Принципы воспитания определение: Принципы воспитания — справочник для студентов и школьников

Принципы воспитания — справочник для студентов и школьников

  1. Основные принципы воспитания в педагогике
  2. Единство и целостность
  3. Главенствующая роль учителя
  4. Активная деятельность
  5. Связь с жизнью
  6. Гуманизм и нравственность
  7. Самовоспитание

Основные принципы воспитания в педагогике

Принципы воспитания, являясь обязательными требованиями к этому процессу, объединяют основные установки и ориентиры, формирующие порядок работы. Принципы воспитания это — основы определяющие единый подход к воспитательной деятельности, обеспечивающие ее целостность. Они имеют много общего с обучением, но между ними безусловно есть различия, связанные со спецификой процессов.

Согласно современным взглядам к принципам воспитания относятся:

  • единство и целостность воспитания,
  • главенствующая роль учителя,
  • активная деятельность учеников,
  • связь с реальной жизнью,
  • развитие коллективизма,
  • формирование нравственности и гуманизма,
  • обучение самовоспитанию.

Рассмотрим подробнее основные принципы воспитания.

Единство и целостность

Формирование личность не возможно по частям, действенный воспитательный процесс возможен только через общую совокупность воздействий. В процессе важно формирование: системы целей, самовоспитания, взаимодействия с коллективом. Развитие личности осуществляется при помощи комплекса воспитательных приемов, методов, средств, как согласованное воздействие. Процесс осуществляется через семью, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив.

Координация действий семьи, школы, общественности, а также единые требования к обучаемому — дополняют и углубляют воздействие. Стоит понимать, что отсутствие координации усилий приводит к тому, что воспитанник испытывает серьезные психологические перегрузки, а цели развития личности не достигаются.

Главенствующая роль учителя

Учитель обеспечивает единство и целостность воспитания. Принцип воспитания определяет личный пример педагога, как один из наиболее важных и действенных методов развития личности. Воспитание предполагает активность обучаемых, однако организатором деятельности воспитанников, является именно педагог.

Учителя должны соответствовать высоким профессиональным этическим требованиям. Так, нельзя побуждать учеников оказывать учителю личные услуги, поощрять лесть, подхалимство, угодничество. Пренебрежение и предвзятое отношение к одним ученикам, и поблажки другим — также недопустимы. Подобные действия абсолютно неприемлемы для педагога, и наносят невосполнимый урон воспитанию, подрывают авторитет.

Активная деятельность

Важно понимать, что процесс опирается на активную совместную деятельность воспитанников и педагога. Такой подход наиболее результативен.

Эффективно именно сочетание деятельного руководства с активностью воспитанников. Развитие личности всегда опирается на активную деятельность.

Связь с жизнью

Воспитание не должно быть оторвано от реальной жизни, оно обязано всесторонне развивать ребенка. Необходимо оказывать помощь учащемуся при выборе жизненных приоритетов, а также при выборе профессии.

Осуществляется принцип связи воспитания с жизнью, через создание государственных учебных заведений, профориентацию, наставничество.

Гуманизм и нравственность

Гуманизм в воспитании проявляется через веру в возможности ребенка. Необходимо проявлять интерес к жизни воспитанника, уважать личность ученика, стремиться найти «общий язык». Важно принимать равенство ребенка и взрослого педагога в духовном смысле, воздерживаться от самоутверждения за счет воспитанника.

Принцип обусловлен, наличием положительных задатков в каждом человеке, которые следует развивать. Опытный учитель, активно использует гуманизм, не скупясь на похвалу и добрые слова. Своим поведением учитель внушает ученику уверенность, создает атмосферу сотрудничества, способствует развитию обучаемого.

Гуманизм не исключает требовательности, а дополняет ее. Сочетание уважения и строгости — важное условие развития личности ученика, решения педагогических задач, возникающих в процессе.

Принцип опоры на коллектив

Взаимодействия внутри коллектива — значимая часть педагогической деятельности.

Психологический климат в группе, который опытный учитель будет направлять и контролировать, очень важен, он активно способствует развитию личности. Этот существенный фактор процесса помогает освоить ребенку социальное поведение. Принципы воспитательной работы обеспечивают воспитаннику возможность реализовать потребность в объединении, солидарности, позволяет ему усвоить модель отношений, существующую в реальном обществе.

Самовоспитание

Определение

Самовоспитание рассматривается как осознанная целенаправленная работа личности, по формированию и совершенствованию положительных качеств, а также устранению негативных.

Усиление принципа воспитания, проявляется через изменение роли образования в социуме. Динамичность развития общества определяет необходимость учиться всю жизнь. Самовоспитание, как принцип воспитательного процесса, базируется на: самоанализе, развитие самоконтроля, верной самооценке.

Замечание

Перечисленные основные принципы воспитания в педагогике взаимосвязаны, обязательны, равнозначны, и указывают наиболее действенное направление развития воспитания.

Принципы воспитания — справочник для студентов и школьников

  1. Основные принципы воспитания в педагогике
  2. Единство и целостность
  3. Главенствующая роль учителя
  4. Активная деятельность
  5. Связь с жизнью
  6. Гуманизм и нравственность
  7. Самовоспитание

Основные принципы воспитания в педагогике

Принципы воспитания, являясь обязательными требованиями к этому процессу, объединяют основные установки и ориентиры, формирующие порядок работы. Принципы воспитания это — основы определяющие единый подход к воспитательной деятельности, обеспечивающие ее целостность. Они имеют много общего с обучением, но между ними безусловно есть различия, связанные со спецификой процессов.

Согласно современным взглядам к принципам воспитания относятся:

  • единство и целостность воспитания,
  • главенствующая роль учителя,
  • активная деятельность учеников,
  • связь с реальной жизнью,
  • развитие коллективизма,
  • формирование нравственности и гуманизма,
  • обучение самовоспитанию.

Рассмотрим подробнее основные принципы воспитания.

Единство и целостность

Формирование личность не возможно по частям, действенный воспитательный процесс возможен только через общую совокупность воздействий. В процессе важно формирование: системы целей, самовоспитания, взаимодействия с коллективом. Развитие личности осуществляется при помощи комплекса воспитательных приемов, методов, средств, как согласованное воздействие. Процесс осуществляется через семью, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив.

Координация действий семьи, школы, общественности, а также единые требования к обучаемому — дополняют и углубляют воздействие. Стоит понимать, что отсутствие координации усилий приводит к тому, что воспитанник испытывает серьезные психологические перегрузки, а цели развития личности не достигаются.

Главенствующая роль учителя

Учитель обеспечивает единство и целостность воспитания. Принцип воспитания определяет личный пример педагога, как один из наиболее важных и действенных методов развития личности. Воспитание предполагает активность обучаемых, однако организатором деятельности воспитанников, является именно педагог.

Учителя должны соответствовать высоким профессиональным этическим требованиям. Так, нельзя побуждать учеников оказывать учителю личные услуги, поощрять лесть, подхалимство, угодничество. Пренебрежение и предвзятое отношение к одним ученикам, и поблажки другим — также недопустимы. Подобные действия абсолютно неприемлемы для педагога, и наносят невосполнимый урон воспитанию, подрывают авторитет.

Активная деятельность

Важно понимать, что процесс опирается на активную совместную деятельность воспитанников и педагога. Такой подход наиболее результативен.

Эффективно именно сочетание деятельного руководства с активностью воспитанников. Развитие личности всегда опирается на активную деятельность.

Связь с жизнью

Воспитание не должно быть оторвано от реальной жизни, оно обязано всесторонне развивать ребенка. Необходимо оказывать помощь учащемуся при выборе жизненных приоритетов, а также при выборе профессии.

Осуществляется принцип связи воспитания с жизнью, через создание государственных учебных заведений, профориентацию, наставничество.

Гуманизм и нравственность

Гуманизм в воспитании проявляется через веру в возможности ребенка. Необходимо проявлять интерес к жизни воспитанника, уважать личность ученика, стремиться найти «общий язык». Важно принимать равенство ребенка и взрослого педагога в духовном смысле, воздерживаться от самоутверждения за счет воспитанника.

Принцип обусловлен, наличием положительных задатков в каждом человеке, которые следует развивать. Опытный учитель, активно использует гуманизм, не скупясь на похвалу и добрые слова. Своим поведением учитель внушает ученику уверенность, создает атмосферу сотрудничества, способствует развитию обучаемого.

Гуманизм не исключает требовательности, а дополняет ее. Сочетание уважения и строгости — важное условие развития личности ученика, решения педагогических задач, возникающих в процессе.

Принцип опоры на коллектив

Взаимодействия внутри коллектива — значимая часть педагогической деятельности. Психологический климат в группе, который опытный учитель будет направлять и контролировать, очень важен, он активно способствует развитию личности. Этот существенный фактор процесса помогает освоить ребенку социальное поведение. Принципы воспитательной работы обеспечивают воспитаннику возможность реализовать потребность в объединении, солидарности, позволяет ему усвоить модель отношений, существующую в реальном обществе.

Самовоспитание

Определение

Самовоспитание рассматривается как осознанная целенаправленная работа личности, по формированию и совершенствованию положительных качеств, а также устранению негативных.

Усиление принципа воспитания, проявляется через изменение роли образования в социуме. Динамичность развития общества определяет необходимость учиться всю жизнь. Самовоспитание, как принцип воспитательного процесса, базируется на: самоанализе, развитие самоконтроля, верной самооценке.

Замечание

Перечисленные основные принципы воспитания в педагогике взаимосвязаны, обязательны, равнозначны, и указывают наиболее действенное направление развития воспитания.

Пять принципов позитивного воспитания ⋆ Родительский хаос

Делиться заботой!

5063 акции

  • Поделиться
  • Твит

Основа позитивного воспитания основана на пяти принципах: привязанность, уважение, активное воспитание, чуткое лидерство и позитивная дисциплина. Эти пять принципов идут рука об руку, чтобы создать прочную связь и сделать вас эффективным лидером, который нужен вашему ребенку, чтобы вести его в детстве.

1. Привязанность

В соответствии с теорией связи привязанности, впервые предложенной английским психиатром Джоном Боулби и американским психологом Мэри Эйнсворт, связь (или привязанность), формирующаяся между основными опекунами и младенцами, отвечает за:

  • Формирование всего наши будущие отношения
  • Усиление или повреждение нашей способности концентрироваться, осознавать свои чувства и успокаиваться
  • Влияет на нашу способность оправляться от неудач.

Дети запрограммированы на связь на биохимическом уровне. Это происходит сначала с их ближайшими родственниками, а затем с более широким сообществом. Если этой связи нет, мозг может развиваться не так, как предполагалось. Когда установлена ​​надежная привязанность, ребенок чувствует себя в безопасности. Исследования показывают, что у детей, у которых не сложилась надежная привязанность в ранние годы, позже в жизни часто возникают проблемы с поведением и отношениями.

2. Уважение

Как человеческие существа, дети заслуживают такого же внимания, какое мы оказываем другим. С детьми нужно обращаться вдумчиво, вежливо и вежливо, точно так же, как мы обращаемся с другими людьми. Исследования показали, что у детей, у которых есть любящие, заботливые родители, увеличивается гиппокамп, что способствует лучшей памяти, обучению и реакции на стресс. Поэтому мы уважаем ум ребенка, когда мы заботливы и позитивны. Мы уважаем тело и достоинство ребенка, когда принимаем решение не бить его, чтобы намеренно причинить боль в учебных целях.

Мы уважаем ее индивидуальность, когда даем ей возможность исследовать и развиваться в своем собственном темпе. Мы уважаем ее дух, признавая, что каждый ребенок обладает своим уникальным духом, который следует уважать.

3. Проактивное воспитание

Проактивные родители устраняют потенциально проблемное поведение при первых признаках, прежде чем оно перерастет в серьезную проблему. Мы также понимаем, что, потратив дополнительное время на построение отношений и обучение заранее, мы предотвратим многие проблемы, которые могли возникнуть из-за отсутствия связи и отсутствия знаний и инструкций. Проактивное воспитание также означает, что родители реагируют, а не реагируют на поведение своих детей. Это требует предусмотрительности того, как человек будет реагировать, а также запланированных действий. В то время как реактивные родители действуют импульсивно, отзывчивые родители контролируют себя и способны выполнить план, когда возникает ситуация.

4. Эмпатическое лидерство

Не путать с вседозволенными родителями, позитивные родители по-прежнему играют роль лидера. На самом деле, не дать детям компетентных руководителей, которые бы направляли их в их путешествии по этому большому новому миру, было бы большой медвежьей услугой по отношению к детям. Быть чуткими означает, что мы понимаем потребности наших детей и относимся к ним так, чтобы они чувствовали себя услышанными и понятыми, сохраняя при этом установленные нами границы.

5. Позитивная дисциплина

Наказание отличается от наказания. Цель наказания состоит в том, чтобы заставить кого-то страдать достаточно, чтобы заставить его хотеть избежать этого конкретного поведения (и, следовательно, наказания) снова в будущем. Цель дисциплины — научить кого-то контролировать импульсы и поведение, освоить новые навыки, исправить ошибки и найти решения.
Многие современные «методы воспитания» полностью сосредоточены на том, как дисциплинировать детей. Философия позитивного воспитания выходит далеко за рамки простой дисциплины. В то время как действия и поведение, которые вы проявляете в дисциплине, важны, поймите, что важна не только дисциплина, но и весь детский опыт, который вы даете. Детей формируют не только моменты наставлений и исправлений, но и сотни тысяч моментов — миль и слез, успехов и неудач, ободрения и разочарования, смеха и печали, принятия и отрицания, разъединений и воссоединений — составляют их детство.


Позитивное воспитание: основное руководство

Устали от криков и нытья? Настоящая семейная связь возможна — и это важное руководство показывает нам, как это сделать.

Популярный блогер о воспитании детей Ребекка Инес считает, что советы для родителей должны заключаться не только в том, чтобы заставить детей вести себя хорошо. Изо всех сил пытаясь поддерживать значимую связь со своими двумя малышами и разочарованная отсутствием эмоционально чувствительных книг для родителей, она начала делиться своими мыслями с читателями в Интернете. Ее последователи превратились в процветающее сообщество, насчитывающее сотни тысяч человек.

Выдержки из книги «Позитивное воспитание» Ребекки Инес с разрешения TarcherPerigee, издательства Penguin Random House. Copyright © 2016 Ребекка Ианес.

Поделись!

Другие идеи, которые вам понравятся!

Делиться заботой!

5063 акции

  • Поделиться
  • Твит
Категории Воспитание

Три основных принципа воспитания – Y Magazine


Крейг Х. Харт, ’80

Воспитание с любовью, ограничениями и свободой действий может иметь далеко идущие последствия для детей.

ВЫ  слышите слишком знакомый визг и не удивляетесь, когда обнаруживаете, что ваша 2-летняя дочь и 4-летний сын соревнуются в перетягивании каната из-за заветной игрушки. Сегодня это уже случалось несколько раз, и вы начинаете чувствовать разочарование. Что вы ответите?

То, как родители справляются с такими ситуациями, влияет не только на уровень хаоса в их доме. Исследования показали, что стиль воспитания также может влиять на социальное развитие детей.

За последние 20 лет я участвовал в исследованиях родителей в нескольких частях Соединенных Штатов, а также в Австралии, Китае и России, где мы обнаружили удивительное сходство в стилях воспитания и их влиянии на социальные навыки детей. Во всем мире большинство видов родительского поведения можно отнести к одному из трех общих стилей воспитания: принудительному, разрешительному и авторитарному.

Наше исследование показывает, что авторитарные стили наиболее эффективны для долгосрочного развития позитивного социального поведения у детей, и это подтверждает слова современных пророков. Авторитетное воспитание включает в себя постоянное любящее общение с детьми, установление разумных ограничений и предоставление детям соответствующей степени автономии. Принуждение и вседозволенность менее эффективны и часто вредны для родителей. Принуждение включает в себя использование физического или психологического контроля для достижения желаемого поведения у детей. Снисходительное воспитание чрезмерно балует детей и дает им относительно полную свободу действий.

Важно отметить, что даже в одной семье нет двух одинаковых детей, которые одинаково реагируют на воспитание. Бригам Янг мудро призывал родителей «изучать их [детей] характеры и их темпераменты и обращаться с ними соответственно» ( Discourses of Brigham Young, ed. John A. Widtsoe [Salt Lake City: Deseret Book, 1998], p. 207). Для большинства детей адаптация тщательно подобранного баланса трех авторитетных родительских принципов — того, что я называю любовью, ограничениями и свободой действий — может научить их правильному поведению и помочь им развить социальные навыки.

Любовь

Выражение любви к детям или установление связи — основа авторитетного воспитания. Родители с любовью общаются со своими детьми, проводя с ними игривое время, проявляя привязанность, хваля их за успехи, читая им и заверяя их в отношениях в моменты исправления.

Даже когда обстоятельства вынуждают родителей выполнять регулирующую роль, они должны делать это с любовью. Принуждение — физическое или психологическое — редко уместно. Принудительное поведение включает жестокое обращение и чрезмерную шлепанье, угрозы физической агрессии, крик, манипулирование, отказ от любви, чувство стыда, чувство вины, обесценивание чужих чувств и покровительственное отношение. В то время как принуждение часто приводит к немедленному подчинению ребенка, исследования показывают, что оно редко приводит к долгосрочному решению и часто приводит к тому, что ребенок становится более вызывающим, подавленным, агрессивным или замкнутым, а также манипулирует дома и со сверстниками.

Современные пророки, восходящие к Бригаму Янгу, высказывались против принудительного воспитания и выступали за более любящий и объединяющий подход. Президент Янг сказал: «Добрые слова и любящие действия по отношению к детям гораздо лучше усмирят необразованную природу [детей], чем. .. . . . физическое наказание» ( Deseret News Weekly, , 7 декабря 1864 г., стр. 2). Президент Джозеф Ф. Смит добавил, что родители не должны «прибегать к плетям и насилию», и утверждал, что «мужчина, который злится на своего мальчика и пытается исправить его, пока он в гневе, совершает величайшую ошибку. . . . Вы можете только исправить своих детей. . . в доброте любовью нелицемерной, убеждением и разумом» (9).0104 Учение Евангелия,  13-е изд. [Солт-Лейк-Сити: Deseret Book, 1963], стр. 316–17). А Президент Гордон Б. Хинкли призвал родителей быть «дружескими» со своими детьми («Некоторые мысли о храмах, удержании новообращенных и миссионерском служении», Ensign  [ноябрь 1997 г.], стр. 49).

Родители могут установить отношения любви со своими детьми, проявляя к ним нежность, доброту, долготерпение и милосердие (см. У. и З. 121:41; 45). Когда обличение необходимо, родители должны сопровождать его «умножением любви». . . чтобы [ребенок] не считал [их] своими врагами» (У. и З. 121:43).

Светские исследования поддерживают этот подход. Дети родителей, которые сосредоточены на любовных отношениях и менее склонны к принуждению, как правило, лучше регулируют свои эмоции и находят мирные решения проблем. Они лучше умеют читать социальные сигналы и развивать доверие и дружбу со сверстниками.

Ограничения

Хотя любовь является основой авторитетного воспитания, детям также нужны соответствующие ограничения. Что уместно в установлении ограничений, зависит от характера и зрелости данного ребенка. Таким образом, воспитание детей похоже на езду на лошади. Некоторых детей родителям, возможно, придется держать в ежовых рукавицах крепче. Другим детям может потребоваться меньше родительского контроля. А с некоторыми детьми слишком сильное сдерживание может привести только к неповиновению. Понимание того, когда отпустить поводья, а когда ужесточить хватку, требует большого творчества и вдохновения.

Многие ограничения могут быть неявными. Например, детям, которые растут с родителями, которые посещают церковь каждое воскресенье, всегда пристегивают ремни безопасности и никогда не ругаются, возможно, не нужны четкие правила по таким вопросам. Президент Дэвид О. Маккей советовал родителям: «На детей большее влияние оказывают проповеди, которые вы произносите, чем проповеди, которые вы проповедуете» (in Conference Report, апрель 1955 г., стр. 26). Когда родители устанавливают явные ограничения, важно отличать горы от мух слона и не делать слишком много правил.

Важно, чтобы родители, когда это возможно, заранее обосновывали правила («Люди читают в библиотеке. Мы можем оставаться, пока молчим»), а не произвольно реагировали на плохое поведение ребенка. Правила также должны иметь логические последствия. Например, если в семье есть семейное правило, запрещающее кататься на роликах в доме, подходящим последствием нарушения этого правила может быть то, что ребенок не может кататься на роликах в течение определенного периода времени. Другими примерами являются лишение водительских прав за нарушение правил дорожного движения или спокойное появление на подростковой вечеринке подростка, когда нарушается комендантский час.

Родители становятся снисходительными, когда не соблюдают границы. Спокойное и последовательное выполнение и объяснение того, почему применяются наказания, жизненно важно для того, чтобы помочь детям научиться регулировать свое поведение.

Логическое вознаграждение может быть подходящим следствием соблюдения семейных правил. Делать комплименты детям («Газон выглядит великолепно»), давать заработанные награды («Если вы закончите домашнюю работу раньше, вы можете играть в компьютерную игру до сна») и предлагать неожиданные награды («Спасибо, что едите свой ужин каждый вечер в этот неделю. Пойдем поедим мороженого»), чтобы дети могли ощутить плоды хорошего поведения, усердной работы и послушания.

Исследования показывают, что дети, чьи родители устанавливают соответствующие ограничения в своем поведении и следуют им, менее склонны злоупотреблять наркотиками, быть агрессивными и правонарушителями и с большей вероятностью хорошо приспосабливаются к школе. Они лучше продумывают последствия действий и охотнее соблюдают законы. Они также, как правило, более способны к моральным рассуждениям и лучше контролируют себя.

Широта  

Говоря о Святых, Джозеф Смит сказал: «Я учу их правильным принципам, и они управляют собой» (цит. Джон Тейлор, в  Тысячелетняя Звезда,  15 ноября 1851 г., с. 339). Точно так же родители должны помнить, что их дети не будут вечно находиться под их непосредственным руководством. В конце концов дети уходят из дома, и им нужно «управлять собой». Один из способов, которым родители могут подготовить своих детей к этому времени, — предоставить им определенную степень свободы или автономии, соответствующую их зрелости.

С самого раннего возраста родители могут позволить им принимать разумные решения в рамках установленных границ. Маленькие дети могут помочь выбрать, что надеть. Дети старшего возраста могут влиять на то, как они выполняют свои обязанности. Подросткам может быть разрешено делать выбор в отношении средств массовой информации, если они не противоречат семейным правилам. Предоставление детям права голоса при принятии решений ставит их на «сиденье водителя» и подготавливает к принятию более серьезных решений позже.

Предоставление детям свободы действий означает обсуждение правил и компромисс, когда это уместно. Некоторые правила могут быть скорректированы при определенных условиях. Предположим, семейное правило состоит в том, что дети могут играть только после того, как работа по дому сделана. Что, если двоюродные братья заглянут с коротким визитом? Если родители не сдвинутся с места, они могут вызвать много обиды у своих детей. Вместо этого родители и дети могут решить считать этот день исключительным и разработать альтернативный план. Готовность вести переговоры с детьми и идти на компромисс, когда возможна гибкость, дает им больше контроля над своей жизнью и готовит их к переговорам и компромиссам в реальном мире.

Исследования подтверждают необходимость предоставления детям свободы действий. Дети, обладающие достаточным уровнем автономии, как правило, лучше разделяют власть и понимают точку зрения других. У них меньше споров с родителями и они более уважительно относятся к взрослым в целом. Они лучше управляют своей деятельностью. А в отношениях со сверстниками они уделяют больше внимания убеждению и переговорам, чтобы добиться своего.

Воспитание по праведным принципам

Я часто шучу, что до того, как у меня появились дети, я был гораздо лучшим родителем. Авторитетное воспитание требует времени, терпения, творчества, веры и вдохновения. И ни один родитель не справляется со всеми ситуациями идеально. Когда мы как родители терпят неудачу, нам нужно извиниться и постараться исправиться.

Не существует рецептов, как вырастить счастливых и хорошо адаптированных детей, но есть принципы, которым мы можем следовать. Используя любовь, ограничения и свободу действий, родители могут избежать «неправедного господства», ведя своих детей «убеждениями, долготерпением, мягкостью и кротостью и любовью непритворной» (У. и З. 121:39; 41).


Крейг Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *