Психологические особенности детей дошкольного возраста
АННОТАЦИЯ
Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности дошкольника. Особенности внимания дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное).
ABSTRACT
Psychological characteristics of children of preschool age has been comprehensively studied due consideration from different angles. First are considered the main criteria of psychological health of the preschooler. In the system of education and training is a fundamental volume of knowledge, whereas the psychological health of a person fades into the background. Hence the lack of satisfaction with life, all sorts of fears and phobias. Family relationships play an important role in the development of child’s personality, critical linkages teacher-parents. When correct alignment of roles at home and in educational institution development of the child is correct. Given the external factors of influence, namely social situation, initiation to adulthood through play, and the internal features of a preschooler.
Процессы воспитания и обучения – естественное и основополагающее стремление родителей, педагогов. Взрослые стараются дать детям самое лучшее, но критерием служит отнюдь не внутренняя гармония и целостность личности ребёнка, а объём усвоенных знаний. В то время как современная медицина настаивает, что от 30 до 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Для того чтобы найти корень проблемы, следует проанализировать насколько среднестатистический современный ребёнок далёк от нормы.
Итак, основные показатели психологического здоровья личности:
- Всестороннее принятие самого себя, т.е. позитивный образ «Я»;
- Рефлексия – как одно из средств самопознания;
- Стремление к самоизменению, саморазвитию, самореализации.
Результаты современных исследований напрямую свидетельствуют о взаимосвязи нарушений психологического здоровья с успешностью детей в учёбе. Выраженное повышение тревожности является одним из таких нарушений психического здоровья, способных в последствии привести к снижению произвольного внимания.Внутреннее напряжение, проявление которого обуславливает повышенную двигательную активность и защитную агрессию может привести к нарушению дисциплины. Страхи влекут за собой перманентное напряжение и, как результат, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.Деструктивная агрессия и социальные страхи проявляются у дошкольников в виде так называемой «боязни сцены», т.е. трудности при необходимости публичных ответов у доски, выступлений и самого процесса общения. Демонстративная агрессия провоцирует стереотипизацию поведения, направленного на получение негативного внимания[4, 102с].
Учитывая крайнюю значимость психологического здоровья детей, важно грамотно организовывать образовательный процесс и процесс общения с данной возрастной группой.
Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т.
Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка.
Основы психологического здоровья ребёнка безусловно закладываются в семье. Уникальный первичный социум даёт детям ощущение защищённости, «эмоционального тыла», поддержки, безоценочного восприятия. Изучением семейного института, или института эмоциональных отношений, активно занимались: Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др. Ожидания ребёнка-дошкольника, связанные с семьёй это, прежде всего, безусловная, безоговорочная любовь матери, отца, бабушки, дедушки, сестёр и братьев. Ребёнок любим не за хорошее поведение или отметки, не за внешность или качества характера, а таким каков он есть со всеми положительными и отрицательными проявлениями личности.
Семья по определению является источником общественного опыта, здесь есть примеры для подражания, и собственное становление и социальное рождение ребёнка также происходит здесь. Отсюда следует, что основной целью педагогов дошкольного учреждения является профессиональная помощь семье в вопросах воспитания:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности[8, 59c].
Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста сопряжена с постепенным отделением от родителей и расширением его круга общения. Ребёнок знакомится с нормами и правилами неведомого ему «взрослого» мира, посещает магазины, всевозможные развивающие центры, в том числе танцевальные студии. Мир взрослых людей становится так называемой идеальной формой, определяющей стремление и развитие.
Изучением данного вопроса активно занимался Д.Б. Эльконин, согласно его утверждениям, взрослый человек для дошкольника является прежде всего носителем общественных функций, своего рода ориентиром в системе отношений. Главным противоречием этого периода Д.Б. Эльконин выделял опосредованное общение ребёнка с миром, то есть через взрослого, при наличии острой необходимости быть частью социума.
Объединяя вышеприведённые утверждения можно сделать вывод: ребёнок не способен полноправно участвовать в жизни социума. Однако, благодаря игре у детей есть возможность смоделировать мир взрослых, войти в него и примерить на себя интересующие роли, поэтому процесс обучения на данном этапе тесно сопряжён с игровой деятельностью.
Игра – символико-моделирующий тип деятельности, в которой оперативно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны (по Эльконину Д.
Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры детей 3–7 лет.
1. Социальные роли определяются исключительно действиями, кроме того это повторяющиеся операции без предыстории и последующего развития. Они никак не характеризуют взаимоотношения.
2. Роли определены действиями, но с учётом разделения функций. Добавляются манипуляции с предметами. Логика игры определяется последовательностью действий в реальной жизни, их количество расширяется.
3. На данном уровне в игре появляются личностные взаимоотношения. Происходит создание целостного образа, ребёнок выживается в роль. Нелогичные действия со стороны одного из участников сопровождаются протестом со стороны другого.
4. Рациональность правил выходит на первый план. Роли строго очерчены и всесторонне характеризуют взаимоотношения. Процесс общения воссоздаётся в строго логической последовательности, с учётом всех деталей. Функции персонажей игры взаимосвязаны.
Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста: сенсорное, интеллектуальное, моторное.
Выделяют следующие функции внимания:
- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
- целенаправленный организованный отбор поступающей информации;
- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
1) первые недели и месяцы жизни ребёнка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врождённого признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок направляет взгляд на называемый предмет;
4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;
5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объём внимания; возрастает устойчивость внимания; формируется произвольное внимание.
Что касается особенностей развития внимания в дошкольном возрасте, отметим следующие изменения:
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы после произвольного (комбинация произвольного и непроизвольного, наиболее продвинутая форма) внимания.
Психологическое становление – особая форма предметных действий. По Л.Ф. Обуховой прорыв в отечественной психологии произошёл благодаря выделению ориентировочной и исполнительной частей в психическом развитии. Дальнейшие исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина подробно охарактеризовали ориентировочную часть, отделив её от самого действия и выявили уровни формирования ориентации у дошкольников. Следует отметить, что на данном этапе эта часть деятельности развивается особенно интенсивно. Задействованы три основных уровня: материальный, перцептивный и умственный[1, 15с]. Согласно исследованиям Л.А. Венгера, помимо всего прочего идёт интенсивное развитие сенсорных эталонов. Восприятие через призму эталонов приобретает опосредованный характер, позволяет перейти от субъективной к объективной характеристике окружающего мира.
Восприятие, мышление, память, воображение, речь, личностное развитие ребёнка из года в год претерпевают колоссальные изменения. Для наиболее объёмного и объективного представления о психологических особенностях дошкольников следует разделить данную категорию на три подгруппы.
От трёх до четырёх лет. Относительно социально-эмоциональной сферы можно отметить повышенное стремление к общению с детьми и взрослыми, позволяющее формироваться навыку совместной игры. Дети в этом возрасте охотно идут на контакт, помогают взрослым, делятся игрушками. Они начинают осваивать гендерные роли. Этот этап сопряжён с освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины. Преобладает наглядно-образная форма мышления. Значительно увеличиваются речевые возможности, в обиходе появляются сложные предложения. Потребность в двигательной активности крайне высока (половина времени бодрствования). Скорость, сила, гибкость, координация, выносливость активно развиваются у детей данной возрастной группы. Ввиду ограниченных возможностей концентрации внимания следует чередовать разнообразную активную деятельность с отдыхом.
Основные задачи данного этапа: удовлетворить потребности ребёнка в двигательной активности, развить игровую деятельность, расширить знания об окружающем мире, сформировать навыки общения.
От четырёх до пяти лет дети овладевают различными способами взаимодействия с людьми. Расширяют диапазон знаний о взаимоотношениях. Ориентируются в специфике поведения с разными людьми. Особую роль приобретает сюжетно-ролевая игра. Формируется способность следовать правилам. Проявляются навыки обобщения и установления причинно-следственной связи. Любознательность усиливается, что позволяет педагогам в данный период дать огромное количество необходимой информации, которая в последствии займёт почётное место в оперативной памяти ребёнка. В физическом плане апогея достигают ловкость и координация. Дети могут удерживать равновесие, движения становятся более чёткими.
Основными задачами этого периода является укрепление психофизического здоровья ребёнка. Необходимо поддерживать интерес к игровой деятельности, к здоровому образу жизни, к общепринятым нормам поведения. Происходит формирование трудовой деятельности.
От пяти до семи лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети стремятся познать себя и других, разобраться в мотивах; выбирают собственную линию поведения, оценивают свои поступки. Проявляется склонность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Речь становится более грамотной, приобретает интонационный окрас, пополняется багаж обобщающих слов. Однако, растущие возможности предполагают увеличение нагрузки на организм в процессе различных форм деятельности. В плане физической активности следует обратить внимание на формирование осанки, развитие выносливости и силы[5, 56с ].
К задачам данного периода следует отнести укрепление здоровья, дальнейшее развитие двигательной и гигиенической культуры, приобщение к нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Следует всячески поощрять любознательность, творчество, содействовать предпосылкам к овладению учебной деятельностью. На каждом из этапов развития ребёнка необходимо уделить достаточное внимание его психическим особенностям. Однако, не следует забывать и об индивидуальном подходе, так как дети разные и зачастую вышеперечисленные периоды могут сдвигаться в ту или иную сторону. Комплексное изучение возрастной психологии и умение адаптировать научные догмы к реальным детям позволяют педагогам наиболее продуктивно справляться с поставленными задачами. А именно обеспечить дошкольникам интеллектуальную, мотивационную и волевую готовность к обучению в школе.
Список литературы:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2000.-443 с
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
5. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. — М., 1995.
6. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2011.-682 с.
7. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм — Еврознак, 2003.- 350 с.
8. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. — М., 2003.
Психологические особенности дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»
Автор: Колесникова Инна Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 11.12.2018 2018-12-11
Статья просмотрена: 5212 раз
Скачать электронную версию
Скачать Спецвыпуск Дни науки Социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (pdf)
Библиографическое описание:Колесникова, И. С. Психологические особенности дошкольного возраста / И. С. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42998/ (дата обращения: 01.11.2022).
В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.
Ключевые слова: познавательные процессы, дошкольный возраст
Дошкольное детство охватывает большую часть жизни ребенка. Данный возраст — прямым продолжение раннего возраста в сфере общей сензитивности, которая осуществляется неудержимым онтогенетическим потенциалом к развитию.
В данный период условия жизни активно расширяются: границы семьи расширяются до границ улицы, города и страны. Ребенок испытывает большое желание войти во взрослую жизнь, а также принимать в ней активное участие, что пока ему недоступно. Он жаждет самостоятельности. Данное противоречие рождает ролевую игру — самостоятельную деятельность детей, моделирующих жизнь взрослых.
Охарактеризуем развитие различных сфер психологического развития ребенка дошкольного возраста.
- Формирование эмоциональной сферы. Конец дошкольного возраста характеризуется частой сменой, интеллектуализацией и устойчивостью чувств. Ребенок начинает овладевать языком чувств в области осознания и обращения. Развивается эмоциональный контроль, зачатки высших, этических, и эстетических чувств [1].
- Процесс развития самосознания характеризуется появлением социальной категоризации — представления о себе, об отношении к нему окружающих, проявление себя в самооценке. Наблюдается тревожность, связанная с непостоянством самооценки [2,3].
- Развитие воли характеризуется установлением отношений между целями действия и мотивами [4].
- Развитие планирующей функции речи подразумевает процесс обсуждения ребенком с собой плана действий, озвучивание своих действий [5-7.
- Развитие познавательных процессов. Со стороны ребенка проявляется тенденция к словотворчеству, осознанию словесного состава предложений, формируется коммуникативная функция речи.
- Развитие (предметного) сенсорного восприятия. Формирование сенсорных эталонов восприятия (пространственных, геометрических фигур, спектров цветов, времени суток, сенсорных эталонов времени). Дошкольный возраст характеризуется цикличностью времени, а формирование действий равняется к сенсорному эталону и моделированию [8].
- Развитие памяти характеризуется сенситивным этапом развития памяти.
- Развитие внимания характеризуется тем, что непроизвольное внимание становится более стабильным (до 30 минут). Средствами для удержании внимания являются слова и жесты.
- Формирование планирующей функции речи. На данном этап функция речи коммуникативная, без ее развития она будет только ситуативной. Во время обучении развивается контекстная речь. У ребенка формируется словарный запас речи и грамматика, а также появляется мотив для совершенствования речи [9].
- Умственное развитие ребенка формируется из нижеперечисленных понятий: осведомленность, формирование наглядно-образного мышления как основного вида, формирование логического мышления, формирование знаково-символической деятельности, развитие умственных действий [10-12].
Дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст начального личностного становления ребенка. Данный период характеризуется сложными взаимоотношениями со сверстниками, которые в большой степени влияют на формирование его личности. Как правило мир ребенка имеет неразрывную связь с другими детьми. И с возрастом все большее значение для него обретают контакты с ровесниками.
Дошкольный период детства является сензитивным для развития у ребенка основных коллективистских качеств, а также человечного отношения к окружающим людям. В случае несформированности данных качеств в дошкольном возрасте, вся личность ребенка может стать неполноценной, что впоследствии будет крайне сложно восполнить.
Литература:
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — Спб.: Изд-во «Союз», 2011.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
- Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 2012.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2013.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 2011.
- Власова Ю. Ю., Казаков И. С. Совершенствование подготовки педагогических работников к аттестации в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 2–5.
- Волкова Т. Н., Казаков И. С. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 5–6.
- Герасименко Ю. Е., Казаков И. С. Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 6–8.
- Крюк В. Г., Казаков И. С. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 15–16.
- Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 20–22.
- Омельченко Н. А., Казаков И. С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 22–24.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, развитие, планирующая функция речи, психологическое развитие ребенка, ребенок, сенсорное восприятие, формирование, эмоциональная сфера.
Ключевые слова
дошкольный возраст, познавательные процессыпознавательные процессы, дошкольный возраст
Похожие статьи
Оптимизация коррекционно-педагогической работы по…
Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе
Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу. ..
Похожие статьи
Оптимизация коррекционно-педагогической работы по…
Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе
Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу…
Лекция: Раннее детство | Психология развития
Раннее детство иногда называют дошкольным возрастом. Это период жизни после младенчества и до начала формального школьного обучения ребенка. Обычно это возраст от 3 до 5 или от 2 до 6 лет.
Сначала рассмотрим физический рост.
Пропорции тела ребенка, вступающего и выходящего из этой стадии, существенно различаются. У малышей большие головы и животы, короткие ручки и ножки. Но 6-летние дети, как правило, имеют более длинные и стройные тела, поскольку их туловище удлиняется.
Скорость физического роста в раннем детстве медленнее, чем в младенчестве. Общий физический рост составляет около 3 дюймов в год. И каждый год прибавляется около 4,5 фунтов веса. Средний 6-летний ребенок в Соединенных Штатах имеет рост около 46 дюймов и весит около 46 фунтов. Этот более медленный темп роста приводит к снижению аппетита у детей в возрасте от 2 до 6 лет.
Снижение аппетита означает, что эти дети уязвимы к дефициту питательных веществ. Это особенно верно, если эти небольшие аппетиты удовлетворяются продуктами, бедными питательными веществами. Дошкольники могут страдать от дефицита железа, особенно если они пьют слишком много коровьего молока, которое препятствует способности организма усваивать железо. Дети в Соединенных Штатах потребляют слишком много нездоровой пищи с высоким содержанием жира и сахара. И хотя последствия такого плохого питания могут быть не очевидны сразу, предпочтение в употреблении таких сильно сладких и жирных продуктов устанавливается и может мешать питанию на долгие годы.
Как избежать проблем с питанием в этой возрастной группе? Следующие советы направлены на то, чтобы установить разумные ожидания в отношении еды и избегать ассоциации еды с психологическими потребностями.
- Во-первых, не пытайтесь насильно кормить ребенка или драться с ним из-за еды.
- Признайте, что аппетиты различаются, и приспосабливайтесь к ним.
- Обеспечьте приятное времяпрепровождение за едой, чтобы члены семьи могли объединиться и насладиться обществом друг друга.
- Не становитесь поваром быстрого приготовления. Выберите разумное меню, которым могут поделиться все.
- Ограничьте выбор, особенно когда позволяете делать выбор маленьким детям. Слишком много вариантов может сбить с толку.
- Сбалансированное питание. Потратьте время, чтобы подумать о питании и приготовить здоровую пищу.
- Не подкупайте ребенка едой. Предложение определенных продуктов в качестве вознаграждения может создать иерархию хороших и плохих продуктов, что может помешать здоровому питанию.
Теперь обратимся к мозгу. В раннем детстве мозг продолжает расти и созревать. В возрасте 2 лет мозг составляет 75% веса взрослого человека. К 6 годам это в 95 процентов своего взрослого веса. А к 7 годам мозг составляет около 100% веса взрослого человека. Изменения в способности ребенка подавлять эмоциональные всплески и координировать движения наблюдаются по мере того, как кора продолжает созревать. Зрительные пути продолжают устанавливаться, и ребенок становится способным воспроизводить то, что видно на бумаге при рисовании. Левое полушарие мозга испытывает всплеск роста в возрасте от 3 до 6 лет, что способствует развитию языковых навыков. Правое полушарие растет на протяжении всего детства, улучшая пространственные навыки и распознавание форм и узоров. Мозолистое тело также растет между 3-6 годами.
Развитие крупной моторики занимает большую часть жизни маленького ребенка. Бег, прыжки, раскачивание и обучение езде на велосипеде — все это примеры крупной моторики. Многие детские песни сочетают музыку и слова с большими физическими движениями. Можете ли вы вспомнить какие-нибудь примеры? Как насчет «Голова и плечи, колени и пальцы ног»? Помните тот?
Маленькие дети также тренируют мелкую моторику, учась лить, пользоваться ножницами и раскрашивать. Занятия для детей младшего возраста включают в себя ряд мероприятий для развития мелкой моторики. Многие песни и детские занятия включают мелкую моторику. Вы когда-нибудь слышали песню «The Itsy Bitsy Spider»? На уроке вы найдете видео с его выполнением. Наслаждаться!
Половое развитие начинается еще до рождения. Эрекция и вагинальная смазка присутствуют до рождения. В младенчестве дети стимулируют свои гениталии, когда у них достаточно двигательных навыков. Их любопытство к гениталиям продолжается в раннем детстве. Будем надеяться, что это любопытство будет встречено разумным ответом, а не ответом, вызывающим стыд или страх.
Продолжим рассмотрение когнитивного развития.
Вспомним вторую стадию когнитивного развития Пиаже: дооперационный интеллект . Раннее детство — это время, когда мы учимся использовать мысли для решения проблем, а также учимся познавать мир и общаться с ним с помощью символов, в первую очередь языка. Теперь ребенок может подумать о том, что произошло несколько дней назад, или представить себе событие. Посмотрите внимательно, и вы можете увидеть ребенка, удивленного тем, что он может услышать песню в своей голове. «Ух ты! Я слышу песню, и она играет у меня в голове!» Способность думать о мире по-новому не означает, что ребенок логичен в отношении того, как устроен мир. Дооперациональное мышление является «дологическим» или предшествующим логическому. Вместо этого может возникнуть тенденция полагать, что все видят мир глазами ребенка. Я приведу вам пример. Один ребенок подошел ко мне примерно на Хэллоуин (октябрь) и сказал: «Я знаю, почему Бог надевает на людей кожу». «Да неужели? Почему?» Я ответил. Ребенок с гордостью сообщил: «Чтобы они не пугали маленьких детей!»
Вот некоторые другие аспекты предоперационного мышления. В этом возрасте дети любят играть роли. Этот тип игры, называемый социодраматической игрой, позволяет им полностью взять на себя роль и подумать о том, как говорить и действовать, а также о том, какой реквизит необходим, чтобы стать частью.
Синкретизм относится к мысли, что если два события происходят одновременно, одно должно быть причиной другого. Ребенок, чья мать привезла с собой ребенка, когда она в последний раз выписалась из больницы, может подумать, что новый визит в то же самое здание родит еще одного ребенка!
Эгоцентризм — одна из ранних концепций Пиаже, которая относится к тому, как эти дети предполагают, что все думают так же, как они.
Попробуйте прочитать ребенку, и он может спросить: «Где я в этой истории?» Они считают, что они находятся в центре деятельности.
Или вы можете задать ребенку голову, любит ли его герой фильма или мультфильма? Странный вопрос, если только вам не 3 года.
Анимизм это мысль о том, что объекты обладают качествами жизни. Обязательно посмотрите видеоклип на уроке. Это попытка помочь маленьким детям различать живые и неживые объекты.
Пиаже бросил вызов способности детей понимать, как классифицировать объекты. Например, на этом изображении, показывающем множество красных кнопок и одну зеленую кнопку, у вас есть объекты, которые можно классифицировать несколькими способами. Если вы спросите трехлетнего ребенка: «Чего там больше? Красные штучки, зеленые штучки или пуговицы? Ребенок, вероятно, ответит: «Красные вещи», не осознавая, что все это пуговицы.
Эксперименты Пиаже по сохранению материи показали, что дети имеют многочисленные неправильные представления о материи. Например, если емкость с водой налить в две емкости разной формы, так что уровень воды теперь будет разным, ребенок может подумать, что более высокий уровень воды указывает на большее количество жидкости. Или ребенок может подумать, что если одна линия сдвинется вправо, то ее будет больше, или если один ряд монет будет отстоять друг от друга на большое расстояние, то у него будет больше.
теория разума это понимание того, что мысли других людей отличаются от ваших собственных. Это осознание заменяет эгоцентризм и обычно происходит в возрасте от 3 до 5 лет; или около 4 лет. Это знание психического состояния других может помочь в социальных отношениях. Это служит нашим повседневным чтением мыслей. У детей с расстройствами аутистического спектра оно может отсутствовать или быть затруднено. Такие дети могут быть не в состоянии оценить психическое состояние других, в зависимости от степени тяжести расстройства.
Словарный запас увеличивается со скоростью от 10 до 20 новых слов в день, и к 6 годам словарный запас ребенка составляет приблизительно 10 000 слов.
Однако дети не имеют полного понимания слов. Например, ребенок может не понимать, что выражение «время летит» просто означает, что время летит быстро. Дети, как правило, легче усваивают существительные, чем глаголы, даже в более дружественных к глаголам языках, таких как китайский. Правила грамматики могут быть применены неправильно. Пример такой чрезмерной регуляризации можно найти в таких утверждениях, как «Я был там». Или: «Я сделал это!» в котором добавление ed в конце слова используется для неправильного обозначения прошедшего времени.
Помните зону ближайшего развития Выготского? Это тот потенциал, которого ребенок может достичь благодаря управляемому участию. Язык, как вербальный, так и невербальный, является средством этого руководства. Вы когда-нибудь разговариваете сами с собой? Когда и почему? Скорее всего, вы разговариваете сами с собой как со взрослым, только когда хотите выразить эмоции или прояснить свои мысли. Эта внутренняя речь отличается от той, которую вы используете при общении с другими; это коротко и по делу. Но когда вы учились использовать язык, вам, возможно, было трудно, когда вы начали использовать слова для передачи идей другим. Вы, наверное, говорили вслух. Затем слова стали направлены на ваше собственное поведение. Возможно, вы разговаривали сами с собой, комментируя свои собственные действия и чувства, пока учились мыслить словами. Постепенно эта эгоцентрическая речь (говоримая в одиночестве) стала частной речью или мышлением на языке. Внутренняя речь произносится вслух только в том случае, если необходимо прояснить мысли или выразить эмоции.
Теперь обратим внимание на психосоциальное развитие в раннем детстве. Мы исследуем самооценку, гендерную идентичность и семейную жизнь.
Я-концепция – это собственное восприятие или образ себя. Мы не рождаемся с самооценкой. Он развивается через взаимодействие с другими. Обычно это близкие нам люди, такие как родители, братья и сестры или сверстники. Давайте рассмотрим две теории самости, основанной на взаимодействии.
Чарльз Хортон Кули использовал метафору зеркала или зеркала при описании этого процесса. Наша самооценка развивается, когда мы смотрим на то, как окружающие реагируют на нас, как мы выглядим, что говорим и что делаем. Затем мы используем их реакции, чтобы выносить самооценку. Если окружающие реагируют на нас благосклонно, у нас сформируется положительное ощущение себя. Но если окружающие отвечают критикой и оскорблениями, мы интерпретируем это как свидетельство того, что мы нехорошие или неприемлемые. Но окружающие могут реагировать на нас, основываясь не только на наших собственных достижениях или достоинствах. Возможно, они не замечают, что мы делаем хорошо, или неохотно это комментируют. В результате у нас может быть неточная самооценка. И могут быть определенные периоды в жизни, когда мы более застенчивы или обеспокоены тем, как нас видят другие. Раннее детство может быть одним из тех периодов, когда дети собирают воедино ощущение себя.
Джордж Герберт Мид также уделял внимание социальному взаимодействию как важному для развития чувства собственного достоинства. Он разделил «я» на две части: «я», или спонтанная часть «я», творческая и внутренне мотивированная, и «я», или часть «я», принимающая во внимание мнение других людей. Ключ к хорошей жизни — найти способы выражать «я» с одобрения «я». Другими словами, узнайте, как быть творческим и делать то, что вам небезразлично, в соответствии с принципами общества. Я врожденное. Но я развивается через социальное взаимодействие и процесс, называемый «взять на себя роль другого». Сначала ребенок начинает брать на себя роль значимого другого человека, обычно родителя или брата или сестры. Ребенок, которому сказали ничего не делать, может сказать «нет» самому себе. Постепенно ребенок придет к пониманию того, как обобщенный другой или общество в целом относится к действиям. Теперь поведение является неправильным не только с точки зрения значимого другого человека, но и как правило общества. Таким образом, культурные ожидания становятся частью суждения о себе.
Ранние представления о себе могут быть весьма преувеличенными. Ребенок может хотеть быть самым большим, или уметь прыгать выше всех, или иметь самые длинные волосы. Это преувеличенное самоощущение является внешним; ребенок делает упор на внешнее выражение и реакцию в развитии самоощущения.
Старшие дети становятся более реалистичными в своем восприятии себя, когда начинают сравнивать свое поведение с поведением других.
Эриксон рассматривает раннее детство как время развития самостоятельности и проявления инициативы. Ребенок хочет придумывать деятельность и выполнять ее без вмешательства других.
Раннее детство также является временем развития гендерной идентификации или самоощущения на основе пола. Вы можете вспомнить теорию Фрейда о фаллической стадии, на которой у ребенка развивается чувство мужественности или женственности. Нэнси Чордоров считала, что матери способствуют гендерному поведению в том, как они взаимодействуют с сыновьями и дочерьми. Дочерей держат рядом и зависимыми, а сыновей поощряют быть независимыми и напористыми. Когнитивная теория предполагает, что дети активно ищут свои гендерные роли через гендерную схему, в которой они сортируют свой мир на мужские и женские категории. Они спрашивают, предназначены ли занятия, предметы, цвета и манеры для мальчиков или девочек.
Теоретики обучения сосредотачиваются на том, как детей укрепляют в отношении гендерного стереотипного поведения и как моделирование и медийные образы способствуют гендерному стереотипному поведению. Основное внимание уделяется тому, как общество навязывает гендерные ожидания детям.
Как преподается пол? Говорят, что обучение начинается в младенчестве, поскольку родители по-разному относятся к своим сыновьям и дочерям. В некоторых культурах это означает обниматься и разговаривать с дочерьми, направляя сыновей к занятиям вне дома. Сыновьям дается больше свободы и меньше надзора, чем дочерям. А дочерям могут оказать ненужную помощь, тем самым подорвав их доверие. Учителя чаще приглашают мальчиков в класс, а школы могут направлять учащихся в определенные области обучения в зависимости от пола, а не способностей. У друзей другой кодекс поведения для девочек, чем для мальчиков. Девочки сосредотачиваются на близости в дружбе, тогда как мальчики могут больше сосредотачиваться на соперничестве.
Обучают ли детей гендерным вопросам или они ищут, как вести себя в зависимости от своего пола? Гендерные ожидания преподаются, и сообщения представляются в средствах массовой информации, в школах, среди друзей и членов семьи. Но дети также различаются по степени, в которой они следуют представленным ролям. Существует интерактивная роль между индивидуумом и ожиданиями общества в отношении пола. Это называется «делать гендер». Это означает, что мы подходим к этим ожиданиям и реагируем на них по-разному, в зависимости от индивидуальных мотивов и качеств.
Подумай о своих родителях. Как бы вы описали их стиль воспитания? Они последовательны? Были ли они похожи в своем подходе к дисциплине и поддержке? Вот две модели стилей воспитания. Возможно, вы сможете в какой-то степени идентифицировать своих родителей по этим описаниям. Конечно, эти модели представляют собой четкие категории. Настоящие родители часто находятся где-то посередине.
Модель Дианы Баумринд классифицирует родителей по нескольким параметрам в зависимости от количества и направленности общения, которое они имеют со своими детьми, уровня их теплоты и уровня зрелости, ожидаемого от ребенка. авторитарная модель – это традиционная модель, в которой родители контролируют ситуацию. Ожидается, что дети будут послушными и уважительными. У этих родителей низкая теплота и высокие требования зрелости к своим детям. Модель разрешающая – это модель, в которой родители позволяют детям устанавливать правила. Эти родители проявляют большую теплоту, но не умеют устанавливать границы. Авторитетная модель — это строгое в разумных пределах воспитание, сопровождающееся любовью. Дети имеют право голоса в установлении правил, и обмен мнениями проходит тепло. Это также известно как демократическое воспитание детей и является моделью, которую предпочитает Баумринд. Программа для родителей под названием «Любовь и логика» — хороший пример этой модели. Невовлеченные родители невосприимчивы и нетребовательны. Как следствие, у их детей могут возникнуть трудности в социальных отношениях, в школе и в других сферах.
Модель ЛеМастера и ДеФрейна фокусируется на том, чего родители пытаются достичь, воспитывая детей. Он дает представление о психологической мотивации родителей, предполагая, что при воспитании часто учитываются психологические потребности родителей, а не потребности развития ребенка. мученик это тип родителя, который сделает все для своего ребенка; даже те вещи, которые дети должны и могут делать самостоятельно. Это должно помочь родителю почувствовать контроль через самопожертвование с ожиданием того, что ребенок будет в долгу перед ними. Приятель одинок и хочет друга. приятель позволяет ребенку делать все, что он хочет, в надежде, что ребенок проведет время с родителем и удовлетворит его потребность в общении. офицер полиции/сержант-инструктор хочет прямого контроля и подвергает ребенка множеству тестов на послушание. Тесты на послушание часто представляют собой бессмысленные действия с единственной целью показать ребенку, кто все контролирует. учитель-консультант родитель, вероятно, уделяет слишком много внимания тому, что «эксперты» говорят о воспитании детей. Педагог-консультант берет на себя всю ответственность за поведение ребенка и считает, что если он будет делать все правильно, то у него может быть идеальный ребенок. Спортивный тренер — предпочтительная модель. Это предполагает объективность и последовательность в воспитании детей и предоставление ребенку возможности учиться на практике.
Какая модель лучше? Оказывается, проявление заботы, тепла и поддержки — самый важный ингредиент. Способ проявления этой заботы и заботы зависит от культуры.
По состоянию на 2009 год 64,2 процента матерей с детьми в возрасте до 6 лет и 77,3 процента матерей с детьми в возрасте от 6 до 17 лет работали вне дома в Соединенных Штатах. После резкого увеличения числа женщин на рынке труда мы видели множество исследований, посвященных оценке влияния ухода за детьми на развитие ребенка. Большая часть этого внимания была посвящена изучению формальных дошкольных учреждений и программ дневного ухода, а также соотношению учителей и детей, типам окружающей среды и доступным видам деятельности. Был сделан вывод о том, что дневной уход, который стимулирует и обеспечивает адекватное внимание детям, полезен и иногда превосходит мир детей, остающихся дома. В некоторых частях мира заботы о детях больше связаны с безопасностью и здравоохранением. Торговые женщины в Либерии — это женщины, которые продают мелкие товары в качестве уличных или рыночных торговцев. Эти женщины обеспечивают свои семьи, а также заботятся о своих детях. Детский сад для них недоступен, поэтому их дети сопровождают их на рынки. Эти рынки переполнены и часто находятся рядом с мусорными свалками. Недавно были предприняты общенациональные усилия по улучшению условий для детей на рынках и предложению социальных услуг, таких как питание и медицинское обслуживание детей. Вы можете узнать больше в своем чтении. Конечно, проблемы ухода за детьми различны во всем мире.
Некоторое количество стресса является нормальным в жизни детей. Нормальный стресс включает в себя повседневные расстройства и разочарования, а также незначительные болезни. На самом деле эти стрессоры могут быть хорошим жизненным уроком для детей и не причинять вреда. Но токсический стресс является длительным и подрывает у ребенка чувство безопасности и поддержки. Это может произойти из-за того, что вы живете в жестокой семье или в доме, наполненном пренебрежением. Или это может быть связано с отсутствием безопасности и страхом, возникающим из-за жизни в преступном сообществе или с войной. Длительный стресс приводит к выработке гормонов стресса, таких как кортизол. Обычно эти гормоны помогают организму подготовиться к действиям и избежать опасности. Но длительное воздействие снижает наш иммунитет к болезням и приводит к проблемам с пищеварением, артериальным давлением и мышечным напряжением. В раннем детстве наш мозг выстраивает системы проводки в ответ на окружающую среду. У ребенка, который подвергается хроническому интенсивному стрессу, может развиться низкий порог стресса в мозговых схемах. Такой ребенок может быть нервным или сверхбдительным. Наличие заботливого, поддерживающего родителя или другого опекуна может уменьшить воздействие токсического стресса.
Раннее детство | Psychology Today
В этот период, приблизительно охватывающий возраст от 3 до 5 лет, начинают проявляться личность, интересы и социальная ориентация ребенка, но родители должны помнить, что черты характера, личные предпочтения, интеллектуальные и академические способности не имеют значения. «заперты» на всю жизнь на этом (или любом другом) этапе. В этом возрасте многие дети получают первый формальный опыт обучения, в том числе учатся общаться с другими людьми без присутствия родителей. В некоторых случаях родителям, возможно, придется справляться с агрессией ребенка по отношению к другим или помогать им справляться с агрессией других детей по отношению к ним. Воспитатели могут воспользоваться открытостью детей к обучению в этом возрасте, продолжая часто читать им и беседуя с ними на самые разные темы, знакомя их с новыми словами и идеями.
На этой странице
- Каковы основные вехи раннего развития ребенка?
- Заперта ли личность в раннем детстве?
- Как маленькие дети учатся делиться?
- Сколько игрового времени нужно детям?
- Почему маленькие дети иногда могут быть агрессивными или даже злыми?
- Почему некоторые истерики длятся так долго?
- Что заставляет некоторых детей стесняться?
- Что дети узнают из книжек с картинками?
- Как разговор помогает развитию детского мозга?
Каковы основные вехи раннего развития ребенка?
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний и Американской академии педиатрии, к концу раннего детства, примерно в возрасте 5 лет, дети могут проявлять большинство из следующих социальных и когнитивных навыков, хотя каждый ребенок развивается по-своему. и может достичь некоторых вех раньше или позже, чем другие, и все же считается, что он переживает здоровое развитие:
Социальное развитие
- Предпочитает играть с другими, чем играть в одиночку.
- Хочет порадовать друзей и быть как их друзья.
- Больше шансов понять правила и следовать им.
- Любит петь, танцевать и играть.
- Знает пол.
- Может сказать, что правда, а что вымысел.
- Демонстрирует и стремится к большей независимости в доме и вне его.
- Иногда требователен, а иногда очень готов к сотрудничеству.
Когнитивное развитие и коммуникативные навыки
- Говорит четко.
- Рассказывает простую историю, используя полные предложения.
- Использует будущее время; например, «Здесь будет бабушка».
- Может назвать свое имя и адрес.
- Может считать до 10 и более предметов.
- Может нарисовать человека, используя как минимум 6 частей тела.
- Может печатать много букв или цифр и воспроизводить геометрические фигуры.
- Знает о повседневных вещах, таких как деньги и еда.
Заперта ли личность в раннем детстве?
Нет. Раннее детство — это решающий этап развития, но идея о том, что в этом возрасте личность высечена в камне, легко опровергнуть. Например, дети, выросшие в семьях с жестоким обращением, могут вырасти эмоционально здоровыми. А взрослые, которые долгое время боролись с тревогой, могут научиться меняться с помощью психотерапии — области, построенной на идее, что мы можем измениться, если действительно этого захотим. Родители по-прежнему должны делать все возможное, чтобы создать стабильную эмоциональную среду и развивать интеллект и социальные навыки своих детей, которые могут приносить им пользу на протяжении всей их жизни. Но биологические факторы и факторы окружающей среды, не зависящие от родителей, могут негативно повлиять на ребенка, поэтому родители также не должны воображать, что все трудности, с которыми сталкивается ребенок, могут быть связаны с ошибками, которые он совершил в раннем детстве.
Как маленькие дети учатся делиться?
Дошкольники часто эгоистичны, цепляются за желанные ресурсы всякий раз, когда у них есть возможность, и сопротивляются просьбам поделиться, даже если они знают, что это правильно. Это не значит, что маленькие дети — придурки; другие исследования показывают, что они очень чуткие, быстро предлагая утешение тем, кто в беде. Однако совместное использование игрушек или понимание концепции помощи нуждающимся может потребовать родительского контроля. К счастью, очевидно, что дети могут научиться делиться и что, как и взрослым, помощь другим заставляет их чувствовать себя хорошо, как и взрослых. Родители, которые могут объяснить преимущества обмена, успешно смоделировать поведение и передать свои положительные чувства по поводу щедрости, скорее всего, помогут своим детям выработать привычку делиться.
Сколько игрового времени нужно детям?
Детям нужно гораздо больше, чем они обычно получают. Исследования показали, что сегодня дети тратят меньше времени на творческие или свободные игры, особенно на улице, чем в прошлом, по причинам, включающим увеличение времени, затрачиваемого на цифровые носители, родительские или домашние дела, которые не позволяют свободно играть, и повышенная озабоченность по поводу безопасности и снижение желания отпускать детей играть на улице без присмотра. В результате, утверждают некоторые защитники, дети могут быть более малоподвижными, менее творческими и менее независимыми, чем могли бы быть.
Почему маленькие дети иногда могут быть агрессивными или даже злыми?
Дети ведут себя агрессивно в раннем возрасте: дети могут бить, кусать, толкать или пинать до того, как им исполнится 18 месяцев. В раннем детстве словесная агрессия, такая как поддразнивание и обзывание, становится более распространенной. Малыши обычно становятся агрессивными, потому что злятся или боятся, но в более старшем возрасте, когда дети понимают, как их действия могут повлиять на кого-то другого, агрессия становится более серьезной. Именно в этом возрасте начинается агрессивное поведение.
Многие хулиганы не имеют эмоциональных проблем, а обладают высоким уровнем эмоционального понимания, но, возможно, узнали из другого опыта, что люди обычно настроены враждебно, и поэтому они должны не только агрессивно реагировать на воспринимаемые оскорбления, но и что агрессия является разумным отклик. Родители и учителя, которые могут предпринять шаги для развития эмпатии, могут помочь маленьким детям научиться лучше понимать других и подходить к социальному взаимодействию более здоровым образом.
Почему некоторые истерики длятся так долго?
Истерики могут быть чрезвычайно неприятными для родителей, особенно из-за их очевидного отсутствия внутренней логики: небольшие проблемы могут вызвать взрывы гнева, которые часто продолжаются еще долго после того, как первоначальная проблема была решена. Важно понимать разницу между триггером истерики и факторами, которые ее поддерживают. Свою роль могут сыграть проблемы окружающей среды: например, многолюдное место, особенно такое, в котором ребенок чувствует себя напоказ, может усилить его стресс еще больше. Реакция родителя на истерику также может продлить ее, потому что стресс заразен. Когда ребенок плохо себя ведет, а родитель кричит, ребенок может стать еще более напряженным, и оба могут стать негибкими, что подпитывает длительный цикл истерики. Когда родители могут распознать этот цикл, они могут выйти из него, помогая ребенку быстрее успокоиться, и, при необходимости, они могут позже исправить поведение.
Что заставляет некоторых детей стесняться?
Признаки общительной или замкнутой личности, как показывают некоторые исследования, можно увидеть у детей в возрасте четырех месяцев: у тех, кто проявлял наибольший эмоциональный дистресс, как правило, позднее развивалась социальная тревожность. Но нормальная застенчивость у ребенка не обязательно является признаком беспокойства. Темперамент часто меняется по мере того, как дети становятся старше, и, кроме того, многим людям нужно немного времени, чтобы привыкнуть к новым людям и ситуациям. В то же время родители могут помочь очень чувствительным или тревожным детям развиваться, позволяя им приспосабливаться к новым вещам в своем собственном темпе и понимая их внутреннюю тревогу, которая часто тесно связана со склонностью к чувству вины, лишь мягко выговаривая им, когда они ломаются. правило.
Что дети узнают из книжек с картинками?
Более 60 процентов родителей маленьких детей читают им каждый день, и преимущества очевидны, предсказывая будущий интерес к чтению, а также успехи в учебе. Когда родители читают вслух своим детям, они знакомят их с набором слов и оборотов речи, которые могут не входить в их обычные повседневные разговоры. Дети также могут изучать сложный контент, как показало исследование их усвоения ключевых понятий из книг о камуфляже и эволюции животных.