Особенности воспитания и обучения детей с задержкой в развитии
Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы
База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны
Содержание статьи
1. Требования к организации коррекционного педагогического процесса
2. Организация коррекционного обучения детей с ЗПР
Определение 1
Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание психики и ее отдельных функций от нормального темпа развития.
ЗПР приводит к незрелости волевых процессов и эмоциональной сферы организма. Она требует построение для такого ребенка индивидуального образовательного и воспитательного маршрута, ориентированного на преодоление замедленных темпов развития тех или иных психических процессов и создание условий для полноценного развития личности ребенка с ЗПР.
Рисунок 1. Особенности детей с ЗПР и ее причины. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Требования к организации коррекционного педагогического процесса
Задержка психического развития ребенка связана с недоразвитием функций его ЦНС, которое воздействует на функционирование психики и ее отдельных сторон и приводит к нарушениям поведенческих реакций и замедляет общее развитие организма ребенка.
В этой связи, при ЗПР необходимо построить специальную систему обучения, носящую коррекционную направленность. Такое обучение предполагает использование специфических методов и средств, выбор определенного содержания учебно-воспитательной работы, ориентированное на учет всех особенностей развития ребенка и формирование его мыслительных операций. Это позволит сформировать у ребенка навыки обучения и приведет к способности овладения учебным материалом, рассчитанным на детей нормального уровня развития.
Коррекционный педагогический процесс строится на основании соблюдения ряда требований. К ним относятся:
- Соответствие образовательной программы уровню развития конкретного учащегося. Это означает дифференциацию образовательной деятельности: учащиеся делятся на коррекционные классы по уровню своего интеллектуального развития и особенностям функционирования психических процессов. При этом, обучение должно носить индивидуальную направленность.
- Многозадачность образовательной деятельности. В ходе реализации образовательной программы, требуется решение не только учебных задач, но и коррекция ЗПР учащегося, т.е. необходимо работать над развитием мыслительных процессов ребенка и устранять все имеющиеся отклонения, мешающие нормальному развитию ребенка.
- Привлечение к образовательной и воспитательной деятельности родителей и иных родственников ребенка. Необходимо построить единый образовательный маршрут и работать над повышением педагогической компетентности родителей ребенка с ЗПР.
- Систематический контроль динамики развития ребенка с ЗПР. Требуется непрерывное наблюдение специалистов за развитием ребенка: психологов, медицинских специалистов, психиатров, педагогов, социальных педагогов.
Организация коррекционного обучения детей с ЗПР
Организация обучения детей с ЗПР имеет свои особенности, которые обусловлены специфическими параметрами их развития.
Стандартная общеобразовательная программа и опора на принципы построения педагогического процесса являются неприменимыми к образовательной деятельности детей с ЗПР. Ребенок не может подходить к обучению сознательно, проявлять в нем активность, а также усваивать учебный материал систематично. Поэтому, для данной группы детей создаются специальные коррекционные программы обучения. Данные программы основываются на следующих направлениях деятельности:
- Нормализация учебной деятельности ребенка с ЗПР. При ЗПР ребенок оказывается неспособен к организации своей деятельности, концентрации внимания. Он импульсивен и не умеет контролировать собственные поведенческие реакции. Это приводит к низкой продуктивности образовательной деятельности. Поэтому, применяются специальные коррекционные методики, проводятся занятия, направленные на нормализацию учебного процесса ребенка с ЗПР.
- Формирование дифференцированной системы обучения. Дети обучаются небольшими группами: по 10-12 человек. Группы формируются по идентичным признакам развития ребенка с ЗПР.
- Упрощение образовательной программы. Учебный материал, предназначенный для познания нормальными детьми, упрощается и сокращается для более продуктивного восприятия детьми с ЗПР.
- Организация непродолжительных учебных занятий: не более 20 минут. Ребенок с ЗПР испытывает проблемы с концентрацией внимания. Его сосредоточенность на новой информации ведет к сильному напряжению мышления. Если проводить уроки более 20 минут, то это приведет к утомлению ребенка и развитию проблем в восприятии учебной информации.
- Применение наглядных и игровых средств обучения. Обучение должно быть увлекательным и интересным для ребенка. Поэтому, важно создать условия для привлечения внимания ребенка к учебной деятельности.
- Применение дидактических средств обучения. Необходимо активизировать мыслительные операции ребенка с ЗПР: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Для этого применяются дидактические средства, которые, с одной стороны, создают условия для реализации учебной деятельности, привлекают к ней ребенка, а с другой стороны, освобождают ребенка от учебной деятельности, посредством выполнения операций, не имеющих отношения к теме урока.
- Исключение однообразных действий. Совершение одинаковых операций приводит к утомлению и перенапряжению учащихся с ЗПР. Поэтому, выполнение однообразной умственной деятельности требует замены на различные формы работы.
- Нестрогая дисциплина. Соблюдение режимных моментов оказывается проблематичным для учащегося с ЗПР. Учебная деятельность, как правило, строится в игровой форме. Ребенок может встать в ходе урока и пройтись по классу, чтобы снять напряжение, организовать обсуждение, интересующего вопроса, с другими детьми. Нельзя загонять детей с ЗПР с дисциплинарные рамки. Это может привести к их апатии и снизит продуктивность образовательного процесса.
- Практическая ориентация изучаемого материала.
Рисунок 2. Принципы обучения детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 18.02.2022
Выполнение любых типов работ по педагогике
Рецензия на методическую разработку педагога на заказ Заказать ВКР по педагогике Эссе на тему моё представление о безопасной образовательной среде Презентация на тему история и современное состояние ДОУ Реферат на тему образ учителя в истории педагогики Эссе на тему книга жалоб учителя Контрольная работа на тему характеристика деятельности педагога Реферат по педагогике на тему технология модульного обучения в школе Реферат на тему язык и речь Реферат на тему образование
Подбор готовых материалов по теме
Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы
Особенности воспитания детей с ЗПР
Особые дети
Однажды я столкнулась с такой ситуацией: в мою детсадовскую группу привели мальчика. Его звали Андрей, ему 4 года.
Как только ребёнок зашёл в группу, он начал громко кричать, причём на одной ноте (А-А-А !). Я никак не могла его успокоить. Собрался уже чуть не весь коллектив детского сада, успокаивали его, пытались убедить не шуметь, но малыш продолжал кричать.
Мы растерялись, а он вдруг закрыл рот и спокойно пошёл играть.
Такое поведение продолжалось каждое утро: покричав, он убегал к игрушкам и спокойно играл один в своём уголке.
Консультация психиатра показала — у ребёнка задержка психического развития — ЗПР.
Что такое ЗПР, причины
Главным показателем здоровья ребенка является показатель психического и моторного развития. Довольно часто родители сильно удивляются, когда им психологи и логопеды говорят про психическую задержку развития их малыша.
Медицина говорит о детях с ЗПР, что это лишь промежуточное явление между патологическим и нормальным развитием. Они отличаются от основной группы детей тем, что имеют медленное созревание психики.
Выделяют две причины ЗПР – это социальные и биологические.
Социальными считаются гипо — или гиперопека, агрессивность к ребенку, изоляция от социума, психологические травмы, отсутствие контакта с матерью.
Причиной биологической задержки являются изменения центральной нервной системы, которые появляются вследствии патологии беременности и тяжелом протекании родовой деятельности.
Микротравмы получают практически все новорожденные дети, но именно они проявляются в негативном влиянии на развитие мозга.
Для детей с таким диагнозом характерны не стойкие, но яркие эмоции; эмоциональный фон высокий и игровая деятельность доминирует.
Часто наблюдается неспособность формирования целостного образа предмета, концентрация внимания на конкретном задании не стабильная, часто наблюдается гиперактивность, отсутствие образного мышления, искажение звуков в речи, тип памяти наглядно — образный, выборочный, умозаключения даются с трудом.
В случае, если не принять меры вовремя, то все проблемы усугубляются и все сложнее будет находить такому ребенку контакт со сверстниками.
Воспитание детей с психологическим инфантилизмом (дети несамостоятельные, беспомощные и очень привязаны к матери).
Основным направлением в их воспитании является развитие самостоятельности. Не стоит ломать природу ребенка, нужно лишь помочь ему завершить начатое дело. Не травмировать психику, погоняя его, ведь чувствуя агрессивность родителей, чувство защищенности малыша теряется.
Создавая с ребенком сильную эмоциональную связь, родители помогают выйти на нормальный уровень развития. Большую роль в развитии интеллекта данных детей имеет полное освобождение от страха.
В воспитании «звуковых» детей нужно помнить о их особенностях, которые проявляются любовью к тишине, одиночеству. Самым комфортным для них временем суток является ночь. Они выражают свои эмоции крайне редко. В первой половине дня дети вялые и с трудом просыпаются утром. Нужно создавать благоприятную атмосферу для развития столь замкнутого ребенка, ведь неправильное обращение может привести к полному аутизму.
Детей с задержкой психического развития воспитывать очень сложно. Требуется большая ответственность, терпимость и дифференцированный подход.
Именно родители могут помочь ребенку правильно развиваться, справляться со всеми его проблемами, реализовываться.
Ребенок нуждается в медицинской и педагогической коррекции. Правильный подход специалистов и родителей помогает корректировать психические отклонения.
Своевременное обследование и своевременное лечение приведут к желаемым результатам.
Нужно помнить, что ЗПР- это не диагноз. С правильным подходом родителей и таких профессионалов, как логопед, дефектолог, психолог в большинстве случаев ребёнок догоняет уровень развития своих сверстников.
Фото с сайта благотворительного фонда , Харьков.
ремонт замков в металлических дверях
Воспитание детей с особыми потребностями
Обычные проблемы воспитания усугубляются для родителей и основных опекунов детей с особыми потребностями.
Среди множества испытаний:
- Информация об инвалидности
- Исследование, поиск и доступ к эффективным методам лечения и ресурсам
- Справляться с эмоциональными и физическими трудностями при уходе за человеком с инвалидностью
- Как попасть на бесчисленные встречи с поставщиками медицинских услуг, терапевтами, адвокатами и школьным персоналом
- Пропаганда соответствующих школьных вмешательств, приспособлений и/или размещения
- Оплата многих видов лечения и вмешательств, не покрываемых медицинской страховкой или школьной системой
НАПРЯЖЕНИЕ
Бремя стресса велико для родителей людей с особыми потребностями. Недавнее исследование показало, что у матерей подростков и взрослых с аутизмом уровень гормонов стресса сравним с таковым у солдат в бою.
Финансы часто являются источником стресса. Часто один из родителей, обычно мать, жертвует своей карьерой ради удовлетворения потребностей ребенка, в результате чего семья теряет доход.
Эмоциональное воздействие огромно и может включать:
- Страх и беспокойство по поводу:
- Боль и страдания ребенка
- Будущее ребенка
- Вопрос о том, делаете ли вы достаточно или правильно, чтобы помочь ребенку
- Вина за:
- Пределы вашей способности защитить ребенка
- Потеря внимания к другим детям, супруге и стареющим родителям
- Ваша ревность и обида на тех, у кого «нормальные» дети
- Чувство изоляции, потому что вы:
- Пропустить многие мероприятия, ориентированные на семью, потому что инвалидность вашего ребенка не позволяет ему/ей успешно участвовать
- Сталкиваться с критикой и осуждением вашего воспитания со стороны других людей, которые не понимают инвалидности вашего ребенка
- Чувствовать себя аутсайдером рядом с родителями типично развивающихся детей
- Горе по поводу:
- Потеря надежд и мечтаний о ребенке
- Отсутствие родительского опыта, о котором вы мечтали
- Повторяющиеся напоминания о том, что ваш ребенок упускает из виду, что приводит к хронической печали
ЗАБОТА О СЕБЕ И ПОДДЕРЖКА
Родители детей с особыми потребностями часто истощены и часто впадают в депрессию. Их запасы времени и ресурсов для ухода за собой еще более истощены, чем у родителей обычных детей. Тем не менее, их потребность в дозаправке также больше. Чтобы выдержать марафон заботы о ребенке с особыми потребностями, важно, чтобы родители заботились о своих собственных потребностях. На этом сайте есть полезная информация о заботе о себе и благополучии.
Часто самую полезную поддержку и информацию родители получают от других родителей детей с особыми потребностями. В знак признания этого группа родителей в BU создала сеть поддержки сверстников, чтобы помочь родителям связаться с другими преподавателями и сотрудниками BU, которые ухаживают за ребенком с ограниченными возможностями. Сеть создала безопасный веб-сайт (для доступа требуется пароль Kerberos), где родители делятся своими историями и приглашают других родителей связаться с ними для получения поддержки, информации о ресурсах и рекомендаций. На веб-сайте есть ссылка Get in Touch, по которой дополнительные родители могут присоединиться к сети.
Другие источники информации и поддержки:
- Книги других родителей детей с особыми потребностями
- Интернет-форумы или онлайн-группы поддержки родителей
- Местные группы поддержки (рассмотрите возможность создания одной, если таковой не существует)
- Группы защиты интересов, как общие, так и специальные
- Консультативный родительский совет школьного округа по специальному образованию (SEPAC)
- Центр PACER для детей с ограниченными возможностями: http://www.pacer.org/
В отделе помощи преподавателям и персоналу BU работают консультанты со специальным опытом оказания помощи родителям в решении проблем воспитания детей с особыми потребностями. Чтобы получить консультацию, поддержку или помощь в поиске ресурсов и услуг для себя или своего ребенка, свяжитесь с FSAO по телефону 353-5381 или воспользуйтесь формой обратной связи.
Увеличение случаев нарушений развития среди детей в Соединенных Штатах
Педиатрия опубликовала исследование, в котором описывается частота диагностирования нарушений развития у детей в Соединенных Штатах и тенденции с течением времени. В этом исследовании ученые из Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и Управления ресурсов и услуг здравоохранения (HRSA) обнаружили, что 17% детей в возрасте от 3 до 17 лет имеют отклонения в развитии, и, что важно, этот процент увеличился за два сравниваемых периода времени, 2009 г.–2011 и 2015–2017 годы; рост также наблюдался для конкретных нарушений развития в той же возрастной группе. Должностные лица общественного здравоохранения и поставщики медицинских услуг могут использовать эти результаты, чтобы лучше понять тенденции, связанные с диагностикой нарушений развития, и спланировать медицинские, образовательные и социальные услуги для поддержки детей и их семей. Подробнее об отчете можно узнать здесь.external icon
Основные выводы:
За период исследования (2009–2017 гг.)
- Примерно у 1 из 6 (17%) детей в возрасте 3–17 лет, по сообщениям родителей, диагностировано нарушение развития;
- В исследуемой популяции у некоторых групп детей с большей вероятностью диагностировали нарушение развития, чем у других, например:
- Мальчики по сравнению с девочками;
- Белые и неиспаноязычные черные дети неиспаноязычного происхождения по сравнению с латиноамериканскими детьми или неиспаноязычными детьми других рас;
- Дети, проживающие в сельской местности, по сравнению с детьми, проживающими в городах; и
- Дети с государственной медицинской страховкой по сравнению с незастрахованными детьми и детьми с частной страховкой.
- Доля детей в возрасте от 3 до 17 лет с диагнозом «инвалидность в развитии» увеличилась с 16,2% в 2009–2011 гг. до 17,8% в 2015–2017 гг.
- В частности, увеличилось число диагнозов синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) (от 8,5% до 9,5%), расстройства аутистического спектра (РАС) (от 1,1% до 2,5%) и умственной отсталости (ИД) (от 0,9% до 1,2%). ).*
* Причины такого увеличения не изучались в текущем исследовании, но предыдущие исследования показали, что улучшение осведомленности, скрининга, диагностики и доступности услуг могут способствовать наблюдаемому увеличению.
Об исследовании:
Для этого исследования исследователи изучили данные Национального опроса о состоянии здоровья (NHIS), одного из крупнейших личных обследований здоровья домохозяйств в Соединенных Штатах. В исследование были включены данные родителей 88 530 детей в возрасте от 3 до 17 лет.
Родителей спросили, сообщал ли им когда-нибудь врач или другой поставщик медицинских услуг, что у их ребенка имеется какое-либо из следующих нарушений развития:
- Синдром дефицита внимания/гиперактивность
- Расстройство аутистического спектра
- Слепота
- Детский церебральный паралич
- Потеря слуха от умеренной до глубокой
- Неспособность к обучению
- Умственная отсталость
- Приступ за последние 12 месяцев
- Заикание или заикание в течение последних 12 месяцев
- Любая другая задержка развития
Если родитель ответил «да» на то, что у его ребенка есть хотя бы один из этих признаков, считается, что у его ребенка есть отклонения в развитии. За период исследования (2009–2017 гг.) в этом исследовании описывается, как часто у детей в Соединенных Штатах диагностировались нарушения развития, а также тенденции с течением времени. Также описывается, как часто у этих детей диагностировались специфические отклонения в развитии. Авторы также рассмотрели данные по полу, возрасту, расе и этнической принадлежности, охвату медицинским страхованием, массе тела при рождении, уровню образования матери, федеральному уровню бедности и урбанизации проживания.
Для получения дополнительной информации о деятельности CDC, связанной с нарушениями развития, посетите: https://www.cdc.gov/ncbddd/developmentaldisabilities/about.html
I. Эпиднадзор и мониторинг:
- CDC Сеть мониторинга инвалидов (ADDM) оценивает количество и характеристики детей с РАС и другими нарушениями развития, проживающих в 11 общинах США.
- CDC отслеживает количество детей, страдающих СДВГ и получающих лечение от СДВГ, с использованием данных национального опроса, данных о заявлениях на получение медицинской помощи и эпидемиологических исследований на уровне сообщества.
II. Исследование:
- Исследование по изучению раннего развития (SEED) является крупнейшим исследованием в Соединенных Штатах, которое помогает определить факторы, которые могут подвергать детей риску РАС и других нарушений развития. Понимание этих факторов риска может помочь нам узнать больше о причинах.
- CDC проводит исследования СДВГ , , включая исследования на уровне сообществ и анализ данных национальных опросов и данных о требованиях в области здравоохранения, чтобы понять факторы, связанные с СДВГ, схемы лечения и сопутствующие расстройства.
III. Программа:
- CDC’s Learn the Signs. Действуйте рано . Программа направлена на улучшение раннего выявления детей с РАС и другими отклонениями в развитии, чтобы дети и семьи могли как можно раньше получить необходимые им услуги и поддержку.
Основные результаты Ссылка
Заблоцкий Б., Блэк Л.