Средства трудового воспитания дошкольников – Средства трудового воспитания дошкольников

Содержание

Средства трудового воспитания дошкольников — КиберПедия

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда

. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспи­тываться уважение к труду.

Другие авторы (С.А.Козлова, А. Ш.Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней — врач нужен, чтобы лечить людей, учитель — чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, по которому можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается группа задач трудового воспитания,

связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений. С помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.



В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной муд­рости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бо­ятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У ло­дыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и поэтому она эффек­тивнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, при­знанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака. «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, люб­ви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Вот, например, стихотворение Ю.Тувима «Все для всех»:

Каменщик строит жилища,

Платье — работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, наточает ?

Стало быть, так и выходит:



Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети нетолько видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины.

Помогает воспитанию желания трудиться

музыка. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и при­ятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

 

cyberpedia.su

СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Количество просмотров публикации СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ — 6269

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств, дошкольников Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ре­бенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Одна­ко в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в тру­де, а в игре. К примеру, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: ʼʼФормировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесыватьсяʼʼ. В данной за­писи сразу две педагогические ошибки. В первую очередь, воспи­татель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует ʼʼкак будтоʼʼ — он как будто приче­сывается, как будто делает красивую прическу. Игра исход­но появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недо­ступны. В случае если же он начнет делать всœе всœерьез — игра пропа­дет. Во-вторых, всякое ʼʼформирование уменийʼʼ всœегда тре­бует показа, объяснения, упражнений, повторений. Мож­но ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.

Трудовая деятельность является ведущим средством тру­дового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым умениям и навыкам, добиваются результата͵ удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомлениес трудом взрослых. Это средство позво­ляет расширить представления ребенка о содержании дея­тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ознакомление с тру­дом взрослых направлено на решение интеллектуально- нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авто­ры (В.И.Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказы­вать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержатель­ной части трудовой деятельности взрослых, станет воспи­тываться уважение к труду. Другие авторы (С. А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дош­кольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней — врач ну­жен, чтобы лечить людей, учитель — чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фо­ном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривает­ся как средство трудового воспитания дошкольников, воз­можен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспи­тания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Рассматриваемое средство воспитатель может использо­вать как пример для подражания, образец, на который ребе­нок будет ориентироваться. При этом, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положи­тельным, но и с негативным отношением к труду, с недобро­совестностью и ее последствиями. Подобные случаи педа­гог может использовать для формирования у детей представ­ления о крайне важно сти ответственного отношения к труду.

Важно обращать внимание детей на творческое отноше­ние взрослых к своему труду (подробно работа по данному разделу воспитания рассматривается в рамках курса ʼʼМето­дика ознакомления детей с социальной действительностьюʼʼ).

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной груп­пы средств у детей формируются представления о содержа­нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива­ют окружающие труд других людей и др.
Размещено на реф.рф
Эти средства слу­жат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека тру­диться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью худо­жественных средств можно вызвать у детей интерес к тру­ду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важ­ность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти ʼʼжемчужины народной муд­ростиʼʼ помогают ему в лаконичной форме похвалить и под­бодрить ребенка (ʼʼМаленький, да удаленькийʼʼ, ʼʼГлаза бо­ятся, руки делаютʼʼ), высказать отношение к лени (ʼʼУ ло­дыря Федорки всœегда отговоркиʼʼ, ʼʼТруд кормит, а лень портитʼʼ, ʼʼЛенивые руки чужие труды любятʼʼ, ʼʼУмелые руки не знают скукиʼʼ), подчеркнуть важность труда (ʼʼНе тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гожʼʼ, ʼʼХочешь есть калачи,не лежи на печиʼʼ). Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и в связи с этим она эффек­тивнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается ив сказках.Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и в связи с этим в конце концов вознаграждается любовью, богатством, при­знанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека (ʼʼКем быть?ʼʼ В. Маяковского, ʼʼА что у вас?ʼʼ С. Михалкова), по­казан процесс труда (ʼʼКак печатали вашу книгуʼʼ С. Мар­шака, ʼʼПро чайʼʼ, ʼʼКак вата на кусте растетʼʼ А.Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, люб­ви к своей профессии, самоотверженности и добросовест­ности (ʼʼКакие они, полярникиʼʼ А. Членова, ʼʼСквозь буранʼʼ И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий. Вот, к примеру, стихотворение Ю. Тувима ʼʼВсе для всœехʼʼ:

Каменщик строит жилища, платье — работа портного. Но ведь портному работать негде без теплого крова! Каменщик был бы раздетым, в случае если б умелые руки

referatwork.ru

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Для того, чтобы человек достиг каких-либо успехов в жизни, он должен быть трудолюбивым. Умение трудиться не   заложено в человеке  природой, данный навык должен быть сформирован. И чем раньше начнется процесс трудового воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития трудовых навыков у детей – это дошкольный период. Трудовое воспитание дошкольников ставит перед собой цель – научить ребенка быть трудолюбивым, привить ему общетрудовые умения, развить чувство ответственности к выполняемой работе. Процесс воспитания малыша дошкольного возраста — это совместная деятельность детского дошкольного учреждения и семьи.

Уход за растениями и животными — один из методов трудового воспитания

Значение детского труда и его виды

Воспитание трудовых навыков у ребенка имеет большое значение в формировании его  физического и нравственного развития. Малыши, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными, более крепкими физически.

Процесс труда дисциплинирует детей, развивает в них чувство ответственности за себя и свои действия.

Значение труда в жизни детей

Виды труда зависят от того, какая поставлена цель и в чем заключаются задачи трудового процесса:

  • самообслуживание: ребенок должен   иметь элементарные трудовые навыки по уходу за собой;
  • хозяйственно-бытовые навыки;
  • уметь работать на природе;
  • ручной труд.
Две основные задачи трудового воспитания

Все виды труда направлены на то, чтобы малыши могли освоить все особенности окружающего мира, развивать способность мыслить, оттачивать память, изучить предназначение и научиться работать разными орудиями труда, ознакомиться с правилами использования материалов. Дети должны осваивать содержание процесса труда на примере взрослых, подражая им, перенимая определенные трудовые  навыки.

Осваивая разные виды труда, дошкольники расширяют свой кругозор, у них формируется уважение к старшим.

Содержание видов труда дошкольников

Самообслуживание: начиная с    младшего возраста у  дошкольников необходимо формировать навыки обслуживания себя.  Но в этот период детки вследствие физиологических особенностей еще  не могут выполнять некоторые действия:

  • пальчики у малышей еще не совсем послушны;
  • последовательность выполнения некоторых действий не всегда запоминается;
  • у них еще не сформированы способности к управлению своей волей.
Труд для малыша должен быть посильным и интересным

Данные моменты для ребенка сложны, поэтому, вероятность того, что они вызовут отрицание, велика. Что делать родителям и воспитателям в детском саду? Да ничего особенного, просто быть терпеливыми, спокойными и доброжелательными. Только такие средства смогут помочь малышу спокойно воспринимать просьбы умыться и почистить зубки утром, прибрать свою кроватку, самостоятельно одеться, раздеться, навести порядок в своих игрушках.

Самообслуживание

Средства и приемы освоения действий по обслуживанию себя достаточно просты:

  • надо выполнять все процедуры регулярно;
  • контроль выполнения действий взрослыми;
  • требование со стороны взрослых выполнять всю работу аккуратно, быть опрятным и соблюдать чистоту.
Самообслуживание — первый вид труда

Совет родителям: старшего дошкольника надо знакомить со школьной одеждой, атрибутами,  пополнять словарный запас малыша и учить аккуратности в обращении с этими предметами. Например, готовить с ребенком одежду с вечера, аккуратно повесив ее на стульчик.

Хозяйственно-бытовой труд

Дошкольники должны осваивать навыки хозяйственной деятельности, уметь выполнять бытовую работу. Ребенку вполне по силам протереть пыль на мебели, дверные ручки. Малыш должен представлять содержание хозяйственно-бытового труда. Методы трудового воспитания позволяют малышу в каждой возрастной категории освоить новые трудовые действия.

Помощь родителям — пример бытового труда

Средства воспитания навыков и умений выполнения бытовой работы разнообразны:  малыш может помочь накрыть на стол, прибрать за собой, подмести пол. В детском саду дети дежурят, так же накрывают на столы, поливают цветы, протирают пыль на полочках и в шкафчиках.

Взрослым надо корректировать содержание труда в зависимости от принадлежности к возрастной группе.

Совет: не забывайте хвалить ребенка, направлять его, но ни в коем случае не ругать, только тогда воспитательная цель будет выполнена.

Труд на природе

Трудовые навыки, выполняемые в природной среде – это прекрасные средства  познания красоты своего родного края,  развития наблюдательности и совершенствования  движений.  Задачи, которые предъявляются к этому виду трудовой деятельности – это развитие волевых качеств, силы и выносливости.

Уборка территории — работа на свежем воздухе

Какие средства трудового воспитания используются в данном виде труда? Дети младшего дошкольного возраста могут кормить рыбок, на прогулке – птичек. Более старшим дошкольникам можно поручить поливать цветочки в группе. Родители могут аналогичные задачи поставить перед малышом дома. Если в детском саду есть уголок природы, то малыши могут оказывать посильную помощь в уходе за питомцами.  Интересны и такие средства, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, а также, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.

Уход за овощами — очень эффективный способ трудового воспитания

Такие средства воспитания любви к труду в природе очень действенны, дети становятся добрее, получают удовольствие от процесса труда. 

Ручной труд

Дошкольников надо учить работать руками. Это различные поделки, работа с материалами разного вида. На занятиях в детской саду малыши осваивают навыки выполнения работ с природным материалом, использовать в творчестве разные подручные средства и бумагу.

Дети очень любят делать поделки

Ручной труд призван решать такие задачи, как выработка усидчивости, развитие чувства эстетики и терпения. 

Особенности труда дошкольников

  • Детский трудовой процесс не направлен на создание материальных ценностей.
  • По характеру — воспитательный.
  • В процессе труда дети самоутверждаются.
  • Труд воспринимается детьми, как игра.
  • Труд дошкольников не оценивается и его содержание не включает материальное вознаграждение.
  • Характер труда детей – необязательный.

Как развивать у малышей трудолюбие

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Но самое главное – он должен испытывать радость от труда.

В игровой форме дети получают умения и навыки трудиться

Детский труд отличается своеобразность:

  • в содержательном плане – труд простой;
  • действия доступны;
  • связь с игровыми процессами.

Если понаблюдать за малышами, то можно увидеть, что   2-3 года в игре отражается труд  взрослого человека. Дети имитируют действия старших. Пусть ребенок наблюдает за взрослыми, которые выполняют какую-либо работу. Малыши могут постирать белье для кукол, помыть мягкие игрушки, наконец, прибрать в своей комнатке или в детском уголочке. Дети после 5- 6 лет, а также, семилетки уже играют в ситуационные игры. Такие средства прекрасны в воспитании трудовых навыков.

Ситуационные игры — увлекательный метод трудового воспитания

Содержание труда малыша похоже на содержание труда взрослого. Важно чтобы труд был осмысленным, приносил радость и разжигал творческие порывы.

Формы и методы организации воспитательного процесса

В детсадовской группе дети могут  выполнять следующую работу, цель которой трудовое воспитание:

  • Поручения  — это самые простые методы. малышу дают конкретное задание, которое он выполняет. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуальных поручений.
  • Дежурство  — малыши учатся отвечать за порученное дело, быть аккуратными и исполнительными.
  • Общий труд решает  задачи нравственного воспитания. Его вводят в старших и подготовительных группах.
  • Между дошкольниками  в процессе общего труда выстраиваются деловые взаимоотношения.

Какие средства являются основными для воспитания любви к труду у дошкольников?

Пример взрослых — лучшее средство трудового воспитания

Основные средства:

  • собственный трудовой процесс, который осуществляют дошкольники;
  • ознакомление с процессом трудовой деятельности, выполняемой взрослыми;
  • познание трудового процесса через творчество и художественное развитие.

Итак, в процессе трудового воспитания у дошкольников должно сформироваться понятие трудового процесса. Отношение к труду и к трудовой деятельности, навыки выполнения определенных видов работы, соответствующей возрасту.

Педагоги дошкольного учреждения и родители должны действовать во взаимодействии и тесном сотрудничестве.

Видео. Задачи и методы трудового воспитания в детском саду

detki.guru

41. Условия и средства трудового воспитания дошкольников

Условия трудового воспитания:

— создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда;

— организация материальной среды и трудового оборудования;

— учёт объёма нагрузки при выполнении трудового задания, работы;

— учёт индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определённому виду труда; состояния здоровья;

— включение воспитателя в труд детей на правах партнёра;

— обеспечение нравственно-ценной мотивации;

— формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость;

— создание предпосылок экономического воспитания дошкольников в труде;

— разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;

— методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.

Средства трудового воспитания:

— Собственная трудовая деятельность детей;

— обучение трудовым навыкам и организации труда;

— Ознакомление с трудом взрослых;

— организация трудовой деятельности;

— Художественные средства: худ. литература, музыка, изодеятельность.

40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.

Выбор формы организации тр-ой деят-ти детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных восп-ых задач.4) содержания труда.

Тр. Поручение – возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации тр. деят-ти дошк-ов. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивид-ые или совместные), времени исполнения (кратковр-ые, эпизод-ие, длительные).

Содержание: поручения детям мл-их гр. носят преимущественно инд хар-р: по просьбе восп-ля помочь вынести на участок игрушки и т. д.; В ср. гр. детям дают поручения полить комнатные растения, и др.; в ст. гр. восп-ль привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения – задания, рез-тат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям мл-их гр)

Дежурства — такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности. В практике работы ДУ используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно: по столовой (2-ая мл. гр.), подг. к зан. (ср. гр.), по уг. прир. (ст. гр.).

Коллект-ый тр. – общая тр-ая деят-ть, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника).

Условия:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необх-ый опыт работы в небольшом коллективе.

2. целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, 4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Тр. рядом – используется, начиная с мл. гр.; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ‘инд-ом темпе, а восп-лю – учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий тр. – один из видов собственно коллект-ого тр., в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников; Впервые может быть организован в средней группе имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, Совместный тр., его особенностями являются:

А) наличие ряда послед-ных этапов (каждый ребенок вып-ет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает рез-тат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

studfiles.net

Роза Буре — Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

В. Г. Нечаева подчеркивает, что умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте, чему способствуют возникающие в повседневной жизни разные ситуации, чаще всего связанные с уборкой игрушек и пособий, приведением в порядок игровых уголков. Такие цели у детей пятого года жизни еще кратковременны и неустойчивы, для их формирования необходимы руководство воспитателя и постоянная поддержка ребенка в самостоятельной постановке цели [13].

Планирование и контроль – компоненты деятельности, развитие которых также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Большое значение имеет также оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятельности. С целью их формирования очень важно продемонстрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.

Мотивы, побуждающие ребенка включаться в труд, развиваются постепенно, наполняясь нравственным содержанием. Малышей часто привлекает сам процесс действий, использование нового яркого оборудования. Увлекаясь процессом действий, дети легко теряют цель, переходят к предметным действиям.

Мотивом может стать будущая игра, вызывающая необходимость изготовления каких-либо игрушек или элементов костюмов. Желание доставить радость друзьям, близким научиться новым умениям, овладеть действиями с инструментами, новыми орудиями также побуждают детей включаться в труд.

Наиболее существенным мотивом является осознание ребенком своих обязанностей, например, выполнение обязанностей дежурного, так как здесь ярко проявляется необходимость его труда для группы. Я. 3. Неверович придает наибольшее воспитательное значение общественным мотивам деятельности, возникающим, когда дети помогают взрослым. В этом случае они легко убеждаются в своих возможностях быть полезными другим [12].

Таким образом, мотивами, побуждающими детей к труду, являются:

• интерес к процессу действий;

• интерес к будущему результату;

• интерес к овладению новыми навыками;

• соучастие в труде совместно с взрослыми;

• осознание своих обязанностей;

• осознание смысла, общественной важности труда. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше ее воспитательный потенциал.

Своеобразие трудовой деятельности детей. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты детского труда удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Но как же тогда оценивать пусть даже небольшое участие дошкольника в труде, ведь отсутствие оценки значительно снижает желание трудиться? Возникает необходимость ввести понятие «субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий. Таким образом, при оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то полезное для себя.

Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр.; испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость; его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью, пользуясь подносом. Расставив розетки на столе, ребенок превращает поднос в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток. Или становится рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: разговаривает с ними, изображая доктора Айболита, производит нужные действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.

С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку; закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку; сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т. д.

В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать отличие работы от игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства взаимосвязь игры и труда проявляется:

• в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;

• в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;

• во включении игровых действий в трудовой процесс;

• в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.

Средства трудового воспитания детей

Средства трудового воспитания дошкольников должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых; о труженике, его отношении к делу; о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступным им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе деятельности положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

• ознакомление с трудом взрослых;

• обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

• организация труда детей в доступном им содержании. В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется в процессе постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.

Ознакомление детей с трудом взрослых. Отечественной дошкольной педагогикой доказано, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового и нравственного воспитания. Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества. Значение этих знаний выходит далеко за пределы обогащения представлений об окружающем мире или расширения словаря. Представления о различных сторонах трудовой деятельности взрослых служат основой воспитания у дошкольников уважительного отношения к труженику, интереса к его работе; желания помогать взрослым, подражать их действиям. У детей появляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него усилиям; становятся доступными нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к деятельности, настойчивое стремление к получению результата.

Наблюдение за трудом людей является одним из мощных факторов социализации ребенка: ему становится доступным смысл моральных норм, регулирующих отношение к труду.

Такой взгляд на воспитательное значение ознакомления детей с трудом взрослых обусловливает необходимость обсуждения ряда вопросов:

• наблюдения за чем позволят ребенку понять процесс деятельности взрослых, отношение тружеников к своему делу, важность результатов?

• на какие стороны труда взрослых следует обращать внимание детей?

• в какой последовательности нужно подавать эти знания?

• какие разъяснения педагога необходимы для того, чтобы помочь дошкольникам осознать важность труда?

profilib.org

1.7. Средства трудового воспитания

Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

ознакомление с трудом взрослых;

обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

организация труда детей в доступном им содержании.

2. Разработка конспекта занятия по развитию ручного труда у детей дошкольного возраста

Предлагаю конспект для проведения практического занятия по развитию ручного труда у детей дошкольного возраста «Подружим иголку с ниточкой». На занятии продолжительностью 25 минут предлагаю отработать навыки: усидчивости, терпения, внимания, практических навыков труда.

«Подружим иголку с ниточкой»

Задачи: познакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; продолжать учить планировать последовательность своей работы; приучать детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.

Развивающие задачи: развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца; продолжать развивать желание заниматься ручным трудом; развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное и аккуратное отношение к швейным принадлежностям; воспитывать положительные нравственные качества: терпение, старательность, взаимопомощь.

Активизация речи:

Катушка, нитки (а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок, пуговица, отверстие.

Предшествующая работа:

Рассматривание швейных принадлежностей.

Изготовление игольниц.

Занятие по технике безопасности “Учимся работать с ножницами”.

Материал к 1 занятию:

Демонстрационный: ножницы, иголка большого размера, катушка с нитками.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: поднос, игольница с иголкой, катушка с нитками, ножницы.

Материал ко 2 занятию:

Демонстрационный: тот же + кукольное платье, пуговица большого размера.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: тот же + лоскуток ткани на каждого, пуговица с двумя отверстиями.

Методы и приёмы:

Создание заинтересованности.

Установка на правильную осанку.

Активизация речи детей.

Показ с объяснением.

Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.

Динамическая пауза.

Рассматривание схем последовательности работы.

Практическая деятельность детей.

Уточняющие вопросы.

Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

Использование художественного слова и музыкального сопровождения.

Анализ и самооценка деятельности детьми.

Рекомендация:

Организационный момент:

Перед занятием воспитатель даёт поручение дежурным: разложить необходимый материал.

Со всеми детьми проводит подвижную игру “Весёлая иголка”.

Описание игры: дети стоят по кругу, выбирается ребёнок — “Иголочка” с помощью считалочки:

— 1, 2, 3, 4, 5,

Станем мы сейчас играть.

Ты, иголка, выходи

Нитку за собой веди!

“Иголочка” — ребёнок бегает между детьми, тот до кого она дотрагивается, берёт её за талию и продолжает бегать с ней, игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся держащими друг друга за талию, т.е. получится “иголка с длинной ниткой”.

Садятся за столы, воспитатель даёт установку на правильную осанку.

studfiles.net

Средства трудового воспитания дошкольников

Поиск Лекций

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством тру­дового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво­ляет расширить представления ребенка о содержании дея­тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с тру­дом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых.

Одни авто­ры (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказы­вать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержатель­ной части трудовой деятельности взрослых, станет воспи­тываться уважение к труду.

Другие авторы (С.А.Козлова, А. Ш.Шахманова) полагают, что нужно знакомить дош­кольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней — врач ну­жен, чтобы лечить людей, учитель — чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фо­ном, содержанием, па котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривает­ся как средство трудового воспитания дошкольников, воз­можен как первый, так и второй подход.

Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход.

В том случае, когда решается группа задач трудового воспи­тания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положи­тельным, но и с негативным отношением к труду, с недобро­совестностью и ее последствиями. Подобные случаи педа­гог может использовать для формирования у детей представ­ления о необходимости ответственного отношения к труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной груп­пы средств у детей формируются представления о содержа­нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива­ют окружающие труд других людей и др.

Эти средства слу­жат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. С помощью худо­жественных средств можно вызвать у детей интерес к тру­ду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важ­ность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки.

Эти «жемчужины народной муд­рости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и под­бодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бо­ятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У ло­дыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и поэтому она эффек­тивнее как средство воспитания.

 

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, при­знанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?»В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова), по­казан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Мар­шака. «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, люб­ви к своей профессии, самоотверженности и добросовест­ности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова).

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий.

Читая детям художественные произведенияо труде, вос­питатель решает сразу несколько важных обучающих и вос­питательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрос­лого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремить­ся, создавая себя.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины масте­ров-художников, дети нетолько видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае — это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т.Яблонской), в другом — тихая, спокойная пере­дышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина).

Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы на­учиться относиться к людям, которые трудятся, с уважени­ем, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные ра­боты на железной дороге» К.Савицкого и др.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, осо­бенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было доста­точно, и они не утратили своей актуальности.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Му­зыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и при­ятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематичес­ки, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудо­вой деятельности дошкольников.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *