Доклад на тему: «Новые формы и методы патриотического воспитания»
Кистанова Людмила Владимировна
“ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие”, – писал А.С. Пушкин.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Работа по данному направлению начинается с начальной школы, потому что именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
Формы работы по патриотическому воспитанию в нашей школе разнообразны:
Традиционным стал театральный фестиваль, уроки мужества, посвященные Дню освобождения Тучково , конкурс «А ну-ка , парни !», конкурс рисунков, посвященных Дню Победы, литературно-музыкальные композиции на военную тему, на базе уголка боевой славы проводится цикл бесед с использованием новых экспонатов, по возможности проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны , библиотечные уроки, литературные чтения , научно-практические конференции, различные экскурсии по местам боевой славы , традиционным стало посещение музея ВОВ на Поклонной горе
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов или метод проектов.
Проект –это способ организации учебной деятельности, направленный на решение проблемы и имеющий результат.
Как сейчас принято говорить,
проект –это пять «П». 1.П-проблема (задача, которую надо решить)
2.П-планирование работы(этапы) 3.П-поиск информации 4.П-продукт(результат)
5П-презентация (защита)
В этом учебном году вся школа работала над созданием Книги Памяти
Идея создания данной книги не нова. Она была позаимствована у одной из петербургских школ.
Дело это благое, потому что
летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора. исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.
Целью данного проекта — является создание на базе школы электронного архива о ветеранах великой Отечественной войны и тружениках тыла
Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта
1.Изучение семейного архива, фотографий;
2запись рассказов о родственниках- участниках войны;
3создание рабочих групп;
4составление списков участников войны,
5оформление книги памяти и размещение на сайте школы.
Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. Сейчас многие историки пытаются переписать роль России в те давние годы , очернив судьбоносные для всего мира решительные действия защитников Отечества. Этот проект – уникальная возможность для учеников узнать о суровой правде тех дней, развить интерес к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности
Участники и организаторы проекта- это администрация школы, учащиеся с 1по 11 класс, , учителя и родители.
Работа состояла из 4 этапов:
Первый этап проходил в сентябре.
На родительском собрании были озвучены цели и задачи проекта и просьба помочь детям в сборе материала.
Второй этап –организационный, проходил в октябре 2014 года, распределяли обязанности в группах по интересам( лингвисты, историки, программисты)
Третий этап –самый сложный, самый продолжительный, проходил с ноября по февраль. За это время собирались фотоматериалы и документы военных лет.
Работа шла тяжело, сведения собирались очень медленно. Когда приступали к созданию этой книги, то ,казалось, что времени не будет обработать весь материал. Но во многих семьях информация, к сожалению, о родственниках не сохранилась, или была очень скудная. И тем не менее 18 классов приняли участие.
Работы, представленные на суд жюри, разноплановые, интересные, комиссия выделила несколько номинаций:
- «Личные проекты»
- «Документальное кино»
- «Проекты класса»
В моем классе был подготовлен личный проект.
Ученица рассказала о своей прабабушке, которая до сих пор жива. Ей 95 лет. Были представлены фотоматериалы и сохранившиеся документы. Лично мне понравилось интервью, которое она взяла у своей бабушки и поместила в презентацию. (демонстрация презентации)
Евдокия Никитична работала в тылу. Награждена медалью «За доблестный труд», муж «Орденом Славы 111 степени».
История семьи- это личная память, объединившись, она становится общей памятью, историей народа.
Проектная деятельность, безусловно, позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Это не первый проект, в котором я со своими учениками принимаю участие. В начале года Федоренко Виктория участвовала в конкурсе проектов «Моя малая Родина» . С помощью родителей был создан «Web-сайт моего поселка». Адрес сайта «Наше — Тучково.рф»
Проекты, о которых идет речь, долгосрочны. И при нашей загруженности их можно подготовить 2-3 за год.
А вот можно ли использовать проекты на уроках ДКП и литературы?
В этом году в 11 классе я применяю практико-ориентированные мини-проекты по повторению изученного. Конечный продукт-тесты по темам, которые вызывают трудности. Моя методическая копилка пополнилась,а ребята еще раз повторили трудные темы.
Кроме русского языка и литературы, я преподаю и духовное краеведение. Это сложный предмет. Он включает информацию из разных областей знания.
Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения.
В учебнике много новой для ребят информации, много понятий. Приходится применять разные формы и методы. Среди них и проектная деятельность. Очень увлеченно они работали над созданием кроссвордов по заданной теме.
1.Проблема -показать знания по теме «Преподобный Сергий Радонежский»
2.Планироване – сделать кроссворд из тех слов, с которыми познакомились на уроках Духовного краеведения (кротость, подвиг, благословение , игумен, лавра, молебен, монах, митрополит, патриарх)
3. Поиск информации –как составить кроссворд ? Подбор слов к этой теме.
4. Продукт –оформление кроссворда на альбомном листе, придумывание и запись заданий по вертикали и горизонтали
5.Защита своей работы
Ребята работали по желанию в парах и индивидуально. Были очень горды тем, что у них получилось. Ведь внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат –опыт деятельности –становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В апреле в школе будет проходить научно-практическая конференция. Она посвящена 70-летию Вов. Мои ребята учатся в физико-математическом классе, тема их проекта «Деятельность ученых- физиков в годы Великой Отечественной войны». Проект находится в стадии разработки. Скажу лишь, что сегодняшним школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны , об открытиях и изобретениях. Данная работа будет рассказывать о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что за нашу молодежь надо бороться. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей- можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.
Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.
А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [1]
С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, c.40]
Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.
Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.
Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.
Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.
Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3]
Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.
Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.
Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [2, c.39]
Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.
Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. И особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. [4]
Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.
В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.
Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.
29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой.
Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около 140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным.
Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. [5]
Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:
– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;
– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;
– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;
– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;
– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;
Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.
Литература:
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
- Н. А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.
3. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/ (дата обращения: 11.11.2017).
- Патрушева, Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева Челябинск, 2009. — 24 с.
- Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 13.11.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, учащаяся молодежь, история России, Россия, национальная безопасность, Российская Федерация, Родина.
В статье рассматриваются проблемы и современный опыт воспитания патриотизма у молодежи. Автор статьи показывает, как современная ситуация в России влияет на нравственный и духовный уровень молодежи. Выходом из сложившейся критической ситуации становится патриотическая идея, являющаяся основанием, на котором может выстраиваться духовность общества, наращиваться потенциал его возрождения и устойчивого развития. Автор рассматривает современные подходы воспитания патриотизма у молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриот, мероприятия, всероссийское военно-патриотическое общественное движение
Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Говоря о таком понятии как патриотизм, необходимо упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего это нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации. И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян.
В наше время все чаще приходится слышать не о любви к своей стране, а о ненависти к ней. А страна-то не виновата — это власть гнилая, оттого и живется так плохо, если в стране, которую надо бы любить, нужно выживать и унижаться. И вот люди начинают отождествлять власть и страну, и начинают ненавидеть страну в лице партии и власти.
Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в современном обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. В настоящее время для значительной части молодежи характерна неопределенность и размытость мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие устойчивой системы ценностей. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, наращиваться потенциал его возрождения и устойчивого развития.
Сегодня тема патриотизма очень актуальна. Выступления высших лиц государства, доклады общественных деятелей, статьи историков поднимают проблему патриотического воспитания.
Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.
Идея патриотизма в истории России занимает одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммой по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека.
Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.
Современный опыт воспитания патриотизма у молодежи:
— В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания.
— Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.
— Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний.
— Проводятся военно-спортивные игры и другие мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание молодежи.
— Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы.
— Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания.
Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания.
Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий.
Особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события.
Для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество учебных заведений, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся. 29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой. Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около 140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным. Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. Однако кроме этого ведутся другие виды патриотической воспитательной деятельности:
– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;
– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;
– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;
– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;
– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;
Благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
- Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 13.11.2017).
- Давыдова М. Ю., Сурков С. Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 616-618.
- Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/
- Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243.
Оригинал работы: Современные подходы к процессу патриотического воспитания молодежи
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная работа по формированию, особенно у молодежи, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины как в мирное, так и в военное время.
Эта деятельность закреплена в Постановлении Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 г. « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»».
Основными исполнителями программы, обозначенными в Постановлении, являются Министерства образования и науки, культуры, Министерство обороны, а также Федеральное агенство по делам молодежи.
Ведущая роль в деле патриотического воспитания молодежи принадлежит также и ветеранским организациям страны.
Большое внимание этой работе с молодым поколением уделяет районный совет ветеранов Очаково-Матвеевское ЗАО г. Москвы. Ветераны района, особенно участники и ветераны войны, которые еще в силах, стараются выступать в молодежных аудиториях, вести работу в школьных музеях боевой славы, участвуют вместе со школьниками во всевозможных мемориальных акциях.
Особенно заметное влияние на подрастающее поколение имеют Уроки мужества, целью которых является воспитание у подростков чувства патриотизма, долга и гордости за свою страну.
Работа с молодежью и общеобразовательными учреждениями в районе в 2014 году по инициативе Военного комиссара г. Москвы по Раменскому району была существенно усилена работой группы генералов, ветеранов военной службы .
В сравнительно короткое время эта группа во главе с генерал-лейтенантом Андрущаком В.В. наладила связь со школами, с советом ветеранов и администрацией района Очаково-Матвеевское, а также с окружным советом ветеранов Западного административного округа г. Москвы, возглавляемым генерал-лейтенантом Скрябиным В.А.
Уроки мужества ко Дням воинской славы и основным историческим событиям нашей страны стали регулярными. А присутствие на них ветеранов, участников войны сделало эти Уроки еще более наглядными и запоминающимися.
Прошедшие через суровые испытания времен Великой Отечественной войны или через горнило боевых действий в горячих точках ветераны на этих Уроках на своем примере или примерах своих боевых товарищей показывают молодежи образцы мужества и героизма.
Надо видеть, с каким интересом и вниманием ребята слушают на этих Уроках рассказы и воспоминания ветеранов о войне. Наглядным примером может служить проведенное недавно к 76-летию Сталинградской битвы мероприятие – открытый Урок мужества в школе 2025, расположенной в Очаково и имеющей высокий рейтинг Департамента образования г. Москвы (директор Малахова Ирина Алексеевна). Вот как описывает этот Урок педагог-организатор школы А.В. Полевая:
«В преддверии Дня защитника Отечества в Школе № 2025 состоялся Урок Мужества в формате «Встреча с интересными людьми».
Урок был посвящен Дню воинской славы – 76-летию разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Почетными участниками мероприятия стали: генерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик России Псарёв В.И., генерал-майор юстиции Саночкин А.В., контр-адмирал Стрельцов С.Н., генерал-майор , участник военных действий в Афганистане Курнышов В.С. Генералы рассказали ребятам о ходе боевых действий под Сталинградом, мужестве солдат. А в завершении поделились рассказом об опыте военной службы. Ведущим Урока Мужества был генерал-лейтенант, старший группы ветеранов военной службы от Военкомата Раменское ЗАО — Андрущак В.В.
Особое внимание было уделено нашим дорогим ветеранам. Ученики 5-8-х классов с большим интересом слушали труженика тыла, почетного жителя района Смирнову Марию Федоровну, которая рассказала о своем боевом подвиге, и о тех страшных событиях Великой Отечественной войны.
Среди почетных гостей открытого урока также были участник войны, капитан 1-ого ранга, подводник, участник 3-ей Комплексной антарктической экспедиции АН СССР Лукин Г.В., малолетний узник концлагерей фашистской Германии Колесников Н.И., член совета ветеранов района Дьячкова Т.И., зам. председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Борзенко С.А., представитель комиссии окружного совета ветеранов ЗАО г. Москвы по патриотической работе, возглавляемой лауреатом Гранта Правительства Москвы в сфере образования, канд. пед. наук Георгиевой Р.И.
В завершение открытого урока отряд юнармейцев поблагодарил наших гостей за интересную и познавательную встречу, за подаренное мирное голубое небо, пожелали ветеранам крепкого здоровья и долгих лет». Фото 1-7.
И надо сказать, что ветераны своими делами действительно заслужили любовь и почитание молодых ребят.
В этот же день в конференц-зале РСВ Очаково-Матвеевское ветераны подвели итоги проведенного ими в школе мероприятия в присутствии председателя районного совета Е.И. Емельяновой. За круглым столом были обсуждены планы дальнейшей совместной работы по подготовке к 75-летию Великой Победы. Фото 8.
При этом основное внимание ветераны уделили приоритетным направлениям в работе:
- Подборка и подготовка различных материалов, видеофильмов для проведения «Уроков мужества», лекций, бесед ко всем Дням воинской славы , а также к юбилейным датам городов-героев и городов-воинской славы страны.
- Подготовка учеников старших классов к участию в различных сборах, в районных, окружных и городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, в строевых смотрах и смотрах-конкурсах на лучшее исполнение строевых песен, а также к участию школьников в парадах.
- Подготовка и проведение сборов и других мероприятий совместно с педагогами-организаторами ОБЖ в школах и в тесном контакте с администрацией района, а также с МГСВ и окружным советом ветеранов ЗАО г. Москвы.
- Подготовка и проведение встреч с юнармейцами школ района и ЗАО, принятие присяги учащимися кадетских классов на Поклонной горе; мероприятий посвященных Дням воинской славы России и других дат в Центре детского творчества; встреч учащихся школ с военнослужащими воинских частей в День призывника.
- Помощь в организации и пополнении экспозиций школьных музеев.
Такое тесное сотрудничество безусловно способствует о усилению эффективности работы по патриотическому воспитанию молодежи.
Зам. председателя РСВ Очаково-Матвеевское В.С. Вилинская
Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Андрей Шибаев, фракция «Родина»:
«В Москве действует много государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами патриотического воспитания, работает Координационный совет по патриотическому воспитанию населения столицы, в Правительстве города разработан соответствующий комплексный план мероприятий на 2017-2020 годы. Все более актуальной становится консолидация усилий государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций, современные события только утверждают нас в этом».
Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Патриотическое воспитание не только обеспечивает связь поколений, сохраняет и передает традиционные ценности, оно способствует укреплению нашего государства».
Алексей Шапошников отметил, что по инициативе депутатов Мосгордумы уже реализуется патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения». В ней самое активное участие принимают ветеранские организации и школьные музеи, посвященные дивизиям Московского народного ополчения.
«20 апреля в Государственном музее Обороны Москвы открывается выставка «По зову сердца на защите Родины», организованная при участии школьных музеев. Дата открытия выбрана неслучайно: в этот день в 1942 году завершилась Московская битва, унесшая жизни более чем полутора миллионов человек. Рассчитываем, что экспозицию посетят школьники многих образовательных комплексов нашей столицы», — добавил он.
Алексей Шапошников напомнил, что в рамках программы уже вышел в свет первый том книги «Они отстояли Москву. Летопись Московского народного ополчения». Достигнуты договоренности о том, что эта книга появится во всех московских публичных и школьных библиотеках. В нынешнем году запланировано издание второго тома.
Остановившись на содержании Комплексного плана работ по патриотическому воспитанию на 2017-20120 годы, Председатель Мосгордумы отметил, что существенная его часть имеет отношение как раз к школьным музеям.
«Это правильно, но, как показывают встречи и беседы с представителями этих музеев, пришла пора разработать и внедрить в Москве единый стандарт таких музеев. Данной работой следует заняться уже в ближайшее время. Также в плане работ следует предусмотреть поездки школьников по местам, связанным с историей Московских дивизий народного ополчения. Ребята должны знать историю простых людей, которые в тяжелые годы войны встали на защиту Москвы», — подчеркнул Алексей Шапошников.
Председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев, депутатское объединение «Моя Москва», обратил внимание участников дискуссии на необходимость объединить усилия всех организаций столицы, которые занимаются вопросами патриотического воспитания молодежи.
«Одна из самых важных задач сегодня — научиться вести разговор о патриотизме с современной молодежью на «ее языке». Мы знаем, что современные вызовы могут носить и радикальный характер, и политический, националистический и религиозный оттенок. Это реальность, с которой сталкивается многомиллионная многонациональная Москва. В этой связи необходимо наладить тесное межведомственное взаимодействие структур исполнительной власти, общественных, молодежных, некоммерческих, волонтерских организаций, заняться созданием единого информационного поля, тем более что для этого у города есть все возможности. Взяться за эту работу мог бы Координационный совет по патриотическому воспитанию населения столицы», — предложил он.
Председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Патриотическую воспитательную работу некоммерческих объединений и организаций во многом сдерживает отсутствие методологического подхода к разработке проектов, свою работу они в основном строят на основании собственного опыта. И, как следствие, в 2016 году Комитет общественных связей города Москвы, распределяя субсидии по 30 социально ориентированным направлениям, смог удовлетворить лишь 13 проектов, изначально заявленных как имеющие патриотическое содержание. Статистика не самая радужная, но она говорит о том, что многие организации просто не умеют должным образом составлять свои заявки, которые отклоняются независимой экспертной комиссией по формальным поводам».
Заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов подчеркнул, что наряду с уже хорошо зарекомендовавшими себя формами патриотической работы с молодежью, такими, например, как открытие кадетских классов в общеобразовательных школах (а в них сейчас в столице учатся 10 тысяч человек), патронат над объектами воинской славы, волонтерская помощь ветеранам войны и труда, необходимо искать новые.
«Они должны отвечать позитивному экстремальному духу нынешней молодежи. «Юнармия» и ДОСААФ будут очень востребованы, если начнут учить ребят тому, чему их больше нигде не научат. А такие возможности есть: нигде, кроме как в ДОСААФ, их не научат, например, погружаться под воду в скафандре и прыгать с парашютом. Экстремальные виды мотоспорта, аэротруба, водно-моторный спорт – все это обязательно привлечет в ряды юнармейцев ребят, которые пока выплескивают энергию где-то на улицах. Все это должно быть бесплатно, и работа над таким проектом должна начаться уже сейчас. Потому что Москва – витрина для всей страны. Вслед за нами это станут делать регионы», — отметил он.
По итогам круглого стола его участники пришли к выводу, что в Москве необходимо шире использовать потенциал общественных организаций патриотической направленности. Столичные депутаты всех уровней займутся комплексным мониторингом военно-патриотического воспитания в городе, а представитель Мосгордумы будет включен в состав Координационного совета.
Доклад
«Практики и формы организации патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи»
МОУ «Лицей №12»
Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ Басов В.В.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Патриотическое воспитание и допризывной подготовке молодёжи всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашего лицея одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание и допризывной подготовке молодёжи тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание–образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В лицее, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.
Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в лицее должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию допризывной подготовке молодёжи в нашем лицее идет по трем системообразующим направлениям:
I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (вахта памяти — выставление почетного караула на братском захоронении, возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на памятных местах).
Митинг и выставление почетного караула.
Вахта Памяти.
Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
II направление. Военно-спортивные игры.
Военно-спортивные игры в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. Игра оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
. Месячник оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы.
III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
. Учебные сборы.
Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.
Урок ОБЖ.
Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся лицея. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы.
Став работать преподавателем-организатором ОБЖ, я в первую очередь стал эстетично оформлять и оснащать кабинет современными техническими средствами обучения
Кабинет ОБЖ. Кабинет ОБЖ является воспитательным центром военно-патриотической работы в нашем лицее. Наличие в лицее подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций.
На базе кабинета ОБЖ проводятся:
1. Уроки истории, литературы, а также других предметов по материалам военно- патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
2. Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.
3. Проводятся занятия в «Военно-патриотическом обьединение»
4. Уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов.
Данная система военно-патриотического воспитания и допризывной подготовке молодёжи созданная в нашем лицее, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что лицей должен принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодёжи, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель лицея, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания.
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию допризывной подготовке молодёжи во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в лицее с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашего лицея не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в лицее по военно-патриотическому воспитанию.
Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.
Финал военно-спортивной игры.
Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Патриотическое воспитание
Проблема воспитания патриотизма приобретает особую актуальность в современном российском обществе в связи с формированием групп населения с различным пониманием патриотизма. Патриотизм означает не только любовь и преданность Родине, но и долг перед ней. Готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины наиболее востребована в профессии сотрудника полиции. В связи с этим система патриотического воспитания курсантов института должна быть тесно связана с их будущей профессией.
Патриотическое воспитание, формирующее и развивающее у сотрудников личностные качества гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан является приоритетным направлением воспитательной работы в Восточно-Сибирском институте МВД России.
Целью патриотического воспитания личного состава института является развитие у сотрудников, курсантов и слушателей гражданской и профессиональной ответственности, активной жизненной позиции, высокой степени общественной коммуникативности, формирование позитивных личностных качеств, позволяющих плодотворно осуществлять всестороннюю деятельность, направленную на защиту Отечества и Закона, законных интересов и достоинства россиян, прав и свобод человека и гражданина, эффективное решение задач, возложенных на органы внутренних дел.
Для достижения цели патриотического воспитания личного состава института решаются следующие задачи:
— утверждение в сознании и чувствах сотрудников, курсантов и слушателей института патриотических ценностей, общественно значимых взглядов и убеждений, уважения к истории России, летописи Министерства внутренних дел Российской Федерации и своей службы, бережного отношения к профессиональным традициям;
— социализация и активное вовлечение личного состава в происходящие в стране созидательные процессы общественно-политического, правового, социально-экономического, духовно-нравственного и культурного характера;
— развитие взаимодействия с общественными объединениями, ветеранскими организациями, творческими союзами, религиозными конфессиями, средствами массовой информации в вопросах пропаганды героики полицейской профессии, формирования позитивного имиджа полицейской службы и объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, информационной, духовной и социальной поддержки семей сотрудников, погибших и пострадавших при исполнении служебного долга;
— формирование чувств интернационализма, толерантности, расовой, национальной и религиозной терпимости;
— привитие чувств уважения, гордости, почитания по отношению к государственным символам (Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации) и историческим святыням России.
Система организации патриотического воспитания сотрудников, курсантов и слушателей института строится в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 и Планом мероприятий МВД России по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденным 17 июня 2016 года № 1/5746.
Мероприятия по патриотическому воспитанию личного состава института осуществляются по следующим основным направлениям:
— научно-исследовательское и правовое обеспечение патриотического воспитания;
— информационно-пропагандистское обеспечение патриотического воспитания, взаимодействие со СМИ;
— проведение занятий по патриотической тематике в системе государственно-правового информирования личного состава;
— организация служебных ритуалов, торжественных церемоний и встреч, памятных вечеров, дней открытых дверей, уроков мужества;
— работа по увековечению памяти погибших при исполнении служебного долга;
— работа с семьями сотрудников, погибших при исполнении служебного долга и ставших инвалидами вследствие военной травмы;
— историческая и музейная работа;
— организация празднования дней воинской славы, памятных дней в истории России и в летописи Министерства внутренних дел Российской Федерации;
— работа с Героями Отечества, ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранами органов внутренних дел, внутренних войск, боевых действий;
— работа по развитию наставничества и взаимодействие с профессиональными династиями;
— спортивная и культурно-массовая работа;
— фестивальное движение, музыкальное и литературное творчество, изобразительное и монументальное искусство;
— художественно-публицистическая и печатно-издательская деятельность;
— работа с допризывной молодежью, организация работы военно-спортивных лагерей, МВД классов, кружков по интересам;
— шефская работа над воспитанниками школ-интернатов и детских домов;
— популяризация государственных символов Российской Федерации.
Разрабатываемые и внедряемые научно-теоретические и методические основы патриотического воспитания широко обсуждаются в ходе проводимых научно-практических конференций по темам, связанным с вопросами истории органов внутренних дел и патриотического воспитания. Так, в институте ежегодно проводится Всероссийская научно-методическая конференция «Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии», в ходе которой широко обсуждаются вопросы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел. Представители института регулярно принимают участие в работе всероссийских, межрегиональных и региональных семинаров-совещаний по патриотической тематике.
Выполнение ведомственного плана организации патриотического воспитания осуществляется во взаимодействии с Иркутской городской общественной организацией ветеранов органов внутренних дел и государственных противопожарной службы Восточно-Сибирского института во главе председателем, главным специалистом направления по работе с ветеранами полковником полиции в отставке М. А. Ворожцовым. Значительный вклад ветераны вносят в работу с молодыми сотрудниками, курсантами и слушателями института.
Одним из приоритетных направлений деятельности в комплексе мероприятий, проводимых совместно с ветеранами, является организационная подготовка к проведению празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями проводится работа по социальному патронированию ветеранов Великой Отечественной войны, оказанию им материальной помощи, поздравлению и вручению в торжественной обстановке подарков. Организуется посещение ветеранов войны, находящихся на излечении в медицинских учреждениях и на дому.
Проводятся торжественные встречи участников Великой Отечественной войны с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями института, организуются уроки мужества, дни открытых дверей, посещения комнат боевой славы, музеев, просмотры патриотических фильмов.
Личный состав и ветераны института совместно участвуют в торжественных церемониях возложения венков и цветов к мемориальным сооружениям, возведенным в память о защитниках Отечества и Закона, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в послевоенное время.
В ходе подготовки к празднованию Дня Победы в ведомственных, а также федеральных и региональных СМИ демонстрируются циклы передач, публикуются серии статей и очерков о ветеранах института – участниках войны.
Организуются тематические выставки, посвященные подвигу бойцов и командиров, тружеников тыла в годы войны, боевым и профессиональным традициям старших поколений солдат правопорядка.
Проводятся информационно-пропагандистские и культурно-массовые мероприятия, посвященные годовщинам разгрома фашистских войск под Москвой, Сталинградом, Курском, освобождению Белоруссии и другим памятным датам и событиям истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Важное значение имеет привлечение сотрудников, курсантов и слушателей к проведению историко-архивных изысканий, сбору и обобщению материалов о ветеранах, записи их воспоминаний, сбору документов, характеризующих работу органов внутренних дел и института с момента их создания, изучению и обобщению картотечных и архивных материалов, в том числе о сотрудниках, погибших при исполнении служебного долга. Результаты этой работы используются при оформлении Книги Памяти, куда заносятся данные о погибших в военное и мирное время сотрудниках органов внутренних дел, а также о ветеранах и сотрудниках, внесших значительный вклад в развитие института.
В рамках исторической работы в институте ведется Исторический формуляр, в котором формируются страницы летописи подразделения, отражаются яркие события в служебной деятельности личного состава, вносятся данные о руководителях и сотрудниках, внесших значительный вклад в развитие учебного заведения.
Широко используются в работе по патриотическому воспитанию личного состава торжественные ритуалы. Воспитательное воздействие ритуалов усиливается эмоциональностью, красотой и величавостью проведения, что не только убеждает в необходимости бережного хранения и приумножения профессиональных традиций, но и вдохновляет сотрудников, курсантов и слушателей на добросовестное отношение к исполнению служебного долга, поддерживает их в стремлении брать пример со старших поколений солдат правопорядка в верности Родине, своему народу и Присяге.
Традиционно у мемориального комплекса «Вечный огонь Славы» проводится торжественный ритуал выпуска молодых специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации.
Институт ведет активную работу по дальнейшему совершенствованию взаимодействия с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями и традиционными религиозными конфессиями в области патриотического воспитания.
Представители Иркутской епархии Русской православной церкви принимают активное участие в организации совместных мероприятий с членами семей погибших при исполнении служебного долга, в благословлении первокурсников и выпускников на ратный труд.
В институте имеется видеотека художественных и документальных кинофильмов, отражающих героику советских солдат в годы Великой Отечественной войны, самоотверженность и мужество сотрудников органов внутренних дел.
Важное значение для патриотического воспитания имеет участие личного состава института в традиционной ежегодной благотворительной акции МВД России «Милосердие белых ночей» (г. Санкт-Петербург), посвященной памяти сотрудников и военнослужащих Министерства, погибших при исполнении служебного и воинского долга. В ходе акции проводятся встречи представителей руководства МВД России с членами семей погибших сотрудников, панихида по погибшим сотрудникам и военнослужащим, марафон авторской песни и другие мероприятия.
Также огромную воспитательную и культурную функцию несёт Комната истории института, где собраны не только уникальные экспонаты и исторические факты, но и яркие истории человеческих жизней, герои которых работали или продолжают работать в институте. Курсанты и слушатели принимают традиционно принимают участие в исторической и экспедиционной работе, с их помощью пополняется и обновляется экспозиция музея.
90000 Patriotic education of youth 90001 90002 Love for your country, respect forConstitutional norms of their country and respect for the traditions and cultural heritage of their own and other nations — all this is the goal of patriotic education of the younger generation. Since the issue of the patriotic aspect of upbringing is global, it is considered at the state level. In every state of the world, there are entire programs for the patriotic education of youth. About their foundations, activities and tasks facing the programs, we will talk further.90003 90004 Activities for the patriotic education of youth 90005 90002 Patriotic education of youth is impossible inBreak with institutions such as museums, art schools and cultural centers. General schools, interacting with them in the framework of programs on patriotic education, involve young people in the cultural and historical heritage of their country. 90003 90002 The measures aimed at patriotic education of young people include: 90003 90010 90011 Exhibitions; 90012 90011 Holding competitions; 90012 90011 Collectively creative activities; 90012 90011 Festivals of creativity; 90012 90011 Visiting local history, historical museums and art galleries; 90012 90011 Improvement of historical monuments; 90012 90011 Conversations and class hours; 90012 90011 Defense and sports games; 90012 90011 Regional and regional thematic competitions, etc.90012 90029 90004 Civil-patriotic education of youth 90005 90002 Civil-patriotic education within the framework of modernity presupposes the preparation of the younger generation for the forthcoming responsibility for their behavior and civic position. 90003 90002 Young people, educated correctly and competently, Freely can interact in the present democratic society. Young people have an awareness of the value of public affairs in which they take part, and the importance of their own contribution to them.Young people become ready to take the initiative, develop their abilities and grow as a person, benefiting not only themselves and others, but the whole country as a whole. 90003 90002 Civil-patriotic education forms a culture of interpersonal and interethnic interaction among young people. 90003 90004 Military-patriotic education of youth 90005 90002 Military-patriotic education is notLess important aspect in the entire educational system, as it prepares future defenders of the fatherland.Within the framework of this direction, young men are brought up such qualities as reliability and firmness of character, physical endurance, and courage. All these features are inalienable not only for those who are to serve in the army, defending their country, but also for ordinary professions, for example, doctors. 90003 90002 Education is carried out within the framework of lessons inSchool, for example, OBJ. In a number of sections of this subject there is a specialized course of lessons «Peculiarities of military training».Also, young people are brought up by joining in commemorative events in honor of those who once fought for their Motherland. 90003 90004 Problems of patriotic education of modern youth 90005 90002 The main problems of patriotic education in modern society include: 90003 90010 90011 changing the values of youth; 90012 90011 declining educational level of youth. 90012 90029 90002 Values that were relevant to the younggenerations 20 years ago, have changed significantly, moving towards pragmatism.Collective success, which was paramount before, today is much inferior to the individual and many representatives of young people are focused on meeting their own needs. 90003 90002 Meanwhile, among modern youththere is a considerable number of graduates of vocational schools, boarding schools and orphanages. This category of young people is particularly vulnerable, since among them the percentage of drinkers and drug addicts is significantly higher than that of young people with higher education.90003 .90000 A Comparative Study of the Patriotic Attitudes of Youth: Regional Specificity 90001 90002 For citation: Gulyaeva L. V., Yefimova G. Z. 2018. «A Comparative Study of the Patriotic Attitudes of Youth: Regional Specificity». Siberian Socium, vol. 2, no 1, pp. 53-73. DOI: 10.21684 / 2587-8484-2018-2-1-53-73 90003 90002 Abstract: 90003 90002 One of the priorities of the society’s development is the reproduction of its key values. In this regard, it becomes particularly important to distribute the ideas uniting patriotism and citizenship among the younger generation.The degree of patriotic identity is an important indicator of an individual’s social maturity level and a prerequisite for becoming a citizen of their country. As a social community, youth is diverse in its composition; therefore, the comparative analysis of patriotic ideas and values of its main groups is gaining particular interest. This article reviews the scholarly literature on the theoretical approaches to the study of the patriotism, paying attention to the sociological research on the features of one’s patriotic values in different groups of the young people.The empirical basis of the study includes a comparative survey of patriotic orientations (conducted from March to July 2017) of the representatives of three main groups of the young people living in the South of the Tyumen Region: school students, university students, and young people . The authors show the features of the patriotic mindset of the given youth groups, which can be explained by their age, value orientations, and available social experience. The results show the impact, which some youth’s life aspects (such as their satisfaction with their lives, social position, and plans for the future), have on their political orientation.The authors conclude on the peculiarities of civil and patriotic views among the representatives of major groups of youth, revealing similarities and differences in the process of forming their civil identity. 90003.90000 Patriotism of Russians and patriotic education in modern Russia 90001 90002 For citation: 90003 90004 Sanina A.G. Patriotism of Russians and patriotic education in modern Russia. 90005 Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 90006 2016. No 5. P. 44-53 90007 90008 90002 The article analyzes modern trends of Russian patriotism from the point of view of global context of patriotic education, civic education and nationbuilding. The author cites the all-Russia polls and the results of the sixth WVS wave (2010-2014).She also demonstrates results of an empirical study using the method of content analysis Atlas.ti. The study covers eight strategic documents of patriotic education of the United States, Singapore, China and Russia. Key findings from the study are: (1) The abrupt nature of the Russian patriotism shows that external events play a major role in its formation rather than public policy. Consolidation of the Russian society is not realized through cultivating of positive patriotic values, but on the basis of negative factors.Their influence can only lead to a blind, but not to the constructive patriotism. (2) Russian program documents emphasize militarist bias of patriotic education, and this is evidently blurring legal and theoretical basis of patriotism formation in Russia. Patriotic education can not exist for its own sake. Also, it can only develop emotional components of state identity. This prevents formation of constructive patriotism and cultivates such qualities as unconditional love for the homeland, convinced devotion to public authorities, unquestioning positive evaluation of government structures, rejection of critical evaluation, readiness to defend the state up to the sacrifice.(3) There is a need to harmonize the «official» definition of patriotism with the concepts of civic education and nation-building. Patriotism can be regarded as love for a country, devotion to the state expressed in knowledge of historical and contemporary achievements of the country, free support of spiritual and moral values, manifestation of citizenship based on the active participation in civil society, constructive criticism of the government and expression of one’s point of views. Such definition of patriotism integrates emotional relationship of the citizen to the country, state, civil and national identity.It emphasizes importance of the traditions and values, and creates a construct of active and free social behavior without infringing alternative values, traditions and attitudes existant in the world. 90008 90002 patriotism; patriotic education; civic education; nation-building; public policy; government program; Atlas.ti 90008.90000 Ukrainian ‘Patriotic Education’ for Kids to Instill Ideals of War Criminals 90001 Europe 90002 90003 10:46 GMT 14.10.2015 90004 90005 (updated 11:24 GMT 14.10.2015) 90004 Get short URL 90007 90002 On Tuesday, President Petro Poroshenko approved a new ‘Strategy for National Patriotic Education of Children and Youth, 2016-2020’. The new program seeks to inculcate in youth the ‘ideals and values’ of the fascist collaborationist Ukrainian Insurgent Army, those of the Maidan revolution and of Kiev’s military operation in eastern Ukraine.90007 90002 Poroshenko announced the decree during a visit to the Lugansk Regional Lyceum, a cadet school with intensive military and physical training in the town of Kreminna, located in the Kiev-controlled portion of the eastern Ukrainian region of Lugansk. 90007 90002 The president’s decree notes that «the formation of life values» among Ukrainian children and youth must be based on «the examples of the heroic struggle of the Ukrainian people for independence, sovereignty and the territorial integrity of our state.»90007 90002 In Poroshenko’s words, the «heroic examples» that will contribute to the development of the new «citizen-patriot» will include the fighters of the fascist collaborationist Ukrainian Insurgent Army, an ultranationalist military and political force which operated as an anti-Polish terrorist organization in the 1930s and went on to help operate a pro-German puppet state during the Second World War, ostensibly seeking to ‘liberate’ Ukraine via a campaign of violence and ethnic cleansing against tens of thousands of Poles, Russians, and anti-fascist Ukrainians.90007 «Values» will apparently also be borrowed from participants of anti-Bolshevik uprisings by the Ukrainian Cossacks, along with the Sich Riflemen, a force of Ukrainian militia formed by the Austro-Hungarian Empire during the First World War to fight against their fellow Ukrainians fighting in the Imperial Russian Army, as well as other elements fighting against Russia and the Soviet Union throughout the 20th century. 90002 Children will also be taught to emulate the «bravery and heroism» of the participants of the «revolutionary events» of the Euromaidan protests of late 2013 to early 2014 року, which led to the overthrow of the unpopular but democratically elected national leaders, and of Ukrainian soldiers fighting in Kiev’s military operation against autonomy and independence supporters in the country’s east.90007 90002 According to the president’s website, the strategy will use these «examples of courage and valor of fighters for the freedom and independence of Ukraine» to mold «the formation of patriotism and love for the motherland, spirituality, morality, and respect for Ukrainian heritage . » 90007 Poroshenko emphasized that he was confident that the new strategy’s implementation would contribute to Ukraine’s «national revival» and to the «protection of Ukraine’s democratic European vector.» 90002 According to the decree, the government now has a two month timeframe in which to develop and implement the new strategy.90007 90002 Ukraine’s latest round of education reforms began soon after the success of the Maidan coup d’état in February, 2014. Last spring, the country’s ministry of education developed a new national program of teaching materials aimed at liquidating the «dictatorial values of Eurasianism» and the tradition of the «sovok» (a derogatory word for Homo Sovieticus, or a person with a ‘Soviet’ mentality). 90007 90002 Reforms have included mandating new interpretations of historical events, including the Holodomor Famine of the early 1930s (now classified as a genocide), and the Second World War (where Ukrainian Nazi collaborators have been reinterpreted as fighters for Ukraine’s independence).90007 Observers have long emphasized that controversial reforms in the country’s education system stretch back to long before the events of the 2014 Maidan coup itself, with education initiatives stemming from the 2004 Orange Revolution, and textbooks created and distributed by ultranationalist émigré scholars as far back as the early 1990s noted to have played a crucial role the formation of an environment where the loathsome activities of figures like Stephan Bandera and the UPA could be justified and even celebrated by educational authorities..