Ценности воспитания: ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ это

Сущность и значение ценностей в процессе воспитания

Содержание ценностного подхода в воспитании

Определение 1

Ценностный аспект воспитательного процесса связан, прежде всего с тем, что процесс воспитания, рассматривается как механизм развития личности, наделенной важными социальными качествами и потребностями, нравственными и интеллектуальными свойствами.

Ценностный поход к воспитанию отражает связь между теорией и практикой воспитания. Он позволяет исследовать воспитание, как процесс, способствующий раскрытию личностного потенциала и, ориентированный на удовлетворение потребностей людей, а также, как единственный механизм развития гуманистических свойств личности и создания гуманистически ориентированной социальной среды.

Содержание ценностного подхода в воспитании раскрывается через систему принципов оценочного характера. К ним относятся:

  1. Разные философские взгляды на единую систему гуманистических ценностей. Предполагается, что ценности могут отличаться по своей культурой принадлежности и этническим особенностям.
  2. Равные возможности использования и равное значение теоретических воспитательных концепций прошлого и новых разработок. Необходимо достичь диалога и взаимодействия, интеграции между традиционными взглядами и новаторскими идеями.
  3. Каждый человек уникален и равен в своей уникальности другим людям. В обоснованиях ценностей необходимо опираться на идеи социокультурного прагматизма, исключая демагогию споров об их основаниях.

Таким образом, содержание ценностного подхода к воспитанию сводится к тому, что приоритетной воспитательной задачей ставится определение гуманистической ориентации и сущности научного педагогического знания, определения отношения педагогике к личности учащегося, как к субъекту познавательной работы, обладающим коммуникативными навыками и творческим потенциалом.

Рисунок 1. Основные ценности воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Образование рассматривается в качестве составного элемента культуры и выступает инструментом формирования ценностных установок человека, раскрытия его гуманистических начал и создания личности, наделенной гуманистическими свойствами.

Ценности, лежащие в основе воспитательного процесса

Система воспитания основывается на совокупности ценностей, относящихся к разным категориям и уровням существования. Все эти ценности можно разделить на следующие группы:

  1. Социальные ценности. Эти ценности связаны с социальной жизнедеятельностью людей. Они включают свод норм и правил, установок социального поведения, традиции и обычаи народов, идеи и взгляды, которые закреплены в общественном сознании и передаются между поколениями.
  2. Коллективные ценности. Эти ценности связаны с регламентацией учебно-воспитательного процесса. Они отражают содержание норм и правил, определяющие порядок функционирования образовательной системы: институтов образования, образовательных учреждений, взаимодействие педагога и учащегося.
  3. Личностные ценности. Эти ценности отражают черты личности каждого человека. Они включают в себя мотивы поведения, нравственные ориентиры деятельности, цели, задачи, идеалы, установки, мировоззренческие взгляды отдельного учащегося и отдельного педагога, которые выступают его внутренними ориентирами поведения, направляют деятельность.

Именно личностные ценности заложены в основу воспитания, поскольку их развитие выступает его целевым назначением. От них зависит и формирование социальных ценностей, развитие коллективных ценностей, общее всестороннее гуманистическое развитие личности воспитанника и гуманистический облик всей социальной сферы.

Воспитательный процесс направлен на развитие у каждого воспитанника индивидуальной системы ценностей, выступающих отражением ее особенностей и условий развития.

Система личностных ценностей, лежащих в основе воспитания, включает в себя:

  • Ценности, отражающие осознание личности своей роли и места в социальной сфере деятельности;
  • Ценности, отражающие осознание личности своей профессиональной роли и, занимаемой должности;
  • Ценности, позволяющие личности строить коммуникативные связи и отношения, удовлетворяющие потребности в общении и социальном взаимодействии;
  • Ценности, отражающие потребность и мотивацию к саморазвитию, самоутверждению, раскрытию своего творческого потенциала;
  • Ценности, дающие толчок к самореализации;
  • Ценности, ориентированные на удовлетворение бытовых, практических, так сказать, «приземленных» потребностей.

Замечание 1

Одни из этих ценностей являются самодостаточными, а другие носят инструментальный характер.

Самодостаточные ценности, по сути, отражают целевое назначение воспитания т.е. они ориентированы на развитие гармоничной личности, способной к существованию, развитию и самореализации в социальной среде. Они отражают творческую направленность воспитательного процесса и нацелены на раскрытие у воспитателя и воспитанника творческого потенциала их личностей. К таким ценностям можно отнести: любовь, уважение, ответственность, престижность, саморазвитие, самоутверждение. Такие ценности преобладают над остальными и оценивают их. В них отражается смысловое назначение воспитательного процесса.

Профессиональное становление личности педагога стоит на одной ступени с личностным развитием воспитанника. Поэтому, потребность в саморазвитии и самореализации лежит в основе воспитания и занимает ведущее положение в иерархии потребностей личности.

К инструментальным ценностям относятся следующие:

  1. Ценности-отношения. Они отражают уважение и почитание воспитательной работы, позволяют воспитателю построить адекватную систему взаимодействия с воспитанником: гуманистически ориентированную и нравственно обоснованную.
  2. Ценности-качества- отражают профессиональные свойства педагога: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, педагогическое мастерство, прагматические умения, аналитические навыки и др.
  3. Ценности-средства. Они включают действия педагога в воспитательном процессе и систему взаимодействия с воспитанниками. Иными словами, средства воспитания – это технологии воспитания и технологии коммуникативного взаимодействия.
  4. Ценности-знания – это система теоретических научных разработок, включающая принципы, формы, концепции, закономерности реализации воспитательного процесса. Владение этими ценностями дает воспитателю больше возможностей в достижении целей и задач воспитания.

Цели, задачи и ценности воспитания в современных условиях

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Добавить комментарий

Страница 2 из 2

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации [1]. Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании — это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Субъектом воспитательного процесса традиционно считается руководитель, а объектом — различные категории персонала и коллективы [3]. В качестве субъекта воспитательного процесса человек предстает как развивающаяся индивидуальность. Здесь он осуществляет собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий и совершает сознательный выбор идей, действий и поступков. Появляется возможность ставить собственные цели деятельности. Любой человек стремится к активно-действенному самопроявлению, самосознанию, самопознанию и самоутверждению.

Важным элементом воспитания являются цели. Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени влияет на его конечный результат. Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть отражена в идее о том, что самоактуализируюшаяся личность развивается в том случае, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: если воспитывающая деятельность инструментована как самодеятельность воспитанников, и если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс самопознания и самовоспитания.

Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса, является его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе образования выделяются следующие: формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению; гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества; развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей; обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм [3].

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников: преподавателей, консультантов, тренеров. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность. Как говорил Ушинский: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, заключает в себе всю возможность успехов воспитания». Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т. е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется [2]. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А. С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Литература

  1.        Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2001. — 304 с.
  2.        Корнетов Г. Какой быть школе XXI века. // Учительская газета. 1993. № 4.
  3.        Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лишин. — М, 2003. — 332 с.

Теги: современных  условиях  воспитания  ценности  задачи  

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»


Что такое воспитание ценностей и почему оно так важно?

#социальная акция #общество #подготовка

Мы хотим создать более устойчивый мир со стабильной экономикой и более справедливым и инклюзивным обществом. Трудная, но не недостижимая цель, если мы можем рассчитывать на участие правительств, учреждений, бизнеса и, прежде всего, ответственной и заинтересованной общественности.

Обучение ценностям поощряет солидарность, жизнь в гармонии и любовь к природе.

Образцовым гражданином становятся, а не рождаются. Точно так же, как мы изучаем математику и языки, мы также должны стать специалистами по тем урокам, которые имеют основополагающее значение для жизни в гармонии и социальном прогрессе, таким как уважение, сочувствие, равенство, солидарность и .0010 критическое мышление. Без этих и других этических принципов, определяющих нас как людей, нам будет трудно построить лучший мир.

ЦЕЛИ ЦЕННОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эта концепция касается образовательного процесса, который прививает моральные стандарты для создания более гражданского и демократического общества. Таким образом, образование Values ​​способствует толерантности и пониманию помимо наших политических, культурных и религиозных различий, уделяя особое внимание защите прав человека, защите этнических меньшинств и наиболее уязвимых групп, а также сохранению окружающей среды.

Воспитание ценностей является обязанностью всех нас, а не только школ. Например, семья, университеты, бизнес и спорт — идеальные условия для обучения этим этическим принципам. Тем не менее, уже несколько лет такие страны, как Австралия и Великобритания, рассматривают возможность включения обучения ценностям в обязательное образование.

Характеристика ценностного воспитания.

 СМ. ИНФОГРАФИКУ: Характеристики ценностного образования [PDF] Внешняя ссылка, открывается в новом окне.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ против ЦЕННОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как традиционное образование, так и ценностное образование необходимы для личного развития и помогают нам определить наши жизненные цели. Но в то время как первое учит нас социальным, научным и гуманитарным знаниям, второе учит нас быть хорошими гражданами. В отличие от традиционного образования, в ценностном воспитании нет различия между тем, что происходит в классе и за его пределами.

Важность воспитания ценностей побудила европейские школы ввести такие предметы, как воспитание гражданственности. К 2017 году он уже был частью национальной учебной программы во всех странах ЕС, проанализированных Eurydice, либо как сквозной, либо как отдельный предмет, либо как часть других программ. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) также проводит глобальную оценку — в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР) — уровня реализации Воспитания глобальной гражданственности (ВГГ) в национальной политике в области образования, учебные планы и программы, подготовка учителей и оценка учащихся.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Обучение ценностям охватывает различные темы, связанные с гражданственностью и этикой, в том числе:

  Эмпатия
Ставя себя на место других людей как когнитивно, так и эмоционально, мы улучшаем нашу способность разрешать конфликты и понимать мнения других.

  Равные возможности
Принцип, согласно которому мы все равны, является одним из столпов демократии и, кроме того, способствует социальной интеграции и общественной жизни.

  Уважение к окружающей среде
Обучение ценностям помогает нам осознать последствия наших действий на планете и прививает нам уважение к природе.

  Забота о здоровье
Мы должны минимизировать риски для здоровья, поощряя правильное отношение и занимаясь санитарным просвещением с динамичной, личной и коллективной точки зрения.

  Критическое мышление
Этот способ мышления делает нас более аналитическими и наблюдательными, учит нас распознавать качественную информацию и помогает нам решать проблемы.
 

Ознакомьтесь с корпоративными целями и ценностями группы Iberdrola

ЦЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время существуют две различные теории о природе ценностей. Традиционное обучение охватывает объективные и универсальные этические стандарты, которые можно усвоить в процессе обучения и постоянной практики. Но более инновационный подход утверждает, что мораль относительна и зависит от личности, поэтому преподавать на педагогическом уровне очень сложно.

К наиболее распространенным стратегиям обучения ценностям относятся следующие:

  • Отказ от дискриминации, оживление дискуссий по моральным вопросам и поощрение совместного лидерства.
  • Разоблачение пагубного отношения к обществу в целом без стигматизации отдельных лиц.
  • Подчеркивая мысль о том, что все мы можем измениться и что мы заслуживаем второго шанса.

10 основных ценностей образования – Джордж Курос

Как и в любой профессии, педагоги должны иметь возможность оглянуться назад и подумать: «Почему я это сделал?» Если вы не в состоянии сделать это, возможно, не было большого роста.

В начале своей карьеры я помню, как первым делом утром зашел в класс к коллеге и заметил, что ее ученики едят, а на партах стоит вода. Я был серьезно встревожен, потому что школьное правило гласило: «В классе нельзя есть и пить», и я был не из тех, кто не следует этому правилу. Когда я поделился с ней тем, как ее игнорирование правил заставило всех нас выглядеть плохо, она поделилась со мной: «Детям трудно учиться, когда они голодны». Я хотел бы сказать, что я понял это тогда, но я не сделал. Я больше беспокоился о том, чтобы следовать правилу, чем о том, что правильно для моих учеников, потому что, честно говоря, я думал, что правило БЫЛО правильным для моих учеников. Теперь я чувствую себя иначе.

Все это вспомнилось мне, когда я обсуждал с учителем, что они делают что-то подрывное, что противоречит школьным правилам, но помогает их детям. Я считаю, что принцип, которому мы должны следовать как педагоги, звучит следующим образом:

«Делайте все возможное, чтобы поддерживать рост и успех ваших учеников».

Когда правило важнее здравого смысла, оно глупо.

Но я знаю, что у меня всегда была потребность поступать правильно со своим боссом. Я не из тех, кто «просит прощения, а не разрешения», потому что не хочу оказаться в таком положении , когда я подрываю своего босса и/или своих коллег. Я знаю многих таких учителей.

Итак, что я предлагаю двигаться дальше? Как администраторы, мы должны смотреть на нашу политику и «правила», действующие в нашей школе, и смотреть, ставят ли они наших учителей в такое положение, когда мы подталкиваем их следовать правилу чрезмерного обслуживания своих учеников.

Мне нравятся основные ценности обувной компании Zappos и предисловие:

В Zappos наши 10 основных ценностей — это больше, чем просто слова, это образ жизни. Мы знаем, что компании с сильной культурой и более высокой целью работают лучше в долгосрочной перспективе. Продолжая расти, мы стремимся к тому, чтобы наша культура оставалась живой и здоровой. Ознакомьтесь с нашей Присягой, которую мы используем, чтобы не только подчеркнуть наши ценности, но и придерживаться их как сотрудников Zappos, так и бизнеса.

  1. Доставка WOW через службу
  2. Принять и измениться
  3. Создайте веселье и немного странностей
  4. Будь предприимчивым, творческим и непредубежденным
  5. Стремитесь к росту и обучению
  6. Стройте открытые и честные отношения с общением
  7. Создайте позитивную команду и семейный дух
  8. Делайте больше с меньшими затратами
  9. Будьте страстными и решительными
  10. Будь скромным

Эти основные ценности задают направление, но существует так много гибкости в том, как выглядит каждая ценность и как ее можно применять для обслуживания своих клиентов.

Так что, возможно, создание этих типов «основных ценностей» для вашей школы или организации может быть чем-то, что поможет направить, побуждая каждого человека делать то, что лучше для людей, которым они непосредственно служат. Вот десять, которые приходят мне на ум, когда я думаю об образовании:

 

  1. Делайте все возможное, чтобы поддерживать рост и успех ваших учеников.
  2. Растите и учитесь так, как вы ожидаете от учеников в вашем классе.
  3. Подталкивайте своих коллег к росту вместе с вами, но поддерживайте, сотрудничайте и помогайте им на их пути.
  4. Чрезмерное общение лучше, чем недостаточное.
  5. Позаботьтесь о себе, чтобы лучше поддерживать других.
  6. Находите радость в своей работе.
  7. Отнеситесь серьезно к работе, но никогда не относитесь к себе слишком серьезно.
  8. Поделитесь своей страстью с другими, чтобы мы могли помочь учащимся найти свою страсть.
  9. Найдите и развивайте сильные стороны и таланты в первую очередь своих учеников и коллег. Всегда начинайте с позитива.
  10. Не просто цените людей, но и убедитесь, что люди знают, что их ценят.

 

Каковы основные ценности вашей школы или организации? Что бы они создали для вашей культуры и сообщества и как бы они поставили ваших сотрудников в ситуацию, когда они всегда могут делать то, что правильно для их учеников?

Конечно, потребуются некоторые правила и политики, но я предполагаю, что зачастую их слишком много, что ограничивает учителей, а не расширяет их возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *