Принципы патриотического воспитания: Принципы патриотического воспитания

Опубликованы новые принципы патриотического воспитания школьников

Общество 2072

Поделиться

Пока учителя пытаются приспособить рабочие программы и списки учебников под новые требования, а теоретики ломают голову насчет того, как лучше ввести образовательные стандарты третьего поколения в реальный процесс обучения, Минпросвещения оперативно разработало и представило новый стандарт для 9-11-х классов.

Главное его отличие в том, что он вводит аж восемь новых направлений — но не образования, а воспитания школьников.

Фото: Геннадий Черкасов

Его девизом вполне может стать перефразированная строчка классика: «Ученым можешь ты не быть, но патриотом быть обязан». То есть в дискуссии по поводу того, должна ли школа только учить, или еще и воспитывать детей, наконец достигнута ясность. Должна – и точка.

Причем по разным направлениям должна воспитывать: по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому и другим. Больше всего расписано в документе патриотическое воспитание. Оно призвано сформировать у подростка чувство «российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу». А еще «чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России».

— Здесь, на мой взгляд, заложено некоторое противоречие, – считает кандидат педагогических наук, доцент Елена Гайворонская. – Должна сказать, что воспитание как таковое в рамках процесса обучения стандартизации не поддается. Оно должно быть индивидуальным, ориентироваться только на ученика и отталкиваться от актуальных потребностей ребенка. Методы – вот их да, можно стандартизировать: регламентировать, алгоритмировать… 

Но главная цель процесса школьного воспитания – создание таких условий для ученика, чтобы он мог полностью раскрыть свою личность и усвоить нормы социализации в обществе на фоне требований, что приняты и необходимы сегодня. Да и в законе «Об образовании» у нас сказано, что воспитание – деятельность, направленная на воспитание личности (ребенка). А не воспитание ребенка «каким-то». Даже если это «что-то» такая прекрасная и достойная вещь как патриотизм.

Новый образовательный стандарт, с которым можно ознакомиться на сайте нормативных документов министерства, декларирует воспитание у старшеклассников «ценностного отношения» к госсимволам, историческому наследию, памятникам, традициям народов России и др. Юноши не должны отлынивать от армии, а наоборот прийти к «готовности к служению и защите Отечества». Не забыты и семейные ценности: к родителям и будущему жизненному выбору правильно воспитанные старшеклассники должны относится «на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России».

Среди толкований новых стандартов, которые обсуждает учительская общественность, доминирует тема «свободы выбора для учителя». Пока единую программу по всем предметам не ввели, во всяком случае.

Главное — заинтересовать детей и направить. «ФГОСы – это определение маршрута движения образования, – говорит директор Института прикладных и политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара. – А вот как будет вестись обучение – это задача для педагога». Больше интерактива, видеоуроков, поездок – советуют в ВШЭ. Трудно любить то, чего не знаешь и что не интересно.

Тема с новыми ФГОСами не раз всплывала и на учительских форумах. Преобладающее мнение – «будем посмотреть».

Еще когда введут их…

В 2022-23 гг. по ФГОС-III будут работать только 5-ые классы в школах. Затем обещают ввести 6 и 8-ые классы, засим очередность неясна. «Да за это время у чего-то (из списка) актуальность уйдет: у ослика или у эмира», – образно выражает свое мнение учитель химии из Ярославля. «Воспитание так воспитание, плавали, знаем. Главное, чтобы на год рабочий план утвердили», –  поддерживают коллегу из Оренбургской области.

Косвенно подобное мнение выражают даже в Госдуме. Председатель комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, ссылаясь на учителей и родительские организации, говорит о том, что переход на новые образовательные стандарты «слишком стремителен». То же самое можно сказать и о самых новых восьми направлениях воспитания юношества в выпускных классах.

Подписаться

Авторы:

Армия Россия Ярославль

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Мобилизация в Петербурге: хронология событий и рекомендации

    Фото 50352

    Санкт-Петербург

    Лаврентий Белый

  • Ещё трое арестованы в Москве по делу о подрыве Крымского моста

    25594

    Крым

    Фото пресс-службы Главы Республики Крым

  • В Ярославле элитный комплекс остался без воды и отопления

    9769

    Ярославль
  • В коллекции крымской красавицы появилась еще одна корона

    Фото 6196

    Крым

    Олеся Гончарова, фото из архива Анастасии Божковой.

  • Мобилизация в Ленобласти: хронология и рекомендации

    3320

    Ленинградская область

    Регина Маринец

  • Казаки-командиры рассказали о том, как воюют крымские добровольцы

    Фото Видео 3085

    Крым

    Ольга Новицкая, фото пресс-службы главы РК.

В регионах:Ещё материалы

Сущность и значение патриотического воспитания, его структура и основные особенности

Библиографическое описание:

Мазур, М. А. Сущность и значение патриотического воспитания, его структура и основные особенности / М. А. Мазур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/9/679/ (дата обращения: 27.10.2022).

Среди слагаемых, обеспечивающих успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление служебной дисциплины, профессионально-нравственное совершенствование личности, важное значение имеет правильная организация патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Под патриотическим воспитанием сотрудников ОВД мы понимаем целенаправленную, многоплановую, систематическую, организованную и скоординированную деятельность субъектов взаимодействия (командиров, начальников, воспитателей) по формированию у сотрудников патриотизма как интегративного личностного качества, имеющего профессиональную значимость.  

Сущность данного процесса заключается в создании условий для формирования патриотического поведения, переводе социально-нравственных ценностей в личностные.

В общей системе воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел патриотическое воспитание сотрудников ОВД предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций:

— статусно-позиционной — обеспечивает понимание и принятие сотрудниками законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов профессиональной деятельности и жизненной стратегии;

— формирующе-развивающей — состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у сотрудников социально-ценностных характеристик, чувства патриотизма, а также продуктивную реализацию их патриотического потенциала в служебной деятельности;

— информационно-коммуникативной — обуславливает активное влияние патриотического воспитания на процесс познания в подразделении, а также развитие социально значимых связей и уставных взаимоотношений в служебных коллективах;

— информационно-мобилизующей — состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих субъектов к продуктивному воспитанию патриотизма в служебном коллективе;

— прогностическо-деятельностной — заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера сотрудника в интересах формирования и развития социально-ценностных образований и чувства патриотизма [2]

Анализ сущности и цели патриотического воспитания дает возможность выделить задачи анализируемого процесса, к которым относятся:

1. Расширение теоретических знаний о патриотическом воспитании.

2. Формирование патриотических чувств, т. к. неразделимо сознание и чувство патриотизма, сознание и чувство долга, принадлежность к российскому народу.

3. Развитие патриотизма как нравственного качества через аксиологическое отражение действительности.

Патриотическому воспитанию сотрудников ОВД как сложному, противоречивому и динамическому процессу присущи устойчивые, повторяющиеся существенные связи между элементами. Эти связи проявляют себя как закономерности патриотического воспитания и включают:

— соответствие целей и задач патриотического воспитания требованиям общества и милицейской службы, духовно-нравственным идеалам личности;

— возрастание роли патриотического воспитания в воспитательной работе ОВД;

— соответствие содержания, методов и форм патриотического воспитания решаемым задачам, конкретной обстановке;

— соответствие результатов системы патриотического воспитания поставленным целям и задачам, зависимость эффективности воспитательного воздействия от уровня теоретико-методической подготовки воспитателей, их культурно-нравственного развития.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания сотрудников ОВД. Анализ современных педагогических исследований по проблемам патриотического воспитания [1;4;5;7] позволяет выделить совокупность принципов, составляющих основу реализации данного процесса в ОВД. К числу их относятся общепедагогические принципы (природосообразности, субъектности, интегративности, оптимальности, воспитания в процессе деятельности, воспитания в коллективе и через коллектив,  опоры на положительное в личности и коллективе,  индивидуального подхода) и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД (принцип конкретно-исторического подхода, принцип преемственности, принцип государственно-патриотической и профессиональной направленности воспитания, принцип требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них).

Совокупность общепедагогических и специфических принципов, составляющих основу процесса  патриотического воспитания сотрудников ОВД, определяет содержание рассматриваемого процесса, в котором можно выделить следующие направления:

— воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине, потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;

— воспитание  сотрудников в духе гордости за принадлежность к системе ОВД России,  стремления развивать и обогащать их боевые традиции;

— развитие у сотрудников желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

— развитие постоянного стремления к овладению своей профессией,  к отличному освоению техники, оружия и способов их применения;

— изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и воспитание на этой основе у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления приумножить их;

— формирование профессионально и личностно значимых моральных (морально-боевых) и психологических качеств сотрудника ОВД, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над преступниками;

— формирование у сотрудников непоколебимой верности присяге и уставам,  неуклонного следования  их  требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

— формирование у сотрудников глубокого понимания необходимости защиты Родины, стремления к борьбе с преступностью;

— обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, семьях погибших сотрудников;

— пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга.

Специфика объекта нашего исследования обусловливает необходимость выделения особенностей патриотического воспитания сотрудников ОВД, которые отражают общепедагогическую направленность данного процесса и его специфику.

К общим особенностям процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД относятся:

— ярко выраженная профессиональная направленность, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой;

— воспитание у сотрудников уважительного отношения к достоинству граждан, направленности на защиту прав человека и гражданина, неукоснительное выполнение требований нормативных актов;

— необходимость учета особенностей объекта воспитания — взрослых людей, которых иногда приходится перевоспитывать;

— развитие у сотрудников государственного мышления, формирование у них четкой позиции в оценке и понимании государственной политики, воспитание их в духе преданности Родине и служебному долгу, верности Присяге и профессионально-этическим нормам Кодекса чести;

— развитие различных видов общественных формирований сотрудников ОВД; активизация деятельности советов наставников, ветеранов, собраний сотрудников, работа с сотрудниками, прошедшими «горячие точки»;

— совершенствование системы профессионального воспитания молодых сотрудников, повышение значимости традиций и ритуалов, стимулов морального и материального поощрения.

Анализ научных исследований по развитию патриотического воспитания сотрудников ОВД [1;3;4] позволяет  выделить специфические особенности данного процесса, включающие:

— обусловленность направленности и характера данного процесса не только экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, но и существующей нормативной базой;

— зависимость патриотического воспитания сотрудников от особенностей организации труда и управления в ОВД;

— осуществление данного процесса в рамках уставной организации, в условиях постоянного выполнения служебных задач, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками;

— обусловленность педагогического воздействия на воспитуемых специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Итак, анализ процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД как целостного педагогического процесса позволяет выделить основные положения, важные для нашего исследования:

— патриотическое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, стремление к активному проявлению профессионально-трудовых качеств, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять профессиональные обязанности;

— патриотическое воспитание побуждает чувство гордости за свою героическую Родину, чувство верности и преданности ей;

— патриотическое воспитание позволяет изучение и продолжение милицейских традиций, ритуалов;

— патриотическое воспитание дает сотруднику осознанное стремление защищать территориальную целостность государства и его конституционный строй, бороться с терроризмом и экстремизмом, преступностью;

— в процессе патриотического воспитания происходит повышение авторитета ОВД в обществе непосредственно через служебную деятельность каждого сотрудника, его отношения к гражданам и их проблемам и профилактическую работу среди населения;

— главными качествами для сотрудника ОВД является честность, порядочность, совестливость в служении Родине;

— для сотрудника характерна жизненная стойкость и мужество; сотрудники ОВД несмотря ни на что, сохраняют веру в лучшее будущее, это помогает им преодолевать все невзгоды;

— сотрудники ОВД обеспечивают постоянную охрану и правопорядок граждан;

— патриотическое воспитание сотрудников ОВД обеспечивает преемственность поколений;

— патриотическое воспитание усиливает связь сотрудника с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества;

— патриотизм превращает человека в патриота, делает его социальным, более духовным и более развитым, готовым к героизму. Посредством патриотизма человек из субъекта личной жизни превращается в активный субъект исторического процесса.

Библиографический список:

1.                  Жиляев А.А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах. – Автореф. дис….канд.пед.наук. – М., 1998.

2.                  Дудко А.В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений. Дис. … канн. пед наук. –Оренбург, 2002. – с.38-39.

3.                  Кабденов Т.К., Кильмашкина Т.Н. Особенности применения методов воспитания в органах внутренних дел //Психопедагогика в правоохранительных органах. —   1998. —  №2(8). —  с.42.

4.                  Кукушин В.М., Лебедев Г.П. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебное пособие. –Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.

5.                  Рыжкин Ю.Е. Военно-патриотическое воспитание: Метод. пособие.   — СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

6.                  Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. — М.-Л., 1948. — Т.2.

7.                  Хайрулин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис…. канд. пед. наук. — Челябинск, 1996.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотическое воспитание сотрудников, сотрудник, воспитательная работа, дело, чувство патриотизма, активное влияние, Воспитание патриотизма, служебная деятельность, совокупность принципов.

Президент Дональд Трамп защищает основополагающие идеалы Америки, способствуя патриотическому воспитанию – Белый дом

Информационные бюллетени

Выпущено:



Цитата

Мы заявим правду полностью, без извинений: Мы заявляем, что Соединенные Штаты Америки — самая справедливая и исключительная нация, когда-либо существовавшая на Земле.

Президент Дональд Дж. Трамп

СОДЕЙСТВИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: Президент Дональд Трамп работает над тем, чтобы подрастающее поколение Америки лучше понимало историю и принципы основания нашей нации.

  • Новым указом президента Трампа создается Президентская консультативная комиссия 1776, которая будет работать над улучшением понимания истории и принципов основания Соединенных Штатов среди подрастающих поколений нашей страны.
    • В течение года Комиссия подготовит отчет об основных принципах основания Америки и о том, как эти принципы можно понимать для дальнейшего блага свободы и содействия нашим постоянным усилиям по формированию более совершенного Союза.
    • Комиссия предложит федеральному правительству рекомендации по продвижению патриотического воспитания на федеральных объектах, включая национальные парки и памятники.
    • Комиссия также учредит «Президентскую премию 1776 года», чтобы отметить знания студентов об основании Америки и поддержать планы федерального правительства по празднованию 250-летия независимости Америки.
  • Наряду с новой комиссией президент приказывает федеральным агентствам уделять приоритетное внимание патриотическому воспитанию при доставке федеральных ресурсов.
  • Президент также предпринимает шаги по усилению соблюдения законов, требующих от американских учебных заведений, получающих федеральные средства, отмечать и отмечать День Конституции.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА: Президент Трамп способствует национальному единству, обновляя понимание и приверженность общим основополагающим принципам Америки.

  • Соединенные Штаты Америки были основаны на вере в то, что жизнь, свобода и стремление к счастью являются неотъемлемыми правами. Эти принципы составляют основу нашей американской идентичности.
  • На протяжении всей своей истории Соединенные Штаты стремились лучше воплощать в жизнь наши основополагающие принципы.
  • К сожалению, некоторые версии американской истории предлагают неверно истолкованный и односторонний отчет о нашем основании в попытке представить Америку как системно расистскую страну.
  • На самом деле, согласно Национальному табелю успеваемости, менее одного из шести восьмиклассников хорошо знают историю Соединенных Штатов.
  • Восстановление патриотического воспитания зависит от государственных и местных руководителей образования и родителей, которые должны иметь право выбирать образование, соответствующее их ценностям и потребностям их ребенка.

СОХРАНЯЯ НАШУ ИСТОРИЮ: Президент Трамп всегда будет защищать наследие нашей исключительной нации вместе с ее выдающимися Основателями и защищать идеалы и традиции Америки.

  • Президент Трамп решительно выступил против попыток исказить историю Америки и принял меры по содействию патриотическому воспитанию, воспевающему правду об истории нашей страны.
  • В сентябре президент созвал в Белом доме первую конференцию по американской истории, чтобы разобраться с этими искажениями.
  • Президент принял решение о создании Национального сада американских героев, парка скульптур, который увековечит память наших американских героев для будущих поколений.
  • Президент принял исполнительные меры, чтобы гарантировать, что радикалы, которые стремятся разрушить наследие Америки, снося наши памятники, будут преследоваться по закону в полной мере.

Образец Постановления о провозглашении сентября Месяцем патриотического воспитания

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО Соединенные Штаты Америки являются исключительной страной, народ которой всегда стремился сформировать более совершенный союз, основанный на наших основополагающих принципах и неотъемлемых правах, дарованных нам нашим Создателем ;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО , Конституционная республика Америки, основанная на наших основополагающих принципах свободы и равенства, является славным достижением и источником наших неустанных побед над ненавистью и угнетением;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО поколений прошлого построили величественные памятники, такие как Национальный архив и его прекрасную Ротонду, для размещения наших учредительных документов как вечное свидетельство их способности даровать свободу и надежду всем;

ПОСКОЛЬКУ , наши отцы-основатели, в том числе Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон, а также такие лидеры, как Авраам Линкольн, Фредерик Дуглас и преподобный Мартин Лютер Кинг-младший, были одними из величайших американцев, когда-либо живших, и заслуживают того, чтобы их чтили как героев, и что мы должны учить наших детей правде об их жизни и достижениях;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО , сентябрь является (i) традиционным месяцем возвращения в школу и (ii) месяцем, в котором мы ежегодно отмечаем подписание Конституции Соединенных Штатов 17 сентября 1787 года и отмечаем наши основополагающие принципы свободы и равенства. , это особенно подходящий месяц для рассмотрения того, чему мы учим наших детей об Америке в нашей системе образования K-12, и подходящий месяц для выявления ложных доктрин и вредных методов обучения, которые должны быть исключены из наших школ;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что наших детей и внуков следует учить гордиться своей страной, уважать наши основополагающие принципы свободы и равенства, а также понимать американскую историю как правдиво, так и вдохновляюще;

ПОСКОЛЬКУ , у нас должна быть учебная программа, которая учит, что все дети созданы равными, имеют одинаковую моральную ценность перед Богом, нашей Конституцией и законом, и что они являются членами национального сообщества, объединенного нашими основополагающими принципами;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что обучение основам гражданственности должно быть сосредоточено на серьезном изучении наших учредительных документов и принципов свободы и равенства, а не на принуждении учащихся к участию во внеклассных политических действиях от имени современных политических позиций;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что нашу молодежь следует учить тому, что как граждане мы должны относиться друг к другу не по признаку расы или пола, а как к личностям, созданным по образу Божьему;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО учить детей тому, что конституционная республика Америки была основана на принципе системного расизма, ложно, вызывает разногласия и должно быть остановлено;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО , мы должны запретить любую учебную программу, в которой учащиеся противопоставляются друг другу по признаку расы или пола;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО , те, кто называет нашу конституционную систему или наше общество «системно расистскими», совершенно неправильно понимают путь свободы и ее корни в основании Америки;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что мы должны препятствовать тому, чтобы школы политизировали образование, в том числе посредством любой учебной программы, которая требует от учащихся протестов и лоббирования во время или после занятий;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО , образование в нашей конституционной республике является преимущественно прерогативой штатов и местностей, и ни один подход к преподаванию истории или граждановедения не может прямо или косвенно навязываться федеральным правительством; и

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО , крайне важно, чтобы мы восстановили честное, патриотическое воспитание в наших школах, которое воспитывает в наших детях глубокую любовь к нашей стране.

ПОЭТОМУ , я, ____________, [губернатор/мэр/директор/другое] __ __________, властью и полномочиями, данными мне ______, настоящим делаю:

  1. Объявить сентябрь Месяцем патриотического воспитания.
  1. Призываем граждан этого штата, гражданское общество, молитвенные дома и выборных должностных лиц на всех уровнях правительства с гордостью подтверждать идеалы и принципы нашей страны в стремлении к большим возможностям и свободе для всех.
  1. Призываем всех граждан этого штата отпраздновать славные основополагающие принципы Америки, свободы и равенства, соответствующими праздниками и мероприятиями.
  1. Призовите соседей подтвердить свои узы дружбы и верности друг другу как американцы, основанные на вечных истинах о Боге, Семье, Сообществе и Стране.
  1. Призывайте общественные группы и оркестры исполнять патриотические песни, гимны и спиричуэлс, прославляющие американскую историю, особенно неукротимый дух всех американцев, которые преодолели зло, пережили огромные трудности и принесли огромные жертвы, чтобы помочь понять и защитить нашу основополагающие идеалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *