Особенности воспитания детей с зпр: Особенности воспитания и обучения детей с задержкой в развитии

Особенности воспитания и обучения детей с задержкой в развитии

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Требования к организации коррекционного педагогического процесса

2. Организация коррекционного обучения детей с ЗПР

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание психики и ее отдельных функций от нормального темпа развития.

ЗПР приводит к незрелости волевых процессов и эмоциональной сферы организма. Она требует построение для такого ребенка индивидуального образовательного и воспитательного маршрута, ориентированного на преодоление замедленных темпов развития тех или иных психических процессов и создание условий для полноценного развития личности ребенка с ЗПР.

Рисунок 1. Особенности детей с ЗПР и ее причины. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Требования к организации коррекционного педагогического процесса

Задержка психического развития ребенка связана с недоразвитием функций его ЦНС, которое воздействует на функционирование психики и ее отдельных сторон и приводит к нарушениям поведенческих реакций и замедляет общее развитие организма ребенка.

В этой связи, при ЗПР необходимо построить специальную систему обучения, носящую коррекционную направленность. Такое обучение предполагает использование специфических методов и средств, выбор определенного содержания учебно-воспитательной работы, ориентированное на учет всех особенностей развития ребенка и формирование его мыслительных операций. Это позволит сформировать у ребенка навыки обучения и приведет к способности овладения учебным материалом, рассчитанным на детей нормального уровня развития.

Коррекционный педагогический процесс строится на основании соблюдения ряда требований. К ним относятся:

  1. Соответствие образовательной программы уровню развития конкретного учащегося. Это означает дифференциацию образовательной деятельности: учащиеся делятся на коррекционные классы по уровню своего интеллектуального развития и особенностям функционирования психических процессов. При этом, обучение должно носить индивидуальную направленность.
  2. Многозадачность образовательной деятельности. В ходе реализации образовательной программы, требуется решение не только учебных задач, но и коррекция ЗПР учащегося, т.е. необходимо работать над развитием мыслительных процессов ребенка и устранять все имеющиеся отклонения, мешающие нормальному развитию ребенка.
  3. Привлечение к образовательной и воспитательной деятельности родителей и иных родственников ребенка. Необходимо построить единый образовательный маршрут и работать над повышением педагогической компетентности родителей ребенка с ЗПР.
  4. Систематический контроль динамики развития ребенка с ЗПР. Требуется непрерывное наблюдение специалистов за развитием ребенка: психологов, медицинских специалистов, психиатров, педагогов, социальных педагогов.

Организация коррекционного обучения детей с ЗПР

Организация обучения детей с ЗПР имеет свои особенности, которые обусловлены специфическими параметрами их развития.

Стандартная общеобразовательная программа и опора на принципы построения педагогического процесса являются неприменимыми к образовательной деятельности детей с ЗПР. Ребенок не может подходить к обучению сознательно, проявлять в нем активность, а также усваивать учебный материал систематично. Поэтому, для данной группы детей создаются специальные коррекционные программы обучения. Данные программы основываются на следующих направлениях деятельности:

  1. Нормализация учебной деятельности ребенка с ЗПР. При ЗПР ребенок оказывается неспособен к организации своей деятельности, концентрации внимания. Он импульсивен и не умеет контролировать собственные поведенческие реакции. Это приводит к низкой продуктивности образовательной деятельности. Поэтому, применяются специальные коррекционные методики, проводятся занятия, направленные на нормализацию учебного процесса ребенка с ЗПР.
  2. Формирование дифференцированной системы обучения. Дети обучаются небольшими группами: по 10-12 человек. Группы формируются по идентичным признакам развития ребенка с ЗПР.
  3. Упрощение образовательной программы. Учебный материал, предназначенный для познания нормальными детьми, упрощается и сокращается для более продуктивного восприятия детьми с ЗПР.
  4. Организация непродолжительных учебных занятий: не более 20 минут. Ребенок с ЗПР испытывает проблемы с концентрацией внимания. Его сосредоточенность на новой информации ведет к сильному напряжению мышления. Если проводить уроки более 20 минут, то это приведет к утомлению ребенка и развитию проблем в восприятии учебной информации.
  5. Применение наглядных и игровых средств обучения. Обучение должно быть увлекательным и интересным для ребенка. Поэтому, важно создать условия для привлечения внимания ребенка к учебной деятельности.
  6. Применение дидактических средств обучения. Необходимо активизировать мыслительные операции ребенка с ЗПР: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Для этого применяются дидактические средства, которые, с одной стороны, создают условия для реализации учебной деятельности, привлекают к ней ребенка, а с другой стороны, освобождают ребенка от учебной деятельности, посредством выполнения операций, не имеющих отношения к теме урока.
  7. Исключение однообразных действий. Совершение одинаковых операций приводит к утомлению и перенапряжению учащихся с ЗПР. Поэтому, выполнение однообразной умственной деятельности требует замены на различные формы работы.
  8. Нестрогая дисциплина. Соблюдение режимных моментов оказывается проблематичным для учащегося с ЗПР. Учебная деятельность, как правило, строится в игровой форме. Ребенок может встать в ходе урока и пройтись по классу, чтобы снять напряжение, организовать обсуждение, интересующего вопроса, с другими детьми. Нельзя загонять детей с ЗПР с дисциплинарные рамки. Это может привести к их апатии и снизит продуктивность образовательного процесса.
  9. Практическая ориентация изучаемого материала.

Рисунок 2. Принципы обучения детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 18.02.2022

Выполнение любых типов работ по педагогике

Рецензия на методическую разработку педагога на заказ Заказать ВКР по педагогике Эссе на тему моё представление о безопасной образовательной среде Презентация на тему история и современное состояние ДОУ Реферат на тему образ учителя в истории педагогики Эссе на тему книга жалоб учителя Контрольная работа на тему характеристика деятельности педагога Реферат по педагогике на тему технология модульного обучения в школе Реферат на тему язык и речь Реферат на тему образование

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

Особенности воспитания детей с ЗПР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *