно важно решение этого вопроса в отношении детей младшего школьного возраста, т.к. в младшем школьном возрасте закладываются те основы, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки.
Но давайте посмотрим, что меняется в жизни ребенка, когда он приходит из детского сада в школу.
1.Изменяется социальный статус ребенка. Раньше он был просто ребенком, сейчас он — ученик. Появляются первые «обязанности» — делать уроки, ходить в школу каждый день, выполнять задания учителя.
2.У дошкольника ведущий вид деятельности является игра, а у младшего школьника — учеба. Учитель нач.классов использует игру как метод обучения, но эта игра не та детская. Это уже не свободная игра, здесь появляется элемент обязанности.
3.Расширяется круг общения ребенка, у него появляются новые друзья, в его жизнь входят новые взрослые, по-иному начинают воспринимать в семье. «Ты уже взрослый, потому что ты школьник», -часто слышит он от родителей.
4. Происходит расширение «информационного» поля ребенка. Он узнает много того, о чем раньше не знал. Соответственно, возникает множество вопросов, на которые ребенок хочет получить удовлетворяющие его ответы(болтливость на уроках)
5.В жизни ребенка входят новые нормы, правила, требования, которым он должен следовать. Большинство из них направлены на сдерживание двигательной активности ребенка.
Жизнь ребенка и внешняя и внутренняя дифференцируется и каждый ребенок ищет свои способы поведения и соотнесения себя и других. Появляется проблема девиантого и неадекватного поведения у детей, т.к. ребенок старается найти свое место в коллективе.
Главная задача участников воспитательного процесса — вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся 1 классов. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.
Что делаем в нашей школе, классе:
-в начале учебного года (касается 1классов) проводим диагностику семей учащихся своих классов:
проводим анкетирование,
устанавливаем категорию и статус семей,
составляем социальный паспорт класса,
определяем уровни образования родителей,
выясняем, кто занимается воспитанием ребенка
( касается домашних детей).
-следующим шагом является посещение семей по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этих семей.
Изучив эти аспекты, учитель строит свою работу с родителями детей с девиантным поведением и работу по профилактике девиантного поведения.
-проводятся тематические родительские собрания.
-знакомство некоторых родителей со статьями психологического и педагогического характера,
-индивидуальная работа с родителями и детьми.
Анализируя изменения, происходящие в жизни детей учителя нач.классов стремятся к тому, чтобы профилактика девиантных проявлений в детской среде сочеталась с воспитательным процессом в целом и не вносила в жизнь ребенка каких-то новых изменений, которые сопровождались бы определенным психологическим напряжением с его стороны.
Например, игра. В ходе игр ребенок приобретает опыт принятия
ответственных решений, отстаивание своего мнения,
своей позиции, формируется адекватное представлении
о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на
поведение, об управлении чувствами и преодоление
стрессов.
Книги. По образцу и подобию героев книг формируется собственные
способы освоения мира. После прочтения сказок, рассказов,
в ходе пересказа и ответов на вопросы ребята учатся давать
собственную оценку действиям и поступкам героев.
Практикуется на урока сочинение собственных
сказок, рисование на уроках чтения (через цвет ребенок
передает свое отношение к героям, ситуациям и т. д…)
Труд. Через деятельность легче организовать, выработать умение
подчиняться инструкции, доводить начатое дело до конца,
работать в коллективе, кроме того, труд снимает общую
возбудимость.
Целенаправленные действия как индивидуальные, групповые, коллективные дают возможность ребенку соотнести свое «я» с другими детьми, совместные дела воспитывают чувство товарищества, взаимопомощи, взаимопереживания и т.д.
Также еженедельные классные часы, беседы, индивидуальная работа, анкетирование, проведение праздников, где участвуют дети и девиантного поведения и т.д.
Работа с ребенком девиантного поведения и его семьей наиболее эффективна, когда к этой работе подключаются школьный психолог, который проводит психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
infourok.ru
Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения
На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.
Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.
Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.
Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).
— В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.
Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:
-
имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
-
пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
-
во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
-
нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;
-
имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.
Профилактические мероприятия в учебных заведениях:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2. Борьба с прогулами занятий
является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе.
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:
беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
– встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
– «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
-
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
-
милосердие, доброта и здоровье;
-
природа и здоровье;
-
любовь и здоровье;
-
здоровье и успешная карьера;
-
мода и здоровье;
-
фигура и здоровье;
-
спорт и здоровье;
-
компьютерные игры и здоровье;
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми..
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!
cgon.rospotrebnadzor.ru
«Причины девиантного поведения младших школьников и методы профилактики».
Доклад на тему: «Причины девиантного поведения младших школьников и методы профилактики».
педагог-психолог:
Задонская Е.А.
Трудновоспитуемость младшего школьника, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Во всём мире каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Поведение может быть нормальное и отклоняющееся.
Нормальное поведение младшего школьника полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности младшего школьника, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Классификация видов девиантного поведения:
Агрессивное поведение;
Делинквентное поведение;
Суицидальное поведение;
Зависимое поведение.
Факторы риска возникновения безнадзорности и правонарушений поведения младших школьников.
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение младших школьников.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
Биологические причины девиантного поведения
Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
Патология нервной системы;
Соматическая ослабленность;
Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.
Генетические, которые передаются по наследству. Это мо гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;
Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невраcтении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции младшего школьника.
Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У младшего школьника наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические реакции младшего школьника, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей младшего школьника, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких детей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стайкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у младшего школьника познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе.Неподчинение детей, критика действий взрослых;
школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения правил поведения в школе, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий, отказ от выполнения заданий, срывы уроков , грубость, сквернословие;
социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, уход в асоциальные компании, хулиганство, увлечение спиртными напитками, проба наркотиков, токсикомания, побеги из дома;
криминализации среды свободного времяпрепровождения. Воровство, вымогательство, рэкет, шантаж
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения младших школьников:
Семейные причины девиантного поведения:
Смерть родителей;
Конфликтные отношения между родителями;
Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
Психические заболевания родителей;
Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;
Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;
Хроническая психологическая травматизация;
Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи —одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Модель комплексного сопровождения развития ребёнка «группы социального риска».
Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить их на группы, имеющие свои отличия:
дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
дети из неблагополучных семей;
дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
В первую группы входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.
Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире притоны, торгуют детьми, передают их своим собутыльникам; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.
В третью подгруппу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав, что встречается гораздо чаще — примерно от 80 до 95 процентов случаев. Это воспитанники центров реабилитации, приютов и детских домов.
Четвёртую подгруппу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания. В отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои технологии сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.
Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Так как в большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» (из неблагополучных семей) крайне редко бывают включёны в эту деятельность. В лучшем случае «трудные дети» посещают футбольные секции. Однако, участие детей в общественных организациях, творческих объединениях и секциях является для них не столько способом структурирования свободного времени, сколько возможностью удовлетворения личностно-значимых потребностей: в принятии, признании, уважении, автономии, личностной самореализации.
Комплексное сопровождение данной деятельности должна предусматривать реализацию следующих направлений системы профилактики:
Психолого-педагогическое просвещение родителей (к психолого-педагогическому просвещению необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций). Проведение родительских собраний на темы: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей», «Семейные традиции в воспитании детей на примере родителей» и т.д.
Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями.
Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
Методы диагностики:
анализ документации (социального паспорта семьи ребенка, актов посещения семьи и обследования жилищно-бытовых условий, карт наблюдения за учащимся, журнала учета преступлений и правонарушений, личных дел детей подучетных категорий),
наблюдение,
комплекс методик, связанных с изучением социального окружения учащегося,
беседа, опрос несовершеннолетних,
социометрия и др.
Коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого — педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких родителей, развод родителей. Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок уже в младшем школьном возрасте выходит из повиновения родителям и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья. Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания).
Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
Осуществление социально-психологической реабилитации детей, прошедших через трудную жизненную ситуацию (увечье, развод или смерть родителей, угроза лишения их родительских прав и т.п.) через выявление причин возникновения кризисного состояния и разработку комплекса мер устраняющих или компенсирующих последствия выявленных причин.
Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.).
Организация детского досуга, занятости младших школьников в каникулярное время (вовлечение «трудных детей» в виды общественно-полезной деятельности; обучение умениям организовывать интересный и содержательный досуг для себя и своих товарищей).
Два основных постулата, на которых строится конструктивный подход к воспитанию, следующие:
Как правило, дети делают неосознанные выборы, но все же выбирают. Это означает, что мы можем влиять на их выборы. Влиять на выбор ученика можно и нужно, не теряя собственного достоинства и не позволяя ученику потерять лицо.
Существует всего 4 мотива, по которым дети “плохо” себя ведут. Эти мотивы: привлечение внимания, власть, месть и избегание (страх) неудачи.
Проблемы, препятствия в оказании помощи:
Дисфункциональность, асоциальность семьи.
Биологический фактор.
infourok.ru