Принципами воспитания в современном российском обществе являются: Принципы воспитания | Педагогическая мастерская

Цели и принципы воспитания


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1510


Закономерности воспитательного процесса Классификация методов воспитательного процесса.

«Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, ответственной перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми» – эта цель заявлена в Законе об образовании (ред. 1992 г.).

Содержание учебного процесса это всегда конкретный ответ на вопрос, чему учить и как учить? Содержанием является система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.

Существующая цель воспитания в современном российском обществе – разносторонее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является процесс освоения человеком базовых основ культуры.

Основополагающее понятие содержания воспитания принадлежит «базовой культуре» личности.

Базовая культура – это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая, правовая культура; нравственная и экологическая, художественная и физическая культура; культура семейных отношений. В практической педагогике постоянно присутствует неотъемлемая связь целей воспитания с современными потребностями общества. Задачами воспитательного процесса являются умственное, физическое и трудовое (политехническое), нравственное и эстетическое воспитание.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Основные требования, предъявляемые к принципам воспитательного процесса:

· обязательность – принципы воспитания – это не совет и не рекомендация. Педагогическая практика требует обязательного и полного воплощения их в жизнь;

· комплексность – принципы используются не по цепочке, а фронтально и все сразу;

· равнозначность – среди принципов нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами.

1. Общественная направленность воспитания – наличие общественных институтов, определивших собственную деятельность как воспитательную. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.

2. Опора на положительное воспитание – этот принцип реализуется только при наличии педагогического идеала.

3. Гуманизация воспитательного процесса проявляется:

· в гуманном отношении к личности воспитанника;

· уважении его прав и свобод;

· в предъявлении посильных требований;

· в уважении к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые к нему требования;

· в уважении прав человека быть самим собой;

· в доведении до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

· в ненасильственном формировании требуемых качеств;

· в отказе от телесных и насильственных методов воздействия; в признании права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат с его убеждениями (гуманитарными, религиозными).

4. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

· изучал индивидуальные особенности личности;

· умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности образа мышления, мотивов, интересов и общей направленности личности;

· включал воспитанника в посильную деятельность;

· оперативно изменял тактику, устранял причины;

· опирался на собственную активность личности;

· сочетал воспитание с самовоспитанием;

· развивал самостоятельность и инициативу.

5. Единство воспитательных воздействий – этот принцип должен согласовывать и координировать усилия школы, семьи, общественности и т.д. по воспитанию подрастающего поколения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

природосообразность, культуросообразность, гуманизация, персонификация, толерантность, личностный подход.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.

Принципы социального воспитания: принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.

Дадим краткую характеристику каждому из общих принципов воспитания.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

Принцип природосообразности

предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций.

Проблемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принципы воспитания имеют следующие особенности. Во-первых, они обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. Во-вторых, принципы воспитания предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. В-третьих, все принципы воспитания равнозначны.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания относит ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В целом к принципам организации педагогического процесса относятся: принцип гуманистической направленности; принцип связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; принцип научности; ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи, общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; принципы прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

образование | Определение, развитие, история, типы и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джилл Байден Сильвестр II Вальтер Гропиус Иоанн Амос Коменский Роджер Бэкон
Похожие темы:
обучение медицинское образование дистанционное обучение дошкольное образование английский как второй язык

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что означает образование?

Образование относится к дисциплине, связанной с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации.

Каким было образование в древних Афинах?

Примерно с конца VII или VI века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие обязанности солдат. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался по пути все большей демократизации.

Как социальный класс влияет на получение образования?

Исследования показали, что образование является самым важным фактором, определяющим профессиональный статус человека и его шансы на успех во взрослой жизни. Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успехами или неудачами в школе, по-видимому, усилилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным фактором, определяющим результаты образования и профессиональные достижения.

Когда образование стало обязательным?

Хотя на практике образование не является обязательным во всем мире, право человека на образовательную программу, учитывающую его личность, таланты, способности и культурное наследие, было подтверждено в различных международных соглашениях, включая Всеобщую декларацию прав человека. 1948 г.; Декларация прав ребенка 1959 года; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966.

Что такое альтернативные формы обучения?

С конца 20-го века появились альтернативные формы образования, такие как дистанционное обучение, обучение на дому и множество параллельных или дополнительных систем образования, которые часто называют «неформальными» и «народными». Религиозные учреждения также обучают молодых и старых священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.

Предлагают ли школьные ваучеры доступ к лучшему образованию?

Школьные ваучеры стали предметом горячих дебатов в Соединенных Штатах. Некоторые родители получателей ваучеров сообщили о высоком уровне удовлетворенности, и исследования показали увеличение числа выпускников, получивших ваучеры. Однако некоторые исследования показали, что учащиеся, использующие ваучеры для посещения частных школ, а не государственных, не демонстрируют значительно более высоких академических достижений. Узнайте больше на ProCon.org.

образование , дисциплина, связанная с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения родителей и детей).

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных знаний общества. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети, зачатые среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена, рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формируя их поведение в соответствии со взрослой жизнью и направляя их к их возможной роли в обществе. В самых примитивных культурах часто мало формального обучения — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся окружающая среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые выступают в роли учителей. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к другому, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист по имени учитель.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт все меньше связан с повседневной жизнью, все меньше становится вопросом показа и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, все больше становится вопросом вычленение, рассказывание и изучение вещей вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать о своей культуре гораздо больше, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того, как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература перегружена советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, там развиваются философии и теории образования.

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили получившиеся системы. Другие аспекты образования рассматриваются в ряде статей. Для трактовки образования как дисциплины, включая образовательную организацию, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Для описания образования в различных специализированных областях, см. историографию; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия. Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний см. словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения образовательной свободы обсуждаются в цензуре. Для анализа атрибутов зрачка см. интеллект человека; теория обучения; психологическое тестирование.

Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к первобытным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи. Первобытный человек, чья культура представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и вневременности. Модель жизни относительно статична и абсолютна и передается от поколения к поколению с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, то о нем можно судить только по образовательным практикам сохранившихся примитивных культур.

Таким образом, цель примитивного образования состоит в том, чтобы помочь детям стать хорошими членами своего племени или группы. Особое внимание уделяется подготовке к гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидуумов как членов племени и тщательным пониманием своего образа жизни в период перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч первобытных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики допубертатного образования. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах. Дети фактически участвуют в социальных процессах деятельности взрослых, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала эмпатией, идентификацией и подражанием. Примитивные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и наблюдая за основными техническими приемами. Их учителя не чужие, а их непосредственное окружение.

В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых подражаний в допубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регламентировано. Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения состоит в том, чтобы отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную привязанность в более широкой сети его культуры.

Начальная «учебная программа» обычно не включает практические предметы. Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, племенной религии, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу инициации, наиболее важной для членства в племени. В рамках этой основной учебной программы религиозное обучение занимает самое видное место.

Когда отец современного американского образования считал советские школы лучшим примером

Джон Дьюи (1859–1952) был философом образования, которому в значительной степени приписывают создание современного прогрессивного подхода к образованию, который сейчас доминирует в американских школах. Его влияние было далеко идущим, и его нельзя отрицать.

Как всегда, мы должны помнить, что нейтрального образования не бывает. Всякое образование есть целенаправленное формирование юных умов для достижения определенной цели. Зная это, важно выяснить, какие идеи понравились технократам, формирующим системы, в которых мы живем. Основные философии, лежащие в основе нашей современной системы образования, безусловно, являются одними из самых важных для понимания.

Хотя у Дьюи было много приятных идей, у него были и такие, которые могли удивить и даже обеспокоить людей. В основе большей части его работ была важность образования в формировании будущего общества. Его убеждения хорошо видны в Мое педагогическое кредо:

«Я считаю, что образование является основным методом социального прогресса и реформ.

Я полагаю, что все реформы, основанные просто на издании закона, угрозе определенных наказаний или изменении механических или внешних устройств, преходящи и бесполезны.

Я считаю, что долг общества перед образованием является поэтому его первостепенным моральным долгом. Законом и наказанием, общественной агитацией и дискуссией общество может регулироваться и формироваться более или менее случайным образом. Но через образование общество может сформулировать свои собственные цели, может организовать свои собственные средства и ресурсы и тем самым с определенностью и экономией сформировать себя в том направлении, в котором оно хочет двигаться.

Я считаю, что дело каждого, кто интересуется образованием, настаивать на том, чтобы школа была главным и наиболее действенным средством социального прогресса и реформ, чтобы общество могло пробудиться к пониманию того, что означает школа, и пробудилось к необходимости. обеспечения воспитателя достаточным оборудованием для надлежащего выполнения его задачи.

Я считаю, наконец, что учитель занимается не просто обучением отдельных лиц, а формированием правильной общественной жизни».

Ясно, что отец современного образования в Америке не считал образование нейтральным по отношению к ценностям предложением. Система образования должна была стать способом общества формировать взгляды и убеждения следующего поколения. Возможно, именно это подразумевается под термином «социализация».

В такой идее нет ничего по-настоящему революционного. Образование всегда было актом приобщения молодежи к традициям и знаниям общества. Однако важно то, во что, по мнению воспитателей, должна быть посвящена молодежь. Образование может быть использовано для сохранения общества или для создания нового.

Так что же вдохновило Дьюи, когда дело дошло до формирования системы образования? Одно дело было бы образование в Советской России. Это может стать неожиданностью для американцев.

Написав в «Впечатления о Советской России и революционном мире» (1928), , Дьюи углубляется в образование в коммунистической стране и его примеры для Америки. В конечном счете он приходит к выводу, что только в коммунистическом обществе может быть осуществлена ​​та реформа образования, которую он себе представлял. Беспокоит и то, как часто он признает, что система образования сознательно настроена против семьи и индивидуализма.

«Я не понимаю, как любой честный реформатор образования в западных странах может отрицать, что величайшим практическим препятствием на пути введения в школах той связи с общественной жизнью, которую он считает желательной, является та большая роль, которую играют личная конкуренция и стремление к личной выгоде. в нашей экономической жизни. Этот факт почти делает необходимым, чтобы в важных отношениях школьная деятельность была ограждена от социальных контактов и связей, а не организовывалась для их создания. Российская образовательная ситуация достаточна для того, чтобы прийти к мысли, что только в обществе, основанном на кооперативном принципе, идеалы реформаторов образования могут быть адекватно воплощены в жизнь.

Чтобы вы не подумали, что это вырвано из контекста, вот ряд цитат из его «Впечатления о Советской России », которые полностью раскрывают его восхищение советским подходом к образованию и его стремлением преобразовать общество:

«Во время переходного режима школа не может рассчитывать на более широкое образование, чтобы каким-либо единым и искренним образом создать требуемый коллективный и кооперативный менталитет. Традиционные обычаи и институты крестьянина, его небольшие участки, его трехсистемное хозяйство, влияние дома и церкви — все это автоматически создает в нем индивидуалистическую идеологию.  Несмотря на большую склонность городского рабочего к коллективизму, даже его социальная среда во многом действует неблагоприятно. Следовательно, великая задача школы состоит в противодействии и преобразовании тех домашних и соседских тенденций, которые все еще так сильны даже при номинально коллективистском режиме.

То, что отличает советскую школу как от других национальных систем, так и от прогрессивных школ других стран (с которыми они имеют много общего), — это именно сознательный контроль за каждым воспитательным процессом применительно к единой и всеобъемлющей социальной цели.   Именно эта ссылка объясняет социальную взаимосвязь, о которой я упоминал в самом начале. Это можно проиллюстрировать влиянием школьной деятельности на институт семьи, как это понимается ортодоксальными марксистскими социалистами. То, что убежденные коллективисты рассматривают традиционную семью как исключительную и изолирующую на деле и, следовательно, враждебную истинно общинной жизни, слишком известно, чтобы требовать репетиции.  Однако, если не считать эффекта часто повторяемых большевистскими модификаций брака и развода, институт семьи подрывается скорее косвенно, чем прямым нападением; его историческая опора, экономическая и церковная, ослаблена.

Особую озабоченность здесь вызывает роль школы в наращивании сил и факторов, естественным следствием которых является подрыв важности и уникальности семейной жизни.  Для любого наблюдателя очевидно, что в каждой западной стране возрастание значения государственных школ, по крайней мере, совпало с ослаблением старых семейных уз. То, что происходит в России, выглядит планомерным ускорением этого процесса. Например, самая ранняя часть школьной системы, имеющая дело с детьми от трех до семи лет, стремится в городах держать детей под своим присмотром шесть, восемь и десять часов в день, а в окончательном идеале (хотя и далеком от настоящего факта) ) эта процедура должна быть универсальной и обязательной. Когда это осуществляется, влияние на семейную жизнь слишком очевидно, чтобы на нем нужно было останавливаться…

Советское образование не сделало ошибки, смешивая единство образования с единообразием: наоборот, централизация ограничивается вопросом о конечной цели и духе, а в деталях допускается или, вернее, поощряется разнообразие.

Ввиду господствующего в других странах представления о полной несвободе и полном игнорировании демократических методов в большевистской России, всех, кто разделял это убеждение, по меньшей мере смущает, что русские школьники гораздо более демократично организованы, чем у нас; и отметить, что через систему школьного управления они получают подготовку, которая подходит им гораздо более систематически, чем это делается в нашей якобы демократической стране, для последующего активного участия в самоуправлении как местных сообществ, так и промышленности.

Даже если он не согласится с утверждением коммунистических педагогов, что прогрессивные идеалы либеральных педагогов действительно могут быть осуществлены только в стране, переживающей экономическую революцию в социалистическом направлении, он будет вынужден искать сердцем и разумом то, что нужны и полезны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *