Психологические особенности современных детей: Особенности развития современного ребенка | RAO

Содержание

Особенности развития современного ребенка | RAO

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В недавно ушедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7–8 лет). А это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя [7].
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.
В данный период предпринимаются попытки комплексного изучения современного дошкольника [8]. Во внимание принимаются и мнения педагогов-практиков. В 2001 г. прошел Круглый стол, на котором педагоги московских дошкольных учреждений «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений. Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Из отрицательных: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором [3].
Специалист в области раннего языкового развития Н. А. Горлова [2] называет следующие особенности современных детей дошкольного возраста: преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность.
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают всѐ происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьѐз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Данный вопрос спорный. Скорее, это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программы обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В данной ситуации вспоминается проблема, описанная в одном из старых учебников по детской психологии. Ребенок под влиянием родителей рассуждает о теории ядра, но не может выполнить элементарной речевой инструкции педагога.
Известный психолог Е. О. Смирнова приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93% современных детей от 3 до5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение “экранных детей”» [5, с. 254]. Она делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. Отмечается примитивность и бедность речи.
«Речь, исходящая с экрана, остаѐтся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами» [5, с. 255].
Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Нейропсихолог Т. В. Ахутина видит основную причину неуспеваемости в снижении произвольности внимания (наряду с плохой экологией и стрессами). Яркая игрушка долго привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Ученый пишет: «Для формирования устойчивого внимания надо, чтобы глубинные отделы работали достаточно хорошо, а они-то как раз больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность ребенка, его возможности в поддержании бодрствования. Другой “составляющей” внимания являются лобные отделы… Эти отделы выступают организаторами и дирижерами поведения: они должны слаженно взаимодействовать с другими отделами мозга… Дело в том, что мозг “достраивается” в ходе активной работы и количество нервных клеток увеличивается в процессе развития ребенка от рождения до года… Если ребенок в период своего раннего развития не получает достаточно информации извне, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация» [4].
Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения. Является это наблюдение закономерностью или особенностью отдельного дошкольного учреждения, необходимо проверять на большей выборке.
Следующий вывод О. Е. Смирновой о влиянии просмотра телевизионных программ на детей – «неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью» [5, с. 256]. Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Во время концертов, в кинотеатрах они свободно перемещаются в незнакомом пространстве. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Дети гиперактивны. В организованных видах деятельности зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Время произвольной концентрации внимания, характерное для возраста, не увеличилось. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детское восприятие, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимания смысла происходящего. А может быть, как раз на это и направлено творчество режиссѐра? Эстетика и средства выражения нового кино отвечают современным веяниям, иначе оно не было бы востребовано.
И, наконец, третий вывод О. Е. Смирновой – «резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чѐм разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений» [5, с. 257]. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизорами, CD, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Несмотря на то, что у исследователей и практиков возникают размышления о необходимости сюжетно-ролевой игры для современного дошкольника, положительный ответ безусловен. Более того, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детской сад.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн называет ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка [7].
Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков [7]:
1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной» зависимости.
8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Увеличение численности одаренных детей.
15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.
Интересно увидеть, каким станет повзрослевший современный дошкольник. Это возможно сделать, проанализировав ценностные ориентации современных подростков и молодых людей (т. е. будущих родителей). В 2005 году были опубликованы исследования, проведенные научным коллективом под руководством Л. В. Кашириной [6]. Ученые составили психологический портрет молодых жителей Хабаровска на рубеже XX и XXI веков. Выявлялись ценностные ориентации молодых людей в возрасте 17, 24 и 29 лет. Для лонгитюдного опроса была составлена шкала из 18 ценностей. Одни и те же вопросы задавались респондентам по достижении определенного возраста.
Результаты опроса показали существенные изменения ценностных ориентаций молодежи Хабаровска. В частности, значительно снизилось количество молодых людей, считающих себя свободными и материально обеспеченными. На одно из первых мест поставлено здоровье как ценность, при одновременном снижении количества опрошенных, считающих себя здоровыми и предпринимающих усилия для сохранения своего здоровья. Серьѐзные трансформации претерпело отношение к браку как институту семьи. Многие признали свои семьи неустойчивыми, возросло количество гражданских браков, снизилось число желающих иметь детей.
Ценности, получившие наименьшее число выборов, – «познание», «творчество», «счастье других».
Ведущими ценностями 17-летних стали здоровье, любовь и хорошие друзья. Ученые отмечают повышение состояния напряжения в связи с ожиданием будущего и препятствий, которые придется преодолевать. Для 29-летних важны материальная обеспеченность и счастье в семье. Вместе с тем у них выявлены несовпадение жизненных планов с достижениями, рост индивидуализма на фоне снижения коллективизма и альтруизма.
Современная молодежь выбирает высшее образование (часто ради диплома), успех, материальное благополучие, хорошую специальность. Выявились профессии, от которых высоки ожидания достойного материального вознаграждения, – бизнесмен, экономист, юрист. Профессии, не вызывающие интереса, – учитель, ученый, фермер, артист. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях и, следовательно, высок риск безработицы. По данным агентств по набору персонала, спрос есть на рабочие и инженерно-технические специальности. Респонденты-хабаровчане в большинстве ответов предъявили следующие требования к работе: высокая заработная плата, престижность фирмы, комфортные условия труда и «интересность» выполняемой работы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь молодые люди показали рост терпимости к возможному нарушению закона и осуждаемым формам поведения: браку по расчету, проезду без билета в общественном транспорте, нецензурным выражениям, получению взятки и уклонению от уплаты налогов. А также к таким «мелочам», как взять то, что «плохо лежит», добыть силой или хитростью. Молодые люди не скрывают своего положительного отношения к осуждаемым в обществе действиям и уверены в собственной правоте. Налицо искажение нравственных ценностей.
Досуг молодые люди посвящают компьютеру и прослушиванию музыки. И сну… Видимо, современные нагрузки, в том числе информационные, и высокий темп жизни влияют на выносливость молодого организма.
Из положительных тенденций хабаровские ученые выявили повышение патриотизма и гордости за историю Отечества и демократические преобразования [6].
В 2007 году стартовал Всероссийский исследовательский проект «Психологический портрет поколения». Социально-психологическое исследование охватило около 5000 детей с первого по одиннадцатый классы. Предпринята попытка выяснить представления детей о целях на ближайшее будущее, о мечте о взрослой жизни и деле, которому хотят посвятить жизнь. По результатам ответов дети были распределены на группы в зависимости от жизненных целей, мировосприятия, представления о себе. «Цельными личностями» названы 15% выборки. Это те, кто видит свою жизнь как «единую стратегию», реализуемую даже в изменяющихся условиях, и для кого мечта выступает компасом в решении жизненных задач. Наибольшую группу (до 50%) составили «эффективные функционеры». Это дети, ставящие перед собой конкретные профессиональные и карьерные цели, позволяющие хорошо зарабатывать, содержать семью и детей, открыть свое дело, стать влиятельными и богатыми. Отмечено, что уменьшилось количество детей – «общественных деятелей» и «домохозяек», то есть тех, кто хочет приносить пользу обществу, помогать людям, и тех, кто ставит своей целью создание хорошей семьи [1].
Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьѐзные междисциплинарные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Структурирование информационного потока, его «педагогическое» переориентирование позволит решить ряд проблем воспитания. Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.
Литература
1. Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700612.
2. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
3. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
4. Поколение невнимательных. Интервью с Т. Ахутиной // «Школьный психолог». URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201810.
5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
6. Степура И. Племя молодое. Незнакомое // Российская газета – Дальний Восток. 2005. № 3912. 28 октября.
7. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20–32.
8. Школяр Л. В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2010. № 4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2010/shkolyar12-12-2010.pdf.

«Психологические особенности современного ребёнка» | Методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему:

В своём выступлении я буду опираться на Давида Иосифовича Фельдштейна, российского педагога и психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности, профессора, академика РАО. Он одним из первых ученых обратил внимание на изменения, происходящими в развитии современного ребёнка и попытался их структурировать и систематизировать.

 

В своем (ноябрьском 2009 г.) послании Федеральному Собранию РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейшей выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его как личности, готовой к жизни в современном мире.

К сожалению, смысл современного нам мира, несмотря на огромное количество работ экономистов, философов, социологов, историков, обозначающих его как глобальное сообщество, ведущих речь о переходе к постцивилизации, неосферной, антропогенной цивилизации, отмечающих наличие цивилизационного слома, этот смысл до сих пор в полной мере не раскрыт в своей содержательной характеристике.

Но что чрезвычайно важно, в принципиально изменившемся мире безусловно изменилась и ситуация развития и функционирования самого человека, а об изменениях его мы знаем еще меньше.

Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обуславливая, в частности, пассивность, безразличие людей.

Одним словом, совершенно очевидно, сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-историческая среды – среды, которая, как подчеркивал гений отечественной психологии Л. С.Выготский, выступает, «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль источника развития».

Поэтому остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет общество.

Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума – семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития.

Конкретные данные, полученные учеными (я опираюсь здесь на материалы исследований, проведенных в Психологическом институте нашей академии, Московском психолого-педагогическом университете, Факультете психологии МГУ им. Ломоносова, Институте психологии РАН, Гуманитарно-художественном институте Нижегородского архитектурно-строительного университета), так вот эти данные показывают, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка.

В их числе низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем, значительное число нынешних родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. Возникает своего рода «наследование» опыта семейных неудач и родительской неэффективности. А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. В итоге сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть, так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых.

И в современной ситуации исторически значимых изменений общества четко проявляются реальные изменения современного ребенка.

Во-первых, в минимально короткий пятилетний период с 2005 по 2009 год резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Например, если в 2006-2007 годах линейное визуальное мышление у дошкольников было развито как «среднее», то в 2009 – уже как «крайне слабое»; структурное визуальное мышление в 2006-2007 годах было развито как «хорошее», а в 2009 – уже как «среднее». Остальные компоненты когнитивного развития проявляют такую же тенденцию; так, развитие дивиргентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого».

Во-вторых, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.

Так как дети мало двигаются, а энергия должна найти свой выход, это выплескивается в гиперактивное поведение, всплески неуемной активности.

Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

Современные дети не воспроизводят так, как должны бы были, образцы поведения различных социальных групп, в которые они включены. Они почти не играют в больницу, в школу, в магазин. При этом они не усваивают и не отрабатывают нужные в социуме модели поведения, не учатся ограничивать себя определенными правилами, не учатся просто общаться.

Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах ХХ в. это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей.

Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.

Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности  определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности.

8 из 10 современных детей приходят сегодня в школу, имея логопедические трудности. И здесь речь идет не только о дефектах звукопроизношения, но и о нарушениях грамматического строя речи, бедности словарного запаса и др. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте речевое развитие и развитие тонкой моторики рук напрямую взаимосвязано. Следовательно, неразвитость одного из этих компонентов приводит к недоразвитию другого.

Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными РАО.

Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

Тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Так, по данным американских ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника ВСЁ свободное время проходит у телевизора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Материалы научных исследований РАО показывают, что если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2009 году тревожность у 12-15 –летних детей вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.

Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности. Причем во всех этапах онтогенеза возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста.

Наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

В популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. При этом наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10-15%. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. А приблизительно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции.

Резко возрастает, а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать такая категория детей, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». Психологические проблемы наблюдаются здесь на уровне собственно а) клинических форм нарушений, б) пограничных состояний, в) субнормативных вариантов развития.

Имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; задержанное психическое развития – у 19,8%; дефицитарное психическое развитие – у 27,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.

В то же время,  все увеличивающуюся, составляет категория одаренных детей, среди них и детей с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

Знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии. При этом наблюдаемый сейчас всплеск индивидуализма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как социально ориентированных субъектов.

Отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой  90-х годов, но и началом нового столетия. Так, с 2007 г. начиная, на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации. Образованность в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.

Повышение интеллекта у всей популяции современных детей. Сравнительные исследования убеждают в том, что каждые пять лет «айкю» ребенка увеличивается примерно на один балл, свидетельствуя о необычайно быстрых темпах психологической эволюции. Это не значит, конечно, что при наличии эволюции интеллекта, а также и эволюции морфологических и психологических признаков человека не имеется, наряду с продвинутыми филогенетически индивидами, эволюционно менее продвинутых или отстающих в темпах эволюции растущих людей.

И все же, по имеющимся данным, от пятидесяти до пятидесяти пяти процентов детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше, что, кстати, вызывает опасность «перекоса», переноса акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию. Вместе с тем изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, а и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека, проявляющемся в морфологических изменениях, так называемых «секулярных трендах»астенизации, деселерации, тенденции к леворукости, ювенилизации, грацилизации, андрогонии, которые сопровождаются целым комплексом психологических признаков. В частности, большими креативными способностями детей, меньшей степенью эктравертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления. И дело не только в том, что нынешнее поколение растущих людей значительно опережает в своем развитии все предшествующие, обладая многими новыми возможностями. Причем речь идет не о необычной когорте детей-мессий или так называемых детях-индиго, у которых наблюдаются уникальные феномены и таланты, а о всей популяции современных детей, глубинных изменениях их восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентаций и прочих характеристик.

Буквально на наших глазах произошел сдвиг возрастных границ детства, связанный с процессом ретардации.

Педагоги не могут игнорировать тот факт, что нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка или два кризисных периода развития. Так, первый скачок, называемый предростовым спуртом, в наши дни, судя по имеющимся сейчас данным, приходится не на старший дошкольный возраст – шесть – шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь-восемь лет, то есть на младший школьный возраст. Отсюда следует, что в первом и, возможно даже, во втором классах школы учебный материал необходимо подавать ученикам в игровой форме. В то же самое время у ретардированных детей существенно выше интеллект, а его невостребованность приводит не только к задержке общего интеллектуального развития, но к интеллектуальной депривации или умственному голоду – состоянию, которое, в свою очередь, ведет к склонности к делинквентному поведению, наркомании, увлечению компьютерными играми и другим патологическим зависимостям.

Второй скачок, называемый пубертатным спуртом, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

В числе важнейших причинных факторов, оказывающих огромное воздействие на физическое, психическое, в том числе  интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, выступает интенсивный натиск информационных потоков, прежде всего телевидения и Интернета.

Современный человек сотворил этот инструмент, открывший границы нового социокультурного пространства. Но он должен научиться пользоваться им во благо, разумеется, при активном участии психолого-педагогической науки. Ибо отрицательное действие массмедиа мы уже ощущаем. Оно выражается в социальной аномии, т.е. разрушении одной ценностно-нормативной системы при несформированности другой, а также культурной депривации, то есть ограничении, лишении доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей детей, для полноценного формирования личности, источники развития которой находятся в области культурного опыта человечества.

И здесь на первый план перед педагогами и психологами выходит проблема поиска путей, возможностей использования Интернета и телевидения, формирования культуры отношения к ним. Ведь Интернет на самом деле представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое невозможно проконтролировать, со своими способами научения, внушения, предпочтения.

Не менее важным представляется изучение и телевизионного пространства детей, а главное – психолого-педагогических способов, форм его использования в процессе образования.

Наша с вами задача, уважаемые коллеги, не в том, чтобы клеймить шоуменов, продюсеров, телевидение в целом, а в том, чтобы выявить пути, возможности построения системы взаимодействия с этим мощным средством. Ведь общепонятно, что современный ребенок немыслим без виртуальной плоскости экрана – телевизионного, видео, компьютерного, сотового телефона и Интернета. Экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не просто конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их.

В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. По мере того как электронные медиа размывают границу между ними, любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью. Дети начинают ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы «ниоткуда».

Возникает проблема изучения не только содержания программ, особенностей их присвоения детьми, но и воздействия скоростей, ритмов телевидения на психическое, психофизиологическое развитие ребенка.

Одним словом, уважаемые коллеги, мы имеем реальные изменения Детства. НЕОБХОДИМО  реальное изменение школы, учителей, современных технологий обучения

 

Уважаемые коллеги, мы с вами познакомились с основными особенностями, характерными для современных детей. Теперь по-пробуем разобраться, как нужно работать с современными детьми, учитывая их особенности.

 

Современный взгляд на детскую психологию и образование

  • Панель авторов Войти

Что такое открытый доступ?

Открытый доступ — это инициатива, направленная на то, чтобы сделать научные исследования бесплатными для всех. На сегодняшний день наше сообщество сделало более 100 миллионов загрузок. Он основан на принципах сотрудничества, беспрепятственного открытия и, самое главное, научного прогресса. Будучи аспирантами, нам было трудно получить доступ к нужным нам исследованиям, поэтому мы решили создать новое издательство с открытым доступом, которое уравняет правила игры для ученых со всего мира. Как? Упрощая доступ к исследованиям и ставя академические потребности исследователей выше деловых интересов издателей.

Наши авторы и редакторы

Мы являемся сообществом из более чем 103 000 авторов и редакторов из 3 291 учреждения в 160 странах мира, включая лауреатов Нобелевской премии и некоторых самых цитируемых исследователей мира. Публикация на IntechOpen позволяет авторам получать цитирование и находить новых соавторов, а это означает, что больше людей увидят вашу работу не только из вашей собственной области исследования, но и из других смежных областей.

Оповещения о содержимом

Краткое введение в этот раздел, посвященный открытому доступу, особенно с точки зрения IntechOpen

Как это работаетУправление предпочтениями

Контакты

Хотите связаться? Свяжитесь с нашим головным офисом в Лондоне или командой по работе со СМИ здесь:

Карьера:

Наша команда постоянно растет, поэтому мы всегда ищем умных людей, которые хотят помочь нам изменить мир научных публикаций.

Рецензируемый отредактированный том с открытым доступом

Просмотр глав Делиться Цитировать

Современный взгляд на детскую психологию и образование Под редакцией Шенай Четинкая

Обзор книжных показателей

11 594 загрузки глав

Посмотреть полную метрику

Академический редактор

şenay çetinkaya

Университет Кукуровы, Турция

. 0028 Печать ISBN978-953-51-3738-2

Электронная книга (PDF) ISBN978-953-51-4088-7

Copyright year2018

Количество страниц144

Читать Подробнее

Заказ печатная копия

Отредактированные объем и главы индексируются в

  • 9669
  • 9009

    9669
  • 9
  • Показать больше

    Реклама

    1. Требования к мышлению и обучению в современном детстве

    Дженк Акбийик

    2. Расширение доступа детей младшего возраста к дошкольному образованию и уходу в Танзании

    Игнасия Млиго

    3. Отношение воспитателей дошкольных учреждений к инновационным учебным приложениям в области цифровых учебных занятий для детей младшего возраста

    Ру-Си Чен

    -Дети с функциональным расстройством аутистического спектра (РАС)

    Хорхе Фернандес-Эрреро, Гонсало Лоренцо-Льедо и Асунсьон Lledó Carreres

    5. Влияние развода родителей на уровень тревожности подростков

    Сения Тахирович и Гёкче Демир

    6. Жизни, омраченные травмой – размышления о работе с маленькими детьми-беженцами Грин и Трейси Кроутер

    Закажите печатную копию этой книги

    Доступно по телефону

    Доставка

    119 фунтов стерлингов (без учета НДС)*

    Твердый переплет | Полноцветная печать

    Заказ по электронной почте

    Участник IntechOpen? Получите скидку

    БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ

    Информация о заказе и доставке

    * Жителям стран Европейского Союза необходимо добавить учетную ставку налога на добавленную стоимость в зависимости от страны проживания. Учреждения и компании, зарегистрированные в качестве плательщиков НДС в своей стране-члене ЕС, не будут платить НДС, предоставив IntechOpen свой регистрационный номер плательщика НДС. Это стало возможным благодаря методу обратного начисления в ЕС.

    Инструктор? Запросить копию экзамена

    Инфракрасная спектроскопия

    Отредактировано Теофил Теофанидис

    Границы волноводной оптики и оптоэлектроники

    Отредактировано Bishnu Pal

    Абиотический стресс у растений

    Отредактировано Арун Шанкер

    Комары Anopheles

    Отредактировано Сильви Манген

    Ионные жидкости

    Отредактировано Александр Кокорин

    Преобразование Фурье

    Отредактировано Салих Салих

    Искусственные нейронные сети

    Отредактировано Kenji Suzuki

    Применение нанотехнологий в доставке лекарств

    Отредактировано Али Демир Сезер

    Органические загрязнители через десять лет после Стокгольмской конвенции

    Отредактировано Томаш Пузын

    Биодеградация

    Отредактировано Роландо Чами

    Звоните авторам

    Отправьте свою работу на IntechOpen

    Просмотрите открытые материалы

    Исследуйте

    книги, открытые для подачи глав

    Детская психология! Что это такое и почему это важно?

    Дети исторически считались мини-взрослыми – в той мере, в какой в ​​прошлом они были одеты так же, как взрослые, и должны были работать вместе со взрослыми на основной работе. В этом контексте детская психология была чуждым понятием.

    Жан Пиаже считается основоположником современной детской психологии. Его работы, начиная с 1920-х годов, поддерживали идею о том, что дети и взрослые думают по-разному. Одним из его главных вкладов было то, что на протяжении всего детства дети проходят различные стадии эмоционального и умственного развития. Он также предположил, что интеллектуальное развитие тесно связано с эмоциональным, социальным и физическим развитием.

    Сегодня мы знаем, что детство — очень важный период в жизни человека. События, которые происходят, когда мы молоды, даже небольшие, кажущиеся незначительными, могут иметь прямое влияние на то, как мы себя чувствуем и ведем себя во взрослом возрасте. В этот очень важный жизненный период детский психолог работает над специализированной отраслью психологии развития, называемой детской психологией или развитием ребенка.

    Детская психология является специализированным разделом психологии развития.

    Детский психолог — это специалист по развитию детей, который работает с детьми и подростками, диагностируя и помогая решать проблемы, вызывающие эмоциональные или поведенческие проблемы. Детская психология важна, потому что она может помочь нам лучше понять, как дети живут, а также как лучше всего поддержать их, чтобы они стали всесторонне развитыми личностями. Поэтому полезно помочь как родителям, так и учителям лучше понять и помочь детям, находящимся на их попечении.

    Детская психология помогает родителям и учителям лучше понять детей и понять, как лучше всего их поддержать.

    Существует 5 основных областей в рамках детской психологии:
    1. Development
    2. Вехи
    3. Поведение
    4. Эмоции
    5. Социализация

    Как 5 базовых областей детской психологии могут преподавать нам

    19.

    Три области развития ребенка:
    1. Физическое развитие относится к изменениям физического тела. Обычно они происходят в относительно стабильной, предсказуемой последовательности. Это также включает в себя приобретение определенных навыков, таких как крупная моторика и координация мелкой моторики.
    2. Когнитивное или интеллектуальное развитие относится к процессам, которые дети используют для получения знаний. Это включает в себя язык, мышление, рассуждение и воображение.
    3. Социальное и эмоциональное развитие настолько взаимосвязаны, что их часто объединяют в одну группу. Обучение общению с другими является частью социального развития ребенка, в то время как эмоциональное развитие включает чувства и их выражение. Доверие, страх, уверенность, гордость, дружба и чувство юмора — все это часть социально-эмоционального развития человека.

    Хотя для облегчения понимания их можно разделить на категории, физические, когнитивные и социально-эмоциональные области развития ребенка неразрывно связаны между собой. Развитие в одной области может сильно влиять на развитие в другой. Например, написание слов требует как мелкой моторики 90 245, так и 90 246 когнитивных языковых навыков. В дополнение к различным областям развития исследования показали, что развитие следует ключевым моделям или принципам. Понимание этих принципов оказало огромное влияние на то, как мы сегодня заботимся о детях, обращаемся с ними и обучаем их.

    Проблемы с поведением являются наиболее распространенной причиной обращения к детскому психологу.

    2. Вехи

    Вехи развития — важный способ для психологов измерить прогресс ребенка в нескольких ключевых областях развития. Они действуют как контрольные точки в развитии ребенка, чтобы определить, что средний ребенок способен делать в определенном возрасте. Знание вех для разных возрастов помогает детским психологам понять нормальное развитие ребенка и помогает в выявлении потенциальных проблем с задержкой развития. Например, ребенок в возрасте 12 месяцев обычно может стоять и поддерживать свой вес, держась за что-нибудь. Некоторые дети в этом возрасте могут даже ходить. Если ребенку исполнилось 18 месяцев, но он все еще не может ходить, это может указывать на проблему, требующую дальнейшего изучения.

    Области развития взаимосвязаны и влияют друг на друга.

    4 Основные категории этапов развития:
    1. Физические этапы : Относятся к развитию как крупной, так и мелкой моторики.
    2. Когнитивные или умственные вехи : которые относятся к способности ребенка к мышлению, обучению и решению проблем.
    3. Социальные и эмоциональные вехи : которые относятся к способности ребенка выражать эмоции и реагировать на социальное взаимодействие.
    4. Вехи общения и языка : которые связаны с развитием у ребенка вербальных и невербальных навыков общения.

    Вехи развития служат контрольными точками в развитии ребенка.

    3. Поведение

    Все дети время от времени могут быть непослушными, дерзкими и импульсивными. Конфликты между родителями и детьми являются неизбежны, поскольку дети борются, от «ужасных двоек» до подростковом возрасте, отстаивать свою независимость и развивать свою собственную идентичность. Эти поведение является нормальной частью процесса взросления.

    Тем не менее, у некоторых детей очень сложное поведение, которое выходит за рамки нормы для их возраста. На самом деле поведенческие проблемы являются наиболее распространенной причиной обращения родителей за помощью к детским психологам. Детская психология включает поиск всех возможных корней поведенческих проблем, включая расстройства мозга, генетику, диету, семейную динамику и стресс, а затем соответствующее лечение.

    Поведенческие проблемы могут быть временными проблемами, которые обычно связаны со стрессовыми ситуациями. Например: рождение брата или сестры, развод или смерть в семье.

    В качестве альтернативы, поведенческие проблемы включают в себя устойчивое враждебное, агрессивное или деструктивное поведение, не соответствующее возрасту ребенка. Наиболее типичные расстройства подрывного поведения включают оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), расстройство поведения (CD) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD). Эти три поведенческих расстройства имеют некоторые общие симптомы и могут усугубляться эмоциональными проблемами и расстройствами настроения.

    4. Эмоции

    Эмоциональное развитие включает в себя изучение того, что такое чувства и эмоции. Понимание как и почему они происходят, а также распознавание собственных чувств и чувств другие, а затем разработать эффективные способы управления ими.

    Этот сложный процесс начинается в младенчестве и продолжается во взрослом возрасте. Первые эмоции, которые можно распознать у младенцев, включают радость, гнев, печаль и страх. Позже, когда у детей начинает развиваться самоощущение, появляются более сложные эмоции, такие как застенчивость, удивление, восторг, смущение, стыд, вина, гордость и сочувствие. То, что вызывает эмоциональные реакции, также меняется, как и стратегии, используемые для управления ими.

    Некоторым детям научиться управлять эмоциями сложнее, чем другим.

    Некоторым детям научиться регулировать эмоции сложнее, чем другим. Это может быть связано с их особым эмоциональным темпераментом – некоторые дети просто сильнее и легче переживают эмоции. Они, как правило, более эмоционально реактивны, и им труднее успокоиться. Эмоционально реактивные дети также склонны к беспокойству быстрее и легче, чем другие дети. Сначала детский психолог определяет причины, по которым ребенку трудно выражать или регулировать свои эмоции. Затем они разработают стратегии, которые помогут ему или ей научиться принимать чувства и понимать связь между своими чувствами и поведением.

    5. Социализация

    Социальное развитие тесно связано с эмоциональным развитием. Социализация включает в себя приобретение ценностей, знаний и навыков, которые позволяют детям эффективно взаимодействовать с другими и вносить положительный вклад в жизнь семьи, школы и общества. Хотя это непрерывный процесс, раннее детство является решающим периодом для социализации.

    Одними из первых и наиболее важных взаимоотношений детей являются отношения с родителями или основными опекунами. Качество этих отношений оказывает существенное влияние на последующее социальное развитие. В отношениях со сверстниками дети учатся инициировать и поддерживать социальные взаимодействия с другими детьми. Они приобретают навыки управления конфликтами, такие как чередование, компромисс и торг. Игра также предполагает взаимное, иногда сложное, согласование целей, действий и понимания. Благодаря этому опыту у детей развиваются дружеские отношения, которые обеспечивают дополнительные источники безопасности и поддержки по сравнению с теми, которые обеспечивают их родители или основные опекуны.

    Факторы, которые могут способствовать неспособности развивать соответствующие возрасту социальные навыки, включают все: от количества любви и привязанности, которые получает ребенок, до социально-экономического статуса семьи. Дети, которые не могут должным образом социализироваться, испытывают трудности в создании и поддержании удовлетворительных отношений с другими людьми — ограничение, которое многие переносят во взрослую жизнь.

    Игра является важной частью развития социальных навыков.

    Области, которые психолог попытается решить при работе с детьми, которые борются за социализацию, включают сдерживание враждебных или агрессивных импульсов. Они помогут ребенку научиться самовыражаться социально приемлемыми способами, участвовать в социально конструктивных действиях (например, помогать, заботиться и делиться с другими) и развивать здоровое чувство собственного достоинства.

    Думаете о карьере детского психолога? Степень бакалавра психологии SACAP — это четырехлетняя квалификация, аккредитованная HPCSA, которая обеспечивает путь к получению степени магистра психологии с целью профессиональной карьеры психолога. Для получения дополнительной информации нажмите здесь .

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *