Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
- Педагогика —
УДК 796.616.073 М.Н. Алиев, Д.З. Джандаров
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Рассмотрены проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях, исследованы возможности физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, формировании патриотического сознания, раскрыты причины ухудшения физического и нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи, определены пути их устранения. Выявлены эффективные формы и методы патриотического воспитания с использованием средств физической культуры и спорта, представлены позитивные результаты экспериментальной работы.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание учащейся молодежи, средства физической культуры и спорта, формы и методы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость, т.к. является одним из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Во все времена развития человеческого общества, в том числе Российского государства, патриотическая идея и гражданский патриотизм имели большое значение для воспитания боевого духа и формирования морально-волевых качеств у солдат и офицеров.
Патриотизм — качество личности человека, которое проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа.
В современной социокультурной ситуации патриотическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный на воспитание гражданина-патриота Родины, способного выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов своего Отечества. Патриотическое воспитание в современных условиях рассматривается как часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания и как одна из основ духовно-нравственного единения общества, защиты прав и свобод личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации
АЛИЕВ Магомед Нурбагандович — д.п.н., профессор Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ).
E-mail: [email protected]
ДЖАНДАРОВ Джамалудин Загдиевич — соискатель кафедры педагогики ДГПУ, зам. директора филиала ДГПУ.
E-mail: [email protected]
в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, традициям, культуре и языку народов, проживающих в Российской Федерации.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашем обществе в последние десятилетия, затронули патриотические чувства и патриотическое сознание молодежи. Распад бывшего Советского Союза, ввод Вооруженных сил СССР в суверенное государство Афганистан, подавление демократических движений в Тбилиси, Прибалтике, Баку и военные события в Чечне и Дагестане (в 1992-1995 гг. ) значительно ослабили патриотическое воспитание молодежи, подорвали авторитет нашей армии. Кроме того, фальсификация истории Великой Отечественной войны, необъективный анализ хода и исхода войны, многочисленные публикации, подрывающие авторитет Вооруженных сил бывшего Советского Союза, привели к изменению отношения учащейся молодежи к патриотизму и к службе в армии. В результате происшедших изменений, связанных с реформированием Вооруженных сил России, разрушением советского патриотизма, в огромном дефиците у современной молодежи оказались патриотические чувства, патриотическое сознание и духовно-нравственная культура. Молодежь оказалась неготовой к восприятию перемен, происходящих в социально-экономической, политической, культурной, духовно-нравственной жизни общества.
К сожалению, приходится констатировать, что у значительной части молодежи деформированы патриотические чувства, нравственные устои и культура поведения.
Для этой категории молодых людей присущи негуманные качества личности, такие как цинизм, нигилизм, жестокость, насилие, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно-нравственных ориентиров. Все это оказывает отрицательное влияние на патриотическое и нравственное воспитание учащейся молодежи.
В последние годы значительная часть молодежи не хочет служить в армии и уклоняется от призыва. Анкетный опрос выявил, что более 70% выпускников общеобразовательных школ, 90% опрошенных студентов первого курса не желают служить в армии, 85% опрошенных родителей не хотят, чтобы их сыновья проходили службу в армии [1]. Все эти негативные процессы обусловлены ослаблением военно-патриотической и отсутствием должной воспитательно-образовательной и просветительной работы в образовательных учреждениях.
Нами установлено, что в общеобразовательных школах и вузах слабо организована работа по патриотическому воспитанию и недостаточно используются возможности физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, в развитии физических и морально-волевых качеств учащейся молодежи, необходимых для службы в армии. В связи со слабым патриотическим воспитанием молодежи в стране Правительство Российской Федерации приняло постановление о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 11 июля 2005 г. В этом важном документе определены основные направления реализации программы, пути решения проблем патриотического воспитания граждан РФ на основе единой государственной политики [2]. Значительное внимание в нем уделено патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единения общества, консолидации работы государственных и общественных институтов для укрепления обороноспособности и сохранения целостности РФ. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях и на взаимодействие семьи, школы и общественных организаций в патриотическом воспитании детей и молодежи и в формировании патриотического сознания.
До настоящего времени вопросы патриотического воспитания молодежи и педагогические рекомендации для учителей школ и преподавателей вузов по данному вопросу остаются слабоизученными.
При проведении исследования нами применялись следующие методы: анкетирование, опрос, интервью,
беседы с руководителями образовательных учреждений, педагогические наблюдения, контрольные испытания по физической подготовке, экспертная оценка, педагогический эксперимент и методы математической статистики.
Исследование проводилось в 2004-2008 годы на базе Избербашского филиала ДГПУ Республики Дагестан. В экспериментальной работе участвовали 40 студентов первого курса. Результаты исследования выявили слабую организацию работы по военно-патриотическому воспитанию, недостаточное использование в этой работе возможностей физической культуры и спорта.
Следует особо подчеркнуть, что на протяжении последних десяти лет повсеместно в Российской Федерации наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья детей школьного возраста и учащейся молодежи. По данным медицинских осмотров, более 80% выпускников общеобразовательных школ непригодны к военной службе, 60-70% имеют слабую физическую подготовленность и отклонения в состоянии здоровья. Они не могут выполнить контрольные нормативы по физической подготовке [1].
Низкий уровень физического развития и физической подготовленности студентов обусловлен отсутствием должной спортивно-оздоровительной работы, направленной на укрепление, сохранение здоровья и на повышение физической подготовки учащейся молодежи.
Исследование показало, что в большинстве вузов Республики Дагестан недостаточное внимание уделяется физической подготовке и развитию этих качеств, формированию военно-прикладных навыков у молодежи призывного возраста. Известно, что у физической культуры и спорта имеются большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки молодежи. Военная служба требует больших нервно-эмоциональных напряжений и физических усилий. Готовность человека переносить большие физические и психические нагрузки во время службы в армии является одним из решающих условий успеха военных действий.
Занятия физической культурой и спортом должны вырабатывать у будущих военнослужащих высокий уровень развития этих качеств. С помощью целенаправленноорганизованной физической подготовки быстрее осуществляется адаптация молодежи призывного возраста к условиям военной службы и освоение будущей военной профессией.
В современном понимании функции физической культуры не должны ограничиваться лишь развитием физических качеств и воспитанием координационных способностей человека. Занятия физической культурой и спортом тесно связаны с воспитанием общей культуры человека, развитием его нравственно-духовной сферы и другими социальными процессами. Главная ценность занятий физической культурой и спортом заключается в
том, что они являются сферой проявления высокой нравственности, духовности, гуманности, доброты, формирования культуры межнационального общения [2, 3].
Главная цель физической культуры — подготовка всесторонне развитой личности, готовой к труду и защите Родины. Хорошо известно, что человек, имеющий большой запас разнообразных двигательных навыков и высокий уровень развития физических и нравственно-волевых качеств, в более короткие сроки осваивает новые трудовые операции. Эти же качества необходимы для успешной трудовой и военной деятельности. На достижение данных целей должно быть направлено физическое воспитание учащейся молодежи призывного возраста.
Нами установлено, что за период обучения в средних и высших учебных заведениях резко возрастает число студентов, приобретающих вредные привычки, — курят 80%, употребляют алкогольные напитки — 70% [4]. Анкетный опрос выявил, что более 20% студентов старших курсов средних и высших учебных заведений употребляют наркотики. В последние десятилетия во всех регионах Российской Федерации, в том числе и в Республике Дагестан, стремительно распространяется подростковая наркомания и преступность. По данным Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения Республики Дагестан, в городе Махачкале на учете находится более 970 подростков, в.т.ч. 270 наркоманов. Стремительно увеличивается заболеваемость населения туберкулезом, СПИДом, другими опасными венерическими заболеваниями. На почве пьянства и наркомании совершаются кражи, угоны автотранспорта, участились разбойные нападения, грабежи и другие жестокие преступления.
Весьма плохо обстоит дело с физическим развитием и физической подготовленностью учащейся молодежи. По данным наших наблюдений, у подавляющего большинства студентов высших учебных заведений наблюдается низкий уровень физического развития и физической подготовленности. Из года в год растет число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; более 70% студентов первых курсов не могут сдать контрольные нормативы по физической подготовке. При оценке физического состояния 17-18летних юношей и девушек, поступивших в вузы, в группе здоровых оказались 10%, «практически здоровых»
— 42%, а лиц, нуждающихся в постоянном медицинском контроле, — 48%. Прибывшие на военную службу призывники не могут получить оценку «удовлетворительно» в подтягивании на перекладине — 40-45%, в кроссе на 1000 м — 65-70%, в метании гранаты — 50-55% [4].
Как видно из этих материалов, состояние здоровья учащейся молодежи стало катастрофическим. Это связано не только с проблемами экономики, состоянием окружающей среды, условиями быта, но и низким уровнем гигиенического воспитания населения, отсутствием положительной мотивации здорового образа жизни и должной лечебно-профилактической, воспитательно-
образовательной и физкультурно-оздоровительной работы с молодежью. Для изменения сложившейся ситуации необходимо разработать федеральную и региональную целевые программы оздоровительной направленности с использованием средств физической культуры и спорта.
С целью улучшения демографической ситуации в нашей стране, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи Правительство РФ предусматривает ряд мер: разработаны и успешно реализуются федеральные целевые программы «Молодежь России», «Физическое воспитание детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», «Дети России» и др. В последние годы Правительством РФ приняты и успешно реализуются национальные проекты: «Образование», «Здравоохранение», «Строительство», «Сельское хозяйство», направленные на повышение качества образования, медицинского обслуживания населения, на улучшение демографической ситуации в России и на повышение уровня жизни населения.
В постановлениях Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» и «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» определены основные направления, цели, задачи развития образования. В этих важных государственных документах большое внимание уделено разработке и реализации системы мер, предусматривающих всестороннюю заботу о сохранении жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей и молодежи.
В этих государственных документах особо подчеркивается важность и необходимость совершенствования системы образования и патриотического воспитания населения нашей страны. Концепция модернизации Российского образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость и уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов [5].
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» предусматривает следующее: расширение работы по патриотическому воспитанию среди детей и учащейся молодежи; обогащение его содержания; усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин; воспитание готовности молодежи к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества; совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания [6].
Большое значение в этой государственной программе придается разработке и реализации региональных программ по патриотическому воспитанию учащейся молодежи с учетом национальных традиций, культуры, языков, народов и этносов, проживающих в Российской
Федерации; совершенствованию системы управления процессом патриотического воспитания, повышению эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования; подготовке и изданию учебно-методических пособий и программ по патриотическому воспитанию; созданию условий для участия общественных организаций, объединений в работе по патриотическому воспитанию и условий для широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, нравственно-патриотической работы среди молодежи; активизации участия представителей творческой интеллигенции и общественных организаций в патриотическом воспитании; развитию активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания молодежи; изучению и обобщению передового опыта в области патриотического воспитания для внедрения в практику патриотической работы.
Активными субъектами образовательной политики и реализации основных направлений программы патриотического воспитания должны стать все граждане России, семья, родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональнопедагогическое сообщество, научные и культурные центры, коммерческие и общественные институты [7].
С целью улучшения физического, нравственного и патриотического воспитания учащейся молодежи необходимо активное взаимодействие указанных выше структур, возрождение положительных духовно-нравственных и патриотических традиций прежних лет, позволяющих воспитать патриотов России, формировать патриотическое сознание и достигать многие ближайшие и дальние цели.
В современной социокультурной ситуации важно воспитать гражданский патриотизм, формирование духовнонравственных, гражданских, и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к добру, справедливости, истине и в сохранении и приумножении лучших традиций и ценностей своего народа. В связи с этим в основу воспитания гражданского патриотизма должны быть положены принципы народности, миротворчества, национальной осмысленности, гуманности, вариативности, интеграции и идеи добра и справедливости; культурные традиции различных народов, этносов, проживающих в Российской Федерации.
Среди факторов, формирующих здоровый образ жизни, укрепляющих физическое и психическое здоровье и способствующих воспитанию патриотизма у детей и молодежи, особое значение имеют систематические занятия физической культурой и спортом. Однако такие возможности физической культуры и спорта не всегда используются в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия физической культурой и спортом являются эффективными средствами патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения [8].
Известно, что именно в физической культуре и спорте имеются большие возможности в воспитании патриотизма, дружбы между народами и формировании культуры межнациональных отношений. Спортивная деятельность, развивая нравственно-волевые и физические качества, способствует воспитанию патриотизма, формированию патриотических чувств у спортсменов. Участвуя в соревнованиях, спортсмены стремятся прославить свой коллектив, свою Родину высокими спортивными достижениями, что является одной из важнейших форм проявления патриотизма. Занятия физической культурой и спортом, спортивные соревнования объединяют и сближают различные народы, воспитывают любовь и преданность к своей Родине и являются эффективными средствами нравственного и патриотического воспитания.
Наряду с воспитанием гражданского патриотизма в системе подготовки учащейся молодежи призывного возраста к службе в армии большое внимание необходимо уделять военно-патриотическому воспитанию. Воспитание любви к Родине и уважительного отношения к Вооруженным Силам России, формирование готовности молодежи к службе в армии, развитие физических и морально-волевых качеств и освоение военно-прикладных навыков, необходимых для военнослужащих, должны быть главными задачами военнопатриотического воспитания.
С целью повышения физической подготовки учащейся молодежи и формирования военно-прикладных навыков в процессе занятий физической культурой следует использовать следующие виды физических упражнений: различные виды лазания, ползания, разновидности ходьбы и бега с преодолением препятствий; эстафеты с передачей различных предметов; стрельба, метание гранаты в цель и на дальность; переноска груза, подъемы, перевороты, обороты, висы и упоры на гимнастических снарядах; эстафеты с преодолением полосы препятствий; спортивное ориентирование на местности, имеющей сложный рельеф; плавание, езда на велосипеде и на мотоцикле; военизированные игры «Орленок», «Зарница», «Патриот»; спартакиады призывников; учебные сборы в детских и студенческих оздоровительных лагерях; туристические походы по местам боевой славы и другие спортивные мероприятия и военно-прикладные упражнения.
Формы и методы патриотического воспитания с использованием средств физической культуры могут быть самыми разнообразными.
Систематические занятия физической культурой и спортом с использованием упражнений военноприкладной направленности способствуют воспитанию физических качеств, повышению физической подготовки учащейся молодежи, формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни и развитию двигательных способностей, достижению более высоких результатов в контрольных нормативах (табл. 1).
Таблица 1
Изменение показателей физической подготовленности у студентов первого курса за период педагогического эксперимента
Виды контрольных испытаний по физической подготовке Показатели физической подготовленности
В начале эксперимента В конце эксперимента Прирост Р
М ± т а М ± т а
Бег на 100 м сек. 15,1± 0,24 0,72 14,4 ± 0,20 0,66 0,7 0,01
Прыжки в длину с места, см 188,4±0,86 5,16 210,8± 0,76 4,54 22,4 0,001
Прыжки в длину с разбега, см 387,2 ±0,98 5,90 430,4 ± 0,93 5,79 43,1 0,001
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 5,3 ± 0,30 1,37 7,4 ± 0,23 0,68 2,1 0,01
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 2,5 ± 0,27 1,28 6,2 ± 0,30 1,36 3,7 0,01
Метание гранаты на дальность, м 25,6 ± 0,96 5,80 30,8 ± 1,10 7,30 5,2 0,05
Бег на 3000 м (мин/сек) 18,30 ± 0,60 3,34 15,10 ± 0,58 3,23 3,20 0,05
Челночный бег 3х10, сек 8,3 ± 0,16 0,46 7,5 ± 0,14 0,38 0,8 0,05
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, за период педагогического эксперимента у студентов первого курса под влиянием занятий физической культурой военноприкладной направленности значительно улучшились показатели физической подготовленности по всем видам контрольных испытаний по сравнению с исходными данными. За период эксперимента число студентов с высоким и выше среднего уровнями физической подготовленности увеличилось на 8 чел. (40%) и одновременно уменьшилось количество студентов с низким и ниже среднего уровнями подготовленности на 12 чел. (60%).
Систематические занятия физическими упражнениями создают благоприятные предпосылки для физической и психологической подготовки учащейся молодежи к службе в армии, воспитания патриотизма, дружбы, любви к Родине, Отечеству, родному краю и повышения их готовности выполнить конституционные обязанности в мирное и военное время.
Занятия физической культурой и спортом военноприкладной направленности, походы, экскурсии по местам боевой и трудовой славы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, прославленными спортсменами оказали положительное влияние на воспитание патриотизма и на формирование патриотического сознания студентов.
За период педагогического эксперимента под влиянием целенаправленной воспитательно-образовательной работы у студентов первого курса повысился уровень развития патриотических качеств и сформировалось па-
триотическое сознание. В конце эксперимента высокий уровень воспитания патриотизма и патриотического сознания наблюдался у 27 (67,5%) студентов из 40 обследованных. Патриотизм и патриотическое сознание у них выражались в проявлении любви к Родине, Отечеству, в уважительном отношении к Вооруженным силам, их готовности служить в армии и активно участвовать в патриотической работе (табл. 2).
В процессе исследования установлено, что занятия физической культурой и спортом способствуют патриотическому воспитанию учащейся молодежи, формированию морально-волевых качеств (честности, справедливости, ответственности, дисциплинированности, силы воли, смелости, решительности, терпеливости), необходимых для военно-прикладной физической подготовки.
Кроме того, патриотизм дагестанцев, как и других народов Российской Федерации, проявляется в любви к своей республике, национальной гордости, привязанности к родному краю, языку, культуре своего народа и уважении других народов, проживающих в Дагестане. Многие годы патриотическая идея как объединяющая и консолидирующая сила имела большое значение для многонационального Дагестана в укреплении государственности и воспитании горцев, любящих свою «малую» и «большую» Родину, уважающих свою национальную культуру, добрые народные традиции и обычаи. В современных условиях важно сохранить эти традиции и направить все усилия государственных и общественных организаций на сохранение мира, дружбы между различ-
Таблица 2
Изменение показателей уровня воспитания патриотизма и формирования патриотического сознания у студентов первого курса
№ Уровень воспитания патриотизма и формирования патриотического сознания Количество детей
в начале эксперимента в конце эксперимента
1 Высокий уровень: наличие положительного и ответственного отношения к Вооруженным силам России и желания студентов служить в армии; проявление ярко выраженной любви к Родине, своему Отечеству, преданности и готовности честно выполнять гражданские и конституционные обязанности, наличие ярко выраженной эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на ситуации, угрожающие сохранению мира и безопасной жизнедеятельности, наличие желания принимать активное участие в походах, экскурсиях, посвященных патриотическому воспитанию 11 (27,5%) 27 (67,5%)
2 Средний уровень: наличие слабо выраженной любви к Родине, своему Отечеству, и отсутствие выраженной восприимчивости и отзывчивости на ситуации, угрожающие сохранению мира и национальной безопасности нашей страны; безразличное отношение к службе в армии, отсутствие особого желания студентов участвовать в походах, экскурсиях по изучению природы родного края 17 (42,5%) 12 (30%)
3 Низкий уровень: отсутствие любви к Родине, наличие отрицательного отношения к военной службе; нежелание служить в армии; слабо выраженная восприимчивость, отзывчивость на патриотические поступки и низкая активность и пассивное отношение студентов к мероприятиям по патриотическому воспитанию 12 (30%) 1 (2,5%)
ными народами и на укрепление единства и целостности Российской Федерации. Для этого необходима единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и нужна соответствующая этой политике эффективная система патриотического воспитания, способная консолидировать и координировать эту работу.
Л и т е р а т у р а
1. Алиев М.Н. Гуманизация личности и социальные проблемы образовании // Наука и образования: Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. — Вып. 4. -Ростов-на-Дону : РГПУ, 2003. — № 4. — С. 47-61.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2005 года о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Физическая культура в школе. — 2006. — № 5. — С. 2-6.
3. Алиев М.Н. Физическая культура и спорт как средства военно-патриотического воспитания учащейся молодежи // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственно-
сти : материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2003. — С. 354-359.
4. Алиев М.Н. Гуманизация личности в профессиональном педагогическом образовании // Вестник Дагестанского научного центра. — Вып. № 3. — Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2004.
— С. 41-48.
5. Постановление РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования РФ. — М., 2002. — № 2. -С. 2-11.
6. Алиев М.Н. Основные направления модернизации Российского образования: проблемы, приоритеты и пути их решения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Психолого-педагогические науки. — Вып. № 2. — Махачкала : ДГПУ, 2008. — С. 16-21.
7. Алиев М.Н. Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : межвузовский сборник научных трудов. — Вып. 3.
— Казань : КГУ, 2004. — С. 115-118.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ. — М., 2002. — № 2. — С. 2-31.
M.N. Aliev, D.Z. Djandarov
Physical culture and sports in patriotic education of students
The article studies issues of patriotic education for students in modem society. Benefits of physical culture and sports and their impact on patriotic education and development of patriotic ideas have been studied. The author reveals physical and moral-patriotic education gaps for children and youth and determines ways of their elimination. Moreover, the author suggests efficient means, forms and techniques of patriotic education by means of physical culture and sports, presents positive results of experimental work.
Key-words: patriotism, patriotic eduction, patriotic consciousness of students, means of physical culture and sports, forms and methods of patriotic education.
—————————————
Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности. | Статья по физкультуре на тему:
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №133»
Автор:
Анциферова Татьяна Геннадьевна,
учитель физической культуры
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №133»
Омск — 2017
Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно — деятельностной самореализации на благо Отечества.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, готовность к её защите.
Программа по патриотическому воспитанию школьников, действующая в школе, направлена на неустанную работу по созданию чувства гордости за свою школу, малую Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Она разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно — патриотическое воспитание. Оно направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.
В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:
1. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, организация досуга школьников достигается различного рода спортивно-массовыми внеурочными мероприятиями: «Дни здоровья», матчевые встречи по разным видам спорта, мероприятия в рамках месячника ЗОЖ и месячника военно-спортивной и массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества, а также декады, посвященной Победе советского народа в ВОВ 1941-1945 гг, где основным спортивным мероприятием является военно-спортивная игра на местности, с приглашением военнослужащих из в/ч 7543,традиционного Дня защиты детей, проводимого в форме общешкольного спортивного праздника в последний день учебы в мае.
Военно-спортивная игра на местности — это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести: наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев.
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки — одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии. Эффективным, действенным средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и взаимной выручки являются военно-спортивные игры.
2. Содействие социально — ориентированному воспитанию молодежи (спортивные секции по баскетболу, волейболу, таеквондо, каратэ).
Сборные команды школы по отдельным видам спорта являются участниками как окружных, так и городских соревнований. Ребята успешно защищают честь школы и являются победителями в своих возрастных группах в соревнованиях по баскетболу: III место в округе в двух возрастных группах, II место в округе по футболу среди мальчиков, II место в городе по футболу среди команд девочек 2000-2001 г.р., II место в городе по гандболу, II место в городских соревнованиях «Орлята России» и III место в окружных соревнованиях «Орлята России» в старшей возрастной группе.
- Осуществление начальной военной, спортивной, правовой, стрелковой подготовки путем проведения военизированных сборов 10 классов.
- Проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота («А ну-ка, парни!», « Кубок мужества», «Молодецкие забавы», матчевые встречи по различным видам спорта к памятным датам, городская эстафета, посвященная дню Победы и т.д.).
- Обеспечение прав и возможностей школьников на удовлетворение своих потребностей в физической культуре и участии в массовом спортивном движении (участие во Всероссийских спортивных акциях «Кросс Нации», «Лыжня России», в «Сибирском международном марафоне).
- Развитие детского и юношеского спорта (взаимодействие с ДЮСШ города, на базе школы тренеры проводят занятия по гандболу, таеквондо и карате).
Успех работы в спортивно-патриотическом воспитании во многом зависит от наличия систематических мероприятий, где, школьники в свою очередь начинают понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. Они должны научиться чувствовать гордость не только за свои результаты, но и за достижения в мировом и отечественном спорте.
Спорт — не во имя достижений, а во имя развития личности — может стать целью и смыслом жизни для подростков и реальной альтернативой наркомании, алкоголизму, правонарушениям. Нравственно-развитая личность – достойный гражданин своей страны.
Россия вводит еженедельные уроки патриотизма для школьников
Образование
Редактор онлайн-новостей1 сентября 2022 г.
3 минуты чтения
Москва, 1 сентября (ЭФЭ). — Кремль ввел обязательное вывешивание российского флага во всех школах страны, а также еженедельные занятия по патриотическому воспитанию. Эта инициатива будет распространена на территории, оккупированные Россия в Украине, где в четверг начался учебный год, несмотря на продолжающуюся войну.
На встрече со студентами в прибалтийском анклаве Калининград президент России Владимир Путин вспомнил о коллеге из КГБ, который научил его, что главная ценность в жизни — «служить Родине», не ожидая ничего взамен.
Путин подчеркнул важность редактирования учебников истории с «достоверной» информацией, вроде того, что Украина «никогда» не имела своего государства до создания Советского Союза, и призвал все общество поддержать нынешнюю «спецвойсковую операцию». Кремлевский срок для войны.
ПОДЪЕМ ФЛАГА
В 8 часов утра в школе в центре Москвы впервые состоялась церемония поднятия Государственного флага.
Церемония, которая отныне будет проходить каждый понедельник с приспусканием флага по пятницам, была навязана Министерством образования после начала российской «спецвойсковой операции» на Украине для привития патриотизма российским детям с раннего возраст.
Выбранные знаменосцы – отличники учебных, интеллектуальных и спортивных достижений – водрузили красно-бело-синее знамя на флагштоке, установленном справа от здания школы, перед учащимися выступил московский депутат и, по традиции, , девочка из первого класса позвонила в колокольчик на плечи мальчика из последнего класса.
УРОКИ ПАТРИОТИЗМА
Споры разгорелись в родительских чатах, когда органы образования объявили, что школьная неделя будет начинаться каждый понедельник с урока патриотизма под названием «Разговор о важном», который критики считают просто «уроком пропаганды».
Согласно учебному плану, опубликованному министерством, в течение получаса преподаватели должны пропагандировать национальную гордость, укорененную в истории, при этом тесно связывая уроки с текущей военной кампанией с помощью текстов, видео и песен.
Учителя должны представить показания солдат, чтобы учащиеся поняли, что «российские военные — герои» и что «жители Донецкой и Луганской народных республик — русские», которых нужно вернуть в Россию.
«Люби Родину, служи Родине», «Счастье Родины дороже собственной жизни» или «Я не боюсь умереть за Родину» — вот лишь некоторые ответы, ожидаемые от школьников, согласно Министерская методика.
ПРИЗЫВ К БОЙКОТУ
В каждой школе будет советник директора, который будет отвечать за координацию этой патриотической акции, роль, которую некоторые уже сравнивают с ролью политического комиссара в советские времена.
Две учительские организации в четверг призвали родителей учеников бойкотировать то, что они открыто назвали «идеологическим проектом» Кремля, поскольку он пропагандирует, что главный идеал для россиян — служить Родине, «часто с оружием в руках».
Они считают, что само определение военной операции и намек на «киевский режим» и НАТО «не имеют никакого отношения к патриотическому воспитанию» и указывают, что согласно действующему законодательству «любая пропаганда в школах запрещена ».
«Мы убеждены, что истинный патриотизм нельзя воспитать в атмосфере ненависти, страха и навязывания», — говорится в письме.
По данным прессы, некоторые учителя уже заявляли, что эти занятия лишь способствуют раболепию перед российским руководством, а не патриотизму.
АННЕКСИЯ НАЧИНАЕТСЯ В ШКОЛЕ
Несмотря на ожесточенные бои, российские власти приняли решение открыть учебный год более чем в 1300 школах в самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республиках, а также на оккупированных территориях в Харьковской области Украины и южные районы Херсона и Запорожья, которые частично контролируются российскими войсками.
Статьи по теме
Глава 2 Когда Китай? (1): Патриотическое воспитание и век национального унижения | Китай: нация пессоптимистов
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКитай: нация пессоптимистовКитайская политикаСравнительная политикаМеждународные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКитай: нация пессоптимистовКитайская политикаСравнительная политикаМеждународные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Каллахан, Уильям А. ,
‘Глава 2 Когда Китай? (1): Патриотическое образование и век национального унижения ‘
,
Китай: Пессоптимистская нация
(
Оксфорд,
2009;
онлайн Edn,
Academic
, 1 Feb. 2010
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199549955.003.0002,
, по состоянию на 22 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКитай: нация пессоптимистовКитайская политикаСравнительная политикаМеждународные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКитай: нация пессоптимистовКитайская политикаСравнительная политикаМеждународные отношенияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Показывает, как пессоптимистическая политика идентичности Китая формирует историческую память, побуждая разгневанную китайскую молодежь взрываться народными протестами, когда они чувствуют, что Китай унижают. В нем анализируется, как Центральный отдел пропаганды Коммунистической партии Китая использует великий нарратив о Веке национального унижения, чтобы социализировать китайцев в патриотов, которые должны постоянно бороться с враждебными иностранными силами. Таким образом, Центральный отдел пропаганды намеренно применяет педагогику национального унижения как часть своей политики патриотического воспитания. В этой главе рассматриваются китайскоязычные источники официальной и массовой культуры, чтобы объяснить, почему патриотическое воспитание представляет собой моральную кампанию, которая учит людей тому, как и что делать.0125 чувствовать
Ключевые слова: история, пропаганда, официальная культура, массовая культура, китайский национализм
Предмет
Сравнительная политикаКитайская политикаМеждународные отношения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.